36. Когда дети вмешиваются в телефонные разговоры

Маленькие дети не имеют ни малейшего понятия о телефонном этикете. Да что там этикет — они обязательно выбирают для своих вопросов, просьб или других попыток добиться нашего внимания именно в то время, когда мы разговариваем по телефону. И хотя техника сделала огромный шаг вперед, мы пока еще не можем одновременно говорить на две разные темы с двумя разными людьми.

Обычно в подобной ситуации собеседник на другом конце провода слышит нечто в таком духе: «Да, господин Боссеру, в отчете Кастлмана особо отмечается… Анджела! Перестань тянуть меня за брюки!.. Простите, сэр, но суммы за второй квартал со всей очевидностью… Анджела! Ну не сейчас!» И господин Боссеру или кто бы там ни был думает: «Неужели этот тип не может справиться с собственным ребенком?»

Но мы ведь не прикованы к телефону цепью и вполне можем на время положить трубку. Если мы пытаемся решить эту проблему разумным путем, то наш собеседник перестает думать, что наша семейная жизнь напоминает базар. Если мы захотим разобраться с детьми по-деловому — «Господин Боссеру, похоже, ко мне кто-то пришел. Вы не могли бы секунду подождать?» — наш собеседник ничуть не обидится. После этого нужно переключиться на ребенка и коротко сказать: «Анджела, дорогая, тебе необходимо ровно на пять минут сбегать к себе в комнату. Через пять минут можешь снова спуститься сюда, но если я по-прежнему буду разговаривать по телефону, ты закроешь рот на замок». Если Анджела откажется повиноваться, нам придется заняться проблемой вплотную. Говоря нашему собеседнику: «Разрешите, я перезвоню вам через несколько минут», мы получаем такую возможность. Собеседники обычно соглашаются. Они видят, чтомы контролируем своих детей и не позволяем им садиться себе на голову. Кроме того, им гораздо приятнее не слышать в трубке чьих-то посторонних воплей.

Иногда, когда телефон молчит (неужели такое бывает?), мы можем посадить малыша на колени и выяснить, в чем дело.

ОТЕЦ. Анджела, дорогая, я заметил, что всякий раз, когда я разговариваю по телефону, тебе обязательно бывает нужно поговорить со мной. Как это понимать?

АНДЖЕЛА. Я хотела показать тебе Золушку и ее противных сестер.

ОТЕЦ, Ах вот как. Дай-ка взглянуть… Да, это очень красиво раскрашено. Но я могу делать только что-то одно. Когда я говорю по телефону, то я не могу рассмотреть твою Золушку и ее противных сестер.

АНДЖЕЛА. Но я хотела показать их тебе именно тогда, когда ты говорил по телефону.

ОТЕЦ. Что ж, понимаю, но только мне кажется, что я могу рассмотреть их гораздо внимательнее, когда не разговариваю по телефону с другим человеком. Что, по-твоему, лучше: если я только взгляну на твой рисунок или если я рассмотрю его как следует?

АНДЖЕЛА. Если ты рассмотришь его как следует.

ОТЕЦ. Правильно. А когда я могу это сделать?

АНДЖЕЛА. Когда не разговариваешь по телефону.

Этот метод эффективен также и в том случае, если дети имеют привычку вмешиваться в разговор родителей с другими взрослыми.

Мы должны объяснить ребенку, что его поведение превратилось в серьезную проблему и что нам это не нравится. Когда такое случается, ребенок должен уйти куда-нибудь и обдумать наши слова.