Первый принцип

Если я мудрый отец… то лишь потому, что я хочу видеть моих детей такими, какими они могут стать. Для этого на одно из первых мест, тщательно обдумав приоритеты, я поставил создание в своей семье предпосылок, способствующих их здоровому личностному росту и самой полной реализации их человеческого потенциала.

2. «Не такая уж и странная война»

Историки назвали ее «странной войной», периодом затишья в самом начале Второй мировой войны, когда ни одна из сторон не прибегала еще к использованию против врага огневой мощи. Войска словно замерли на боевых позициях, не проявляя никакой активности, хотя противники пристально следили друг за другом. Но поскольку на линии фронта не велось никаких военных действий, у гражданского населения с той и с другой стороны появилось искушение зарыть голову в песок, чтобы ослабить уровень напряжения, возникший в результате такого противостояния. Людям со своей колокольни казалось, что особых оснований для тревоги нет. Но они просчитались; теперь-то мы знаем, что эта странная война не была такой уж странной. Она была как бы затишьем перед бурей, названной «блицкригом», — серией молниеносных ударов на земле и в воздухе, которые фактически вывели из строя военную машину союзников.

Я думаю, что уникальное умонастроение людей, характерное для странной войны, было созвучно состоянию моего духа в то субботнее утро, когда у меня родился сын, Марк. Я впервые взирал на его крошечное тельце, и мне трудно было вообразить, что его душа и в самом деле станет тем предметом вожделения, в борьбу за который вступят самые различные силы. Во время естественных родов я постоянно находился возле жены, и каждый из нас был свидетелем и участником самого захватывающего события в жизни — вхождения в мир ребенка. Жена родила здорового мальчика, и нам тогда показалось, что не бывает на свете большего удовлетворения, ведь Гейл произвела на свет новое человеческое существо, а я при этом чуть не упал без чувств прямо в родовой палате! Покидая родильный дом, чтобы сообщить радостную новость городу и миру и оповестить разбросанных по всей стране родственников, я размышлял не без печали о труднопостижимом деле — быть отцом. В глубине души я ощущал себя простым мальчишкой; что я мог знать тогда о требованиях, предъявляемых к успешному отцовству? В моем сознании никак не укладывалось, что существует масса политических движений, философий, всяких и разных барышников и просто торговцев безделушками и что все это не преминет совратить Марка, соблазнить его и отлучить от меня и того образа жизни, который веду я.

Наверное, в моем умонастроении совершалось нечто похожее в известном смысле на умонастроения людей в условиях странной войны, — по крайней мере, в первые два года. Наверное, мои духовные защитные механизмы за это время притупились, потому что никакого вмешательства извне в процесс развития Марка я вроде бы не замечал — наш сын принадлежал нам с Гейл целиком и полностью. Те несколько посторонних людей, которые участвовали в его воспитании, были отобраны ею или мной. Следовательно, не существовало проблемы, правда, только одной из целого ряда: как оградить слух Марка от обескураживающих выражений, в том числе любого рода слов, которые могли бы оскорбить его и нанести ему вред.

Конечно, в эти первые годы не обошлось и без борьбы поколений, без борьбы между волей родителей и сына, но эти ранние конфликты не представляли собой ничего из ряда вон выходящего: мы требовали от Марка уважения к власти и собственности, послушания (мгновенного, а не отложенного), прививали ему навыки опрятности с горшком (на двадцать третьем месяце), учили быть правдивым. В основном нам удавалось, обуздывая его греховную натуру, формировать необходимые привычки, стереотипы общения, которые бы удовлетворяли нас. Признаюсь вам в своих тогдашних наивных и несколько неожиданных сомнениях, что отцовская ответственность является каким-то страшным грузом.

Тем не менее, всякий трезвомыслящий человек обратил бы тогда мое внимание, и был бы прав, что стадия странной войны, наблюдавшаяся тогда в духовном развитии Марка, усыпляла мою бдительность и располагала к бездействию. Едва ли я был подготовлен к тому «блицкригу», который стремительно ворвался в наш дом, избрав прямой мишенью нашего сына. Незримый враг наносил молниеносные удары с яростной силой через близких друзей, через школу и телевидение, через атмосферу, царившую в обществе, накопившем вещей и богатств больше, чем знаний о том, как ими пользоваться. Когда Марку исполнилось пять лет, я уже был отцом-ветераном с боевыми шрамами, я знал, что веду самую настоящую войну.

И как же вынести все тяготы этой реальной, не выдуманной войны, как противостоять ей? В свое время определенные религиозные круги нашего общества пришли к выводу, что бороться против тлетворных, разрушительных натисков противника проще всего, затормозив развитие истории, изменив дух времени и вернув прошлое. Отцы начинали возводить вокруг семейств стены, внедряя в свои общины монастырские порядки. Прогресс объявлялся злом, и новые веяния в любой области человеческой жизни, будь то мода, образование, техника или что-то еще, сурово осуждались. От определенных искушений такой образ жизни способен защитить, но, по моему глубокому убеждению, жизнь за «монастырскими» стенами качественно не выше той, что снаружи.

Иная реакция на угрозы извне институту семьи встречается даже чаще первой — я имею в виду систему негибких правил и жестких порядков, которые могут сравниться по непробиваемости с кирпичными стенами. Сторонники подобной позиции почти все в этом мире встречают в штыки: почти все здесь недостойно их внимания, почти ничто не приносит им радости. Наблюдая людей, которые свято чтут сборник правил толщиною с телефонный справочник, я вспоминаю, как мама приводила меня ребенком в детский отдел универмага. Но как только начиналось мое захватывающее, увлекательное путешествие среди расставленных там игрушек, она возвращала меня назад, в суровую действительность: «Ничего здесь не трогай!» Для детей из семейств, в которых все регламентировано сводом неких правил, где на все следуют окрики «не трогай!», — жизнь в мире — это сплошной отдел игрушек из моего детства. Смотри, и пусть у тебя текут слюнки, но не тронь; наслаждаться грех!

Я считаю, что не правы и те, кто «возводит стены», и те, кто «устанавливает правила». Но верно и то, что перегибать палку в другую сторону — значит подвергать детей не меньшей опасности. Вообразим себе отца, относящегося к жизни во внешнем мире так, словно там нет никаких опасностей. Он не грозит детям наказаниями за нарушение запретов, потому что таких запретов просто нет, он не предостерегает своих детей, потому что мир, по его мнению, безопасен и ждать от него вредоносных воздействий не приходится. «Я хочу, чтобы у моего сына или дочери были все возможности, какие предоставляет мир, — говорит такой отец. — Пусть выбирают верования и образ жизни, которые им более всего подходят».

Нельзя впадать в такие крайности, так как они лишены здравого смысла, и только тот, кто придерживается золотой середины, имеет перспективы строить будущее на разумной основе. Понятно, что сама по себе цивилизация, культура вообще не есть зло, и многое из сущего, назначенного для познания нами Премудрости Божьей и наслаждения, является той действительностью, которая расширяет кругозор, развивает ум. И в то же время у отца, не понимающего, что жизнь на земле есть постоянная война и что жить в последнее время — значит «ходить по минному полю», нет иного выхода, как только основательнее подготовиться к тяжелым поражениям. Как-то мне попалась на глаза, не помню где, поразительная фотография военного времени, на которой был изображен отряд, пересекающий минное поле. Во главе отряда шел сапер с миноискателем. Ясно, что если ты двигался вслед за ним, это было, несомненно, безопасно, в то время как остальная часть земли была усеяна снарядами и представляла страшную, смертельную угрозу. «Следуй за сапером и останешься в живых», — как бы утверждал этот снимок.

Апостол Павел прямо предупреждал христиан из Эфеса о том, что жизнь в мире может быть тяжелым, кровопролитным сражением. Враг души, говорил он, не всегда видим. Более того, он часто невидим, он заманивает в засаду, которая на первый взгляд может показаться привлекательным, полезным, выгодным делом. Совет Апостола Павла: приготовьтесь к битвам, проявляйте бдительность, духовно вооружитесь, чтобы твердо противостоять врагу и выстоять. Он предупреждал коринфян, что нельзя проявлять невежество в отношении замыслов врага. О том же в своих посланиях говорил и Петр, сравнивая врага душ человеческих с рыкающим львом, ищущим, кого поглотить. Эти мужи веры не были похожи на хитрых лжецов, принуждающих кого-то делать по-своему. Их нельзя было назвать и бредовыми фантазерами. Но они были уверены, что духовное выживание требует драматического напряжения, многих усилий, борьбы за победу.

Прекрасно понимая негативную роль духовной близорукости в процессе воспитания детей, мудрый отец оттачивает остроту своего зрения, чтобы видеть разницу между конструктивным и деструктивным, между тем, что принесет пользу, и тем, что нанесет вред душам его детей. Он начинает различать укореняющиеся в детях вредные привычки, мельчайшие оттенки их нравственного поведения в различных сферах жизни, требующие тонкого, чуткого понимания, чтобы не упустить среди доброго, положительного элементы худого, отрицательного, что станут потом разъедать и ранить души его детей.

Некий духовный миноискатель может зарегистрировать то, что способно подорвать семью. Например, я однажды понял, что даже чтение любимой ежедневной газеты требует громадной мудрости. Издатель вынужден печатать статьи, которые приходятся по душе большинству читателей. Большая доля газетных полос посвящается рассказам о людях, которые очаровывают и восхищают наше общество. По этой причине в своей любимой газете вы, скорее всего, столкнетесь с интервью и биографиями мужчин и женщин, гордящихся тем, что исповедуют так называемый «вольный стиль». На прошлой неделе передовица ярко представила одну даму из высшего света Нью-Йорка, которая, не смущаясь, толковала о якобы счастливом замужестве. Однако внебрачные похождения этой дамы были известны всем и вся, в том числе и ее супругу, испытывавшему явное наслаждение от обоюдных «привилегий» в результате ее легкого поведения. Статью эту, несомненно, следует признать безнравственной, — в ней много скрытого смысла, и она подспудно, ненавязчиво предлагает всем брать пример с этой дамы, чтобы избавиться от своих эмоциональных проблем. То есть нам внушается мысль, что супружеская верность уже вышла, мол, из моды. Не проходит и недели без того, чтобы газеты не покопались в грязном белье очередной четы голливудских звезд, воспитывающих детей в гражданском браке и словно бы советующих остальным попробовать то же самое. Не забывайте и о том, что наши дети также могут прочесть подобные статьи.

Газетные статьи, в той или иной мере затрагивающие область сексуального поведения, — не единственная сфера, в которой газета задает общий тон: «Все поступают так, а что мешает тебе?» Страницы, посвященные спорту, проникнуты духом яростной, уничтожающей критики спортсменов, которые накануне могли находиться на поле не в лучшей форме; то же касается и тренера, превратившегося в мальчика для битья за череду провальных выступлений популярной команды. В результате душам людей наносится непоправимый урон. Нельзя не учитывать последствий подобных коварных влияний на молодежь, впитывающую в себя любые оттенки мнений. А мнения зачастую диаметрально противоположны. С одной стороны, репортеры режут по живому, называя тридцатипятилетних спортсменов «старыми», и призывают содрать с них скальп за пропущенный гол, а с другой стороны, газетчики готовы тут же превозносить их, сравнивая с молодыми львами, когда те нарушают правила и удачно избегают неприятных последствий. Такой настрой создателей газеты гипнотизирует молодых членов семьи, находящихся в том возрасте, когда они усваивают новый, взрослый образ мышления и принимают новую, взрослую систему ценностей. Обратитесь к странице редактора, цель публикаций — та же: промывание мозгов; единственная разница в том, что здесь атаки нацелены на политиков, деятелей народного образования, просвещения и религиозных лидеров.

Телевидение, если мы допускаем его в свой дом, принимает газетную эстафету и представляет те же самые темы, только в звуке и цвете. Приведем только один пример. Цель невинных на первый взгляд комедийных ситуаций — внушить нам искаженные истины, например, о супружеской верности. Одна из героинь телешоу была любимицей нашей семьи. Но вот мы стали видеть нашу Мэри в сценах, в которых попираются основные моральные принципы, причем это повторялось все чаще и чаще. Первоначально Мэри производила на нас приятное впечатление. Но затем она разочаровала, обманула нас: заслужив когда-то нашу преданность, теперь Мэри перестала нравиться тем из нас, кто, бывало, вместе с детьми любил беззлобно посмеяться над чем-то забавным.

Не хватит и всей книги, чтобы рассказать о коварных посланиях из радио- и телеэфира, которые, проникая в наши души, переполняют их. Создатели мыльных опер занимаются только тем, что анатомируют разорванные любовные связи и запутанные отношения мужчин и женщин. Игровые шоу-программы вдалбливают в наше сознание гнилую идею, что без того или иного товара нам просто не выжить, что не нужно отказываться от материальных благ, если уйма доступных товаров так и плывет в наши руки. Жестокость и насилие, льющиеся потоком с телевизионных экранов, приводят к бесчувствию, ожесточают наших детей и притупляют их эмоциональные реакции на ужасы реального, действительные страдания и саму смерть. Такая «анестезия» с мучительным переживанием душевной опустошенности ничуть не безопаснее и для зрелых людей.

Мы описали только некоторые способы, с помощью которых электронные и печатные средства массовой информации влияют на наш внутренний мир. На это поле духовной брани для борьбы со злом обязан вступить мудрый отец. Но разве разумно поступит такой отец, если по-страусиному спрятав голову в песок, вообще не позволит своим домочадцам читать газеты или смотреть телепередачи? Запретительные меры в борьбе со злом прошли уже многочисленные испытания, но вывод отсюда сделан один, и неутешительный: такие методы просто не работают, они неэффективны. Единственное верное решение поставленной задачи — принимать сознательное и активное участие в совместном выборе и оценке чистого источника информации. Разве здравомыслящий отец, любящий свое семейство, позволит какому-нибудь подозрительному типу запросто проникнуть в свой дом? В наш век всеобщей связи и информации роль отца как своего рода «привратника» заключается и во входном контроле всего, что пытается проникнуть в его дом, если не через дверь, так через форточку. Таков один из фронтов борьбы с врагом.

Многие отцы столкнутся и с другим препятствием. Это так называемая проблема отсутствующего отца, который много работает, то есть дома его почти не бывает. Нельзя повернуть колесо истории вспять, однако можно взглянуть, какое место отец как глава семейства занимал в старые добрые времена, и, сравнив с положением дел теперь, ужаснуться, в каком же неустройстве мы оказались. Семья крестьянина работала как одно целое, причем отец всегда был как на ладони, на виду у всех домочадцев. Дети видели отца не только вечерами, но в течение большей части суток, причем они внимательно следили за его поведением в нормальных условиях и в условиях чрезмерного стресса. Если корова опрокидывала ведро с молоком, дети были тут как тут, и реакция папы на данное происшествие подавала им образец поведения в схожих ситуациях. Когда же град побивал весь урожай зерновых, дети переживали вместе с отцом. Они были рядом с ним при рождении и вскармливании скотины, а также в момент ее смерти.

Именно такое семейное единение формировало образ жизни каждого ребенка в семье. Однако в большинстве современных семейств постоянное присутствие старших рядом с младшими невозможно. Ранним утром отец отправляется на работу; его производственные связи и личностные реакции на профессиональный стресс, то есть наиболее значительные внесемейные отношения отца, останутся неведомы детям. Если бы место отца в семье не пустовало, детвора могла бы научиться всему именно от родителя. Папа возвращается домой только к вечеру, а это время усталости и переутомления: потенциальную свежесть отношений отцы теперь дарят не детям, а производству. В новом жизненном укладе, с которым мы все как-то смирились, совместная деятельность отцов и детей становится трудноразрешимой проблемой. В итоге семейная жизнь все более и более ориентируется, вращается вокруг досуга, развлечений, а дом все больше превращается в помещение для отдыха, куда все являются, чтобы расслабиться, восстановить силы, поесть и поспать. (Все, за исключением домохозяйки) Эпицентр творческой и производственной жизни переносится ныне из дома в офис, в школу, на рынок. Это сильно извращает значение понятия «дом».

Абсурдность ситуации с отсутствующим отцом, может быть, лучше всего пояснить на примере новейшего поколения инженеров, ученых и военнослужащих, вынужденных трудиться в условиях повышенной секретности, высокой опасности технологических катастроф. В этом случае отец не просто отсутствует на месте, но превращается в абсолютное ничто в том смысле, что его семья совершенно не представляет, чем он зарабатывает на пропитание. Я пишу эти строки, а в это время многочисленные атомные подводные ракетоносцы, месяцами скрываясь в глубине океанов, выполняют поставленные боевые задачи. А дома дети не имеют никаких сведений — и так будет всегда, — в какой части мирового океана в данный момент находятся их отцы-мореплаватели, и матери знают об этом не больше своих детей. Таким образом, отсутствующий отец создает в семье страшное напряжение, чем вынуждает жену и мать взваливать на свои плечи ответственность, которая должна быть на мужских плечах, и лишает детей общения с ним, которое им крайне необходимо.

Как отец, я признаю достоинства системы народного образования, но я убедился, что общественное образование чревато потенциальными конфликтами и требует от родителей постоянной бдительности. Образование стало великой силой в нашем обществе, давно уже выйдя за границы обыкновенной схоластики — чтения, письма и арифметики. Следуя обширным человеческим интересам, общественное образование ныне предлагает ребенку познания и опыт во всех областях, начиная от теорий происхождения человека и свода правил сексуального поведения и кончая практическими советами о том, как построить свою карьеру.

Один отец рассказывает мне о почти полном разрыве отношений с дочерью. Мысленно восстанавливая этапы этого процесса, он говорит: «Я вдруг понял, что моя дочь попала в рабскую зависимость от школы. Начнем с того, что уроки рукоделия там начинаются в семь утра, еще до классного часа, затем наступает время для игр до ужина и, наконец, день завершается изнурительной домашней работой до полуночи. В течение дня она занимается с кем угодно, только не со мной. Хотя, признаться, все это время о дочери я не думаю и занят своей работой».

Вот почему, если кто-то станет обвинять систему народного образования в чрезмерной экспансии, представители этой системы совершенно справедливо ему возразят и в свою очередь станут порицать семью за пренебрежительное отношение к воспитанию детей. В условиях борьбы с конкурентами и беспрестанных хлопотах, занятый все большим и большим числом дел, человек чувствует себя загнанной белкой в колесе. Поэтому чем больше семья «отказывается» от своих детей, тем большую ответственность за их судьбу готово взять на себя государство.

От сознания того, что приходится доверять своих детей учителям, которых я не знаю лично, у меня, бывает, холодеет кровь. Каждая пятидневка — первые, лучшие шесть-семь часов в начале дня — принадлежит отныне людям, с которыми я едва знаком. По самой природе вещей их восприятие мира, их мнения, их система ценностей будут теперь представляться моим детям непререкаемыми. Ваших детей, как и моих, завалят книгами, рассуждениями и исследованиями, из которых имя Божье будет тщательно вымарано. Вот повод для волнений человека, верующего, что все действительное, материальное создано Творцом, все покоится на теистической основе.

Представление о мощи коварной силы и неограниченном влиянии мирского образования сформировалось у меня в один прекрасный день, когда наша дочь, ученица второго класса, вернулась домой из школы. Гейл поглядывала из-за плеча за работой Кристи, пока та упражнялась в чистописании. Но вот она обратила внимание дочери, что та пишет какую-то букву неправильно. Тогда наша семилетняя крошка повернулась к ней и с некоторым раздражением произнесла: «Учительница предупреждала нас, что написание этой буквы не понравится нашим родителям, но нам все равно нужно делать так, как сказала она». Конечно, это мелочь, пустяк. Однако любая дорога начинается с первого шага, и такой шаг становится началом все больших и больших перемен, в результате которых дети постепенно, не рассуждая, усвоят, что менталитет «системы» важнее домашнего. Вот от чего стыла кровь в моих жилах.

Если вы все еще идете за мной по минному полю, то не упускайте из виду еще одного фактора: влияния богатства, изобилия, материального благоденствия. По мере того как материальные блага становятся все более и более доступными, потребность в общении и дружеской поддержке становится все меньше и меньше. До меня как-то все не доходил смысл воздействия фактора благоденствия, пока однажды вечером мне не пришлось наказать сына. Я приготовился было отослать Марка в его комнату и лишить общения с семьей на весь остаток вечера, как вдруг меня осенило: подобное наказание стало совершенно бессмысленным по сравнению с тем, каким бывало во времена моего отрочества. В наши дни Марк, оставшись один в своей комнате, мог бы послушать кассетник, заняться чтением большого числа книг, играми, поработать с самодельным телеграфом и набором юного химика, который мы подарили ему на день рождения. Вовсе не плохой вечер провел бы мой сын, подумалось мне. Надо признать, что если таким было бы наказание Марка, то я бы охотно составил ему компанию.

Мир, который измеряет жизнь количественными, а не качественными критериями, способен искалечить чистые детские души. Один человек эту мысль пояснил следующим образом: «Долгое время я не знал, о чем следует молиться в наши дни». Он совершенно прав; ныне в Северной Америке мало детей, которым есть о чем молиться между двумя приемами пищи. Мало кто из ребят думает о том, во что ему одеться, наоборот, одежды полно, и дети сейчас находят удовольствие, изощряясь в выборе расцветок и фасонов. Многие готовы выбросить совершенно нормальную одежду только лишь потому, что кто-то там, в окрестностях Нью-Йорка бросил клич, что пришла пора новой моды и от старой надо отказаться. Пытаясь обеспечить своим детям существование «не хуже других», не думающий о будущем папаша может сильно обмануться. Не лучше ли с самого начала утверждать детей в обратном — в умении избегать ненужных расходов, в умении экономить сначала родительские, затем и свои деньги.

Еще один потенциальный враг, угрожающий устоям семьи, — это влияние со стороны равных по возрасту и положению. Наше общество разделяет людей из разных возрастных групп так, что большую часть времени они проводят в изоляции друг от друга. Подросток, например, отделяется от тех ребят, что моложе его, и совершенно не заинтересован в поддержании с ними значимых контактов. У него сохраняются лишь ограниченные (когда не возникает враждебности) контакты и с миром взрослых. Область его интересов распространяется только на ровесников. В компании подобных себе он находит особый род человеческого удовлетворения, особую, способствующую группированию подростков симпатию, которая проистекает из разделяемого всеми чувства родительского гнета. Пугает то, что в подростковой среде мерилом оценки популярности становятся только поверхностные качества и свойства. Возникает подростковая субкультура, которую легко отличить по стилю в одежде, по особому жаргону, уникальному роду социального устройства в их микрогруппе. Как грибы вырастают целые отрасли индустрии, ориентированные на удовлетворение вкусов людей, разделенных по возрастному критерию. Вещают радиостанции, рассчитанные на определенные возрастные группы. Деструктивная сила возрастной группы отражается на владельцах магазинов, расположенных поблизости от высших учебных заведений страны. Хозяева магазинов по решению арбитражных судов вынуждены прекращать свой бизнес и бежать подальше от этих мест только лишь потому, что некая группа студентов решила больше не посещать их заведения.

Если связи детей внутри подростковой группы укрепляются, то семейные связи неизбежно ослабевают. Золотой закон механики: выигрываем в силе — проигрываем в расстоянии; третьего не дано. Что касается воспитательных мер, то в условиях крена в сторону укрепления внесемейных отношений детей, большая часть родителей по-прежнему ориентируется на то, что когда-то им казалось конструктивным. И такое почивание на лаврах длится до тех пор, пока один или два ребенка не достигнут подросткового возраста. Внезапно — для этого бывает достаточно и двух недель — происходит разрыв семейных связей, появляются новые увлечения, и отца с матерью приводит в недоумение тот факт, что их детей как будто подменили, настолько они кажутся им другими. Но что же происходит?

«Хотите верьте, хотите нет, но мы раньше с ней и беды не знали, — говорит мне мать семейства. — Но вот сентябрь, она идет в девятый класс. Не прошло, наверное, и двух недель, как мы с отцом замечаем, что она как-то иначе носит одежду, иначе разговаривает с младшим братом, теперь ей нравятся совсем другие мальчики. Всякая дискуссия переходит в спор; каждый выходной заканчивается скандалом из-за того, куда ей идти и с кем проводить время. Нас с отцом она просто сломала. Кажется, теперь с нами живет другой человек». Подобный крик души — не редкость. Культура, разделенная возрастным критерием, отгораживает поколение от поколения глухими стенами непонимания.

Такое положение дел трудно назвать миром. Это война. Ставкой здесь является внутренний мир моих ребят, и эта ставка крайне высока, и риск проиграть войну весьма высок. Против меня выстроились боевые порядки тех, кто намерен украсть мои деньги, похитить верность и творческую силу моего сына и моей дочери, на которую они способны. Ставка в вечности — это души моих ребят. Я никогда не пойду на компромисс или торговую сделку с врагом. И пока мои дети не станут достаточно зрелыми и мудрыми, чтобы отличить врагов от друзей, я буду руководить боевыми действиями, обороной и наступлением, за них и вместо них, все время объясняя, что и почему я делаю.

Война, в которую приходится вступать мудрому отцу, чем-то напоминает войну в джунглях, которая ведется в духе нашего времени, «по-партизански»: тот, кто кажется днем бесхитростным другом, ночью обнаруживает себя злейшим и дерзким врагом. Я снова и снова вспоминаю военное фото, на котором запечатлен сапер с миноискателем. За сапером идут другие; они ступают за ним след в след, потому что он умеет найти правильный путь. Каждый его шаг тщательно выверен, поскольку сапер ошибается только один раз.