4. Стоит ли овчинка выделки?

Моисей растолковал патриархам Израиля принципы правильного воспитания, столетия спустя Иосиф успешно претворил эти принципы в жизнь, вырастив своего сына, Иисуса. Но готов ли ныне кто-нибудь последовать призыву Моисея и пойти по стопам Иосифа? Надо сказать, что отца, который не хотел бы мудро, без затруднений воспитывать ребенка, наверное, не существует. По-моему, очень мало таких, которые не мечтали бы добиться почетного звания замечательного отца, но добиваются его, к сожалению, только единицы. И связано это печальное явление с тем, что за все приходится платить, в том числе и за право называться замечательным отцом. Однако лишь очень немногим при этом хочется платить сполна по счетам эффективного отцовства. Большинству мужчин установленная цена кажется слишком высокой, поскольку требует не только отказа от определенных увлечений, но и полного соответствия определенным нравственным критериям.

Широко известный пример: человеку предлагают купить несколько акций в одной крошечной фирме с туманными перспективами дальнейшего развития. Заплати сущую мелочь, всего несколько сотен долларов, и станешь владельцем двух-трех дюжин «крошечных» акций. Потенциальный инвестор чешет затылок и отказывается, поскольку цена ему кажется все-таки слишком высокой, да и риск тоже, в общем, сделка расстраивается. Ну а что наша фирма? Поразительно, но ее простенькие идеи порождают великий скачок развития, и по прошествии некоторого периода времени ее акции подлетают в цене. Пока до нашего субъекта доходит, откуда дует ветер, фирма со скудным начальным капиталом зарабатывает миллионные прибыли. И тут, как всегда, непременно находится тот, кто начинает подсчитывать потенциальную выгоду нашего горе-инвестора — ведь он отказался купить курицу, несущую теперь золотые яйца, правда, не ему, а другим, поскольку тот в свое время пожалел денег. Как бы сказочно он разбогател, если бы не прогадал тогда. Когда счастье улыбнулось ему, он пожадничал. Сохранив несколько долларов, он упустил миллион!

Стремясь быть успешным отцом, я всегда помню притчу о жадном инвесторе, которая хорошо иллюстрирует значение «вкладов» в детей. Если относиться к ребенку как к неоперившейся фирме — не зная, какой капитал она принесет, — он покажется нам еще очень глупым, потешным и легкоуправляемым. При таком отношении к сыну или дочери извратить пословицу «Делу — время, а потехе — час» молодому отцу проще пареной репы. Плохо, если он всерьез считает своим делом только защиту диссертации, общественную карьеру и, пока молод, ненасытные поиски веселья. И плохо, если занятия с детьми он ставит в ранг потехи.

До толстокожих молодых отцов не доходит тот простой факт, что только при одном условии вклады в детей могут принести выгоду семье: они должны вноситься в тот период, когда дети еще не перестали держаться за юбку матери. Больших прибылей в будущем не видать как своих ушей, если не делать крупных вкладов в настоящем. Однако что касается долгосрочных вложений в детей, то многим сумма вносимого задатка представляется непомерно высокой, поскольку считается, что немедленной выгоды они не гарантируют.

Евангелист Марк рассказывает о реальном происшествии с неким богатым молодым человеком. Однажды тот пришел повидать Иисуса. В Писании нет сведений, что кто-то из учеников помешал ему нарушить планы Христа. Мол, понятно, этот человек непростой. Он, что называется, в полном расцвете сил. Таким препятствовать нельзя, пусть идет к Нему. Несомненно, именно так рассуждали ученики Сына Божьего. Итак, молодой человек пришел ко Христу, желая стать его учеником, но отошел «с печалью», поскольку не смог решиться на полную переделку налаженного жизненного уклада, лишиться своего богатства. Он не смог покориться, чтобы исполнить трудновыполнимые требования Иисуса, которым должны были удовлетворять Его потенциальные ученики.

Предыдущее событие, по описанию евангелиста, составляет яркий контраст с этим кратким, стремительным визитом молодого человека. Марк повествует о попытке каких-то родителей привести к Иисусу своих детей. Когда их привели, ученики запретили им войти, сказав: «К Нему нельзя!» Господь слишком занят, полагали они, и не будет тратить Своего времени на детей. К тому же на земле важнее всех люди в летах, умудренные опытом, власть предержащие и наделенные «необходимыми средствами».

Но, замечает Марк, Иисус вознегодовал на учеников. Ради детей Он отложил Свои занятия и, посадив их на колени, благословил. Он отменил все намеченные ранее встречи, свидания, разговоры со всякими важными, убеленными сединой людьми лишь затем, чтобы поиграть с малышами. Какой вывод из данной истории необходимо сделать? Иисус Христос преподал нам урок, который заключается в следующем. Очень многие мужчины считают затраты личного времени и отказ от собственных интересов ради детей слишком высокой ценой, а Судия, дающий человеческим существам оценку в перспективе вечности, своим поступком доказывает, что лучшей траты времени и энергии не бывает. Пожелавшему стать хорошим отцом следует накрепко усвоить этот урок Христа.

Но стоит ли овчинка выделки? Бесспорно! Платить назначенную цену надо, и платить надо честно, не откладывая, с первых дней жизни малыша; хотя прибыль можно получить очень нескоро. Именно неумение платить назначенную цену по доброй воле и приводит большинство отцов к своего рода духовному Ватерлоо. Считая эту цену слишком великой, они начинают походить на того прижимистого вкладчика, который имел возможность начать многообещающее дело, но упустил свой шанс.

Желая быть успешным отцом, я пересматриваю свои жизненные ценности и вдруг понимаю, что для этого надо ежедневно мастерски исполнять совершенно определенные обязанности. Прежде всего, успешное отцовство достается ценой жертвы, добровольного, по любви, вознесения на алтарь своих личных прав и привилегий. Речь идет о моих второстепенных, дополнительных занятиях, моем свободном времени — тех сферах бытия, где я волен выбирать свой досуг, дела, привычки, слова и выражения, где я могу оседлать своего любимого конька и судить о людях и самом себе в неформальном ключе. Чтобы стать хорошим отцом, я должен стремиться отдать все это под Божий «рентгеновский» контроль и думать о том, как все это отзовется в душах моих детей.

Возьмем, к примеру, время. Мне его на регулярный отдых с друзьями вне дома, как правило, не хватает; моим свободным временем я часто не могу наградить даже своих детей. Но чтобы стать успешным отцом, необходимо уделять довольно много времени общению с ними. В примерах, которые свидетельствуют о том, что детям следует отдавать его как можно больше, нет недостатка. У какого-то мальчика или девочки на фоне начинающегося пубертатного периода * вдруг, совершенно неожиданно, круто изменяется настроение. (* Период полового созревания. — Прим. перев.) В раннем юношеском возрасте подростки проявляют своеобразный, подростковый вандализм, когда без видимой причины портят, ломают и крушат все, что попадает им под руки. Рассуждения и объяснения их становятся бессмысленными, они противоречат здравому смыслу, и ошеломленным родителям остается только поражаться — что же, в конце концов, происходит с их отпрысками. Им не удается достучаться до сына или дочери. Нормальная реакция взрослых людей на подобное поведение вполне объяснима — гнев, расстройство, или то и другое вместе. Родители, вполне возможно, примут и некоторые карательные меры. Но такое поведение есть расплата за неотданное ребенку время. Если отец придавал большое значение и уделял массу времени игре в кегли, работе по совместительству, нескольким церковным кафедрам, то вряд ли ему удастся справиться с причудами, капризами, приступами дурного настроения у своих детей, достигших переломного возраста. Вскоре, как по накатанной, родитель начинает реагировать на свое дитя гневно и деспотически, однако в сложившейся ситуации прибегать к силе не рекомендуется. Умнее поступит тот отец, который почувствует нужный момент и пригласит подростка в тихую комнату, где не спеша, проявляя искреннюю любовь, обсудит с ним все происходящее и не прекратит своих усилий до тех пор, пока ребенок не успокоится. Подросток нуждается в увещевании и утешении, в обретении уверенности и спокойствия, но зачастую за все это и приходится расплачиваться личным временем. Большая часть мужчин неспособна дарить детям столько времени; время для них — деньги, оно очень дорого, и они не хотят «попусту тратить» его на своих отпрысков. Но вспоминайте почаще о том, как поступал Иисус, и берите с Него пример.

«Папа ужастики смотрит, а почему нельзя мне?» — резонно вопрошает ребенок. Достойного ответа здесь нет, и мудрый отец это прекрасно понимает. Поэтому ему приходится пересмотреть свое право выбирать форму досуга и решиться на жертву ради блага детей. Хороший отец, как хороший тренер, наравне со всеми соблюдает правила тренировки, установленные им самим. Большинство же отцов не делают этого, поскольку такая цена слишком высока для них.

«Папа говорит это слово, а почему нельзя мне?» Опять ловушка, которую расставляет ребенок отцу? Точно! И опять его уловка оставлена без достойного ответа. Цена, видите ли, слишком высока! Но высока ли на самом деле? «Папа бросает свою одежду как попало, а почему я должен складывать свою?» Снова надо платить. Слишком дорого? «Папа, тебе скоро 65, а ты утверждал, что тебе 55. Разве так честно? Я думал, что ты скажешь…» Снова надо платить. Начал ли для вас проясняться ответ на вопрос, почему так мало успешных отцов? Цена, которую надо платить, слишком велика. Размышляя о системе ценностей хорошего отца, я сделал интересное наблюдение: оказалось, что такая система существует как бы в ином измерении. Отцы хорошие совершенно иначе понимают то, что является действительным успехом в жизни.

Мы с Чарли соседи, и его дети играют с моими. А в канун Дня всех святых мы не спеша прогуливаемся с ним. ,*( * Праздник урожая, отмечаемый 31 октября; частично утратил свой религиозный характер; дети любят подурачиться в этот день. — Прим. перев.) Дети где-то рядом; как вроде бы и полагается в этот день, дурачатся и проказничают, а он рассказывает мне о том, что считает в жизни главным. Чарли — убежденный католик, я — убежденный протестант. И хотя теология разделяет нас, нас объединяет все же нечто большее. Прогуливаясь, мы рассуждаем с Чарли о трудном, противоречивом, незавидном положении нашего современника, занятого в сфере предпринимательства. Чарли говорит: «Прямо скажу, Гордон, нельзя преуспевать в семье и в бизнесе одновременно. Чем-то надо поступаться. Обязательно. Недавно мне предложили возглавить систему технологического управления в нашей компании. Но ты знаешь, что они потребовали? Телефон прямой связи в моей спальне. Обед с президентом компании — три-четыре раза в неделю. Деловые завтраки — каждое утро. Частые командировки по всем Штата? В конце недели — конференции по прихоти президента. Можно заработать кучу денег и получить кучу льгот, но факт остается фактом: нельзя быть работником, полностью преданным компании, и семейным человеком в одно и то же время. Пострадает или компания, или семья, это точно. Но я слишком люблю Джоун и малышей, и я отказался от предложения, эта работа для кого-нибудь другого, не для меня».

За что я так люблю Чарли? За многое, и за эти слова, быть может, тоже. Он знает толк в жизни и чувствует, что в ней важнее всего. Он — успешный отец, поскольку свое понимание успеха он поставил в зависимость от интересов семьи. Он пожертвовал многим, но цыплят по осени считают: когда наступит время подводить итоги, у Чарли будут прекрасные дети, а у парня, который вместо Чарли согласился на предложенную работу, будет куча денег. На основе своего пасторского опыта возьму на себя смелость предсказать, что придет час, когда тот человек с тугим кошельком взглянет на моего Чарли и скажет: «Приятель, я бы отдал сколько угодно денег, чтобы иметь такую же семью, как у тебя».

Мне осталось раскрыть еще один важный момент в системе ценностей всех успешных отцов: Они повинуются руке Божьей всю жизнь. Иначе говоря, ты повинуешься Богу, ты — Его собственность, и Он делает из тебя Своего человека, который поступает всегда только так, как угодно Ему. Честно говоря, решение покориться Богу дается трудно, поскольку ты должен принести на алтарь свое личное, индивидуальное, кровное; ты должен поступиться самым ценным, ты должен жертвовать собой, то есть отныне ты отвергаешь себя, согласившись принять дополнительные заботы, хлопоты, волнения, тревоги, беспокойства — и все это не всегда понятно окружающим.

Мой друг Фил, врач, человек весьма занятой, среди всего прочего обязан семь дней в неделю делать обход своих пациентов в клинике. В пять утра Фил уже на ногах и целый день он крутится как белка в колесе, стараясь уложиться в график. Но удивительно, что Фил посещает все молитвенные собрания, преподает в воскресной школе и регулярно бывает в церкви еще и по вечерам. Он убежден, что Бог хочет видеть его семью как бы встроенной в церковную общину, а значит, он, кровь из носу, будет делать так, как велит ему Господь. Ничто, кроме смерти, не отвратит его от исполнения повелений Бога, и он будет ходить в церковь сам, будет приводить туда свою семью, поскольку выше всего он ценит духовное общение с народом Божьим и богослужение. Секретов успешного отцовства у Фила много, то, что он принес в жертву Богу всего себя без остатка, — только часть из них.

Повиновение Богу — это еще и строгая, упорядоченная молитвенная практика: во время молитвы как бы открываются невидимые, духовные окна, которые позволяют Богу обратиться ко мне с разговором обо мне самом и моей семье, а мне — рассказать Ему о своих печалях и радостях. Порой случается, что Бог открывает мне нечто, и тогда становится так пронзительно ясно, что вот здесь, и здесь, и там, и тут ты был не прав. Как это больно! Но тогда я вспоминаю слова Дейла Мартина Стоуна из прекрасного стихотворения о труде Божьем в жизни человека:

Как безжалостно Он шлифует тех,

Кого избрал по Своей воле.

Как выковывает их,

Причиняя боль

И с каждым ударом придавая им ту форму,

Которая известна только Богу. (2)

Завещанный нам призыв Иосифа и Моисея, о котором речь шла в предыдущих главах, остается в силе, и по-прежнему он звучит злободневно. Первые вклады в чистые детские души оказываются весьма и весьма дороги, если вспомнить, что мир предлагает множество иных, привлекательных соблазнов. Невозможно следовать этому призыву, не желая платить дорогой ценой. Она очень велика — вот почему так мало хороших отцов.