Глава 10. Создание трудных ситуаций

Хотя это и невозможно доказать, но я на сто процентов уверен, что первый торговый центр создал дьявол. Все появившиеся потом не что иное, как созданные человеком модификации оригинала.

Для женщины торговый центр — то же самое, что для мужчины площадка для игры в гольф. Когда слышишь, как жена обсуждает с подругой предстоящее посещение торгового центра, невольно думаешь, что их разговор очень напоминает беседу об игре в гольф, которую ты сам вел на прошлой неделе с приятелем:

— Хочешь, пойдем в «Парадайз Велли» или в «Метро центр»?

— Куда поедем играть: в «Орандж три» или в «Мамми Маунтин»?

— Хочешь, сходим в «Даймондс»* и в «Сирз»* и, если у тебя будет время, заглянем в «Маньен» *?

— Будем играть на площадке с девятью или с восемнадцатью лунками?

— Что ты наденешь?

— Заглянем потом в клуб?

— Ты возьмешь с собой кредитную карточку?

— Ты собираешься опробовать свои новые клюшки?

На эту тему говорить опасно, потому что некоторые женщины очень резко реагируют, когда мужья дразнят их за пристрастие к магазинам. Дамы прекрасно знают, что, хотя покупки доставляют им огромное удовольствие, они не всегда тратят много денег. Их, скорее, интересует не результат, а процесс. Самое необходимое в большинстве семей покупает как раз муж. Мне нравится, как об этом сказала Энн Чепмэн: «Женщины торчат в магазинах целыми днями и покупают блузку. Мужчина же ходит по магазинам два часа и успевает купить лодку».

Как-то в субботу я решил прогуляться до нашего торгового центра, и Дарси сочла разумным, чтобы я взял с собой Коди. Поскольку ничего конкретного мне не нужно было, я был не против провести время с сыном.

По дороге я объяснял Коди, как играют в посещение торгового центра:— Начинаешь игру с Западного входа и проходишь, не останавливаясь, через «Пенни»*. Смотри, не завязни в «Б.Дэлтоне»* и будь особенно осторожен при выходе из магазина «Товары для мужчин Кей Джи». Надо быть внимательным, когда подходишь к нему справа, чтобы не попасть в «Голдуотерс»*. Внутри у них настоящая ловушка. Стоит туда попасть, заработаешь два штрафных удара и еще придется вытаскивать кредитную карточку…

Когда мы вышли из машины, я понял, что неудачно выбрал день для посещения торгового центра, да еще с ребенком. Вся стоянка была забита машинами, люди толпами входили в главный вход и выходили из него.

Я взял Коди за руку.

Когда мы подошли ближе к дверям, я объяснил, что, как только мы войдем, он должен держаться за меня: народу было так много, что мы могли потерять друг друга.

Торговый центр, в который мы обычно ходим, почти ничем не отличается от всех остальных. Прямо за входной дверью справа находятся «Мак-Дональде», «Феймос Амос», «Чик-Фил-А» и кинотеатр с десятью экранами. Слева — большая открытая площадка, вдоль которой расположены всевозможные экзотические кафе, а чуть дальше — большой зал игровых автоматов для подростков.

Всюду было людно. Пробираясь сквозь толпу, я невольно сочувствовал селедкам, которые набивают в бочки. Вызывали беспокойство яркие витрины, которые могли отвлечь сына. Нам пришлось остановиться, чтобы посмотреть фокусы Рональда Макдональда и попробовать несколько блюд в «Чик-Фил-А». Затем мы прошли мимо кинотеатра, задержавшись перед афишами, рекламировавшими последний боевик. Мне пришлось буквально оттаскивать Коди от афиши, на которой был изображен Фредди Крюгер в последнем фильме из серии «Кошмар на Улице Вязов». Потом я вскользь заметил, что сейчас мы будем проходить мимо магазина игрушек.

Как только эти слова сорвались у меня с языка, Коди тут же отпустил мою руку и рванул вперед. На несколько секунд я потерял его в толпе. Потом увидел, как мой белокурый мальчуган пробирается сквозь плотные ряды людей и сумок прямо к главной витрине. Когда я туда добрался, он уже стоял на коленях и, не отрываясь, смотрел йа игрушечный поезд.

Я присел на корточки рядом с ним и заметил, что не хочу, чтобы он так убегал от меня. Затем я приподнял его голову за подбородок, чтобы он посмотрел мне в глаза, и повторил, что он не должен отходить от меня

— Хорошо, пап, — ответил он.

Прежде чем войти в магазин, мы несколько минут осматривали игрушки, выставленные в витрине. В магазине было полно людей, поэтому я взял сына за руку. Однако удержать его дольше пяти секунд я не смог. Коди увидел, как какой-то мужчина демонстрирует автомобиль с дистанционным управлением, и бросился в другой конец магазина.

Снова я привлек его внимание и повторил, чтобы он держался за мою руку. И снова он ответил, что слышит меня… хотя весь его вид говорил о том, что ему хочется смотреть только на машину.

Выйдя из магазина, мы прошли около сотни футов. Вдруг он увидел детей, собравшихся вокруг женщины, которая читала книгу. Он тут же бросил меня и присоединился к ним. Я, встав поодаль, решил не мешать ему дослушать рассказ до конца. Когда дети стали расходиться, Коди начал искать меня глазами. Как только я позвал его, он прибежал, весь сияя от удовольствия.

Я еще раз напомнил ему, что нельзя отходить от меня.

Раньше мы с Дарси рассказывали Коди о том, как крадут детей в торговом центре, и о том, что делать, если он потеряется. Однако по его поведению было видно, что он считает, будто ему все дозволено, а о его безопасности должен волноваться папа.

Я уже говорил, что, как воспитатели детей, мы имеем две»*1 обязанности: защищать их и готовить к жизни. Я был готов, не жалея сил, заботиться о безопасности Коди, но когда-нибудь ему I самому придется позаботиться о себе. —•*

Мы повернули направо и пошли по одной из центральных аллей. Коди разжал пальцы, сжимавшие мою руку, и совсем отпустил ее. Заглядываясь на выставленные в витринах товары и забыв, что ему нужно держаться за мою руку, он сделал вокруг меня большой круг. Ему хотелось побегать. Отходить от меня далеко было небезопасно, однако он, казалось, не понимал, насколько это важно.

Тогда я спрятался, скользнув за плотные ряды одежды в магазине «Миллере». Это было идеальное место, откуда я мог наблюдать за мальчиком. .Мне было интересно, быстро ли он поймет, что меня нет рядом.

Когда о» это осознал, его сразу охватила паника. Он засуетился в толпе, заглядывая в лицо каждому проходившему мужчине. Его беспокойство нарастало. Мне трудно было устоять. Особенно после того, как полились слезы.

Ничто не оказывает такого магического воздействия на сердца родителей, как беспомощные слезы их детей. Когда знаешь,что для них весь мир рушится, невольно хочешь прижать их к себе и защитить от страданий.

Однако он плакал всего десять секунд. Мне было его жаль, но за десять секунд немногому научишься. Поэтому я дал ему возможность испытать панику пару минут. Одновременно я составил план, как сделать так, чтобы этот урок не пропал даром.

Как только я увидел, что к Коди подошла дама с большой сумкой, я вышел из укрытия. Всхлипывая, Коди хотел что-то сказать даме, но тут он увидел меня и буквально бросился в мои объятия. Толчок был настолько сильный, что я подумал: «Хорошо, что ему только три года, будь он постарше, мы оба свалились бы с ног».

На аллеях в нашем торговом центре стоят скамеечки. Мы «причалили» к одному из этих «островков в бурном потоке», чтобы Коди привел себя в порядок, а я задал ему несколько вопросов. Мы поговорили о происшедшем, о том, что он чувствовал, что делал, чего не делал и что ему следовало делать, а также о том, как можно было избежать случившегося. Я рассказал сыну, что нужно делать в подобных ситуациях.

Это называется моделированием трудных ситуаций. Создается обстановка, в которой ребенок вынужден сам определить, как ему поступить, и сделать соответствующие выводы.

Все изменилось

Наследие любви необходимо не просто вручить, а передать, чтобы дети приняли и усвоили его. Нельзя довольствоваться созданием наследия (хотя это тоже крайне важно). Мы должны давать детям уроки, заставляющие их бороться за истину (а значит, и усваивать ее).

Современные взгляды на семью делают эту задачу трудновыполнимой. В век информации люди слишком спешат, слишком заняты и слишком испорчены. Мы мало учим детей выполнять обязанности, хотя раньше это было неотъемлемой частью ежедневного воспитания. Нанимая людей подстригать газоны, готовить еду, убирать в доме и мыть машину, мы лишаем себя естественной возможности научить ребенка справляться со своими обязанностями. Из-за занятости многие платят посторонним за работу, которая раньше выполнялась исключительно членами семьи.

Даже на природу мы теперь выезжаем не так, как раньше. На смену палаткам, спальным мешкам, костру и походам в лес пришли перевозные домики с кухней, удобными кроватями и видеосистемами, а также прогулки на велосипеде по грунтовым дорогам.

Я не против современных удобств. Прожив несколько дней в лесу, я тоже люблю пообедать за накрытым скатертью столиком и посмотреть по телевизору любимую передачу. Однако удобства лишают нас возможности воспитать характер у наших детей.

Я не хочу, чтобы им было так же трудно, как было трудно мне

Многие семьи сталкиваются с проблемами, связанными с воспитанием ответственности. В детских характерах есть жилка эгоизма, и родители ничего не могут с этим поделать. Если внимательнее посмотреть на такие семьи, можно заметить, что эти родители редко возлагают на своих детей какие-либо обязанности, и когда дети становятся подростками, у них отсутствуют такие качества, как трудолюбие, обязательность и организованность.

Во дворе могут быть замечательные лужайки, на которых дети никогда не подстригают траву, и прекрасные клумбы, на которых они никогда не сажают цветов. В комнатах громадные ковры, которые они никогда не пылесосят, и огромные окна, которые они никогда не моют. Они никогда не стирают белье и не красят стены своей спальни во время ремонта, не гладят свои модные рубашки, не покупают себе кроссовки, и даже игрушки для них всегда выбирают другие.

Когда родители сталкиваются с проблемами из-за того, что у их детей нет в жизни никаких стимулов, посторонний (например, я) может задать вопрос: «А вы не подумали, что проблема заключается в том, что ваши дети живут в комфортной обстановке, не прилагая для этого никаких усилий?»

В ответ я всегда слышу оправдания. Один отец сказал мне, что он не желает видеть своего сына (совершенно безответственного ребенка) подстригающим траву, потому что он хотел бы иметь возможность по первому желанию поехать с ним в дом на море или в коттедж в горах. Если бы сыну пришлось подстригать траву, то, по его словам, вся семья чувствовала бы себя неловко.

Не все имеют такой достаток, как этот отец. Большинство из нас довольны и тем, что имеют один дом. Однако даже небогатые родители часто виноваты в том, что делают жизнь детей слишком легкой. Если набраться смелости и намекнуть некоторым родителям, что их дети добились бы большего, если бы им приходилось регулярно решать проблемы и проявлять ответственность (например, выполняя обязанности по дому или работая неполный день), то можно нарваться на отпор. Наподобие заезженной пластинки, они все время твердят одно и то же оправдание: «Мы не хотим, чтобы детям было так же тяжело, как нам».

Затем обычно следуют рассказы о том, как они босиком по снегу ходили в школу, работали, чтобы не умереть с голоду, не имели денег, чтобы куда-нибудь пойти, и т. д. и т. п.

Когда я слышу подобные рассказы о тяжелом детстве, я верю родителям, однако мысленно спрашиваю их: «Почему же, по вашему мнению, вы так многого достигли в жизни?»

Частично ответ заключается как раз в том, что им в детстве было трудно. Когда блага не подносят на серебряном блюдце, приходится самому учиться выживать, работать и преодолевать трудности. К сожалению, желание родителей устранить неудобства из жизни детей может обернуться не добром, а злом.

Лекция или лабораторная работа?

Зачем обманывать себя? Мы не собираемся возвращать время вспять. Я не призываю к этому. Я не хочу вернуться в те дни, когда мы не знали, что будем есть завтра на обед. Мне нравятся обеспеченность и удобства, которые сегодня предлагает нам жизнь.

Однако мы слишком полагаемся на теорию. Мы с готовностью разрабатываем для детей планы воспитания веры в Бога из трех пунктов, прибиваем над их кроватью таблички с глубокомысленными изречениями о честности и рассказываем им о мужественных людях такие истории, от которых у них на глаза наворачиваются слезы. Однако жизни нельзя научиться, ее можно только познать на практике.

Нам нужно сочетать теорию с практикой и проводить после лекции лабораторные работы. Тут нам не обойтись без планирования трудных ситуаций. Вера в Бога без практики — пустые слова. Честность тоже легче усваивается в тяжелых испытаниях.

Предположим, ребенок украл что-то в магазине. С ним надо поговорить о честности, его нужно даже наказать. Но кроме лекции и наказания надо, чтобы он сам отнес украденное в магазин, вернул продавцу, выслушал все, что тот ему скажет, и, может быть, даже поговорил с полицейским. Я бы, например, предпочел, чтобы мой ребенок познал тяжелый и неприятный урок честности, а не вырос потенциальным вором.

Самообладание тоже воспитывать намного легче, когда оно связано с преодолением трудностей. Если поставить ребенка

в ситуацию, когда ему придется самому сделать выбор между резкостью и мягкостью, доверием и подозрением, пассивностью и активностью, он будет вынужден применить на практике полученные теоретические знания.

Эта концепция имеет библейскую основу. Объяснение можно найти в стихе 2:8 Послания к филиппийцам, где говорится, что, как человек, Иисус Христос всю Свою жизнь подчинил выполнению божественной миссии, ради которой Он и пришел в мир. Поэтому Он «смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной».

В детстве Иисус мирился со страданиями, без которых неизбежно послушание, ради того, чтобы быть подготовленным к своему главному страданию — «смерти крестной».

Мы можем научить детей смирению перед Богом, создавая ситуации, вынуждающие их усваивать полученные знания. Видя, что то, чему мы их учим, помогает в жизни, они усваивают наши уроки, преображая их в неотъемлемые черты своего характера.

Когда мы с Коди находились в торговом центре, он был слишком увлечен сверкающими витринами, чтобы обращать внимание на свою безопасность. Если такое легкомысленное отношение к собственной безопасности не изменить, оно легко может войти в привычку.

Не научившись находить выход из сложных ситуаций, ребенок не будет уверен, что то, чему мы его учим, истинно. Создавая такие ситуации специально, чтобы скорректировать характер ребенка, мы сможем добиться того, чего никогда не достигли бы разговорами.

Ситуации, укрепляющие детский характер, встречаются на каждом шагу. Если проявить хоть немного изобретательности и дисциплинированности, их можно использовать как генеральные репетиции перед трудностями и неприятными положениями, выход из которых ребенку придется находить всю жизнь.

В заключение этой главы я приведу список некоторых сложных ситуаций, которые можно использовать для воспитания у ребенка характера. До этого, однако, я хотел бы немного поразмышлять.

Вспоминая свои детские годы, я понимаю, что родители, воспитывая меня, сочетали работу с игрой. Они научили меня откладывать вознаграждение, не пуская играть на улицу до тех пор, пока я не выполню свои обязанности по дому. Когда этот принцип укоренился во мне, стало проще применять его и в других ситуациях. Он помог мне постичь мудрость, согласно которой, отказавшись от беспорядочной половой жизни в подростковом возрасте, я смогу насладиться полноценной жизнью в браке. Помогая пожилым людям и сидя с маленькими детьми, мне часто приходилось проявлять самообладание, дисциплинированность и терпение. Работа в школе, общественные обязанности, вылазки на природу, рыбная ловля, разговоры за ужином, преодоление холода и жары — благодаря всему этому я получил навыки, помогающие сохранить семью, вырастить детей и выжить.

Дарси тоже росла в большой семье. Еще ребенком она научилась ответственности. Мать всесторонне подготовила ее к выполнению обязанностей, которые легли на ее плечи, когда она выросла. Ее научили выполнять требования, которые предъявляет к нам жизнь как дома, так и вне его. Родители любили Дарси и помогли ей пройти через трудности, преодолеть которые необходимо, чтобы потенциальные возможности стали навыками, а задатки — чертами характера.

Конечно, нам еще многое предстоит узнать и открыть. Несмотря на все, чему научили нас родители, нам еще приходится порой бороться с искушением пойти по легкому пути. И все-таки нам теперь намного легче благодаря тому, что в свое время, разрабатывая планы подготовки нас к будущему, родители научили нас находить выход из трудных ситуаций.

Они покидают родительский дом

Когда дети вступают в жизнь, где приходится отвечать за свои поступки, они понимают ценность приобретенного в детстве опыта. Научившись находить выход из трудных ситуаций, они с поднятой головой встречают первые трудности самостоятельной жизни, зная, что у них есть все необходимое, чтобы их преодолеть.

Вовремя собираясь в школу, они научились пунктуальности.

Причесываясь, ухаживая за своей обувью, а также за ногтями, они узнали, что это может доставлять удовольствие.

Каждый вечер выполняя домашние задания, они научились доводить до завершения все свои дела.

Заботясь о младших братьях и сестрах, они узнали: чтобы не ссориться, надо уметь прощать.

Занятия музыкой научили их, что дисциплина может компенсировать недостаток способностей.

Вовремя ложась спать, они узнали, что нет людей, которые могут делать все, что им захочется.

Глядя людям в глаза, ясно выражаясь, прямо держась и с уважением отзываясь о других, они узнали, что многое зависит от мелочей.

Чтобы передать детям наследие любви, необходимо научить их находить выход из трудных ситуаций. Наши усилия во благо детей уберегут их от неприятностей и помогут наслаждаться плодами дисциплины всю жизнь.

Десять трудных ситуаций, которые помогут воспитать у ребенка характер

1. Проведите День благодарения, помогая в приюте для бездомных.

2. Попросите, чтобы ребенку дали в магазине слишком много сдачи, и понаблюдайте, как он будет себя вести.

3. Определите сумму, которую вы собираетесь истратить на рождественский подарок для ребенка, и попросите у него разрешение истратить часть этой суммы на подарки для бедных детей.

4. Включите пожарную сигнализацию и со стороны понаблюдайте, как ребенок будет себя вести в этой ситуации.

5. Дайте маленькому ребенку задание отыскать вашу машину на стоянке около торгового центра, церкви и т. п. Когда он вырастет, попросите его вести машину в час пик.

6. Попросите ребенка проводить вас домой от друга.

7. Проведите вместе с семьей отпуск в районе, где много бедных (лагерь для беженцев из стран «третьего мира», резервация и т. п.). Проводите вместе все время, помогая людям.

8. Дайте ребенку карманные деньги и научите укладываться в бюджет.

9. Купите домашнее животное и поручите ребенку заботиться о нем.

10. Попросите, чтобы в магазине с ребенка взяли слишком много денег за покупку, и понаблюдайте, как он будет себя вести. Покажите, как вести себя в таких ситуациях.