Глава 2. Проект формирования характера ребенка

Секретарь вошла в кабинет с записью телефонного разговора, где было подчеркнуто слово «срочно».

Просто странно, как иногда вдруг становятся срочными проблемы, не беспокоившие многие годы. Человека, позвонившего мне, я хорошо знаю. В течение нескольких лет он испытывал смутное беспокойство; теперь, как я догадался, произошло то, чего он опасался.

Я позвонил ему. Секретарь передала его просьбу зайти к нему на работу, а затем вместе с ним пообедать. Я чувствовал, что приглашение на обед было предлогом, благодаря которому он сможет поговорить со мной, не нарушая своего распорядка. Впрочем, время было обеденное и я проголодался.

Секретарь провела меня в кабинет, буквально заваленный бумагами. С большинством клиентов мой друг, строитель по профессии, общается по телефону. Поэтому, войдя в кабинет, я не удивился, застав его за этим занятием. Целых десять минут пришлось мне прождать, пока он закончит беседу. Глядя на друга, я испытывал знакомое чувство: всякий раз, думая о нем, я представлял его с телефонной трубкой, и иногда мне даже казалось, что она приросла к его уху.

Я ожидал, что несколько минут мы поболтаем о пустяках. Но не тут-то было. Повесив трубку, он со слезами на глазах стал жаловаться на своих домашних: сына, двух дочерей и жену. С детьми-подростками он, по его словам, вел настоящую войну, а жена была хуже маленького ребенка и словно сговорилась с детьми довести его до инфаркта.

Затем он сообщил мне о причине своего звонка. Одна из его дочерей связалась с каким-то шалопаем и нарушила закон. Юристы решали проблему о правосудии; я же, как он надеялся, смогу помочь его дочери избавиться от нравственных терзаний, которые стали кошмаром для всей семьи. Слушая жалобы друга на жену и детей, я чувствовал себя все более неловко, оттого что взрослый человек пытался взвалить на другого собственные семейные проблемы.

У меня нет волшебной палочки, да и, честно говоря, чтобы найти выход из такого сложного положения, требуется гораздо больше внимания, чем я мог бы ему уделить. И все же я не сумел отказать другу: он попал в беду, и я был обязан помочь ему.

Я спросил, что он уже сделал и что планирует сделать. Он ответил, что ничего пока не предпринял и не знает, что делать. Если бы я задал ему вопрос о том, как он выполнял обязанности отца, — ответ был точно таким же. Впрочем, это неудивительно: ведь его отец тоже не смог бы похвастаться повышенным вниманием к сыну.

Я не знал, как доказать сидевшему передо мной человеку, моему другу, что все его усилия будут обречены на провал, если он не составит план, в котором учтет все, что может понадобиться в жизни его детям. Здесь нужен был наглядный урок — урок, который запомнится лучше всяких слов.

И вдруг меня осенило. Мой друг был строителем, и очень неплохим. Повсюду в его кабинете были разбросаны проекты.

Я поднял первый попавшийся, положил перед ним на стол

и спросил:

— Что ты делаешь сначала: строишь дом или составляешь

проект?

Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно быть выдающимся зодчим. Иногда самые важные вещи на диво просты.

— Допустим, ты привез на площадку большое количество стройматериалов. Разрешил бы ты субподрядчикам складировать и использовать их там, где бы они красивее смотрелись?

Он ответил, как я и предполагал.

Я открыл часть проекта, в которой говорилось о фундаменте, затем другую — о крыше, затем третью — о стенах, затем последовательно — об электропроводке, водоснабжении, отоплении и изоляции. Каждая деталь здания проектировалась заранее.

— Разработал ли ты такие же проекты для воспитания своих детей? Определил ли ты, на каком фундаменте будешь строить их жизнь? Выбрал ли для них двери, выходящие во внешний мир, и окна с хорошим видом, освещенные Светом Мира? Установил ли ты изоляцию, защищающую от опасностей? Подключил источники энергии, которые будут давать свет и тепло всю жизнь?

Мой друг промямлил, что он, мол, водил детей в церковь и еще с детского сада записал их в воскресную церковную школу.

Я вполне допускаю, что церковь и воскресная школа хорошо справились со своей задачей. Но они были только субподрядчиками. Подрядчиком же был сам отец. Церковь и во-

скресная школа только помогали ему исполнить Божественное предписание.

Ни он, ни его жена не продумали заранее многого. Хотя мой друг даже представить себе не мог, как можно строить дом без проекта, для воспитания собственных детей и их подготовки к самостоятельной жизни у него не было никакой программы. Используй он в воспитании те же принципы, что при строительстве зданий, не оказался бы в беде.

Теперь же ему придется разрушать и строить заново, а это потребует немало времени, усилий и энергии.

Можно убежать, но нельзя скрыться

Если священник захочет, чтобы прихожане заерзали на стульях и стали чаще посматривать на часы, ему нужно всего лишь процитировать несколько слов из Библии. Когда мы слышим эти слова, нас начинает бить озноб, будто мы попали на сквозняк.

Эти слова можно найти в десяти заповедях, между второй и третьей, куда они, как и все остальное в Священном Писании, попали совсем не случайно. Обращаясь к Моисею, Бог говорит: «… Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20:5).

Услышав эти слова, некоторые пытаются толковать их как элемент библейского фольклора: понятие о том, что дети должны нести наказание за отцов, не вписывается в современное восприятие мира.

Другие, не желая шутить со Священным Писанием, заранее 1 смиряются со своей участью. Мысленно перебирая многочисленные недостатки родителей, они чувствуют свою обреченность, не задумываясь, что тем самым призывают проклятие и на головы своих детей.

Впрочем, истинность приведенной цитаты бесспорна. Воспитатели, психологи, работники сиротских домов, священнослужители и полицейские, пытаясь объяснить поведение человека, часто используют «факты из его детства. Если отец сдержан, то и ребенок склонен скрывать свои чувства. Если родители ограниченные люди такими вырастают и их дети. Некоторые грехи имеют период полураспада, который может длиться сколь угодно долго.

В Ветхом Завете приводится пример греха, передававшегося из поколения в поколение. В то время как Моисей внимал десяти заповедям на открытой ветрам вершине горы Синай, внизу, в долине, народ поклонялся золотому тельцу. Это необузданное поколение было первым, испытавшим на себе проклятие Бога. Люди слишком часто отвергали терпеливого и многострадального Бога, и Он наказал их. В Книге чисел Бог так говорит о последствиях вероотступничества:

«Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели. А ваши трупы падут в пустыне сей. А сыны ваши будут кочевать по пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне» (Чис. 14:31—33).

Господь сдержал свое слово: на протяжении сорока лет дети хоронили своих родителей.

Это проклятие, конечно, следует рассматривать в конкретном историческом контексте. Бог хочет руководить нашей жизнью и дает ясно понять, что не согласится разделить эту ношу ни с кем и ни с чем. Как Творец, Он прекрасно знает наши сильные и слабые стороны, знает, когда мы находимся в безопасности и когда нам что-то угрожает. Поэтому вторая заповедь запрещает нам создавать каких бы то ни было идолов. Идолопоклонство — это гибель семьи, и, подобно тому как оно погубило поколение у горы Синай, оно продолжает губить и нынешние поколения. Господь не случайно так решительно выступал против неверия и идолопоклонства.

Долгий путь к истине

Хотя священник может вывести нас из душевного равновесия, процитировав стих 20:5 из Книги исхода, нельзя забывать, что это еще не последнее слово Бога на данную тему. Проклиная нарушающих Его заповеди, Бог многое обещает тем, кто избирает путь доверия Ему и следует в жизни Его слову.- Давайте наденем очки и прочтем мелкий шрифт стиха 20:6:

«…Творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Ту же мысль Бог развивает в Книге Второзакония:

«Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов» (Втор. 7:9).

Неверие может обернуться карой для трех или четырех поколений. Праведность же вознаграждает семью навеки.

Почему же тогда даже люди, посещающие церковь, обычно не внемлют этим обещаниям? Это происходит потому, что

над ними уже довлеет проклятие. Они с легкостью указывают на многочисленные проблемы своей жизни, считая свое положение безнадежным. Как и мой друг, у которого не было проекта для воспитания детей, многие думают, что их положение непоправимо.

Однако Новый Завет дает нам надежду на выход из этого отчаянного положения. Апостол Павел направил два Послания коринфянам, которые возвели идолопоклонство в ранг искусства, а затем и они и их будущие поколения страдали от этого. Вот что он писал в одном из них:

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

Если бы людям больше всего нужны были знания, Бог послал бы им учителя.

Если бы людям больше всего нужно было здоровье, Бог послал бы им врача.

Если бы людям больше всего нужны были деньги, Бог послал бы им предпринимателя.

Если бы людям больше всего нужны были развлечения, Бог послал бы им артиста.

Людям больше всего нужно прощение, поэтому Бог послал им Спасителя.

Вера в Спасителя способна избавить нас от> проклятия вероотступничества. Божья милость способна освободить нас от гнета прошлого и направить по верному пути в воспитании детей.

Предусмотреть все необходимое

Чтобы передать детям наследие любви, мы должны задаться необходимыми вопросами задолго до того, как надо будет отвечать на них. Подобно тому как конструктор на автомобильном заводе, прежде чем кто-то сядет за руль разработанной им модели, старается предусмотреть все возможные проблемы, которые могут возникнуть при управлении ею, так и мы должны заранее продумать и составить представление о том, какими мы хотим вырастить наших детей.

В качестве миссионера я в основном работал с подростками. В природе молодежи есть нечто, что заставляет миссионеров, работающих с ней, уделять основное внимание принципиальным вопросам. Молодым не нужны ответы, завернутые в плотную оболочку теории. Они отличаются удивительной способностью ради истины вносить даже болезненные изменения в свою жизнь. Миссионерская деятельность и воспитание детей имеют много общего.

Квалифицированные миссионеры, проводя воспитательную работу, четко представляют, какой «конечный продукт» они хотят получить. То же самое требуется и от родителей. Мы должны заранее проектировать воспитание детей, предугадывая их потребности и имея четкое представление о том, какими они должны быть, став самостоятельными.

Программа подготовки ребенка к самостоятельной жизни

Работая с молодежью, я пришел к выводу, что в стратегии подготовки ребенка к самостоятельной жизни следует делать упор на пять моментов, благодаря которым стратегия служит прекрасным средством для создания у ребенка уверенности в своих силах и может стать планом его перехода к независимости. Рассмотрим эти моменты.

1. Умение принимать решения:

по вопросам здоровья (организация питания, отдыха, физической подготовки и т. п.);

по личным вопросам (финансы, карьера, быт и т. п.);

по вопросам отношений с другими людьми (любовь, дружба, вражда, свидания и т. п.);

по духовным вопросам (грех, вера в Бога, молитва, церковная жизнь и т. п.).

2. Черты характера:

вера в Бога;

честность;

самообладание;

дисциплинированность;

терпение;

мужество.

3. Верность жизненным целям:

любить Бога и выполнять его заповеди;

любить мужа (жену);

любить детей;

быть хорошим другом;

усердно работать;

жертвовать собой ради других.

4. Жизненные навыки:

практические навыки — умение выполнять распорядок дня, готовить

пищу, плавать, водить машину, знание правил личной безопасности и т. п.;

навыки материального порядка — умение укладываться в бюджет,

контролировать доходы и расходы, следить за сохранностью имущества и т. п.;

навыки жизни в обществе — умение ладить с людьми, отстаивать

свою правоту, находить выход из конфликтных ситуаций, знание правил хорошего тона, умение при необходимости выстоять в одиночку и т. п.;

навыки духовной жизни — умение разделять веру с другими, каяться в своих

грехах, обращаться за помощью к Богу и т. п.

5. Умение поддерживать длительные отношения с людьми —умение разрешать конфликты, служить другим, общаться, слушать, прощать и т. п.

Хотя в этом списке приводятся не все качества и черты характера, которые мы должны передать детям, он дает некоторое представление о них. Беря за основу пять разделов этой программы, мы можем разрабатывать индивидуальные модели воспитания детей и использовать их по мере того, как дети растут.

Эта программа является универсальной. Она применима абсолютно ко всем детям и в то же время позволяет учитывать индивидуальность каждого ребенка.

Допустим, ваш сын не имеет способностей к учебе, а дочь — отличница. Естественно, в этом случае требования, которые предъявляются к сыну, должны отличаться от требований, предъявляемых к дочери. В программе следует учитывать пол ребенка. Например, при ухаживании юноше требуются совершенно другие качества, нежели девушке. Если ребенок показывает хорошие результаты в спорте, то это следует обязательно учесть при составлении программы его воспитания.

Таким образом, чтобы передать детям наследие любви, нужно иметь четкое представление о том, что им потребуется. Разработка проекта «конечного продукта» намного приближает нас к самому «продукту».

Преимущества проекта

Зная заранее, какими мы хотим вырастить наших детей, мы имеем очевидные преимущества.

Часто беспокойство является следствием растерянности. Порой мы сами не можем определить, кто мы, чего добиваемся и к чему стремимся. Ориентируясь на общество, которое само не знает, чего хочет, мы гарантируем себе беспокойную жизнь.

Ничто не пугает нас больше, чем родительские обязанности. Сама мысль о том, что наши недостатки, возможно, негативно скажутся на детях, лишает нас порой самообладания. Располагая же стратегией воспитания детей, мы тем самым освобождаем себя от уз страха. Это не означает, что у нас не будет проблем. Проблемы — неизбежный спутник родителей. Но представление об «общей картине» не дает нам впасть в отчаяние, когда что-нибудь получается не так, как хотелось бы.

Моя цель стала яснее. Мы получим удовольствие от воспитания детей, если у нас будет цель и с каждым годом мы станем приближаться к ней. Автор псалмов сравнил детей со стрелами: «Блажен тот, чей колчан полон».

Следующий стих из Книги притчей Соломоновых является одной из самых любимых тем проповедников во всем мире:

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и постареет» (Прит. 22:6).

«При начале пути его» — значит «согласно его внутренним склонностям». Составление программы воспитания детей требует, чтобы мы определили их скрытые наклонности, изучили уникальные свойства и черты, делающие каждого из них индивидуальностью с большими потенциальными возможностями. Это проясняет цель воспитания и освобождает нас от педагогических клише.

Дети тоже верят мне. Родители, имеющие перед собой ясную цель, могут легче сформулировать, чего они ждут от своих детей. Если дети знают, какие качества им надо в себе развивать (умение принимать решения, которое понадобится, когда они вырастут; умение строить отношения с другими людьми, чтобы жить с ними в гармонии, и др.), — они с большим пониманием относятся к усилиям родителей. Если они знают, что родители целенаправленно и сознательно заботятся об их благе, они более склонны к сотрудничеству. В этом случае они способны глубоко уверовать в родителей как в своих наставников.

Цельная стратегия. Если у нас есть проект формирования характера ребенка, нам не приходится поминутно задаваться вопросом, что делать дальше. Мы заранее знаем, что должно быть сделано к тому времени, когда ребенок выйдет из-под нашего контроля.

Например, ребенок должен уметь обращаться с деньгами. Поэтому вопрос не в том, нужно ли вообще давать ему карманные деньги или знакомить с семейной книгой доходов и расходов, а в том, когда это лучше сделать; не в том, нужно ли ему иметь источник доходов, чтобы научиться правильно их использовать, а в том, каков этот источник. Имея проект, мы знаем все элементы, необходимые для формирования цельного характера. Ведь принимать трудные решения учат в семье.

Сомнения в выборе главного. Проект формирования характера ребенка служит на благо не только ему. Он помогает и нам оценить собственную жизнь. Дети не верят красивым словам. Они верят только собственным глазам. Если они видят, что мы говорим одно, а делаем совершенно другое, у них это откладывается в голове.

Ради будущего детей мы должны быть осторожны в своих решениях. Мы не можем позволить себе роскошь удовлетворять собственные желания в ущерб семье.

Я знаю, что это не всегда просто, ведь мы живем в обществе, где принято измерять ценности только долларами и центами, отделкой шляпы и фирменными этикетками. Рыночное божество называется «Успех», и оно требует поклонения себе в ущерб Человеку, хотя именно ценность Человека непреходяща. Когда же наконец мы поймем, что такой успех — это фантазия, ведущая к гибели?

Чтобы передать детям наследие любви, необходимо подчинить личные амбиции достижению великих целей, стоящих перед семьей. Поэтому мы с Дарси, исходя из нашего родительского призвания, по-новому определили для себя успех. Мы дали ему следующее определение:

УСПЕХ — СОЗНАТЕЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО СЛЕДУЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ.
Две судьбы

Газета «Уолл-стрит джорнэл», любящая называть себя «Библией делового мира», напечатала передовицу, посвященную одному из самых выдающихся спортсменов, когда-либо надевавших голубую форму бейсбольной команды «Лос-Анджелес До-джерс».

Орел Хершайзер был самым ценным игроком «мировой серии» 1988 года. В решающем матче осеннего чемпионата «До-джерс» встречалась со считавшейся фаворитом командой «Окленд Ас». Хотя команда из Окленда все время владела инициативой, она, по сути, ни разу не угрожала противнику. Одна из главных причин этого состояла в том, что Хершайзер буквально доминировал на площадке во второй и в последней играх серии. После его мощнейших подач принимающим команды соперника оставалось лишь разводить руками и жалеть, что их показывают по телевидению на всю страну.Когда Хершайзер надевает бутсы и перчатки, ему нет равных. Прекрасно чувствует он и в костюме бизнесмена. По сути же своей он гораздо выше бейсбола и богатства, которое тот ему принес. Всем своим сердцем Хершайзер обожает Иисуса Христа.

В той же статье в «Уолл-стрит джорнэл» подчеркивалось, что Хершайзер, будучи консерватором, считает, что деньги и карьера играют в его жизни второстепенную роль, ибо главное для него — долг христианина. Вот что говорит он сам: «Деньги — это только часть формулы успеха. Однажды мой поверенный предложил мне, чтобы всякий раз, когда я захочу определить, успешна ли моя спортивная карьера, я задавал себе несколько простых вопросов: «Сохранил ли я семью? Счастливы ли мои дети? Знают ли они меня? Есть ли у меня друзья?» Если мы можем положительно ответить на все эти вопросы, значит, наша карьера развивается блестяще».

Примерно через неделю после публикации этой статьи заставил заговорить о себе еще один бейсболист мирового класса.

Пит Роуз ассоциировался с понятием «агрессивный бейсбол» с тех самых пор, как он впервые надел форму команды «Цинциннати Редз». В своем городе он завоевал такую любовь, что его именем назвали улицу, ведущую к стадиону, — «Риверфронт». Более десятилетия он был кумиром всего штата Огайо. Для своей команды он завоевал больше очков, чем какой-либо другой игрок за всю ее историю.

В статье же говорилось, что Роуза обвиняют в том, будто он делал ставки на бейсбольные матчи (а это строго запрещено и грозит пожизненной дисквалификацией).

Собирая материалы о Роузе, некоторые журналисты решили расспросить членов его семьи, узнать, что он за человек.

В передовой статье, напечатанной в газете «Ю-Эс-Эй тудей», описывается человек, являющийся полной противоположностью Орелу Хершайзеру. Вот что говорит дочь Пита Роуза: «Он самый плохой в мире отец. Я никак не могу понять, почему у него никогда не было для нас времени. Мы не ждали от него ничего особенного. Нам хотелось только одного — чтобы он хоть немного любил нас».

На следующий день после публикации статьи Роуза попросили прокомментировать слова дочери. Он ответил: «Я вообще не понимаю, на что она жалуется. Только на прошлой неделе я купил ей новый «мерседес».

Сын Пита Роуза рассказал журналистам, как ему не давали звонить отцу по телефону:»Даже если бы я захотел позвонить ему, то не смог, поскольку все равно не знаю его номер. Мне приходится звонить его менеджеру, а он уже докладывает отцу,

что я хочу с ним поговорить. Мы общаемся тогда, когда он этого хочет. И все равно я люблю его, потому что он мой отец».

Итак, перед нами два бейсболиста. Первый становится синонимом нравственной чистоты. Второй уже почти стал синонимом бездуховности. У первого был план, у второго не было даже молитвы.

Ну а что же мы с вами? Допустим, через двадцать лет газета «Ю-Эс-Эй тудей» возьмет интервью у наших детей о том, какое наследие любви им оставили родители. Что они смогут сказать? Будут ли их воспоминания полны радости и счастья? Или они тоже признаются, что даже не знали номер нашего телефона?

Выбор за нами. Мы его делаем, когда отвечаем на один очень простой вопрос: «Есть ли у нас план формирования характера ребенка?»

Ошибка здесь непоправима.

Часть II. Строительство наследия