13. Давид — приемный сын Бога

Представьте себе, каких мыслей была полна голова пророка Самуила, когда он, в поисках нового царя для Израиля, вошел в город, где жил Давид и его родители. Может быть, он вспоминал человека, бывшего последним помазанным царем Израиля. Саул оказался невозможным человеком, посредственным правителем и агрессивным отцом. Однажды он даже запустил копьем в своего сына (а вам нравится, когда ваш папа не в духе?).

Самуилу было доверено несколько важных обязанностей в Израиле. В детстве он, по-видимому, редко видел своих родителей, так как рос в отдаленном храме. Однако Бог взрастил его и постепенно сделал предводителем народа, судьей, пророком и священнослужителем. Бог заговорил с Самуилом, когда тот был ребенком, и теперь на него была возложена обязанность разыскивать и возводить на престол царей, которых выберет Бог. Входя в родной город Давида, он, наверное, не только вспоминал, насколько обескураживающим был его предыдущий выбор, но и надеялся, что новый выбор будет лучше.

Бог сообщил Самуилу, что новый царь будет происходить из семьи человека по имени Иессей, поэтому Самуил пригласил на особую встречу всю семью целиком. Иессей не стал звать на эту встречу своего младшего сына, Давида; по-видимому, он посчитал, что юноша еще слишком мал и незначителен. Он не мог знать, какие способности видел Бог в его сыне.

Дело в том, что Давид, пока рос, был часто предоставлен сам себе, кочуя по пастбищным землям, и за это время между ним и Богом установилась крепкая любовь. Именно за то, что у Давида был «Бог в сердце», оказался он удостоен царского титула — хотя и был самым младшим в семье. И, когда его в конце концов позвали к Самуилу, Давид был помазан на будущее царствование над Израилем, к несказанному удивлению всей его семьи.

Давид не воссел немедленно на трон; ему следовало принять его после смерти Саула. Так что, даже получив помазание от самого Самуила, он не стал пользоваться большим уважением в своей семье. Его старшие братья отправились с армией Саула на войну с филистимлянами, а Давид был еще молод для этого. Через некоторое время Иессей послал своего сына в лагерь Израиля, чтобы тот узнал, как идут дела у старших братьев.

Братья Давида не слишком рады были видеть его. Самый старший брат унизил его, сказав: «Зачем ты сюда пришел, и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое; ты пришел посмотреть на сражение».

И сказал Давид: «Что же я сделал? не слова ли это?» (1 Цар. 17:28,29)

Пока Давид и братья спорили, появился враг. Огромный филистимлянин по имени Голиаф стал насмехаться над армией Израиля. Ежедневно выходил он, бросая вызов солдатам Израиля, предлагая самому смелому и сильному из них выйти на поединок. Если он победит, то армия Израиля должна будет сдаться; если воин Израиля одержит верх, то сдадутся филистимляне.

Никто не хотел принимать вызов. Этот Голиаф был огромным, устрашающего вида парнем, и все воины Израиля боялись его. Единственный, кто не боялся, это маленький Давид. Он преисполнился ярости.

«Как смеет этот Голиаф издеваться над людьми Бога?» — подумал Давид. И как могли сыны Израиля быть столь трусливыми, если Бог на их стороне?

Давид решил сразиться с Голиафом, и он сделал это, несмотря на возражения и насмешки братьев. Дело в том, что Давид знал: его Отец с ним, а значит, он победит. Поэтому Давид поместил гладкий камень в свою пращу, запустил его и убил яростного Голиафа с первого же удара.

Когда жизнь бросает вызов, очень важно знать, что ваш отец верит в вас. А пример Давида показывает, что отцом, верящим в вас, и оказывающим поддержку, не обязательно должен быть ваш земной отец. Это может быть и Отец небесный.

Жизнь Давида прошла не без трудностей и ошибок, что печалило его самого и подорвало авторитет его семьи. Однако близость к Божественному Отцу, сделала его самым могущественным и влиятельным царем за всю историю Израиля.

Иногда лучше не следовать примеру своего отца

Вы когда-нибудь слышали выражения: «У него в роду все были пьяницы»? Или: «У них в семье все такие»? Или: «Она в точности такая, как ее отец»?

Обычно люди говорят такое, когда ребенок плохо себя ведет. Однако Писание порой повествует о детях, отказавшихся следовать примеру своего отца и тем самым разорвавших порочный круг.

Иосия был семнадцатым царем Иудеи, несколько поколений его предков не отличались ничем хорошим. Его дед Манассия считается одним из худших царей в истории Иудеи, а отец, Амон, был ненамного лучше.

Иосия стал царем, когда ему было шестнадцать лет. Должно быть, потому, что у него не было такого земного отца, на которого можно было бы положиться, он тянулся к Богу. Прошли годы, и Иосия оказался способен вернуть народ Израиля к его истинному предназначению: быть народом избранным, детьми Божьими. Иосия упразднил языческие алтари, установленные по всей стране, предпринял решительнейшие шаги к искоренению язычества и употребил свои собственные деньги на то, чтобы способствовать почитанию Бога. Он остался в истории Иудеи как царь-ребенок, который «обратился… к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими…» (4 Цар. 23:25).

Вот еще пример, когда человек оторвался от своего отца, — женщина по имени Руфь. Ее знаменитые слова (которые она, как ни странно, сказала своей свекрови) часто цитируются во время свадебной церемонии: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там i и я буду жить; народ твой будет моим народом, твой Бог — моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду».

Руфь была моавитянкой, женой сына Ноемини. Через некоторое время как Ноеминь, так и Руфь лишились мужей, и их будущее представлялось туманным. Ноеминь настаивала на том, чтобы Руфь обеспечила себе лучшую долю, вернувшись «к своему народу и своим богам». Однако Руфь решила отвернуться от богов моавитских, возможно, потому, что они были чужими ей. К примеру, Хемош, главный бог моавитян требовал жертвоприношений маленьких детей.

Так или иначе. Руфь отказалась следовать традиционным верованиям своих языческих предков. Вместо этого она решила следовать истине. Такое проявление независимости — очень смелый шаг. Взрослым бывает необычайно трудно изменить веру, в которой они выросли, потому что они знают, что их родители будут этим расстроены.

Однако Руфь полюбила Бога Израиля, и она не собиралась отворачиваться от него. Если обратиться к короткой книге Ветхого Завета, носящей ее имя, то можно увидеть, как хорошо все обернулось для Руфи и для Ноемини.

Каждый из нас, в конце концов, отрывается от отца и вступает на собственный путь — никто не должен быть чьей-то абсолютной копией. И все же в некоторых семьях процесс взросления и превращения в отдельную, уникальную личность искусственно тормозится. Близость к Богу часто помогает решить эту проблему, потому что развитие отношений с Богом, типа Отец — сын, помогают избежать излишней зависимости от земного отца.

Действительно ли сироты правят миром?

Возможно, прочтя о стольких библейских персонажах, вы можете подумать, что Бог специально дожидается, когда Его избранники станут сиротами. Конечно, сказанное мной может быть преувеличением, однако многие библейские герои начинали свой ярчайший жизненный путь лишь с того момента, когда Бог Своей любовью заполнял пустоту в их сиротливых душах.

Может быть, вы решите, что это относится лишь к героям Библии — людям, чья жизнь не имеет ничего общего с вашей собственной жизнью. Гораздо проще уверовать в то, что Бог помог Иосии, чем в то, что он позаботится о тебе самом. Однако знаменитый швейцарский психоаналитик Пол Турнье сообщает в своей книге «Творческое страдание», что некоторые наиболее влиятельные фигуры мировой политики были лишены отцов или испытали какой-то другой сиротский опыт. Он приводит результаты, которые получил один из его коллег, доктор Пьер Рентчник из Женевы, исследовавший биографии влиятельнейших политиков:

«Он был поражен своим удивительнейшим открытием: все они были сиротами! Некоторые потеряли отца в детстве или ранней юности, некоторые потеряли мать, некоторые — обоих родителей, или были оторваны от одного из них в результате развода; кто-то был незаконнорожденным ребенком и не видел своего отца, или вообще ничего не знал о нем. Кто-то был брошен родителями. Доктор Рентчник составил список этих людей. В него вошло три сотни величайших исторических деятелей, от Александра Великого и Юлия Цезаря, включая Карла Пятого, кардинала Ришелье, Людовика Четырнадцатого, Робеспьера, Джорджа Вашингтона, Наполеона, Голду Меир, Гитлера, Сталина и кончая Евой Перон и Фиделем Кастро» (1).

Сначала я очень скептически отнесся ко всему этому, однако потом решил обратиться к биографиям самых последних американских президентов.

Отец Билла Клинтона погиб в автокатастрофе как раз перед тем, как мальчик должен был родиться. Потом, когда мальчику было четыре года, его мать вышла замуж за Роджера Клинтона, человека, чью фамилию он носит. Его отчим был алкоголиком; он был агрессивен и крайне ненадежен. Когда Клинтону было четырнадцать, ему пришлось выступить против этого жестокого человека, чтобы защитить мать и своего маленького брата, Роджера. Так ему пришлось взять на себя роль отца и защитника в столь раннем возрасте.

Отец Рональда Рейгана был алкоголиком, и Рональд зачастую был вынужден выполнять родительские функции в очень юном возрасте.

Джеральд Р. Форд сначала был крещен под именем Лесли Л. Кинг-младший, однако после того, как его родители развелись и мать вторично вышла замуж, он принял фамилию отчима. Форд не видел своего «настоящего» отца в течение многих лет и говорит о нем как о «беззаботном, преуспевающем человеке, которому было наплевать, что там происходит с его сыном-первенцем» (2).

Доктор Рентчник предполагает, что «утрата отца способствует возникновению стремления к политической власти» (3). Сиротство, понимаемое в прямом или переносном смысле, может способствовать развитию необычайной, чрезвычайной целеустремленности.

Эта тенденция затрагивает не только политику, она характерна и для религии. Рентчник спешит упомянуть, что «Будда тоже был сиротой, так же, как и Мухаммед, чьи родители погибли, когда ему еще не было года!» (4) К этому списку мы можем добавить Ганди, Игнатия Лойолу, Мартина Лютера, Джона Кальвина и Конфуция, которые либо были брошены отцами, либо лишились их в детстве или ранней юности (5).

Другими словами, история политики и религии показывает, что ребенок, от которого отказались, которого бросили, может преобразовать свою брошенность в стремление к переустройству мира. Взглянув на список, приведенный Турнье, можно удостовериться, что подобное стремление не всегда идет на пользу человечеству. Сироты попадались как среди лучших, так и среди худших водителей рода человеческого. Некоторых сиротские чувства заставляют тянуться к звездам, преисполнившись гнева и злобы, в то время как другие достигают высочайшей степени любви и служения Богу и человечеству. Многие колеблются между этими двумя крайностями.

Стремление к власти — если оно не сопровождается Божьим благословением — может создать для ребенка, испытавшего потрясение, значительные проблемы. «Простейшей» реакцией некоторых индивидуумов, лишившихся отца, может стать страстное увлечение идеей власти, способное привести к гибели и их самих, и тех, кого они любят. Чрезвычайно важно, чтобы сильнейшие устремления, порожденные эмоциональным сиротством, были смягчены близостью с Богом. Он может залечить рану, ставшую причиной этих устремлений, и способствовать возникновению творческого импульса, который не питается страхом.

Сироты достигают не только вершин политической власти; часто они добиваются многого в творчестве. Пол Турнье стал сиротой в возрасте пяти лет — и написал около двадцати книг. Проанализировав жизнь современных актрис, актеров, известных музыкантов, можно увидеть, что многие из них лишились отца и прошли через сиротство. Доктор Андре Хэйнал, знаменитый европейский психиатр, считает, что главное в таких людях — не стремление к власти, а творческий импульс. Его список художников и писателей, испытавших какую-либо из форм сиротства, включает в себя Леонардо да Винчи, который был незаконнорожденным, Иоганна Себастьяна Баха, который был сиротой, подобно Редьярду Киплингу, Льву Толстому, Данте Алигьери и Федору Достоевскому (6).

Ясно, что Бог часто благословляет сирот, даря им необычайную энергию, проницательность и мудрость. Дело в том, что Бог иногда наиболее сильно проявляет Себя через нас в те моменты, когда мы находимся в самом упадке, в самой уязвимом положении. Однако Он не просто посылает нам очередную порцию силы. Сопереживание нашей слабости — сильнейшее проявление Божественной близости. «Его величайшая скромность — вот за что почитается Он во всем мире.