18. Вечный отец

Когда Христос в возрасте тридцати лет принимал крещение, Он услышал голос с небес, сказавший: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22). Эти слова вдохновили Его, когда Он встал на путь служения. Он должен был возвестить истину, способную перевернуть весь мир.

Однако обратите внимание на то, что случилось сразу же после крещения: Иисус вышел в пустыню и подвергся искушениям. И каково было первое искушение? Пирожное? «Мерседес»? Сексуальное удовольствие? Бесплатная поездка на Карибское море? Нет… это было нападение на саму личность Иисуса. Сатана сказал: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк.4:3).

Третье искушение начиналось теми же словами: «Если Ты Сын Божий…» Сатана, по-видимому, пытался внушить Иисусу сомнение в истинности слов Своего Отца — что Он Сын Божий и что Отец любит Его. Получается, что сатане только и подавай, чтобы дети Бога засомневались в том, что Христос защитит их. Однако, что бы ни обрушилось на вас, вы можете оставаться сильными и уверенными в своей близости к Богу. В этой главе я хотел бы дать вам несколько советов по поводу того, как можно поддержать и укрепить отношения с вашим вечным Отцом. Подумав о том, как велик Бог, или о том, какие благие дела были совершены другими людьми, легко и засомневаться в собственных силах. Мало кто может сравнить свою жизнь с жизнью, скажем, Матери Терезы. Но если вы думаете, что ваши отношения с небесным Отцом зависят от содеянного вами, значит, вы забыли, что целью всего служения Иисуса и Его смерти на кресте было искупление наших грехов. В Иисусе мы все победили, мы все сияем как Мать Тереза!

Евангелие легко забывается. Иногда я несколько дней живу без исповеди, без того особенного чувства, которое может дать только Бог. Апостол Павел заметил то же самое у христиан, живших в Галатии; он спросил у них: «Кто похитил вашу радость?» Этот вопрос актуален и сегодня. Я постоянно вижу людей, которым весьма не помешал бы тихий шепот из глубины веков, напоминающий о том, что любовь и благословение Бога не нуждаются в том, чтобы их заслужили.

Конечно, бывают дни, когда я чувствую себя как те люди Галатии. Я начинаю думать, что меня спасают труды Иисуса, плюс мое стремление быть хорошим парнем. Это неверно. Хотя я и стараюсь быть заботливым мужем, отцом, другом или психиатром — все эти старания ничего не способны прибавить к тому, что сделал для меня Иисус, лишь Его деяния спасают меня, и больше ничего!

Конечно, дети Бога должны стараться отразить в своих делах суть своего Отца, однако это не значит, что если вы жертвуете деньги в организацию, занимающуюся заботой о пропитании бедняков, то непременно заслужите признание Бога. Истинная любовь может быть проявлена вами лишь если вы уверены, что Бог принимает и прощает вас целиком и не покинет вас, какие бы трудности не встали на вашем пути. Впервые испытав откровение любви Отца, люди бывают ошеломлены, поняв, что вечный Отец бесконечно их любит. Однако очень скоро работа и семья начинают отвлекать нас, ребенок или неудачник-друг требуют заботы, надо делать уроки, выплачивать за дом. Постепенно захватывающее ощущение присутствия и любви Бога начинает вытесняться жизненными заботами. Люди забывают о том, что Бог печется о них. Они снова скатываются к желанию восполнить внутреннюю пустоту деньгами, профессиональным успехом, детьми или любовными увлечениями. Ничего не выйдет, потому что лишь сыновние отношения с Богом способны дать вам то, чего вам не достает.

Отец любит нас «безумной любовью»

В классической книге Виктора Гюго «Отверженные» героя по имени Жан Вальжан приговаривают почти к двадцати годам тюрьмы за то, что он украл кусок хлеба. Годы рабского труда сделали из него человека, полного горечи, проклинающего всех и вся, в том числе и Бога. Жизненный опыт Жана Вальжана обобщается словами: «Человеческое общество не принесло ему ничего, кроме боли… Оно всегда было обращено к нему лишь гневным ликом так называемой законности… тем ликом, который оно показывает всем, кого сталкивает на самое дно. Люди прикасались к нему лишь для того, чтобы ударить. Он знал в своей жизни одни только удары». После того как Жан Вальжан выходит из тюрьмы, он попадает в дом старого священника, который позволяет ему переночевать у себя и кормит его. Посреди ночи Жан похищает столовое серебро в доме священника и покидает его дом через дыру в садовой ограде. На следующий день военная полиция ловит его, потому что он «похож на дезертира». Обыскав его и найдя серебро, они не сомневаются в том, что он вор, однако он пытается защититься, говоря, что это серебро дал ему священник. Полиция тащит его в дом священника, чтобы проверить сказанное. Попадая на место своего преступления, Жан Вальжан мрачнеет и замыкается в себе. Он думает, что раз его упекли на девятнадцать лет за кусок хлеба, то за серебро его точно сгноят в мрачной тюремной камере. Однако священник, увидев его, склоняется к нему и говорит: «А, вот вы где! Рад вас видеть! Но я же давал вам еще подсвечники, они тоже серебряные и стоят добрых двести франков. Чего ж вы их не забрали вместе с остальным?»

Жан Вальжан лишается дара речи. Даже после того, как полиция отпускает его, он не способен в это поверить. Когда он устремляется к двери, священник снимает с полочки прекрасные серебряные подсвечники и говорит: «Друг мой… прежде чем вы уйдете, возьмите эти подсвечники. Они ваши». Затем священник прощается с ним, говоря дрожащему Жану, чтоб тот «шел с миром», а если захочет прийти еще раз, так чтобы пользовался парадным входом, а не неудобной дырой в заборе.

Жан Вальжан на грани обморока, настолько он ошеломлен добрым жестом священника. Он не встречал подобной любви на протяжении десятков лет и был уверен, что ее не существует.

Такая любовь действительно ошеломляет, ибо встречается очень редко. Трудно найти истинную, бескорыстную любовь.

Вот почему любовь Бога кажется столь безумной, сумасшедшей тем людям, которые никогда не встречались с подобным в жизни; их опыт учит, что такого не бывает. Это как иностранный язык; они просто ничего не понимают.

Еще одна причина, по которой любовь Отца кажется столь удивительной, состоит в том, что наша собственная любовь ущербна. Если быть честными, то рано или поздно мы осознаем, что большая часть того, что мы называем «любовью», — это не что иное, как замаскированная потребность. Большая часть нашей доброты — это попытка обеспечить себе поддержку. Трудно представить себе Существо, любящее нас такой любовью, на которую мы сами не способны. Однако наш Бог и Отец именно таков.

Избегая Бога и избегая стыда

Если вы не уверены в том, какое впечатление на Бога производят ваши моральные качества, то вы не пойдете к Нему со своими проблемами и страхами. Вы не позволите Ему любить вас, потому что будете бояться Его осуждения и неприязни.

Эми — биржевой брокер двадцати пяти лет от роду. Она пришла ко мне в первый раз, потому что беспокоилась за своего мужа Джона, который был очень замкнутым и малоинициативным. Она заметила, что если порой повышала на него голос, то он отвечал отчужденностью и уходил из дому на несколько часов. Поняв, что была несправедлива к нему, она начинала испытывать огромное чувство вины, что могло длиться целую неделю.

А когда она чувствовала вину, она переставала молиться. Почему? Потому что неосознанно полагала, что, совершив что-то нехорошее, она должна избегать попадаться на глаза Отцу до тех пор, пока не докажет, что может исправиться. Она наказывала себя неделей изоляции, в течение которой была более подвержена другим слабостям.

Однако Бог не требует, чтобы мы наказывали себя в надежде заслужить Его прощение; Он хочет, чтобы мы получили прощение для того, чтобы избежать наказания. Он распространяет любовь, прощение и поддержку в надежде на то, что это сделает нас достаточно защищенными, чтобы мы могли время от времени совершать поступки, угодные Богу. Трудно избавиться от болезненных привычек, не имея надлежащей поддержки. Бог хочет дать нам Свою заботу, чтобы мы выбрались из оков, сдерживающих нас. Только будучи уверены в поддержке и присутствии Бога, можем мы жить той жизнью, которая порадует Его, потому что «без Него мы не можем ничего» (Ин. 15:5).

Осознайте, чего от вас ждут

Бывает, что люди перестают чувствовать защиту Бога по той причине, что снова начинают относиться к Нему как к своему земному отцу. Они действуют так, словно Бог ждет от них такого же отношения, что и земной отец, или начальник, или учитель. Они забывают, что Бог — существо совершенно иного типа.

Те аналоги отца, что окружают нас в жизни, всегда требуют от нас конкретных достижений. К примеру, один из моих друзей работает в колледже тренером по бейсболу. Иногда мы говорим с ним об игре и его приемах тренерской работы, и я даже ходил смотреть, как он работает. Он очень требователен к своим юношам, требует от них абсолютного внимания и концентрации.

Однако он прекрасно отдает себе отчет об истинном уровне того или иного игрока. Питчер должен чаще работать с мячом. Правый полевой игрок чаще других направляется в зону подачи, а игроку задней линии предписывается внимательнее следить за питчером. Он просит игроков сделать то, что они могут, а не то, чего они не могут.

На самом деле, то, о чем он их просит, они могут сделать, зачастую лишь слегка сконцентрировавшись.

Бог действует иначе. Он не предлагает сделать нам маленький шажок к совершенству. Он не говорит, что «чуть-чуть меньше ненависти — уже хорошо» или что нам надо проявить «капельку заботы о других». Стандарт Бога — совершенство. Честно говоря, Его стандарт недоступен нам, падшим человеческим существам. Это не значит, что Он расстроится, видя наши просчеты, или удивится нашим грехам. Вовсе нет. Он не удивляется и не бывает ошарашен. Он знает, что мы слабы, но все равно любит, и если вера во Христа делает нас Его детьми, то, глядя на нас, Он не видит ничего, кроме чистоты.

Требования окружающих часто лишают нас чувства безопасности. Семья, друзья, дети, работа, группы поддержки могут предъявлять к нам неразумные требования, и, если мы действуем вразрез с ожиданиями других, в нас может возникнуть чувство, что все кругом правы и что мы разочаровали не только их, но и Бога. Некоторые христиане учат, что принятие Христа производит мгновенные грандиозные изменения в поведении человека, немедленно делая из него «святого». В действительности же, есть проблемы, с которыми можно сладить лишь за месяцы и даже годы. Так что же, людям, исправляющим в себе значительные недостатки, следует отказаться от любви Отца до тех пор, пока они не очистятся? Конечно нет. На самом деле, никто из нас не «очистился». А если в процессе очищения избегать Бога, то неоткуда будет взять силы на то, чтобы совершенствовать себя.

Когда Библия становится худшей в мире книгой

Я часто говорю с людьми, называющими себя христианами, но абсолютно не интересующимися Библией.

Вот Эллен, тридцатичетырехлетняя работница аптеки, думала, что раз я человек верующий, то буду «безопасным» психоаналитиком. Во время нашей первой встречи она пыталась внушить мне, что она «добрая христианка». Она сообщила, что недавно вернулась к чтению Библии.

«Ну и как, стали ли вы чувствовать себя хуже?»

Она была ошеломлена вопросом. Она подумала: Конечно, Библия помогла мне. Это же Библия. От нее не может стать хуже.

Однако она села и молчала целую минуту. В конце концов она сказала: «Хуже, — глаза ее наполнились слезами. — Значительно хуже».

Она читала Писание, думая, что найдет там указания, как себя вести. Из Библии она узнала, что должна кормить голодных, одевать раздетых, посещать преступников в тюрьмах и заботиться о вдовах и сиротах. Подумав об этом, она упала духом. Она никогда не отдавала старую одежду беднякам, потому что эта одежда переходила к младшей сестре. А к преступникам она ходить боялась. Она не знала ни одного сироты. Она оказывала помощь своей матери, овдовевшей пять лет назад и страдавшей тяжелым артритом. Однако в основном о матери заботились две другие сестры, которые жили значительно ближе.

Почитав Библию, Эллен почувствовала, как она несовершенна. Из всех требований, что Библия ей предъявляла, она выполняла только одно, да и здесь сестры превзошли ее.

Дальше — хуже; она прочла о том, чего ей не следует делать. Она не должна злиться, называть людей «дураками», вожделеть, сплетничать, пропускать церковные службы, а она делала все это вместе взятое — в течение последнего месяца! Библия обнажила ее неправильные действия, любое из которых, взятое в отдельности, было признаком падения. Нечего и говорить, что она вскоре бросила читать Писание.

Что же происходит? Почему миллионы людей во всем мире получают успокоение от чтения Писания, а другим это же чтение приносит ощущение, что они покинуты Богом?

Мне кажется, суть в том, что надо воспринимать Библию сквозь призму евангельской доктрины — то есть, не упуская из виду тот факт, что Отец принимает вас целиком, если вы воспринимаете труд Иисуса как искупление ваших грехов.

К примеру, человек, верящий, что Бог принимает его целиком, не будет чувствовать вызова, читая о тех многочисленных требованиях, которые предъявляет ему Бог. Он понимает, что евангельская доктрина принимает во внимание его ограниченные возможности и ограничения, связанные со временем. Тот, кто воспринимает Библию сквозь призму евангельской доктрины, будет ошеломлен глубиной терпения Бога и Его способностью прощать, ибо такой человек ясно видит чистоту и величие Бога.