1. Дядюшка Тоби

Это было время, когда Элвис Пресли ураганом ворвался на американскую эстраду, — именно тогда лондонский врач Ричард Ашер познакомился с дядюшкой Тоби. Доктора Ашера вызвали к больному ребёнку (тогда врачей ещё вызывали на дом). Придя по вызову, он увидел мужчину, который неподвижно сидел в углу. «Кто это?» — с любопытством спросил Ашер.

«А, это дядюшка Тоби, — сказал один из членов семьи, не поворачивая головы, — он почти не двигается уже семь лет».

Наверное, это покажется странным, но случилось так, что дядюшка Тоби стал двигаться всё медленнее и медленнее и наконец и вовсе перестал. Поскольку эти изменения с ним происходили постепенно, семья смирилась с его состоянием и считала это нормальным. Близкие следили лишь за тем, чтобы у него была еда и питьё, его поворачивали, когда это было необходимо, и водили в туалет. И, по-видимому, в этой семье уже никого не удивляло, что дядюшка Тоби не двигается и молчит. Он не доставлял особого беспокойства, и, похоже, никто и не задумывался, почему он неподвижен. Доктор Ашер обратился к дядюшке Тоби с вопросом, но ответа не последовало. Пульс у него был слабый, а рука очень холодная. Казалось, что этот человек находится в бессознательном состоянии. Однако по настоянию врача дядюшка был направлен в местную больницу для обследования.

У дядюшки Тоби была такая низкая температура, что обычный градусник здесь не годился, и медики были вынуждены воспользоваться особым термометром, который показал, что у дядюшки Тоби температура тела составляла всего 20 градусов по Цельсию, то есть была на 17 градусов ниже нормальной. Дальнейшее обследование показало, что щитовидная железа у этого необычного пациента почти перестала функционировать, а уровень обмена веществ близок к нулю. По сути дела, он пребывал в оцепенении.

Однако вылечить дядюшку Тоби не составляло большого труда. Требовалось лишь назначить тироксин, гормон щитовидной железы, который вернул бы его к жизни. Правда, подобное лечение необходимо было проводить постепенно, чтобы дремлющий организм пробуждался и возвращался к жизнедеятельности медленно, в противном случае могло остановиться сердце.

Спустя неделю после назначенного лечения температура тела дядюшки Тоби поднялась до 22°С, ещё через три недели до 26°С, и дядюшка Тоби начал, конечно очень медленно, двигаться и говорить. Его речь звучала так, как если бы её воспроизводили с помощью едва вращающейся пластинки. Спустя месяц благодаря гормонотерапиии физиотерапевтическим процедурам состояние необычного пациента было почти нормальным.

«Что случилось? — первым делом спросил дядюшка Тоби. — Почему я в больнице? Я болен?» Он не понимал, что, после того как он впал в состояние оцепенения, прошло уже семь лет. Его попросили описать, что он чувствовал.

«Вы знаете, это был какой-то холод, лень и заторможенность», — ответил дядюшка Тоби.

А на вопрос, помнит ли он, что произошло в тот период, когда он стал ощущать лень, а потом очутился в больнице, дядюшка Тоби ответил: «Я ничего не помню. Наверное… я потерял сознание, и родственники привезли меня сюда».

«И как долго вы были без сознания?» — спросили его.

«День или два, не больше».

Дядюшка Тоби даже не подозревал, что прошло семь лет.

Спустя шесть недель он выглядел вполне сносно. А потом произошло неожиданное. Началось кровохарканье. Рентген грудной клетки выявил у дядюшки Тоби злокачественную опухоль. Врачи обратились к снимкам, сделанным семь лет назад, и тут выяснилось, что уже тогда у этого человека был прогрессирующий рак, который, как правило, приводит к смерти через несколько месяцев. Однако из-за необычного состояния его жизнь продлилась ещё семь лет, — он прожил ещё семь лет для того, чтобы, вернувшись к нормальной жизни, через несколько дней умереть. (Журнал «Дискавер», февраль 1988 г., с. 56-58.)

* * *

Быть может, это покажется странным, однако и в жизни некоторых подростков иногда наступает полоса, когда они чувствуют себя подобно дядюшке Тоби. Им кажется, что они находились в состоянии бесчувствия до тех пор, пока юность не встряхнула их и не заставила пробудиться. Под напором гормонов, порождающих новые чувства и эмоции, над которыми эти ребята практически не властны, детство быстро и навсегда покидает их. Всё время им кажется, что происходят какие-то неумолимые изменения. Они чувствуют, что в теле пробуждается что-то новое, а тёплое, уютное и безопасное детство становится далёким воспоминанием. Непонятные и почти неконтролируемые силы заставляют их вступать в беспорядочные отношения с окружающим миром и принимать решения, к которым они ещё не готовы.

Лишь немногим такое переживание представляется как мягкое пробуждение после глубокого сна, для большинства оно подобно звону гигантского будильника, который заставляет их вскакивать с тёплой постели, ещё до конца не проснувшись. Сбитые с толку и потерявшие всякие ориентиры, они ощупью движутся в какой-то незнакомой комнате (именно таким им представляется теперь собственное тело), в которой каждый день переставляют мебель. Жизнь превращается в кошмар, она полна теперь страхов, неуклюжих телодвижений и нелепых поступков, полна разочарований. Подросток перестаёт осознавать свои действия, желания, он даже не знает, что для него по-настоящему ценно. Становится всё труднее принимать решения, которые ещё совсем недавно были такими простыми и которые, как правило, основывались на желании родителей.

«Кто я? — кричит растерявшийся подросток. — Что я здесь делаю? Для чего я живу? Почему я такой?»

«Яблоко от яблони недалеко падает», — гласит народная мудрость. Огромную, хотя и не единственную, роль в формировании личности подростка играют предки, родители. Исследование наследственности может помочь в понимании того, почему мысли, чувства, поведение подростка именно такие. Вы можете провести самостоятельное исследование наследственности вашего подростка или своих родителей. А можете обратиться к исследованиям учёных. Так, на вопрос о влиянии наследственности на формирование личности отвечают два психолога из Университета Миннесоты. Изучив более двухсот восьмидесяти пар однояйцевых и разнояйцевых близнецов, они пришли к выводу, что наследственность довольно сильно определяет наши поступки, мысли и даже нашу систему ценностей. Учёные установили, что наследственность может оказывать на характер человека более сильное влияние, чем семейное окружение и среда, в которой рос ребёнок (Журнал «Ю-эс-эй тудей», 3 декабря 1986 г.).

В ходе этого исследования наблюдались близнецы, которые по разным причинам были разлучены сразу после рождения или чуть позже. Фактически, большинство из них даже не знали, что родились с кем-то вместе. Разнояйцевые близнецы (то есть сформировавшиеся из разных яйцеклеток) отличались друг от друга темпераментом и чертами характера, что и неудивительно. Что же касается однояйцевых, то, несмотря на то, что они выросли в разной обстановке, их темперамент и черты характера были очень сходными. Некоторые далее ногу на ногу закидывали очень похоже и так же похоже жестикулировали.

В течение десяти дней близнецов интенсивно тестировали, изучали их медицинские карты, им делали рентген, снимали электрокардиограмму, проверяли способность сердца переносить различныенагрузки, проводили другие исследования. Кроме того, близнецы дали ответы на пятнадцать тысяч вопросов. Все ответы были введены в компьютер для сравнительного анализа.

Случай 1. Однояйцевые близнецы-мужчины, возраст тридцать девять лет; разлучены на тридцать седьмой день после рождения. В возрасте десяти лет у обоих начала болеть голова, и в подростковом периоде была диагностирована мигрень. Кроме того, оба жаловались на боли в груди, у обоих отмечалось нервное напряжение, которое успешно снималось соответствующими лекарствами. У обоих было одно и то же хобби — работа по дереву, оба на добровольных началах работали в полицейском агентстве, братья достигли одинаковой квалификации на работе и были конторскими служащими.

Случай 2. Однояйцевые близнецы-мужчины, возраст двадцать четыре года; разлучены на пятый день после рождения. Оба страдали избытком веса в дошкольном возрасте, затем сильно похудели. До третьего класса мальчики испытывали затруднения с речью, оба в детстве были очень подвижны. У них проявлялись явные гомосексуальные наклонности, в детстве у обоих появился страх высоты.

Случай 3. Однояйцевые близнецы-женщины, возраст пятьдесят семь лет; разлучены на шестой неделе жизни. Обе до двенадцати-тринадцати лет страдали недержанием мочи, а в подростковом возрасте им снились одни и те же кошмары, это продолжалось у них вплоть до сорока с лишним лет: будто им в рот вставляют дверные ручки и рыболовные крючки и душат до смерти.

Случай 4. Однояйцевые близнецы-женщины, возраст сорок лет; разлучены на второй неделе жизни. Их прозвали «сестрами-хохотушками» за весёлый и жизнерадостный смех; походка, манера говорить и поведение у обеих были абсолютно похожи. Сестры в одно и то же время могли купить одну и ту же книгу, совершенно не подозревая об этом. Они одинаково украшали свои дома, у них были одни и те же любимые цвета. Близнецы даже мыслили настолько одинаково, что одна из них могла начать фразу, а вторая закончить её. Заметьте, они не виделись целых сорок лет, и ни одна из них не знала о существовании сестры-близнеца.

Итак, ваши дети наследуют определённые склонности, с которыми практически не могут совладать. Эти склонности становятся всё более очевидными по мере того, как дети пытаются понять своё, вдруг ставшее «чужим», юношеское тело.

Более ста лет назад моя любимая писательница, говоря об особенностях темперамента, сделала несколько интересных замечаний. Вот что она пишет: «Тебе следовало бы твёрдо уяснить, что особенности характера передаются от родителей к детям… В страхе Божьем облекись в духовные доспехи, чтобы всю жизнь бороться с наследственными пороками» (Уайт Е. Свидетельства, т. 4. С. ориг. 439).

«Они не предпринимают усилий для исправления нежелательных унаследованных черт» (там же, с. ориг. 323).

«Многие дети, словно как по наследству, получают почти непреодолимое влечение ко злу» (Уайт Е. Христианский дом. С. ориг. 256).«Дети наследуют умственные и физические способности родителей, их наклонности и влечения» (Уайт Е. Патриархи и пророки. С. ориг. 561).

Ваш ребёнок-подросток подвержен не только влиянию наследственности, он попадает также в тиски собственного темперамента. Примерно за четыреста лет до рождения Христа греческий философ и врач Гиппократ посвятил этому вопросу немало своих сочинений. Сегодня существует множество описаний различных темпераментов и сотни тестов, позволяющих по поведению человека выяснить, к какому из четырёх типов темперамента он относится. Поинтересуйтесь, какой темперамент свойственен вашему подростку. Это поможет лучше понять его и прибавит вам терпения и снисходительности.

Прежде чем перейти к рассмотрению четырёх основных типов темперамента и их влияния на подростка, уточним значение трёх понятий, которые очень часто используются как синонимы, что приводит к путанице.

Темперамент. Темперамент характеризуется врождёнными чертами, над которыми мы не имеем никакой власти. Человек наследует их от своих родителей, когда двадцать три материнские хромосомы соединяются с двадцатью тремя хромосомами отца. Черты темперамента так же непредсказуемы, как цвет глаз, оттенок кожи и любая другая унаследованная особенность. Слово «темперамент» происходит от латинского temperare, что означает «смешиваться». Именно это и происходит, когда хромосомы отца и матери соединяются и образуют новое человеческое существо. Поскольку до того, как это соединение происходит, с нами никто не советуется, мы не можем ручаться за положительные качества нашей личности и не должны чувствовать себя виноватыми за отрицательные. Подробнее мы поговорим об этом ниже. Характер. Характер формируется под воздействием на наш темперамент различных факторов окружающей среды, а также людей, с которыми мы встречаемся на протяжении нашей жизни. На характер накладывают свой отпечаток всё, что мы читаем, наблюдаем, всё, о чём говорим, думаем, и всё, что делаем. В жизни нет ничего такого, что могло бы произойти, не повлияв на наш характер. Говорят, что характер — это «окультуренный» темперамент. Мы не можем выбрать темперамент, но мы постоянно принимаем решения, которые отражаются на нашем характере. Любой выбор, который мы делаем (или не делаем), воздействует на темперамент и формирует наш характер.

Слово «характер» греческого происхождения и обозначает «тавро», «клеймо», «отпечаток». Это очень точно отражает то, что происходит с нашим темпераментом, когда мы произносим любое слово, продумываем любую мысль, смотрим какую-нибудь видеокассету, слушаем лазерный диск и так далее. Всякий поступок, когда-либо нами совершённый, в буквальном смысле слова отпечатывается на унаследованном нами темпераменте и вносит свою лепту в формирование нашего характера. Иными словами, мы можем полностью контролировать процесс формирования характера.

Личность. Понятия «личность» и «темперамент» многие психологи используют как синонимы, и в результате иногда возникает некоторая путаница. Я считаю, что эти слова имеют разное значение.

Слово «личность» родственно слову «личина» (так называлась в старину маска, которую надевал актёр). Во время представлений актёр иногда много раз менял свои маски, однако у нас нет такой возможности по отношению к унаследованному нами темпераменту. Если же говорить о «личности», то каждому из нас приходилось наблюдать, что в общении с друзьями у нас одна «маска», в кругу семьи мы надеваем другую, а в кабинете начальника на нас красуется третья. Почти в любой ситуации мы имеем возможность выбрать ту или иную маску, и, как порою актёры, на протяжении жизни мы успеваем иногда сменить их столько, что нередко бывает трудно вспомнить, кем мы в сущности являемся.

Таким образом, можно утверждать, что мы в силах сформировать собственную личность и наш характер, тогда как темперамент нам дан вне нашего участия. Это, конечно, не означает, что мы никак не можем совладать с нашими действиями: если мы не страдаем эмоциональным или психическим расстройством, то в состоянии в значительной мере контролировать, какую «пищу» потребляет наш темперамент. Бог намеренно наделил каждого из нас неповторимым темпераментом — и в этом наше благословение. Благодаря Господу мы можем отличаться от всех остальных, в том числе и от близких, родных людей.

«В одной и той же семье часто может наблюдаться заметное различие в склонностях и характерах, ибо Сам Бог устроил так, чтобы люди с различными темпераментами общались друг с другом. Если это так, то в таком случае каждому члену семьи надо свято чтить чувства других и уважать их права. Благодаря этому сформируется взаимное уважение и терпение, смягчится предубеждённость и сгладятся неприятные особенности характера. Возникнет гармония, и сочетание различных темпераментов послужит на пользу каждому» (Уайт Е. Воспитание. С. ориг. 205).

Изучая разнообразные психологические типы, знаменитый швейцарский психиатр Карл Густав Юнг пришёл к выводу, что все люди делятся на две группы: экстраверты и интроверты. Экстраверт открыт миру, душа его всегда «нараспашку»; интроверт замкнут, закрыт, углублён в свой внутренний мир, наполненный сокровенными мыслями и утончёнными переживаниями. Внутри каждой группы есть свои различия. Так, например, Юнг обнаружил, что экстраверты по-разному реагируют на сходные обстоятельства. В связи с этим внутри каждого психологического типа он выделил ещё несколько установок, характеризующих особенности темперамента. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что для понимания темперамента подростка достаточно иметь в виду четыре типа: эмоциональный экстраверт, неэмоциональный экстраверт, эмоциональный интроверт, неэмоциональный интроверт.

Мне хотелось бы, чтобы представление о четырёх темпераментах вы взяли за основу, которая поможет лучше узнать ваших подростков и вас самих. Для начала обратитесь к приведённой на странице 26 таблице, дающей обзор слабых и сильных сторон каждого типа темперамента. Помните, однако, что, хотя в каждом человеке обычно преобладают один или несколько из перечисленных темпераментов, они не могут в полной мере объяснить всё разнообразие и многогранность ни вас самих, ни личности вашего подростка. Каждый человек неповторим, и можно быть уверенным в том, что Творец, как говорится, только раз использует одну-единственную форму для выплавки того или иного характера! Однако, несмотря на всю уникальность каждого из нас, различным характерам часто бывают свойственны общие черты. Попытайтесь из предложенной таблицы выбрать те из них, которые наиболее свойственны вам. После этого понаблюдайте своих детей и составьте список тех их черт, которые больше всего бросаются вам в глаза. Быть может, вы захотите помочь друг другу — позовите товарища или члена семьи, который поможет вам лучше разобраться в неповторимом сочетании ваших характерных черт. Внимательно послушайте, как воспринимает себя сам подросток, и попытайтесь вместе определить, какие сильные и слабые стороны вашего темперамента он унаследовал.

Разделите ваши списки на две части: на одном листе перечислите всё то, что вам нравится в вас самих или в ваших детях, а на другом листе напишите черты, которые не мешало бы изменить.

Закончив эту работу, внимательно перечитайте написанное. Верна ли получившаяся картина? Точно ли она отражает вас и вашего подростка? Поместите списки с положительными качествами характера на видном месте, там, где их можно будет перечитывать каждый день, а листок со списком недостатков порвите и выбросьте в мусорную корзину.

Помните, что унаследованные нами, а также приобретённые в процессе жизни нежелательные черты характера являются результатом греха. Избавиться от тех и других гораздо труднее, чем выбросить лист бумаги в мусорное ведро, но всё-таки это возможно.

«Благородный, цельный характер не передаётся по наследству. Он не приходит к нам случайно. Такой характер вырабатывается личными усилиями человека, через заслуги и благодать Христа. Бог даёт нам таланты, силы ума; а мы формируем свой характер… Сражение за сражением должны мы вести против злых наклонностей… Характер, сформированный согласно Божественному, — это единственное богатство, которое мы сможем взять из этой жизни в будущую» (Уайт Е. Наглядные уроки Христа. С. ориг. 331, 332).

Вам и вашему подростку очень важно уяснить действенный библейский принцип: глядя на то, какими вам стоит стать, вы на самом деле начинаете меняться. Постарайтесь каждый день уделять время перечитыванию списка тех восхитительных качеств, которыми обладает ваш ребёнок. Ждите, когда эти положительные качества дадут о себе знать, проявятся в очередной раз, и непременно похвалите его за это. Каждый день пробегайте глазами списки своих достоинств, и скоро вы увидите, что всё больше и больше становитесь похожи на такого человека, каким Богу угодно видеть вас. Держитесь за библейское обетование: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Господь поможет вам сформировать характер, в основе которого будут те положительные качества, которые Он даровал вам в момент зачатия.

Заметив, что вы сами или ваш подросток проявляете те нежелательные черты, которые были отмечены во втором списке, уповайте на другое библейское обетование, которое гласит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9). Господь предоставляет каждому человеку невероятные возможности для преодоления негативных сторон своего темперамента. Служение Святого Духа, христианское общение и служение в церкви, Священное Писание — вот неполный перечень тех благодатных даров, благодаря которым формируется новый человек во Христе Иисусе. У вас и у вашего подростка есть захватывающая перспектива — по мере развития и углубления духовной и душевной жизни свести на нет все односторонности своего характера и психики, стать цельной, благородной, радующейся своей неповторимости личностью.

И ещё одно замечание. Оно обращено ко всем, но в первую очередь к тем, кто привык углубляться в «психологию», не любя: «Оценка с помощью типов упрощает задачу тому, кто оценивает, поскольку она освобождает человека от ответственности за это оценочное суждение. Если мы оцениваем какого-то конкретного индивида как представителя определённого человеческого типа, нам даже не требуется сколько-нибудь подробно рассматривать данный индивидуальный случай, и это оказывается весьма удобным способом такой оценки. Это столь же удобно, как и, к примеру, оценка автомобиля по его марке или типу салона. Если вы сидите за рулём автомобиля какой-то определённой марки, вам хорошо известны собственные возможности в связи с этим. Если вам известна марка пишущей машинки, вам легко представить, чего от неё можно ожидать. Даже породу собаки можно выбрать для себяподобным образом: пудель будет иметь совершенно определённые черты и определённые наклонности, у волкодава они будут существенно другими. Только в случае с человеком такие вещи „не проходят». Отдельный человек не детерминирован своим происхождением; его поведение нельзя вычислить исходя из его типа. Такой расчёт никогда не будет точным, никогда не „сойдётся нацело» — обязательно будет какой-то остаток. Этот остаток и выражается в свободе человека избегать ограниченных рамок своего типа. Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа. Ибо только там, именно в этой свободе, в ощущении своего свободного и ответственного бытия возникает подлинный человек» (Франко В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990, с. 201).

Итак, размышляя о себе и о вашем подростке, — любите! И тогда, быть может, однажды вы увидите в близком вам человеке не характер, искажённый грехом, а тот неповторимый, замысленный Богом от вечности характер.