7. Что должен знать подросток о нравственных ценностях

Подойдя к своему новенькому, сверкающему автомобилю, оставленному на стоянке, хозяин увидел, что одна его сторона сильно повреждена, а за «дворник» ветрового стекла засунута какая-то бумажка. Развернув её, он прочёл: «Я только что врезался в ваш автомобиль. Люди, видевшие это, наблюдают сейчас за мной. Они думают, что на этой бумажке я написал своё имя и адрес. Какая наивность!»

Когда я служил в военно-воздушных силах, мне надо было скопить немного денег. И вот вместе с моим приятелем — Большим Джеком — я решил в свободное время заняться покраской домов. Наш первый дом был расположен в довольно густонаселённом районе, где все друг друга знали, и мы поняли, что если мы хорошо поработаем и запросим немного, то обеспечим себя заказами на будущее. Мы намеренно назначили невысокую цену и отлично поработали, используя хорошие краски. Хозяевам очень понравилась наша работа, они рассказали о нас всем своим друзьям, и заказы посыпались один за другим.

Однако, решив, что первый дом отнял у нас слишком много времени, мы изобрели способ, благодаря которому, работая поменьше, можно было заработать больше. Поскольку хозяева второго дома весь день были на работе, нам относительно легко удалось смошенничать. Эти хозяева тоже хотели, чтобы их дом был покрашен в два слоя. Уяснив, что требуется, мы с Большим Джеком нанесли первый тонкий слой на фасад, остальные же три стены вымазали одним, но толстым слоем краски. Когда хозяева вернулись, мы сказали, что три стены мы уже выкрасили в два слоя и остался только фасад. Осмотрев нашу работу, они решили, что мы не лжём, и в результате этот дом мы покрасили вдвое быстрее.

Этот неприятный эпизод из моего прошлого напоминает мне историю с Биллом и Гарри, которые тоже решили заняться покраской домов и так же, как мы с Большим Джеком, задумали, используя нечестные приёмы, извлечь побольше выгоды. Отличие от нас состояло в том, что они разбавляли краску водой.

Но настал день, когда Билл не мог уже больше выносить обмана и сказал Гарри, что с него хватит. «Да погоди ты, Билл, — возразил Гарри, — ещё немного, и мы станем достаточно богатыми, чтобы уйти на пенсию».

«Ничего не выйдет, — ответил Билл. — Я больше не могу. Сегодня ночью, во сне, ко мне явился ангел и сказал: „О разбавляющий, перекрась всё заново!»»

Что необходимо для того, чтобы принять правильное решение? Что заставляет подростков поступать честно? Быть может, всё дело в родителях? Да, вероятно, это так, если, конечно, сами родители в своих делах не прибегают к обману и не действуют по принципу нашего «второго слоя». Друзья? Вполне возможно здесь и влияние друзей, если они во время экзамена не заглядывают через плечо товарища. Каким образом подросток может сформировать свою собственную систему ценностей? Кто или что может стать для него примером?

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей…» (1 Тим. 4:1,2).

Рассказывают, как один отец учил сына законам деловой этики. Поскольку тому предстояло продолжить семейный бизнес, отец хотел узнать, как он разбирается в этических вопросах. «Представь, к тебе в магазин приходит женщина и выбирает отрез ткани, который стоит сто рублей. Ты заворачиваешь и отдаёшь покупку, а она протягивает тебе сторублевую купюру. Когда она уходит, ты вдруг обнаруживаешь, что по ошибке вместо одной купюры она дала две новенькие — каждая по сто. И вот тут, сын мой, этика вступает в свои права. Здесь ты должен ответить на вопрос: надо ли тебе рассказать об этом компаньону или нет?» Улыбка, которая невольно появляется на наших губах, скорее всего вызвана тем, что в современном обществе такое поведение стало почти нормальным, и порой так ведут себя даже те, кто исповедует христианство, возможно, даже родители или друзья. Кроме того, подросток может прийти в замешательство, видя что кто-то, вовсе не посещая их церковь, в нравственном смысле ведёт себя честнее, чем некоторые члены церкви. В своё время, много веков назад, на это обратил внимание апостол Павел: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…» (Рим. 2:14, 15). Объясните подростку, что от неправды в поведении так называемых христиан действительно можно разочароваться, но, поскольку грех вторгся в сферу человеческих отношений, с такой ситуацией, к сожалению, вполне можно столкнуться и в церкви.

Изначально Бог наделил Адама и Еву совершенной совестью, прислушиваясь к которой, они могли отличить хорошее от плохого, добро от зла. Такой совести (позволяющей принимать то или иное решение) можно было доверять, потому что Бог написал Свой Закон (то есть соответствующие нравственные ценности) в сердцах людей. Они по природе своей делали то, что было угодно Богу и что было приемлемо в их отношениях друг с другом.

Но как только грех вошёл в людские сердца, система ценностей, которую Господь вложил в них во время Творения, была извращена. Эта скверна оказала свое пагубное влияние на всё их существо, включая совесть и все стороны их взаимоотношений. С этого момента, принимая то или иное решение, человек больше не мог доверять своей собственной системе ценностей или способности принимать решения. Адам и Ева почувствовали, что если бы даже одной частью своего существа они хотели придерживаться высоких нравственных норм, то на другую положиться было никак нельзя.

Мы все приходим в этот мир с искажённой системой ценностей и извращённой совестью. Нас можно сравнить с компьютером, в который пробрался вирус греха, готовый заявить о себе в самый неожиданный момент. Мы похожи на того молодого человека, который, решив узнать своё будущее, отправился к гадалке. «До тридцати семи лет вы будете бедны и очень несчастны», — печально прорекла та. «А после? — поинтересовался молодой человек. — Потом я стану богатым и счастливым?» «Нет, — ответила гадалка, — вы по-прежнему останетесь бедны, но к тому времени успеете к этому привыкнуть».К сожалению, всё это верно по отношению ко многим из нас. Мы настолько свыклись с совестью, запятнанной грехом, что просто не в состоянии понять, что происходит с нашими нравственными ориентирами. Когда Бог творил человека, Он не дал ему перечня письменных правил, которые можно было бы применять во всех случаях жизни. Он дал людям нечто лучшее — способность думать и размышлять, способность принимать решения, угодные воле Божьей. Иными словами, Он сотворил человека по Своему образу, то есть со способностью творить, думать, различать добро и зло, нести ответственность за свои поступки, улавливать связь между причиной и следствием и принимать решения, основывающиеся на благе всего Божьего творения, включая нашего ближнего.

К сожалению, грех исказил эту картину, и тогда Бог решил дать человеку Библию — путеводитель, который мог бы помочь ему ориентироваться в искажённой системе ценностей. Библия была дана для того, чтобы с её помощью мы могли принимать правильные решения в обстановке, заражённой грехом. Однако сам по себе этот путеводитель оказался недостаточным, и тогда Бог послал Своего Сына, Иисуса, чтобы Тот, живя с нами, показал, что мы можем стать выше нашей греховной наследственности и сформировать ту систему ценностей, которая окажется правильной. Кроме того, Господь послал Своего Святого Духа, дабы Тот, пребывая в нас, помогал нам принимать правильные решения. Всё это было необходимо потому, что грех исказил и запятнал как нашу способность принимать решения (совесть), так и ту систему нравственных ценностей (Закон), которую Он изначально запечатлел в наших сердцах.

Христианский путеводитель предлагает нам четыре принципа, которые оказываются полезными всякий раз, когда нам надо принять то или иное решение. Вдохновите вашего подростка на то, чтобы, прежде чем что-то решить, он подумал над этими четырьмя простыми вопросами.

Первый вопрос, который всегда следует задать себе, принимая решение, гласит: «Не повредит ли это мне?»

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (1 Кор. 6:19, 20).

Три года я восстанавливал машину образца тысяча девятьсот пятьдесят седьмого года, и за это время я разобрал и собрал её дюжину раз. Я досконально знал любую её деталь, потому что старательно заменял, восстанавливал и доводил до совершенства каждую гайку и болт, которые хоть чуть-чуть износились.

Закончив работу, я обращался с моей машиной, как с дорогим «роллс-ройсом». Я всегда ставил её в самом конце стоянки, чтобы кто-нибудь случайно не зацепил её дверью. Я мыл её каждый вечер, перед тем как поставить в гараж, и каждый месяц наводил глянец. Почему? Потому что, восстанавливая эту машину, я вложил в неё слишком много своей души.

Восстанавливая нас и наших подростков, Бог вкладывает в это дело гораздо больше. Он досконально знает любую нашу «деталь», знает наши мысли и желания, наши сильные и слабые стороны. Чтобы восстановить вас и ваших детей до того изначального состояния, в котором когда-то пребывал человек, Бог пожертвовал Своим Сыном. Он слишком многое вложил в наше восстановление, чтобы затем легко позволить каждому из нас вернуться в своё прежнее падшее состояние, и потому Он хочет, чтобы вы и ваши дети избегали всего, что может повредить Его замыслу восстановления, который Он начал осуществлять в вашей жизни.

Однако порой нелегко определить, что же может нанести нам вред. Постоянное греховное окружение обусловливает ситуацию, которая известна под названием «постепенного привыкания». Чтобы пояснить на примере, расскажу анекдот о праведнике, который умер и попал на небо. Когда он достиг жемчужных ворот, его радостно встретил святой Пётр, уже находившийся под сильным впечатлением от праведной жизни этого современного святого. Он тепло его приветствовал и сказал, что много слышал о его удивительном многолетнем служении. Учитывая его изумительное самопожертвование и самоотверженность, святой Пётр предложил ему ещё две недели побыть на земле в том месте, где ему захочется. Праведник ответил, что никогда не был на Гавайях, но всегда мечтал туда попасть. Святой Пётр устроил ему двухнедельную поездку с оплатой расходов, но поставил лишь одно условие: каждый вечер тот должен звонить ему и рассказывать о своих впечатлениях.

И вот, вернувшись на землю, праведник оказался на Гавайях. Прошёл первый день, и вечером он позвонил на небеса.

«Здравствуй, святой Пётр…»

«Здравствуй! Ну как нравится тебе на Гавайях?» — спросил святой Пётр.

«Я пока ещё не много успел посмотреть, — ответил тот, — однако мне кажется, что это самое прекрасное место на земле, и к тому же здесь такой мягкий климат. Завтра я собираюсь посмотреть побольше».

На следующий день вечером праведник позвонил опять: «Привет, святой Пётр! Да, мне действительно очень нравится здесь. Облака, пляжи, прекрасные пальмы — всё так мило. Завтра позвоню».

Звонок на третий день вечером: «Привет, Пётр! Я действительно считаю, что это самый красивый уголок земли! Завтра позвоню. Пока!»

В четвёртый раз разговор вечером выглядел так: «Привет, Петя! Это свои. Ну и здорово же здесь! Да, Петя, скажу тебе прямо: ты много потерял! Загляни как-нибудь. Пляж — просто прелесть! Завтра звякну!»Вот так постепенно и мы привыкаем ко греху. Подростки настолько привыкают к извращённой системе ценностей и искажённым нормам поведения, что всё это становится для них новой точкой отсчёта в принятии своих решений.

Второй вопрос, который подросток должен задать самому себе, принимая решение, звучит так: не будет ли это всецело властвовать надо мной? Не впаду ли я в зависимость от этого? Не отразится ли это на моих будущих решениях? «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Будучи в Африке, я услышал одну старую историю, которая довольно хорошо поясняет этот момент. В ней рассказывается о том, как в джунглях ловят обезьян. Берём полую тыкву и кладём внутрь какие-нибудь орехи и фрукты, короче говоря, что-нибудь такое, что любят обезьяны. Затем оставляем лишь узкое отверстие, в которое обезьяна может протиснуть лапу. Привязываем тыкву к ветке дерева и ждём. Вскоре какая-нибудь обезьяна натыкается на тыкву и видит спрятанные в ней лакомства. Просунув лапу в дыру, она набирает полную пригоршню, но, поскольку отверстие слишком маленькое, сжатый кулак ей оттуда никак не вытащить. Она могла бы бросить всё, что схватила, и вытащить лапу, но она этого не делает и цепко держит лакомства. Она впадает в ярость, начинает визжать и прыгать, но еду не бросает, а поскольку тыква привязана к ветке дерева, ловец просто подходит сзади и хватает обезьяну.

По отношению к нам, людям, сатана использует такой же приём. Нередко нам так сильно хочется чего-то достичь в этой жизни, что мы просто не замечаем, что своими действиями можем себя уничтожить.

Я вспоминаю студента одного христианского колледжа, который сильно увлёкся компьютерной игрой в драконов и подземные темницы. Всё это начиналось вполне безобидно и делалось ради того, чтобы просто расслабиться вместе с друзьями, однако вскоре он настолько увлёкся своим персонажем, что позабыл себя самого. Игра поглощала его всё больше и больше, и в конце концов все двадцать четыре часа в сутки он стал посвящать жизни своего героя. Он играл целыми днями, весь измученный, впадал в оцепенение, затем приходил в себя и продолжал играть. Наваждение стало таким сильным, что его исключили из колледжа, он с трудом мог работать.

Как узнать, не слишком ли увлеклись ваши дети какими-нибудь делами? Поговорите с ними о различных видах зависимости. Попросите, чтобы в течение недели они проследили за тем, о чём думают и что делают, и всё это записали. Если, занимаясь повседневными делами, они постоянно думают о чём-то ещё, можно говорить о наличии какого-то чрезмерного увлечения. Если окажется, что, не имея возможности заняться предметом своих размышлений, они чувствуют себя несчастными, значит, вы имеете дело с пагубным пристрастием.

Третий вопрос, который всегда следует задать себе, принимая решение, звучит так: прославляет ли это Бога? Если кто-нибудь узнает об этом поступке, можно ли будет сказать, что это прославляет Бога?

«Итак, едите ли, пьёте ли или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31).

Один фермер из Нью-Хемпшира, заметив, что его лошадь хромает, решил показать её ветеринару. «Понимаете, доктор, — сказал он, — один день она хромает, а другой — нет. Что делать?» «Продайте её в тот день, когда она не будет хромать!» — не колеблясь, посоветовал ветеринар.

Прославит ли подобный поступок Бога?

Одна молодая пара решила пойти на концерт, взяв с собой своего трёхмесячного ребёнка. Когда они вошли в зал, билетёр предупредил: «Если ребёнок заплачет, вам придётся уйти, но мы, конечно же, вернём вам деньги за билет».

Они прослушали уже, наверное, полконцерта, когда, наклонившись к жене, муж спросил: «Тебе нравится концерт?»

«Он просто отвратителен!»

«Я тоже так думаю, — согласился он. — Ущипни ребёнка!»

Если в общении со своими друзьями мы ведём себя искренно и честно, то тем самым мы прославляем Бога. Если, отдыхая, мы остаёмся великодушными и честными, мы прославляем Бога. Если, забыв ответ, который должны были знать, мы отказываемся заглянуть в тетрадь своего одноклассника, мы прославляем Бога.

Несколько лет назад, участвуя в телевизионной программе Билла Бакли, Чарльз Колсон рассказывал о реабилитации бывших заключённых. Эту программу посмотрел Джек Экерд (изобретатель таблеток Экерда), который позвонил Чарльзу через несколько дней и попросил его приехать во Флориду, чтобы начать

в этом штате кампанию, посвященную проведению реформ в уголовном праве. Вместе с главным прокурором штата и главой Сената Кол-сон и Экерд на самолёте летали по разным городам Флориды, призывая к проведению реформ.

Каждый раз, когда они встречались с народом, Джек Экерд, представляя Чарльза Колсона, говорил так: «Это Чак Колсон, мой друг. Мы встретились на телепрограмме Билла Бакли. Он родился свыше, а я — нет, но мне бы тоже этого хотелось». После этих слов он обычно садился, потом говорил Колсон, а затем, когда они снова летели в самолёте, Колсон рассказывал Экерду об Иисусе. В другом месте повторялось то же самое, и опять в самолёте Колсон рассказывал Экерду о Христе.

Когда они расстались, Чак дал Джеку кое-что почитать, а потом прислал ему несколько своих книг. Джек прочитал эти книги, включая и рассказ, называвшийся «Затвор шлюза и воскресение из мёртвых» из книги Чака «Любящий Бог». Благодаря свидетельству Чака, а также силе написанного слова, Джек Экерд понял, что Иисус — на самом деле Господь и что Он воскрес из мёртвых. Позвонив Чаку, он рассказал ему о своей новой вере и о том, что он любит Иисуса. Когда он кончил говорить, Чак сказал: «Ну, вот и ты родился свыше!»

«Нет, — возразил Джек, — ничего такого нет, потому что я ничего не чувствую».

Чак заверил его, что он действительно родился свыше, и прямо тут же по телефону они вместе прочитали молитву посвящения.

Джек был потрясён! Вскоре после этого, зайдя в один из своих аптекарских магазинов, он увидел, что на полке лежат журналы «Плейбой» и «Пентхауз». Он и прежде видел их много раз, и это никогда не задевало его, но теперь он посмотрел на них глазами Иисуса. Вернувшись в офис, он позвонил своему председателю и сказал: «Уберите с моих складов „Плейбой» и „Пентхауз»!»

«Но мистер Экерд, — запротестовал председатель, — мы не можем этого сделать. Каждый год эти журналы дают нам три миллиона прибыли».

Экерд был непреклонен: «Сейчас же уберите их из моих магазинов!»И вот, лишь потому, что один человек захотел прославить Бога, за одну ночь из тысячи семисот магазинов, разбросанных по всей Америке, эти журналы исчезли. Позвонив Экерду, Колсон специально спросил его, сделал ли это Джек во имя Христа и по причине своей преданности Ему.

«А ради чего ещё я бы расстался с тремя миллионами? — спросил Джек. — Господь не позволил мне расставлять людям такие ловушки».

Однако у этой истории есть продолжение. Позднее Экерд написал воззвание ко всем другим владельцам аптекарских магазинов в Америке: «Я убрал их („Плейбой» и „Пентхауз») из моих магазинов. Почему бы вам не поступить так же?»

Никто не ответил! Тогда он написал ещё и ещё. Узнав о таком решении Экерда, в его аптеки хлынул целый поток покупателей. Любопытно, что в таких делах нередко всё решает балансовый отчёт, и потому в течение ближайших одиннадцати месяцев эти журналы были убраны из многих других аптекарских магазинов. Примерно в то же время в Вашингтоне начала работать комиссия по борьбе с порнографией, обсуждавшая вопрос о том, какие рекомендации целесообразно представить президенту и Конгрессу по этому вопросу. Пока комиссия обсуждала проблемы, Джек Экерд действовал и решал их. Он изъял из продажи эти журналы, несмотря на то, что Американский гражданский союз свобод грозился подать на него в суд. Желание Экерда прославить Бога стало распространяться подобно пожару, и дело дошло до того, что ещё пять тысяч других магазинов убрали не-пристойные журналы со своих прилавков. Не прошло и года, как «Плейбой» и «Пентхауз» исчезли с прилавков одиннадцати тысяч киосков, — и всё это произошло лишь потому, что один человек решил своей жизнью прославить Бога.

Последний вопрос, который подросток должен задать, когда речь заходит о какой-нибудь деятельности, звучит так: какое влияние это окажет на мои мысли? Как эта деятельность отразится на моём сознании? Какими будут её последствия? Возвысит ли это меня или унизит?

«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).

Всегда существует опасность того, что неправильно принятое решение может ожесточить совесть подростка, и тогда ему ещё труднее будет отличить истинное от ложного. В 1890-е годы мимо фермы госпожи Мак-Дональд проезжал один человек. Внезапно налетел ветер, сорвал с его головы котелок и унёс его на угодья этой женщины. Поискав свою шляпу, мужчина в конце концов уехал ни с чем. Госпожа Мак-Дональд взяла её себе, и целых сорок пять лет её носили различные члены её семьи, пока она совершенно не износилась. Тогда госпожа Мак-Дональд дала объявление в местную газету, в котором просила откликнуться владельца шляпы. В конце была приписка: «Сорок пять лет у меня на душе был камень».

Всё это время её мучила совесть, потому что решение, которое она приняла, было неверным с самого начала, и остаётся только догадываться, какое влияние оказало это решение на другие стороны её жизни.

Скажите подростку, что, лелея нечистые помыслы, он всегда рискует, потому что они могут надолго поселиться в его голове и, в конечном счёте, станут в его жизни чем-то привычным.

Я читал о человеке, который, послав чек в налоговую инспекцию, написал: «Я не могу спать, меня мучает совесть. Посылаю чек на сто пятьдесят долларов. Если по-прежнему не смогу спать, пришлю остаток».

Я убеждён, что Бог не столько озабочен тем, чтобы указать нам, что и когда делать, сколько тем, чтобы научить нас мыслить и принимать решения, уподобляясь Ему.

Все мы Его сыновья и дочери. Он создал нас для того, чтобы, пользуясь дарованным Богом разумом, мы принимали правильные решения. Если вы объясните вашему подростку, что способность принимать решения — дар свободы, то он, стремящийся к свободе, по достоинству оценит эту способность. Именно поэтому вместо того, чтобы дать нам какую-нибудь энциклопедию в тысячу томов, в которой детально рассказывалось бы о каждом искушении или решении, известном человечеству, Он дал нам упомянутые выше четыре принципа. К счастью, вашим подросткам не надо выучивать наизусть содержание всех энциклопедий, — достаточно воспользоваться этими четырьмя основными правилами:

1. Не повредит ли это мне?

2. Не будет ли это властвовать надо мной?

3. Прославит ли это Бога?

4. Какое влияние это окажет на мои мысли?

Подростки сумеют принять правильное решение в любой ситуации, если при выборе его будут руководствоваться этими четырьмя принципами. Бог наделил их совестью (хотя она и ожесточилась вследствие греха), послал в пример Своего Сына, дал Своё Слово, служащее универсальным путеводителем, и вселил в них Святого Духа, чтобы с Его помощью они преодолевали унаследованные греховные наклонности. Теперь дело только за ними!

Я слышал историю об одном пожилом человеке, с которым несколько лет назад произошёл несчастный случай, в результате чего он потерял руку. Поначалу это отбило у него всякое желание интересоваться и заниматься спортом, хотя раньше он этим очень сильно увлекался. Несчастье ввергло его в тяжёлую депрессию, но вот однажды друг уговорил его поиграть в гандбол, и с первого же момента этот человек очень увлёкся этой игрой. Удивительно, но депрессия как-то незаметно сразу прошла.

В течение нескольких лет он считался самым лучшим гандболистом в округе. Он выиграл несколько важных спортивных состязаний и всегда играл легко и непринуждённо. Во время одного из соревнований он держался так до финала и выиграл два матча, обыграв одного из лучших гандболистов, несмотря на то, что тот был на тридцать лет моложе его.

«Как вам это удалось?» — спросил корреспондент местной газеты, беря интервью у этого искалеченного человека.

Он ответил одним словом: «Решение!»

«Что вы имеете в виду?» — настаивал репортёр.

«Всё очень просто, — ответил победитель. — Каждый раз, когда мяч летит к моему противнику, ему надо решать, какой рукой его отбить, а когда он летит ко мне, всё очень просто, потому что я уже принял решение».

Подумайте об этом! Быть может, всё будет гораздо легче и проще, если всякий раз, когда сатана «запустит» своё искушение «на площадку» вашего подростка, он уже заранее примет решение о том, как его «отбить»?