Предисловие

Эта книга была задумана и написана для родителей, особенно для родителей малышей, чтобы избавить детей от страданий, которыми сопровождается их взросление в современном мире. Книга была написана в надежде, что благодаря ей, став взрослыми, они будут меньше нуждаться в услугах психологов, психиатров или консультантов, которые помогают людям обрести смысл жизни. И хотя первоначально книга предназначалась для молодых родителей, я пришел к убеждению, что она будет полезна широкому кругу людей, как в профессиональном, так и в личностном отношении.

Вне зависимости от того, являетесь ли вы (или собираетесь стать) родителем малыша или же ваши дети уже выросли и разъехались, эта книга может помочь вам понять истоки своей личности и личностей ваших детей. С ее помощью вы осмыслите взаимоотношения с детьми и другими близкими вам людьми.

Для тех, кто пытается отыскать корни своих нынешних чувств и поведения, книга станет путешествием во внутренний мир, что временами может вызвать страх и замешательство. Цель этого путешествия — на основе глубокого анализа прийти к самопознанию и полюбить себя, что, как я полагаю, требует и заслуживает труда. Если во время чтения книги вы ощутите подавленность, прошу вас обратиться за профессиональной помощью. Взросление может и часто бывает болезненным и трудным независимо от того, когда мы, наконец, завершаем этот процесс. Нам может понадобиться любая помощь.

Я убежден, что, кем бы вы ни были (или кем бы себя ни считали) в начале пути к самопознанию, вы, по крайней мере, поймете, как ваши детские ощущения влияют на вас и ваших детей. Надеюсь, что все это поможет вам проанализировать причины своего поведения и сделать позитивные выводы о себе. Не сомневаюсь, что вам уже известна боль, присущая нашему путешествию, и вы познали многое из того, что написано в книге.

Большая часть материалов, использованных в книге, отражает мою собственную борьбу и борьбу моих пациентов за обретение смысла жизни. Сюда вошел также анализ отношений (иногда восхитительных, иногда мучительных) с друзьями, коллегами и близкими мне людьми. Книга была написана слишком поздно, когда мои дети уже выросли. Хотя во многих отношениях я был хорошим родителем, тем не менее я сам и мои дети пострадали от моего невежества и некомпетентности.

Выражение признательности

Понадобились годы психотерапевтической практики, чтобы проникнуть в те глубины, где были запрятаны мои детские ощущения. Для того чтобы защитить себя от боли и унижений, испытанных в детстве, я соорудил причудливые и разнообразные убежища, которые нужно было отыскать в процессе обретения целостности. Самое удивительное и радостное заключается в том, что путешествие в глубины собственной души продолжается и по сей день.

Когда я подошел к осознанию необходимости написать книгу, полагая, что нахожусь в конце своего мучительного и великого путешествия, я обнаружил, что это лишь начало. Большая часть пути все еще впереди. И хотя были и бывают моменты, когда я задумываюсь, стоило ли вообще пускаться в это путешествие, могу сказать совершенно откровенно, что мне оно доставляет удовольствие. Важно осмелиться начать и продолжать этот путь всю жизнь.

Родители никогда не предполагали, что детские ощущения будут причиной моей душевной боли. Они делали то, что умели, и как можно лучше. Их детство тоже было нелегким. Им, несомненно, будет больно и тяжело, когда они поймут, читая эту книгу, какое влияние на мою жизнь оказало их поведение. Но я уверен, что наша глубокая любовь друг к другу все равно будет жить, невзирая на все, что произошло в прошлом.

В самом начале путешествия я не позволял себе судить о роли, которую сыграли мои родители, мешая мне стать взрослым, что было вызвано потребностью обособиться от них. Позднее я стал возлагать на них всю вину за собственное невежество и некомпетентность, что являлось разновидностью отрицания истины. И только сейчас я отказался от обвинений в адрес родителей или в свой адрес: все несут свою долю ответственности за то, что имело место в прошлом. Когда я был маленьким, я нес ответственность за свою реакцию, а родители — за то, что делали или не делали для меня. Возложение на каждого своих обязанностей — это большой шаг для ребенка на пути взросления. Только в результате подобного подхода мы можем научиться ощущать ответственность за свои решения и выбор.

Книга возникла из глубин, неизвестных мне самому. Она позволила мне очиститься, освободиться от некоторых тяжелых детских ощущений и их влияния на мою жизнь. Временами мне было мучительно больно работать над книгой, это оказалось гораздо труднее, чем я представлял. Но я чувствовал потребность написать ее; мне нужно было сделать это хотя бы для себя. Но в процессе создания книги я был обрадован открытием, что она является картой не только моего собственного путешествия, но может стать путеводителем и для других людей. И я был бы рад, если бы мой труд принес вам пользу.

Эта книга является благодарностью родителям и трем моим детям, которые и позволили мне получить порою мучительные, но и самые важные уроки в жизни. Без их (хоть и неосознанной) помощи не была бы написана эта книга.

Я хочу выразить свою глубочайшую признательность всем своим нынешним и прежним пациентам, которые также позволили мне многое понять. Они обращались ко мне за помощью и в процессе ее получения многому меня учили. Постоянное погружение в их истории подтолкнуло меня на переоценку своих детских ощущений и их влияния на окружающих и мою будущую жизнь.

Я отважился приступить к написанию своего труда, после того как прочитал первые три книги Алисы Миллер. Ее мысли поразили меня своей универсальностью, ибо отражали и мой собственный опыт и опыт моих пациентов. Я обнаружил, что есть еще один человек, который смотрит на мир моими глазами. Нашелся человек, которому известны страдания, переживаемые в детстве практически всеми, и который не боится писать об этом. Я приношу свою благодарность Эйлин Сколл, которая посоветовала мне прочитать первую книгу доктора Миллер «Заключенные детства».

Я хочу поблагодарить Донну Берк, которая порекомендовала мне ознакомиться с работами Уинникотт. Я получил моральную поддержку, прочитав труды человека, который задолго до меня пришел к некоторым весьма существенным выводам о детстве. Эти материалы очень помогли мне при написании книги, хотя ее теоретические основы были заложены 15 лет назад во время работы над диссертацией в кливлендском Гештальт-институте. В это же время семья Полстеров, и в особенности Мириам, с которой я работал как психотерапевт, показалась мне воплощением многих хороших родительских качеств, которые также описаны в книге. В течение многих лет Полстеры были для меня «образцом» родителей.

Десятки других людей также внесли посильный вклад в написание книги. Я отмечу здесь лишь некоторых из них, хотя помню о каждом. Я хочу, чтобы мои друзья, которые постоянно звонили и интересовались, как идет работа, знали о том, как они помогли мне. Шейла Кейн, Цинда Гарланд, Шэрон Мэндт и Джек Хьюз читали различные варианты рукописи и призывали меня продолжать работу, не смотря на то, что я часто поддавался пессимизму.

Элиз Уильяме любезно согласилась откорректировать рукопись и потратила много времени на исправление моей грамматики, пунктуации и синтаксиса. Большую помощь оказала Барбара Халсинг, отредактировав рукопись. Кроме того, мои друзья Майкл Мастерсон и Шерман Берне всегда были рядом, подбадривая меня в моменты сомнений и уныния. Всем им я очень признателен.

Хочу также выразить благодарность и неофициальным «редакторам». Пенни Мур, Кристин Бернс-Фэззи, Ли Фэззи, Нэнси Тодд, Тони Калигури, Дебби и Дуг Горич, Энн Дебта и Бертон Джеллман читали рукопись и высказывали свои советы и рекомендации. Их помощь и энтузиазм совершенно неоценимы. Кроме того, хочу особо поблагодарить Гарольда Линна, помощь которого существенно улучшила качество книги.

Приношу свою благодарность и Барбаре Квик, которая дала подзаголовок книге, даже не зная об этом. Мы с ней беседовали после моего выступления, и она употребила выражение «взгляд ребенка на воспитание», описывая то, что слышала. Именно эта фраза и определила цель и структуру книги. Я благодарен также Расселл Маршалл, у которой я в неоплатном долгу за «окончательное» редактирование книги и приведение ее в читабельный вид.

Хочу также выразить благодарность Рону Дилу, Пегги и Бобу Кальберстонам, которые также очень поддержали меня в процессе работы над книгой. Хочу сказать спасибо и Джорджии Джекобе, которая помогла мне установить контакт с издательством «Джей Эм продакшнз». И наконец, без помощи доктора Чипа Белла эта книга никогда не увидела бы свет. Он не только оказывал поддержку, но и контролировал всю работу с самого начала.

Август, 1989 Сесил Р. Бенуа

Как пользоваться книгой

В ней нужно делать записи. Это — рабочая книга в полном смысле этого слова.

Обратите внимание на следующее.

В конце каждой главы есть раздел, который с небольшими вариациями называется «Вспомните и поразмышляйте». В нем содержатся рекомендации о том, как применить материал данной главы к своему собственному опыту. Может быть, вам захочется просто полистать главу, отыскать упражнения и выхватить лишь некоторые вопросы. Но если вы последовательно и тщательно выполните все упражнения, то вы, несомненно, получите гораздо больше пользы от книги. В упражнениях оставлено место для ваших записей.

Возможно, вам захочется поделиться с другом или супругом о том, что вы узнали о себе. Разговор с другим человеком часто помогает нам прояснить свои чувства и воспоминания.

ИЛИ ЖЕ

Организуйте с несколькими друзьями учебную группу. Пусть каждый участник группы приходит на встречу с выполненными упражнениями. Нужно предоставить каждому возможность поделиться своими открытиями, суждениями о прочитанном или же любыми другими мыслями, при этом важно ничего не скрывать. Остальным следует воздерживаться от критики или осуждения и быть благодарными за высказанные мысли. Полезно задавать друг другу вопросы, с тем, чтобы прояснить высказывания; поощряйте откровенность друг друга.

В качестве норм поведения придерживайтесь принципов, изложенных в главе 4. Полезно на первой же встрече группы вспомнить и кратко обсудить их. Можно попросить одного из участников следить за тем, чтобы не отклоняться в сторону. Если в группу входят пары, то каждый из них должен самостоятельно выполнять упражнения. Супруги имели в детстве различный опыт; как сказал один из участников подобной группы: «Неудивительно, что нам так трудно быть друг с другом».

Сорвиголовы

Что-то в каждом из нас

Было сломано в детстве,

Большая часть переломов

Срослась, как кости, и стала

Прочнее, чем была раньше.

Но некоторые ломаются

Вновь и вновь,

Но в конце концов исцеляются

И остаются не хромыми,

Но, скорее, спотыкающимися.

И мы научились

Компенсировать это,

Шагая по канатам, натянутым через каньоны,

И делая стойку на руках

На флагштоках,

Демонстрируя себя

Перед всем миром.

Избрав хрупкое равновесие

Как образ жизни.

Шерман Берне. От сердца.

Вистула-пресс. С разрешения автора