Подростковый период

«…ОНИ (ПОДРОСТКИ) теперь кажутся нам склонными к излишествам, они имеют плохие манеры и не уважают авторитеты, они не почитают взрослых и проводят все свое время, собираясь вместе и болтая друг с другом. Они всегда готовы противоречить своим родителями, стремятся захватить все внимание во время беседы, прожорливы и мучают своих учителей». Сократ (написано более чем за 400 лет до Рождества Христова)

Определения

Каждый человек в своей жизни прошел через переходный возраст — критический этап в процессе взросления, иногда называемый «подростковым периодом». Это так же естественно и закономерно, как и знакомый всем родителям особый период в жизни двухлетнего ребенка, когда малыш старается делать все сам и почти не поддается воспитанию. Несмотря на то, что подростковым периодом считается промежуток жизни молодого человека с тринадцати до девятнадцати лет — это очень приблизительные границы. Начало и завершение, а также длительность «переходного периода» зависят от традиций культуры, в которой человек живет, от принятого в стране возраста совершеннолетия, от физиологических особенностей организма молодого человека, а так же от того, когда он реально достигает своей зрелости. Переходный возраст — очень «бурное» и полное неожиданностей время. Именно на этом этапе жизни происходят эмоциональные, социальные и физиологические изменения, которые шокируют и приводят в отчаяние многих неподготовленных родителей. Подобные чувства испытывают даже те родители, которые неутомимо вразумляли своих детей, стараясь применять для их воспитания богоугодные методы, основанные на любви, поддержке и ободрении. Постарайтесь понять суть происходящего с вашими детьми. Ваш ребенок может быть всего лишь орудием в руках Бога, который хочет научить вас возлагать все упование на Него, доверяя Ему самое дорогое!

«Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею» (Псалом 27:7).

А. Подростковый возраст

Подростковый период — это всего лишь переход от детства к взрослой жизни. Если ваш ребенок переживает именно такое переходное время, вы как мудрые родители, должны призвать его (и себя) отбросить все детское и незрелое в ваших отношениях. Но одновременно с этим не забывайте сеять в сердцах ваших детей семена ответственности, самостоятельности и независимости.

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное» (Екклесиаст 3:1-2).

В толковом словаре русского языка говорится, что подросток — это мальчик или девочка переходного возраста.

• В латинском языке для обозначения этого периода жизни человека применяется слово «adolescere», что означает «расти, вырастать».

• Переходный период от детства к достаточно взрослой и самостоятельной жизни характеризуется эмоциональными, социальными и физиологическими изменениями.

Эмоциональные изменения

Подростки часто испытывают острое чувство незащищенности. Подобное происходит когда они начинают задумываться о себе:

• Кто я?

• Каковы мои ценности и убеждения?

• Какую степень свободы я должен иметь?

• Кого я должен действительно уважать?

• Что я могу делать хорошо?

Социальные изменения

Подростки часто испытывают чувство неполноценности. Для самоутверждения молодые люди склонны искать общения с равными себе.

• Они переносят свою преданность родителям на сверстников.

• Они стремятся к большей независимости.

• У них возникает интерес к противоположному полу.

• Они стараются найти новых друзей и войти в ту или иную молодежную группу.

• Их настроение, образ мыслей и манера поведения неустойчивы и легко изменяются.

Б. Половая зрелость

• В русском языке слово «зрелый» означает: «достигший полного развития, вполне готовый для чего-либо, свойственного взрослому человеку».

• В латинском языке для обозначения половой зрелости применяется термин «pubescent», означающий — «быть покрытым красивыми, мягкими и короткими волосами».

• Это период полового созревания, в результате которого организм подростка становится готовым к продолжению рода, и который характеризуется кардинальными физиологическими изменениями в организме.

• Прежде всего необходимо помнить, что половое созревание не наступает у всех в одном и том же возрасте. У большинства девочек половое созревание начинается с десяти (обычно в двенадцать — тринадцать лет) и длится до семнадцати, а у мальчиков — начинается с двенадцати (чаще всего в четырнадцать лет) и длится до девятнадцати лет.

Физиологические изменения

Подростки могут испытывать замешательство и страх, когда начинают замечать, что с их телом происходят какие-то изменения:

МАЛЬЧИКИ

 

ДЕВОЧКИ

Стремительный рост до 10-12 см в год.

Рост

Стремительный рост — около 8-10 см в год.

Увеличение веса.

Вес

Увеличение веса.

Голос ломается и становится ниже.

Голос

Голос становится более высоким и мягким.

Вырастают волосы вокруг половых органов, в подмышечной области, на лице и на груди.

Волосы

Вырастают волосы в области половых органов, в подмышечной области. Интенсивнее растут волосы на голове.

Расширяется грудная клетка и плечи.

Внешность

Увеличиваются молочные железы, объем бедер.

Сила и мышцы за период между двенадцатью и шестнадцатью годами увеличиваются вдвое.

Телосложение и сила

Мышцы увеличиваются в основном до начала первого менструального цикла.

Возникновение поллюции — способности половых органов производить сперму.

Признаки сексуальной зрелости

Менструальный цикл и созревание яйцеклетки, завершающееся овуляцией.

В. Библейский пример

В переходный период происходит эмоциональное, физиологическое и духовное взросление подростка. Однако, многие из них, уже достигнув физиологической зрелости, продолжают оставаться эмоционально и духовно незрелыми. В характере таких людей сохраняются некоторые отрицательные черты подросткового возраста, если только они не пережили в жизни личную встречу с Богом, как Иосия.

ИОСИЯ (2 Паралипоменон, 34 гл.)

Всего восемь лет было Иосии, когда он стал шестнадцатым царем Израиля, унаследовав трон своего отца. Однако в отличие от своего отца и деда, которые грешили, поклоняясь идолам, он «делал угодное в очах Господних». Будучи подростком, Иосия «начал прибегать к Богу» и с ранних лет жизни стал искать Его. Подчинившись руководству Господа, юный царь смог смело и твердо выступить против укоренившегося в его народе греха и принял твердое решение положить конец идолопоклонству и нечестию, передаваемому из поколения в поколение. Он поставил цель — восстановить Израиль, обратить его к богоугодной и непорочной жизни.

Характеристики

А. Признаки переходного периода

Почти каждый человек испытал в своей жизни трудности и тревоги переходного возраста. Многие из них представляют собой естественный и вполне нормальный процесс формирования зрелой личности. Однако если вы замечаете у вашего ребенка какие-то радикальные неестественные изменения в поведении, вполне возможно, что он находится под влиянием плохих друзей, или ведет беспорядочную сексуальную жизнь; возможно, неправильно или плохо питается, употребляет алкоголь или наркотики.

«За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их» (Притчи 1:29-31).

Определить, что происходит с вашим ребенком, насколько это опасно, какие действия требуются от вас, его родителей, вам помогут нижеприведенные признаки, характерные для большинства детей в переходном возрасте.

Эмоциональное уединение

Подросток:

• Избегает участия в семейных мероприятиях.

• Скрытен и необщителен.

• Предпочитает уединяться в своей комнате (например, сразу же после прихода домой).

• Спорит и может выражаться оскорбительно, резко, грубо.

• Недоволен тем, чем обеспечивают его родители (одеждой; аудио-, видео-, автотехникой; выделяемыми ему денежными средствами).

Трудности, возникающие в школе

Подросток:

• Получает явно низкие для своего уровня оценки.

• Пропускает уроки.

• Нарушает дисциплину на уроке, бросая вызов авторитету учителя.

• Не выполняет домашние задания, выдумывая разные оправдания и причины его невыполнения.

• Старается избежать участия во встречах родителей и учителей, будь то дома или на каких-либо школьных собраниях, или во время других мероприятий.

Плохое влияние друзей

Вы вдруг замечаете, что:

• Любые разговоры по телефону происходят уединенно, за закрытыми дверями комнаты подростка.

• Подросток выбирает друзей, которые старше него.

• Не любит говорить о друзьях, всегда защищает их перед родителями.

• Прекращает приглашать друзей к себе домой.

• Критикует и не любит ответственных и прилежных подростков.

Протест против проверок и контроля

Ваш ребенок:

• Недоволен и возмущается всем, что ограничивает его свободу.

• Не говорит о своих занятиях и увлечениях.

• Часто нарушает установленное для него время возвращения домой, особенно вечером (при этом, всегда находит извинение своему опозданию).

• Тайно уходит гулять по ночам.

• Отказывается посещать церковь.

Физиологические признаки

Обратите внимание:

• Чрезмерный сон и еда — это возможный признак депрессии.

• Большая потеря веса — это возможный признак анорексии (отсутствия аппетита).

• Если подросток съедает слишком большое количество пищи, но при этом не прибавляет в весе — это возможный признак булимии (патологическое, повышенное влечение к пище).

• Бледная кожа и часто повторяющиеся дрожь, рвота, головокружение могут быть признаком употребления наркотических средств.

• Синяки и порезы на коже могут быть признаком, свидетельствующим об увлечении какой-либо культовой религией или об участии в обрядах сатанистов.

Внешние изменения

Обычно очень заметны, так как:

• Подросток не следует правилам личной гигиены.

• Постоянно одевается в одну и ту же одежду.

• Становится слишком небрежным к своему внешнему виду и даже неопрятным.

• Одевается вызывающе, делает необычную прическу.

• В стиле одежды подросток пытается подражать какой-либо группе людей (часто отрицательно воспринимаемой обществом).

«Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Притчи 17:25).

Б. Картина пассивного воспитания

Многие родители не обращают внимания на подозрительное поведение ребенка, надеясь, что все пройдет само собой. Другие, не желая возникновения конфликтов, эмоционально отдаляются от подростка, оставляя его без своей любви, ободрения, поддержки и верного наставления. С молитвой рассмотрите свои ответы на вопросы, предлагаемые ниже. Эти вопросы подскажут вам важные области отношений с ребенком. Позвольте Духу Святому исследовать ваше сердце, чтобы выявить допущенные вами грехи по отношению к ребенку. Это поможет вам честно оценить, — как вы выполняете родительские обязанности, возложенные на вас Господом.

«Скажешь ли: «вот, мы не знали этого» ? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его» (Притчи 24:11-12).

* Стараетесь ли вы избегать откровенных разговоров об отрицательных и неправильных поступках вашего подростка?

* Хватает ли у вас решимости обсуждать с ним неприятные ситуации и вопросы, которые могут вызывать смущение?

* Не слишком ли легко вы готовы принимать извинения и оправдания вашего ребенка?

* Покрываете и извиняете ли вы плохое поведение подростка?

* Даете ли вы подростку испытать на себе прямые последствия его поведения (или стараетесь всячески ограждать вашего ребенка от этого)?

* Насколько вы последовательны, требуя от вашего ребенка возвращения домой в установленное время?

* Как вы относитесь к такому важному методу воспитания как наказание, не пренебрегаете ли им, опасаясь, что ваш ребенок перестанет вас любить?

* Лишаете ли вы подростка своей любви, надеясь, что это заставит его измениться?

* Сравниваете ли вы своего ребенка с другими подростками, обращаясь к нему с сарказмом, в надежде тем самым побудить его измениться?

«..А обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Притчи 24:25).

Причины

А. Причины беспокойного подросткового возраста

В этот сложный период своей жизни подростки стараются вырваться из «кокона» заботы и попечения, которым родители окружали их с самого рождения. Этот процесс становления личности можно сравнить с появлением на свет прекрасного творения — бабочки. Вчерашние мальчики и девочки, освободившись из «кокона» родительской опеки, начинают пробовать свои собственные силы. Они больше не ищут помощи родителей, но пытаются сами восполнять свои естественные нужды в любви, значимости и безопасности. Однако, в отличие от бабочки, они все еще не могут «летать» — быть самостоятельными и независимыми. По этой причине переходный период полон риска и опасностей, так как подростки часто склонны искать ответ на свои нужды и потребности в кругу сверстников, используя неправильные методы и способы. Родители должны понимать, в чем нуждаются их дети, и чего они добиваются в период переходного возраста.

Поиск любви

• Подросткам нужна настоящая и серьезная дружба.

• Подростки ищут внимания со стороны противоположного пола.

• Подростки хотят быть уверенными в том, что их любят, они нуждаются в словах любви.

• Подростки нуждаются в приемлемых формах близкого общения.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоанна 15:12).

Поиск собственной значимости

• Подросткам нужна независимость.

• Подросткам нужна ответственность.

• Подростки хотят быть успешными.

• Подростки нуждаются в осознании того, насколько высоко их ценит Господь.

«Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне…» (Псалом 56:3)

Поиск безопасности

• Подростки нуждаются в личных ценностях.

• Подростки нуждаются в дисциплине.

• Подросткам нужны ясные и четкие границы поведения.

• Подростки нуждаются в духовном возрастании.

«В страхе пред Господом надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притчи 14:26).

Б. Главная причина — внутренний конфликт

Маленькие дети обычно подражают поведению и поступкам своих родителей. Однако, когда они достигают подросткового возраста, их взгляд на авторитет и власть родителей чаще всего меняется. В этот период своей жизни они очень сильно зависят от поведения и мнения сверстников. Подростки перестают видеть в своих родителях «непререкаемый авторитет» и источник истины. Они ставят под сомнение способность родителей определять, что плохо, а что хорошо. Они пытаются искать свою истину, то, что им самим кажется правильным. Быть принятыми, получить одобрение со стороны других подростков — вот что для них важнее всего!

Неправильное убеждение подростков:

Для меня очень важно быть принятым моими сверстниками, потому что тогда я почувствую себя увереннее, лучше. Я хочу жить по своим собственным принципам, по своим собственным законам и по своей собственной правде.

Правильное убеждение:

Я бы очень хотел, чтобы другие подростки меня приняли, но я предпочитаю быть человеком с сильным характером, тем, кто может сказать «нет», отказавшись сделать зло. Моя жизнь наполнится новым смыслом, если я буду ходить Божьими путями и поступать по Его правде.

«Иисус сказал ему: Я есмъ путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн 14:6).

МОЛИТВА ПОДРОСТКА

Господи, научи меня видеть грех, каким видишь его Ты. Я хочу ненавидеть грех так же, как ненавидишь его Ты. Моя жизнь будет полной лишь тогда, когда я буду жить в согласии с Твоей истиной и ходить Твоими путями.

Шаги к решению

Иногда подростки ведут себя так, как будто семья для них ничего не значит (или значит очень мало). В других случаях действия и поведение подростка могут указывать на их потребность в семье как в единственном источнике поддержки. Встречаясь с этими крайностями в поведении своего ребенка (которое бывает очень вызывающим и непредсказуемым), постарайтесь найти наилучший способ реакции на него. Даже временная и непродолжительная потеря близких взаимоотношений и взаимопонимания с ребенком приносит много боли родителям. Ваше сердце словно разрывается на части. Для того, чтобы справиться с подобной утратой, вам потребуются не только все ваши силы и вся ваша мудрость, но гораздо больше — необыкновенная сила Бога, Его любовь и поддержка.

«Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Псалом 142:10).

А. Ключевой стих Библии для заучивания

Для подростка:

«Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тимофею 2:22).

Для родителей:

«Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него; полагает уста свои в прах, помышляя: «может быть, еще есть надежда» (Плач Иеремии 3:27-29).

Б. Ключевой отрывок из Библии для чтения и повторения

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ:

Большая часть Книги Притчей предназначена для молодых людей и в первую очередь для того, «чтобы познать мудрость и наставление» (Притчи 1:2), а также, чтобы «дать… юноше — знание и рассудительность…» (Притчи 1:4). Так как в Книге Притчей всего тридцать одна глава, можно без особенного напряжения прочитывать по одной главе в день в течение каждого месяца. Многие молодые люди продолжают перечитывать эту книгу, помогающую в формировании характера,

даже когда трудный подростковый период уже позади. Попробуйте, читая главу за главой, составить список «Уроков для подростков». Записывайте в нем своими словами прочитанные вами истины, которые имеют непреходящее значение.

«Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр» (Притчи 12:15).

Вы можете составить список по каждой главе примерно по такому образцу:

УРОКИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ (Притчи, 1 глава) Каждый подросток должен знать, что:

Урок No 1 Первый шаг в школе жизни — почитание Господа. —————— Ст. 7

Урок No 2 Отвергать мудрость и наставление — значит быть невежественным глупцом.- —————— Ст. 7

Урок No 3 Прислушиваться к наставлению родителей — поступать мудро. —————— Ст. 8-9

Урок No 4 Чтобы избежать беды, — надо быть достаточно сильным и иметь мужество, чтобы сказать «нет». —————— Ст. 10-19

Урок No 5 Насмехаясь над непорочным и простым человеком, я показываю свою глупость.- —————— Ст. 22

Урок No б Человек, который внимательно слушает Бога, учится на своих собственных ошибках. —————— Ст. 23

Урок No 7 Отвергать советы и не принимать обличения — значит навлекать на себя скорбь и беду. —————— Ст. 24-27

Урок No 8 Восставать против знания и против Бога — значит разрушать самого себя. —————— Ст. 29-31

Урок No 9 Быть самодовольным и беспечным — значит уподобляться глупцу. —————— Ст. 32

Урок No 10 Чтобы жить безопасно и спокойно — надо быть послушным Богу и следовать Его наставлениям. —————— Ст. 33

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

В Послании к Ефесянам есть слова, которые легко можно сделать молитвой за вашего ребенка. Молитесь этими словами постоянно, заменяя в 16, 17 и 19 стихах личные местоимения «вам, ваши, вы» на имя вашего ребенка. Например:

«Для сего я преклоняю колена мои перед Отцом Господа нашего Иисуса Христа, От Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. Да даст Он моему сыну (имя)____по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердце моего сына (имя) ______, чтобы мой сын (имя) ______, укорененный и утвержденный в любви, мог постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы мой сын (имя) _______ мог исполниться всею полнотою Божиею» (На основе Послания Ефесянам 3:14-19).

В. Цель, к которой должны стремиться родители подростков

Даже если вы относите себя к тем родителям, которые стараются «ходить в страхе перед Господом», это не дает никакой гарантии того, что ваши дети обязательно захотят последовать вашему примеру. Вы не можете насильно заставить их жить согласно определенным правилам морали. Вы не можете постоянно контролировать их поведение и поступки. Но вы можете поступить иначе — сделайте своей главной задачей постепенное и последовательное развитие у подростка верных взглядов, помогите ему выработать правильную систему ценностей. Тогда его характер будет формироваться на прочной основе, и это поможет вашему ребенку принимать правильные решения в жизни.

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Второзаконие 6:6-7).

Побуждайте подростка развивать свою личность

Для этого:

• Вы сами должны быть человеком, утвержденным во Христе. А это значит, что вы можете искренне сказать своему ребенку:

— Свои нужды в любви, значимости и безопасности я восполняю во Христе.

— Я полагаюсь только на Христа и на Его силу, отвергая упование на свои собственные силы и способности.

— Я умер для себя, для жизни по своей воле, теперь моя жизнь — Христос, живущий во мне и действующий через меня.

«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галатам 2:19-20).

Воспринимайте вашего ребенка как очень ценное и уникальное творение Бо-жие, которое Он доверил вам.

— Бог принял решение создать моего ребенка.

— Бог определил особый план для его жизни.

«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11).

Определите естественные склонности, интересы и способности подростка.

— Постарайтесь узнать, что ему нравится делать, что доставляет ему радость.

— Поощряйте вашего ребенка к тем видам деятельности и занятиям, которые будут служить развитию его навыков и способностей.

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Притчи 22:6).

Старайтесь больше хвалить и меньше критиковать подростка. Поощряйте те решения и поступки, которые выявляют хорошие черты его характера.

«От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается» (Притчи 18:21).

Объясняйте подростку, что Бог хочет, чтобы все Его дети становились похожими на Христа, развивали в себе качества Его характера.

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Римлянам 8:29).

Развивайте у подростка чувство ответственности

Для этого:

• Вы сами должны быть целостным, непорочным и ответственным человеком.

«Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан» (Притчи 10:9).

Позволяйте вашему ребенку участвовать в принятии решений, касающихся определения допустимых границ поведения и последствий их нарушения. (Если подросток нарушит установленные правила, не оправдывайте его.)

«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притчи 29:17).

Приучайте подростка быть верным данному слову, подчеркивайте важность этого качества характера.

«И сказал Моисей начальникам колен сынов Израилевых, говоря: вот что повелел Господь: если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числа 30:2-4).

• Развивайте у вашего ребенка чувство ответственности в отношении личных финансовых расходов. Вы можете в своей семье организовать «банк» и открыть в нем «счет» на имя подростка, выделяя регулярно какую-то определенную сумму на его личные расходы. При этом важно воздерживаться от «увеличения бюджета» — увеличения выделяемой ребенку суммы, если его расходы постоянно превышают установленную вами сумму денег.

«Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии» (Притчи 20:21).

Помогайте подростку делать правильный выбор в вопросах практического и нравственного характера.

«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притчи 16:3).

Побуждайте подростка развивать здоровые отношения с другими людьми

Здоровые отношения предполагают искренность, открытость, честность, сердечность и чуткость. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился строить такие отношения с другими людьми, прежде всего начните с себя, покажите ему пример.

• Открыто и честно выражайте все свои чувства: как положительные, так и отрицательные.

«Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]» (Псалом 50:8).

Старайтесь общаться с подростком на уровне чувств, обращаясь к его сердцу, вместо того, чтобы стремиться получить от него лишь информацию и факты.

Не спрашивайте ребенка: «Как сегодня дела в школе?» Лучше задавать вопросы иначе, например: «Что ты думаешь о школе? Хорошо ли прошли занятия? Что ты думаешь о себе? Чувствуешь ли ты себя на высоте или временами унываешь и подавлен?»

«Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Притчи 20:5).

Поощряйте подростка к общению и близким взаимоотношениям с людьми, которые могут быть для него примером для подражания, чей образ жизни основывается на христианских ценностях (пастор, руководитель молодежи в церкви, вожатый в лагере для подростков).

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Бо-жие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евреям 13:7).

Будьте готовы признавать свои ошибки и просить прощения у своего ребенка.

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притчи 28:13).

Делитесь своими мыслями и знаниями о том, как общаться и вести себя с подростками противоположного пола. Беседуйте со своими детьми о различиях между мужчинами и женщинами. Каждый человек имет потребность в любви, значимости и безопасности, потому что такими сотворил всех людей Бог. Как мужчины, так и женщины в равной степени нуждаются в безусловной любви. Если же говорить о других существенных потребностях, то мужчинам в большей степени необходимо чувствовать себя важными, значительными, а женщины стремятся к безопасности.

«Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания» (Притчи 18:16).

Способствуйте достижению подростком духовной зрелости

• Стремитесь сами подражать Христу. Это будет оказывать самое сильное влияние на подростка.

«Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденностъ, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Титу 2:7-8).

Учите подростка тому, что Слово Божие обладает непререкаемым авторитетом, в Нем мы находим совершенный образец для поведения.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тимофею 3:16).

Предложите вашему ребенку прежде чем он хочет что-либо сделать поразмышлять над следующими тремя вопросами:

— Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к Богу?

— Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к другим?

— Если я сделаю это, будет ли это выражением любви к самому себе?

«Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца» (Притчи 21:2).

Объясните подростку важность отделенности от мира, отказа от соглашения с ним.

«И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Коринфянам 6:1 7-18).

Если ваш ребенок идет по пути, ведущему к разрушению и гибели, просите Бога как можно скорее показать ребенку ошибочность принятого решения, его плохие последствия.

«Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденностъ, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Титу 2:7-8).

Г. Борьба за установление четких границ

Мудрые родители должны с самых ранних лет жизни своего ребенка устанавливать для него четко определяемые рамки и правила поведения с соответствующими дисциплинарными мерами в случае их нарушения (ребенок должен знать, какими могут быть возможные последствия его неправильных поступков).

Меры дисциплинарного наказания в любом возрасте предназначены только для того, чтобы у ребенка развивались самодисциплина и самоконтроль. Конечная цель заключается в том, чтобы внутренней потребностью вашего ребенка было делать только то, что правильно. Когда правила поведения четко изложены и границы допустимого точно определены, подростки, переступая дозволенную черту, понимают, что не дурной характер родителей, а их собственный неверный выбор привел к неизбежным последствиям.

Многие родители не осознают, насколько важно четко установить границы для ребенка, пока не столкнутся «лицом к лицу» с бунтарским духом подростка. И хотя никогда не поздно поменять методы воздействия, вводя надлежащие правила и дисциплинарные меры наказания, — исправить поведение подростка в переходном возрасте чрезвычайно трудно. Если вы хотите добиться успеха, необходимо посвятить себя этой задаче и быть последовательными, не допускать никакой мысли о снисхождении и смиренно положиться на Божью помощь. Молитесь, чтобы наступил тот день, когда ваш ребенок наконец осознает: через наказание любящие руки Бога изменяют его характер, делают его подобным Христу.

«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притчи 3:11-12).

Вопросы, которые задают о границах поведения

Вопрос: Правильно ли это — устанавливать границы?

Ответ: Да. Бог создал окружающий мир с естественными ограничениями. Это законы, действующие в нашем мире. Самыми известными правилами, ограничивающими поведение человека, можно назвать «Десять заповедей», которые записаны в Библии.

«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы, тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:1-17).

Вопрос: Разве подростки не достигли того возраста, когда родители уже не должны их наказывать?

Ответ: Нет, не достигли. Каждый человек должен нести ответственность за

И свои поступки и действия. «Каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Римлянам 14:12).

Вопрос: Если мой ребенок нарушает установленные границы и правила, как я могу строго наказать его, избегая при этом грубости или неверного поведения (гнева, раздражения, крика и др.)?

Ответ: Часто мы ошибочно думаем, что строгость невозможна без грубости и раздражения. Но это не так. Можно быть строгим без грубости. Не забывайте, для чего Бог предназначил правильное дисциплинарное наказание. Границы и правила — это не просто какие-то придуманные ограничения, нарушение которых приводит к отрицательным последствиям. Цель справедливых правил и ограничений — научить подростка самоконтролю и помогать ему развивать характер, угодный Богу.

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евреям 12:11).

Вопрос: Бывают ли неправильно определенные границы?

Ответ: Да. Некоторые правила и требования могут быть слишком строгими для определенного возраста и степени зрелости подростка. Только в

молитве родители могут и должны определять, какова воля Бога в

каждой конкретной ситуации.

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

ГОВОРИТЕ ИСТИНУ С ЛЮБОВЬЮ

«…Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Ефесянам 4:15).

Представленные ниже примеры показывают, как родители могут устанавливать границы и говорить о своих требованиях, действуя с любовью, что помогает подростку развивать самоконтроль и чувство личной ответственности. Вместо того, чтобы чрезмерно оберегать, защищать или выручать подростков из возникшей вследствие их поведения ситуации, следует противопоставить безответственным действиям подростка свою твердую волю. Границы и правила, с четко установленными последствиями за их нарушение, необходимо устно проговорить, не допуская возможности извинений или просьб о прощении.

• Мать говорит своему любящему спорить ребенку:

«Я хочу обсудить твое требование, но если ты будешь продолжать надоедать мне и спорить со мной, я просто уйду, оставив тебя одного. Мы не сможем обсуждать этот вопрос с тобой до тех пор, пока ты не будешь говорить разумно и уважительно». «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2 Тимофею 2:23).

• Отец обращается к своему расточительному сыну:

«Я бы очень хотел, чтобы ты научился понимать цену деньгам. С этого момента я больше не буду давать их тебе просто так. Я считаю, что тебе уже пора самому находить способы зарабатывать средства для покупки тех многих вещей, которые ты хочешь приобрести. Это поможет тебе быть ответственным за свои расходы». «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фессалоникийцам 3:10).

Мать говорит своей дочери, которая постоянно опаздывает:

«Нам обязательно надо быть вовремя на празднике, и я также знаю, что ты хочешь туда попасть. Если ты будешь готова к приезду машины в шесть часов вечера, нам не придется ехать в гости без тебя». «Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен» (Притчи 16:20).

Отец обращается к своему разгневанному сыну:

«Я знаю, что ты рассержен, и поверь, я уважаю чувства, которые ты испытываешь, но если ты собираешься кричать и вздумаешь ругаться со мной, я предпочту удалиться. Конечно, ты полон гнева и хочешь его излить — это твой выбор и твое право. А мой выбор и мое право — решать, что я готов терпеть, а что — нет, какое поведение я могу позволить в моем присутствии, а какое — нет. Я надеюсь, что скоро мы все же сможем поговорить спокойно». «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Притчи 29:11).

Отец говорит своему чем-то недовольному, агрессивно настроенному ребенку:

«Я всегда готов поговорить с тобой о том, что тебя беспокоит. Но я не думаю, что лучшее решение — пытаться заставить тебя поделиться со мной своими тревогами. Если ты когда-то и захочешь поговорить со мной об этом, ясно одно — это должен быть твой выбор. Так что, когда ты будешь готов рассказать мне о том, что с тобой происходит, я надеюсь — ты подойдешь ко мне сам».

«Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения» (Притчи 13:1).

Отец говорит своему сыну, чего-то настойчиво требующему:

«Я забочусь о тебе, о твоих потребностях, желаниях, но мне нужно некоторое время, чтобы подумать о том, чего ты просишь. Мы можем поговорить об этом завтра».

«Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него» (Притчи 29:20).

Мать говорит своей дочери, потерявшей ее доверие:

«Я знаю, ты хочешь, чтобы я опять стала доверять тебе машину. Я тоже хочу верить тебе. И я не сомневаюсь, что мы можем решить этот вопрос. Но потребуется время. Я хочу как минимум в течение одного месяца понаблюдать за тобой, чтобы узнать, можно ли тебе доверять, насколько твои слова совпадают с твоими делами. Только так я могу убедиться, что ты действительно хочешь вернуть мое доверие и будешь обращаться с машиной правильно». «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Луки 16:10).

Д. Благодарность со стороны подростков

Не ожидайте «букета благодарностей» от своего подрастающего ребенка за вашу жертвенность, терпение и беспокойство, проявляемые по отношению к нему. Цветы благодарности редки, как правило они не появятся, пока подросток не окажется вдали от дома и не встретится лицом к лицу с трудностями жизни в этом безжалостном мире. Иногда осознание всего, что было сделано родителями, приходит довольно поздно — когда у взрослого сына или дочери уже появляются свои дети. Тогда ваши дети могут прозреть и выразить вам свое искреннее чувство глубокой благодарности за все, что вы сделали для них в жизни.

«Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Екклесиаст 11:1).

Дорогие родители, живите такой жизнью, чтобы в один прекрасный день вы смогли услышать из уст своих детей следующие слова:

Спасибо вам за то, что воспитали меня христианином.

Спасибо вам за то, что давали мне честные ответы на трудные вопросы.

Спасибо вам за то, что вы всегда уважительно относились к моему стремлению быть независимым и давали мне свободу.

Спасибо вам за то, что вы позволяли мне совершать ошибки и терпеть поражение.

Спасибо вам за то, что вы не напоминали мне о моих ошибках.

Спасибо вам за то, что вы прощали мои обидные и грубые слова и замечания.

Спасибо вам за то, что вы были моими родителями, а не приятелями.

Спасибо вам за то, что вы всегда так доброжелательно и вежливо относились к моим друзьям.

Спасибо вам за то, что старались давать мне больше безусловной родительской любви, чем денег.

Спасибо вам за то, что научили меня уважать авторитет других людей; ценить искренность, непорочность и единство духа, души и тела; быть великодушным и свободным от предрассудков и предубеждений.

Спасибо вам за то, что вы выступали против моих неправильных и неприятных поступков, никогда не соглашаясь с ними.

Спасибо вам за то, что научили меня говорить «нет» тогда, когда было проще и легче ответить «да».

Спасибо вам за то, что вы всегда оставались такими благочестивыми родителями. За это я вас по-настоящему уважаю.