Прощение

Стоя на вершине холма в пустынной степи, Сергей кричал в глухую темноту ночи: «Все, с меня хватит! Клянусь, я рассчитаюсь с ней! Я так больше не могу!» Он решил, что оставит свою жену, и сделает это немедля, не пускаясь ни в какие объяснения. Вот уже десять лет, как их семейная жизнь напоминает сущий ад.

А ведь вначале все было иначе. Первое время он нежно ухаживал за ней, потом они поженились и с волнением ждали рождения первенца. Вслед за ним родились еще двое детей. Их ферма процветала. Оба были глубоко верующими людьми, искренно любили Бога и вместе посещали небольшую деревенскую церковь, расположенную в долине. То была замечательная пора.

Но однажды вечером она отказалась разговаривать с ним. Что-то случилось, но она ничего не хотела объяснять. Постепенно между супругами выросла глухая стена непонимания. Женщина упорно отвергала все попытки мужа выяснить, что так мучает ее. Он не мог выносить этого молчания. Проходили дни, месяцы, годы, а стена непонимания и холодность становились все непреодолимее. Эти люди искали помощи сначала у своего пастора, затем у доктора и, наконец, обратились к психологу. Никто не смог помочь им. Стена молчания оказалась на редкость непробиваемой.

Шло время, а они продолжали молчать. Их старший сын, каждодневно наблюдавший такие отношения, ожесточился и покинул родительский дом. Сергей продолжал молиться и старался заменить детям мать, которая была безразлична к ним. Женщина начала выпивать в компаниях, потом и вовсе стала сильно напиваться. Однажды вечером, выпив, она вдруг заговорила. Стоявшая между ними стена молчания дала трещину, и они долго говорили о том, какими счастливыми были первые годы их совместной жизни. Наконец выяснилось и то, что скрывалось за последующими годами отчуждения.

Некто каждый день ходил на работу мимо их фермы. Незаметно он подружился с женой Сергея, которая всегда была дома, пока муж отсутствовал по делам хозяйства. Сначала он шутливо заигрывал с нею, но постепенно его ухаживания стали более настойчивыми, и закончилось это увлечение любовным романом. В тот памятный вечер жена наконец выплеснула всю свою вину и страх, накопившиеся за десять лет. Сергей слушал, потрясенный рассказом супруги. Однако прошло еще несколько месяцев, прежде чем он узнал всю правду. Оказывается, любовником жены был его лучший друг.

Все перевернулось в душе Сергея. Злость и возмущение кипели в его сердце, пока он бежал в степь, далеко простиравшуюся за домом. Всю ночь он пробыл там, плача и молясь. Когда стало светать, у Сергея был готов план мести: он пойдёт к жене своего друга и расскажет ей всё. В сердцах Сергей крикнул: «Я никогда не прощу его! Он заплатит за каждую минуту страданий, которые я пережил за эти десять лет».

Сергей не знал, как в то утро он очутился у церкви, наверное, сработала давняя привычка. Он тихо проскользнул в дверь и лицом к лицу столкнулся со своим бывшим лучшим другом, а ныне — с мерзким предателем, соблазнившим его жену, — в то утро тот приветствовал всех входивших в церковь. Приторно улыбаясь, он протянул руку и Сергею. Сергей застыл на месте. Этой ночью, ища утешения и поддержки у Бога, он много раз повторял Господню молитву, и сейчас в голове все еще звучали ее слова: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

После некоторой паузы, которая, казалось, длилась целую вечность, Сергей наконец протянул руку, в то время как сердце его разрывалось от страданий. Человек, погубивший его жизнь ради нескольких мгновений украденной страсти, человек, которого он поклялся ненавидеть до самой смерти, пожал ему руку, не зная, что обиженный только что простил его, своего обидчика.

Позднее Сергей вспоминал: «Впервые в жизни я узнал, что значит простить. Впервые в жизни я пережил потрясающее чувство свободы, ощутил величайшую легкость в душе, с которой свалилась невыносимая тяжесть горечи и ожесточения. Я готов был воспарить в небеса. Я стал свободен. Свободен, чтобы простить. Свободен, чтобы жить снова!»

Простив друга, Сергей смог простить и жену, и они снова смогли жить вместе. Иисус очень хорошо сказал об этом в Своей Нагорной проповеди: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14,15).

Но как я могу простить? Разве нет в жизни такого, что простить просто невозможно? Как могу я изменить что-либо, произошедшее в прошлом и продолжающее отравлять мою сегодняшнюю жизнь? Разве могу я вернуть тот миг и всё переделать? Разве есть у меня сила изменить прошлое?

Нравится нам это или нет, но все мы привязаны к нашему прошлому и не в силах от него отделаться. Прошлое — неотъемлемая часть нашей жизни, и есть только один способ избавиться от его мертвой хватки — прощение!

Как правило, прощение проходит в три этапа. Первый из них — страдание. Если мы не страдаем, то нет потребности и прощать. Именно страдание создаёт те условия, которые приводят к прощению. Вы не будете отрицать, что потребность простить появляется только у того, кого обидели. Это напоминает маленького мальчика из воскресной школы. «Что надо сделать, чтобы наш грех был прощен?» — спросил его учитель. «Сначала надо согрешить!» — с воодушевлением ответил мальчуган.

Однажды Мартин Лютер был так раздосадован целомудренным благочестием Меланхтона, что сказал своему другу: «Почему бы тебе не пойти и немного не согрешить?» Большинству из нас нет нужды грешить осознанно, к несчастью, эта склонность — неотъемлемая часть нашей греховной природы.

Не во всех случаях требуется прощение. Если кто-то опоздал на свидание, запачкал ваше пальто, влез без очереди или в десятый раз рассказывает какую-то скучную историю — все это такие мелочи, которые и не должны вызывать обиды. Бывают неудачи, из-за которых мы страдаем (например, невозможность продвинуться по службе), — они тоже не требуют прощения. Бывают примеры невнимания, когда, например, люди как будто не замечают нас, забывают наше имя, не приглашают на свадьбу своей дочери — и здесь тоже не идет речь о прощении. В таких случаях необходимы терпение, великодушие, снисходительность, смирение, но не прощение. Только глубокая обида возводит стену между людьми, и здесь не обойтись без прощения»

Такую обиду вызывает, например, неверность. Это значит, что к вам относятся, как к чужому, в то время как вы являетесь другом или партнёром. Подобное поведение задевает вас до глубины души. Вы чувствуете себя оставленным, брошенным, разочарованным. Так бывает, когда один из супругов заводит любовный роман, компаньон растрачивает общие деньги, друг обещает помочь в делах по службе, но отходит в сторону, когда у вас возникают какие-то неприятности, отец отказывается прийти на выпускной вечер сына. Все это надо простить.

Предательство также требует прощения. Оно превращает даже самых близких людей в заклятых врагов. Поступая так, мы смертельно раним их. Петр оставил Иисуса в беде, но предал Его Иуда. Вы совершаете предательство, когда выдаёте тайну, которую я доверил вам, используя моё доверие против меня. Вы предаете меня, когда говорите обо мне что-нибудь плохое тем людям, мнением которых я дорожу. Когда человек из злых побуждений причиняет другому нравственные страдания, это тоже можно назвать предательством. Как бы ни были тяжелы для нас подобные обиды, их всё равно надо простить. Почему человек, предавший меня, не должен быть наказан? Почему я должен отказаться от желания отомстить? Ведь в Библии сказано: «Око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:20; Втор. 19:21).

Такие вопросы ведут нас к следующей ступеньке. На неё поднимается тот, кто сумел однажды простить, кто подверг себя духовной операции. Прощение состоит в том, чтобы отсечь свою обиду от того, кто обидел вас. Оно заключается в умении отделить человека от его поступка, которым он оскорбил вас, воспринимать этого человека отдельно от того зла, которое он вам причинил. Простив, вы забываете об обиде, но помните, что нужны обидчику. Вы больше не воспринимаете его злым и отвратительным, а видите его слабость. Ведь именно она толкнула человека на подобный поступок.

Бог поступает так же. Обратите внимание на следующие библейские отрывки: «Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой» (Ис. 38:17). «Помни это, Иаков и Израиль… не забывай Меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44:21, 22). «Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102:11,12).

Помня об этом Божьем обетовании, мы можем воспользоваться таким же хирургическим методом, чтобы отделить поступок от того, кто его совершил. Таким образом становится возможным простить человека, хотя само его прегрешение может быть непростительным. Часто, если человек, например, уже умер или не хочет нашего прощения, мы можем остановиться на этом. Но там, где существует хоть малейшая возможность, нам следует идти дальше по пути прощения и подняться на третью ступень.

Благодаря чуду прощения два ставших чужими человека способны начать все сначала. Это, конечно, не значит, что их путь будет отныне усыпан цветами. Ведь они должны начать труд окончательного примирения, еще не забыв прежних обид, не зная ответов на многие вопросы, не преодолев страха перед новым предательством.

Простить — не означает забыть. Если бы мы все забывали, то не было бы необходимости и в прощении. Именно потому, что мы не можем забыть, нам необходимо найти в себе силы простить. Один человек, будучи в гостях, слишком много выпил и вел себя крайне нетактично, ставя в неловкое положение себя и жену. На следующее утро его, конечно, мучили угрызения совести (не говоря уже о похмелье), и он попросил у жены прощения. Она сказала, что все понимает и готова все простить и забыть. Однако в течение следующих недель она постоянно напоминала ему об этом эпизоде, пока ему это не надоело, и он наконец спросил: «Ведь ты говорила, что все простишь и забудешь». «Я на самом деле простила и забыла, — ответила жена. — Я просто хочу, чтобы ты не забывал, что я это сделала». Истинное чудо прощения состоит в том, чтобы, помня, все же простить.

Следует знать, что простить — это вовсе не значит оправдать. Я где-то читал об одном простом старом человеке, жившем в горах, который был арестован за кражу лошади. Он был не слишком умен, но все же сообразил, что ему надо нанять хорошего адвоката. Красноречие защитника помогло выиграть дело, и суд оправдал конокрада, и он, почесав затылок, спросил судью: «Значит, лошадь теперь моя?»

Кроме того, простить — это вовсе не значит просто «замять конфликт». Некоторые преуспевают в жизни благодаря своему умению сгладить ситуацию. Такие люди — прирожденные дипломаты. Я знал одного торгового представителя, который был мастером подобной стратегии. Как-то раз владелец фирмы предложил ему поехать по делам фирмы в Воскресенск. Ехать надо было в середине января. Не желая мёрзнуть в электричке, он спросил, нельзя ли послать кого-нибудь другого? «Почему?» — поинтересовался начальник. «Во-первых, сейчас слишком холодно. А во-вторых, в этом городе живут только хоккеисты и некрасивые женщины» , — объяснил он. Раздраженный его словами хозяин возразил: «Между прочим, моя жена родом из Воскресенска». «Она играет в основном составе „Химика»?» — не моргнув глазом, парировал этот ловкач.

Великими «миротворцами» часто приходится быть матерям и руководителям. Они умеют подавить гнев, скрыть недовольство и погасить назревающий конфликт. Все это очень важно и для успешного бизнеса, и для спокойствия в семье, однако проблемы, загнанные внутрь, только мешают истинному прощению. Конечно, способность прощать дарует нам Бог, но решение простить должно быть принято НАМИ!

Определив, что значит простить, зададим вопрос: а почему вообще я должен прощать? Не является ли прощение на самом деле какой-то несправедливостью? На первый взгляд кажется, что нравственной нормой должен выступать принцип «око за око». Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что есть вещи, которые ничем нельзя возместить. Какую компенсацию вы потребуете за разрушенную семью? Как восстановить испорченную репутацию? А нежелательная беременность или отвергнутая любовь — чем вы отплатите за все это?

Ну что ж, рассуждаете вы, тогда следующий шаг — это месть. Если мы не можем отплатить той же мерой, мы должны отомстить. Бог предупреждает нас против следования таким путем: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»» (Рим. 12:19). Почему Бог требует, чтобы мы предоставили право Ему отомстить за нас? Почему я сам не могу сделать это? Во-первых, чтобы отомстить, вы должны уподобиться вашему противнику. Вы вынуждены опуститься до его уровня. Есть одно старое изречение: «Самому сделать зло — поставить себя ниже врага; отомстить — стать всего лишь равным ему; простить — возвыситься над ним».

Месть — самое бесполезное оружие в мире. Мстить — это все равно, что стрелять в себя, чтобы рикошетом поразить своего врага. Месть только утвердит вашего противника в его злодеяниях. Она начинает бесконечный ряд ответных действий и превращается в состязание по принципу «кто кого?», в котором проигрывают все.

Если вы не смогли отомстить, вами в конце концов овладевает ненависть. Но в ненависти (как и в мести) каждая из сторон терпит поражение. Она приводит к потери друзей, клиентов, коллег, здоровья. Это чувство является причиной высокого давления, язвенной болезни, сердечных заболеваний, нервных расстройств. Библия говорит, что мы преображаемся в тот образ, который созерцаем (см. 2 Кор. 3:18). Ненависть, по сути дела, уподобляет нас тому, кого мы ненавидим.

Все дело в том, что только прощение предлагает полное и окончательное разрешение проблемы. Оно освобождает нас из-под власти прошлого со всеми его неприятностями. Месть никогда не сравняет счет, а будет только все крепче удерживать нас в прошлом. Охваченные жаждой мести, мы словно оказываемся в поезде, который мчит нас по бесконечному замкнутому пути ко все большей ненависти. Единственный способ остановить это безумное движение и предотвратить катастрофу — нажать кнопку «прощение» и выйти.

Миша и Света гостили в деревне у бабушки с дедушкой. Совсем недавно Миша сделал себе рогатку и научился стрелять из неё. И однажды мальчик решил шутки ради выстрелить в их любимицу-утку. К его величайшему ужасу, камень попал утке в голову и убил ее. Светлана видела, что наделал Миша, но промолчала. После обеда бабушка попросила девочку помочь ей на кухне. «Миша говорит, что хочет помочь тебе, бабушка!» — тут же звонким голосом ответила Света и, наклонившись к брату, прошептала: «Помни про утку!»

Мальчик послушно помог бабушке вычистить все на кухне и отправился спать. На следующий день все повторилось, и теперь всякий раз, когда хитрой сестрице не хотелось что-нибудь делать, она посылала вместо себя «добровольца» Мишу и шептала: «Помни про утку!» Наконец Миша не вытерпел. Плача, он сознался бабушке в том, что убил их любимую утку. Та крепко обняла его и сказала, что давно все знает. На самом деле, она уже простила его, но хотела узнать, как долго брат позволит сестре держать себя в рабстве. А как долго мы будем оставаться рабами своего греха? До тех пор, пока не попросим или (смотря по обстоятельствам) не даруем прощения.

Действительно, прощение освобождает того, кто простил. Разве справедливо, что мы так привязаны к нашему мучительному прошлому? Разве есть смысл без конца будоражить свою память? К чему вновь и вновь переживать свою боль? Тот, кого обидели, может, благодаря прощению, перестать прокручивать раз за разом эту заезженную пластинку прошлых обид. Прощение освобождает нас. Оно прекращает никак не утихавшую дотоле боль нашего сердца.

Да, но как найти в себе силы простить? Я думаю, что смогу помочь вам, предложив эффективную методику, которая шаг за шагом приведёт вас к этой цели. Я сам учился этому и знаю, как это не просто. Господь учит, что я должен прощать, если хочу быть прощенным. Об этом чётко сказано в Писании, но в глубине души я протестую, если ко мне относятся несправедливо. Затем я вспоминаю, что Бог обещал судить меня не справедливым, а милосердным судом, если я признаю Его Сына своим Спасителем. Подумайте об этом! Бог поступит со мной не так, как я того заслуживаю, потому что простил меня. Он поступит со мной так, как будто бы я вовсе и не грешил против Него. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Бог прощает нам грех мстительности, ненависти и даже наше упорное нежелание прощать. Даруя ближнему прощение, мы тем самым соучаствуем в Божественном милосердии. Как это замечательно: оказывается, прощение замещает собой ненависть, месть и даже справедливость. Да, но как этого достичь? Размышляя о том, как люди приходят к прощению, я выделил три важных момента. Прежде всего, очень мало тех, кто прощает сразу. Как правило, прощение — это медленный и длительный процесс. К. С. Льюис рассказывал о своем школьном учителе, который обращался самым ужасным образом с будущим писателем и богословом. Всего лишь за несколько месяцев до смерти в письме к одной знакомой Льюис признавался: «Знаете, дорогая Мэри, я только несколько недель назад вдруг осознал, что наконец-то простил своего жестокого учителя, который так омрачал мое детство. Я пытался сделать это в течение многих лет».

В своей жизни я тоже пережил подобный опыт. Я пытался простить человека, который, как я думал, предал меня, постоянно лгал и относился ко мне с глубокой ненавистью. Я понимал, что заставляет его поступать так, но никак не мог простить его. Эта ситуация, подобно черной туче, висела надо мной, омрачая жизнь. Прошло более трех лет, пока я наконец-то не простил его и не стал свободен. Да, иногда прощение приходит спустя многие годы, и тогда мы чувствуем себя подобно человеку, который только что освободился из тюрьмы.

Я пришел к выводу, что гораздо легче простить, когда перед вами есть пример. Скажем, среди ваших знакомых есть тот, кто смог однажды это сделать. Нам нужны люди, которые сумели простить, которые пережили боль, обиду, оскорбления, но все-таки простили. Нам нужен их опыт. Они ненавидели так же глубоко, как мы, но нашли в себе силы освободиться от этого гнетущего чувства. Само знание того, что существует человек, прошедший через такие же, как и наши, нравственные переживания и сумевший простить, укрепляет нас в нашем стремлении поступать так же. Оно дает надежду. Прощение — это чудесная возможность, предоставленная нам любящим Небесным Отцом. Это помогает нам понять просьбу Иисуса: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

И, наконец, мне стало ясно, что легче простить тогда, когда тебя самого прощали. Нередко трудно объяснить разницу между эмоциями простившего и прощенного. Я понял, что необходимо пережить прощение своей вины, чтобы простить чужую. Более того, когда я прощаю, я сам также обретаю прощение. Я становлюсь свободным. Неудивительно, что Иисус сказал: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Эти два нравственных опыта — получать прощение и прощать самому — так взаимосвязаны, что их трудно разделить. Наверное, достаточно знать, что, прощая кого-либо, мы сами получаем прощение, а получая прощение — учимся прощать других.

Простив, мы освобождаемся от оков мести, ожесточенности, гнева и от всех страданий, которые эти чувства приносят в нашу жизнь. Бог простил нас, и мы теперь на собственном опыте знаем, что такое прощение, поэтому можем прощать сами. Конечно, очень часто мы не в силах простить сразу, не в состоянии простить до конца. Мы идем к истинному прощению, преодолевая свои колебания и эгоизм. Но этого и следовало ожидать, поскольку готовность простить не является естественным побуждением наших суетных сердец. Человеческая греховная природа не только сама нуждается в прощении, она мешает нам прощать других. Чудо прощения и состоит в способности совершить такой шаг. Прощение — это дар Божий, необходимый и тому, кто хочет простить, и тому, кто нуждается в прощении.

Прощение восстанавливает хорошие взаимоотношения между людьми.

Прощение создает справедливость из былой несправедливости.

Прощение — это Самим Богом сотворённое чудо в нашей душе.

Простить — значит освободить узника и понять, что им были вы сами!

Один преподаватель семинарии рассказал мне историю о своем прощении. Однажды в молодости он солгал отцу, чем глубоко того обидел. Эта обида несколько лет омрачала их отношения. Наконец чувство вины и угрызения совести побудили молодого человека написать отцу письмо, где он признавал свой грех и просил прощения. Чтобы напомнить отцу, что произошло тогда между ними, он описал тот случай во всех подробностях.

Он получил короткий ответ: «Конечно, я все помню, но я давно тебя простил». После этого будто тяжелая ноша свалилась с плеч сына. Одно-единственное предложение о том, что он прощен, сделало его новым человеком и изменило всю его жизнь.

Но окончательная развязка всей этой истории произошла несколько лет спустя, когда после смерти своих родителей он разбирал на чердаке их дома старые вещи. Эти маленькие семейные «сокровища», хранившиеся здесь годами, глубоко взволновали его, особенно те, которые были связаны с его детством и женитьбой. Его глаза наполнялись слезами, когда те или иные вещи напоминали ему о событиях, так много значивших для его родителей всю их жизнь. Там же он нашел и свое письмо, в котором просил у отца прощения. Он развернул его и начал читать. Слезы покатились по его щекам, когда он перевернул листок и на обратной стороне увидел написанное рукой отца одно только слово — «ПРОЩЕН!» Оно было написано решительно и четко и, вдобавок, подчеркнуто. Он понял, что отец действительно простил его и освободился от всего, что произошло между ними. Отец написал на его письме «прощен», чтобы между ними не осталось ничего невыясненного. Иисус напоминает нам о чуде прощения, которое дает уверенность, что нет в нашей жизни таких разногласий, предел которым нельзя положить прощением. «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).