Беспокойство

Чаще всего всю совокупность тревог и волнений, складывающихся в одно нездоровое чувство, называют словом стресс. Пожалуй, ни одно поколение до нас не располагало таким объемом знаний, не использовало такого количества технологий, не имело стольких преимуществ, чтобы облегчить свою жизнь. И тем не менее по причине зла, присущего этому грешному миру, у нас с каждым годом появляется все больше оснований для беспокойства.

Если вы думаете, что в данный момент вам совершенно не о чем беспокоиться, я в какой-то мере могу дать вам повод для беспокойства. Только за последний год в дорожно-транс-портных происшествиях погибло свыше сорока пяти тысяч человек. Представьте себе, будто каждый день терпит катастрофу огромный пассажирский авиалайнер и при этом никто не остаётся в живых! Тем не менее для вас шанс погибнуть, скажем, в автомобильной катастрофе предоставляется только один раз на четыре миллиона случаев. Фактически у вас больше шансов быть убитым, когда вы спокойно переходите лужайку перед вашим домом. И все же, поскольку за всю свою жизнь мы совершаем свыше пятидесяти тысяч автомобильных поездок, вероятность погибнуть в автокатастрофе составляет сто сорок к одному, причем один из троих, попавших в такое происшествие, получит настолько серьезные травмы, что будет вынужден пропустить хотя бы один рабочий день. Однако половину всех этих несчастных случаев можно было бы предотвратить, используя ремни безопасности. Кроме того, шансы сохранить нашу жизнь увеличиваются на тридцать процентов, если исключить наличие пьяных водителей. Ниже я привожу таблицу, показывающую, насколько различные факторы уменьшают предположительную продолжительность жизни.

Холостяцкая жизнь (мужчины)………………………………………. 3 500 дней

Курение (мужчины)……………………………………………………….. 2 250 дней

Одиночество (женщины)………………………………………………. 1 600 дней

20 % лишнего веса……………………………………………………….. 900 дней

Образование менее 8 классов…………………………………. …… 850 дней

Ежедневное превышение нормативной калорийности

пищи на 100 ккал…………………………………………………………… 210 дней

Езда на автомобиле и т.п……………………………………………….. 207 дней

Прогулка по улице …………………………………………………………. 37 дней

Облучение рентгеновскими лучами ……………………………….. 6 дней

Езда на велосипеде……………………………………………………….. 5 дней

Употребление газированных напитков…………………………….. 2 дня

Облучение от ядерной промышленности ………………………… 1 час

Изучив эту таблицу, мы поняли, сколь неразумно волноваться по пустякам. Мы опасаемся стать жертвами какой-нибудь радиоактивной утечки, не слишком придавая значения тому, что до сих пор остаемся холостыми? Мы беспокоимся о том, что может сократить нашу жизнь всего лишь на час, и забываем о том, что приведет нас к могиле раньше на целых девять лет. Мы беспокоимся, что употребление газированных напитков сократит нашу жизнь на два дня, но почти не задумываемся о том, что если мы сели в автомобиль, то её продолжительность окажется короче на двести семь дней. Мы тревожимся по поводу жирной, наскоро приготовленной пищи, а сами съезжаемся в города, которые достаточно загрязнены и подвержены землетрясениям. Складывается впечатление, что мы очень своеобразно подходим к тому, что поставить во главу угла всех наших треволнений.

Вспоминаю человека, который спрашивал меня, знаю ли я, из чего состоит моя любимая зубная паста. Я ответил, что не знаю, но вкус ее мне нравится. И тогда, желая дать мне еще один повод для беспокойства, он заметил, что в состав этой пасты входит такой животный жир, употребление которого может разрушить мое здоровье и мои отношения с Богом. «Отлично, — ответил я, — но я вовсе не глотаю пасту, а просто чищу ею зубы».

Одна из причин нашего сильного беспокойства заключается в том, что мы не можем контролировать те обстоятельства, в которых находимся. Нам кажется, что по отношению к нашему неприятелю мы совсем ничтожны. Я называю это «комплексом саранчи» (см.Чис. 13:25-33). Иногда, отправляясь посмотреть какую-нибудь неведомую землю, мы возвращаемся и говорим, что она населена великанами. Это не какие-то наши обычные великаны, говорим мы, они такие огромные, что мы в сравнении с ними — саранча. Пока мы продолжаем утверждать, что существуют какие-то великаны, с которыми мы не идем ни в какое сравнение, наше поражение обеспечено.

Но как избавиться от «комплекса саранчи»? Прежде всего основательно поразмыслите обо всем, что может складываться не так, как вам хотелось бы, и запишите все это на бумаге. Согласитесь, что если все пойдёт не так, как надо, то это будет самое худшее, что вообще может произойти. А теперь помечтайте о тех возможностях, которые откроются, если все пойдёт так, как надо. Что касается беспокойства, то у него есть одна особенность: оно заостряет внимание на плохом и не замечает хорошего.

Именно поэтому, обращаясь в наших молитвах к Богу, мы должны говорить: «Господи, я отдаю это в Твои руки. Больше я не буду об этом беспокоиться. Я знаю, что Ты любишь меня и не позволить, чтобы со мной случилось что нибудь

не содействующее моему благу». И мы можем получить от Господа обетование, подобное данному Им Иисусу Навину: «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Ис. Нав. 1:5). Чтобы не забыть, в чем заключается истинное значение этого обетования, вспомним, что Господь поставил Иисуса Навина следовать путями Моисея — одного из самых деятельных вождей во всей истории человечества! Этот великий человек творил чудеса, вывел народ из рабства и говорил с Богом лицом к лицу. И вот теперь Господь призывает Иисуса, человека молодого и не столь опытного, как Моисей, повести за собой народ. Иисус, конечно, был обеспокоен, сумеет ли он стать достойным преемником Моисея. В состоянии ли он взвалить на свои плечи такую громадную ношу? Достаточно вспомнить, что израильтянам предстояло завоевать землю, которую Бог обещал дать Своему народу. «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя», -заверял Господь Иисуса Навина. Такое же обетование Он желает дать нам с вами.

Людям, терзаемым тревогами и сомнениями, присуще еще одно состояние, которое можно назвать «комплексом кротовой кочки». Он особенно характерен для меланхоликов. Эти люди постоянно строят мосты через несуществующие реки, опускаются в ямы, которые никогда не были вырыты, а кротовую кочку увеличивают до размеров огромной горы. Одним словом, они делают из мухи слона.

Классическим примером этого комплекса может служить попытка Моисея совладать с охватившим его чувством жалости к себе, которая выразилась в форме молитвы. Моисей жалуется Богу: «Для чего ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. Я один не могу нести всего народа сего; потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» (Чис. 11:11-15). Обратите внимание, Моисей так «раздувает» проблемы, с которыми до сих пор прекрасно справлялся, что просит Бога умертвить его, если он нашел милость перед Его очами. Как быстро Моисей забыл, как Господь ради него совершал чудеса перед фараоном, как дал возможность пройти через Чермное море, как в минуту жажды дал израильтянам воду. Моисей видит одни только проблемы и забывает о тех решениях, которые даны были Богом.

Я почти уверен, что «закон невезучих» был открыт меланхоликами. «Каковы мысли в душе человека, таков и он». Об этом предупреждает нас Библия (См. Притч, 23:7). Если меланхолик видит, что на небе появилось облачко, он уже уверен, что к вечеру непременно начнётся гроза или

разразится ураган. Одна снежинка, конечно, предвещает снегопад, который покроет землю полуметровым слоем, а раздраженный взгляд жены означает, что дело близится к разводу. Именно эта склонность «раздувать» проблемы и заставляет нас каждый день беспокоиться больше, чем надо. То, о чем мы думаем, неизбежно предопределяет то, чем мы становимся. Если мы постоянно рисуем себе проблемы, с которыми, якобы, не сможем справиться, мы и не справимся с ними. Однако верно и обратное: если мы постоянно думаем об успехе и представляем, что наши проблемы будут решены, мы на самом деле преуспеем. Психологи говорят об этом как о самопрограммировании .

Если мы хотим использовать нашу энергию для достижения положительных целей, надо перестать расходовать ее в таких огромных количествах на беспокойство. Поэтому нам так нужен этот особый пятидневный план, рассчитанный на преодоление чувства тревоги. Попытайтесь воспользоваться советами, которые я привожу ниже.

Шаг первый: принять себя

Большинство из нас не хочет, чтобы окружающие знали наши сокровенные мысли. Нам трудно принять самих себя и гораздо труднее полюбить; поэтому мы просто не можем понять, как другие в состоянии принимать нас. «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою?» (Иер. 13:23) — читаем мы в Библии. «Могу ли я когда-нибудь стать другим?» — спрашиваем мы самих себя. Да, все мы унаследовали определенный темперамент и наклонности. Однако было бы неверно считать, что наш характер всегда останется неизменным. Опыт «рождения свыше» (Ин. 3) направлен на то, чтобы показать, сколь мощными могут оказаться силы, которые дал нам Бог. Они в состоянии покончить с той немощью, к которой нас привёл грех. Иными словами, хотя наш характер и остается неизменным, сами мы не стоим на месте, и наши силы могут увеличиваться.

Нам не надо становиться слишком самодовольными или впадать в уныние. Нужно просто разобраться в своем характере и, как следует рассмотрев его, выявить собственные сильные и слабые стороны. Было бы неплохо проверить себя по специальному тесту на наличие особых способностей. Важно быть честным по отношению к самому себе и не допускать грёз и фантазий о том, кем бы нам хотелось быть.

Иногда библейские истории могут помочь нам увидеть себя в другом свете. В Евангелии от Луки рассказывается история Марии и Марфы, двух сестер с прямо противоположными характерами. Жизнерадостная Мария была целиком захвачена моментом и, по-видимому (по крайней мере, так это показалось Марфе), начала отлынивать от работы, чтобы побеседовать с Иисусом. Не оценив того, что ей одной поручили все приготовления к празднеству, беспокойная Марфа не замедлила пожаловаться Иисусу: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (Лк. 10:40). Обратите внимание, что ответил Иисус: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:41,42).

Мнительные люди не рады даже Господу, если, по их мнению, что-то не так, как надо. Беспокойный человек всегда недоволен и, стремясь к тому, чтобы все обрело совершенный вид, он может упустить из виду совершенство Самого Иисуса. Марфа беспокоилась о несущественном, Мария же пила из чаши жизни. Помните: беспокойство — результат греха; в Божьем замысле по отношению к человечеству никакого беспокойства не предполагалось. На эту планету его принес мятежный ангел — сатана, и поэтому противостоять беспокойству надо доверием Христу. Павел говорит об этом так: «Не заботьтесь (беспокойтесь) ни о чем, но всегда в молитве… открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши» (Флп. 4:6, 7).

Шаг второй: принять непредвиденные затруднения

Согласно «закону невезучих», если что-то может пойти наперекосяк, то так оно и будет, причем в самый неподходящий момент. Однако согласно «закону Макмиллана», если что-то может складываться как надо, то, по всей вероятности, так оно и будет, и, следовательно, надо действовать в соответствии с такой установкой. Все дело в разных подходах: не ориентируйтесь на плохое, но ожидайте хорошее.

Вспоминаю случай, который произошел с нами в пустыне Южной Африки. Где-то на полпути между Блумфонтейном и Кейптауном у нас сломалась машина, а точнее, полностью сел аккумулятор. До наступления сумерек оставалось менее часа. Если включить фары, то мы вообще не сможем тронуться с места. До ближайшего города было около шести часов езды. Помолившись, мы вместе с женой и сыном начали толкать автомобиль, чтобы завести мотор. Через полчаса нам удалось добраться до небольшого поселка. Там оказалась бензоколонка и автомастерская, причем марка нашего автомобиля как раз соответствовала ее профилю. Прошел уже час, как она закрылась, но хозяин был еще на месте. Осмотрев машину, он сказал, что сможет починить её утром, потому что у него сейчас нет нужных деталей. Поначалу мы расстроились, но выяснилось, что в городе есть гостиница, располагавшаяся на расстоянии двух кварталов от автомастерской. Прибыв туда, мы обнаружили, что гостиница относилась к самому низшему разряду. Тем не менее, готовили там прекрасно, нагла комната была чистой и удобной, и, вместо того чтобы торчать на обочине, мы без хлопот провели там ночь. Утром нашу машину отремонтировали, и мы продолжили свой путь. Эту историю можно рассказать по-разному. Можно начать сетовать на то, что сломалась машина, что пришлось торчать в какой-то захудалой гостинице, что мы не вовремя прибыли к месту назначения. Мне же больше нравится обращать внимание на то, что автомастерская оказалась как раз той, которая нам нужна, что в захудалой гостинице мы нашли опрятную комнату и вкусную еду и что хозяин мастерской рано утром был уже на месте, чтобы отремонтировать наш автомобиль.

Апостол Павел напоминает нам: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).

Шаг третий: принять свободу от внешних ограничений

Есть три слова, которые беспокойному человеку надо выбросить из своего лексикона: следует, должен, надо! Когда мы их произносим или когда кто-нибудь другой употребляет их по отношению к нам, мы ощущаем себя виноватыми и начинаем беспокоиться. Нередко мы бываем слишком самонадеянны, пытаясь внушить другим то, что, на наш взгляд, для них лучше всего. Тогда наш собеседник начинает беспокоиться, поскольку, как ему кажется, он не соответствует тем нормам, которые мы ему предъявляем. Ловили ли вы себя на том, что, беседуя с другим человеком, вы говорите ему: «На самом деле, тебе не следовало бы делать этого»? Почему мы так уверены, что следует и чего не следует делать другому человеку? Было бы гораздо лучше напомнить ему о Слове Божьем и дать Богу возможность повлиять на его совесть без нашего вмешательства.

Всякий раз, когда кто-нибудь говорит мне, что на этой неделе я непременно должен кого-то посетить, я чувствую себя ужасно, если что-то мешает мне это сделать. Я чувствую себя совершенным неудачником — просто потому, что не смог оправдать чьих-то ожиданий. Не важно, сколько посещений уже на моём счету. Все они уже ничего не значат, поскольку я не смог осуществить то последнее, которое был должен.

К несчастью, все мы составляем свой перечень того, что «следует, должен и надо», которые без разбора сеем, как осеннюю листву. Нам надо помнить, что мы — христиане и что наша первая обязанность — послушание Богу, а не стремление соответствовать благонамеренным, но, возможно, .неверным взглядам нашего ближнего, который сам является грешником. «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, — дает нам обетование Господь, — а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо» (Иер. 7:23).

Шаг четвертый: идти «малыми шагами»

Почти все мы постоянно куда-то спешим, — как в своих собственных делах, так и в отношениях с другими людьми. Мы настойчиво желаем достичь совершенства и от новообращенных христиан ожидаем такого же поведения, которое наблюдаем у зрелых в вере. Однако жизнь меняется незаметно, «малыми шагами», которых мы почти не замечаем. Вспоминаю время, когда мой сын был совсем маленьким, и я наблюдал, как он учился ходить. Он передвигался по квартире, как матрос во время качки, то и дело натыкаясь на стулья и постоянно падая. Казалось, что большую часть времени он не столько ходил, сколько падал и вставал. Однако сегодня это хорошо сложенный молодой человек, любящий баскетбол и теннис. Когда он показывает мне, что он может, я даже не успеваю заметить, куда летит мяч, не говоря уже о том, чтобы отбить его. Трудно представить, что когда-то он не дотягивал и до метра, но постепенно вымахал под два, и теперь ему мала обычная кровать.

Тем, кто привык беспокоиться, надо так же «мало-помалу» решать свои проблемы. Обычно из колеи нас выбивают «пустяки», и поэтому надо научиться сразу же рассказывать о них Богу, не откладывая на потом. В любой войне победа наступает тогда, когда выигрываются отдельные сражения. Победу в битвах обеспечивают умение и сноровка каждого солдата. Отдельный солдат — лишь «малая часть», задействованная в битве, однако когда он завоевывает определенную территорию, враг терпит поражение.

Возьмите какую-нибудь незначительную проблему, вас волнующую, и каждый раз, думая о ней, вспоминайте какой-нибудь библейский стих, который желательно выучить наизусть на случай беспокойства, например: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп. 4:13), «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). Может быть, вы заметите, что для прекращения беспокойства неплохо спеть что-нибудь, помолиться, поблагодарить Бога конкретно за что-то хорошее, что случилось в вашей жизни, или вспомнить что-нибудь приятное. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так — чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Шаг пятый: принять отсутствие беспокойства

В моем кабинете сидела женщина, которая волновалась вот уже несколько недель. Мы вместе пытались решить некоторые довольно неприятные проблемы, однако складывалось впечатление, что она не переставала волноваться и была озабоченной даже теперь, когда они были решены. Когда я спросил, что же ее волнует сейчас, она ответила: «Теперь все хорошо, и это меня тревожит. Я не хочу привыкать к тому, что все идёт прекрасно, потому что знаю: рано или поздно все опять станет плохо».

Людям, привыкшим волноваться, всегда нужна причина для беспокойства. К тому времени, когда им пора переходить к «пятому шагу», они могут впасть в панику, потому что стали чувствовать себя хорошо. Они беспокоятся, что ощущение комфорта, в котором пребывают, непременно закончится, и снова придёт извечное разочарование. Многим кажется, что они не заслуживают счастья, и это, конечно, тоже их угнетает. Таким образом, беспокойство становится их нормальным состоянием.

Один человек, беспокойство которого стало неотъемлемой частью его характера, решил завести записную книжку, чтобы всякий раз записывать туда момент, когда он начинал о чем-нибудь беспокоиться. Он решил делать это даже в том случае, если придется прервать разговор. Через три недели в его книжке насчитывалось шестьдесят семь поводов для беспокойства, и, просмотрев их, он понял, что, кроме четырех, все остальные были совершенно несущественными. Основываясь на результатах самонаблюдения, он сделал еще один шаг и начал несколько раз в день молиться Богу в более позитивном ключе — вот так: «Господи, мне действительно не о чем волноваться, поскольку со мной не случится ничего такого, с чем мы вместе не смогли бы справиться». Он все еще продолжает беспокоиться, однако это чувство стало не таким навязчивым, как прежде. Он научился сохранять драгоценную энергию, расходуемую на беспокойство, для более важных дел.

Однажды мой отец, флегматик по натуре, сказал слова, которые я никогда не забуду: «Сын, сто лет спустя никто не узнает, как оно было на самом деле!» Таков был его способ борьбы с беспокойством, и все-таки сам он нажил из-за него язву. Мой опыт говорит мне, что другим требуется обычно несколько дней, чтобы забыть то, на что у меня уходили недели, месяцы и даже годы. Для тех, кто никак не перестает волноваться,

Иисус дал такое успокоительное обетование: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20),

Сможем ли мы когда-нибудь преодолеть наше беспокойство? До конца не сможем, да и сложилась бы нездоровая ситуация, если бы, находясь в этом грешном мире, мы в конце концов перестали бы заботиться о наших жизненных проблемах. Тем не менее надо сделать так, чтобы беспокойство перестало быть основной составляющей нашего существования.

Беспокойство — это грех, болезнь, которую мы приобрели вместе с грехами наших прародителей. Беспокойство — часть нашего греховного наследия. Оно обезображивает и калечит, морщинит наши лица, заставляет хмурить брови, приводит к тому, что у нас под глазами появляются мешки. Беспокойство овладевает нашими мыслями, и мы лишаемся способности думать более конструктивно. По сути дела, оно сокращает нашу жизнь.

Нет никакого сомнения, что беспокойство — самая непродуктивная форма жизнедеятельности. Благодаря ему жизненные обстоятельства приобретают над нами абсолютную власть. Мы становимся рабами данного момента, рабами прошлого и даже будущего (в зависимости от того, на какое время направлено наше беспокойство). Беспокойный человек похож на «трудого-лика». Оба одержимы. Согласно проведенному исследованию, «трудоголики» «поднимаются на высоту» за счет того, что другие кажутся им жалкими и ничтожными. Те, кто постоянно волнуются, точно так же «опускаются на дно» (которое ошибочно воспринимается ими как «высота»), делая несчастными самих себя. В конечном счете, и те и другие укорачивают свою жизнь. Я верю: Бог хочет, чтобы Его дети были счастливы и наслаждались жизнью, хочет, чтобы мы жили в мире с Ним и с собой. Его любовь говорит нам, что для христианина беспокойство не может считаться нормальным умонастроением. «Не бойся, малое стадо, — говорит Иисус Своему народу, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Держитесь этих обетовании, и Бог даст вам победу.