Мусор внутрь, мусор наружу

Если мозг — это компьютер, тогда это единственный компьютер, который работает на глюкозе, вырабатывает электричество и который был создан из праха земного. Благодарю Тебя, Господи, за это.

Мозг — это такой же орган нашего тела, как сердце, печень или легкие. Сердце качает кровь, доставляя питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма, а мозг регулирует функционирование органов тела. Это пульт управления, столица тела; средоточие всей нервной и мыслительной деятельности; диспетчерский пульт быстродействующей системы связи. Сигналы, идущие из мозга, осуществляют управление всем телом и жизнедеятельностью каждого органа.

Память — это термин, который мы употребляем для обозначения одной из функций мозга. Задача памяти — обрабатывать и сохранять информацию, поступающую в мозг от органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Эта информация сохраняется на сознательном (то есть в той части мозга, где протекают процессы мышления, познания, осознания и логики) и подсознательном уровнях. Проще говоря, подсознание — это картотека, содержащая файлы данных, которые разум считает ненужными, незначительными или слишком болезненными, чтобы активизировать их в данный момент. Лимбосистема, которая располагается в верхней части ствола мозга, хранит также эмоции, переживаемые нами. Разум анализирует все поступающие сигналы таким образом, чтобы отреагировать на основе накопленной информации — на сознательном, подсознательном и эмоциональном уровнях.

В течение столетий обсуждается вопрос о том, может или нет дьявол читать наши мысли. Мы убеждены, что хотя ему и не дано читать наши мысли напрямую, он знает нашу наследственность, а следовательно, и все наши слабости. Он знает те травмы, которые причинил нам в раннем детстве, и порожденные ими эмоции. Наконец, он, анализируя наши слова и наши поступки в различных ситуациях, может с невероятной точностью предсказать, как мы соединим воспоминания о прошлом с настоящим моментом, и в конечном итоге получает довольно точную картину наших мыслей.

Мы уверены, что сатана — самый лучший знаток человеческого тела, мозга, и его цель — полный контроль над ними. Еще с дней творения он исследует человеческий разум, пытаясь незаметно подключиться к нему, чтобы обманом навязывать людям свою волю, одновременно убеждая их в том, что это их собственные решения. Он пытается внести такое замешательство в умы людей, чтобы они не догадались, что ими манипулируют.

С величайшей искусностью дьявол подстраивает обстоятельства нашей жизни таким образом, чтобы вызвать сбой в работе нашего разума, поскольку он знает, насколько истинны следующие слова Иисуса: «Добрый человек из доброго сокровища сердца [разума] своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца [разума] своего выносит злое, ибо от избытка сердца [разума] говорят уста его» (Лк. 6:45). Другими словами, наши реакции основываются на тех эмоциях, которые хранятся в банке данных нашего разума.

Единственное, что мы можем противопоставить обману дьявола, — это наше знание о функционировании мозга. Мы должны изучить влияние мозга на тело, а тела — на мозг и закономерности их взаимодействия. И тогда мы начнем понимать самих себя и осуществим процесс реабилитации, который принесет нам прощение и мир. Христос только тогда сможет нас спасти, когда мы осознаем, что мы грешники. Ведь Он пришел, чтобы «исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). Но «не здоровые имеют нужду во враче» (Лк. 5:31). И вот что из этого следует: мы должны узнать о себе всю правду, иначе у нас не возникнет потребности в помощи Спасителя. Мы должны ощутить всю боль наших ран, иначе мы не почувствуем желания, чтобы Христос исцелил нас.

Ввиду важности функционирования мозга для нашей повседневной жизни, для нашего духовного настоящего и будущего становится понятным цель изучения этих функций — хотя бы поверхностного.

Ученые расходятся в данных о количестве клеток, из которых состоит наш мозг. Полагают, что это количество составляет от одного до трех триллионов (1 000 000 000 000 — 3 000 000 000 000). И каждая из них способна вместить полный комплект Британской Энциклопедии. Мозг получает информацию об окружающем мире от всех своих органов чувств со скоростью примерно 100 тысяч сигналов в секунду. Эти сигналы избирательно сохраняются на файлах памяти или игнорируются мозгом. Большое количество информации, поступающей через органы чувств, не сохраняется, поскольку мозг обладает способностью стирать из памяти то, что считается несущественным. Работа мозга напоминает мощный компьютер, который сохраняет в памяти файлы с информацией обо всем, что с нами происходит во время бодрствования, а иногда и во время сна.

«Как вы думаете, почему Бог создал мозг с такими безграничными возможностями? Даже если бы мы жили 150 лет, мы бы все равно задействовали только малую часть наших нервных клеток. Этот вопрос нам часто задают на семинарах, и тут интересно отметить некоторые ответы самих участников. Почти всегда кто-то выкрикивает с места: «Потому что Бог создал нас, чтобы мы жили вечно». Несомненно, мы будем продолжать узнавать новое и в вечности — и Богу не придется делать нам операцию на мозге, чтобы увеличить объем памяти.

Представьте себе огромную подставку для компакт-дисков, заполненную дисками, на которых указано содержание и исполнитель. Вот так упрощенно можно представить себе хранение информации в мозге. В мозг поступают сигналы из внешнего мира, а иногда и от самого мозга. Внешние стимулы попадают к нам через органы чувств, самыми сильными из которых являются зрение и слух. Со скоростью света наш мозг также просматривает все накопленные воспоминания, активизируя те из них, которые имеют отношение к раздражителю, и упорядочивая их соответственно силе эмоционального заряда. Воспоминание с наибольшим эмоциональным зарядом (положительным или отрицательным) будет доминирующим и определит нашу реакцию на подобную ситуацию в настоящем. Нам известно, что воспоминания о прошлом сохраняются в мельчайших подробностях и его можно снова пережить. Ученые подтвердили это, прикасаясь крохотным щупом к отдельным участкам мозга пациента, — в его памяти мгновенно оживали события прошлого со всеми подробностями, причем ему казалось, будто все происходит с ним на самом деле.

Эти воспоминания, если они несут в себе боль прошлого, будут преобладать над другими воспоминаниями, а также над раздражителями, действующими в настоящий момент. Может показаться, что мы больше живем в прошлом, чем в настоящем, не так ли? Наши поступки — это в большей степени реагирование по аналогии с прошлым, чем действия, вызванные реальной действительностью. Эмоции, переживаемые сейчас, могут даже активизировать в подсознании воспоминание, которое казалось давно забытым и которое, в свою очередь, повлечет за собой цепочку других воспоминаний, восстанавливающих недостающие элементы в мозаике нашей жизни.

Как-то раз после одной встречи нас попросили поделиться материалами того семинара, который мы проводили. В мотеле я (Нэнси) включила компьютер и, отыскав файл, который был нужен для выполнения просьбы, решила пересмотреть материал и кое-что изменить. Так я просидела за компьютером около получаса, а Рон в это время читал, лежа на кровати. Вдруг на экране появились какие-то египетские иероглифы. «Опять то же самое! — вздохнула я и попросила Рона, — посмотри, пожалуйста! Я снова что-то не то нажала…»

Рон встал, посмотрел через мое плечо на экран компьютера и сказал: «Как это у вас получается, девушка, уму непостижимо. Ну-ка встаньте, я посмотрю, что тут можно сделать».

Может, мне показалось, но я услышала нотки недовольства в его голосе. Неохотно я встала из-за стола и плюхнулась на кровать, представляя картину недовольства мужа за мою глупость, и вдруг почувствовала, что челюсти напряглись, а зубы плотно сжались. Я знала, что это был признак того, что я рассердилась. Но почему? Действительно ли это была злость на саму себя? Или на Рона — за то, что он согласился мне помочь? Это чувство раздражало меня и пугало. Безмолвно я обратилась к Богу: «Господи, откуда у меня эта злость? Покажи мне, пожалуйста, откуда она взялась».

Буквально через мгновения перед моими глазами возникла картина из далекого прошлого. Мне тринадцать лет, я уже старшеклассница. Нам только что дали задание впервые написать реферат по естествознанию. Я сижу за столом в кухне. Передо мной новая портативная пишущая машинка. Я уже напечатала большую половину страницы, как тут из мастерской в подвале пришел отец. «Чем занимаешься, Пуди?» (Пуди — прозвище, которым он меня называл).

«Печатаю реферат по естествознанию», — ответила я.

Отец склонился надо мной, читая то, что я напечатала. Вдруг он протянул руку к печатной машинке и выдернул напечатанный лист. Потом сказал: «Никому не показывай эту чепуху. Ну-ка встань. Давай я покажу, как надо». Надув губы, я наблюдала, как отец печатал реферат, и думала, что завтра придется сдавать его вместо своего. Сейчас, вспоминая об этом происшествии, я понимаю, что отец просто пытался выручить меня. Возможно, этим он хотел сказать: «Я люблю тебя, Пуди, и поэтому хочу тебе помочь». Но я восприняла это как отвержение. Его действия говорили мне: «Какая ты бестолковая! Ничего не умеешь! Ну сколько можно за тебя все переделывать?»

Это давно забытое событие стало ответом на мою сегодняшнюю вспышку гнева! Я была уверена, что то чувство, которое я испытывала к Рону сейчас, было тем же чувством, которое я испытывала к моему отцу, когда он занял мое место за машинкой. Тогдашняя обида сейчас превратилась в злость. Тот случай вселил в меня страх, что я бестолковая, ничего не умею и из меня ничего не получится. Отец дал мне знать, что он недоволен мной, и то же самое сейчас сделал Рон. Признание людей в настоящем настолько же важны, как и в прошлом. А то, что Рон любит меня и в ответ на мою просьбу пытается помочь мне, было уже неважно. В данном случае стимулом были слова: «Ну-ка встань, я посмотрю, что тут можно сделать». Эта фраза перенесла меня на сорок лет назад, и во мне вспыхнул гнев, подсознательно тлевший в сердце все это время.

Как только это воспоминание всплыло во мне и помогло осознать происхождение моей вспышки гнева, я, поняв, что поступила несправедливо по отношению к Рону, решила рассказать ему правду. «Дорогой, ты заметил, что я рассердилась, когда ты попросил меня встать со стула, чтобы исправить сделанное мною?»

«Конечно, заметил», — ответил Рон.

«Так вот, — продолжила я, — это встревожило меня, и я обратилась к Господу, чтобы Он показал мне источник моей злости. И вот передо мной возникла картина прошлого, когда мне было тринадцать лет…» Я продолжала рассказывать мужу, стараясь уверить, что мой гнев направлен не на него, а на отца и меня. Это было неожиданное воспоминание о давно пережитом и забытом — СD из прошлого, воспроизведенный и понятый только сейчас.

Поделившись правдой с Роном, я, таким образом, признала, что несу полную ответственность за эту вспышку гнева, и Рону теперь не придется спрашивать себя, не он ли огорчил меня. Одновременно я послала в свой мозг недвусмысленный сигнал об окончании и исповедании. Окончании, потому что наконец-то событие всплыло в моей памяти, я осознала его влияние на свою жизнь и нейтрализовала мощный заряд отрицательных эмоций. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). К тому же я сделала гигантский шаг к совершенствованию своего характера, когда признала это воспоминание перед Роном, что помогло Рону полнее понять меня.

Человек состоит из совокупности своих воспоминаний. Из этих воспоминаний рождаются наши мысли и чувства, которые, в свою очередь, проявляются в наших поступках.

(Рон) На занятиях я часто наглядно демонстрирую силу наших воспоминаний, когда прошу кого-либо из слушателей выйти и сесть перед всеми на раскладном стуле. Обычно человек охотно садится, даже не имея представления, зачем я прошу его сделать это. Дав ему освоиться некоторое время, я задаю вопрос: «А теперь представьте себе такую ситуацию: вот, вы садитесь, а в это время стул под вами складывается, и вы оказываетесь на полу под громкий смех всех присутствующих. Мы помогаем вам подняться и объявляем перерыв. После перерыва я снова прошу вас выйти и сесть на этот самый стул, уверяя, что я сам его зафиксировал и теперь он не развалится. Вы выйдете?»

Обычно участник эксперимента отвечает: «Может, и выйду, но прежде, чем сесть, постараюсь убедиться, что стул не сложится опять».

Тогда я продолжаю: «И вот, представьте, стул все равно складывается под вами снова! На этот раз вы не просто смущены случившимся, а по-настоящему разъярены, полагая, что я все подстроил. Если на следующий день я попрошу вас снова сесть на этот самый стул, гарантируя, что он выдержит, поскольку вчера его отремонтировали в мастерской, вы сядете на него?»Почти все участники отвечают: «Ни за что! Один раз я поверил вам, но больше меня не проведешь, я не поверю вам».

Затем я провожу параллель и говорю, что мы тоже состоим из множества таких воспоминаний. Человеку, который впервые пришел на семинар и не знает, что произошло вчера, такой отказ сесть на стул покажется абсурдным. Он спросит: «А что тут такого — сесть на стул?»

Но тот, кто садился на стул, ответит: «Ты не видел, что произошло вчера!» Поскольку мы не знаем или не понимаем, что было с другими в прошлом, не имеем права осуждать их поведение сегодня. Прошлое всегда влияет на настоящее.

(Нэнси) Однажды на занятии со старшеклассниками я спросила, какие ассоциации у них возникают со словом «шоколад». Один ученик ответил: «Я вижу большую плитку шоколада „Герши»!»

«Это твой любимый шоколад?» — спросила я.

«Конечно!» — ответил он. — Я всегда покупаю „Герши», когда захочется чего-нибудь сладенького».

«А какое самое яркое воспоминание у тебя связано с плиткой „Герши»? — спросила я. — Что сделало его незабываемым? Постарайся вспомнить, когда ты впервые увидел плитку „Герши»».

«Помню, когда я был маленьким, возле нашего дома находился кондитерский магазин. Раз в неделю мы с папой ходили туда, и он покупал себе и мне по плитке шоколада „Герши»». Я заметила, что в этом месте у него изменился голос, а в глазах появилось такое выражение, будто он вот-вот заплачет, но продолжала расспрашивать: «Вы по-прежнему ходите с отцом раз в неделю покупать себе „Герши»?»

«Нет, — ответил он тихо, — мои родители развелись, когда мне было семь лет, и с тех пор я вижусь с моим отцом, может, раз в год, если повезет. Мне это никогда раньше не приходило в голову, но, может быть, я потому так неравнодушен именно к шоколаду „Герши», что он напоминает мне о том счастливом времени, когда отец и я жили вместе».

Несомненно, некоторые ученики заметили слезы в глазах этого молодого человека и посчитали их совсем неуместными, пока не услышали историю о его утрате. Как часто мы не замечаем своих недостатков, осуждая других людей или делая резкие замечания об их характере. Библия обозначает такое поведение термином «злословие». Как недальновидно прибегать к нему, когда мы не знаем или не понимаем всего, что стоит за поступками человека. Как легко выявлять чужие недостатки и закрывать глаза на свои. Библия сравнивает это с сучком в чужом глазу, который мы сразу замечаем, и бревном в своем глазу, которого не видим (см. Мф. 7:5). Мы обычно так поступаем, потому что не знаем, как избавиться от своей боли. В результате мы продолжаем страдать, вместо того чтобы освободиться от нее, вскрыв ее причины. Мы можем и обязаны распознать эту мучительную боль и все ее симптомы, проявляющиеся в нашем поведении. Это необходимый шаг на пути нашего духовного и эмоционального выздоровления.

Обычно воспоминания не располагаются одно с другим по порядку, а сохраняются фрагментарно в тех отделах мозга, которые соединены с соответствующими органами чувств. Каждое событие хранится в памяти со всеми пережитыми чувствами, но когда оно «оживает», то может быть неполным. Например, одна женщина, которая в детстве стала жертвой жестоких надругательств, однажды проснулась среди ночи с чувством панического страха перед надвигающейся опасностью. Это предчувствие почему-то сопровождалось запахом пива. Она быстро соскочила с постели, побежала в ванную, умылась холодной водой, промыла нос и сделала все возможное, чтобы избавиться от этого запаха. Недоумевая, она спрашивала себя: «Как мог появиться этот запах пива, если в этом доме вообще никогда не было спиртных напитков? Откуда он мог взяться?» На протяжении последующих нескольких месяцев она часто просыпалась среди ночи все с тем же чувством ужаса, которое стало сопровождаться еще и ощущением того, что ее губы утыканы иголками и булавками. Прошло еще четыре месяца, прежде чем картина окончательно прояснилась: это было пьяное лицо ее отца, который совершал с нею инцест, когда она была маленькой девочкой.

Воспоминания могут появиться под воздействием запаха, вкуса, звука или прикосновения. Что касается силы раздражителя, то на первом месте здесь зрение, хотя в этом случае реакция запаздывает на несколько миллисекунд. Когда раздражитель воздействует на глаз, то он отображается на сетчатке, затем сигнал передается по нервным путям, пока не достигнет зрительного центра в коре головного мозга. Чувства обоняния и вкуса напрямую связаны с лимбической системой, отвечающей за эмоции. Запах — особенно сильный и быстродействующий стимул. Часто именно вкус и запах являются теми раздражителями, которые пробуждают «спящее», вытесненное из сознания воспоминание. Многие годы мне (Нэнси) нравился запах лаванды, и когда я узнала, что он действует успокоительно, то стала приписывать то особое чувство тихой радости и уюта, которое всегда вызывал во мне запах лаванды, именно этому ее свойству. Однажды на небольшом базарчике, где продавали различные лечебные травы, я подошла к прилавку с ароматизирующими средствами и взяла коробочку порошка с надписью «Английская лаванда». Сняв крышечку, я вдохнула аромат и сразу же передо мной возник образ моей бабушки. Мои глаза наполнились слезами умиления, когда я вспомнила точно такой же запах и те ласковые слова, с которыми бабушка всегда обращалась ко мне.

Когда к нам приходит воспоминание, оно может сопровождаться всеми ощущениями и эмоциями, переживаемыми тогда, или же возможно возникновение лишь фрагмента из картины прошлого, вызванного сигналом от какого-то отдельного органа чувств.

(Рон) Со мной произошел случай, когда вдруг всплывшее воспоминание помогло мне понять, почему добрый десяток лет я испытывал неприятное чувство всякий раз, когда Нэнси наливала кипяток в мою чашку.

Как сейчас помню, все это началось в воскресенье вечером, вскоре после того, как мы въехали в нашу первую квартиру. Я только что поступил в колледж, и Нэнси помогала мне написать мое первое сочинение, что было для меня хуже пытки. Чтобы как-то скрасить мои потуги понять, что глагол — это слово, которое обозначает действие, Нэнси предложила выпить по чашечке чаю.

Я согласился, что чашечка чаю будет как нельзя кстати, и Нэнси пошла в кухню. Вскоре чайник закипел, и она стала наливать кипяток в чашку. И вот этот горячий знак внимания у меня на столе я принял весьма холодно, пробурчав сквозь зубы «спасибо».

«Что случилось, милый?» — спросила Нэнси.

«Ничего!» — отрезал я.

Однако она настаивала: «Но несколько минут назад, перед тем, как я вышла в кухню, у тебя было прекрасное настроение. А сейчас, после того, как я принесла чай, ты сердишься!»

«Я НЕ сержусь», — произнес я раздельно каждое слово.

Нэнси оставила эту тему, чтобы не накалять атмосферу дальше.

В течение последующих двенадцати лет я неоднократно реагировал так же неадекватно, когда жена приносила мне любой горячий напиток, даже если я сам просил ее об этом. И мы никак не могли решить эту головоломку!

Однажды, когда Нэнси наливала чай в кухне, я прямо-таки вскричал: «Терпеть не могу этот звук!» Теперь нам хотя бы стало понятно, чем вызван мой гнев. Его причиной был звук. Но что за звук? Нэнси стала допытываться у меня об этом.

«Какой именно звук тебе неприятен?» — спросила она, неся в руке чашечку чаю.

«Когда в чашку льется жидкость», — ответил я уже не так сердито, как прежде. — У меня от этого звука прямо мурашки по коже. Очень неприятное чувство! Ума не приложу, откуда оно взялось?»

«Думаю, со временем ты разберешься», — сказала Нэнси, чтобы оставить тему. Она знала, что если меня загонять в угол, то я еще больше рассержусь и буду пытаться вырваться из эмоционального капкана, сметая все на своем пути и не церемонясь со словами. Я буду сваливать на Нэнси всю вину за этот случай и за все беды в моей жизни.

Только через двенадцать лет, в течение которых жене приходилось терпеть мою странную реакцию на этот звук, ответ, наконец, был найден, когда однажды я услышал звук наливаемого в чашку горячего кофе и одновременно уловил его запах. В этот момент раздражитель, воздействующий на центр восприятия запаха (который, кстати, напрямую связан с центром эмоций), совпал по времени со звуковым раздражителем, и в моей памяти всплыла отчетливая картина прошлого. Глаза наполнились слезами, и в это мгновение приступ необъяснимого гнева принял форму детской обиды за то, что тебя снова отвергают.

Я рассказал Нэнси: «Меня как будто снова заперли в детской комнате, и я всем телом прижимаюсь к двери, которая ведет в столовую, где по субботам вечером обычно собирались друзья моих родителей, чтобы поужинать и поразвлечься вместе. При этом всегда повторялось одно и то же: как только у входной двери звонил звонок, возвещавший о том, что пришли первые гости, отец хватал меня за ухо и тащил в детскую. „Посиди здесь, Толстяк», — приказывал он, закрывая дверь большим старинным ключом. И вот я был вынужден три-четыре часа сидеть взаперти, пытаясь разглядеть через замочную скважину, над чем это так смеются взрослые, и полагая, что они смеются, конечно же, надо мной. Из столовой вкусно пахло печеньем, которое мама готовила целый день, не дав мне даже попробовать, и доносился аромат крепкого кофе, который принято пить в Европе». И тут я понял причину своего гнева. Запах кофе, и звук наливаемой жидкости снова восстановили в памяти давно забытую картину детства.

Всхлипывая и не сдерживая слез, я закончил свой рассказ, в котором отразилась боль детства, продолжавшая сказываться и в зрелости. И лишь теперь мне наконец удалось разобраться в своих эмоциях и оценить ущерб, вызванный этим взбалмошным поведением.

Значило ли это, что я больше никогда не вспыхну гневом, услышав звук наливаемой жидкости? Отнюдь! Гнев еще давал о себе знать в течение нескольких лет после этого, но всякий раз, услышав этот противный звук, я говорил себе: «Конечно, я его терпеть не могу, но ведь это было в детстве, а теперь все изменилось: я уже взрослый. И незачем снова вести себя, как маленький мальчик, которого заперли в комнате. Ведь сейчас меня любят и понимают в моей семье».

И чем больше я повторял эту истину, тем легче мне было в нее поверить! Конечно, временами чувство былого гнева всплывало на поверхность, но я уже так хорошо научился вытеснять негативные эмоции позитивными, что больше не страдал от этого воспоминания детства. Теперь мой мозг работает по совершенно новой программе, используя своего рода компакт-диск положительных эмоций. Так что теперь, как только возникает знакомый раздражитель, я реагирую на него не болезненно, а по-взрослому. В результате это приводит к тому, что вместо того, чтобы придираться к жене, я, наоборот, принимаюсь всячески ее ободрять.

В действительности, сила выбора положительных реакций исходит от Святого Духа, Который наделяет нас этой Божественной силой, особенно когда мы нуждаемся в этом. В этом и состоит наше отличие от собачек Павлова, которые всегда реагировали выделением слюны, услышав звонок, который ассоциировался у них с едой. И даже когда в последующих экспериментах им уже не давали мяса, они продолжали реагировать так, как им подсказывали прежние воспоминания. Еда была тем раздражителем, который вызывал этот условный рефлекс. Мы же, существа мыслящие, не обязаны все время крутиться в колесе повторяющихся поступков в ущерб себе и окружающим!

Будучи людьми, мы наделены даром свободы выбора. А будучи христианами, мы укрепляемся свыше для принятия правильного решения. Нам лишь остается увидеть, как нашими поступками двигают воспоминания прошлого, справиться с ними и, освободившись от болезненных эмоций, наполнить свой разум положительным и возвышающим.

В этом контексте легко понимаются следующие слова апостола Павла: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:4—8). Размышления над этими благими словами будут способствовать обновлению вашего сердца и разума.

Когда наш разум засорен болезненными воспоминаниями о былых обидах, мы уже не в состоянии понимать духовные истины или принять из рук Божьих исцеление от поступков, уходящих своими корнями в прошлое. Как только мы очистим свой разум от «грязи» отрицательных эмоций, мы будем готовы получить предлагаемое Христом исцеление и начнем принимать зрелые, логические решения, основанные на здравом смысле и наполненные положительными эмоциями.

Все силы небесные готовы прийти нам на помощь, когда мы принимаем решение, как поступить с этими болезненными воспоминаниями. Иисусу известно, что дьявол пытается завладеть умами людей, поэтому Он готов помочь каждому, кто воззовет к Нему. Он не желает, чтобы кто погиб, поэтому и сделал так, чтобы силы небесные были доступны Его детям (см. Мф. 18:14). И как бы дьявол ни старался завладеть нашим разумом, у нас всегда есть надежное укрытие от его стрел — Иисус Христос!

В моменты слабости или искушения мы всегда можем сделать выбор (при условии, что располагаем достоверными данными). Мы можем выбрать зрелое, христианское поведение вместо того, чтобы быть послушными воле дьявола и правилам его игры. Он старается принудить нас рефлекторно реагировать на стимулы, которые «выуживают» из памяти боль травмированного детства. И если мы не обнажим корни наших мыслей, поступков и чувств, то будем реагировать автоматически, точно, как собачки Павлова.

Принуждая нас к такому поведению, дьявол вовлекает нас в грех, и мы снова и снова травмируем себя и окружающих. Мусор внутрь — мусор наружу! Мы не замечаем его очевидного коварства и приходим к заключению, что мы неисправимо испорчены, исполнены греха и погибли для вечности. Как только дьяволу удастся подтолкнуть нас к такому выводу, мы прекращаем всякие поиски Бога и примиряемся с мыслью о своей «потерянности».

Но мы забываем о благодати. Вебстер дает определение благодати как «незаслуженное, сверхъестественное оказание помощи Богом в освящении и возрождении человечества». Это поддержка силой Божьей, оказываемая через Святого Духа тем, кто стремится к познанию и готов принять эту помощь. Благодать — это то, что можно поставить между раздражителем и нашей реакцией, освобождающее наши поступки от контроля болезненных воспоминаний. Благодать превращает детские эмоциональные реакции в зрелые христоподобные ответы. Само Небо помогает нам родиться свыше и возрастать до полного возраста Христова, чтобы, уподобившись Ему, мы принимали во внимание интересы других, а не только защищали свое «я».

Бог желает, чтобы мы были счастливы до избытка и жили в мире, и этот мир обещан нам как дар Божий, который мы получаем через Его Святого Духа. В обетовании, которое Иисус дал ученикам перед тем, как был распят, Он проводит различие между миром, который могут дать люди, и миром, который исходит от Него.

«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).

Как лично вам обрести этот мир? Бог знает, как избавить вас от боли. Он предлагает вам сделать три шага:

• Получить знание.

• Применить это знание к себе.• Инициативно следовать Божьему плану реабилитации.

Если упустим шанс воплотить в своей жизни Божий замысел о человеке, то все то, чем сатана заполнил наши детские годы, будет выливаться через дыры воспоминаний на нашу сегодняшнюю жизнь, продолжая причинять нам боль и отравлять взаимоотношения с людьми.