Вирус в программе

Впечатления, особенно в детстве, формируют наш мозг.

Дэниел Гоулман

Возможно, вы спрашиваете себя: «Ну какие там у меня проблемы? Конечно, в моей жизни возникают определенные трудности, но с ними вполне можно справиться. Например, можно встать на колени и обратиться к Богу или просто выбросить их из головы и не замечать причиняемой ими боли!» Но, рассуждая так, вы принимаете желаемое за действительное.

Если бы решение было таким простым — закрыл глаза на обиды прошлого или помолился, чтобы они исчезли из памяти, — то в мире не было бы столько обозленных, подавленных, одиноких, испуганных, потерявших надежду людей. Почему накопившийся гнев в конце концов извергается, подобно спящему вулкану, и обрушивается даже на невинных людей? Причина в том, что все не так уж просто!

Очень много людей присоединяются к различным церквам в надежде на чудо, но затем разочаровываются и обвиняют Бога, видя, что членство в церкви не избавило их от проблем. Многие тратят целые состояния на врачей, лекарственные препараты, психотерапию, чтобы спустя годы констатировать, что заметного улучшения не произошло.

Быстрого успеха здесь не бывает. Мы — поколение, привыкшее закусывать на скорую руку, не отводя глаз от телевизора, где все проблемы решаются в течение часа, включая время на рекламу. Мы хотим, чтобы в жизни все происходило точно так же. Но дело в том, что Бог ожидает от нас раскаяния в грехах и смирения наших сердец перед Ним. В то же время мы должны довериться Ему как любящему Отцу, Который никогда не оставит тех, кто доверяет Ему. Мы даже не представляем, как много людей живут тем, что видят, а не тем, во что верят. Мы доверяем увиденному, но не замечаем и не обращаемся к драгоценным обетованиям, которые содержатся в Его Слове. И в результате мы бесчестим Бога, не веря тому, что Он говорит, и сомневаясь в том, можно ли Ему доверять.

Наше неумение доверять и всецело полагаться на Бога и Его обетования напрямую связано с ущербом, причиненным нам в детстве, умышленно или случайно (когда на наши потребности просто не обращали внимания). Когда наше эмоциональное развитие тормозится, мы попадаем в капкан детского мышления, чувств и поведения, так что мы верим исключительно тому, что видим, и то лишь тогда, когда это соответствует нашим целям.

Для того, чтобы произошло полное исцеление, следует уяснить масштаб причиненного нам ущерба, а также быть готовыми воскресить в памяти те события, которые причинили нам боль.

Чтобы обнаружить путь к освобождению, нам нужно произвести ревизию своего прошлого. Здесь очень важна молитва, но это не единственная составная процесса реабилитации. Важная роль в этом процессе отводится нам самим.

Некоторых это пугает, потому что они не готовы открыть новые факты и столкнуться с возможными муками от увиденного в тайниках памяти. Здесь срабатывает психологический закон, который гласит: страх вызывает оцепенение. Именно страх перед неизвестным останавливает нас на пути к зрелости. У некоторых к тому же поступки,

основанные на болезненных воспоминаниях, стали частью их личности. Мы привыкли видеть себя злыми, саркастичными, застенчивыми или замкнутыми. Если мы расстанемся со своей болью, то какими мы станем? Перемены страшат. Страх сковывает нас и ограничивает нашу свободу. Он привязывает нас к чему-то или кому-то, вызвавшему этот страх, и не дает нам расти и меняться. Мы постоянно находимся в плену образов, звуков и воображаемых угроз.

Страх мешает нам повернуться лицом к правде и разобраться со своим прошлым. Некоторые люди прибегают к выхватыванию отрывков из контекста Библии, неправильно цитируют авторов духовной литературы, чтобы убедить себя и других в том, что вовсе необязательно осуществлять весь процесс реабилитации от ущерба, нанесенного в детстве дьяволом. Например, слова из Нового Завета «забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели…» (Флп. 3:13, 14) используются в качестве оправдания того, что можно и не вычищать отстойники своей памяти от болезненных воспоминаний. В приведенном тексте Павел говорит о грехах нашего прошлого, которые нужно забыть и неуклонно стремиться вперед к обетованному спасению. Он не упоминает об открытых ранах нашего прошлого, которые следует продезинфицировать, с тем чтобы исцеление началось изнутри. Павел подчеркивает: не нужно терзать себя, сосредоточиваясь на собственной вине, гораздо правильнее все силы бросить на достижение положительной цели. Поверхностное лечение, как присыпки, примочки или даже непрестанные молитвы, не приведет к нужному эффекту, поскольку ни один из этих методов не соответствует критериям того лечения, которое предписывает Слово Божье.

Усовершенствование характера, который является общей суммой наших мыслей и чувств, требует решимости и ежедневных усилий. Когда мы пытаемся избавиться от своих греховных привычек, таких, как придирчивость, осуждение других, склонность к критике, скупость и завистливость, то порой кажется, что мы раздираем себя на части. Но если мы хотим выработать зрелый христоподобный характер, то именно эту работу мы и должны проделать, чтобы стать достойным храмом для обитания Святого Духа. Бог не одобряет хилый, слабовольный характер. Он не желает, чтобы мы и дальше пребывали в неведении и беспомощности. Наоборот, Бог хочет, чтобы мы облеклись во всеоружие веры и доблестно стали на брань против грехов и собственного «я» (см. Еф. 6:11). И лишь после того, как мы раскаемся в своих грехах и сделаем все от нас зависящее, чтобы победить их (что подразумевает также преодоление тягостных воспоминаний о грехах, навязанных нам в детстве), можно надеяться на то, что в результате мы обретем прочную, непоколебимую веру в Христа, нашего Спасителя.

Настало время ближе познакомить вас с концепцией, которую мы впервые представили в главе 2 и которую будем развивать в главе 9. Ознакомившись с ней, вы лучше поймете, почему дьявол стремится травмировать детей в очень раннем возрасте. Дело в том, что доверие формируется в первые полтора года жизни. Доверие появляется у младенцев, когда они лежат на руках у кормящей и любящей матери и обретают чувство полной безопасности. Оно закрепляется бесчисленным повторением этого младенческого опыта, пока образ матери не превратится в синоним безопасности и уюта. Доверие приходит к нам, когда мы ощущаем, что папины руки достаточно сильны, чтобы удержать и помочь, когда это требуется. У нас возникает доверие, когда мы утоляем чувство голода у материнской груди или когда нежные руки родителей меняют нам пеленки. Доверие вселяется в нас, когда мы лежим в уютной колыбели, укрытые мягким одеялом, и чувствуем родной запах мамы. Когда мы узнаем нежное, бархатное прикосновение материнских рук и придающее нам уверенности прикосновение сильных отцовских рук, мы всецело доверяем им.

Дети, лишенные этих жизненно важных взаимоотношений, вырастут недоверчивыми, абсолютно самонадеянными и холодными взрослыми, которые будут стремиться к господству над миром и в отношениях с людьми и на которых

точно так же нельзя будет положиться, как и на их первых опекунов.

Остальные задачи в развитии ребенка, такие, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие и самооценка (исходя из шкалы развития личности, разработанной Эриком Эриксоном), сильно пострадают вследствие того, что базовая задача — доверие не получила полноценного развития.

Вы можете даже не подозревать о наличии какого-либо болезненного воспоминания из своего детства. Вы можете уверять себя: «У меня было чудесное детство и самые лучшие, заботливые родители, которые души во мне не чаяли, всегда играли со мной и заботились обо мне». Возможно, вы уже не помните случаев избиения, оскорбления или насилия в детстве; однако вы замечаете, что вам трудно полноценно выполнять семейные обязанности или делиться с другими своими мыслями и чувствами из страха быть непонятыми. Возможно, вы слишком много работаете — трудоголик, не знающий отдыха. Возможно, вы склонны во всем стремиться к совершенству, что приводит к неоправданным жертвам в сфере здоровья и отношениях с людьми ради выполнения поставленной задачи. Возможно, вы испытываете чувство вины из-за чрезмерной сексуальной озабоченности, которая занимает все ваши мысли. Вы можете быть угрюмым и ворчливым критиканом, все время кого-то осуждающим, даже себя. И это все — разрушающее вашу жизнь развитие дьявольского сценария, написанного им для вас, когда вы были еще ребенком. Этот сценарий может быть настолько хитроумным, что вы не вспомните ни одного травмирующего случая из своего детства, однако же их неосознанное влияние будет сказываться на вас в течение всей жизни! (См. главу 8).

Важно уяснить себе, что поступки рождаются не в вакууме. Всегда существует причинная связь, такая, как физическая или эмоциональная травма, ведущая к неадекватному поведению.

Возьмем, к примеру, родителей, которые записались к нам на прием, озабоченные поведением своего девятилетнего сына Брэдли в последнее время. Мы попросили их прийти на первую консультацию без сына.

Мать начала первой: «Наш мальчик всегда был примерным ребенком, но в последнее время он стал совершать необъяснимые поступки. Он стал мочиться в углах по всему дому. Это отвратительно. И от этого запаха невозможно избавиться! Он давно умеет пользоваться туалетом, и мы не можем понять, что с ним происходит». Было видно, что ее огорчало и раздражало то, что ей постоянно приходилось отчищать углы комнат.

Отец прибавил к сказанному: «Мы водили Брэдли к педиатру и узнали, что мальчик совершенно здоров. Врач посоветовал обратиться за помощью к психологу».

«Мы понимаем вашу озабоченность, и вы правильно делаете, что используете все возможности, чтобы обнаружить причину такой резкой и странной перемены в поведении ребенка, — поддержали мы родителей. — Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы помочь вам».

Но они не могли ждать. «Так что с ним делать? В чем кроется причина такого поведения?»

«Не могли бы вы более подробно рассказать о вашей семье? Например, когда вы вступили в брак? Есть ли у Брэдли братья и сестры? Кто еще живет в вашем доме?» Мы пытались узнать как можно больше, чтобы выяснить обстоятельства, которые могли спровоцировать ребенка на такое поведение. Мы спрашивали об атмосфере, царящей в их доме, об их супружеских взаимоотношениях, о возможных конфликтах, которые могли вызвать у мальчика стресс.

Скоро, по мере того как их доверие к нам возрастало, стало выясняться, что главным фактором такого поведения Брэдли был кризис супружеских отношений родителей. Они и до этого были всегда натянутыми, но за последние полтора месяца разговоры о разводе достигли слуха их сына.

В течение нескольких недель на консультации приходили только родители. Мы направили все усилия на разрешение двух главных конфликтов во взаимоотношениях супругов. Как-то в самом начале встречи мать разразилась

гневом. Она протестовала против того, что мы не разрешаем брать на консультации сына. «Мы сюда ходим не для выяснения супружеских отношений, — ворчала она. — Мы обратились к вам, чтобы решить проблему нашего сына! Вы в конце концов собираетесь когда-нибудь встретиться с ним или нет?»

«В таком случае, прежде, чем ответить вам, позвольте задать еще один вопрос. Ваш сын все еще продолжает мочиться по углам?»

«Нет… вроде прекратил», — резко ответила мать.

«Поздравляем! — воскликнули мы в один голос и продолжали. — Иногда ребенок настолько переживает по поводу конфликта между родителями, что подсознательно начинает вести себя вызывающе, чтобы привлечь их внимание к себе. Он надеется таким образом, что родители оставят свои раздоры и объединятся в решении его проблемы. Скажите, пожалуйста, — спросили мы под конец, — когда Брэдли последний раз мочился в углу?»

«Точно не помню, но, кажется, две недели назад», — ответил отец.

«Надеемся, теперь вам понятно, почему мы, узнав о том, что мальчик не болен, сосредоточились на поисках эмоционального стресса в жизни ребенка», — объяснили мы.

Конфликт между родителями приводит к конфликтному поведению детей. Часто детей настолько травмирует конфликт в семье, что они пытаются уладить его, становясь центром нового конфликта, вынуждая родителей вместе заниматься его улаживанием. Наше внутреннее стремление к целостности и гармонии настолько сильно, что мы согласны любой ценой восстановить прежний уют и покой. В приведенном примере отвлекающий маневр ребенка, наряду с консультациями, полученными родителями, привел к положительному результату, устраивающему всех.

То, что возникло в детстве, когда формируется характер, определяет направление всей нашей жизни. Если наши мысли и чувства травмируются в раннем детстве, когда закладывается характер (обычно с седьмого месяца беременности до восьмилетнего возраста), это очень негативно сказывается на нашем эмоциональном развитии. Этот ущерб именуется по-разному: задержка развития, эмоциональная незрелость, инфантилизм, или взрослый ребенок, но любое из этих определений указывает на результат сатанинского воздействия на нашу жизнь. Воистину дьявол запускает вирус в программу нашей жизни, который уродует и препятствует развитию лучших ростков вашего характера, делая его черствым и эгоистичным.

Когда интересы и запросы ребенка игнорируются или не встречают понимания, а также когда он получает эмоциональную травму, его эмоциональное развитие начинает отставать от физического. И вот, в то время как физический рост продолжается, эмоционально он остается на том же уровне. В результате такой взрослый легко превращается в ребенка по своим эмоциям и поведению. И тогда весь мир должен вращаться вокруг такого «взрослого», и все, кто с ним как-то связан, обязаны исполнять все его требования и прихоти. Такие эмоциональные карлики всегда хотят, чтобы весь мир плясал под их дудку — и не иначе. Семья садится обедать только тогда, когда они захотят, все в доме подстраиваются под их режим дня, все должно происходить только в соответствии с их волей — иначе… Это «иначе» может означать ребяческие вспышки раздражения и гнева по любому поводу и в любом месте. Все должны нести ответственность перед ними, а они — ни перед кем.

В предисловии к своему бестселлеру «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пишет: «Каждый из нас получает по наследству набор эмоциональных состояний, определяющих наш темперамент. Но процессы, происходящие в мозгу, очень подвижны, и поэтому наш темперамент поддается изменению… Те эмоциональные уроки, которые мы в детстве извлекаем сначала в семье, а потом в школе, формируют эмоциональные связи, которые учат нас все более понимать (или не понимать) основы знаний об эмоциях. Это означает, что детство и подростковый возраст являются критическим периодом и предоставляют все возможности для приобретения базовых навыков эмоционального поведения, которое будет присуще нам всю жизнь».

Эксперты-психологи сходятся во мнении, что дети, травмированные в период до восьми лет, останавливаются в эмоциональном развитии на том уровне, на котором они находились в момент нанесения эмоциональной травмы. Эти дети, конечно же, станут взрослыми физически, но в том, что касается эмоций и взрослого реагирования на раздражители, они останутся детьми. Их дальнейшее развитие напрямую зависит от их восприимчивости к новым знаниям и готовности приложить личные усилия для исцеления.

Если вы обнаружили, что относитесь к таким «детям», то очень важно, чтобы вы позволили Богу руководить вами. В Своем сострадании к вам Он явит вам из прошлого то, что вам необходимо, чтобы понять, почему вы поступаете так, а не иначе. Если для успешного осуществления вашей реабилитации Бог сочтет нужным вызвать в вас определенные воспоминания, то Он оживит в вашей памяти как раз те из них, которые вам необходимы для завершения процесса выздоровления. Бог может сделать так, что вы будете вспоминать постепенно, медленно, не перегружая мозг информацией; или же Он покажет вам все сразу — как мгновенное озарение. Ваша открытость и стремление к получению информации послужат сигналом Богу начать в вас процесс освящения и эмоционального созревания.

Итак, первый шаг — это получение знания. Давайте вернемся немного назад и вспомним, как в мозге образуются эмоции.

Когда мы рассматриваем проблему исцеления от болезненных воспоминаний, то необходимо принимать во внимание, что человеческий мозг состоит из трех областей. Поперечный разрез мозга показывает, что эти области располагаются слоями один над другим. Центральная часть мозга включает спинной мозг, ствол мозга и средний мозг. В этой части заложены врожденные поведенческие функции, которые отвечают за дыхание, сердцебиение, сон, бодрствование и сознание. Эта область мозга формируется первой, и она полностью готова к функционированию с момента рождения, в противном случае жизнедеятельность организма была бы невозможна.

Вторая составная часть мозга — это собственно головной мозг, который анатомически состоит из двух долей: левого и правого полушарий. Он образован из очень сложного вещества, насчитывающего миллионы нейронов в одном квадратном сантиметре. Эта часть мозга способна решать многоступенчатые и очень сложные задачи. Два полушария отвечают за такие функции, как зрение, слух, чувствительность тела, движения, суждения, мыслительные процессы, принятие решений, целенаправленные поступки, речь и невербальное общение.

Между этими двумя всем известными областями мозга находится тесно связанная с ними лимбическая система. Хотя она и не так известна, но зато гораздо более важна с точки зрения понимания процессов памяти и реабилитации. Это центр, отвечающий за наши эмоции и поступки, вызванные ими. Вот как Нэд Герман, президент Американского института по изучению творческих способностей, описывает лимбосистему в своей книге «Созидательный мозг»: «Несмотря на то, что лимбическая система значительно уступает полусферам головного мозга по размеру, она все же играет огромную роль в нашей жизни. Если взять кровоснабжение за показатель важности органа, то лимбическая система выходит на одно из первых мест по этому показателю среди всех органов! И не удивительно — ведь она регулирует процессы пищеварения, сна, бодрствования, температуру тела, химический баланс (например, уровень сахара), биение сердца, кровяное давление, выделение гормонов, половую активность и эмоции. В ней также расположены центры удовольствия, наказания, голода, жажды, агрессии и гнева… Анатомически она занимает промежуточное положение между верхней и нижней частями мозга и передает возбуждение между ними. И еще как передает! Она может, например, подавить мышление всплеском эмоций и, таким образом, полностью остановить процесс логического рассуждения.

В дополнение к контролю за нашими эмоциями лимбическая система также участвует в познавательных процессах. Сейчас стало известно, что она играет важнейшую роль в процессе запоминания, поскольку передает поступающую информацию в память».

Одновременно с тем, что лимбосистема является центром эмоций и эмоциональных реакций, она также способна запоминать эмоцинально окрашенные события и самостоятельно воспринимать поступающие раздражители, независимо от головного мозга. Другими словами, этот эмоциональный коммутатор, расположенный глубоко в мозге, и есть та сила, которая стоит за нашим механизмом восприятия эмоциональных сигналов, их расшифровкой и той реакцией, которая возникает в ответ. Она, однако, не обладает способностью вкладывать чувства или эмоции в наши слова.

Различные части мозга, хотя и выполняют свои собственные функции, действуют согласованно. И очень часто, когда они создают замкнутую цепь, создается впечатление, что они — часть одной системы. Например, гипоталамус, который расположен в глубине мозга под таламусом, функционирует в гармонии с лимбической системой. Ричард Рестак, доктор медицины и автор бестселлера «Мозг», пишет: «Гипоталамус также является командным пунктом для целого ряда сложномотивированных состояний: переутомления, голода, гнева, покоя». Кроме того, гипоталамус управляет приемом пищи, эндокринным уровнем, водным балансом, половой активностью и автономной нервной системой. «В общем, гипоталамус — это аранжировщик поведения, сопровождающегося эмоциональными состояниями».

Когда на нас действует раздражитель, мозг автоматически производит выборку данных из файлов памяти, инициируя глобальный поиск, чтобы обнаружить все воспоминания, связанные с этим раздражителем. В долю секунды список этих воспоминаний высвечивается на дисплее, и этого времени достаточно, чтобы мы отреагировали, основываясь на самом эмоционально насыщенном воспоминании. Почему так происходит? Почему прошлое командует настоящим? У людей, отвергавшихся в детстве, память которых травмирована воспоминаниями о том, как их игнорировали, обходили вниманием или всегда выбирали последними, эта боль всегда рядом. Их память перенасыщена эмоциями, которые они испытывали в тот момент, и содержит очень мало логики, поскольку кора головного мозга (которая отвечает за логические операции) не получила достаточного развития в раннем детстве.

(Рон) Когда я был в младших скаутах и мы однажды пошли в поход, я попросил маму присмотреть за кроликом, которого я выиграл в цирке. Вернувшись домой, я узнал, что кролика не стало, и всю жизнь винил в этом мать. Я был уверен, что она не уделила кролику должного внимания, как и мне, когда я был маленьким. Когда мне исполнилось сорок лет и я попросил маму рассказать мне больше о моем детстве, она, вспоминая о случае с кроликом, упомянула одну забытую мной деталь: «А помнишь, как я перевернула кролика палкой, показала два красных пятнышка у него на шее и объяснила тебе, что ночью в его клетку забралась ласка и убила его?» — спросила она.

Я совершенно забыл об этом, но стоило ей напомнить, как эта картина мгновенно появилась у меня перед глазами. Мои обвинения основывались исключительно на эмоциях, которые я пережил в детстве. И эти эмоции возникли из чувства своей ненужности, которое я испытал еще до своего рождения (см. главу 6).

Мы состоим из элементов памяти о событиях всей нашей жизни. Даже забытые воспоминания, хранящиеся в подсознании, играют заметную роль в принятии нами решений сегодня. Наши поступки сегодня часто продиктованы содержанием подсознания. Вероятно, именно поэтому апостол Павел удивлялся, почему он делает то, чего не хочет, а того, что хочет, не делает (см. Рим. 7:18). Возможно, будь ему известна роль подавленных воспоминаний в нашем поведении, он бы понял причину своего недоумения и смог бы с Божьей помощью преодолеть это свое затруднение.

(Нэнси) В воскресенье после Дня благодарения я решила испечь имбирные пряники — мое традиционное угощение детей в церкви. Я раскатала тесто и только собралась поставить первый противень с пряниками в духовку, как в кухню вошел Рон. Уже по выражению его лица я догадалась, что сейчас будет вспышка. «Эти пряники, полагаю, для кого-то, как всегда? А до нас когда-нибудь очередь дойдет?» — язвительно спросил он.

Я сначала смолчала. А что было говорить? Что бы я ни сказала — все будет не так. Но потом меня прорвало: «Сколько можно портить мне праздники и сколько еще я буду страдать от того, что твои родители сделали с тобой в детстве?»

Ответа не последовало, но было ясно, что Рон обиделся. Он резко повернулся и удалился в свой кабинет работать на компьютере, а я опять занялась выпечкой.

Два часа спустя Рон вернулся в кухню. «Дорогая, — обратился он ко мне, — я больше никогда не испорчу тебе праздник. Ты права: я заставляю тебя расхлебывать то, что моя мать причинила мне в детстве, а это несправедливо. То, что Рождество всегда было для меня адом в детстве, не может быть оправданием тому, что я делаю то же самое для тебя и для детей. Этого больше не повторится. После Рождества, как только елочные украшения подешевеют на 75%, мы купим самую красивую елку, какую только найдем, и ты украсишь ее так, как только тебе вздумается. Я решил, что с сегодняшнего дня буду отмечать все праздники вместе с вами!»

Какое потрясение! И какое благословение! Рон даже купил игрушечный поезд и поставил его кольцом вокруг рождественской елки, — копия того, который у него отобрали однажды в Рождество. Он сделал все зависящее от него, чтобы справиться с чувствами прошлого, и, поступив так, вызвал к жизни радость настоящего ради будущего.

Поколение за поколением люди задумывались над причинами поведения, не осознавая, что в большинстве случаев они пропускают свои решения через фильтр своего прошлого опыта. Этот фильтр расположен между прошлым и настоящим, его содержимое существенно влияет на наш выбор. Когда этот фильтр засоряется тягостными воспоминаниями и отрицательными эмоциями, происходят сбои в его работе. Только очистив этот фильтр, можно без искажений увидеть подлинную правду о настоящем, можно принимать разумные решения. Только очистив гноящуюся рану, можно надеяться на заживление. В духовной жизни этот процесс называется освящение.