Куда ведут ревнители «культурного» винопития

Ложь: сухие вина полезны, «умеренные» дозы безвредны, «культурное» винопитие — ключ к разрешению алкогольной проблемы.

Начатая с конца 50-х и до начала 60-х годов пропаганда «умеренных» доз развернулась энергично, в речах и статьях сквозило, что потребление алкоголя чуть ли не государственная установка, и она не подлежит изменению. Весь вопрос заключается в борьбе с излишествами, со злоупотреблением, то есть с алкоголизмом.

Правда: каждому образованному человеку ясно, что бороться с алкоголизмом, не борясь с потреблением алкоголя, — бессмысленная вещь. Учитывая, что алкоголь — наркотик и протоплазматический яд, потребление его неизбежно приведет к алкоголизму.

Вести борьбу с пьянством, не запрещая потребления алкоголя, равносильно бороться с убийством во время войны. Говорить, что мы не против, мы за вино, но мы против пьянства и алкоголизма — это такое же ханжество, как если бы политики говорили, что мы не против войны, мы против убийства на войне. Между тем, совершенно ясно, что если идет война, будут и раненые, и убитые, что если имеет место потребление спиртных напитков, — будут пьяницы и алкоголики. Не понимать этого могут только те, кто совершенно отравил свой мозг алкоголем, или те, кто удовлетворен теперешним положением дел, кто хотел бы «стабилизации достигнутого уровня потребления».

Один из корифеев за трезвость, социолог из Орла И. А. Красноносов, в своем письме приводит таблицу потребления алкоголя, составленную на основании данных ЦСУ, опубликованных в печати, из которой видно, что если за единицу принять уровень потребления алкоголя в 1950 г., то в 1981 г. уровень потребления повысился более чем в 10 раз. Он пишет, что цифры душевого потребления алкоголя, опубликованные в 1940, 1964 и 1978 гг., так же, как и во Франции, не учитывают нелегального алкоголя. Он составляет (как считают французы) от 50 до 100 процентов к легальному (Ю. П. Лисицын и Н. Я Копыт, с. 58).

Что такое «нелегальный» алкоголь? Это ворованный спирт! Ворованные напитки на винзаводах, самогон, садоводческие вина, суррогаты, промышленный спирт и, наконец, государственные и колхозные вина («червивки»), пропущенные в продажу «сверх плана».

Прикидочный (ориентировочный) расчет этих нелегальных факторов алкоголизации населения по состоянию на 1980 г. дает примерное удвоение официального «душевого потребления», а именно, не менее 18,5 л абсолютного алкоголя на душу населения в 1980 году.

Несмотря на столь тревожные цифры в печати даже в 80-х годах продолжали вести упорную борьбу с теми, кто обосновывает неизбежность трезвого образа жизни.

Сейчас уже очень многим становится ясно: пьянство приняло у нас такие размеры, что если не остановиться, последствия его станут необратимыми.

Вред от употребления спиртных напитков настолько очевиден, что уж никто в наше время не может защищать его открыто. Защита идет путем различных демагогических ухищрений.

Основное направление, по которому идет непрекращающееся насаждение пьянства и алкоголизма, — это пропаганда так называемого «умеренного» и «культурного» винопития.

Считается элементарным правилом: прежде чем ученый начнет писать по тому или иному вопросу, он должен быть знаком с предыдущей литературой, с произведениями, написанными хотя бы классиками.

Н. Е. Введенский писал: «Устанавливать какие-либо нормы потребления, говорить о том, какие дозы могут считаться «безвредными», а какие уже вредными организму, — все это вопросы в высшей степени условные и иллюзорные. Между тем Подобными вопросами стремятся отвлечь внимание от разрешения практических вопросов по борьбе с пьянством как общественным злом, сказывающемся крайне губительно на благосостоянии народа, экономическом и нравственном, на его работоспособности и благоденствии. Подобное возбуждает во мне крайнее удивление, и добавлю даже негодование». В другом он пишет: «Действие алкоголя (во всех содержащих его спиртных напитках: водки, ликеры, вина, пиво и т. п.) на организм, в общем, сходно с действием наркотических веществ и типичных ядов, как хлороформ, эфир, опий и т. п. Как и эти последние, алкоголь в слабых дозах и вначале действует как бы возбуждающим образом, а позднее и в более сильных дозах — парализующе как на отдельные живые клетки, так и на весь организм. Указать количество алкоголя, при котором он мог бы действовать только в первом смысле, совершенно невозможно…».

Это значит, что невозможно определить «умеренную дозу», которая бы не действовала сразу же парализующе. Как же можно рекомендовать умеренные дозы, если даже ученый не может определить, что это такое.

Корифей русской психиатрии В. М. Бехтерев писал: «С тех пор, как доказан безусловный вред алкоголя с научно-гигиенической точки зрения, не может быть даже речи о научном одобрении потребления «малых» или «умеренных», доз алкоголя. Всем известно, при том, что начало всегда выражается «малыми» дозами, которые постепенно переходят в дозы большие по закону тяготения ко всем вообще наркотическим ядам, к каковым относится, прежде всего, алкоголь».

Все выдающиеся люди отлично понимали зловещую сущность, пропаганды «умеренных» доз. Нельзя писать о пьянстве, предварительно не прочитав произведений, оставленных нам Л. Н. Толстым. Он очень обстоятельно, философски изложил вопрос об «умеренном» винопитии. Лучше не скажешь. А главное, все правильно и подтверждено наукой.

В 1980 г. он писал: «Ужасны для отдельных лиц, как описывают нам, последствия потребления опиума и гашиша; ужасны знакомые нам последствия потребления алкоголя на отъявленных пьяницах; но без сомнения ужаснее последствия для всего общества того, считавшегося безвредным, умеренного употребления водки, вина, пива и табака, которому предаются большинство людей, а в особенности образованные классы нашего мира. Эти последствия должны быть ужасны, если признать то, что нельзя не признать, что руководящая деятельность общества — деятельность политическая, служебная, научная, литературная, художественная производится большей частью людьми, находившимися в ненормальном состоянии, людьми пьяными.

Человек, выпивший накануне бутылку пива, стакан водки или две кружки пива, находится в обычном состоянии похмелья или угнетения, следующего за возбуждением, и потому в умственно подавленном состоянии, которое усиливается еще курением. Для того чтобы человек, курящий и пьющий, постепенно привел мозг в нормальное состояние, ему нужно пробыть, по крайней мере, неделю или более без употребления вина и курения. Этого же почти никогда не бывает!».

Димитр Братанов, член ЦК Болгарской компартии, писал в «Рабочей газете» 20 мая 1982 года: «Мы резко выступаем против попытки учить людей «умеренно» пить — это беспринципный путь. Там, где пропагандируют «умеренное» питье, сводится на нет вся эффективность воспитательной работы, отрицается значение личного примера. Одна из причин, снижающих влияние нашего движения за трезвость, заключается в том, что в нем участвуют люди, считающие, что могут пить «умеренно». И вот находятся люди, которые вновь поднимают вопрос об «умеренных дозах».

Некоторые ревнители пьянства, понимая, что пропаганда «умеренных» доз слишком явно противоречит данным науки и жизненному опыту, категорически против трезвости, но рекомендуют пить «культурно». Таких ревнителей «культурного» винопития находится все больше. И они не стыдятся об этом писать, хотя сами отлично понимают, что это такая же глупость, как говорить о горячем льде или мягком граните.

Еще Н. А. Семашко писал: «Пьянство и культура — вот два понятия, взаимно исключающие друг друга, как лед и огонь, свет и тьма».

Попробуем с научных позиций рассмотреть этот вопрос. Прежде всего, ни один из ревнителей «культурного» винопития не сказал, что это такое? Что понимать под этим термином? Как увязать эти два взаимно исключающих друг друга понятия: алкоголь и культура?

Может быть, под термином «культурное» винопитие эти люди понимают обстановку, в которой происходит поглощение вина? Красиво сервированный стол, прекрасная закуска, изысканно одетые люди, и пьют они высшие сорта коньяка, ликера, бургундское вино или кинзмараули? Это культура винопития?

Как показывают научные данные, опубликованные ВОЗ, подобное винопитие не только не предупреждает, а наоборот, создает более благоприятную обстановку для развития пьянства и алкоголизма во всем мире. И по ее данным, в последнее время так называемый «менеджеровский» алкоголизм, то есть алкоголизм деловых людей, ответственных работников выходит на первое место в мире. И если в понятие «культура» винопития вкладывается обстановка, то, как мы видим, это не выдерживает критики и приводит нас к еще большему развитию пьянства и алкоголизма.

Может быть, ревнители «культурного» винопития имеют в виду, что после принятия какой-то дозы вина люди становятся культурнее, умнее, интереснее, их беседа более содержательна, наполняется глубоким смыслом? В таком случае интересно знать, когда это происходит? После принятия «малых» и «умеренных» или уже после принятия больших доз? Об этом пропагандисты «культурного» винопития умалчивают. Разберем оба положения с научной точки зрение

Школой И. Павлова доказано, что после первой, самой малой дозы алкоголя в коре головного мозга парализуются те отделы, где заложены элементы воспитания, то есть культуры. Так о какой же культуре винопития можно говорить, если после первой рюмки исчезает в мозгу именно то, что приобретено человеком воспитанием, то есть исчезает сама культура поведения человека, нарушаются высшие функции мозга, то есть ассоциации, которые заменяются низшими формами; Последние возникают в уме совершенно некстати и упорно держатся. В этом отношении такие упорные ассоциации напоминают собой явление Чисто патологическое. Изменением качества ассоциаций объясняется пошлость мыслей подвыпившего, склонность к стереотипным и тривиальным выражениям и к пустой игре словами.

Таковы научные данные о состоянии нервно-психической сферы человека, принявшего «умеренную» дозу алкоголя. В чем же здесь проявляется «культура»? Из представленного анализа нет ничего, что хоть в какой-то степени напоминало бы культуру, ни в мышлении, ни в действиях человека, принявшего любую, в том числе «малую» дозу алкоголя.

Я думаю, нет необходимости описывать данные научного анализа поведения человека, принявшего большую дозу алкоголя. Там мы найдем еще меньше моментов в мышлении и поведении человека, что говорило бы о культуре.

Насколько энергично борются некоторые социологи за «умеренное», «культурное» пьянство, настолько же категорично они возражают против полного запрета производства и продажи алкогольных напитков.

Энгельс писал, что основной причиной алкоголизма является доступность алкогольных напитков. Всемирная организация здравоохранения через 100 лет после того, изучив опыт борьбы с алкоголизмом, признала, что распределение алкоголизма регулируется ценами на спиртное, что все виды пропаганды без законодательных мер не эффективны.

Мне как врачу особенно тяжело и больно слушать об «умеренных дозах» и «культурном» винопитии потому, что очень уж часто я встречаюсь с трагедиями, в основе которых лежит «культурное» винопитие и «умеренная» доза. Об этих трагедиях, наверно, все знают, но не все соприкасаются с ними так близко, как врачи.

Почему эти люди не воспитывают культуру общечеловеческого общения без употребления этого яда? Казалось бы, если человек говорит об алкоголизме, как о бедствии, то основная и единственная задача должна быть — воспитание в человеке», отвращения к нему, а не приписывать алкоголю какие-то «культурные» свойства, которых у него нет и быть не может.

Характерно, что все те, кто борется против «сухого» закона, не приводят ни одной цифры, ни одного научного факта. Лишь общие рассуждения: «больше», «чаще» и т. д.

И, наконец, самое главное, авторы отождествляют условия в капиталистической стране и в начальный период революции с условиями периода развитого социализма. Этим они показывают полное отсутствие марксистско-ленинского мышления, необходимого каждому, кто пишет на общественно-политическую тему.

Не понимать разницы между строем частного капитала и страной развитого социализма, проводить параллель между США и СССР, полагать, что если «сухой» закон не удался там, то не удастся и у нас, — значит не понимать основ марксизма-ленинизма, впадать при этом в грубейшую политическую ошибку.

Однако само стремление народа к трезвой жизни неизбежно и неотвратимо как к здоровому, прогрессивному образу жизни, ибо сама жизнь, сам прогресс, какие бы препятствия ни стояли на его пути, идет только по пути добра и правды.

Вот почему, несмотря на то, что некоторые органы печати и средства массовой информации идут по ложному пути, пропагандируя ограничения потребления спиртного, в народе все сильнее и неотвратимее возникает движение за полное отрезвление народа. Возникают клубы, кружки, общества трезвости, выносятся решения на конференциях и собраниях о том, что надо идти по пути трезвости.

Ложь: вино снимает напряжение.

Правда: вино создает иллюзию снятия напряжения. На самом же деле напряжение в мозгу и во всей нервной системе сохраняется, и когда пройдет хмель, напряжение оказывается еще большим, чем до принятия вина. Но к этому добавляется еще ослабление воли и разбитость.

Ложь: вино необходимо принимать «для веселья».

Правда: веселье и смех — очень важные моменты в жизни человека. Они дают отдых мозгу, отвлекают мысли от повседневных забот, чем укрепляют нервную систему, подготавливая ее к новым трудам и заботам. Но смех и веселье полезны только в тех случаях, когда они возникают у трезвого человека. Пьяного веселья нет и быть не может в научном и разумном понимании этого состояния. Пьяное «веселье» есть не что иное, как возбуждение под наркозом — это первая стадия наркоза, стадия возбуждения, которую мы, хирурги, наблюдаем повседневно при даче больному других наркотических средств (эфира, хлороформа, морфия и др.), тех, что по своему действию тождественны с алкоголем и так же, как алкоголь, относятся к наркотикам.

Эта стадия возбуждения ничего общего с весельем не имеет, и после нее нет никакого отдыха нервной системе. Наоборот, вместо отдыха наступает угнетение со всеми последствиями (головная боль, апатия, разбитость, нежелание работать и т. д.). Что никогда не наблюдается при трезвом веселье.

Так что алкоголь не друг, а враг веселья. Он сводит на нет то время, которое человек отводит для веселья отдыха. Вместо этого он получает головную боль и разбитость. Точно так же алкоголь действует при усталости. Выходной день дается человеку, чтобы он и физически и умственно отдохнул и с новыми силами, с появившимся желанием трудиться принялся за работу после отдыха.

Между тем алкоголь, принятый в выходной день, лишает человека нормального отдыха. У него появляется только иллюзия отдыха, а на самом деле вся усталость не только сохраняется, но еще больше накапливается, отчего понедельник становится днем «тяжелым», так как никакого отдыха нервная система из-за вина не получает.

Во всех подобных случаях алкоголь действует как злой обманщик, создавая видимость добра, он творит зло.

Правда — это могучий фактор в отрезвлении народа, в избавлении его от иллюзий, которых придерживается народ о вине, не замечая того, что от него гибнут сотни тысяч и миллионы людей в самом цветущем возрасте.

Из этого краткого сопоставления лжи и правды об алкоголе видно, что ложь является сильным оружием в руках тех, кто хотел бы споить и погубить наш народ. Поэтому, чтобы защитить его от пьянства, несущего за собой деградацию нации, необходимо закрыть доступ всякой неправде об алкоголе и говорить и писать только правду.

Тех же, кто под разными предлогами и под разным соусом будет протаскивать ложь об алкоголе, рассматривать как злейших врагов нашего народа!