Занятие шестое

Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте!

Как наши дела? …Я был уверен в этом. Кое-кто из нашего «почетного» эскорта тут уже высказывал мне: мол, удивительно все это, говорите, вроде, все то, о чем говорено, переговорено им, то есть пьяницам, алкоголикам, а не нам трезвенникам, а толку, говорят, не было никакого.

Тут все дело в том, что мы проводим целенаправленные занятия с коллективом. Не с одним каким-то индивидуумом, а с коллективом единомышленников. Вначале все были единодушны в питье, курении. Теперь — в противокурении, трезвости. И, как вы убедились, никаких секретов, никакого сверхъестественного гипноза, как мне пишут некоторые в письмах, нет.

Вот письмо от Виталия В. Давнее письмо. Сейчас Виталий в городе С. сам возглавляет такой же клуб — наш филиал.

«…много приходится рассказывать про занятия. Вы знаете, кем я был раньше — один из лидеров, можно сказать, по пьянству в нашем городе. И курил — не дай бог никому!

А вот приехал из Ленинграда: вначале все присматривались, провоцировали даже на курение и выпивку. А перестали донимать расспросами. Это, кстати, является ответом на ваш вопрос: почему так много пишут и едут из нашего народа? И как я не пытаюсь убедить всех «аликов» (то есть алкоголиков) в простоте таких занятий, все равно все считают вас или очень хорошим гипнотизером, или Вы дали нам какое-то сверхсекретное лекарство. Потому что, считают они, Виталия, то есть меня, могла только могила исправить (ведь я столько раз лечился, в ЛТП сидел).

…Главное, чего я хочу, чтобы в меня поверили. А поверят — обязательно буду сам проводить занятия».

Я умышленно опустил целый лист письма — там очень много личного. Спустя год после наших занятий, сколотив группу единомышленников, Виталий убедил даже главного нарколога города в необходимости открытия филиала нашего клуба, и тот оказал ему помощь. Сейчас из С; к нам уже не едут. Все местные и окружные «алики», как выразился Виталий, проходят занятия в нашем филиале.

Я прочту вам еще одно письмо от руководителя другого филиала — из Свердловска — Трифонова Сергея. Он не был алкоголиком, считал себя «культурнопитейщиком», зато курил. Кстати, Сергей был одним из инициаторов проведения таких занятий на базе Уралмаша, а душой и организатором этих занятий была ответственный секретарь заводской первичной организации общества борьбы за трезвость Юлия Алексеевна Ткачева. Так вот, пройдя занятия, Трифонов возглавил созданный филиал клуба, а впоследствии стал президентом клуба, создав целый ряд своих филиалов.

«…Это уже третья моя группа. Результатом занятий я недоволен. И вот почему. В начале курса было 53 человека. В конце — 18. Это 35 человек я потерял. Я уже писал о предыдущих группах: там тоже примерно такая картина. Вот теперь я понял, для чего нужна обязательная плата за курс.

И не пятьдесят, а дважды и трижды по пятьдесят, чтобы он, слушатель, знал: деньги уплачены, надо посещать занятия, надо вести дневник. Это психологически оправдано, даже необходимо — оплата за курс занятий. И хочу поделиться мыслями о ведении трезвенной работы. Я считаю: этим надо заниматься профессионально. Как бы ты ни был относительно свободен па работе — это все равно мешает в эффективности проведения занятий. А если работать профессионально — нужна и соответствующая оплата. Теперь я понял, как тяжел этот труд, каких сил и энтузиазма требуется, чтобы «вытащить» даже двадцать человек. И понимаю, каково вам, ведущим группы и по 80 и больше человек. Тут и тысячу рублей, считаю, в месяц мало.. Поэтому мы, все обговорив в парткоме и завкоме, получили «добро» от директора Дома культуры о создании на его базе хозрасчетного объединения. Нам, Руководителям курсов, оплата по 400 рублей в месяц, секретарю-машинистке — 200 рублей… Конечно, это минимальный предел, который мы вывели, исходя из сегодняшней оплаты на производстве. Да, здесь будет чуточку больше. Но здесь мы делать будем, уже делаем, не чуточку, а много больше.

Возвращаем заводу, городу, стране здоровых, очень способных людей, убежденных трезвенников и некурильщиков…

Я на этом закончу письмо Трифонова. Прочел его для того, чтобы показать и ваш завтрашний день, коллеги. Во всяком случае, многих из вас. Если и не будете вы заниматься вопросами трезвости и некурения профессионально, все равно невольно станете влиять на окружающих, побуждать их к отказу от алкоголя и табака. Это, повторяю, ваш завтрашний день.

Теперь коротко о дневниках. Общее замечание: многие стали писать дневники быстро и ни о чем — множество прочерков. Так дело не пойдет. Еще раз напоминаю: дневник это ваш первый советчик, ваше лекарство, ваш друг. Через дневник вы общаетесь со мной. Такое общение у нас будет длиться не менее полугода. Кое-кто из вас будет вести дневник и дальше; мне будет высылать его, как это делает Виталий В. Недавно он сам приезжал, выступал здесь перед слушателями, а мне доверительно сказал: «Так втянулся с этим дневником, что не напишу его, будто чего-то не до делал в этот день».

Я не призываю вас следовать примеру Виталия (а почему бы и нет?), но уж обязательный минимум вы должны выполнить. Еще раз повторю: только ведение дневника по форме и графику гарантирует полное избавление от дурных и позорных привычек. Все срывы, которые были у нас, а мы их очень тщательно анализировали, произошли по одной причине: человек переставал вести дневник или относился к его ведению формально — отписался и ладно. Но среди тех кто вел дневники в установленные сроки, полно и открыто нет ни одного срыва. Повторяю: ни одного!

Еще одно замечание у всех без исключения наблюдается эдакая самоуверенность, идущая от шапкозакидательства мол, я теперь такой стал трезвенник, что любого отрезвлю.

Не просто трезвенником стал, а трезвятником. И, естественно, это отразилось на дневниках. Наглядно проявилось в самостоятельной работе Сергея Болотова. Перехвалили товарища. Вот, посмотрите, сколько прочерков и лаконичных ответов.

«Отношение к спиртному» — прочерк.

«Мысли о спиртном» — прочерк.

Единственное, о чем более менее подробно говорится — о табаке. Всего две затяжки сделал Сергей за весь день и готов прыгать от радости, считая это победой над своей дурной привычкой. Но ведь дважды он выстрелил в свой незащищенный и только что начавший перестраиваться организм ядовитыми химическими соединениями, коих насчитывается порядка четырех тысяч, в том числе около сорока канцерогенных веществ в себя пульнул. Чему радоваться-то? Победой будет считаться полный отказ от курения. Когда даже мыслей о табаке не будет. А если и возникнут, то не иначе, как об отраве — типа цианистого калия или мышьяка. Такие должны вырабатывать ассоциации.

Я хочу привести вам запись из книги отзывов супругов Погудовых: «Что мы раньше делали? Мы добровольно глотали яд, который хуже даже, чем цианистый калий. Тот убивает сразу, а этот постепенно превращает человека в мерзкого животного, чтобы затем убить его». Очень верно написали.

Мне не понравилось, Сергей, как вы торопливо стали писать, сокращая даже слова Все три пункта о самочувствии объединил фигурной скобкой и написал: «Хор.».

Хор небрежности, хор разгильдяйства это, Сергей, а не хорошее самочувствие.

Давайте больше так не писать. Договорились?

Пожалуйста, самоотчеты.

(Самоотчеты)

Руководителю курса. В процессе самоотчетов слушателей, рекомендуется коротко комментировать выступления, поощрять тех, кто твердо стал на путь некурения и трезвости; приободрять колеблющихся в противокурении, помогать им поверить в себя, в возможность и даже необходимость жизнь без табачной отравы. Самоотчеты не затягивать, добиваться, чтобы все выслушивали друг друга.

Во многих дневниках очень правильно спрашивают слушатели: когда же будем говорить о программировании.

Действительно, давно, наверное, уже назрела необходимость поговорить об этом более подробно, а не так как это делалось прежде.

Итак, что же это такое — запрограммированность человеческого сознания? Из каких элементов складывается?

Для аналога я назову магнитную ленту, на которую записывают программу. Затем с помощью этой программы сложный механизм выполняет самые различные операции.

С человеческим сознанием, конечно, дело обстоит сложнее: магнитную ленту никто в него не вкладывал. Но программа, тем не менее, заложена. И мы очень часто бездумно с покорностью роботов, выполняем ее. Их, программ, у каждого человека много. Пожалуй, столько же, сколько и привычек. Но есть такие программы, которые заставляют человека вопреки врожденному инстинкту самосохранения совершать безнравственные и вредоносные для организма действия. Например, воровать, курить, употреблять алкоголь.

Согласно определения Г.А.Шичко, проалкогольная запрограммированность, равно как и прокурительная, это не что иное, как искаженность сознания человека ложными сведениями о спиртном и табаке.

Давайте рассмотрим, когда, на каком этапе развития человек деформирует свое сознание. Ведь мы знаем, что рождаемся естественными трезвенниками и некурильщиками по наследству алкоголизм и курение не передаются. И как же на различных этапах своего развития мы приобщаемся к сигарете, вину… Почему мы, естественные от рождения трезвенники и некурильщики, вопреки здравому смыслу, вопреки неприятным вкусовым качествам (вспомните первые глотки алкоголя, затяжку табаком), наконец, вопреки противодействию всех защитных функций организма (тошнота, рвота кашель), то есть самого врожденного инстинкта самосохранения, глотаем алкогольную отраву, вдыхаем ядовитый дым табака.

Маленький человечек… С первых дней его жизни мы, взрослые, говорим ему: это огонь — горячо; это лед — холодно; так делать нельзя — это плохо, а вот эдак можно — то хорошо. Пить и курить — очень плохо. А сами? К нам гости — у нас на столе бутылки, графины, рюмки.- Наступает праздник — снова стол украшают (украшают ли?) все атрибуты винопития. К папе пришел дядя Коля — оба с горя что-то обсуждают, при этом курят.

И вот в еще только что проклюнувшемся сознании маленького человечка появляется как бы первая запись: «Маленьким пить вино и курить табак нельзя — это плохо, а вот когда вырасту, это надо делать, это — хорошо». «А чем быстрее я приобщусь к вину и табаку, — рассуждает далее подрастающий маленький человечек, — тем скорее стану большим и самостоятельным».

Чувствуете? Порочный замкнутый круг!

Но ведь есть семьи, скажут мне, в которых исключены винопитие, табакокурение. А выросшие в этой семье юноша или девушка курит, выпивают. Почему?

Да, есть приятные исключения (их становится больше и больше), есть такие семьи. И есть почти в каждой такой семье формирователь общественного сознания. Да, да, я о чуде XX века — телевизоре.

Наш чуточку подросший маленький человечек нажал на кнопку засветился экран, а там любимые мультгерои, призванные не только развлекать, но и воспитывать маленького человечка. Крокодил Гена, Папа из Простоквашино, вальяжный и озорной Волк — это самые обожаемые нашим маленьким человечком герои, которым он безгранично верит, учится у них доброте, готовности придти на помощь в трудную минуту, то есть постигает с их помощью первые уроки нравственности. И заметьте: все эти герои курят, прямо с экрана окуривают сознание маленького человечка, как бы предлагая — покури вместе с нами; или: подрастешь и тебе надо учиться курить…

Мы нажали на другую кнопку: экранизация детской сказки. Всепобеждающий Иванушка-дурачок, этот ваш символ Доброты, справедливости и разумности, приходит к Бабе-яге.

— А ну, старая, что есть в печи — не стол мечи!

Хлоп кулаком по столу!

И Баба-яга суетливо накрывает стол, выставляет разные яства. А в это время наш Иванушка-дурачок развязывает кисет, набивает табаком трубку, кресалом высекает огонь закуривает.

— Что же ты, старая, к обеду вина не подаешь?

И снова: хлоп кулаком по столу!

Старая еще больше засуетилась, налила две кружки литровые!) зелена вина, подсыпала в одну из них отраву перепутала: в какой из них отрава то.

А наш маленький человек сопереживает с героем, у нас даже мысли не мелькнет почему Иванушка-дурачок закуривает, почему он требует вина перед обедом? Так надо! Так заведено! Так положено! (Кем? Когда? Где?) Наш маленький человечек с тревогой смотрит на экран: как бы Иванушка не выпил кружку вина с ядом. У него, у ребенка, даже мысли не появляется о том, что в обеих кружках яд — страшный наркотический яд — этанол.

Далее, чуточку подросшего маленького человечка приобщаем мы к высотам русского духа, патриотизму. Рассказываем о былинных богатырях, в подкрепление к рассказу, ведем ребенка в кино. На киноэкране Василий Буслаев собирает дружину воинов для защиты земли русской от ворогов.

Не каждый удостаивается чести попасть в войско: мерилом моральных и физических качеств людей наш былинный герой (с легкой руки кинематографистов) избрал весьма сомнительный способ: одолеешь братину зелена вина (чуть ли не полведра водки), не свалишься — достоин быть в дружи не, на такого можно положиться: не подведет, не выдаст.

(Кстати, заметьте, одолевают-то братину вина алкоголики второй стадии).

О каких физических, а тем более моральных качествах можно говорить с человеком, одолевшим братину вина, и не в количестве даже дело, а в самом факте винопития.

Уверен, если бы в те давние годы люди курили табак.

Наверняка автор сценария, а за ним и режиссер снабдили бы героя вечно не затухающей трубкой.

Вот так закладывается в сознание маленького (да и не только маленького) человека мысль о доблести лихого пития русским человеком. Эту мысль потом уже подросший человечек найдет и в многочисленных литературных произведениях. Ведь книга для него, уже научившегося читать, становится эдакой энциклопедией не только основных жизненных знаний, но и неосознанной авторами лжи о спиртном и табаке. (Ведь и авторы — запрограммированные на употребление отравы люди).

Мы уже останавливались с вами на разборе сказки для детей под названием «Горе». Так вот, особенно в современных произведениях, мало того, что иные авторы демонстрируют просто-таки поразительные познания о табаке (различных его сортах, способах курения и т. п.), об алкоголе — о выдержке, марках, букете. Какие только эпитеты не воздаются ядовитому этанолу: божественный напиток, благоуханный и благословенный, нектар, восхитительное пиво или вино и т.д. и т.п. В ином произведении герои на каждой странице по нескольку раз закуривают, через страницу — выпивают. И вот что удивительно: никто почти не пьянеет, не становится алкоголиком. (Умеют же, а?). А в сложных ситуациях, требующих мозгового напряжения, герои обязательно выпивают рюмку-другую этанола, чаще стакан или даже бутылку, потом «судорожно» разрывают пачку сигарет, выкуривают одну, другую. пятую сигарету — и вот оно — наступило успокоение. Пожалуйста, готовый рецепт для выхода из экстремальных ситуаций. Такие примеры четко усваиваются человеческим сознанием, чтобы затем, в определенных ситуациях человек, как робот, хватался за рюмку и сигарету. Как будто неприятности или критическая ситуация после закуривания и выпивки кончается. Чушь! Усугубляются они. Но никогда не заканчиваются.

Вспомните себя в подобных случаях. Как страусы прячут голову в песок в сложные для них минуты, так и мы с вами искали защиту в алкогольной отраве, казалось даже — находили. Но… до пробуждения, когда казалось, что мир уже разрушен и ничего тебя не может спасти, разве что глоток этанола чтобы дольше не сталкиваться с реальностью. Но ведь стоило нам перебороть себя, отказаться от алкоголя — все проблемы решались-таки гораздо проще и легче, чем нам представлялось в отравленном этанолом сознании.

Нет, не кончаются наши неурядицы, не разрешаются сложные ситуации, не преодолеваются экстремальные случаи с помощью алкоголя и никотина. А нам постоянно навязывается обратная мысль, если не из литературных источников, то с экрана телевизора, кино, с театральной сцены.

Наш подросший человечек включает радиоприемник а, оттуда: «Давай закурим, товарищ, по одной.. «, — несется чарующий голос в сладком напеве. Повернул рукоятку на другую программу, а там властно и требовательно: «По чарочке, по чарочке налей, налей, налей!..».

И еще, постоянно слышит и фиксирует в своем сознании человечек явно вредительские пословицы и поговорки, оправдывающие винопитие и курение. Такие, например — «Кто не курит и не пьет…», «Сухая ложка рот дерет», «Первая колом, вторая со/колом», «Пьян, да умен, два угодья в нем..». И так далее. Кстати, об уме. Как это можно быть одновременно пьяным и умным? Обычно такие поговорки и пословицы распространяют пьющие и курящие люди. Чтобы оправдать противоестественное природе человека занятие. И это не все!

Постоянно наш человечек слышит, как мы любовно и нежно говорим об отраве. «Все было по-простому: черный хлеб, масло, шпроты и водочка». Это из книги В.Ардоматского «Суд». Чувствуете: не водка, не водяра, а водочка. Хлеб зван хлебом, масло — маслом, шпроты — шпротами. Потому что это вроде буднично. Фон для алкогольной заразы. А мы — «водочка», «бутылочка», «винцо», «пивко», «рюмочка», «стопочка»…

Все это вместе взятое прочно оседает в сознании человека, является как бы предтечей оправдания своей пагубной страсти.

Со многими из вас я беседовал перед началом занятий.

На вопрос — «Почему начали выпивать?» абсолютно все отвечали стереотипной фразой- все пьют и я тоже. Создалась как бы круговая порука в восхвалении, в оправдании винопития и курения Разорвать ее можно лишь грамотной и убежденной беседой, лекцией, такими вот занятиями.

Можно приводить еще и еще примеры из различных областей человеческих отношений, так или иначе влияющих на формирование проалкогольной и прокурительной программы.

Но она, уже из перечисленных мною примеров, сформировалась в сознании подросшего человечка, стала убеждением: винопитие и курение необходимо в жизни, оправданно и да же в иных случаях полезно.

Вот что я хотел вам сказать про запрограммированность.

Резюмируя все, заключу: мы пили и курили, находясь в плену заблуждений, то есть на каком-то этапе нашего развития мы приняли ложь за истину. И это, к величайшему нашему стыду и сожалению, со временем стало основополагающим в жизни. Хочу процитировать строки из письма нашего бывшего слушателя, а ныне руководителя Верхнеднепровского филиала клуба Геннадия Воробьева: «Бесконечно благодарен клубу, где так просто развеяли все абсурдные мысли о ядовитых веществах, которые раньше казались несокрушимыми и «железными».

В одном из дневников я прочел вопрос: «Неужели всё так погрязли в пьянстве, что не нашлось разумных людей, которые смогли бы раскрыть народу глаза, повести решительную борьбу за его отрезвление?».

Мы с вами коснулись начальных моментов в истории винопития. Ведь многие народности не приняли вино к употреблению и до сих пор живут без этого кошмарного зла, изобретенного человеком для собственной гибели.

Предлагаю коснуться истории отечественного винопития.

Ведь не секрет: во всем мире русский народ считают самым пьяным народом. Причем, это мнение усиленно распространяется зарубежными пропагандистами. Откуда и почему так думают о нас? И почему мы сами верим этой лжи о «пьяной» Руси и стремимся подтвердить это мнение своим усиленным поклонением «зеленому змию»? А в некоторых случаях даже с гордостью заявляем: «По первой не закусываю» — опростав единым духом стакан водки. То есть, вроде бы хотим показать (вспомните про Василия Буслаева), что мы россияне, — кремень-люди, куда там «загранице»!.. От русского стакана этот, «из-за границы», с ног долой! Кишка тонка так пить! Во какие мы!

А те, кто усиленно навязывает мнение всему миру о вековечном пьянстве русского народа, с удовлетворением потирают руки: сработал, в цель попал их идеологический залп, эта изощренная варварская диверсия против нашего сознания.

Ложь, страшная, ничем не оправданная ложь поселилась в нашем доме, и мы живем под знаменами этой лжи, поклоняемся ей, а отсюда и все наши беды. Трезвый народ с трезвым сознанием, каковыми были большевики-ленинцы, не позволил бы так засорить свое сознание, не потерпел бы оболванивания, превращения в некие винтики, не заблудился бы в болоте застоя, не отстал бы в своем развитии от ведущих капиталистических стран.

Мы, россияне, самая молодая страна в христианском мире, впервые испробовавшая вино, а водку вообще русский на род стал употреблять немногим более 300 лет назад, в то время как другие европейские страны употребляли вино и водку не одно тысячелетие. (7-8 тысячелетий назад человечество совершило ужасающую ошибку с употреблением спиртного).

Русские в древние времена употребляли хмельное: пиво, брагу, крепость которых была от 3 до 10 градусов.

Сейчас мы с абсолютной точностью можем говорить о том, что до X века наши предки не были знакомы с пьянящим виноградным вином. Апологеты пьянства, упорствуют в своем мнении о многовековом пьянстве нашего народа, часто прибегают к апокрифу, маловероятному рассказу, о том как князь Владимир принимал мусульманских послов, а было это перед крещением Руси, и те убеждали его сделать государственной религией ислам. Мы знаем, что ислам запрещает употребление алкоголя; мусульманские страны уже второе тысячелетие живут в трезвости — и ничего, неплохо живут. Так вот, князь Владимир, который, кстати, был склонен к бражничанью (по современному: к пьянству), объясняя свой отказ от ислама и склоняясь к христианству, будто бы заявил тем послам: «Руси есть веселие пити, не можем без этого жити». Идеологические диверсанты, разного рода наши недруги стали эти слова истолковывать как историческое свидетельство о многовековом пьянстве русского народа.

Из различных исторических документов мы узнаем: вплоть до XVI века Россия была трезвой. Известнейший историк Н.И.Костомаров писал: «Простой народ пил редко… только в праздники…». Это же подтверждает труд И.Г.Прыгова «История кабаков в России в связи с историей русского народа».

В Западной Европе средние века характерны повсеместным увлечением крепкими алкогольными изделиями. В отличие от наших предков там уже в XIII веке знали, что такое водка, везде ее употребляли, равно как и джин. Реформатор церкви Мартин Лютер отмечал: «Германия зачумлена пьянством». О нашей стране такого не могли сказать, хотя уже где-то в XV веке появилась в Российском государстве в качестве общественного питейного заведения корчма. Это была своеобразная гостиница, где ночевали, заказывали еду.

Были такие корчмы только в крупных городах: в Киеве, Новгороде, Пскове и Смоленске.

В 1432 году впервые появилась водка в России. Ее завезли купцы из Генуи. Попробовали это изделие и… отказались от ее ввоза почти на полтора столетия.

Кстати, очень многие зарубежные выпивохи, а еще больше наших соотечественников, считают водку национальным русским алкогольным изделием. Еще раз хочу подчеркнуть: наши предки познакомились с этой сивушной отравой много позже других христианских стран.

Корчма — это иноземное проникновение. В противовес им в 1552 году, в царствование Ивана Грозного, в Москве был открыт царев кабак. Это был первый кабак в России.

(Я выскажу свою версию, а уж ваше дело оспаривать мои суждения). Так вот, царь быстро понял, чем грозит общественное пьянство, и народу было запрещено пить водку, продаваемую в этом кабаке. А кто же тогда ее пил?

Я снова отошлю вас в глубь веков: уделом рабов было пить неразбавленное вино. Почему? Да чтобы сделать их зависимыми не только от хозяина, но еще и от вина, которым поощрял их хозяин. Так вот, царев кабак разрешалось посещать опричникам — этим верным сторожевым псам царского трона. За великую честь почиталось среди них царева чарка водки. То есть, по моему глубокому убеждению,

Грозный (а он был очень большого ума царь) нашел средство, с помощью которого ставил нужных ему людей в зависимость не только от царской милости, но и от алкоголя.

Вспомните, как вы, большинство из вас, за несколько глотков сивушной заразы выполняли самый неквалифицированный труд, выходили на сверхурочную работу, «халтурили после рабочего дня…».

Вернемся однако к кабаку. Чаще в нем, а впоследствии и в других кабаках продавали только сивушную отраву.

Естественно, посетители таких заведений быстро хмелели.

Вполне возможно, с этих лет и начал складываться миф о русском пьянстве. Ведь заезжие заморские гости были свидетелями, очевидцами таких питей.

Распространено среди пьющих еще одно мнение: будто царствование Петра Первого стало распространяться пьянство на Руси. Многие авторы в своих произведениях показывают петровские ассамблеи как нескончаемый бесшабашный пир. И невдомек таким авторам, не мог пьяный государь с пьяными приближенными, пьяным народом, наконец, вздыбить Россию на дыбы, поставить ее в первые ряды мироустройства, заставить другие страны считаться с нашей страной. Да, по вине и даже по инициативе Петра Первого стало распространяться табакокурение в России. Но пьянство и пьяницы всегда осуждались в петровские времена. Многие из вас знают, наверное, о специальной медали «За пьянство» 17 фунтов весом (4,4 кг), которую вешали на шею пьянице независимо от их звания и сословия.

Екатерина Вторая была инициатором спаивания народа.

Именно она довела доходы от питей до трети всех поступающих средств в государственную казну. По ее инициативе подобно эпидемии, стали возникать повсеместно кабаки и не только в городах, но и в многочисленных селениях. Именно ей принадлежат печально знаменитые слова, историческая фраза, брошенная в беседе с княгиней Дашковой, когда та спросила: «Зачем вы спаиваете русский народ?». «Пьяным народом править легче!» — дословная ответная фраза императрицы.

«Пьяным народом править легче…» Запомним эти слова, ибо они помогут нам в дальнейшем разобраться в природе пьянства последующих поколений нашего народа.

Я прошу вас записать в ваши конспекты известную формулировку А.Бебеля: «Пьющий рабочий не мыслит, мыслящий рабочий не пьет». Эта очень верная формулировка прямо-таки вытекает из заявления императрицы, развивает его.

Ведь если соединить оба высказывания, смотрите, что получается: «Пьяным народом править легче. (Ибо) Пьющий рабочий (крестьянин, интеллигент) не мыслит, мыслящий рабочий (вообще любой человек) не пьет».

И вот тут мы с вами разберем некоторые моменты истории, рассматривая их сквозь призму винопития. И сделаем удивительные выводы, главный из которых будет несколько, казалось бы, неожиданным. Все революционные преобразования в России совершались на основе трезвенных движений.

Всего таких движений, включая Советский период, было четыре В настоящее время мы с вами являемся творцами пятого трезвенного движения.

Первое трезвенное движение в России относится к 1858-1860 годам. Крестьяне, мастеровые отказывались от потребления алкоголя, громили кабаки, устраивали крестные ходы в защиту трезвости, создавали кружки и общества трезвости.

Простые труженики и передовые интеллигенты протестовали против виноделов, торговцев сивушной отравой, видя в них разорителей хозяйств, растлителей людей. Царизм, конечно, не мог допустить, чтобы мужик трезвел. Власти жестоко расправлялись с активистами-трезвенниками, судили, сажали их в тюрьмы, в некоторых северо-западных губерниях на подавление такого свободомыслия были брошены даже войска.

Только за один 1858 год по питейным делам (бойкот, разгром кабаков) в тюрьмы было брошено более 110 тысяч только крестьян.

Интересный для исследователей исторических процессов факт, почему-то ими пока не рассмотренный: первое трезвенное движение совпадает с периодом революционного подъема, оно явилось наиболее ярким его проявлением.

Мощное трезвенное движение было замечено Карлом Марксом. Он писал: «Всякая попытка поднять их (крестьян) моральный уровень карается как преступление. Достаточно вам лишь напомнить о правительственных репрессиях против обществ трезвости, которые стремились спасти московита… от водки». (К. Маркс, соч. т. 16, с. 207).

Высоко оценивал антиалкогольные бунты и Н.А.Добролюбов. Он отмечал в одной из своих работ. «Сотни тысяч народа в каких-нибудь пять-шесть месяцев без всяких предварительных возбуждений и прокламаций, в разных концах обширного царства отказались от водки».

Вместе с жестоким подавлением трезвенного движения Царское правительство приняло 26 октября 1860 года законодательный акт о замене откупной системы — акцизной, давайте вспомним еще одну историческую дату. Именно в 1861 году произошла фактически революция — отменено крепостное право. На волне трезвенного движения, когда, по образному выражению А.Бебеля, « …мыслящий рабочий не пьет», произошло такое преобразование.

Это очень важный момент в истории развития революционной мысли. Величайшие умы России начали вести пропаганду трезвости. Здесь уместно вспомнить Ф.М.Достоевского,

его негативное отношение к винопотреблению. Одним из обществ трезвости в конце XIX века руководил Л.Н.Толстой. Общество называлось «Согласие против пьянства». В эти годы, которые характеризуются началом второго трезвенного движения (1885 г.), писатель работает над современными и созвучными сегодняшнему дню статьями, в которых утверждается абсолютная трезвость: «Пора опомниться!», «Для чего люди одурманиваются?», «Богу или Маммоне?», «К молодым людям» и другие.

В мае 1885 года под давлением прогрессивных деятелей царское правительство законодательно предоставило сельским обществам право закрывать в пределах своих территорий кабаки. На это право местного запрета откликнулись десятки тысяч обществ, которые в течение нескольких лет потребовали очистить их земли от питейных заведений.

Я не могу не зачитать интересный документ, обнаруженный активистами трезвости Хакассии и любезно предоставленный руководителем клуба трезвости Евгением Батраковым, который также является членом «Оптималиста». Документ этот — воззвание «Призывы к трезвости», изданное Киевским Духовно-Цензурным комитетом. Вслушайтесь, вчитайтесь в этот текст. Как много созвучий в нем с днем сегодняшним.

«Давным-давно тому назад на нашу русскую землю напали лютые враги — татары, которые 200 лет разоряли и угнетали русских людей: жгли их села и города, грабили имущество, безжалостно убивали как славных русских князей, так и обыкновенных простолюдинов… Татары были разбиты наголову, и Русь с того времени сделалась свободною от ига татарского.

И теперь страшный враг напал на нашу дорогую святую Родину. Нет числа жертвам, погибшим от этого врага, нет меры бедам и несчастьям, которыми усеян путь его шествия!

В его тяжелых цепях бьются целые миллионы людей, и он, владычествуя над ними, как над своими рабами: одних посылает прямо на смерть, других долгие годы томит в душных тюрьмах и острогах, третьих, разорившихся до последней нитки на теле, посылает бродить по белому свету без приюта, без привета, без родной семьи и гнезда.

Имя этому страшному врагу — пьянство. Всем известно, сколько людей погибло и погибает от него, сколько пьющих сгорело в огне, сколько замерзло, утонуло, убилось! Сколько разного рода преступлений совершено на пьяной почве, сколько за них людей изнывает теперь в суровых казематах, сколько людей разумных, ученых и знатных благодаря пьянству потеряли облик человеческий… Страшно… Тяжело…

Поработил нас себе этот страшный враг Надо нам проснуться, надо собраться около знамени трезвости и дружною толпой двинуться на борьбу… Объединимся же и мы, православные, составим из себя грозное ополчение, устроим у себя общества трезвости и общими силами нанесем удар поражения нашему разорителю, погубителю, ненавистному врагу — пьянству!

Но, знай, православный, что как при поступлении на службу военную всякий воин дает клятвенное обещание служить верой и правдой и бороться с врагом до последней капли крови, так и при вступлении в общество трезвости ты должен будешь дать клятвенное обещание бороться с пьянством до последних сил своих и разить врага, невзирая ни на какие искушения и соблазны со стороны. Иди же, друг мой, скорее в это святое ополчение — общество, трезвости, будь верен своему клятвенному обещанию и не щади своих сил в этой славной борьбе!» (Госархив Хакасской автономной области ф-р-15, Оп-1, д-8).

Для аналогии вспомните членов ВДОБТ сегодняшнего насильно, можно сказать, вовлеченных в общество борьбы за трезвость. Кто они? Будем откровенны; абсолютное большинство — люди пьющие, но считающие, что их питье тот случай, когда не надо бороться за искоренение пьянства.

Разве могут идти в какое-то сравнение слова Устава сегодняшнего общества трезвости с идущими от убеждённых сердец словами прочитанного призыва.

…Конец XIX века. Россия быстро трезвеет. Ибо все больше и больше становится свободных от сивушной отравы населенных пунктов. И заметьте, в начале XX века, то есть в период, когда раздавались тревожные голоса о пьяной гибели русского народа, наши предки потребляли всего лишь около 4 литров абсолютного спирта на душу населения.

(Сравните сегодняшние 16-18 литров). В то время в России трезвенников было больше, чем в любой другой стране. Что же касается женщин, то для большинства из них выпить даже глоток вина был и стыд, и грех. Молодежь поголовно до 18 лет вела трезвый и некурящий образ жизни. Такое было воспитание. Строго соблюдался обычай — молодоженам на свадьбе не пить спиртное.

В порядке отступления позволю себе прочесть выдержку из письма бывшего слушателя курса Виктора Серова: на всех свадьбах невеста и жених выпивали, и я считал это в порядке вещей. На своей свадьбе мне не дали упиться мои родители. И вот теперь у брата (был на свадьбе), произошел в общем-то, конфуз. Я на правах старшего брата вырвал из их рук (жениха и невесты) бокалы, выплеснул вино и налил сок. «Благодарить меня будете», — сказал. А они — чуть не в драку. Я так разозлился, что разразился пламенной речью о рождаемости дефективных детей, о спецшколах и спецПТУ, которых становится уже больше чем профтехучилищ. В общем, как выразился братишка, погасил энтузиазм к выпивке, потому, наверное, и пьяных не было, брат с молодой женой в этот вечер пили сок: я сам контролировал…».

Наступление трезвости в России напугало царское правительство, оно остановило этот бесподобный социальный процесс введением водочной монополии. Частные кабаки начали заменяться казенками: Право местного запрета стали ограничивать.

И снова, обратите внимание, на волне трезвенного движения — первая русская революция. Все большевики, подавляющее большинство — трезвенники. Убежденные трезвенники, которые всячески поддерживают трезвеннические устремления народа, помогают пьющим людям вырваться из цепких объятий «зеленого змия».

И оборотная сторона революции — контрреволюция. Заметьте: любая контрреволюция в качестве основного оружия всегда использует алкоголь, пытается с его помощью одурманить широкие массы народа, погасить их прогрессивные устремления.

Итак, начало XX века характерно для России введением (государственной водочной монополии. Напомню: это — исключительное право государства распоряжаться производством водки и ее торговлей. Начался подъем пьянства. Но даже в 1913 году потребление абсолютного спирта на душу населения был в семь раз ниже, чем во Франции и равнялось всего лишь 3,13 литра на душу населения. Россия по потреблению алкоголя занимала предпоследнее место в мире; на последнем была Норвегия.

Но даже такое, казалось бы, благополучие по сравнению с другими государствами, не могло успокоить поборников трезвости, прогрессивных сил России. Вот что писал в 1912 году И.А.Родионов в статье «Неужели гибель» по поводу финансовой политики царского правительства, использующего алкоголь одной из важнейших статей дохода.

«Разве возможно в государстве в век расцвета либерализма и гуманитарных идей сделать всевыносящей осью государственной финансовой политики народное пьянство — отвратительнейший порок, разоряющий, развращающий и в буквальном смысле убивающий русский народ. Мало того, что этот ужас допущен, за него, за этот исторический грех, равного которому не записано на скрижалях истории, правительство держится, как за самый надежный якорь спасения.

Великая страна, точно одержимая легионами дьяволов, бьется в судорогах бешеных и вся деревенская жизнь обратилась в один сплошной пьяный кровавый кошмар, а правительство, как припертый к стене нечистый игрок, заявляет перед народными представителями, что у него нет достаточных данных, точно устанавливающих чрезмерное потребление народом водки, оно не находит, что народ через кабак разоряется и спивается с круга.

А между тем из года в год поступления в государственную кассу по графе «правительственные регалии» все увеличиваются. Это значит, что народ из года в год пропивает все больше и больше своих трудовых грошей, это значит, что он все сильнее и сильнее отравляет алкогольным ядом и отравляет свое будущее потомство, это значит, что он все хуже и хуже питается, это значит, что он все глубже и глубже развращается, становится все преступнее и преступнее.

Еще недавно, год назад, в роковой графе государственной росписи значилась умопомрачительная сумма в 740 миллионов рублей чистого дохода от пропитых денег, в росписи же на 1912 г. значится 751850000 руб. Цифры не так красноречивы, как факты, зато неумолимее их. Значит, что для того, чтобы в соответствующую графу вписать вышеприведенную сумму, надо, чтобы народ в один год снес в кабак около миллиарда своих трудовых денег. Но этим миллиардом потери как народа, так и государства не ограничиваются: пропивая свой личный миллиард, народ пропивает и свое рабочее время в течение которого он мог бы заработать новый миллиард, и более. И этим не исчерпываются зло и потери. Пропив время и деньги, народ вместе с тем пропивает и свое здоровье и здоровье и будущность грядущих поколений России. И этим не исчерпываются зло и потери. А общее озверение народа.

Откуда оно идет? Разве можно умолчать о кровопролитных драках, о бесчисленных убийствах, насилиях, о поджогах всякого рода разврате, о мелких и крупных материальных потерях частных лиц от воровства, грабежа, пьяных дебошей ведь из них слагается грандиозная общая сумма убытков государства. И этим еще не исчерпывается все зло и потери. Как прямое следствие всего этого безобразия, этого непростительного, смрадного греха являются переобременные суды, переполненные тюрьмы, каторги, ссылки…

На все эти учреждения, на многочисленный персонал, обслуживающий их, опять тратятся государственные деньги, и деньги немалые. Нельзя не принять в расчет и того, что силы и время осужденных, не приложенные к производительному труду, пропадают даром, и сами осужденные становятся невольными пенсионерами государства, на это опять тратятся государственные деньги. Хозяйства осужденных гибнут, семьи их нередко идут по миру. А такие хозяйства и такие семьи считаются сотнями тысяч. Горе народное мною не было бы исчерпано до дна, если забыть слезы жен, детей и матерей, вот этих бездольных, что изо дня в день оглашают своими стонами неоглядную ширь русской земли. И разве эти слезы, эти муки, эти стоны малого стоят? Поистине,- сама земля и воздух России пропитались кровью, слезами и всяким непотребством. Какое-то сокрушительное колесо, какой-то адский круг, в котором бестолково, несчастно и безумно бьется жизнь мировой державы… И все от водки. Не родились еще такие математики, ум которых мог бы охватить и с точностью до последней копейки высчитать всю неисчислимую сумму потерь от пьянства, не придумано еще таких весов и мер, при посредстве которых наше министерство финансов достигает своего с каждым годом повышающегося «бюджетного благополучия». Тогда ужаснулись бы бездонной глубины и неохватной шири содеянного зла,.. и с содроганием, и с отвращением к самим себе навсегда отвернулись бы от этого проклятого дела, руки сами бы собой опустились бы от делания его. Поистине, те пропойные денежки так дороги, что не хватит цифр выразить их подлинную цену. Это даже не деньги, а кровь, хлещущая непрерывным потоком, струями из раскрытых жил народных.

Неужели ждать, сложа руки, той поры, когда оно окажется совсем обескровленным? Поздно или рано, но пьянство страшной роковой ценой отыграется России».

Уважаемые соратники! Все это было написано и опубликовано в царских изданиях в 1912 году. Сегодня менее редкие материалы идеологов трезвости академика Ф.Г.Углова, профессора Б.И.Искакова и других доходят к нам чаще всего в самиздатовских вариантах, а если и допускаются к публикации — какие они выхолощенные — читать тошно. Для чего это делается, почему у нас, в стране социализма, поборникам трезвости, равно как и прав человека (сошлюсь на одиссею академика А. Сахарова) ставятся всевозможные, часто прямо таки непреодолимые рогатки, если не сказать хуже? На этот вопрос мы с вами будем еще искать ответ на дальнейших занятиях.

Вернемся к трезвенным движениям в России, о которых абсолютное большинство населения нашей страны и слыхом не слыхивало. Это беда наша, общая беда, что мы не знаем истории своего народа, своей страны. Как эту историю преподавали, да и сейчас ещё преподают в сильно, я бы сказал «применительно» виде к сегодняшнему дню, когда показывается, как тяжко было жить человеку в те времена, какой он был бесправный и угнетенный. А вот при социализме…

Чтобы особенно-то не рассуждали: а что при социализме — пейте, люди, вся жизнь — сплошной праздник. Что я неправильно говорю?

Разве не так было до недавнего времени? Маленькая справка: согласно исследованиям кафедры статистики (Б.И.Искаков) института народного хозяйства им. Плеханова в 1983 году потребление абсолютного спирта на душу населения составляло 18,5 литров…

Под сильным давлением прогрессивных сил России Царское правительство вынуждено было расширить возможности закрытия питейных заведений сельскими обществами 11 марта 1914 года. Соответствующий документ появился за подписью нового министра финансов Барка. (Кое-кто связывает запретительную алкогольную систему в России с началом Первой мировой войны — это явная подтасовка фактов). Начало небывалого в истории человечества трезвенного движения (третьего по счету) в России с началом войны завершилось установлением трезвости на огромных просторах нашей Родины.

И это диктовалось не по воле и милости царя, а по воле народа, собиравшегося на сходы и принимавшего решения о закрытии питейных заведений в районах их проживания. По свидетельству первого наркома здравоохранения Семашко, опустели психиатрические больницы и тюрьмы, повысилась производительность труда на предприятиях, резко возросли вклады трудящихся в сберегательные кассы, редкими стали заболевания сифилисом.

Уже в 1916 году Государственная дума рассматривала вопрос об установлении трезвости в Российской империи на веки вечные.

Вот как обстояло дело. Мы, к сожалению, не помним этого Мы этого «не проходили». Кому-то очень невыгодно было давать такие предпосылки к свершению Великой 0ктябрьской революции. Но ведь именно трезвые люди, во главе с трезвыми руководителями-большевиками свершили революцию. И в первый же день установления Советской власти в Петрограде был издан «Приказ Военно-революционного комитета», который гласил:

1. Впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных напитков

2. Предписывается всем владельцам спиртных и винных складов, всем фабрикантам алкоголя и алкогольных напитков не позже 27-го сего месяца (т е. 9 ноября) довести до сведения о точном местонахождении склада.

3. Виновные в неисполнении приказа будут преданы Военно-революционному суду.

26 октября (8 ноября) 1917 года.

Военно-революционный комитет».

Одновременно с этим приказом в Москве появляется «Предписание Замосквореченского Военно-революционного комитета 20 октябри (11 ноября) 1917 года:

Замосквореченский Военно-революционный комитет объявляет, что будут подавляться самыми беспощадными Мерами:

1 Продажа водки

2 Погромы

3 Стрельбы из Домов

4 Черносотенная агитация

Все нарушители порядка, все появляющиеся в нетрезвом виде, все чинящие насилие и грабежи — враги народа и революции, и с ними будет поступлено со всей строгостью революционного времени.

Ношение и хранение оружия допускается только с разрешения Военно-революционного комитета.

Военно-революционный комитет».

Как видно из приведенных документов, источающих накал и бескомпромиссность борьбы наших дедов и прадедов в ту далекую и славную годину, первоочередная установка Советской власти была на трезвость. С первых дней построения нового социалистического государства закладывался трезвый фундамент.

Я не могу не привести здесь еще ряд документов, которые показывают революционное правительство, возглавляемое убежденным трезвенником В.И.Лениным, постоянно нацеливало широкие народные массы на трезвость Вот перед нами «Обращение Петроградского Совета ко всему населению Петрограда» с призывом единодушно выступить на борьбу за восстановление военно-революционного порядка:

«6 декабря 1917 г.

Ко всему населению Петрограда.

Темные силы нас подстерегают. Они вызвали мятежи генералов Каледина, Корнилова и других, чтобы затопить народную революцию. Одновременно с этим темные силы пытаются создать анархию и беспорядки в стране и особенно в Красном Петрограде, Они толкают бессознательных и слабых людей на пьянство и погромы.

Всякий, кто в нынешний тревожный момент устраивает беспорядки или способствует им есть враг революции и Русского народа. Все сознательные люди обязаны всеми мерами прекращать анархию и содействовать восстановлению революционного порядка.

Не прикасайтесь к вину; это яд для нашей свободы!

Не допускайте погромов и эксцессов: это смерть для русской революции!

Как честные граждане, единодушно выступите на борьбу со злыми силами, сеющими беспорядок. Поддержите Совет рабочих и солдатских депутатов в его работе по охране революционного Петрограда,

«Известия ЦИК», № 244, 6 декабря 1917 года.

А вот свидетельство американского писателя Джона Рида приведенное в его знаменитой книге «10 дней, которые потрясли мир».

«Винные погромы.

Впоследствии оказалось, что провоцированием беспорядков среди солдат занималась особая организация, содержащаяся кадетами, В казармы звонили по телефону и сообщали, что в таком-то месте выдают вино или водку, причем указывали точный адрес. Когда солдаты прибегали в указанное место, то их встречал особый человек, который показывал погреб.

Совет Народных Комиссаров назначил особого комиссара по борьбе с пьянством, который не только беспощадно подавлял все винные погромы, «о и уничтожал запасы вина: при этом было разбито и вылито много сотен тысяч бутылок. Погреба Зимнего дворца, где хранилось множество редких вин общей ценностью свыше 5 миллионов долларов, подвергли той же участи. Сначала их просто били и выливали бутылки, а потом отвезли оставшееся в Кронштадт, где бутылки и бочки были разбиты и вылиты.

В этой работе кронштадтские матросы — «краса и гордость революции» — проявили железную выдержку и дисциплину» (Изд. М., 1957, е. 319).

Таким образом, я смело могу утверждать: Великая Октябрьская революция произошла опять-таки на волне трезвости и Советская власть сохранила режим трезвости. Он был впоследствии закреплен Постановлением Совета Народных Комиссаров «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и продажи спирта, крепках напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ», утвержденное В.И.Лениным 19 декабря 1919 года.

Совсем недавно сивушные апологеты сумели-таки показать в некоторых фильмах пьяных матросов в период революции и В.И.Ленина с бокалом вина в руке. Расчет на обывателя, который громогласно будет вопить: вон, вождь пил, а нам и подавно можно! Не надо быть специалистом-исследователем, чтобы доказать: это бессовестная ложь, идеологическая диверсия против нашего народа. Приведенные мною документы свидетельствуют о железной выдержке революционных солдат и матросов. А про вождя революции — это такая нелепость, что тут и доказывать-то обратное просто нечего. Именно в этот период становления нашего государства В.И.Ленин постоянно ратует за повсеместную трезвость. Приказы, согласованные с вождем или написанные по его поручению, постановления, а далее и в «Плане электрификации РСФСР» его же рукой предписано — сохранить «запрещение потребления алкоголя… как безусловно вредного для здоровья населения».

Выступая на Х-й партконференции ВКП(б), В.И.Ленин, в частности, говорил о том, что водка и прочий дурман, как бы они не были выгодны торговле, не будут допущены к народу, ибо это поведет нас назад к капитализму, а не вперед к коммунизму.

Я могу ссылаться на документы тех лет еще и еще. Но красноречивее их говорит тот факт, что до самой смерти В.И.Ленина существовал у нас в стране так называемый «сухой закон». И пионерами его введения были не американцы, как полагают многие, а наши деды и прадеды. Американцами же изобретено лишь шутливое название запретительной системы — «сухой закон».

После смерти В.И.Ленина на Октябрьском Пленуме ВКП(б) 1924 года по настоянию Сталина, Бухарина, Рыкова и других их единомышленников было принято решение о введении водочной монополии. Вначале Пленум ЦК был против этой опасной меры, но Сталин и его сподвижники сделали ложное заявление, будто Ленин летом и в сентябре 1922 года «несколько раз заявлял каждому из нас, что… необходимо будет ввести водочную монополию…» (И.В.Сталин. т. 9, с. 192). В то же время Сталин скрыл письмо В.И.Ленина от 13.10.22г., адресованное ему лично, в котором против введения водочной монополии выдвинуты два веских аргумента: «… серьезнейшие моральные соображения и ряд деловых возражений Сокольникова». (В. И. Ленин, Соч., изд. 5, т.45, с. 223).

Кстати, из этого письма становится ясно, что с идеей введения водочной монополии Сталин обращался к вождю и вынашивал эту идею, получив решительное возражение.

Чем же мотивировал И.В.Сталин необходимость введения водочной монополии? Два веских аргумента были выдвинуты в защиту этой идеи: получение необходимых оборотных средств для поднятия тяжелой промышленности (В.И.Ленин же заявил на X партконференции: мол, мы на губной помаде, при умелом хозяйствовании и пользуясь большим спросом на нее, сможем поднять тяжелую промышленность); второй аргумент был — борьба с самогоноварением.

Сталин нарисовал мрачную картину распространения самогоноварения, привел данные Госплана о том, сколь много хлеба перерабатывается в сивушную отраву. Он считал, что, государственная торговля спиртным составит конкуренцию самогонщику, заставит его отступить.

Против введения монополии возражали многие члены ЦК в том числе большевики-ленинцы. В прениях на Октябрьском 1924 г. Пленуме ЦКК Н. К. Крупская призвала бороться против закона «о введении монополии», при этом обратила внимание «на полную необоснованность цифровых данных Госплана, на отсутствие даже попытки выяснить причину распространения самогона», на «отрицательное отношение Владимира Ильича к торговле сивухой». («Известия» от 11.10.24, с. 6).

Монополию ввели ровно через год — 1 октября 1925 года.

С этого дня началось массовое спаивание советского народа.

Я хочу еще раз обратить вас к известной исторической фразе Екатерины II, замечательной формулировке А. Бебели «Пьяным народом править легче» и «Пьющий -рабочий не мыслит, мыслящий рабочий не пьет»…

Перерыв после Октябрьского Пленума ЦК ВКП(б) 1924 г. был использован для подготовки населения к пагубному событию. Идеологический партийный аппарат делал искусные попытки к оправданию этого опасного шага. Сталин, например, выступил с заявлением перед делегацией иностранных рабочих: мол, мера эта временная, как только поднимем тяжелую промышленность, в стране будет введен «сухой закон».

Водка в том виде, в котором сейчас предлагается народу, не сразу была пущена в ход. К ее употреблению население страны готовили с помощью так называемой «рыковки» (так метко окрестили ее в народе по имени председателя ВЦИК, подписавшего Постановление о монополии) — тридцатиградусной водки.

И еще маленький штрих. В то время, когда все средства массовой информации «кричали» о самом свободном и демократическом государстве в мире, всенародного обслуживания водочной монополии не было. Водка была навязана нашему народу обманным путем, дискредитировав ленинские принципы социализма.

Сейчас много стали говорить о том, что после смерти вождя был избран ложный путь развития сельского хозяйства, административно-командный метод был внедрен во все сферы жизнедеятельности, мол, произошла подмена демократии и т.д. и т.п. Но, заметьте, ни в одном выступлении таких вот обличителей не прозвучала мысль о сознательном спаивании народа, что само собой подразумевало добровольное рабство, ставило пьющий народ в положение винтиков.

Вредоносное мероприятие по спаиванию народа сразу же породило массу бед: дезорганизацию производственной деятельности, общественной и семейной жизни. Ведь водку разрешалось пить в цехах, в рабочее время. Для этого содержался на заводах дополнительный штат рабочих, для подмены упившихся. Разрешалось до трех дней в месяц прогуливать.

Производства стало лихорадить, все чаще и чаще отмечается в то время (да и сегодня тоже) невыполнение планов, бичом стали массовые прогулы, особенно в дни зарплат, порча оборудования, выпуск бракованной продукции. Повсюду началось разложение партийных, профсоюзных и государственных кадров (и продолжилось вплоть до наших дней!).

Замечается в эти годы резкий подъем самогоноварения (что стоили аргументы в пользу водочной монополии, чтобы искоренить самогоноварение?!). Согласно статистическим данным в 1928 году самогоноварение выросло в 1,7 раза по сравнению с 1924 годом.

Дорогие мои соратники, я не вижу смысла борьбы с производством домашних вин и самогона, пока на прилавках магазинов продаются государственные алкогольные изделия.

Недавно я побывал в глубинке Костромской области. В деревнях заходил во многие дома (был период престольных праздников). На столах вначале стояла водка (по первому заходу), а под ее прикрытием — батареи сивушной самогонки. Борьба с самогоноварением на данном этапе — в данной ситуации напоминают мне многолетнюю борьбу с пьянством и алкоголизмом. То есть не с причинами, порождающими пьянство, а с последствиями. Толку от такой борьбы не было, напротив, несмотря на грозные партийно-правительственные постановления, направленные на борьбу с сивушной заразой пьянство усиливалось. То же мы сейчас наблюдаем и с самогоноварением. Ни для кого не секрет: почти в каждом доме на селе, а в городе во многих квартирах, имеются самогонные аппараты или их примитивные заменители (видел я такие на кухнях: обыкновенная кастрюля, в которой суп варят, а в ней без всяких змеевиков идет перегонка браги в самогон).

Может ли быть эффективной борьба с самогоноварением когда государство само производит сивушную отраву. Мы говорим: «Семья — ячейка государства». И еще: «Государство — это мы». Так почему мы позволяем, прямо скажем, добросовестным членам нашей государственной семьи заниматься «беспределом»? Извините за жаргонизм, иного определения просто не вижу. Они, эти члены нашего общества беззастенчиво лезут в наши карманы, а мы их шире открываем, плюют в наши души, но при этом заявляют: не смей этого делать самостоятельно!

Извините, отвлекся несколько от темы. Введение водочной монополии породило также массовую преступность. Данные статистики свидетельствуют в 1927 году в пьяных драках погибло и получило увечья более 500 тысяч человек. Создалась кризисная ситуация, хотя среднедушевое потребление алкоголя не превышало 3,5 литра абсолютного спирта.

Кстати, почему-то наша статистика «подбрасывает» нам цифры производства алкогольной отравы за фактическое потребление. Я уже приводил пример деревенских застолий сегодняшнего дня. А мы ликуем, радуемся: вон, снизилось потребление алкоголя! Верно, снизилось немного. Только не потребление, а производство. Государственное производство.

В конце двадцатых годов еще имели авторитет и силу большевики-ленинцы. Именно под их давлением при поддержке прогрессивных деятелей страны было решено создать Общество борьбы с алкоголизмом (ОБСА), которое и было создано в феврале 1928 года. В июле того же года стал выходить журнал «Трезвость и культура». Так что сегодняшний вестник Всесоюзного общества борьбы за трезвость — это как бы продолжение того журнала, но только, в основном, по названию. Содержание того и этого — не в пользу сегодняшнего.

Уже само название общества, которое, конечно, имело очень благие намерения, обрекало это движение на поражение. Ибо, как мы с вами выяснили, алкоголизм победить нельзя, не установив трезвость. Сколько угодно можно говорить о сладкой халве, сладко от этого во рту не будет, гласит восточная мудрость. Так и здесь: сколько бы мы не боролись (а ведь еще как боролись!) с явлением алкоголизма, она, эта борьба, всегда будет и была обречена на неудачу. Борьба с любым явлением, болезнью даже, оказывается успешной лишь в том случае, когда нащупали их корни, то есть причины, породившие их.

И тем не менее с 1928 года началось замечательное советское трезвенное движение (четвертое по счету). Под влиянием Общества, которое быстро росло, при его непосредственном участии в 1929 году были изданы серьезные противоалкогольные законы. Были найдены очень интересные формы работы, особенно с детьми. Результатом такой работы стало активное выступление пионеров за трезвый образ жизни своих родителей. Они устраивали противоалкогольные митинги и демонстрации, в дни зарплаты пикетировали фабрики и заводы с такими транспарантами, как — «Папа, принеси получку домой», «Долой полку винную, даешь полку книжную», «Мы, требуем трезвых отцов!» и так далее. Это действовало похлеще любой противоалкогольной кампании. Представьте себя на месте отцов и материй этих пионеров. Как бы вы повели себя в такой ситуации?..

Движение против алкоголизации народа принесло ощутимые результаты. Закрывались предприятия алкогольной промышленности, места торговли спиртным. Очень многие труженики переходили добровольно к трезвости. Под влиянием ОБСА и детского движения первый пятилетний план был откорректирован с целью резкого снижения производства водки и пива. Председатель Госплана М.Г.Кржижановский выступая на страницах «Известий», заявил о том, что во второй пятилетке предполагается вообще не планировать производство алкогольных изделий.

Триумфальное шествие трезвости испугало Сталина и его единомышленников. Вспомним: каждое трезвенное движение — основа революционных преобразований общества. Об этом Сталин, конечно, знал. Знал он и про фразу Екатерины Второй, не мог не знать знаменитую формулировку А.Бебеля. На всесоюзный Совет противоалкогольных обществ, само общество, журнал «Трезвость и культура» обрушились тяжкие и необоснованные удары. Ясная, четкая и реальная цель — утверждение в стране трезвости была осуждена как «узкотрезвенническая». Вместо нее выдвигали широкую и туманную: выполнение указаний товарища Сталина «об улучшении культурных и бытовых условий широчайших трудящихся масс».

Вы что-нибудь поняли? А в общем-то знакомый мотив. Когда у нас в стране возникает какое-нибудь прогрессивное движение, оно не подвергается репрессиям, а включается в широкую какую-нибудь программу, где и хоронится это движение.

…Сталинские «новаторы» выдвинули платформу искоренения пьянства и алкоголизма путем борьбы за гигиену, за чистому жилищ, т.е. путем борьбы «клопами, вшами, грязью»… Это идеологическая внутренняя диверсия против народа привела к ликвидации трезвенного движения 1928-1932 годов. Общество было упразднено. Его активные деятели впоследствии были репрессированы… Но положительные результаты его деятельности еще многие годы благотворно влияли на всю жизнь нашей страны. Не случайно: до Великой Отечественной войны пьянство в СССР было слабо распространено, о чем свидетельствует, например, такой факт: в 1980 году предано алкогольных изделий в 7.8 раз больше чем в 1940 году, а население нашей страны за это время выросло только в 1,36 раза.

Я уже неоднократно встречал в печати такой тезис: мол, Сталин сдал страну Хрущеву на уровне 3,4 литра абсолютного спирта на душу населения. И вот такое малое потребление алкоголя (тут мы действительно имеем дело с потреблением, потому что в те годы употребляли в основном государственные спиртные изделия, самогон гнать было накладно — не из чего, так как страна залечивала страшные раны, нанесенные войной) ставят чуть ли не в заслугу Генералиссимусу.

Дескать, видите, как было. А вот в период волюнтаризма почти в три раза увеличилось потребление сивушной отравы, в период попустительства — в шесть раз.

Давайте подробнее разберемся в этой непростой ситуации.

Вспомните, кто пил вино и водку в начале 50-х годов? Зерно, в основном фронтовики. Низкий поклон им — ныне здравствующим и павшим на полях сражений, ушедшим в мирное время от ран, болезней и алкогольной отравы. Те, так называемые наркомовские 100 граммов водки, навязанные нашим бойцам вроде в награду за ратные дела, «помогли» найти преждевременную смерть миллионам фронтовиков. Невозможно вычислить эту цифру, да и как это сделать, если мы до сих пор не знаем: сколько наших соотечественников полегло на полях брани?

Да, в начале 50-х годов пили спиртное, в основном, фронтовики, ибо на службе они впали в алкогольную зависимость, когда человеческая жизнь стоила, по выражению одного из наших слушателей Михаила Михайловича Алексеева, 100 граммов водки, которые за его упокой разделяли товарищи по изводу, роте, батальону… Ведь те наркомовские 100 граммов употребляли чаще не перед началом боевых действий, а по их окончании. Норма, положенная на взвод, батальон, роту и т.д., делилась среди оставшихся в живых.

Я не буду сейчас говорить о вредоносности вообще водки, выдаваемой бойцам якобы для взбадривания. Так сказать, это издержки идеологической работы. Впавший в зависимость от алкоголя человек, вы сами знаете, на что способен. Впрочем, вот простейший пример. Снайпер из 100 очков выбивает 96. Но вот он принял всего 50 граммов алкогольной отравы — водки, и его результативность стала 45-48 очков из ста. Эти цифры подтверждены многочисленными экспериментами.

В начале 50-х, в принципе, больше никто не пил алкогольную отраву, разве что «за компанию». Ведь в это время уже зрелыми стали те самые пионеры, которые в конце двадцатых и начале тридцатых требовали «трезвых отцов». То есть выросло целое поколение, да не одно, сознательных трезвенников. Именно на их плечи легла созидательная работа по восстановлению народного хозяйства. Я здесь снова хочу провести аналогию с зарождением первого в мире социалистического государства. И тогда, в 1917-м, и после окончания Великой Отечественной войны закладывались трезвые фундаменты государственного устройства.

Теперь обратимся к началу 60-х годов. Раскрыта правда о культе личности так долго обожествляемого «вождя всех народов и времен». Но не сказана вся правда. Подорваны моральные устои. Простые люди впервые усомнились в чистоте помыслов и дел верхнего этажа государственного устройства.

В быт прочно вошло телевидение, на экранах которого люди все чаще стали видеть картины винопития — заманчивые, красивые, благородные. Иногда показывали и Н.С.Хрущева с его неизменным серебряным складным стаканчиком, из которого он выпивал сивушную гадость и широко и радушно улыбался. И еще заявлял от имени Центрального Комитета партии, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Обещал даже в 1980 году, когда, по его словам, и громогласным заявлениям в печати, будет построена материально-техническая база коммунизма, показать по телевизору последнего преступника, покинувшего последнюю тюрьму в нашей стране.

И все слушали. И аплодировали. И… не верили, хотя делали вид, что верят. Недалеко было то время, когда за неверие в сталинские идеалы полагалась «стенка». Подрастало другое поколение, которое не было воспитано в трезвости и некурении. Появился новый вождь, жаждущий всеобщего восхваления и наград. И спивающийся иногда до такой степени что с трудом мог прочесть с высокой трибуны написанное.

Пили руководители ЦК. Пили руководители обкомов, горкомов, райкомов… Пили везде. И стремительно рушилось все достигнутое. Липовые отчеты, липовые выполнения планов, очковтирательство, как ржавчина, разъедали души людей. Если грызла совесть, вся литература, вся культура услужливо предлагала «забыться» посредством дурмана — алкоголя и табака. Ну, а то, что все больше и больше становилось дебильных детей, процветала наркомания и проституция, повсеместное нарушение основ законодательно, пышным букетом вызрели круговая порука и коррупция в самых высоких эшелонах государственной власти, двурушничество, подхалимаж, взяткодательство, бюрократизм — все это мимо, вроде как и, ее существовало. Да и разве допустит отравленный алкоголем мозг до чьих-то страданий. Нет! Кругом все в розовом свете кажется одурманенному алкоголем человеку…

Кое-кто наивно полагает, что пятое трезвенное движение возникло после принятия Постановления в мае 1985 года «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Нет, это не так. Я опять-таки склонен считать это историческое, поворотное в нашей истории Постановление порождением пятого, и я надеюсь, последнего трезвенного движения, которое началось в1981 году.

Несмотря на застой во всех областях экономики, культуры, науки оставались еще прогрессивные, а значит трезвые силы, которые видели надвигающуюся катастрофу и пытались ее предотвратить — эту массовую дебилизацию народа.

Именно к этому шло дело. В иных регионах страны потребление алкоголя достигло критической отметки — 25 литров на душу населения. «При таком потреблении, — пишет Б.И.Искаков, — неизбежно вырождение нации в течение буквально одного поколения».

Началом пятого трезвенного движения можно считать межведомственную конференцию «Профилактика пьянства и алкоголизма в промышленном городе», состоявшуюся в г. Дзержинске Горьковской области. Здесь поборники трезвости впервые открыто и единым фронтом выступили против сторонников так называемого «умеренного» питья, которые долгие годы пропагандировалось среди нашего населения, и были поддержаны большинством делегатов. В подготовке к работе конференции приняли самое активное участие лауреат Ленинской премии, выдающийся хирург, поборник трезвости, академик Ф.Г.Углов. Его доклад был тем отрезвляющим душем, который, заставил всех делегатов, наконец-то, открыто говорить об алкогольной проблеме.

Много сил и энергии внес в подготовку и проведение этого мероприятия и основатель метода и «Оптималиста» кандидат биологических наук Г.А.Шичко. Одновременно им было подготовлено и, переслано вначале в Госплан СССР, а затем и в президиум XXVI съезда КПСС письмо, по существу, развернутая научная работа «Об установлении трезвости в XI пятилетке». В этом уникальном труде содержался целый ряд рекомендаций, часть из которых реализована накануне смерти ученого, а также представлена программа отрезвления народа страны в течение двух лет…

Увы, автор этой работы не дождался положительного отклика. Напротив, как я уже говорил, вся бюрократическая нечисть, очень многие и нынешние «борцы за трезвость» всячески охаивали ученого, награждали его нелестными эпитетами и прозвищами, создавали вокруг него искусственную обстановку нетерпимости и открытой неприязни. Ни одна из задуманных работ ученого так и не увидела света, не нашлось места в нашей широкой сети книжно-журнально-газетного мира для публикации уникальнейших мыслей гениального ученого которому человечество еще поставит памятник.

«Пятое трезвенное движение, — писал Г.А.Шичко, завершится утверждением трезвости в СССР».

В разных уголках нашей страны вспыхнули факелы трезвости, зажженные ученым, нашим учителем, чью память мы свято чтим. И этих факелов становится все больше и больше.

Идет необратимость процесса отрезвления страны. Мы, оптималисты, на переднем крае этой великой битвы за спасение нашего народа. Вы — сегодняшние слушатели курса — несете этот факел трезвости дальше и дальше, вовлекая под яркие лучи новых и новых трезвенников. А когда нас будет много, очень много, абсолютное большинство, нужен ли будет «сухой закон», о котором мы будем говорить на следующем занятии.

Сейчас же я прошу сдать старосте дневники. Освободить свои руки и колени. Выключите свет. Руки потянули вверх.

Работаем активно кистями: сжать, разжать! Вот так! Еще! Еще! Опустите руки на бедра. Закройте глаза! Все внимание на мой голос! Вы слышите только мой голос! Посторонние мысли ушли! Мой голос — это ваш внутренний голос! Все внимание на мой голос!

Расслабляем мышцы ног! Расслабляются мышцы бедер.

Расслабили мышцы живота! Расслабляются мышцы груди.

Полностью расслабили мышцы рук! Расслабляются мышцы шеи! Расслабились мышцы лица! Наше тело полностью расслаблено! Все находимся в состоянии активного бодрствования! Все слышат мой голос! Потому что все, о чем я буду говорить, от этого во многом будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь! От того, как вы будете воспринимать все то, что я буду говорить, полностью будет зависеть вся ваша жизнь!

Все внимание на мой голос!

Мы уже твердо ступаем по светлой и такой богатой, открытиями дороге трезвости. Наш путь — это свободный от алкогольного и никотинового дурмана путь.

Стихийно сформировавшаяся в нашем сознании программа на потребление сивушного яда и табачной отравы уничтожена. Мы уничтожили в себе настроенность на употребление алкогольной заразы и никотиновой гадости.

Теперь наше сознание с каждым днем становится чище и яснее, выработало полезную и естественную для человека программу на трезвость, на некурение.

Мы теперь решительно отказываемся от выполнения недоброй чужой воли — закуривания табака, поглощения спиртного. Мы стали свободными людьми, настоящими патриотами своей Родины.

Каждый день мы замечаем, как все вокруг нас стареют, а мы с каждым днем становимся моложе. Лица наши разглаживаются, организм постоянно обновляется, в нем активно вырабатываются защитные реакции против никотиновой отравы, алкогольного яда.

Теперь мы осознаем: закурить или выпить для нас — все равно что предать самое святое: родителей, жену, мужа, детей, товарищей, Родину, наконец.

Алкогольная отрава, никотиновый яд нам чужды! Мы с радостью расстались с ними и этому радуемся. Мы ощущаем, как в нас растет жизнелюбие, готовность придти на помощь любому, нуждающемуся в ней. От всего этого у нас очень хорошее настроение. И будет оно с нами долго… Очень долго!..

…Откройте глаза.

…Включите свет…

Вопросы? Пожелания?

Домашнее задание. Сочинение: «Что хорошего дали табак и алкоголь мне, моей семье, трудовому коллективу, обществу в целом?»

До следующего занятия!

Руководителю курса. Ввиду того, что это занятие объемное и требует затраты времени на его проведение не менее четырех часов, рекомендуется проводить его в выходной день, чтобы слушатели, из приходящих на занятия после работы не ощущали усталости, перегрузки, когда сознание становится подавленным и неспособным в полном объеме воспринимать информацию.

Желательно отдельные моменты истории трезвенных движений проговаривать медленно, чтобы слушатели смогли конспектировать сказанное вами.