Глава 8. Пересматривая традиционную этику

В западной культуре традиционная этическая система проистекает из иудео-христианского наследия и кажется нам не только адекватной, но даже единственной дающей логические и практические ответы на сложные жизненные вопросы.

В большинстве случаев, неадекватное понимание библейской этики обусловлено от-сутствием у человека ее общей, целостной картины. Для понимания библейской этики недос-таточно знания определенного набора библейских текстов. Лишь когда мы рассматриваем широкий контекст, перед нами начинает вырисовываться та схема, которая помогает нам принимать решения в каждом отдельном случае. К примеру, Библия ни словом не говорит об эутоназии (если только не подразумевать под этим одну из форм убийства). Но если мы по-нимаем основной контекст библейского откровения и то, как он подчеркивает ценность чело-веческой помощи, мы поймем, какой обильный материал дает нам Писание в разборе даже самых современных проблем человечества.

Мы будем рассматривать ниже теологические и философские предпосылки, которые лежат в основе библейской этики. И хотя мы не станем представлять развернутой дискуссии по специфическим темам морали, на нескольких примерах мы попытаемся проиллюстриро-вать, каким образом фундаментальные предпосылки этой морали могут применяться в кон-кретных жизненных ситуациях.

Откровение Божией морали основано на Его природе

Бог единственный, Кто имеет бытие в Самом Себе. Он сказал Моисею»Я есмь Тот, Кто есмь» (Исх. 3:14). Писание убеждает нас в том, что Бог свят; это означает, что Он отделен ото всего сущего в мире. Он свободен ото всяких ограничений. Как таковой, Он является Своим собственным стандартом. Вне Его не существует никаких моральных законов, по отношению к которым Он являлся бы субъектом. Не существует стороннего мерила благости, которым Господь мог бы быть измерен.

Когда Бог явил нам Свое откровение о морали, Его законы не были для нас внешними и чуждыми. Они не избирались большинством голосов. Моральный закон является отобра-жением Божьего характера, а потому Он увещевает нас со страниц Священного Писания: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16). Бог не творил вселенной, в которой было бы моральным деянием иметь других богов вместо Него или было бы морально приемлемым лжесвидетельствовать, так как Сам Он не лжет (Тит. 1:2). Таким образом, мы видим, что всякая правда черпает свое начало в природе Божией.

Вполне возможно, что такие предписания, как, к примеру, ветхозаветные постановле-ния для священства, также не являются чем-то внешним, привнесенным, несмотря на много-численные спекуляции на эту тему. Бог мог повелеть Иисусу Навину избрать шесть, а не две-надцать человек, чтобы нести камни, из которых был сложен памятник в напоминание пере-хода Израилем через Иордан в обетованную землю (И. Нав. 3 — 4). Он также мог соделать ле-витский закон в деталях отличным от того, о котором мы читаем в Писании. Но даже в таких минутных инструкциях Бог являет Свой характер.

Конечно, гражданский и церемониальный законы, включенные в Ветхий Завет, под-вержены изменениям. Однако мы должны признать, что Бог имел достаточно веские причи-ны для того, чтобы дать именно те предписания, которые Он дал. Библейская мораль коре-нится в характере Бога.

Человек — это не животное, но уникальное моральное существо

Теория эволюция предполагает, что существует неразрывная цепь, связывающая низ-шие формы жизни и нас, людей. Эта теория утверждает, что человек отличен от низших форм по уровню своего развития, но не обладает качественными отличиями. Допустим, он более умен, чем обезьяна, но между ними нет принципиальной разницы. Согласно такой точке зре-ния, главным отличием между человеком и обезьяной является размер и нейроструктура моз-га.

Вот несколько следствий подобной точки зрения:

1. Человеческая жизнь не заслуживает того уважения, которое традиционно исповеду-ет иудео-христианский мир.

2. Следовательно, аборты, эутоназии вполне приемлемы, т. к. человеческая жизнь не является чем-то священным. Мы можем рассуждать о человеке так же, как мы рассуждаем о животных.

3. Наконец, не имея традиционных моральных абсолютов, у нас должны будут вос-торжествовать законы джунглей: мнение большинства и грубая сила должны стать единст-венными критериями в различии между добром и злом.

Резкий контраст с подобной картиной дает нам Библия, представляя человека как су-щество, качественно отличное от мира животных. Мы одни были сотворены по образу Бо-жию, который проявляется по крайней мере в том, что мы обладаем:

1. Личностными качествами: это значит, мы обладаем способностями осознавать самих себя.

2. Способностью мыслить: мы можем размышлять о конкретных вещах и об абстракт-ных категориях.

3. Моральными способностями: мы можем видеть разницу между добром и злом.

4. Способностью иметь правильные отношения с Богом.

Человек действительно уникальное творение Божие.

Укажем лишь на некоторые следствия вытекающие из этой уникальности человека. Первое, это то, что мы ответственны за наши действия. Если человек совершил убийство, то вовсе необязательно обуславливать это цепной химической реакцией в мозге, над которой он совершенно не властен. В большинстве случаев человек совершает преступление потому, что он избрал сделать это, а следовательно, он мог и не избирать делать этого.

Второе, это то, что человеческая жизнь — священна. Мы не имеем права манипулиро-вать другой личностью, как не имеем мы и права лишать кого бы то ни было жизни. Челове-ческая жизнь, однажды зародившись, не может быть прервана на том только основании, что она является еще «плодом», а не «ребенком». И не вправе мы использовать тонкую, но лжи-вую формулировку «достойная смерть», когда обрекаем неизлечимого больного на досроч-ную гибель. Всякая человеческая жизнь священна.

Моральные принципы имеют непрерывную историю

Если Божие откровение о морали проистекает из Его природы, ясно, что богооткро-венные принципы будут превосходить диспенсациональные барьеры.

Новый Завет учит, что мы не находимся под законом (2 Кор. 3). Христиане верят, что сегодня мы живем под законом Христа, Новым Заветом, с его точным моральным откровени-ем и заповедями. Но, конечно же, у этого закона имеется ряд сходств с законом ветхозавет-ным. Фактически, Новый Завет в большей своей части повторяет то, что уже было сказано в Ветхом Завете. Таким образом, хотя отдельные заповеди могли несколько видоизмениться при переходе из одной эры в другую, принципы остались неизменными.

К примеру, ритуал жертвоприношения, проходящий через весь Ветхий Завет, закон-чился пришествием Христа. Но главный принцип, гласящий, что нет прощения без пролития крови, остался истиной, т. к. сам характер Божий явлен в Библии посредством этого принци-па. Отдельные предписания могут меняться, но принципы всегда остаются неизменны-ми.

Наиболее правильной интерпретацией Нагорной проповеди будет та, согласно которой слова Христа не устраняют Ветхий Завет, но напротив, зиждются на нем. Шесть раз в данном отрывке (Мф. 5 — 7) Христос повторяет: «Вы слышали, что сказано… но Я говорю вам». Но во всех этих случаях Христос говорит либо о раввинской традиции, либо о неверном истолкова-нии иудеями ветхозаветных текстов.

Возможно, самым противоречивым из этих заявлений Иисуса кажется следующее:»Вы слышали, что сказано:»око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 38 — 39). Последователь-ные противники прохождения армейской службы утверждают, что здесь Христос замещает данное ветхозаветное установление Своим законом; следовательно, христиане не могут при-нимать никакого участия в военных действиях, а также защищаться от зла посредством силы. Однако, вряд ли Христос отвергает здесь ветхозаветный принцип противления. Гораздо более вероятно, что Он критикует здесь порочную практику фарисеев того времени, при которой мстительность переносилась в область личных взаимоотношений. Ветхозаветные законы бы-ли призваны научить тому, что преступление должно караться, но они не призывали к личной мести. В Нагорной проповеди Иисус говорит более о личностных взаимоотношениях между людьми, нежели пытается установить новый гражданский порядок.

Данное рассуждение об одном из моральных установлений Христа показывает, что в нашем изучении библейской этики мы должны всегда взирать на основополагающие принци-пы. Это позволит нам увидеть гармонию богооткровенных принципов.

Божие откровение о морали имеет присущую ему внутреннюю ценность

Так как Бог является Своим собственным мерилом, Его моральные предписания не имеют никакой значимости вне Его. Но Его откровение о морали имеет внутреннюю цен-ность по отношению к нам. Когда мы преступаем Божии законы, это всегда влечет за собою последствия.

Каждый из нас знаком по крайней мере с двумя различными видами законов. К приме-ру, городские власти издают закон о запрещении стоянки машин на центральных улицах. Позднее этот закон может быть отменен. Мы можем оспаривать этот гражданский закон и знаем, что подобные постановления подвержены изменениям.

Но существуют и другие законы, которые находятся вне сферы нашей досягаемости. К примеру, мы не можем отменить закон гравитации, либо законы химии: мы можем лишь от-крывать их. Подобно этому и моральный закон Божий не может быть устранен. Мы не можем оспорить божественные установления только из-за того, что 51 процент населения не согла-сен с ними. Единственная разница между законом физическим и законом моральным состоит в том, что последствия нарушения физического закона сказываются сразу же, в то время, как последствия нарушения нравственного закона могут откладываться на долгое время.

Для всех нас, как для общества в целом, так и для отдельных людей, неповиновение Божьим нормам ведет к печальным последствиям в этой жизни и в жизни будущей. Фактиче-ски, последствия греха столь неотвратимы, что Бог в Своей справедливости не мог просто простить нас, пока Иисус не понес на Себе последствия нашего неповиновения. Итак, мы можем сделаться праведными только благодаря искупительной смерти Христа (2 Кор. 5:21).

В Писании Закон и любовь находятся в гармонии друг с другом

Как мы уже отмечали прежде, ситуационализм учит тому, что закон и любовь часто идут порознь. Согласно Иосифу Флетчеру мы не можем постоянно пребывать в любви, если действуем сообразуясь с какими-то законами. Повиноваться закону означает для нас зачас-тую быть жестокими; поэтому, если мы нарушали закон, то становились свободными для любви.

Но имея библейские абсолюты мы никогда не встанем перед выбором: подчиняться ли нам Богу или делать то, к чему побуждает нас любовь. Наиболее возвышенный акт любви со-стоит в том, чтобы повиноваться явленной воле Божией.

Рим. 13:8, текст, который Флетчер довольно часто цитирует, ясно показывает, что лю-бовь не замещает собою закон; на самом деле, любовь исполняет закон. Любовь исполняет закон, т.к. закон всегда является откровением Божией воли.

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий дру-гого исполнил закон. Ибо заповеди:»не прелюбодействуй»,»не убивай»,»не кради»,»не лже-свидетельствуй»,»не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове:»люби ближне-го твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13: 8 — 10).

Ни один человек за всю историю не смог улучшить тех принципов, которые пришли к нам от Бога. Эти принципы дают нам мир и гармонию, к чему бы мы их не применяли.

Другим новозаветным текстом, дающим ясное представление относительно того фак-та, что в Библии любовь и закон неотделимы друг от друга, является 2 Ин. 6:»Любовь же со-стоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его». Иисус постоянно говорил, что если мы любим Его, то мы должны соблюдать и заповеди Его (Ин. 14: 15). Таким образом, явленный нам Богом моральный закон является выражением Его любви, и это избавляет нас от спеку-ляций на тему»чего требует любовь».

Повиновение Божьим законам не является законничеством

Часто можно слышать, что библейская мораль превращает человека в законника. И в нашем сознании сразу же всплывает образ человека, несущего на себе всю тяжесть религиоз-ных предписаний и лишенного даже самых невинных радостей жизни. Есть две вещи, кото-рыми хотелось бы возразить на подобные представления. Первое это то, что возможно со-блюдать библейский закон не становясь при этом законником, и второе, это то, что Божий закон дан для нашего же блага.

Личность, принимающая библейскую мораль, не обязательно становится законником. Он или она могут стать законниками, а могут и не стать ими. Законничество — это неправиль-ное употребление закона. Это означает, что законники блюдут закон руководствуясь ложны-ми причинами. Библия осуждает три различные вида легализма (законничества).

Писание отмечает заблуждение тех людей, которые полагают, будто они становятся принятыми Богом посредством соблюдения ими закона. Миллионы людей верят сегодня в то, что если они будут делать все, что в их силах, Бог обязан будет избавить их от вечной гибели. Но усилия этих людей и все их достижения, не важно, сколь велики бы они ни были, падают, так и не поднявшись на ту высоту, которой требует Господь. Библия говорит о спасении как о «даре» (Еф. 2: 8 — 9). И это потому, что прощение никогда не может быть заслуженным, оно дается как дар. Так как никто не может своими усилиями угодить Богу, Его установления мо-гут быть достигнуты лишь тогда, когда мы доверяемся жертве Христа, совершенной на кре-сте (Лук. 24:27, 44; 1 Кор. 15: 1 — 5). Главной целью закона является то, чтобы мы могли осоз-нать свою глубочайшую нужду в Божьей милости (Гал. 3:24).

Второй тип легализма представляет из себя то самое, о чем писал апостол Павел в сво-ем послании к Галатам. Его слушатели понимали, что прощение приходит лишь по вере, вне зависимости от дел. Но в то же самое время они верили, что их духовный рост полностью за-висит от их собственных усилий и способности хранить религиозные предписания Ветхого Завета. И они заблуждались. Они не только не понимали, что ветхозаветные установления относительно питания ушли в прошлое, но, что не менее важно, они не ставили себя в зави-симость от силы Святого Духа. Согласно Писанию, Дух Божий обитает в каждом человеке (1 Кор. 6: 19). Духовный рост человека, учит Павел, зависит от Духа. Апостол Павел критикует этих людей и за то, что они поставили свое совершенствование в зависимость от своих собст-венных стараний, а не от силы Духа (Гал. 3:3).

Фарисеи представляют собою третий тип легалистов. Они прибавляют свои собствен-ные традиции к закону, данному Богом. Христос осудил их за это (Марк 7:6 — 8).

Все эти древние формы легализма по-прежнему живы среди нас. И проблема здесь не в моральных предписаниях, содержащихся в Библии, а в непонимании того, что же Господь хочет от человека.

Каков же будет ответ легализму? Признать нашу нужду в божественной помощи для выполнения нами Божиих постановлений. Объективно это имеет место, когда мы испытыва-ем нужду принять даруемое Христом спасение. Субъективно это означает, что мы должны совершенствоваться в том, чтобы Дух Божий обитал в нас. Учение Иисуса относительно убийства являет собою пример слияния повиновения и отношения. Заповедь»Не убий» сохра-няет всю свою силу и категоричность. Но наряду с этим Христос говорит, что если мы нена-видим нашего брата, то мы являемся убийцами в сердце своем. То же самое и в отношении к воровству и прелюбодеянию. И хотя повиновение заповедям, хотя и внешнее, лучше, нежели неповиновение, Бог желает, чтобы внешнее повиновение соответствовало внутреннему от-ношению. Это — не легализм.

Богооткровенный закон был дан человечеству во благо

Так как Бог является Творцом, и откровение Его закона покоится на Его природе, мы можем быть уверены, что Его установления даны нам во благо. Нам всем знаком такой кари-катурный портрет Бога, который показывает Его как стремящегося отнять у человека все ра-дости жизни. И такое мнение является довольно широко распространенным.

Да, Господь действительно желает в чем-то ограничить нас. Его закон напрямую за-прещает совершать целый ряд действий. И хотя для нас эти ограничения иногда могут ка-заться излишними, фактически, Бог как Творец, является единственным, Кто может рассмат-ривать нашу жизнь с перспективы вечности.

Задумайтесь о грехопадении человека, которое нам представляет третья глава книги Бытие. Когда Адам и Ева увидели этот плод, он показался им хорошим для пищи и приятным для глаз и вожделен, потому что давал знания. И Адам с Евой проигнорировали божий за-прет, полагая, возможно, что в самих заповедях нет внутренней самоценности и что наивно будет повиноваться закону лишь потому, что Бог сказал так. Таким образом, полагая, что они правильно взвесили все последствия, вытекающие из их поступка, и, вероятно полагая, что ничего дурного не может быть связано с пищей, они сделали своего рода»agapeic calculus» * (Аgapeic calculus — это подсчет последствий какого-либо действия с использованием той фор-мулы, в которой «любовь» является мерилом того, может ли или нет данное действие быть совершено), как рекомендовали бы и современные ситуационалисты, и съели запретный плод. Но результат был вовсе не таковым, каковым они его ожидали. Почему? Потому что они думали, что мораль может быть судима на основе последствий деяния, и что они могут вычислить и предсказать эти будущие последствия.

Но так как Адам и Ева были ограничены и во времени, и в знаниях, они были не в со-стоянии предвидеть ту страшную катастрофу, которая явилась плодом их поступка. И когда мы с вами ставим под вопрос божье откровение о морали, мы, тем самым, ставим под вопрос Его мудрость. Но как Творец, лишь один Бог может увидеть и подсчитать все вечные послед-ствия. Один Бог знает все, потому что Он Бог всеведущий.

Каждое исключение в Божьем откровении должно иметь библейскую санкцию

В любой дискуссии на тему библейской этики непременно встает вопрос: что делать человеку, как угодить ему Богу в тех особенных ситуациях, когда, как кажется, вступают в конфликт два моральных закона. К примеру, будет ли правильно солгать для того, чтобы спа-сти жизнь? Мы должны быть, конечно, очень осторожны и не строить свою этическую сис-тему на таких необычных случаях (как, к примеру, поступает Флетчер). Джон Макгарри пи-шет: «Этика не может быть построена на исключениях. На самом деле, трудные ситуации по-тому и считаются трудными, что к ним нелегко подойти с обычными мерками». Итак, хотя отдельные случаи и не могут быть полностью вписаны в этическую систему, они и не долж-ны уводить нас в сторону от библейской морали в тот этический хаос, с которым каждый из нас ежедневно сталкивается.

Всякая этическая система, построенная на библейском абсолюте, не рассматривает по-следствия действия на предмет их моральности или аморальности. Бог установил моральный закон; в нашу ответственность входит повиноваться ему. Даниил делал то, что было верным, и Господь сохранил ему жизнь; другие люди стали мучениками за свою веру. Но в обоих этих ситуациях христианин верит, что Бог Всемогущ, и что Он устроит последствия по Своему желанию.

Вернемся теперь к случаю с миссис Бергмайер (гл. 3) в русской тюрьме. Действитель-но ли она столкнулась с дилеммой: повиноваться моральному закону или делать то, что будет иметь положительные следствия? Да, так может показаться, но мы должны будем и задаться вопросами, которые встанут перед нами, если будет сделан выбор в пользу»следствия». Какие психологические последствия для данного человека повлечет это действие? Какие отношения будут складываться у нее теперь в семье? Наконец, стоит подумать и над вечными последст-виями.

Да, мы можем по человечески сочувствовать миссис Бергмайер. Но человеческие сим-патии не дают нам достаточно оснований для принятия морального решения. Совершая то, что лучше с перспективы Бога, мы делаем лучшее и для самих себя, и для всех окружающих нас.

Может быть, на случай с миссис Бергмайер стоило бы взглянуть с перспективы другой реальной истории, произошедшей во времена коммунистического террора. На глазах отца, который был служителем церкви, чекисты жестоко истязали его сына-подростка, добиваясь от отца того, чтобы он совершил прелюбодеяние (очевидно затем, чтобы потом его можно было шантажировать). Видя мучения своего сына, отец уже было согласился на это, но сын закричал ему: «Папа, не делай этого! Лучше я умру, чем буду иметь отца-труса, предавшего мою мать».

Любовь не всегда означает легкий путь. Любовь не требует себе в жертву правды и чести, удовольствуя свои ближайшие цели, какими бы благородными они ни были. Любовь долготерпит.

«Способны» не всегда означает»можем»

Философ 18-го столетия Иммануил Кант совершил революцию в области эпистимоло-гии, науке о происхождении и ограниченности человеческого познания. Его мысли также по-служили основанием для этической теории. Кант считал, что»способны» всегда подразумева-ет «можем»: все, что мы способны сделать, мы можем сделать.

Это, однако, находится в противоречии с библейским принципом, гласящим, что мы не живем и не можем жить согласно тому, что мы считаем правильным. Апостол Павел, автор многочисленных новозаветных посланий, пишет:»Ибо не понимаю, что делаю; потому что не делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15).

Может показаться, что Бог обманул нас. Он дал нам такие моральные стандарты, до которых мы никогда не сможем подняться. Однако вот что должны мы всегда помнить и иметь ввиду: смерть Христа на кресте удовлетворила Божьи требования.

Может быть, нелишней будет здесь следующая иллюстрация. После того, как водитель грубо нарушил правила дорожного движения, он был приговорен судом к уплате крупного штрафа. Однако, сразу же после вынесения этого приговора судья покинул свое кресло, встал рядом с виновным и заплатил штраф вместо него! Судья, который являлся также и отцом об-виняемому, справедливо выполнил свой долг, но проявил и великую милость, заплатив за ви-новного.

Точно так же поступил и Бог, наш Творец и Создатель. Всякие наши попытки выпол-нить Его стандарты праведности безнадежны. Но Бог пришел в этот мир, воплотился, соеди-нив Себя со всем человечеством, чтобы понести за нас то наказание, которое Он Сам же по справедливости и наложил на нас, грешников. И те, кто верою принимают Его жертву, тех принимает и Господь.