Заключение

Библейский подход к этике дает нам стройную этическую систему, которая является рационально последовательной и соотносящейся со всеми, даже самыми глубинными нужда-ми человеческой природы. Черпая свое начало скорее в Боге, нежели в человеке, такая этика способна дать удовлетворительный ответ на вопрос: что делает деяние добрым или злым. И ответ этот таков: воля Божия, которую мы можем найти в Библии.

Кому-то может показаться более близким релятивизм, так как он гораздо менее «рели-гиозен» по своей природе. Другим будет казаться, что раз перед лицом человечества стано-вятся такие проблемы, как, например, проблема Дугласа Темплемора, о которой мы говорили в самой первой главе книги, то их уже никак нельзя разрешить в пределах традиционной и устаревшей христианской этики. Но именно она и только она поможет найти нам путь в джунглях натуралистической этики.

Согласно какой этики мы будем жить определяется нашим пониманием реальности и тем ограничением, которое мы налагаем на область человеческих познаний. Если мы являем-ся сторонниками закрытой системы, которую нам предлагает натуралистическая теория, то мы будем избирать между теми взглядами, которые изложены в главах со второй по пятую. Если же мы принимаем ту систему, которая оставляет место Богу, то наши этические стан-дарты поднимутся гораздо выше того уровня, на который их способен возвести ограничен-ный человеческий разум.

То, какую философскую или этическую систему мы избираем, определяет, через какую призму мы будем смотреть на окружающую нас реальность. Поэтому каждому человеку се-годня необходимо задаться вопросом: какая из этих призм или линз представляет нам наибо-лее объективную картину реальности? Ответ на этот вопрос должен быть дан прежде, чем пускаться в дискуссии по вопросам морали, которые без этого ответа будут совершенно бес-смысленными.

От нашего выбора той или иной системы этики зависит очень многое. Мой опыт кон-сультанта говорит мне о том, что от избрания этического стандарта зависит, обретет ли чело-век, перед которым стоит сложный этический выбор, надежду или его постигнет отчаяние. Принимающие библейскую систему ценностей избегнут того отчаяния, которое влечет за со-бою релятивизм. Только библейская этика может даровать надежду в наше неспокойное, пе-ременчивое время.