Приложение. Этика Нового века (или этика движения New Age)

С начала шестидесятых годов западная культура все более и более поворачивается к Востоку в поисках ответов на ключевые вопросы жизни. Вопросы морали и этики также не избежали пересмотра в культуре, кидающейся в разные стороны в поисках истины. Совре-менным лозунгом стало соединить к концу двадцатого века западную культуру с восточными концепциями. Движение Нового века, полностью разделяя подобный лозунг, творит свой но-вый подход к морали и выносит его на всемирный рынок идей.

Мы уже видели выше, что мир давно уже ищет, чем бы можно было вытеснить, как считают некоторые «интеллектуалы», устаревшую, мертвую иудео-христианскую этику. Этот поиск продолжается западной культурой и поныне.

Как уже доказывалось в данной книге, такие этические системы, как культурный реля-тивизм, ситуационализм, бихевиоризм и эмотивизм следуют сходному образцу. Каждая из них заменяет абсолюты традиционной иудео-христианской этики собственными принципами, которые оказываются саморазрушающимися при логическом к ним подходе. Новейшая эти-ческая система, претендующая на место иудео-христианской системе — это мораль движения Новый век.

Верования движения Новый век

Верования движения Новый век представляют из себя весьма странный сплав натура-лизма, западной веры в науку и восточного пантеистического монизма. Гуру этого движения исповедуют пантеистический принцип, согласно которого человек должен достичь слияния и растворения в божестве.

Цели этой, как утверждают пантеисты, можно достичь посредством традиционных мистических методов — молитвы, медитации, поста — результатом которых будет все более полное слияние души человека с душою божества. Сторонники движения Новый век надеют-ся на то, что посредством своей»смерти» человек обретает единение с божеством, а точнее — растворяется в нем. Атман (душа человека) сливается с Брахманом (вселенской душой).

Большинство западных сторонников движения Новый век объединены идеей измене-ния сознания людей посредством идеологии движения Нового века. Наркотики, исцеление с помощью гипноза, спиритуализм в самых его ярких проявлениях, парапсихология и многое другое по их мнению является робким прикосновением Запада к древним восточным идеям достижения духовного единства с божеством.

Весть движения Новый Век

Но это движение приносит с собою и нечто новое, несколько отличное от традицион-ного пантеизма. Это изменение в понимании назначения и природы бытия. Джеймс Сайр вы-ражает это следующим образом:

«Чем бы ни являлась природа бытия (идеей или материей, энергией или частицой), вершиной ее будет являться «эго» — высшая реальность. Человечество, возрастая в своем ве-дении и осознавая это, подходит к той грани, которая отделяет нас от радикальных измене-ний в человеческой природе; даже теперь мы можем видеть предвестников преобразованного человечества, прототипов Нового Века.» (69)

Итак, уже в который раз мы можем наблюдать, как один абсолют стремится вытеснить другой: прототип «эго» Нового Века становится целью человеческой расы. Но какое же эти-ческое применение следует из этой новой метафизики? И здесь мы вновь оборачиваемся к более традиционным пантеистическим взглядам.

В пантеизме природа реалий считается иллюзорной. Иными словами, то, что нам ка-жется реальностью, на самом деле всего-навсего иллюзия. Более того, так как пантеисты ве-рят, что Бог есть все, и все есть Бог, следовательно, зло также должно являться Богом! Таким образом, добро и зло — это одно и то же. Между ними нет никакого различия.

В общих чертах метафизика Нового Века повторяет метафизику пантеистической эти-ки: обычные категории времени, пространства и морали имеют тенденцию к исчезновению (70). Поиск космического разума, за который ратуют сторонники Нового Века, не требует высоких этических стандартов, и практически идет бок о бок с этическим релятивизмом. Главное отличие между ними состоит в том, что пантеизм рассматривает этику подобно ма-териальной реальности — т. е. как иллюзию. Как утверждал один из великих восточных учите-лей Йень-Мень, конфликт между добром и злом — это всего лишь болезнь ума. Эта болезнь может быть проиллюстрирована, например, тем, что разум отказывается принять иллюзор-ность материальной реальности, не говоря уже об иллюзорности морали. Но как материя, так и мораль — всего лишь иллюзии, от которых разум должен избавляться.