Христианская мораль и этика — основа общества

Т.А. Коровкина

г. Днепродззержинск, Россия

Стремление к гармоничному восприятию мира, которое сможет помочь нам увидеть жизнь, как нечто ценное и найти значение каждой составной ее части, присутствует в человеке издавна. Религии, как древние, так и богословские, более сложные религии, пришедшие на смену древним, выполняли именно эту функцию. Ученые — антропологи обнаружили, что современные культуры также основаны на определенном мировоззрении, которое помогает их носителям понять воспринимаемую окружающую действительность и направлять свои действия. Культура настолько долго находилась и еще находится под влиянием науки и технического прогресса, что есть заявления в мире, что у нас — научное мировоззрение: наука и методы ее использования формируют наши мысли и направляют наши жизни. Что же тогда соединяет воедино материю и мышление, жизнь и смерть, искусство, науку и веру в Бога, и составляет жизнь нашей Вселенной? Думаю, это хотят знать люди. Что же может сделать наше мировоззрение общим? Видеть, что все окружающее нас взаимосвязано и взаимозависимо и составляет одно целое, значит, разобраться в вопросах жизни, узнать ход мыслей в потоке сменяющихся идей и во всем усмотреть эту взаимосвязь. Это вечное стремление человека к познанию мира идет дальше: это поиски самой жизни — лучшей, а не худшей, поиски жизненной цели, а не пустоты, поиски чего-то, что дает надежду, а не приводит в отчаяние. Не всякое мировоззрение равным образом удовлетворяет человека в его поиске смысла, однако, каждое является выражением определенной человеческой потребности, имеющей глубокие корни. Видение мира — это интеллектуальное и эмоциональное понимание всего, с чем мы сталкиваемся в своем опыте. У каждого человека своё мировоззрение.

Материализм (натурализм) считает, что физически материальный мир — единственно, что существует в пределах быта. Не существует отдельного мира абстрактного разума (а только конфигурация атомов материально существующего мозга). Не существует души. Эмоции ничто иное, как химическое проявление состояния человеческого тела. Большинство материалистов ратует за нравственный релятивизм, т.е. относительность. Это является логическим продолжением материализма. Если существует духовной сферы бытия, и нет Бога, откуда взяться критериям нравственности? Тогда понятие добра и зла будут меняться в зависимости от условий и ситуаций.

Мистицизм — многие восточные религии (как буддизм, индуизм) учат, что физический мир не является реальным, по крайней мере, это не значимая или важная реальность. Высшая форма реальности бытия лежит за пределами этого мира, и ее можно познать лишь ментальное или духовное отчуждение от бытия материального.

Экзистенциализм — философы-экзистенциалисты 20 века, как Камю или Сартр, полагают, что жизнь, по сути не имеет внутреннего значения. Бог не существует, и не существует никакой общеглобальной цели существования жизни и ее значения. Однако мы можем создать свое личностное значение по средствам жизненного выбора. Создаваемые нами значения сами по себе не являются чем-то конечным. Значение каждой вещи тогда уникально для каждого отдельно взятого человека, и оно исчезает со смертью данного человека. Для экзистенциалистов не существует внешних эталонов нравственности.

Христианское мировоззрение начинается с существования реально проявляемого личностного Бога, Который сотворил человека по Своему образу и подобию. Это означает, что каждый человек обладает своим внутренним достоинством и ценностью как личность. В отличие от мистицизма, христианство придерживается точки зрения, что материальная Вселенная вполне реальна, и является созиданием проявляемого в ней разумного божества. Такое мировоззрение включает в себя идею морального падения человека, когда тот отвернулся от Бога. Результатом этого падения было то, что человеческая жизнь, как мы это видим, наполнена жестокостью, разочарованием и отчаянием. Нравственность является абсолютной основой проявления любящего и справедливого Бога. Христианство — не просто система взглядов или кодекс нравственности, хотя и включает в себя и то и другое. Суть христианства — личностное отношение с живым Богом через Его Сына Иисуса Христа. В Вестминстерском Кратком Катехизисе говорится: «Конечная цель человека — прославление Бога и воссоединение с Ним в вечной радости». Бог и есть наша конечная цель и христианское мировоззрение определяет все наши мысли и действия.

Личное знакомство с Богом через Иисуса Христа, Его учение открывают цели и надежды человечества что составляет суть христианства, основы морали и этики, философии мышления Христа как Сына Божьего. Мы познаем Бога через познание Его Сына. Бог послал Его в мир, чтобы доказать людям лучший путь в жизни и то, как можно жить с Ним вечно. Иисус пришел на землю, чтобы показать характер БОГА ибо «Бог есть любовь», как нужно любить и заботиться о других, о тех, кто страдает. Господь сочувствует и страдает вместе с нами. Мировоззрение является основанием для формирования, воспитания характера индивидуума, которое всегда требует изменений оценочных ориентаций, системы нравственных убеждений и этики. Характер человека имеет прямое отношение к тому миру, в котором живет человек и к тому, каким образом он должен веста себя, чтобы жить в нем. Ни одно общество не смогло бы выжить, если бы не опиралось на определенную систему жизненных эталонов. Встает вопрос: какую систему жизненных эталонов следует принять? Например, философия «выживания сильнейших» не учит нас обуздывать себя, не учит быть честными, уважать других. Какой эталон выберет общество и положит его в основу поведения, личных взаимоотношений, переговоров, закона?.. Тот, кто выбирает христианскую систему нравственных ценностей, выбирает тем самым Иисуса в качестве примера, делая жизненный выбор, который послужит на благо людей и общества в целом. Чувство любви, заботы, честность, способность сдержать обещание (нравственная целостность личности), доверие, прощение, свобода выбора, послушание … — вот качества, отличающие Иисуса, и то, чему Он учит. Библия — Слово Божье, обращенное к падшему человечеству, объясняющее, что нужно делать, чтобы Бог был доволен поступками людей, и как получить Божье прощение через веру в Иисуса Христа, Его жизнь, смерть и воскресение. Библейское учение устанавливает абсолютный эталон истины. В этом отношении христианство уникально. Смысл, ценность и значение фундаментальных истин христианства позволяет достигнуть гармонии в отношениях человека с самим собой, окружающими, обществом. Когда мы принимаем добровольное решение следовать за Христом, мы преображаемся внутренне — «рождаемся свыше» — от «воды» (Слова Божьего) и «Духа» (Святого Духа). В Иисусе Христе мы — новое творение.

Произвести подобные перемены в человеке — не под силу ни одной из существующих морально-этических систем. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, иной большей сих заповедей нет!» (Марк 12:28-31). Это был ответ Иисуса на вопрос религиозных учителей о нравственности. Это есть Великая заповедь Господа для нас. Замечательно в Христе то, как Он учил, и что нравственное поведение по отношению к другим людям основывается на близких личных отношениях с Богом. Наша любовь к Богу требует от нас чего-то большего, чем просто усилие. Наша любовь к Богу должна быть активна, т. е. проявляться в делах, а не быть только пассивным эмоциональным состоянием нашей души. Такая любовь к Богу возможна только, если мы примем Его любовь и будем постоянно желать Его участия в нашей жизни. Несмотря на Его могущество, Он не относится к нам как всемогущий властелин, который хладнокровно требует от нас, чтобы мы Его любили. Наоборот, Он — любящий Отец, Который ждет, что мы будем любить Его в ответ на Его любовь к нам. Если мы не поймем этого, тогда мы отнесемся к Великой заповеди, как к требованию, предъявляемому религией, к долгу, исполнить который мы никогда не сможем. Это может повергнуть нас в уныние, заставить опустить руки и жить так, чтобы только наши насущные нужды были удовлетворены. Если мы по такому пути пойдем, Бог не перестанет нас любить. Если мы осознаем Его любовь, тогда она обернется для нас радостью, счастьем от того, что мы тоже любим Его всем своим сердцем, душою, умом и силой.

Иисус указал нам, как мы должны относится к другим людям. «Люби ближнего своего, как самого себя» — простая: фраза, суммирующая мораль человеческих отношений в одном предложении. Это одно из самых широко цитируемых выражений Иисуса. Несмотря на то, что другие учителя нравственности высказывали подобные мысли, они это выражали отрицательными предложениями: «Не делай твоему ближнему того, чего ты не хочешь, чтобы он делал тебе». Иисус сказал, что эта заповедь (вместе с заповедью любить Бога) включает в себя все моральное учение Писания (Матф. 22:40). В Евангелии от Марка Иисус добавляет: «Иной большей сих заповеди нет». Понятно, почему Он говорил так. Без сомнения, общество, где каждый относится друг к другу так, как он хочет, чтобы относились к нему, будет гораздо лучше. Но как нам далеко до такого отношения друг к другу! Что это значит «любить ближнего»? Лука записал то, как Иисус ответил на вопрос книжника, который спросил Его: «А кто мой ближний?» (Лука 10:27-37). Отвечая на этот вопрос, Иисус рассказывает историю о добром самарянине. Нам нужно любить других безотносительно к тому, кем они являются или что они сделали, проявляя сострадание, самопожертвование, не ожидая оплаты за добро.

Природа человека эгоистична. Библия учит, как нужно преодолевать свои греховные наклонности, как научиться приносить пользу другим. Христианство вдохновляет людей, чтобы они на практике старались прощать других за нанесенные обиды, а не поддаваться инстинктивному желанию отомстить. Эта способность прощать основана на принятии Божьего всепрощения, что тем самым освобождает того, кто продает, от тягостного чувства обиды. Характер Бога, особенно Его всепрощение, составляют основу для формирования характера личности. Когда люди чувствуют, что их прощают, они освобождаются от ощущения вины и неудачи, которые действует деструктивно на формирование сильного характера, необходимого для того, чтобы жить здоровой продуктивной жизнью.

Вывод: Когда люди живут, чтобы полностью следовать учению Христа ежедневно, их христианское мировоззрение оказывает сильное влияние на функционирование общества в целом. Христианское мировоззрение также обеспечивает существование общественной сети, отвечающей нуждам образования, и социально — разрешению политических проблем. Сегодня многими вероучениями создается новый принцип подхода любви Бога к человеку — «все для меня». Это есть принцип неофундаментализма как смещенного богословия. Когда разрушается единственный твердый фундамент — Священное Писание, как непреходящее учение Бога для человека, открывается пустота, точнее пропасть, куда попадают легковерные христиане, с потребительской концепцией: «Бог, Ты — мой лучший друг, и Ты все сделал для меня. Неважно, как я живу, я прощен Богом, Бог должен дать мне все и в избытке — здоровье, богатство, духовные «дары». Это — цель врага душ человеческих. который добивается, чтобы христиане стали беззащитными перед ложными чудесами, невероятными явлениями, что вырабатывает потребительскую психологию по отношению к Богу. Лукавый враг намерен довести нас до такого состояния, когда мы превратимся просто в суеверных людей, верующих в магию и колдовство, основным моментом которых является вытеснение «духа здравого ума» из Церкви Христа. Инструмент для достижения этого — харизматический экстремизм, являющийся целью подобного поклонения — удовольствие, острые эмоции, бормотание, «пророчество». Формы такого поклонения — земные, плотские, эгоистичные, стремящиеся не к познанию Христа как Спасителя, а к своему личному лидерству: » Я все могу… «. В данной ситуации в корне нарушается Священное Писание и его основа — христианское мировоззрение и морально-этические нормы. Наш настоятельный библейский долг, дорогие друзья, мой и Ваш, защищать учение Евангелия и Церкви Христа, которые Он приобрел Себе кровью Своей.

И пусть этот маленький пример из моей жизни станет камешком в построении твердого основания, который есть Христос. Только Ему принадлежит вся Слава и Благодарение во веки! В прошлом я ревностно служила материалистической философии мышления и полностью отрицала Бога. Как у каждого из нас, мой путь ко Христу был очень сложным. Грех ранил мое сердце, мой дух, мой разум. Все, что встречалось на моем пути. (скорби, болезни, эмоции), я не могла преодолевать своими силами, ибо они иссякали. Тогда я повернулась к Тому, Кого не знала, но слышала о Нем — к Иисусу. Покаяние и водное крещение, «рождение свыше» необходимо было для меня, великой грешницы. В мире нет лекарств, чтобы человек научился любить другого бескорыстно, вмещая его в свое сознание и сердце таким, какой он есть, уметь поддержать его, утешить. Нет лекарств, чтобы быть терпеливее, когда тебя «давят», чтобы иметь самообладание, самоконтроль и всепрощающее мягкое нежное сердце. Это все — в Иисусе и все через Него. 10 лет следования за Христом, как своим Спасителем, Учителем — это трудные годы духовной борьбы, меня такую немощную и боязливую Господь проводил и проводит через десятки труднейших испытаний, но Слово Бога и вера в Христа было и есть единственным утешением для меня. Таков есть план Бога лично для меня и моей семьи. Я не была одинока в борьбе за свою семью, потому что Иисус был со мной всегда. Он хранил меня, мой разум, мое сердце для любви к мужу и сыну. Рождение малышей — это благословение для нас в нашем возрасте. Бог исправляет наши эгоистичные натуры. Я благодарна Ему, что стою на пути правды Евангелия через изучение Библии. Я благодарна Господу за Его милость ко мне и моей семье, моим детям. Бог подарил мне много друзей — истинных христиан веры во многих уголках планеты. И сегодняшняя встреча с Вами, дорогие друзья, это тоже милость Бога для меня. Это — мой путь в Иисусе Христе. Я счастлива прославить имя Иисуса, нашего Господа, через свое духовное несовершенство и немощь. Я всех Вас люблю любовью Христа. Ему хвала и благодарность. Аминь!

Литература

1. Gooding D., Lennox J. Christianity: Opium or Truth? World Wide printing, Duncanville, USA.

2. Лангхаммер И. Что будет с этим миром? Миссия, Германия, 1995.

3. Стотт Джон. Основание христианства. Москва, «Триада», 1998.

4. Харлакер Уильям. Христианская мораль и этика. Москва, «Триада» 1994.