Лекция 2. Этические системы

Прежде, чем приступить к дальнейшему исследованию предмета, рассмотрите следующие ситуации, требующие сделать этический выбор.

1. Ваша 11-летняя дочь была изначилована своим дядей и забеременела. Врачи утверждают, что ее умственное, эмоциональное и физическое состояние скорее всего не даст ей выжить после родов. Более того, ребенок, скорее всего, будет рожден с дефектами. Решитесь ли вы на аборт? Да или нет.

2. Вы подросток. Вам недавно сделали дорогую операцию на сердце, за которую заплатили родители, залезши в долги. Когда звонит человек, у которого они заняли крупную сумму на эту операцию, родителя вас просят подойти к телефону и сказать, что их нет дома. Вы солжете, что родителей нет или послушаетесь родителей? (Заповедь “не лги” vs заповедь “почитай родителей”).

2-я этическая система

Ситуационная этика

Основатель — Иосиф Флетчер, так называемая «Этика любви».

Суть ее в следующем:

В каждой конкретной ситуации приходится поступать по-разному. Иногда нужно говорить ложь, иногда правду. Выбор делается рукводствуясь любовью. В качестве основания для этого приводится стих Матф. 22:35-40. Иосиф Флетчер говорил, что любовь заменила закон Ветхого Завета, важен дух, а не буква закона.

Существуют 2 крайности:

1. Беззаконие — «мне закон не нужен»

2. Законничество — «как исполнить максимум требований закона»

Примеры в доказательство системы:

1. Немка в годы второй мировой войны попала в плен к русским. В лагере было правило отпускать беременных женщин. Для того, чтобы вернуться к своим двум сыновьям и мужу в Германию она переспала с охранником. Женщина забеременела, ее отпустили к семье. Младенца назвали Дитрих. Его очень любят в семье, т.к. он вызволил мать из плена. Таким образом эта немка исполнила главную заповедь — любовь.

2. Возможно ли украсть лекарства для супруга, больного раком, если аптекарь продает его по цене в 20 раз выше и меньшую сумму принять отказывается?

Проблемы ситуационной этики

1. Субъективизм. Человек сам решает вопросы нравственности на основании своих субъективных представлений. Никто не может привлечь его к ответственности.

Больная бабушка пришла к врачу, он выписал ей рецепт, дома она приготовила лекарство, приняла и через некоторое время она выздоровела. Через какое-то время соседка с той же проблемой пришла к ней и попросила рецепт, на что бабушка ответила, что уже использовала его и не может дать. Оказалось, что она лечилась тем, что заваривала рецепт и пила этот отвар. Это было ее субъективное мнение о том, как надо использовать рецепт.

2. Что есть наибольшая любовь?

1. Двое молодых людей долго дружили, любили друг друга и решили пожениться. Но их родители с обеих сторон воспротивились. Тогда влюбленные решили, что им поможет, если девушка забеременеет. Дейтсвительно, это сработало, родители сами стали договариваться друг с другом о свадьбе. Правильно-ли поступили эти молодые люди? Что важнее любовь друг к другу или любовь к родителям?

2. Две футбольные команды решили сыграть без правил, кроме одного — взаимной любви. Играют несколько минут и вот двое сталкиваются лбами. Естественно зовут арбитра. Но судья не сможет принять решения, т.к. нет критериев.

3. Великая Отечественная Война. Немцы заняли город, развесили листовки, предлагающие выдать двоих партизан, что прячутся в этом городе. В противном случае будет расстрелян городской священослужитель. Эти партизаны прятались как раз у священника. Он их выдал, мотивируя это так: «Без священника народу будет хуже, чем без партизан».

О любви написано в Библии:

Лук. 10:25-27 «И вот один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.»

«В законе что написано?» — то есть заповедь о любви следует из закона, а не вместо закона.

Узнать что есть любовь можно лишь обратившись к Тому, кто Сам есть любовь.

3. Нужно уметь предсказывать последствия своего выбора.

1. Террорист врывается в дом, приставляет к голове вашего ребенка пистолет и требует от вас интимной связи, иначе ребенок умрет. Допустим, вы согласились. Откуда вы можете знать, что после этого бандит отпустит вас и ребенка?

2. Вы идете по пустыне благовествовать какому-то племени. У вас кончилась пища, у вас нет сил. Но вот вам встречается охотник, который предлагает вам подкрепиться кабаном, что по заповеди является нечистой пищей. Вы можете подкрепить свои силы и продолжить путь. Дойдя вы обратите к Богу туземцев и представьте, что будете рассказывать им о чистой и нечистой пище, а среди них окажется тот самый охотник…

6 января 2000

Христианская этика

3-я этическая система

Бихевиоризм

От английского слова behaivor (поведение).

Возникновение:

1. Корни системы в греческой философии. Система Платона «Дуализм». Существуют материя и дух — два принципа бытия. Между ними происходит постоянная борьба. Материя это темница, в котором томится дух человека. Дух не влияет на материю и наоборот. Между ними пропасть.

2. Следующая предпосылка к возникновению бихевиаризма — законы Ньютона. Законы Вселенной объявляются действующими везде и повсюду. Картина механической вселенной.

3. Французский ученый Ля Метри в книге «Человек машина» увтерждал, что человек, как машина, подчиняется всеобхим механическим законам. Он всего лишь материя, чувства — химические реакции («Chemical Love» Стиви Уандера вспомнилось — прим. вебмастера).

Суть ее в следующем:

Два фактора предопределяют поведение

3. генетическая наследственность

4. фактор воздействия окружающей среды

В педагогике существует понятие «табула раса», чистый лист. Ребенок рождается безе каких-либо сформированных привычек и т.п., затем два этих фактора влияют на протяжение жизни и формируют личность.

Тяга к алкоголю — наследственное, вы не отвечаете за себя.

Известный на Западе принцип «Я хочу, что мне хочется и немедленно»

Внебрачные половые связи по этой системе естественное удовлетворение потребности, желания.

Сторонники бихевиоризма говорят: «Разве можем мы осуждать человека за курносый нос? Также не можем осуждать за характер — это влияние двух вышеприведенных факторов. Как мы не можем контролировать цвет волос, также не можем контролировать свои мысли, все генетически обусловлено. Мы запрограммированы так. Вы не будете ругать компьютер за неправильную команду.»

Другими словами «Что естественно, то не безобразно».

Проблемы бихевиоризма:

1. Отсутствует этика. Нет этических норм. Все, что хочется — нормально. Такая система не может стать основой поведения человека в обществе.

2. Несоответствие опыту человека. Воля все же контролирует тело.

Железнодорожный вокзал, много людей, шум, гам. Вы читаете книгу, описывающую прекрасный пляж. Вы, несмотря на окружающую вас обстановку вокзала, можете ощутить приятную атмосферу пляжа.

3. Теория неприменима в практике общественной жизни.

У бихевиориста украли автомобиль. Он рассуждает: у этого человека, видимо, отец вор, или на него воздействует дурная среда, а может он захотел перед девушкой покрасоваться? Ну чтож, пусть, по-другому он поступить не мог. Но вместо этого бихевиорист пойдет в полицию и потребует найти вора и наказать по закону.

4. Логика оказывается бесполезной. Логическое мышление всего лишь комбинация химических элементом и электромагнитных волн в нашем мозге. Иррациональность тоже является сочетанием химических элементов и электромагнитных волн. Значит нет принципиальной разницы между рациональным и нерациональным. Мысли, как продукт мозга, можно в таком случае сравнить, например, с секретом желез. Очевидно, что эти вещи несопоставимы.

6 января 2000

Христианская этика