Лекция 5. Понятия

Рассмотрим некоторые понятия.

Доктрина — систематически изложенная идея.

Принцип — неизменный постулат.

Правило — конкретное предписание.

Качество — проявление сущности.

Любовь к Богу — качество. Еши и пей во славу Божию — принцип. Цель человека — славить Бога — доктрина. Не ешь свинину — правило.

Настанет конец света — доктрина. Будьте готовы к пришествию Иисуса Христа — принцип. Долготерпение — качество. Проповедуйте о близости пришествия — правило.

Еще пример. Помощь ближним — неотъемлемая черта верующего — доктрина. Исайя 58:7 — правило. Милосердие — качество, которое проявляется в правиле одеть, доктрине помощи ближнему и принципе «люби дела милосердия».

Две часто допускаемые ошибки

1. Путается принцип и правило.

Взятые отдельно высказывания Библии трактуются превратно.

Правило носить замужней женщине платок в церкви, которое дал апостол Павел. Это правило часто рассматривается как принцип. На самом же деле принцип здесь — приличное поведение в Доме Божьем. 1 Кор. 11:13 «Рассудите сами — прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?» А правилом было в том обществе — платок.

Помни день субботний, чтобы святить его — принцип, так как надо еще уточнить как святить. Многие низвели до правила.

Когда Моисей был в присутствии Бога у горящего куста, ему было сказано, чтобы он снял обувь свою, так как место это свято. Сегодня надо ли нам так же поступать на богослужениях? Мусульмане так и делают. Принцип здесь — благоговение в присутствии Бога. Конкретное правило на востоке — снять обувь.

Иосифу жена Потифара настойчиво предлагала спать с нею (Бытие 39:7-13), но он не изменил принципу «не прелюбодействуй». Принципы действуют независимо от того, в какой культуре окажется человек.

Когда же фараон возвысил Иосифа и облачил в несвойственную его культуре одежду и украшения, дал в жены дочь жреца, он принял это. Иосиф не путал принцип и правила. В данном случае — правила египетской культуры и принципы Божьи.

2. Путается качество и правило.

Галатам 5:19-23 Здесь перечисляются качества — результат действия Духа Святого. Часто рассуждают, что если эти качества есть у меня, то закон мне не нужен. Качество, что должно стоять в основании закона, берется изолированно.

Качество само по себе — абстракция. Без действия его нет. Действие — следование правилу.

Кто-то говорит: «У меня есть это качество». Захотим проверить, говорит: «На меня нет закона» Получается замкнутый круг.

Что должно быть в основе принятия решения?

1. Великая борьба.

Каждое наше решение добавляет на чашу великой борьбы. Каждое решение влечет последствия в сторону добра или зла.

Авраам решил зачать ребенка со служанкой, что положило начало борьбе арабов и евреев.

Адам и Ева — последствия их решения каждый ощущает на себе.

Мы не можем говорить, что от нашего решения ничего не зависит. Вспомните комочек снега, катящийся с горы.

Каждый раз, принимая решение, задавайте себе вопрос — на руку кому оно будет.

2. Кому служить.

Один выбор — Господу или себе.

Притчи 3:5-7 «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла»

Итак, не полагаться на свой разум, довериться Господу.

1 Царств 15:23 «Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и сопротивление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем»

Как определить на кого мы работаем? Задавайте себе вопрос: «Почему я хочу поступить так?» Цепочка ответов приведет к конечному нашему мотиву, почему мы хотим поступить так.

Например — вы не хотите идти на богослужение из-за погоды. Цепочка будет примерно такая:

1) Почему не иду? -На улице холодно.

2) Почему когда холодно я не хожу на богослужение? -Не хочу заболеть.

3) Для меня важнее дело Божье или свое здоровье?

3. Верю я или нет?

Вера или неверие. Страх и неверие Господу.

Евреям 2:14,15 «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть, диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству.»

Мы подвержены влиянию сатаны из-за страха смерти. Христос пришел освободить нас.

Человек не идет на богослужение в плохую погоду из-за боязни заболеть.

Не присутствует в церкви в субботу из-за боязни потерять работу.

Верю ли я? Позаботится ли обо мне Бог?

Откровение 21:8 «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая.»

Корень всего — вера Богу.

Алгоритм принятия решения.

1. Ищем в Слове Божьем принцип, который применим в данной ситуации.

2. Ищем конкретное правило, указание, закон. Возможно, в Библии есть конкретное указание.

3. Ищем библейские примеры, чтобы руководствуясь ими принять правильное решение.

Но есть две категории примеров — положительные и отрицательные. Иногда в Библии нет прямого осуждения, только объективное повествование.

Бытие 19:30-38 История о том, как дочери Лота напоили отца своего и спали с ним, чтобы восстановить род. Отрицательный пример.

Ной после потопа насадил винограднил, сделал вина и пил. Еще один отрицательный пример.

1 Коринфянам 10:6-11 Все эти отрицательные примеры даны нам как образы, как не надо поступать.

А вот о положительных примерах в Евреям 6:12 «Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования».

Положительные примеры в свою очередь делятся на две категории: с идентичной ситуацией и принципиально схожие.

Итак:

1. Принципы — основа, неизменное.

2. Правила. Менее ценны, могут меняться.

3. Примеры. Еще менее ценны, могут быть отрицательными.

Рассмотрим ситуацию. Вас приглашает неверующий друг на праздник с алкоголем. Допустим, свадьбу. Можно ли туда идти?

1. Приглашает неверующий. Найти принцип, регулирующий отношения с неверующими.

Псалтырь 1. Совет нечестивых — это где нечестивые обсуждают свои нечестивые планы. Не ходить, где планируют зло. Собрание развратителей — может быть даже автобус, в котором мы едем. Тогда, если понимать в буквальном смысле, надо сидеть в келье.

В оригинале в этом стихе — «не восседть на седалище развратителей».

Престол мира. Человек, который сидит на нем, несет мир.

Престол правды. Человек, сидящий на нем, несет правду.

Седалище развратителей — несет неправду, нечестие.

Текст не говорит о нашей ситуации.

1 Коринфянам 15:33 Худые сообщества развращают добрые нравы.

Человек должен отдавать себе отчет, в том, что там могут быть худые вещи, но не говорится о том, что нельзя ходить.

1 Коринфянам 9:22 Цель — спасти людей.

1 Коринфянам 9:19 Должны общаться со всеми и найти точки соприкосновения с людьми, чтобы спасти их.

Если другу ответить: «Я на собрания нечестивых не хожу и на седалище неправды не восседаю», то какой шанс у вас будет привести его ко Христу?

2. Правило о пиршестве с алкоголем — нет в Библии.

3. Ищем примеры.

Иисус Христос в Евангелии от Иоанна 2 главе. Свадьба в Канне Галлилейской. Он помнил о Своей главной цели — спасти людей.

Об Иисусе говорили — вот человек, который любит есть и пить вино.

Матфей 11:19 Ходили слухи, т.к. общался с такими людьми, чтобы спасти их, а их репутация распространялась на Него.

Таким образом, можно быть на свадьбе, засвидетельствовать почтение другу, потом уйти, когда ситуация будет становится бесконтрольной и говорить о Боге не будет возможности.

3 февраля 2000 г.

Христианская этика