Приложение 3. История и этика в практике миссионерства

Людей, начисто лишенных чувства истории, видимо, не существует на земле. Но, к сожалению, под влиянием сиюминутных забот и текущей суеты у большинства наших современников это благородное чувство притуплено, заглушено и проявляется еле заметно. Между тем человек, по Божиему замыслу, есть существо творческое, историческое, в отличие от животного мира, он призван не просто существовать в пространстве, но жить осмысленно, соотнося свою жизнь с историей, со всеми событиями, которые переживали предшествующие поколения. Пренебрежение уроками прошлого ведет к духовной близорукости, односторонности и внутреннему оскудению. А человек, духовно ограниченный, духовно мало воспитанный, всюду приносит раздоры и неприятности: на работу, в семью, церковь. Поэтому вряд ли допустимо проникновение в христианскую среду равнодушия к многообразному историческому опыту. Внеисторическое, и тем более антиисторическое, мышление не соответствует христианскому призванию. Подлинные христиане — это люди истории, народ Божий, выпестованный могучими руками Отца веков в определенных исторических условиях. Изучение законов истории, обстоятельное ознакомление с историческим процессом есть прямой долг христианина. Вся Библия пронизана живым чувством истории, но наиболее ярко это чувство заявляет о себе в книгах Ветхого Завета. Многие библейские пророки были проницательными летописцами своего времени. Духовно просвещенным сердечным оком они всматривались в свою эпоху и соотносили ее с прошлым и будущим. Даже молитвенные воздыхания авторов книги псалмов наполнены жаждой сохранения истории для потомков: «Открою уста мои в притче, произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа и силу Его», желанием отрешиться от рабской психологии, от рабских привычек. У раба есть кров над головой, кое-какая пища. Слуги хозяина ходят за ним по пятам, следят за всеми потребностями и в какой-то мере их удовлетворяют. Как плакали и скорбели евреи, вспоминая запах от общих котлов египетских! Те же тоскливые вопли повергали в беспокойство не только Моисея, но и касались слуха другого пророка, летописца Самуила. «Дай нам царя! Мы хотим быть как прочие народы!» — требовало общество израильское.

Пути Божьего водительства казались народу недосягаемыми. Крохи земного благополучия были дороже небесной манны и Господних обетовании. Почему же небольшое пространство между Египтом и землей обетованной евреи вынуждены были преодолевать в течение сорока лет? Забвение живого Бога отбрасывало их вспять. Стоит только нашему сердцу отвернуться от Бога, мы сбиваемся с дороги, долго блуждаем и бредем назад. Это пример из священной истории, имеющий богатый духовный

подтекст и общечеловеческое значение.

Без развития исторического чутья у верующих, без укрепления прочных связей с историческими корнями, без заинтересованного отношения к истории русского евангельского движения вряд ли можно успешно разворачивать дело евангелизации страны. Это очень хорошо понимали наши пионеры-первопроходцы. Проповедник Евангелия Павлов Василий Гурьевич, несмотря на все гонения и преследования, находил время для того, чтобы по крупицам восстанавливать исторический путь Церкви Христовой. Духовный и общественный деятель Проханов Иван Степанович начинал работу по созданию евангельского исторического музея в России.

Одна из причин, порождающих бесконечные дробления в среде христиан протестантского толка, лежит в плоскости отрыва от исторического опыта. «Где два баптиста, там три союза», — замечаем мы с оттенком юмора и горечи. Раздробленность христиан наносит серьезный урон делу евангелизации. Дух взаимопонимания и братства, царивший в первоапостольских общинах, обеспечивал то, что «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47). Здесь опять приходит на мысль духовная дальнозоркость первых служителей Евангелия в России. «Евангельское движение имеет своей целью обновить всю религиозную жизнь русского народа, – писал Проханов еще в 1912 году. – Для того, чтобы оно могло выполнить свою задачу, необходимо, чтобы все ветви его объединились. Если они не объединятся, то, будучи удалены одна от другой, они засохнут, то есть превратятся в отдельные секты и духовно умрут. Если же они объединятся, их сила возрастет и они сумеют оказать реформирующее влияние на всю религиозную жизнь русского народа. Что будет плодом евангельского движения: новое сектантство или реформация — вот вопрос, решение которого зависит, прежде всего, от Господа, а также вообще от деятельности слуг Его».

Призывая к широкому походу в народ с Евангелием в руках, наши предшественники учитывали специфический характер русского человека, его тысячелетние традиции, его склонность к богоискательству и неспешному богосозерцанию. Прямое копирование западных методов евангелизации без поправки на особенности русской почвы тут не подходит. Излишне настойчивые призывы к покаянию, просьбы механически повторять молитвы за проповедником вызывают массы незрелых обращений. Такие новообращенные испытывают болезненные аномалии в последующем духовном развитии, а зачастую сразу отворачиваются от Бога и от церкви. Люди жаждут добротной, высококачественной духовной пищи, они хотят насыщаться спокойно-проникновенным словом благодати, так как слишком устали от крикливых лозунгов и неоправданных заверений. Наилучший способ евангелизации – создание школ евангельского просвещения. «Идите и научите все народы», — говорил Христос апостолам. Наиболее зрелые и устойчивые христиане вырастают в той среде, где служители заботятся о глубоком духовном обучении. И те, кто прошел первоначальную стадию ознакомления с истинами Евангелия, приносят затем добрые плоды покаяния.

Ревнуя о спасении душ россиян, организаторы евангелизационных собраний сейчас буквально засыпают города и селения рекламными объявлениями. Может быть, подобная форма приглашений и оправдывала себя на заре освобождения от воинствующего атеизма, но теперь, когда от разного рода реклам в глазах рябит, хорошо бы подыскать другие пути оповещения населения. Не лучше ли использовать для этой цели специальные места, радиоканалы и страницы газет, где размещается только христианская информация. А то ведь жутко становится, когда видишь обрывки церковных афиш в мусорных корзинах или на грязных столбах вместе с объявлениями о продаже породистых щенков и домашней утвари. Неужели и Евангелие можно смешать с ходовым товаром? Умение преподносить учение Христа в доступной популярной форме — дар чрезвычайно ценный и редкий. Однако иным благовестникам нередко изменяет чувство меры, и они начинают заигрывать с публикой, допуская произвольные толкования мест Священного Писания и упрощения возвышенных истин Евангелия. Невдомек, наверное, столь изысканным проповедникам, что в душе русского человека еще не совсем потухла искра святого благоговения перед божественными предметами. Приземлять Библию в угоду слушателям — дело опасное, оно может принести вред самому проповеднику и душам. Лучше помогать людям тянуться к высокой мудрости, нежели приспосабливать Евангелие к невежественным представлениям людей, малообразованных в духовной области.

Многие знают о том, что русское евангельское движение зарождалось не в кабинетах ученых богословов, а в простых крестьянских избах, и носителями Евангелия, по выражению Проханова, были люди в сермягах и лаптях. Христианство облагораживало уверовавших, делало их подлинными интеллигентными людьми. Народные проповедники: Ратушный, Цимбал, Рябошапко и другие – были лучшими представителями крестьянской интеллигенции. Их чуткость, деликатность по отношению к инакомыслящим, благоговейное свидетельство о Христе изумляло не только простолюдина, но и лиц аристократического воспитания. В действиях современных евангелистов, к сожалению, проскальзывают элементы партизанщины, когда нежный храм души пытаются взять на ура, наскоком, оглашая воздух грохотом бурных мелодий и не совсем грамотными стихотворениями угрожающего содержания. Из уст проповедников то и дело звучит огульная критика различных религиозных вероучений. Приходится признать, что эпоха тоталитаризма наложила свой отпечаток и на верующих. Нетерпимость к чужому мнению, тоска по господствующей идеологии, отсутствие самостоятельности мышления, нежелание считаться с ходом истории — все эти признаки тоталитарного сознания можно встретить в любых кругах. Человеку с подобным мировоззрением очень трудно жить как в условиях многопартийности, так и при наличии религиозной многоконфессиональности. Ведь критиковать и осуждать намного легче, чем попытаться понять точку зрения другого человека. Для этого нужны внутренние усилия, надо побороть в себе гордыню и эгоизм, исполниться чувствованиями Христовыми. Разумно ли тратить драгоценное время, силы и энергию на нескончаемые словопрения по поводу разномыслии в вере? Как мудро и современно звучат слова ап. Павла, направленные молодому собрату, миссионеру и епископу Тимофею: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников…» (2Тим.2:23-25).

Профессор Марцинковский, участник многочисленных диспутов по защите евангельского учения, в послереволюционное время на основе личного опыта вывел справедливое правило: «Никогда не говорите против своего совопросника, говорите выше его, так, чтобы он слушал и перерос самого себя, смог расширить свои представления о Боге, о мире и о человеке». Мысль верная, и она отражает подлинно евангельскую мудрость. Ею во всей полноте владел еще ап. Павел. Не оскорбляя религиозных чувств набожных афинян, увлеченных язычеством, он с великим духовным искусством возводит их сердца к познанию единого вечного и живого Бога (Деян.17:22-28).

Полемика апостола с закоренелыми иудаистами, которую он ведет на страницах посланий, тоже в высшей степени поучительна. Он не перечеркивает разом духовные святыни Израиля, не уничижает благочестивые стремления сторонников иудейской религии. Служитель Нового Завета направляет их выше, к Тому, Кто есть ожидаемый всеми народами Спаситель Мессия, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).

Один из проповедников христианства на Востоке, возвещая Евангелие разным людям, действовал очень мягко, тактично, стараясь исполнять дело благовестия в духе Небесного Учителя. Нормальному ходу евангелизации мешали фанатики, люди упрямые, самоуверенные, имеющие «ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим.10:2). «Как же вы обращаете людей ко Христу?» – поинтересовался у такого человека проповедник. «Я иду в буддистское капище и говорю им: то, что вы видите, все эти статуи — это идолы, это камни, это дерево, это ничто; бросьте, разбейте их, поверьте в истинного Бога!» — «Как воспринимают они вашу проповедь?» — «О, эти бесчувственные, безумные люди выкидывают меня из храма и бьют!» — «Я так и думал, но знайте, вы могли бы достичь лучших результатов, — сказал опытный проповедник, — если бы, придя в их храм, посмотрели, с каким благоговением эти люди молятся, как они чтут свою веру, позвали бы нескольких из них посидеть на лестнице снаружи и сказали бы: «Расскажите о вашей вере, в ней так много хорошего и прекрасного. Но если бы к этому еще прибавить истину о воплощенном Боге, о Кресте, на котором умирал за спасение рода человеческого святой и безгрешный Христос, то вы бы узрели самый превосходнейший путь к Богу». Может быть, вы и не смогли бы сразу обратить их к Евангелию, но, несомненно, душа этих людей была бы более раскрыта для принятия света истины».

Думается, что и сегодня в современных условиях подлинная евангелизация предполагает не стихийные одноразовые вылазки на площади и в скверы, а кропотливую работу с ищущими душами, распространение христианской культуры во все слои общества. А это требует углубленного подхода к миссионерскому служению, всесторонней работы над собой. Кто вы? В чем ваша вера? Какое учение исповедует ваша церковь? Без вопросов такого рода не обходится почти ни одно евангелизационное собрание. Научились ли мы давать обстоятельные исчерпывающие ответы?

Зачастую не только молодежь, но и верующие старшего поколения дают туманные расплывчатые пояснения, не удовлетворяя слушателей.

Отчего это происходит?

Здесь сказывается и поверхностное знание Священного Писания, и разрыв с духовным историческим наследием. Внеисторизм размельчает нашу проповедь, ибо Христос Спаситель есть Царь веков и Бог истории. «Если бы для человека не существовало путей приобщения к опыту истории, то как жалок, пуст и смертен по всему своему содержанию был бы человек», — замечал русский философ Николай Бердяев.

Ради спасения душ, ради сохранения божественного авторитета Церкви и собственного достоинства не забудем о том, что утрата исторической памяти делает верующих мелководными христианами и грозит духовной деградацией общества.

История и человек, история и евангелизация неразделимы.