Пацифизм

Буквальное значение слова «пацифизм» – делание мира. Официально это движение возникло как реакция на легализацию войн и участие в военных действиях. Пацифизм говорит «нет» войне во всех ее проявлениях.

1. Историческая справка.

Большинство историков церкви соглашаются с тем, что пацифизм был превалирующим мнением в раннехристианской церкви в первые годы ее существования. Ученые объясняют это тем, что в те времена в Римской армии было развито идолопоклонство, и все солдаты обязаны были участвовать в ритуалах, которые прославляли римских военных богов, по этой причине христиане отказывались служить в армии. Ориген говорил, что «мы не участвуем в войнах, потому что мы дети мира» (Против Цельсия 5,33). Подобные утверждения можно найти и у Тертуллиана. У Ипполита можно найти три пункта, в которых он выражает отношение христиан к армии: 1- каждый, кто считает себя христианином не имеет права принимать участия в военных действиях; 2- каждый, кто обратился во время несения службы, может остаться на ней только с одним условием – он не будет принимать участия в военных действиях; 3- каждый, кто находился на ответственном посту до обращения, обязан сложить с себя все свои обязанности.

Труды Августина и обращение Константина изменили взгляды церкви на пацифизм.

Новый толчок происходит во времена Реформации среди анабаптистов. Они основывали свои убеждения на словах Христа (Мф.5:39; 5:44; 7:12). Ярым сторонником этого был К.Гребель, эти идеи поддержал впоследствии М.Симмонс и квакеры. В XIX-ом веке сторонником пацифизма был Адин Баллоу, евангелический социальный реформатор в США времен гражданской войны. Эти идеи поддержал в России Лев Толстой, в Индии Махатма Ганди. В ХХ веке Мартин Лютер Кинг развил эти мысли в современном контексте.

2. Сущность пацифизма.

Пацифисты говорят, что использование оружия противоречит принципам, данным в Новом Завете Иисусом Христом. «Он перекует мечи на орала» – их девиз. Главным оружием христиан является Слово, но не меч. Войны Ветхого Завета объясняются с точки зрения Божественного провидения для наказания нечестивых народов, к которым Господь обращался Словом много раз. Кроме того, в Ветхом Завете враг был явен, и было конкретное повеление Божье его уничтожить. Сегодня, когда не существует очерченных географических границ Божьего Царства, нельзя однозначно сказать, где находится враг, поэтому очень сложен вопрос, какая война является праведной, а какая нет. Кто был прав – Гитлер или Сталин? И тот, и другой были прообразами антихриста. Да к тому же сегодня нет нигде конкретных повелений на счет уничтожения врагов церкви физическим путем. Пацифисты обвиняют противоположную сторону в использовании ситуационистской этики в вопросах, определяющих, кто является врагом, которого необходимо уничтожить.

3. Проблемы пацифизма.

1.1 Повиновение властям. Христиане должны повиноваться властям.

1.2 Этический выбор. Что менее греховно – стрелять из траншеи или отливать снаряды на заводе?

1.3 Участие христианина в военных вопросах может обезопасить страну от неправильных решений. Министр обороны Южной Кореи является пресвитером одной из протестантских церквей и служит прекрасным свидетельством для всей страны, может решать все вопросы, связанные с его работой на основании Божественной мудрости.

1.4 Библейское обоснование. Иоанн Креститель не повелел солдатам сложить оружие.

1.5 «Зло во имя добра или добро во имя зла». Что принесет больший вред – активно участвовать в истреблении человеконенавистников или пассивно наблюдать, как они уничтожают добропорядочных людей, в том числе и христиан?

Вывод: данный вопрос требует детального исследования каждым интересующимся. Однозначного ответа на него не существует, поэтому это дело совести каждого конкретного христианина, хотя каждая поместная церковь вправе принимать решения относительно этого вопроса.