Участие в политических движениях

В дискуссиях об участии христиан в политических движениях необходимо обязательно учитывать политический режим, который является доминирующим в данной стране в данное время. Кроме того, необходимо различать участие в структурах власти от «чистых политических игр». На территории бывшего Советского Союза во многих странах (в том числе и в Молдове складывается такая ситуация, что для того, чтобы пробиться в эшелоны власти необходимо быть участником определенной политической партии). Особенно, когда речь идет о таких структурах как Парламент, либо президентская власть. Если говорить о экономической или юридической власти, то необходимо иметь хотя бы протекцию какой-либо партии, так как при формировании Кабинета министров учитывается покровительство партий, вошедших в Парламент. Здесь речь не идет об обращенных людях, которые в момент обращения уже находились у власти, в данном случае мы говорим только о желании включиться в процесс управления страной христианами.

1. Историческая справка.

На территории СССР во времена коммунистического правления всячески преследовалась вера в Живого Бога. Воинствующий атеизм пытался выбить из людей всякое желание иметь какие-либо отношения с Господом, а тем более с верующими братьями и сестрами в церквях. Идея о параллельном членстве в церкви и в коммунистической партии отметались как одной, так и другой стороной. Не могло быть и речи о том, чтобы коммунист допустил веру в Бога. В тех условиях однопартийной системы христианам ставились всяческие препоны для продвижения о службе. Это нанесло свой отпечаток на взгляды сегодняшних верующих на участие христиан в политических движениях. Если же посмотреть на исторически демократические общества, то там вероубеждения никак не влияют на общественную и политическую жизнь, за исключением «политической чистоплотности», то есть христианин не может быть участником движения Green Peace, которое является частью религии New Age, либо движения куклусклана, которое пропагандирует расизм, либо нацистской партии (ярким примером был Дитрих Бонхеффер) и т.д. Сегодня демократические свободы захватили умы многих новых христиан, которые мечтают об изменении страны с помощью и новых законов, а не только молитв. Все это вызывает некоторые конфликты мнений о том, каково должно быть отношение христиан к политическим движениям. К этому вопросу невозможно подойти однозначно, как уже было сказано, так как необходимо рассмотреть цели, устав, задачи и многие другие вопросы движения.

2. Участие в политической партии с целью участия в законодательных структурах Парламента.

Законы страны рассчитаны на то, что в Парламент практически невозможно пройти по одномандатному округу без поддержки политического движения. Это связано как с экономическими проблемами, так и с проблемами набора голосов, для которого необходима большая популярность. Во избежание этих проблем, некоторые христиане позволяют себе входить в состав политических движений демократического толка с целью войти в Парламент и своим участием помочь в развитии религиозных свобод в стране. Подобные случаи известны в Парламентах Молдовы, Украины, а также Румынии (но там политическая и религиозная ситуации сильно отличаются от обстановки в наших странах). Известны случаи, когда христиане-парламентарии добивались реальных успехов в продвижении некоторых спорных вопросов (участие В.Гилецкого в рассмотрении вопроса о насильственном прозелитизме, где им была предложена формулировка этого понятия, которая была принята Парламентом, хотя до этого Православная Церковь предлагала свою формулировку, которая гласила, что прозелитизмом считается любое изменение веры своих предков). Отдельные христиане, которые видят свое призвание в этом, могут участвовать в подобных мероприятиях, но надо быть весьма внимательным при выборе партии, так как некоторые партии содержат в своих программах принципы несовместимые с принципами Евангелия Иисуса Христа. И кроме этого необходимо особо бодрствовать в отношении принятия решений, так как многие решения, принимаемые сегодня являются продуктом политических игр, стремящихся к наживе и власти.

3. Участие в политических играх.

Данный вопрос достоин большей конкретности, чем предыдущий, так как известны случаи, когда участие в политических играх (аферах) приносит огромные доходы, но для этого требуется не только обходить закон, но и иногда добиваться изменений в законодательстве для достижения своих мелких личных интересов (известен случай о снижении акцизов на ввоз алкоголя и табака из-за рубежа только в угоду конкретной экономической силе в Молдове, после того, как товар был ввезен и распродан, закон был снова изменен по первоначальному образцу). Кроме этого к данной тематике относится и участие в предвыборных гонках с применением некорректных методов, когда одно политическое движение собирает компромат на своих конкурентов, и таким образом народ выбирает не того, кто лучше, а того, кто – не хуже других. Данные методы с точки зрения Писания являются неправильными и однозначно осуждаются им.

4. Создание христианами собственных партий.

Церковная история показывает, что времена, когда церковь была отделена от государства, принесли наибольшие благословения для дела благовестия. Все случаи объединить церковь и государство привели либо к краху (города-государства Кальвина и Цвингли, город-солнце Проханова), либо к коррумпированности церкви, как во многих случаях католической и православной церквей, где эти церкви являются государственными. Создание собственных политических движений являются первым шагом к коррупции. Христиане не призваны организованно бороться за политические права, экономическое процветание и демократические основы общества, иначе они теряют свою главную цель. Иисус Христос говорил, что Его Царство не от мира сего (Ин.18:36), мы должны бороться не с князьями мира сего, а с силами сатаны оружием духовным, а не политическим (Еф.6:10-20). Наша цель – проповедовать Евангелие.

Примечание: Рим.16:23 – Павел передает привет от Ераста, городского казнохранителя в Коринфе. В толковании под редакцией П.Харчлаа говорится о том, что этот пост считался высоким в Римской империи. Этот человек не отказался от высокой должности, но наоборот, наверняка, использовал свое высокое положение для распространения Евангелия. И хотя это был государственный пост, а не политический, ясно, что участие в государственных делах предполагает принятие политических решений.

5. Национализм

Вопрос национализма особенно ярко стоит в бывших республиках СССР, где в свое время был проявлен велико-русский шовинизм, который привел к ответной реакции со стороны национальностей, проживающих на своих исторических землях. Наиболее сильные проявления известны сегодня в странах Балтии, немного меньше, но все же остро – на Кавказе и Молдове.

Стоит учесть, как заселялась Молдова после Второй Мировой войны. Молдавия находилась в состоянии сильной разрухи, половина населения городов составляли евреи, которые занимались торговлей и мелким ремеслом. Промышленности не было, поэтому правительство СССР решило поднять экономику республики не только финансовыми вливаниями, но людскими ресурсами. В Молдавии были созданы благоприятные условия для переселения сюда специалистов, ученых, учителей, врачей из России и других более развитых республик СССР. Таким образом, и получилась огромная разница между среднестатистическим русским России и Молдовы. Здесь сформировалась своя субкультура, склонная к интеллектуальному труду, правда, большая часть тех специалистов после распада империи и развала экономической структуры республики осталась невостребованной. У русских проявляется скептическое отношение ко всем лицам не их языковой группы, хотя последние пять лет ситуация во многом изменилась, но все же до сих пор многие русскоязычные не только не выучили молдавский язык, но даже не предприняли никаких шагов к этому. Молдавская часть населения, в свою очередь, настаивает на этом, иногда даже некорректными методами. Что наиболее возмущает, так это то, что подобные настроения проникают в церковь, как правило, через новообращенную интеллигенцию (если националистов можно так назвать) обеих языковых групп. Выход данной проблемы на сегодня заключается в следующем – каждый может говорить на том языке, на котором ему удобно, а уже дело другой стороны понять своего собеседника. Но националистические настроения в церквях должны очень жестко пресекаться со стороны служителей. Если же подобные убеждения разделяют и служители, то явный признак духовной незрелости, ожидающий изменений от своих ближних, не желая сносить их бремена. Апостол Павел говорит, что во Христе нет ни грека, ни еврея, ни варвара, ни скифа (Кол.3:11), и «для всех я сделался всем, чтобы приобрести некоторых» (1Кор.9:19-27). Конечно, лучший вариант для любого служителя – знать все языки той местности, где он трудится, хотя бы на бытовом уровне, ибо через это мы показываем свою заинтересованность в людях и в их культуре.