Эмиграция

1. История эмиграции.

Вопросы эмиграции поднялись до уровня проблемы с начала 90-х годов, хотя подобные случаи имели место еще во времена советской власти (они были единичными, но все были). Известные проповедники Евангелия (Ярло Пести, Гамм и многие другие) эмигрировали из СССР на Запад по религиозным убеждениям, так как здесь они подвергались всяческим гонениям со стороны властей, сидели в тюрьмах и лагерях за проповедь Слова. В те времена ни у кого даже не возникало мысли, что они сделали неправильный выбор, так как за рубежом они были намного полезней для дела благовестия на территории нашей страны, чем здесь. В Германии, США, Великобритании были организованы христианские миссии, радиостанции, книжные издательства, которые имели цель нести Евангелие на территорию страны, живущей под давлением коммунистического режима. Кроме проповедей по радио, издательства Библий, они занимались еще и церковным образованием для пасторов. Издавались учебники, вспомогательная литература для самообразования служителей, которая внесла неоценимый вклад в развитие церквей. В конце 80-х возникла новая волна эмигрантов, в основном это были люди пережившие гонения здесь и желавшие ощутить все прелести свободы совести за рубежом. Привилегиями пользовались служители церквей, братья, которые сидели в лагерях за проповедь Слова. В те времена эмигрантов провожали на торжественных воскресных богослужениях, благословляли их путь, с ними велись беседы о их помощи в развитии церквей, которые они оставляли. Постепенно, эмиграция во многих церквях приобрела такие масштабы, что многие церкви остались без служителей, в то же время многие русскоязычные церкви в США насчитывали до 50-ти пасторов, 70-100 дьяконов, 20-40 регентов на церковь с количеством членов 700-1000 человек. Пасторы вели споры о том, кто из них должен занимать ответственное служение во вновь образованных из эмигрантов церквях. Чтобы дождаться своей очереди сказать проповедь, они могли ждать месяцами. Многие из них организовали миссии, имеющие цель помочь своим церквям в странах бывшего СССР гуманитарной помощью, литературой, но основная масса забыла о своих обещаниях перед отъездом и увлеклась бизнесом, работой, житейскими делами, что в результате привело к тому, что там распались многие семьи, дети верующих родителей, не сумели сориентироваться в условиях полной свободы и оставили церковь. Следующая волна эмиграции захлестнула церкви в середине 90-х годов, и она продолжается до сих пор. Эта категория переселенцев имела уже совсем иные мотивы для своего переезда – мотивы экономические. Благодаря «новой волне» многие церкви остались не только без служителей, но и без членов.

2. Проблемы современной эмиграции.

1.1 Проблема лжи или лукавства.

Чтобы выехать в США необходимо четко обосновать мотивы своего выезда. Но для того, чтобы это произошло необходимо представить веские аргументы того, что ты претерпеваешь сегодня религиозные гонения, ущемление своих прав на основе вероубеждений. Всем известно, что на сегодняшний день в нашей стране таких гонений не существует, поэтому эмигрантам приходится их выдумывать, домысливать и раздувать. Ярким примером служит следующая цитата: «Моего ребенка в школе обзывают баптистом. Мы больше не можем это терпеть». Но и в США такое возможно (похожая ситуация представлена в видеофильме «Мой папа был проповедником», когда одна девочка говорит сыну пастора: «У твоего папы очень странная профессия, разве он не может быть как все». По сюжету фильма мальчик, благодаря этому также пережил глубокие душевные муки). Поэтому при получении статуса христианам приходится идти на компромиссы со своей совестью.

1.2. Спекуляция волей Божьей.

Многие христиане, сдавая документы в посольство, говорят о воле Божьей так: «Если Господу будет угодно, то Он даст ход нашим документам». Но известно, что, сдавая документы и выполняя все формальности в соответствии с законодательством, вероятность отказа очень мала. Некорректно свое желание жить в материальном достатке, выдавать за волю Бога.

1.3. Проблема отъезда служителей.

Многие служители, оставляя свое служение, церкви, миссии здесь едут туда, не подготовив себе замены, в результате чего страдает дело Божье здесь и не процветает там.

1.4. Экономическая проблема.

Как правило, уезжают те, кто здесь имеет, если не полный достаток, то хотя бы какие-то средства к существованию. Очень бедные люди не имеют денег даже на билет в Москву в посольство, поэтому сложно говорить о нищете эмигрантов, о том, что «мы боимся за будущее наших детей, куда они здесь устроятся». Но боязнь, скорее всего, касается не будущего детей, а своего желания жить в достатке, так как уже было сказано, дети эмигрантов в США хоть и имеют возможность устроить свою жизнь с экономической точки зрения, но что касается их духовности, то она стремится к нулю. Кроме этого, хочется отметить, что когда мы здесь говорим о низком экономическом уровне, мы себя с кем-то сравниваем, либо с обеспеченными людьми здесь, либо с родственниками на Западе. Но проблема заключается в следующем, что, прибыв на Запад, свой экономический уровень также будет познаваться в сравнении. И если первый год сравниваться он будет с достатком в Молдове, Украине или России, то позже сравнение будет совсем другого порядка – сравниваться будет свой уровень жизни с уровнем жизни коренных американцев. А это несравнимо, потому что в США сильно ценится квалифицированный труд, а наши эмигранты способны только на низкооплачиваемую работу, поэтому неудовлетворенность своим экономическим положением все равно останется. Бывший ответственный служитель СЦ ЕХБ Г.Винц, отсидев долгие годы в лагерях и, впоследствии эмигрировав в США, сказал: «В СССР мое тело было в тюрьме, а душа на свободе, в США мое тело свободно, но душа в тюрьме».

1.5. Проблема ностальгии.

Многие эмигранты до конца жизни не могут смириться с западной ментальностью, их реализмом, материалистическим взглядом на жизнь. Тоска по Родине преследует их до самой смерти.

3. Оправдание эмиграции.

Если говорить о проблемах, нельзя смотреть на этот вопрос только односторонне, поэтому возникают мысли об оправдании некоторых сторон эмиграции. Действительно, наша страна переживает серьезный экономический кризис, и нельзя закрывать на то, что многие семьи живут в нищете. Поэтому, если какой-нибудь семье с низким достатком удастся выехать отсюда, сложно сказать слова осуждения. Проблема в первую очередь касается несущих здесь ответственное служение или тех, перед кем оно предстоит. Во вторую очередь, даже если кто-либо уезжает, не надо прикрываться поиском воли Божьей. Честнее будет сказать: «мне здесь тяжело жить, я хочу жить лучше, поэтому я решил эмигрировать». Кроме этого, в Писании мы видим, что когда начались гонения на Иерусалимскую церковь, то все ее члены рассеялись, кроме … апостолов, то есть ответственных служителей (Деян.8:1). Поэтому, если какой-нибудь член церкви решит выехать в США, Германию, Австралию или даже в Россию, он имеет на это право (если не учитывать вопросы совести на собеседовании), но если по экономическим вопросам бежит служитель, тогда с него совсем другой спрос перед Богом, потому что служитель будет перед Богом отвечать не за то, какая у него была зарплата, а за то, как он пас Божье стадо.

Библиография курса

1. Atkinson D.J., Field D.F., Holmes A., O’Donovan O., eds. New Dictionary of Christian Ethics & Pastoral Theology. Inter Varsity Press. Downers Grove, Illinois, USA, Leicester, England, 1995.

2. McQuilkin R., An Introduction to Biblical Ethics. Tyndale House Publishers. Wheaton, Illinois, 1989.

3. Preifer S., Vindecare de orce pret? Ariel, Timisoara, 1996.

4. Rendtorff T., Ethics. Mineapolis, Fortress, Press, 1985.

5. Байчурина А.З., Голубицин А.А., Маклецова С.А., Контрацепция. Москва, ГЭОТАР Медицина, 1999.

6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2000.

7. Даума Й. Введение в христианскую этику. СПб.: «Мирт», 2001.

8. Джонс Д., Решение жизненных проблем. Христианский подход. Texas, ICI University Press, 1994.

9. Коул Э.Л., Сокровение секса. С-Пб, Библейский взгляд, 1998.

10. Любовь, свидания, брак. Chisinau, Misiunea Crestina “Micul Samaritean”, 1994.

11. Майер П. Чистота, любовь, брак. Христианское издательство.

12. Макдауэлл Д. Сексуальный грех и прощение. Москва, Новая жизнь, 1994.

13. Макдауэлл Д, Льюис П. Дарите друг другу любовь. Москва, Новая жизнь, 1994.

14. Нибур Р. Христос и общество. Новосибирск: «Посох», 1999.

15. Хаггет Д. Дорога любви. Санкт-Петербург, Мирт, 1997.

16. Харчлаа П. Ред. Толкование Новозаветних посланий и книги Откровение.

17. Шпеман Р. Основные понятия морали. М.: Московский философский фонд, Итальянский фонд «Христианская Россия», 1993.