Внешний вид

— «Потеря чувства стыда является первым признаком слабоумия» – З.Фрейд.

— «Человек без чувства стыда является духовным уродом» – И.Иллис (естествоиспытатель).

— «Бесстыдство стоит непосредственно на краю демонии. Сатана не стыдится – он только трепещет перед Богом. В стыде мы даем Богу право и признаем Его. В бесстыдстве мы Бога потеряли» — Г.Хунтеманн (теолог).

— «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» – Святой Дух через апостола Петра.

«Святая ложь»

Главный вопрос, который стоит перед богословами, разбирающими этот вопрос, звучит так: «Можно ли обманывать ради спасения?». Данный вопрос является актуальным не только для богословов, но и для рядовых членов церкви, которые сталкиваются с ним в разных жизненных ситуациях. Особенно в период, когда страны постсоветского пространства переживают сильнейшее экономическое падение, актуальным является вопрос о допустимости лжи ради экономического процветания. Но вопросы относительно налогов, копирайта и взяток будет разбираться чуть позже. Здесь же стоит вопрос о «лжи во спасение». В странах, переживших гонения на христиан, этот вопрос звучит особенно актуально: «А что, если от моей лжи зависит чья-то жизнь?». Необходимо рассмотреть Библейский взгляд на данный вопрос.

1. Отрывки «в пользу лжи».

1.1 Исх. 1:17-21. Яркий пример, когда повивальные бабки лгали ради спасения еврейских детей. Мы видим однозначную реакцию Бога на их поведение. Господь одобряет их, и не только одобряет, но и благословляет, и называет подобную жизнь богобоязненной, хотя их ложь явно видна. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения диспенсационализма, то можно утверждать, что данные события происходили до периода закона, в период, когда все поступки человека оценивались его совестью. Где нет закона, нет и осуждения за его невыполнение. А закон совести говорит, что стоит сделать небольшое зло, если это предотвратит зло больших масштабов, тем более, что очень трудно в данном случае ложь повивальных бабок вообще считать за зло.

1.2 И.Нав.2:3-6. Раав скрыла соглядатаев, обманула посланников иерихонского царя, за что получила одобрение и благословение (6:16,24; Иак.2:25; Евр.11:31). Во всех отрывках рассматривается только то, что она сделала, но совсем не берется в расчет то, какой ценой это произошло. Можно прийти к выводу, что цель оправдывает средства. Но при этом можно также сказать, что Раав не находилась под законом, поэтому к ней неприменимы те требования, которые мы ставим для Божьего народа. Получается, что грех сам по себе не грех, а грехом является то, как человек реагирует на Божьи слова. И если для этого человека не были произнесены эти слова, то с него снимается всякая ответственность за нарушения постановления, данного кому-то другому. Значит, сама ложь, в ее чистом виде не является грехом? Ведь поклонение идолам или блуд осуждался независимо от того, в каком народе жил человек (Наум 3:1-5).

1.3 3Цар.22:20-22. Один из самых сложных для толкования текстов в Ветхом Завете, так как действующими лицами здесь являются духи и Сам господь, Который не только допускает ложь, но Сам является ее косвенным инициатором. Эта ложь была крайней мерой в обличении царя Ахава. От этого зависела судьба двух царств – Израиля и Иудеи.

2. Отрывки «против лжи».

Рассматривая все предыдущие отрывки, необходимо учитывать, что все они касаются либо период совести, либо период закона. Как же нам быть в период благодати?

2.1 1Ин.5:17 – всякая неправда – грех.

2.2 Кол.3:9 – не говорите лжи друг другу.

2.3 Отк.21:27 – в Небесный Иерусалим не войдет никто, преданный лжи.

2.4 Ис.30:9; Пр.4:24; Пс.119:2 и т.д. – Господь осуждает ложь.

Все эти отрывки говорят о лжи как о таковой, но ничего не говорится о лжи во спасение, о которой мы говорили в первом разделе данной темы. Как быть, когда правда может принести вред, а именно смерть людям. Так как уже был сказано, что это происходит особенно во времена гонений, то необходимо рассмотреть текст, говорящий именно об этом.

Вывод: Мф.10:17-20 – не надо заранее обдумывать свои поступки в подобных ситуациях, так как данные мысли уже могут стать грехом, так как мы можем оправдать чистую ложь в своем разуме, если же наступит подобная ситуация в нашей жизни, то Святой Дух Сам скажет через нас то, что считает нужным. Что же находится в нашей власти – проявлять мудрость в том, чтобы остерегаться подобных людей и ситуаций, не лесть нарожон в тех ситуациях, где мы знаем заранее, что потребуется войти в конфликт со Словом Божьим и со своей совестью.