Глава 1. Она пришла из Вавилона, а не из Библии

Астрологи утверждают, что судьбы людей и целых народов предопределены расположением звезд. Каковы эти судьбы — можно выяснить при помощи тщательного исследования гороскопов.

Астрология — древняя «наука». Как таковая она возникла в древнем Египте и Вавилоне1. В тот период астрология занималась главным образом предсказанием стихийных бедствий и будущего целых народов. Эта самая ранняя форма астрологии была тесно связана с поклонением звездам2. Со звездами «советовались» и считали, что они обладают властью над человеком, так как предполагалось, что звезды были богами.

Ветхий Завет содержит множество свидетельств поклонения светилам. Во времена разделенных царств Израиль перенял у язычников практику астрологии. Окончательное падение Израильского царства было напрямую связано с вовлечением народа в язычество и, в частности, в астрологическое поклонение светилам:

«И оставили вес заповеди Господа. Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонились всему воинству небесному, и служили Ваалу; и проводили сыновей своих и дочерей своих через огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его. И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их. и отдал в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего» (4 Цар., 17:16-17,20).

Одним из наиболее почитаемых астрологических божеств, в жертву которому приносили людей, был Молох (Молех, Милхом, Малхам). Он олицетворял собой Солнце, и поклонялись ему, сжигая живых детей. Поклонение Молоху и Ремфану, или Сатурну, осуждается в книге «Деяния Св. Апостолов» (7:43):

«Вы приняли скинию Молоха и звезду бога вашего Рсмфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона».

Когда появлялись богобоязненные цари, такие как Иосия, они боролись с проявлениями язычества и астрологии. Несколько астрологических божеств упоминаются в следующей летописи:

«И повелел царь (Иосия) Хелкии первосвященнику и вторым священникам, и стоящим на страже у порога вынести из Храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом, в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. И оставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курение на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима. — и которые кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному; И вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное: И разрушил домы блудилищныс, где женщины ткали одежды для Астарты» (4 Цар.. 23:4-7).

В Ветхом Завете около ста раз упоминается о распространенном в Израиле поклонении Ваалу. Ваал был финикийским божеством Солнца. Израильтяне так далеко зашли в своем вероотступничестве, что построили храмы Солнца (Ваала) и перед входом в Дом Господень установили статуи лошадей и колесниц, посвященных Солнцу (4 Цар., 23: II)4. К. ?. Кейл комментирует:

«Сирофиникийское поклонение светилам, когда Солнцу и Луне поклонялись, называя их Ваалом и Астартой, как носителям мужской и женской природных сил, было в чистом виде поклонением светилам… Звездам поклонялись как владыкам и правителям подлунного мира. Фимиам курили не только Солнцу и Луне, но и знакам Зодиака, и всему воинству небесному, т. е. всем звездам»5.

Ветхозаветные пророки единодушно осуждали поклонение светилам. Иеремия отвергал служение «богине неба» — Луне (Иер., 7:18;44:17-25). Он пророчествовал о Божием суде, который свершится над Израилем из-за его астрологического идолопоклонства (Иер., 19:13).

Порочность такого служения состояла не только в идолопоклонстве, но и в стремлении предсказать будущее. Иеремия предупреждает:

«В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима — из гробов их; И раскидают их перед солнцем и лупою и пород всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и вслед которых ходили, которых искали и которым поклонялись» (Иер., 8:1,2).

Бог осуждал участие Израиля в занятии астрологией, так как это было приобщением к миру оккультных религий. Израилю запрещалось принимать участие в каких бы то ни было оккультных действиях, имеющих своей целью предсказание будущего:

«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, которые делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обая-тель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок перед Господом всякий, делающий что, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего» (Втор., 18:9-12).

Пророк Исаия подвергал астрологов особому осмеянию. Они говорили царю, что Израильское царство не падет, в то время как Исайя утверждал обратное. В этом классическом противоречии между гороскопами и божественным откровением пророк заявляет:

«И придет на тебя бедствие; ты не узнаешь, откуда оно поднимется, и нападет на тебя беда. которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе; может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих, пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели но новолуниям и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним» (Ис., 47:11-14).

Враждебное отношение ветхозаветных пророков к астрологии основывалось на двух фактах: 1) астрология являлась одной из форм многобожия и вела к поклонению светилам. 2) она являлась оккультной практикой, которая была запрещена Моисеем; евреям, если им нужно было о чем-либо узнать, следовало вопрошать Бога Израилева, а не звезды.

В библейском понимании поклонение и зависимость от каких-либо сотворенных Богом сил является оскорблением Бога-Творца. Человек призван поклоняться Творцу, а не Его творению.

Долгое время астрология использовалась главным образом для предсказания судеб царств и народов, до тех пор пока она не была возвращена в Грецию Александром Великим после его завоевательных походов. Ученые умы Греции вскоре превратили астрологию в «науку», применимую к каждому человеку7. Ведущую роль в этом преобразовании сыграл Птолемей (130г. до н.э.).

В своем «Четверокнижии» он связывает знаки Зодиака, положение Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна с датой рождения человека8. Считалось, что, зная точное время рождения человека, можно предсказать его будущее.

Зодиак — это воображаемый пояс на небе, через который проходят планеты, следуя но своим орбитам. В него входят видимые созвездия. Он подразделяется на двенадцать «домов» с тридцатью делениями в каждом «доме». Используя Зодиак, можно вычислить точное расположение семи светил в любой момент времени. Календарный год делится на двенадцать частей, соответствующих каждому из зодиакальных «домов». Например, если чей-либо день рождения приходится на период с 23 ноября по 23 декабря, его знаком будет Стрелец. Птолемеев Зодиак семи планет и двенадцати «домов» до сих пор находит свое применение у огромного большинства астрологов4.

Ранняя церковь относилась к астрологии столь же враждебно, как и Ветхий Завет. В «Дидахэ», церковном руководстве конца первого — начала второго века, мы находим следующее предупреждение:

«Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их. так как все они порождают идолопоклонство»10.

На Лаодикийском соборе в 345 г. н. э. (канон 36) астрология была запрещена, а астрологи отлучены от церкви. Известным борцом с астрологией был бл. Августин, хотя до своего обращения он сам верил в нее11.

В позднее средневековье к астрологии вернулось былое уважение. Претерпевавшая разложение Церковь возвратилась к языческим основам античной культуры. В эпоху Возрождения астрология вновь вошла в практику и у правителей, и у простого народа. Астрономия и астрология воспринимались тогда как единая «наука».

Протестантская Реформация последовала примеру св. Августина и рассматривала астрологию как сатанинское гадание. В протестантских странах астрология была запрещена законом и осуждена Церковью12. Но, даже несмотря на это, астрология процветала. Отношения доктора Ди с королевой Елизаветой I являются наглядным примером влияния астрологов на правителей13.

Сокрушительный удар астрологии нанесли открытия Коперника. Астрологическая теория Птолемея строилась на том предположении, что Земля является центром Вселенной. Птолемей считал, что Солнце, Луна и пять планет вращаются вокруг Земли и, фокусируя на ней свои «силы», определяют судьбу каждого человека13.

Узнав, что Земля — всего лишь одна из нескольких планет, вращающихся вокруг Солнца, люди стали относиться к астрологии как к суеверию14. Вместе с тем, претерпев серьезный упадок во времена раннего христианства и подъема современной науки, она вновь обрела силу в двадцатом столетии. В конце девятнадцатого столетия в результате упадка христианства возник духовный вакуум, который стал постепенно заполняться различными оккультными учениями, такими как теософия и антропософия. Возродилась также и астрология.