1844 год и суббота

В предыдущей главе мы выяснили, что поначалу «адвентистом» называли человека, верившего в скорое пришествие Христа вследствие исполнения пророчества о 2300 днях. В данной главе я хочу показать вам, что вторая часть нашего названия: «седьмого дня» — также уходит корнями в исполнение пророчества о 2300 днях. Уникальное значение, которое 1844 год придает субботе, — это один из факторов, придающих такое величие великому разочарованию.

Наследие реформаторов. Чтобы рассмотреть поставленный выше вопрос в нужном свете, позвольте мне немного отвлечься и перенести вас во времена Реформации 1500-х годов. Проделайте вместе со мной этот исторический экскурс, и вы поймете, почему я его делаю.

Когда Мартин Лютер в 1517 году начал Реформацию, одной из проблем, с которыми столкнулись христиане в Европе, было огромное количество так называемых святых дней. Помимо 52 еженедельных воскресных дней насчитывалось 150 святых дней, преимущественно посвященных памяти того или иного святого, — они считались даже более священными праздниками, чем воскресенья. Неудивительно, что в экономике Европы наблюдался многовековой застой. Неудивительно также, что простые люди стали относиться ко всем «святым дням» просто как к «праздникам».

Лютер и его приверженцы осознали невыносимость такого положения дел: они заявили, что святых дней вообще не существует! Однако людям надо было внимать Слову и участвовать в Вечере Господней, поэтому лютеране сочли, что христианам следует по-прежнему посещать церковь по воскресеньям, но не считать этот день новозаветной субботой.

Таким образом, хотя Лютер был противником многочисленных святых дней, соблюдавшихся католиками, он, к сожалению, сохранил представление о воскресенье как о «празднике». Он ошибался не только относительно дня, но и относительно того, как следует соблюдать субботу.

Большая часть учения Лютера была принята официальной Церковью Англии — англиканской Церковью. Но вскоре исследователи Библии в Англии стали указывать на то, что англиканская Церковь нуждается в дополнительном очищении. Это благородное побуждение очистить официальную Церковь привело к тому, что недоброжелатели стали презрительно называть поборников такого очищения «пуританами» (в переводе с английского — «чистильщики» — Прим. пер.).

Пуритане наравне с лютеранами отвергли ежегодные святые дни, но сохранили еженедельное воскресенье, впервые в истории христианства назвав его «субботой». Веря в то, что воскресенье является субботой четвертой заповеди, они учили ее святить от захода до захода солнца. В поучениях, написанных понятным языком, они наставляли, как использовать весь день для духовных дел, посещая утреннюю и вечернюю воскресные проповеди, соблюдать чистоту своих слов и помыслов, воспитывать детей и творить добрые дела для ближних, испытывающих нужду. Они отделяли еженедельную субботу Десяти Заповедей от ежегодных обрядовых суббот, перечисленных в Лев. 23, и доказывали, что суббота — это вечное «знамение завета», который Бог заключил со Своим народом, чтобы освятить его (см. Иез. 20:12,20).

Суббота (на самом деле воскресенье) так много значила для пуритан, что некоторые из них оставили свои дома в Англии, где их преследовали, и бежали сначала в Голландию, а потом в Америку. Отдавали ли вы себе отчет в том, что отцы-пилигримы, высадившиеся недалеко от Плимут-Рокав 1620 году, приехали в Америку, рискуя собственной жизнью, чтобы свободно соблюдать субботу?1

Хотя пуритане все еще соблюдали не тот день, они проделали большой путь в истинном направлении.

Английские пуритане разделились на две деноминации: конгрегационалистов и пресвитериан, широко распространившихся в Америке. В свою очередь, американские конгрегационалисты породили баптистов. Каждое из этих основных вероисповеданий первоначально придерживалось одних и тех же богословских взглядов по вопросу о субботе и пыталось соблюдать ее одинаково. И каковы были последствия этого?

Когда в 1860-е годы сформировалась деноминация адвентистов седьмого дня, уже многие американцы знали, что Десять Заповедей требуют от людей святить седьмой день, и пытались это делать, хотя и не в тот день.

Таким образом, когда Джозеф Бейтс в августе 1846 года издал свой первый трактат по вопросу о субботе, он прямо на титульном листе назвал субботу «вечным знамением» завета. Д. Бейтс знал, что его читатели уже применяют этот термин к воскресенью. Бейтс задался целью доказать им, что они соблюдают не тот день.

Наследие баптистов седьмого дня. Но как Бейтс узнал, что его читатели, а до недавнего времени и он сам, заблуждались по поводу дня?

Большинство адвентистов седьмого дня знают, что этот новый свет он воспринял от баптистов седьмого дня.

Когда в Великобритании пуритане разъясняли святость воскресной субботы, мало кто обнаружил в Библии, что вместо этого следует разъяснять значение субботы как таковой. Вскоре соблюдающие седьмой день — субботу стали известны как баптисты седьмого дня. Среди их лидеров в XVII веке были Томас Бэмпфилд, даже организовавший общину соблюдающих субботу среди заключенных, когда его посадили в тюрьму, и Джон Джеймс, которого, ложно обвинив в государственной измене, повесили, проволокли его тело по улицам, а затем четвертовали. В отличие от него другой почитатель субботы в Англии д-р Питер Чемберлен удостоился почестей от королей за свое уникальное умение принимать трудные роды у женщин из королевской семьи2.

Баптисты седьмого дня использовали, по сути дела, те же аргументы из Библии, что и пуритане. Суббота, говорили они, была установлена при творении, предписывалась Десятью Заповедями, соблюдалась Иисусом, дана как вечное знамение завета, и ее надо святить от захода до захода солнца. Основным отличием баптистов седьмого дня от пуритан было то, что они соблюдали настоящую субботу вместо воскресенья.

Баптисты седьмого дня придерживались правильного учения о соблюдении субботы и соблюдали правильный день.

В лице Стефана Мамфорда они привезли правильное учение о соблюдении субботы в Америку, но, к сожалению, истинная суббота плохо приживалась на американской земле.

Уильям Миллер был баптистом; следовательно, он добросовестно соблюдал субботу, но только в воскресный день. Т. М. Пребл, миллеровский адвентист, был служителем в Церкви баптистов свободной воли. Возможно, Пребл воспринял истинную субботу от Фредерика Уилера, который, в свою очередь, узнал о ней от некой Рэчел Оукс, принадлежавшей к Церкви баптистов седьмого дня. А может быть, он воспринял ее от какого-то другого баптиста седьмого дня, но так или иначе Пребл стал соблюдать ее. И вскоре он взялся за перо, чтобы написать книгу об истинном святом дне. Эта книга — Т. М. Пребл назвал ее «Трактат, доказывающий, что седьмой день следует соблюдать в субботу, а не в первый день» — попала в руки бывшего морского капитана Джозефа Бейтса. Благодаря ей и собственному изучению Библии Бейтс, сам преданно и добросовестно соблюдавший не тот день, стал соблюдать субботу в седьмой день. Вскоре после этого он издал собственную небольшую книгу, на которую мы уже ссылались: «Суббота в седьмой день, вечное знамение».

Как мы уже сказали, единственное отличие пуритан . от баптистов седьмого дня в вопросе соблюдения субботы заключалось в выборе дня — истинного седьмого дня вместо воскресенья.

А теперь обратите, пожалуйста, внимание на тот факт, что баптисты седьмого дня, которых насчитывалось около 6 тысяч человек, когда они привлекли внимание адвентистов в 1840-х годах, в настоящее время насчитывают в своих рядах 60 тысяч членов. Церковь адвентистов седьмого дня, которых насчитывалось 3500 человек на момент создания деноминаций в 1863 году, сегодня насчитывает уже свыше 7 миллионов членов и продолжает быстро расти.

Разница, и притом весьма существенная, обусловлена 1844 годом, как сразу понял Джозеф Бейтс.

Джозеф Бейтс и суббота. Джозеф Бейтс узнал, что субботу надо праздновать в седьмой день, примерно в 1845 году, познакомившись с брошюрой Т.М. Пребла. В начале следующего года он прочитал Приложение к «Дневной звезде» за 7 февраля 1846 года, о котором мы говорили в 6-й главе, и убедился, что в Дан. 8:14 речь идет о небесном святилище.

Летом 1846 года капитан Бейтс написал свою первую, упоминавшуюся нами, небольшую книгу о субботе и назвал ее «Суббота в седьмой день, вечное знамение». В ней он показал, какой день недели является истинной субботой. Книга была издана в августе, а тридцатого числа того же месяца состоялось бракосочетание Джеймса Уайта и Елены Гармон. До этого момента Джеймс и Елена восхищались капитаном Бейтсом, но теперь их озадачивало его повышенное внимание к заповеди о субботе4. Однако, прочитав его книгу и еще раз сверившись с Библией, они тоже стали соблюдать субботу. Возможно, это произошло в сентябре.

В своей небольшой книге Джозеф Бейтс практически повторил утверждения баптистов седьмого дня. Но в одном отношении его книга стала первой своего рода истинной вехой в совершенно новом понимании субботы. На странице 24 Джозеф Бейтс сослался на вести трех ангелов. Указав на обстоятельства, хорошо известные любому миллеровскому адвентисту, а именно подчеркнув, что миллериты проповедовали весть первого ангела о суде и весть второго ангела о падении Вавилона, Бейтс сделал шаг вперед, опередив всех своих современников. Он заявил, что настало особое время для соблюдения субботы, потому что пришла пора возвещать весть третьего ангела. Он еще сам не понимал достаточно ясно значения написанного им, но тем не менее сформулировал эту мысль.

В чем она заключалась? В том, что суббота приобретает необычайную своевременность в свете 1844 года.

Этот вывод стал намного понятнее в следующие несколько лет, когда Бейтс, супруги Уайт и другие адвентистские пионеры стали совместно изучать Библию.

Бейтсу все больше хотелось встретиться с людьми, издавшими Приложение к «Дневной звезде»: О.РЛ. Крозье, Хирамом Эдсоном и Ф.Б. Хааном. Поэтому осенью 1846 года он отправился на запад штата Нью-Йорк, неся с собой новый свет о субботе. Пообщавшись с Эдсоном, Крозье и Хааном, капитан Бейтс стал лучше понимать истину о небесном святилище. Исполненный новых надежд и чаяний, он поручил своему издателю повторно опубликовать книгу «Суббота в седьмой день, вечное знамение», сделав два наиважнейших дополнения, несущих новый свет.

Во-первых, на странице 59 Бейтс высказал мысль о том, что соблюдение воскресенья вместо истинной субботы есть начертание зверя. Это было первое подобное истолкование начертания зверя в вести третьего ангела, опубликованное в печати. Далее в своем новом предисловии он обратил внимание на Откр. 11:19: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его».

Когда Бейтс со своими единомышленниками из штата Нью-Йорк обратил внимание на этот текст, новый великий свет озарил их. В ковчеге завета находятся Десять Заповедей, в том числе четвертая. В Ветхом Завете ковчег располагался во Святом святых, а в 1844 году Иисус вошел во Святое святых на небесах. Возможно ли такое, думали они, что повышенный интерес Бейтса и других исследователей к вопросу о субботе стал результатом того, что Христос недавно вошел во Святое святых небесного святилища? Если это так, то какое удивительное получается совпадение с той последовательностью, в которой в Библии изложены вести трех ангелов! 1) Час суда; 2) падение Вавилона; 3) соблюдение заповедей, основанное на вере во Христа.

Как я уже сказал, Бейтс поспешил домой и осуществил второе издание, в предисловии к которому рискнул осторожно поделиться своим восторгом по поводу Откр. 11:19: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его».

Осторожность Бейтса при упоминании связи истинной субботы с новым служением Христа в небесном святилище исчезла через два месяца. 6 марта в г. Фейерхевн, штат Массачусетс, а затем 3 апреля в Топшеме, штат Мэн5, только что вышедшая замуж и начавшая соблюдать субботу Елена Уайт получила первое видение о субботе. В центре этого видения был Иисус в небесном святилище, что вполне закономерно.

Е. Уайт описала то, что увидела, а Джозеф Бейтс издал ее рукописи6. Она сообщала, что ангел быстро перенес ее на небо, где Иисус ждал ее в небольшом храме-образце — по-видимому, том же самом, который был показан Моисею7. Иисус провел ее через Святое во Святое святых и там показал ей две каменные скрижали, на которых были начертаны Десять Заповедей. Первые четыре заповеди размещались на первой скрижали и сияли ярче шести других; но сияние четвертой заповеди затмевало все остальные. Ее окружал «ореол славы». Это удивило Елену Уайт: хотя она и ее муж Джеймс убедились в правоте капитана Бейтса относительно субботы, она не думала, что это до такой степени важно. Только теперь, увидев окруженную ореолом славы субботу в присутствии Иисуса во Святом святых, она осознала ее большое значение.

На г-жу Уайт произвело глубокое впечатление то, что суббота — это «великая истина», объединяющая «возлюбленных святых Божьих, пребывающих в ожидании», а также отделяющая их от неверующих. Затем ей было показано, что верующим надлежит «с еще большей силой возвещать о субботе»8.

С еще большей силой возвещать о субботе. это означало как минимум следующее: проповедовать о ней полнее, чем кто-либо делал это до сих пор. До этого времени баптисты седьмого дня провозглашали ее истинной субботой, но они не учили, что соблюдение субботы жизненно важно, и лишь эпизодически делали попытки завоевывать сердца людей истиной о субботе. Баптисты седьмого дня полагали, что знание о субботе и ее соблюдение — благо для человека. Однако этот вопрос не считался вопросом жизни и смерти.

Но в видении суббота была обозначена как «великая истина», объединяющая «возлюбленных святых Божьих, пребывающих в ожидании», а также отделяющая их от неверующих.

Джозеф Бейтс и другие верующие быстро поняли это или по крайней мере поняли отчасти. Весть первого ангела подвела человечество к судному часу, 1844 году. Второй ангел обратил внимание на падшее состояние многочисленных церквей, соблюдающих воскресенье. Третий ангел обратил внимание на заповеди. Иисус совершенно по-новому обращал внимание людей на субботу с тех пор, как вошел во Святое святых и встал возле ковчега завета.

Видение полностью согласовывалось с тем, что Бейтс уже обнаружил в Библии. Он сразу же постарался донести новый свет о субботе бывшим миллеритам.

Но Бейтс натолкнулся на каменную стену! Когда он рассказал друзьям-миллеритам о значении субботы, разъяснив, что в 1844 году Иисус вошел во Святое святых, это их не убедило. Миллериты охотно общались с капитаном Бейтсом, но его слова относительно 1844 года сочли ошибочными.

Тогда Бейтс решил написать еще одну небольшую книгу, на этот раз с замечательным названием: «Путевые указатели и большие груды Второго пришествия». Под «большими грудами» он имел в виду груды камней, которые во времена Ветхого Завета служили памятниками Божьей благодати. Под «путевыми указателями» он имел в виду дорожные знаки. Сила этой брошюры заключалась в следующем: повторив все доказательства — путевые указатели и высокие груды камней — некогда убедившие миллеритов-адвентистов в том, что Бог воистину исполнит пророчество о 2300 днях в 1844 году, Бейтс надеялся обосновать свои утверждения о том, что 1844 год сделал особенно важной истинную субботу.

В конце года Бейтс написал свою самую большую книгу: «Оправдание субботы». В ней насчитывалось 116 страниц, и он писал ее (эта история хорошо известна), когда у него в кармане осталась одна-единственная монета — Йоркский шиллинг. Книга увидела свет в 1848 году.

Весь тираж этой книги считался утраченным, пока Годфри Андерсон, бывший президент университета Лома-Линда, не обнаружил один экземпляр в Бостонской общественной библиотеке. Теперь нам известно, какую весть Джозеф Бейтс, а также Джеймс и Елена Уайт готовились возвестить в 1848 году на знаменитых конференциях, посвященных субботе.

Теперь мы знаем, что «конференции по вопросу о субботе и святилище» были скорее семинарами9. Бейтс хорошо подготовился к этой встрече, чтобы преподнести истину о субботе четвертой заповеди. Джеймс Уайт доказывал, что суббота чрезвычайно важна в свете 1844 года, А Елена Уайт призывала людей жить в согласии с новым светом10.

Печать Божья и начертание зверя. Новый свет, в частности, касался печати Божьей и начертания зверя. Третий ангел, обращающий внимание на соблюдение заповедей по вере во Христа, настоятельно предупреждает о тех проклятиях, которые постигнут всех принимающих начертание зверя11.

Но не все соблюдавшие воскресенье получили начертание зверя. Бейтс, супруги Уайт и большинство тех, кто посетил их собрания, обрели духовное благословение, соблюдая воскресенье. В 1849 году Елена Уайт имела видение, в котором ее заверили, что испытание по вопросу о субботе не началось до тех пор, пока Иисус не перешел из Святого во Святое святых в 1844 году12. Соблюдающие воскресенье получают начертание зверя лишь в том случае, если у них появится возможность познать истину, но они ее сознательно отвергнут13.

А печать Божья? В Откровении нет прямого отождествления печати Божьей и субботы. Однако в этой книге печать противопоставляется начертанию зверя и ее принимают соблюдающие заповеди. Печать включает в себя соблюдение истинной субботы, которая входит в Десять Заповедей, но она не ограничивается этим. О людях, принимающих печать на чело свое, сказано, что имя Бога (или характер) написано у них на челе (см. Откр. 7:1-3; 14:1-5). Соблюдение субботы становится печатью Божьей, когда оно воистину меняет человека изнутри. Печать Божья-это «утверждение в истине и разумом, и духом, благодаря чему человек становится непоколебимым»14.

Елена Уайт и суббота. Мы уже узнали, что Елена Уайт начала соблюдать субботу в сентябре 1846 года, за несколько месяцев до того, как в марте 1847 года получила видение о ней. Мы также заметили, что во время своего первого видения о субботе она была перенесена во Святое святых, где Иисус лично открыл ей значение субботы. Бог мог бы переместить Елену во дни-творения или отправить на гору Синай. Он мог бы обратить ее внимание только на избранные библейские тексты и даже исключить из этого видения Иисуса. Но Бог в этом первом видении о субботе сосредоточился на святилище и Иисусе. Понятно, почему: Он хотел, чтобы Его народ по-новому связал субботу с Иисусом и Его новым служением во святилище.

Да, в Своем новом служении во Святом святых небесного святилища Иисус обращает особое внимание на субботу как на доктрину; но еще большее внимание Он уделяет соблюдению субботы — ведь это означает, что человек впускает Иисуса в свою жизнь. Христос очень заинтересован в Своем святом дне, но еще больше стремится воспроизвести Свою прекрасную святость в святом народе. Мы вспоминаем страницу 283 из книги «Желание веков»: «Чтобы святить субботу, люди должны быть сами святы».

Елена Уайт размышляет здесь об Исх. 20:8 и Исх. 22:31.

Она поясняет: «Давая Израилю заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его», Господь сказал также: «Будете у Меня людьми святыми»».

Но как нам, грешникам, стать достаточно святыми, чтобы святить субботу?

На помощь приходит Иез. 20:12: «Дал им также субботы Мои… чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их». В приведенной нами выдержке из книги «Желание веков» объясняется: для того чтобы люди достаточно освятились и могли святить субботу, «они должны стать причастниками праведности Христа» (курсив мой).

На странице 469 книги «Великая борьба» эта тема развивается дальше: «Последователи Христа должны уподобиться Ему; через благодать Бога они должны формировать свой характер в гармонии с принципами Его святого Закона. Это и есть библейское освящение».

Такое освящение очень важно, и истинные почитатели субботы хотят испытать его. Они не делают из этого дня очередной праздник, но стремятся использовать каждую его минуту для поклонения Богу, свидетельства о Нем, развития своего характера, поскольку знают, что время истекает.

Однако не все адвентисты седьмого дня понимают, какое значение для субботы имеет 1844 год. В молодые годы Елена Уайт узнала о служителе, который проповедовал о субботе, не помещая ее в контекст последнего времени. Он проповедовал ту субботу, которая была дана при творении и на горе Синай, но не субботу судного часа и вести третьего ангела, не противопоставлял печать Божью начертанию зверя. Таким образом, он не показывал безотлагательность этой истины в свете последнего времени, ее уникальную своевременность в тот особый момент истории.

Глубоко разочарованная вялой проповедью, Е. Уайт писала:

«Пастор К. не знает, какого он духа… Что касается субботы, то он стоит на тех же позициях, что и баптисты седьмого дня. Отделите субботу от вестей, и она потеряет свою силу; но когда она проповедуется в связи с вестью третьего ангела, сила сопровождает ее, сила, убеждающая и обличающая неверующих и безбожников, выводящая их из мира и укрепляющая на то, чтобы жить, возрастать и процветать в Господе»15.

1844 год и СУББОТА. Хорошо осведомленный адвентист седьмого дня — это человек, верящий, что Христос скоро придет, потому что исполнилось пророчество о 2300 днях, и по той же причине соблюдающий субботу в седьмой день. Такой человек знает, что, поскольку 2300 дней закончились в 1844 году, настало время третьему ангелу нести предостережение против начертания зверя. Людям из всякого «племени, колена, языка и народа» пора избрать Господа и добровольно установить взаимоотношения с Иисусом, чтобы освятиться и святить субботу. Стать «достаточно святым» — значит стать в самом глубоком и привлекательном смысле этого слова человеком, похожим на любящего, милосердного и верного Небесного Отца.

Настало время говорить об истинном, чистосердечном и христоподобном соблюдении субботы. Оно настало именно сейчас, потому что Иисус уже вошел во Святое святых, чтобы начать последний суд. Оно настало именно сейчас, потому что из Святого святых Иисус озаряет мир сияющей славой истинного соблюдения субботы в последней попытке приблизить людей к Себе и тем самым приготовить их к предстоящему времени скорби и грядущей славной вечности.

1. Замечательное свидетельство очевидцев о приверженности отцов-пилигримов воскресной субботе можно прочитать в книге Mourt’s Relation: A Journal of the Pilgrims at Plymouth. (Applebooks of Cambridge and Boston, Mass.).

2. The Seventh Day Baptists in Europe and America, 3 vols. (Plainfield, N.J.: The Seventh Day Baptist General Conference, 1910,1972), 1:64-66, 72-73, 78-79.

3. Seventh Day Baptists in Europe and America, 1:233n.

4. Елена Г. Уайт, «Очерки жизни», с. 95.

5. Тот факт, что Елена Уайт дважды имела видение об «ореоле славы», подтверждается, если сравнить стр. 95 и 96 «Очерков жизни» со стр. 100-103 и принять во внимание недвусмысленное заявление Джозефа Бейтса в конце второго описания видения, опубликованного под заголовком «Видение». См. следующее примечание.

6. «Видение», 7 апреля 1847 г. Эта публикация была отпечатана на одной стороне широкоформатного листа в то же время. Она датирована тем днем, когда Елена Уайт написала письмо.

7. В Евр. 8:5 сказано, что Бог потребовал от Моисея изготовить земную скинию в соответствии с «образцом», который Бог показал ему на горе Синай. Греческое слово, переведенное в английском тексте как «образец», имеет также значение «образ». Иными словами, Бог скорее показал Моисею «образ» небесного святилища, а не само святилище. В одной из своих ранних книг «Духовные дары» (1864) Елена Уайт говорит, что Моисею было велено изготовить скинию по «миниатюрной модели», которую Бог показал ему.

8. Елена Г. Уайт, «Ранние произведения», с.ЗЗ.

9. Артур Л. Уайт употребляет новый термин «конференции по субботе и святилищу» в качестве заголовка для 9-й главы первого тома своей шеститомной биографии Елены Г. Уайт (Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Assn., 1985). Сейчас складывается впечатление, что ночи бдения, молитвы и изучения, которые часто связывали с этими конференциями 1848 года (см. Елена Г. Уайт, «Избранные вести», т. 1, с. 206), на самом деле относятся к другому времени — возможно, к 1847 году.

10. Одним из первых исследователей, обративших внимание на то, что конференции 1848 года, посвященные субботе и святилищу, были больше похожи на «семинары», был Гордон О. Мартинборо — см. «The Beginnings of a Theology of the Sabbath among American Sabbatarian Adventists, 1842-1850» (Университет Лома-Линда, 1976 г.), особенно главу 6.

11. Начертание зверя противопоставляется соблюдению заповедей. Зверь из Откр. 13:1-10, ставящий свое начертание на людей, живущих в последнее время, — это тот самый небольшой рог из Дан. 7, который, согласно пророчествам, должен был выйти из Римской империи, преследовать народ Божий и попытаться изменить Божьи законы. Римская Церковь известна в истории христианства суровыми гонениями на еретиков, последовательным отстаиванием воскресенья и противодействием субботе. Таким образом, характерным признаком зверя является соблюдение воскресенья или, скорее, принудительное навязывание воскресного дня церковной властью. Для углубленного исследования этой темы читайте книгу С. Mervyn Maxwell, «The Mark of the Beast», in Daniel and Revelation Committee Series, Frank B. Holbrook, ed. (Silver Spring, Md.: Biblical Research Institute, General Conference of Seventh-day Adventists, 1992), 7:41-132.

12. Елена Г. Уайт, «Ранние произведения», с. 42,43.

13. См. Елена Г. Уайт, «Великая борьба», с.605.

14. Отрывок, из которого взято это знаменитое высказывание, написан в 1902 году и находится в разделе Комментариев Елены Г. Уайт в «Библейском комментарии адвентистов седьмого дня», т. 4, с. 1161: «Поскольку дети Божьи получают печать на свое чело, это не какая-то видимая печать или знак, а утверждение в истине, и разумом, и духом, благодаря чему человек становится непоколебимым. Как только дети Божьи будут запечатлены и приготовятся к просеиванию, оно сразу же начнется. Фактически оно уже началось: суды Божьи постигли страну, чтобы предупредить нас о том, чего нам следует ожидать» (MS 173,1902).

15. Елена Г. Уайт, «Свидетельства», т. 1, с. 337.