1844 год и готовность

Эта глава посвящена самым торжественным и вдохновляющим аспектам 1844 года и величественного разочарования.

До этого момента мы в основном опирались на следующие тексты: Дан. 8:14 (2300 дней), Дан. 7:9-14 (Сын Человеческий приходит на облаках на суд), Лев. 16 (День очищения), Лк. 12:35-37 (ожидание того времени, когда Господь вернется с брака) и Откр. 14:6-12 (вести трех ангелов). Эти тексты широко использовались адвентистскими пионерами, которые также часто обращались к Мал. 3:1-5.

Вы, наверное, помните, что в конце 6-й главы «Следственный суд: выдумка адвентистов седьмого дня?» я ссылался на глубокомысленные слова из письма О. Р. Л. Крозье, друга Хирама Эдсона, напечатанного в номере «Дневной звезды» от 18 апреля 1846 года. Его духовный акцент показался особенно привлекательным для Елены Уайт. Оно было основано на 1 Кор. 6, где христиане названы храмом Бога, и на Мал. 3, где сказано, что Христос должен был прийти в Свой храм и очистить сынов Левия. Обратите особое внимание на последнее предложение в следующей цитате:

«Похоже, многие не понимают, что есть буквальный и есть духовный храм. Буквальный — это святилище в Новом Иерусалиме (буквальный город), а духовный — это Церковь. В буквальном находится Иисус Христос, наш Царь и Священник (Ин. 14:2; Евр. 8:2; 9:11); в духовном — Святой Дух (1 Кор. 3:17; 6:19; Еф. 2:20-22). Между этими двумя храмами существует совершенное взаимодействие. Христос «готовит место», а Дух готовит людей. Когда Он вошел в Свой храм, святилище, чтобы очистить его, Дух начал особое очищение людей (Мал. 3:1-3)».

Понятие о том, что очищение святилища включает в себя особое очищение людей, поклоняющихся в нем, было преподано в 16-й главе Книги Левит, где говорится о Дне очищения. «Ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты перед лицом Господним» (стих 30). В Мал. 3:1-5 предложено аналогичное обетование. Я выделил курсивом некоторые фразы, о которых мы будем говорить.

«Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в хром Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? ,

Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. И приду к вам для суда».

Не Иерусалимский храм. Многие комментаторы Библии полагают, что в этом отрывке речь идет о Первом пришествии Христа и о том, как Он очистил Иерусалимский храм от скота, голубей и менял. Однако мне представляется сомнительным такое толкование пророчества о приходе Христа в Иерусалимский храм, ведь в нем есть четкое обетование: Он очистит священников, «сынов Левия», до такой степени, что они будут приносить благоприятные жертвы. К сожалению, когда Иисус закончил Свой труд на земле, противодействие священников вынудило Его отнять Свой Дух у Иерусалимского храма и объявить его «пустым» (Мф. 23:38).

Адвентистские пионеры были правы, утверждая, что в Мал. 3:1-5 описан приход Христа во Святое святых небесного храма в 1844 году и Его особая работа по очищению Своего народа последнего времени, поклоняющегося в небесном храме.

Много лет спустя после этого незабываемого события автор книги «Великая борьба», оглядываясь назад, отметила, что «вход Христа как нашего Первосвященника во Святое святых для очищения святилища, описанный в Книге Даниила (8:14), приход Сына Человеческого к Ветхому днями, о котором мы читаем там же (7:13), и приход Господа в Свой храм, предсказанный Малахией (курсив мой), — все это является описанием одного и того же события, которое изображено также приходом Жениха на брачный пир в притче Христа о десяти девах (Мф. 25)».

В книге «Великая борьба» на странице 424 сделано недвусмысленное заявление. «Об этом (приход Христа на суд в 1844 году) говорит и пророк Малахия: «И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1). Пришествие Господа в храм было внезапным и неожиданным для Его народа. Они не ожидали увидеть Его там. Они думали, что Он придет на землю».

Прекрасные христиане. Теперь, прежде чем мы продолжим анализировать комментарий «Великой борьбы» на Мал. 3:1-5, я призываю вас приготовиться к духовному сюрпризу. Пожалуйста, постарайтесь вспомнить все, что вы слышали о духовности лучших из миллеритских адвентистов. Мы говорили об их пламенном усердии и искренности в 4-й главе. Вот еще одно свидетельство человека, пережившего то же, что и другие.

«В то время люди имели такую твердую веру, которая позволяла им получить ответ на молитву, — веру, которая не остается без награды. Подобно дождю, падающему на иссохшую землю, сошел дух благодати на тех, кто жаждал принять истину. Те, кто надеялся вскоре лицом к лицу встретить своего Искупителя, чувствовали невыразимую радость. Смягчающая, покоряющая сила Святого Духа плавила сердца, и Его благословения щедро изливались на искренних приверженцев истины.

Принявшие эту весть с благоговением, тщательно готовясь, приближались к тому времени, когда они надеялись встретить Господа. Каждое утро они считали своим первейшим долгом удостовериться в том, что Бог их принял. В полном единодушии они горячо молились друг о друге. Для общения с Богом они часто собирались вместе с уединенных местах, и среди полей и рощ возносились к небу молитвы о заступничестве. Одобрение Спасителя было им гораздо нужнее, чем хлеб насущный, и если что-либо омрачало их душу, они не находили себе места до тех пор, пока в их душе не воцарялся мир. Испытав на себе влияние всепрощающей благодати, они жаждали видеть Того, Кого так горячо любили»1.

Еще не готовы. Теперь вы готовы к нашему сюрпризу? Недвусмысленно говоря об адвентистах, принявших весть Миллера и искренне и ревностно ожидавших возвращения Иисуса, автор»Великой борьбы» на странице 424 пишет: «Но народ еще не был готов встретить своего Господа».

Адвентисты в 1844 году еще не были готовы встретить своего Господа!

Вместе с тем это были замечательные люди! Они любили друг друга, любили даже своих врагов. Они во всем полагались на Христа, и для этого у них были все основания: они каялись, исповедовали грехи свои, свидетельствовали о Господе, жертвовали, изучали Писание, молились и прославляли Бога и, конечно же, любили Господа всем сердцем своим. Совсем недавно мы прочитали: «Они жаждали видеть Того, Кого так горячо любили».

Тем не менее даже они «еще не были готовы встретить своего Господа»!

Возможно, мы поймем причину, продолжив чтение «Великой борьбы»:

«Он должен был приготовиться к этому событию. Люди нуждались во свете, который направил бы их разум к небесному храму Божьему, и тогда, следуя верой за своим Первосвященником в Его служении, они поймут свои новые обязанности. Церковь должна была получить другую весть предостережения и наставления».

Еще раз вчитайтесь в эти строки. Они воодушевляют. Хотя здесь сказано, что миллеритским адвентистам следовало получше подготовиться, в этом отрывке говорится, что их надо было озарить новым светом. Бог знал, что им требуется дополнительная подготовка, и собирался помочь им в этом.

Но о чем конкретно мы говорим? Прочитайте еще раз цитированное место. В то время как миллериты изучали новое служение Христа во Святом святых, им надо было услышать «другую весть предостережения и наставления», включавшую в себя «новые обязанности». Будучи миллеритами-адвентистами, они возвещали весть первого ангела о наступлении часа суда и весть второго ангела о падении Вавилона, но до сих пор они совершенно ничего не знали о своем долге возвещать весть третьего ангела. Дополнительное приготовление включало в себя уяснение своего долга наставлять людей по поводу субботы и предостерегать их о начертании зверя, которое было содержанием вести третьего ангела.

Готовы и НЕ готовы. Лучшие миллериты-адвентисты, конечно же, были готовы к смерти. Мы знаем двух их самых духовных служителей: Леви Стокмана, умершего весной 1844 года, и Чарльза Фича, умершего в понедельник 14 октября, за восемь дней до ожидаемого им явления Иисуса на облаках небесных. В декабре, в первом видении молодой сестре Елене было показано будущее этих мужей после воскресения. Она видела, что они сидят под деревом жизни. Она узнала, что Бог «положил [их] в могилу, чтобы спасти для вечности»2. Да, лучшие из миллеритов-адвентистов, умершие во Христе до 22 октября, были готовы воскреснуть в первое воскресение. Но они «еще не были готовы встретить своего Господа», то есть встретить Его во время Его второго пришествия, находясь среди живых на земле.

Почему?

А дело вот в чем. Разве не суждено тем из нас, кому доведется воочию увидеть Второе пришествие, пережить кризис, связанный с начертанием зверя? Разве нам не придется переживать время скорби?

Были ли миллериты-адвентисты готовы ко времени скорби? Как это ни печально, но когда великое разочарование бросило им вызов, вера большинства увяла, как листья тыквы от первого мороза. Нам дано предостережение, что «это время скорби и отчаяния потребует от нас веры, которая превозмогает усталость, промедление и голод»3.

Готовы ли были миллериты к кризису, связанному с начертанием зверя? Большинство из них ревностно соблюдали воскресенье, и когда впоследствии они услышали об истинной субботе, то отказались принять ее. Даже сестра Елена соблюдала воскресенье (и ела свинину!), и даже она какое-то время противилась субботе после того, как впервые услышала о ней.

Миллериты-адвентисты любили Иисуса и духовно бодрствовали. Однако мы слышим еще одно напоминание о том, что печать Божья, столь необходимая для победы во время последнего кризиса, предполагает и интеллектуальную, и духовную зрелость. «Это не какая-то видимая печать или знак, — писала Елена Уайт, — а утверждение в истине и разумом, и духом, благодаря чему человек становится непоколебимым»4.

Кто успешно переживет последние события в истории земли и увидит Иисуса во время Его пришествия, те будут знать, во что они веруют, чувствовать, во что они веруют, и поступать согласно своей вере. Мы говорим не о простом соблюдении субботы, а об истинном духовном соблюдении субботы, освящающем и очищающем человека. Мы говорим о людях, которые действительно «соблюдают заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).

Расплавляющий огонь и очищающий щелок. Вернемся к «Великой борьбе», с. 424, 425: «Пророк [Малахия] говорит: «Кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?»»

Мы можем спросить себя, как я всегда делаю, в очередной раз изучая этот материал: если замечательные миллериты-адвентисты не были готовы ко Второму пришествию, то кто же тогда может быть готовым? Но подождите! Продолжая цитировать 3-ю главу Книги пророка Малахии, автор «Великой борьбы» пишет: «Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий». Очищающий щелок используется для очистки грязной шерсти, а не для ее уничтожения, и расплавляющий огонь делает металл лучше, а не хуже. Быть может, здесь содержится обетование, которое может ободрить нас?

Да, обетование в самом деле есть!

В «Великой борьбе» приводится еще одна цитата из Книги Малахии: «И сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде».

Вспомните, что «сыны Левия» были священниками, а во Христе Иисусе мы все священники и сыны Левия. В 1 Петр. 2:9 сказано: «Вы — род избранный, царственное священство», а в Откр. 1:5, 6 мы читаем: «Ему, возлюбившему нас… и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу». Таким образом, очищение священников, «сынов Левия», о котором идет речь в 3-й главе Книги пророка Малахии, имеет непосредственное отношение к нам.

Возвещая нам весть третьего ангела о начертании зверя и соблюдении заповедей по вере в Иисуса, а также обращая наше внимание на «свидетельство Иисуса», которое есть «дух пророчества», Бог намерен очистить нас, если только мы будем сотрудничать с Ним. Это часть Его особой очищающей работы.

Без посредника. Далее в книге «Великая борьба» на странице 425 говорится: «Те, кто будет жить на земле, когда окончится посредническое служение Христа в небесном святилище, должны будут находиться в присутствии Святого Бога без Заступника».

Воистину, это не так просто: «Находиться в присутствии Святого Бога без Заступника». Но не будем думать, что это сказано, чтобы запугать нас. Это просто констатация факта. В один из дней Иисус неизбежно закончит Свое служение Первосвященника. Новость содержит в себе изумительное обетование. Богу едва ли могла прийти в голову мысль оставить Своих истинных последователей без Ходатая, замаливающего их грехи, если бы они нуждались в таком Ходатае. Вывод, который напрашивается, так же очевиден, как и сам крест: наступает время, когда истинные последователи Бога не будут больше нуждаться в Ходатае, замаливающем грехи.

«Божественный идеал для Его детей превыше самых возвышенных человеческих помышлений. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Это повеление является и обетованием. План искупления предусматривает наше полное освобождение от власти сатаны. Христос при всех обстоятельствах ограждает от греха душу кающегося. Он пришел, чтобы разрушить дела дьявола, и по Его воле Святой Дух будет послан каждой кающейся душе, дабы удержать человека от греха»5.

«Жить перед лицом Святого Бога без Посредника» — это обетование, и нешуточное обетование. Это одна из тех глубоко духовных целей, о которых мы говорили в начале настоящей главы.

Имеем ли мы истинное представление о том, что значит жить перед лицом святого Бога без Ходатая, замаливающего грехи?

14 мая 1851 года Елена Уайт, недавно вышедшая замуж, молодая двадцатилетняя женщина, имела опыт, открывший ей глаза на истинное значение этих слов. «Я увидела в видении красоту и великолепие Иисуса, — писала она впоследствии. — Созерцая Его славу, я не могла даже помыслить о том, что когда-нибудь мне придется удалиться от лица Его. Я увидела свет, исходивший от славы, окружавшей Отца, и когда он приблизился ко мне, мое тело вострепетало и задрожало, словно лист. Я подумала, что если он коснется меня, то я не останусь в живых, но свет миновал меня. Тогда я смогла составить некоторое представление о великом и страшном Боге, с Которым мы имеем дело. Я уразумела тогда, какие далекие от истины понятия о святости Божьей имеют некоторые верующие… Я видела также, что многие люди не понимают, какими они должны быть, чтобы устоять во время скорби, живя пред очами Господа без Первосвященника во святилище».

И далее: «Принимающие печать живого Бога и пребывающие под Его защитой во время скорби должны в совершенстве отражать образ Иисуса»6.

В этом и есть подлинная красота! Быть таким же милостивым, как Иисус, таким же добрым, как Иисус, таким же чутким, надежным, щедрым и готовым всегда поступать правильно! Об этом молится всякий искренний христианин. «Быть, как Иисус, об этом моя песнь: и дома и среди людей; быть, как Иисус, весь день; я хотел бы походить на Иисуса»7.

Но вспомните обетование: Он «очистит сынов Левия», а если угодно, мы все «сыны Левия».

Они не останутся без Иисуса! Истинные последователи Христа будут жить «без Посредника» во время скорби: означает ли этот факт, что им придется бороться с искушением своими силами? Нет, нет! Иисус по-прежнему будет их Защитой, Путеводителем и Опорой, их Господом и Царем, их Помощником во время бури.

Значит ли это, что истинные последователи Бога должны будут устоять во время скорби без помощи Святого Духа? Напротив, они будут наполнены Святым Духом. Перед тем как начнется время скорби, Святой Дух будет излит во всей полноте именно для того, чтобы святые смогли устоять8.

Иисус обещал Своим истинным последователям: «Не оставлю тебя и не покину тебя», так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр. 13:5, 6).

«В любое время и в любом месте, во всех печалях и во всех страданиях, когда будущее кажется мрачным и неопределенным, когда мы чувствуем себя беспомощными и одинокими, нам будет послан Утешитель в ответ на молитву веры. Обстоятельства могут разлучить нас со всеми земными друзьями, но никакие события, никакие расстояния не могут разлучить нас Q небесным Утешителем. И где бы мы ни были, куда бы мы ни шли, Он всегда одесную нас, чтобы помогать, поддерживать, подкреплять и ободрять»9.

Благодать и прилежные усилия. Мы еще не закончили комментарии из «Великой борьбы» на Мал. 3:1-5. В интересующем нас отрывке (с. 424,425) подробно говорится о необходимом приготовлении к тому времени, когда заступничество Христа прекратится. «Их одежды должны быть незапятнанными; их характер должен быть очищен от греха кровью кропления. При помощи благодати Божьей и собственных прилежных усилий они должны выйти победителями в борьбе со злом».

Обратите особое внимание на последнее предложение. «При помощи благодати Божьей и собственных прилежных усилий они должны выйти победителями в борьбе со злом».

Кому-то кажется, что слова «и собственных прилежных усилий» явно противоречат понятию «одной лишь благодатью». Они боятся, что если мы будем говорить о «прилежных усилиях», то у нас появится желание заслужить спасение делами. Но что на самом деле сказано в этом совете?

В приведенном отрывке не говорится о «делах», будь то хороших или плохих. В нем упоминаются «усилия». Но разве на нас не лежат две основные обязанности: 1) погашать долг своих грехов и 2) развивать христоподобный характер? Первую обязанность-погасить долг своих грехов выполнить совершенно невозможно. Мы просто не в состоянии погасить долг своих грехов, поэтому единственный выход для нас — полностью передать его Иисусу со смиренной верой и благодарностью.

Но развитие характера — это нечто другое, и мы говорим здесь о подражании Иисусу. Развитие характера, по самой своей природе, предполагает определенные усилия. Как минимум нам надлежит делать выбор, иногда нелегкий, включающий в себя послушание. Чтобы сделать правильный выбор, мы неизбежно должны взяться за руку Христа; но это должен быть наш выбор — иначе мы не сможем развивать свой характер.

Выступая перед студентами Эвондейлского колледжа (Австралия), в длинной, узкой столовой, которая какое-то время была их единственной «церковью», сестра Уайт10, ощущая присутствие Святого Духа, сказала: «Господь не предлагает нам выполнить за нас нашу работу. Как только мы ревностно возьмемся задело, Божья благодать будет производить в нас хотение и действие, но она никогда не будет подменять наши усилия. Наши души должны пробудиться и сотрудничать с Богом»11.

Иисус учил нас этому. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Евр. 11 справедливо называют главой веры. Обратите внимание, что верою Ной построил ковчег. Верою Авраам оставил свой дом и пошел скитаться в чужой стране. Верою Авраам возложил на жертвенник Исаака. Верою Моисей отказался от своего высокого положения в Египте. В каждом случае герои и героини веры, перечисленные в Евр. 11, повиновались верою. В Евр. 11:7 особенно подчеркивается (готовы ли вы к этому?): именно благодаря тому, что Ной построил ковчег, он «сделался наследником праведности по вере».

«Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он [весь] мир, и сделался наследником праведности по вере».

Будем рассуждать практически. Вы возвращаете десятину? Вы преподаете в классе субботней школы? Вы совершаете домашнюю молитву со своей семьей на закате дня?

Делая все это, вы выражаете благодарность за крест и ревностно молитесь о Божьей благодати. Но скажите мне, кто выписывает чеки на десятину? Вы или ангел? Кто стоит перед классом субботней школы, чтобы преподавать Библию: вы или Святой Дух вместо вас? Приходит ли Иисус лично в ваш дом, чтобы вместо вас провести семейное богослужение?

Кто в третий раз обращается в автосервис и просит добросовестно выполнить ту работу, которая была плохо сделана в предыдущие два раза? Кто открывает характер Иисуса этому раздраженному и смущенному механику?

«Божья благодать и собственные прилежные усилия». Да, нам отводится определенная роль: мы должны делать выбор, прибегать к Иисусу за помощью и всегда поступать по правде.

Наконец-то готовы. Мы подходим к завершению комментария Елены Уайт на Мал. 3:1-5 из книги «Великая борьба»: «В то время как происходит следственный суд на небесах, когда грехи кающихся грешников удаляются из святилища, среди народа Божьего на земле должна произойти особая работа очищения и оставления греха. Эта работа более ясно представлена в вестях [трех ангелов] 14-й главы Книги Откровение».

В начале этой главы мы напомнили себе, что в

Лев. 16:30 сказано о первосвященнике в День очищения: «Ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним».

Теперь мы подошли к концу рассматриваемого нами отрывка из книги «Великая борьба», с. 424, 425. Он заканчивается оптимистически: «Когда эта работа завершится, последователи Христа будут приготовлены к Его появлению. «Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние» (Мал. 3:4). Тогда Церковь, которую наш Господь возьмет с Собой в день Своего пришествия, будет «славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5:27)».

Искренний призыв. Мы изучали один из наиболее духовных выводов, который можно сделать сегодня, осмыслив события 1844 года: необходимость и возможность стремиться к духовной зрелости и знаниям, намного превосходящим даже замечательную духовность лучших миллеритов-адвентистов. Представляется уместным закончить эту главу искренним призывом Елены Уайт. Провозглашенный в 1851 году, он кажется таким насущным и своевременным, словно написан только вчера:

«Я видела, что многие братья пренебрегают столь необходимым приготовлением и ожидают времени «отрады» [Деян. 3:19,20] и «позднего дождя» [Иоил. 2:28, 29], который якобы сам приготовит их к тому, чтобы устоять в день Господень и жить пред Его лицом. Я была поражена, когда увидела, как много людей во время скорби остались без убежища! Они пренебрегли необходимым приготовлением и поэтому не могли получить отраду, которую должны иметь те, кто будет жить пред лицом Святого Бога… Я видела, что отрада была недоступна тем, кто не одержал победы над всеми своими искушениями, над гордыней, себялюбием, любовью к миру, над всяким недобрым словом и поступком. Поэтому нам надо стремиться все к более и более тесному общению с Господом и серьезно готовиться к тому, чтобы устоять в битве в день Господень. Будем же помнить о том, что Бог свят, и никто, кроме святых существ, не может вечно пребывать в Его присутствии»12.

Призыв последнего времени уподобиться Христу, развивать у себя глубокий и светлый христианский характер и одерживать победы над грехом — вот главный смысл 1844 года, и именно в этом величественность великого разочарования.

1. Елена Г. Уайт, «Великая борьба», с. 402,403.

2. Елена Г. Уайт, «Ранние произведения», с. 17.

3. Елена Г. Уайт, «Великая борьба», с. 621.

4. Комментарии Елены Г. Уайт в «Библейском комментарии адвентистов седьмого дня», т. 4, с. 1161.

5. Елена Г. Уайт, «Желание веков», а, 311.

6. Елена Г. Уайт, «Ранние произведения», с. 70,71.

7. Сборник песнопений адвентистов седьмого дня, No311.

8. См., к примеру, Иоил. 2:28; Елена Г. Уайт, «Ранние произведения», с. 85; «Свидетельства», т. 1, с. 353.

9. Елена Г. Уайт, «Желание веков», с. 669,670.

10. В юном возрасте Елена Уайт была известна как сестра Елена и сестра Гармон. После замужества ее называли г-жа Уайт и сестра Уайт. В преклонные годы ее с любовью называли «матерью Уайт». Наверно, нигде, кроме как в семье, ее не называли Елена Уайт.

11. Елена Г. Уайт, «Свидетельства для служителей», с. 240.

12. Елена Г. Уайт, «Ранние произведения», с. 71.