1844 год и богопоклонение

Пора посмотреть на то, как 1844 год изменил наше богопоклонение.

Говорит ли нам 1844 год что-либо о поклонении Богу? Да, говорит!

Весть первого ангела, возвещающего о наступлении часа суда в 1844 году, призывает весь мир «поклониться Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» (Откр. 14:7).

Весть третьего ангела, в которой начертание зверя противопоставляется соблюдению заповедей, также говорит о поклонении. Она предупреждает весь мир: «Кто поклоняется зверю и образу его… тот будет пить вино ярости Божией» (Откр. 14:9, 10).

Итак, вести провозглашены. Но что значит на самом деле поклоняться Богу?

Что такое поклонение? Это наша реакция на достоинство другой личности. Как же нам следует реагировать на «достоинство» Бога, Его неограниченную власть, Его неизреченную чистоту и Его непостижимую любовь?

Сама собой возникает мысль о смирении! Кто мы перед лицом такого Существа? Естественно также испытывать отвращение к себе, к своим неприглядным порокам и нечистоте. Однако в свете непостижимой Божьей любви поклонение предполагает также стремление к прощению, страстное желание всецело посвятить себя такой чудесной Личности и делать все, о чем только нас могут попросить.

Библия описывает опыт подобного поклонения в жизни пророка Исайи, когда он был молодым (см. Ис. 6). В видении Исайя видел Бога, сидящего на престоле в окружении небесных существ, поющих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6:3). Исайя сразу же пришел в смятение и смирился. В отчаянии он воскликнул: «Горе мне!., ибо я человек с нечистыми устами» (стих 5). К великому облегчению Исайи, ангел подошел к нему с горящим углем, взятым с жертвенника, коснулся уст его и очистил его.

Готовый теперь исполнить любое повеление Бога, Исайя услышал голос, призывающий добровольца: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Исайя тотчас откликнулся: «Вот я, пошли меня». После этого ангел наставил его, чтобы он воистину смог сделать угодное Богу, и предостерег от разочарования, если народ не послушает его слов.

Славословие (ангелов). Смирение (Исайи). Исповедание. Прощение. Посвящение. Внимание к Божьим наставлениям.

Поклонение!

Поклонение — это наш отклик на достоинство Бога. Это значит смиряться перед Божьей властью, каяться в присутствии Его чистоты, славить Его благость, покорно посвящать себя Ему на служение и внимательно слушать Его наставления, как лучше служить Ему.

Но это еще не все. Поскольку Исайя ни о чем не просил Бога по этому знаменательному случаю, мы упустили из виду «моление» о насущном или просьбы. Однако в молитве Господней Иисус учил нас просить о материальных нуждах, даже о таких прозаических, но необходимых, как хлеб наш насущный.

Но суд идет там, где Иисус осуществляет посредническое служение. Приходить к Богу и что-то просить у Него, продолжая при этом сознательно грешить, было бы насмешкой. Одни только слова «Господи, Господи» или пение «Господи, Господи» не приведут нас в Царство, если мы не будем при этом исполнять волю Отца (см. Мф. 7:21). Чтобы прийти к Богу даже для покаяния, нам потребуется посредник. «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня», — сказал Иисус (Ин. 14:6). «Богослужения, молитвы, славословие, покаянное исповедание греха истинно верующих людей восходит, подобно фимиаму, в небесное святилище. Но, проходя через испорченные человеческие сосуды, все это настолько оскверняется, что если не будет очищено кровью, никогда не сможет представлять ценность для Бога… Весь фимиам из земных скиний должен быть окроплен очищающими каплями крови Христовой»1.

Итак, поклонение — это смирение, исповедание, славословие, просьбы, посвящение, следование Божьими путями и прежде всего послушание Иисусу. Поклонение — это наш отклик на «достоинство» Бога.

Поклонение Богу и зверю. Как мы только что отмечали, в вестях трех ангелов противопоставлено поклонение Богу и поклонение зверю, или существу, символически изображенному в виде небольшого рога в Дан. 7, который приговорен следственным судом к уничтожению.

Адвентисты седьмого дня давно уже узнали из Библии, что зверь символизирует падшую религию, сочетающую в себе много доброго и много худого. Зверь заменяет одну или более Божьи заповеди собственными указами. При благоприятных условиях зверь даже пытается навязывать свои греховные указы. Начертание зверя, неотъемлемая черта характера зверя — это насильственное навязывание преднамеренно измененного варианта Десяти Заповедей, отличающегося от первоначального варианта, изложенного Богом. Люди, сознательно принимающие начертание зверя во имя религии, не покоряются одной или более Божьим заповедям. Они показывают, что зверя почитают больше, чем Бога. Не повинуясь Богу, они поклоняются зверю.

С другой стороны, истинные Божьи святые, в соответствии с вестью третьего ангела, повинуются Божьим заповедям и стремятся к Господу, оставаясь «соблюдающими заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). Это люди, откликающиеся на призыв первого ангела «поклониться Сотворившему небо и землю, море и источники вод». Это значит, что они не забывают святить субботу, «потому что в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил» (Исх. 20:11). Бог так многоценен в их глазах, что они покоряются Ему, чего бы им это ни стоило. Они поклоняются Богу и воздают Ему славу.

Поклонение как послушание. Поклонение — это намного больше, чем праздник и славословие, несмотря на то, что сегодня принято обращать внимание на эти его черты. Поклонение включает в себя славословие, но суть поклонения в послушании. Разница между поклонением Богу и поклонением зверю определяется нашим выбором той власти, которой мы готовы подчиняться.

Адвентисты седьмого дня давно уже поняли, что послушание — это основа истинного поклонения. Педагог У. У. Прескотт в своей замечательной христоцентричной брошюре «Христос и суббота» писал в 1893 году: «Высшая форма поклонения — это послушание». Точно так же Елена Уайт в 1911 году заметила, что «нет другого способа проявить столь благоугодное для Него благоговение, как послушание Его словам»2. В другом случае она сказала: «Истинное поклонение Богу состоит в том, чтобы трудиться вместе с Христом. Молитвы, наставления и разговоры — это недорогие плоды, за которые люди часто держатся; но плоды, проявляющиеся в заботе о нуждающихся, сиротах и вдовах, — это подлинные плоды, которые естественно вырастают на добром дереве»3.

Будучи тесно связанным с вестями трех ангелов, 1844 год учит нас, что поклонение — это нечто гораздо большее, чем пение гимнов или наши дела в Церкви. Как истинный отклик на достоинство Бога истинное поклонение должно быть жизнью хвалы, покаяния, познания и послушания. Если наши внутренние установки не изменятся в результате рождения свыше, то хвалебные гимны будут отвратительны Богу! «Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Ам. 5:23, 24). «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Мы рассуждали с вами о поклонении как о преображенном образе жизни. Теперь нам следует рассмотреть поклонение Богу на собраниях или церковных службах. Поэтому правомерен вопрос: содержит ли 1844 год какую-либо подсказку относительно того, как правильно проводить богослужения?

Церковь и/или движение. Чтобы ответить на вопрос, может ли 1844 год научить нас, адвентистов седьмого дня, правильному богослужению, необходимо поразмышлять о том, какой организацией должны быть адвентисты седьмого дня.

По-моему, нам известно, какой организацией мы не должны быть. Мы не должны быть просто клубом по интересам или своеобразным развлекательным центром, предлагающим религиозные концерты.

Наши пионеры уже на раннем этапе поняли, что мы являемся Церковью, но не считали себя Церковью в обычном понимании этого слова. Они предпочитали считать свою Церковь движением, символом которого служат три ангела в Откр. 14:6-12, летящие среди неба и возвещающие свою весть всем и повсюду.

Дж.Н. Лафборо, один из пионеров Церкви, назвал свое повествование, изданное в 1905 году, «Великое движение Второго пришествия». У.А. Спайсер, восемь лет с успехом возглавлявший Генеральную конференцию, выпустил в 1929 году книгу «Несомненные факты об адвентистском движении». В 1968 году издательская ассоциация «Ревъю энд Геральд» выпустила повторное издание книги Эммы Хауэлл Купер «Великое адвентистское движение». В предисловии к своему главному труду «Происхождение и становление адвентистов седьмого дня» (1925 г.) М.Элсворт Олсен недвусмысленно заявил, что пишет «скорее о религиозном движении, нежели… о вероисповедании».

Что такое движение? В Словаре Уэбстера сказано, что если Церковь является «организацией религиозных людей», то движение — это «организованные усилия во имя достижения цели», как, например, движение за гражданские права. Цель движения адвентистов седьмого дня — это выполнение миссии трех ангелов, описанных в Откр. 14:6-12, несущих свою весть по всему миру и собирающих под знаменем Бога людей, которые действительно соблюдают заповеди Божьи, включая заповедь о субботе и заповедь «возлюби Бога превыше всего и ближнего, как самого себя».

Во многих вероисповеданиях человек становится членом Церкви, когда его крестят в младенческом возрасте, хотя в это время он еще не осознает происходящего. Членство в каком-то движении — всегда дело добровольное. Членство во многих церквах — вещь формальная, почти не требующая больших жертв со стороны человека. Членство в движении всегда предполагает посвящение. Членство в некоторых церквах подразумевает лишь участие в обрядах и внимательное выслушивание скучных проповедей. Принадлежность к религиозному движению предполагает активное участие в распространении вести данного движения, для чего необходимо основательно знать содержание и смысл этой вести.

Богослужение в движении. Если адвентисты седьмого дня в самом деле являются движением, то необходимо задать себе вопрос: какое богослужение нам больше всего подходит?

За основу можно взять опыт пророка Исайи.

Истинное богослужение закономерно начинается с хвалебного гимна (наподобие ангельского пения «Свят, свят, свят» в видении Исайи), в котором внимание людей направляется на Божью силу, святость и любовь.

Гимн надо «петь духом… и умом», как учит нас апостол в 1 Кор. 14:15 (мне нравится руководить пением гимнов, призывая аккомпаниатора и людей вкладывать в них душу). Когда у людей пробуждается сознание Божественного присутствия, они с благоговением склоняют колени и говорят вместе с пророком Исайей: «Горе мне!., ибо я человек с нечистыми устами». Получив прощение, подобно Исайи, они делают нечто такое, чего Исайя не сделал, но к чему Иисус призывает нас в молитве Господней и в Евр. 4:16: «Да приступаем с дерзновением к престолу благодати», чтобы приносить прошения и моления всесильному и любящему всех Богу.

До этого момента богослужение в движении мало чем отличается от богослужения, совершаемого в обычной думающей церкви. Однако важным отличием становится проповедь. В своей проповеди служитель движения адвентистов седьмого дня ясно и призывно раскрывает какую-то конкретную сторону истины, связанную с Божьей вестью для последних дней: вечное Евангелие, суд, падение популярных религий, опасность начертания зверя, соблюдение заповедей, основанное на вере во Христа. Служитель проповедует столь ревностно и пламенно, потому что весть адвентистов седьмого дня является вопросом вечной жизни или вечной смерти.

«Служителю надо начинать так, чтобы всем было ясно: он возвещает весть от Бога. Ему следует излагать важные истины так же отчетливо, как отчетливо пишутся надписи на дорожных указателях, чтобы люди во что бы то ни стало поняли их»4.

Служитель продумывает проповедь, стремясь преподнести весть настолько хорошо и понятно, чтобы его слушатели в действительности выполняли заповеди Библии и могли поделиться своим опытом с другими. В ответ люди стараются запомнить слова пастора, выполнять его наставления и рассказывать о них окружающим. Они также вспоминают о том, как Бог помог им воплотить в жизнь наставления из проповеди последней недели.

«Величайшая помощь, которую мы можем оказать нашим людям, это научить их трудиться для Бога и полагаться на Него, а не на служителей… Пусть члены церкви в течение недели добросовестно выполняют свой долг, а в субботу рассказывают о своем опыте. Тогда собрание будет подобно пище для алчущего, и все присутствующие будут получать новую жизнь и свежую энергию»5.

Мы проанализировали основы богослужения адвентистов седьмого дня, но это еще не все.

Воодушевлять друг друга. В Евр. 10:24, 25 сказано: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».

«День», о котором идет здесь речь, это Второе пришествие Христа. 1844-й год помог нам понять, что теперь этот день гораздо ближе, чем во дни Павла. Итак, что же нам делать, если мы «усматриваем приближение дня оного»?

Библия говорит, что мы не должны оставлять собрания своего, даже если другие члены церкви пренебрегают этим («как есть у некоторых обычай»). Мы должны добросовестно собираться в положенное время. С какой целью? Чтобы поощрять друг друга «к любви и добрым делам», «увещевать друг друга» или, как говаривал пастор Спайсер, «воодушевлять братьев»6.

Наставление в Евр. 10:24,25 показывает, что даже во времена Нового Завета люди предпочитали не ходить в церковь, а оставаться дома и что многие из посещавших церковь нуждались в ободрении. Вам отведена здесь определенная роль.

Ваша церковь производит впечатление холодной?

Согрейте ее!

Она кажется вам мертвой? Вдохните в нее жизнь!

Членам церкви нет до вас дела? Ничего страшного! Вы вступили не в клуб, но присоединились к движению, имеющему свою весть. Вы такой же член этого движения, как и все остальные. Библия говорит вам: «Поощряйте друг друга к любви и добрым делам», «увещевайте друг друга».

Но вы по природе робкий человек.

Пусть Бог, создавший всех нас разными, благословит вас и обратит вашу робость в духовный дар. Найдите в общине еще одну робкую душу, сидящую в одиночестве. Мягко и нежно улыбнитесь этому человеку, спросите, как его зовут, и попытайтесь поначалу в малом воодушевлять и подкреплять его. Рано или поздно ваша потребность в друге будет восполнена тем, что вы удовлетворите потребность этого человека в друге.

Итак, часть своего субботнего времени следует посвящать ободрению друг друга. Неформально это можно делать, когда вы приходите и уходите; в более формальной обстановке — во время класса субботней школы, во время объявлений и после короткой проповеди. «Проповедь должна быть короткой, чтобы люди имели возможность выразить свою благодарность Богу»7.

«Кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?» Ободрять друг друга — наша обязанность, Бог призывает нас к ней. В этом отчасти и заключается соблюдение заповедей Божьих. Даже более того, свидетельствуя людям о своей вере в Иисуса с чувством полного посвящения Богу, мы обретаем власть над собой и победу над злом! В Откр. 12:11 о святых всех веков сказано следующее: «Они победили его [дьявола] кровью Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти».

Истинное поклонение адвентистов седьмого дня — это почитание Бога, святого, любящего и всемогущего, Которому мы отвечаем смирением, исповеданием грехов, благодарностью, прошениями, внимательным отношением к Его наставлениям последнего времени и особенно послушанием. Это послушание проявляется в том числе и в ободрении окружающих нас людей.

Поклонение и Вавилон. В отличие от истинного поклонения, о котором мы говорили, на богослужениях некоторых церквей слишком много времени отводится довольно поверхностным песням, сопровождающимся громкой музыкой и ритмичным хлопаньем в ладоши. Некоторые из таких церквей делают акцент исключительно на восполнении эмоциональных потребностей людей, пытаясь внушить им уверенность и радость. Они больше взывают к человеческим чувствам, нежели к здравому смыслу. Они объявляют и исполняют музыкальные номера и аплодируют им, словно богослужение — это концерт.

Действительно ли современные люди перестанут петь величественные гимны, выдержавшие проверку временем? Одной из самых популярных религиозных песен сегодня является «Тихая ночь». Она была написана в канун Рождества 1818 года, более 170 лет назад. Наверное, самый популярный гимн сегодня — это «Удивительная благодать», который был написан в 1779 году.

И молодым, и старым нравится петь песни, которые они знают или которым были научены с дружелюбным воодушевлением, независимо от того, каков возраст этих песен. Младшие школьники из небольшой общины, членом которой я являюсь, как-то раз пели «Радость и благодарение» на мелодию девятой симфонии Бетховена8, которую они хорошо помнили. Причем пели с большим энтузиазмом9.

Люди, которым нравится аплодировать в церкви, часто цитируют Пс. 46:2. Однако в Библии имеется более 140 других упоминаний о певцах и пении. Более 140! И только в этом месте, в Пс. 46:2, говорится о том, что можно хлопать под музыку. Очевидно, аплодирование было редким явлением среди еврейского народа в древности. Авторы Нового Завета нигде не рекомендуют этого. У нас нет сведений о том, что аплодисменты будут приняты в вечности. Мы даже не знаем, как хлопали древние иудеи и какой смысл они в это вкладывали.

В библейские времена обычным откликом на чтение из Писания и славословие было слою «аминь». В Псалмах несколько раз рекомендуется говорить «аминь» (Пс. 40:14; 71:19; 88:53; 105:48). В 27-й главе Книги Второзаконие имеется двенадцать повелений типа: «И весь народ да скажет «аминь»». А из 1 Кор. 14:16 видно, что и в новозаветной Церкви было принято говорить «аминь».

Словом «аминь» пользовались и христиане II столетия. В 65-й главе своей «Апологии» Иустин Мученик сообщал правительственным чинам, что «когда он [ведущий богослужение] заканчивает молитвы и благодарения, все люди выражают свое согласие словом «аминь».

На меня наибольшее впечатление производит тот факт, что «аминь» — это добровольный отклик тех, кому оказана высокая честь поклоняться Богу лицом к лицу. В конце величественного вселенского гимна, который Иоанн как очевидец описывает в 5-й главе Книги Откровение, четыре животных или живых существа, более других приближенных к Самому Богу, с благоговением произнесли «аминь» (см. Откр. 5:14; сравните с 19:4).

Благоговейное «аминь» означает: «Да, истинно так» или «Да исполнит Бог это обетование». «Аминь» — это подтверждение вести, а не форма аплодисментов. Изучая Библию, я не вижу места для аплодисментов во время богослужения. Аплодисменты — это отклик светских людей, а богослужение — духовное мероприятие. Аплодисменты побуждают проповедников и музыкантов вести себя более легкомысленно и скорее развлекать, нежели назидать слушателей, тогда как приглушенное и благоговейное «аминь» побуждает людей к духовному размышлению.

Чего недостает? В некоторых местах в богослужения адвентистов седьмого дня проникли элементы эмоционального поклонения. Хорошо это или плохо?

Что бы ни говорилось об аплодисментах, громкой музыке и выборе песнопений, меня больше всего тревожат не сами нововведения, а их изъяны. Главный изъян — он присущ и адвентистским церквам — отсутствие трехангельской вести.

Во многих случаях недостает также убежденности, что адвентизм седьмого дня — уникальное движение последнего времени с уникальной вестью для последнего времени. Недостает и сознания того, что идет последний суд и что все люди во всех местах, включая присутствующих в собрании, имеют долг перед Богом святить субботу — всю ее, от захода до захода. В противном случае им грозит гибель. Почти не слышно призывов к глубокому покаянию в распространенных грехах и к непрестанному освящению. Редко упоминается обетование о полной и решительной победе. Почти никто не пробует пробудить и взволновать людей, указав им на те нужды, в которых они не отдают себе отчета.

Неизбежным результатом попыток улучшить посещаемость в первую очередь за счет обращения к человеческим эмоциям, будет гибель движения адвентистов седьмого дня, потому что без акцента на весть последнего времени это движение не имеет права на жизнь.

«Слишком часто религиозное пробуждение достигается путем обращения к воображению и эмоциям, использования присущей людям тяги ко всему новому и загадочному. Люди, обращенные благодаря подобным манипуляциям, мало расположены к тому, чтобы слушать библейскую истину, у них нет интереса к свидетельствам пророков и апостолов. И если в богослужении не содержится ничего сенсационного, оно не привлекает их. И весть, взывающая к здравому рассудку, не затуманенному страстями, не находит у них отклика. Ясными предостережениями Слова Божьего, прямо касающимися их вечных интересов, они пренебрегают»10.

Наше наследие. Адвентистские пионеры, которые, повинуясь Богу, начали наше движение возвещением его вести, понимали, что искусственным эмоциям не место во время богослужения.

Например, в те дни, когда Уильям Миллер проповедовал весть первого ангела, его проповедь резко отличалась от проповедей большинства других поборников религиозного пробуждения. Большинство евангельских проповедей было нарочито броскими. Они изобиловали наглядными словесными образами и эмоциональными иллюстрациями. Однако Миллер и его ведущие соратники излагали интеллектуальные вести, сочетая их с духовными призывами, требовавшими тщательного анализа сложных библейских пророчеств. Тем самым они создали определенную форму проповедей, которой затем придерживались евангелисты Церкви адвентистов седьмого дня. Миллер не на шутку встревожился, когда до него дошли слухи, что на некоторых собраниях миллериты выкрикивали: «Благословен Господь» и другие подобные возгласы. Когда Джошуа В. Хаймс, помощник Миллера по административной части, обличил людей, слишком сильно проявляющих эмоции, некто обвинил его в том, что он поливает Святой Дух холодной водой. Хаймс ответил, что готов вылить весь Атлантический океан на подобное поведение, лишь бы только не допустить его на собраниях милдеритов11.

В главе 4 мы читали о «движении седьмого месяца», ставшем откликом миллеритов-адвентистов на «истинный полночный крик», согласно которому Иисус придет в десятый день седьмого месяца. Весть о скором пришествии Христа и близости судного часа породила отнюдь не фанатизм, а скорее глубокое и искреннее покаяние, которое, в свою очередь, привело к необычайно светлому спокойствию и уверенности.

«Язык не в состоянии описать торжественности этого часа, — писал Джеймс Уайт после лагерного собрания в Эксетере, штат Нью-Гемпшир, где впервые был изложен новый свет. — Казалось, что время для восклицаний, проявления талантов в слове, пении и молитве прошло. Братья и сестры спокойно посвятили себя и все, что у них было, Господу и Его делу и со смиренной молитвой и слезами стремились получить у Него прощение и снискать Его благоволение»12.

О другой серии собраний, которые вскоре после этого состоялись в Оррингтоне, штат Мэн, пастор Уайт писал: «Не раздавались больше непочтительные выкрики фанатиков, не произносились формальные и неискренние молитвы». Вместо этого «грехи исповедовались со слезами, все сокрушались перед Богом и усиленно умоляли Его о прощении, готовясь достойно встретить Господа, когда Он вернется». Перед завершением собраний сотни людей засвидетельствовали со слезами радости, что они взыскали Господа и нашли Его, вкусив сладость прощения грехов13.

Вот где путь к радости и уверенности! Уверуйте в весть первого ангела! Не просто проповедуйте Благую весть, а проповедуйте ее в контексте судного часа, как Бог и поручил нам.

Через десять лет после великого разочарования, то есть в 1854 году, некоторые адвентисты, не соблюдавшие субботу, пришли в волнение, ошибочно решив, что Христос придет именно в 1854 году. Он не пришел, и через какое-то время часть этих адвентистов приняла субботу, но они-то и породили атмосферу недовольства в Церкви. Им все время хотелось вновь испытать тот эмоциональный подъем, который они пережили во время ожидания 1854 года.

В 1863 году Елена Уайт уделила внимание адвентистам седьмого дня, жаждавшим возбуждения, и то, что она сказала о них, поучительно для нас и сегодня: «Некоторые не испытывают удовлетворения от собраний, пока не ощутят сильных положительных эмоций. Они стремятся к этому и взвинчивают свои чувства»14. Не соглашаясь с этим, она писала: «Собрания, наиболее полезные для духовного роста, — это те, которые характеризуются торжественностью и глубоким исследованием сердца»15.

Это часть нашего наследия.

Поклонение и 1844 год. Истинное поклонение всегда включало в себя смирение, исповедание, хвалу, прошения, посвящение и наставление. Но после 1844 года стало важно уделять повышенное внимание покаянию, послушанию, соблюдению субботы. Важно с любовью готовиться к встрече с Богом лицом к лицу, одерживая победы над грехом.

1844 год сообщает нам, что Иисус перешел во Святое святых, чтобы начать последний суд, оправдать Своих гонимых святых всех веков, преподать живым истины о субботе, святости и о Себе Самом и призвать всех покаяться в грехах, чтобы те были побеждены и изглажены.

Иисус трудится для нас, Он наш Друг. Церковь для Него — не игрушка, поэтому нельзя легкомысленно к ней относиться. В этот великий День очищения радость обретения уверенности принадлежит тем, кто смиряет душу. Правильный отклик с нашей стороны состоит в том, чтобы мы, исполнившись верою, сосредоточили внимание на Христе и с любовью повиновались Ему. Нам следует регулярно приходить в церковь в субботу, ободрять друг друга, познавать свой долг, благоговейно вести себя, каяться в грехах, стремясь к внутреннему миру и радости.

1844 год, принесший людям величественное разочарование, во многом повлиял на то, как мы поклоняемся Богу.

1. «Избранные вести», т. 2, с. 344.

2. Елена Г. Уайт, «Советы учителям», с. 111.

3. Елена Г. Уайт, «Свидетельства», т. 2, с. 24.

4. Елена Г. Уайт, «Работники Евангелия», с. 168.

5. Елена Г. Уайт, «Свидетельства», т. 7, с. 19.

6. См. Godfrey Anderson, Spicer: Leader With the Common Touch (Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Assn., 1983), c. 56, 82, 83.

7. Елена Г. Уайт, «Служители Евангелия», с. 171.

8. «Сборник песнопений адвентистов седьмого дня» ,No12.

9. В «Сборнике песнопений адвентистов седьмого дня» есть указатель гимнов из трех столбцов, которые любят петь молодые люди!

10. Елена Г. Уайт, «Великая борьба», с. 463.

11. См. Francis D. Nichol, The Midnight Cry, p. 308, 309,481-484.

12. James White, Life Incidents (Battle Creek, 1868), 166.

13. Там же, с. 167.

14. Елена Г. Уайт, «Свидетельства», т. 1, с. 412.

15. Там же.