1844 год и уподобление Иисусу

Адвентистское движение началось после того, как Уильям Миллер обнаружил, что Иисус является его Другом. «Писания стали приводить меня в восхищение, — писал он, — и в Иисусе я обрел Друга».

Миллеритское адвентистское движение готовило людей к встрече с Иисусом. Люди «жаждали увидеть Того, Кого любила душа их»1. Поскольку они любили Иисуса и очень хотели Его увидеть, они ревностно стремились подражать Ему во всем.

Начиная главу «1844 год и уподобление Иисусу», я не могу не сказать вам, что в течение по меньшей мере сорока лет для меня были очень дороги следующие известные слова из книги «Наглядные уроки Христа»:

«Христос страстно желает увидеть в Церкви Свое отображение. Когда характер Христа будет в совершенстве воспроизведен в Его детях, тогда Он придет, чтобы назвать их Своими»2.

Практически все знакомые мне адвентисты седьмого дня любят этот отрывок. Если бы вы были адвентистом, скажем, в 50-е годы нашего столетия, то думаю, вы и тогда с удовольствием бы перечитывали его. А если вы и в самом деле были адвентистом в 50-е годы, то, возможно, вы до сих пор восторгаетесь им.

Не следует тревожиться по поводу выражения «в совершенстве воспроизведен». Здесь говорится не о том совершенстве, которого добиваются фанатики. И уж, конечно, здесь не отстаивается сугубо ложное представление о перфекционизме, оправдывающем безнравственность. Нет, нет. Речь идет о совершенстве нашего дорогого Друга Иисуса! Там сказано: «Христос страстно желает увидеть в Церкви Свое отображение», и далее говорится: «Когда характер Христа будет в совершенстве воспроизведен в Его детях, тогда Он придет, чтобы назвать их Своими».

Быть, как Иисус, об этом я пою,

Дома и среди людей.

Быть, как Иисус, весь день!

Как хочу я быть похожим на Иисуса!

Во всей вселенной мне ни на кого не хотелось бы быть похожим так, как на Иисуса! Если вы любите Христа, а я верю, что вы любите Его, то непременно будете стремиться стать похожими на Него. И Иисус тоже хочет, чтобы мы были похожи на Него! «Иисус страстно желает увидеть в Церкви Свое отображение».

Я не скрываю своего большого желания по Божьей милости принадлежать к тому самому последнему поколению, о котором говорят отдельные адвентисты. Если все в этом поколении собираются стать похожими на Иисуса, то не значит ли это, что все они станут замечательными людьми? Кто же не захочет быть одним из множества замечательных людей?

Как проявлялись замечательные черты характера Иисуса? Иисус был замечательным, не правда ли? Он был замечательным, но при этом обладал твердым характером. Доброта сочеталась в Нем с конструктивной требовательностью. Однажды ночью Он не колеблясь сказал такой важной персоне, как Никодим, что ему тоже надо родиться свыше! И сумел сказать это таким образом, что Никодим полюбил Его! В другой раз Иисус честно и мужественно при всех назвал нескольких главных священнослужителей лицемерами. Но говорил Он это зная, что по прошествии лишь нескольких дней пойдет на казнь и примет смерть вместо них.

Доброта Иисуса проявлялась в делах. Он находил время беседовать с людьми, преодолевал большие расстояния, чтобы помочь им, и лишал Себя многого, чтобы быть щедрым. Не досадуя на надоедливых людей, Он терпеливо наставлял их.

Иисус был заботливым, отзывчивым, чутким, внимательным и добрым. В Нем не было и тени лукавства. Он всегда поступал по правде и справедливо, не боялся вступаться за обиженных. Он соблюдал субботу по истине, потому что был верен обеим скрижалям закона. Что это значит? Сейчас я вам объясню.

Первые четыре заповеди о послушании Богу были написаны на одной каменной скрижали, а следующие шесть заповедей об отношениях между людьми — на другой. Иисус обобщил сказанное на этих двух скрижалях в виде двух главных заповедей: «»Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).

Некоторые нерелигиозные люди гордятся своей учтивостью и честностью. Другие же люди, грубые и несдержанные, гордятся своей большой религиозностью. Одно другого не лучше. Врагу наших душ не важно, наставления какой скрижали мы выполняем, — лишь бы мы пренебрегали указаниями другой.

Иисус был одновременно внимательным и набожным. Он был выдающимся «человеком двух скрижалей». Он почитал обе скрижали Закона: и ту, которая призывала возлюбить Бога всем сердцем, душой и крепостью, и ту, которая учила любить ближнего, как самого себя.

Поскольку Бог учит нас любить друг друга, полная преданность Христа Своему Небесному Отцу сделала Его совершенно бескорыстным. Он был замечательным Человеком двух скрижалей, добрым и отзывчивым. Даже наблюдавшие за Ним ангелы, привыкшие в течение многих тысяч лет быть обходительными друг с другом, изумлялись сверхъестественной доброте и участливости Христа.

Иисус страстно желает увидеть Свое отображение в Церкви!

Пожалуйста, не внушайте себе, что это невозможно. Присущие Христу качества перечислены как «плод Духа» в Гал. 5:22,23. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Эти качества развиваются в людях, которые рождаются «от Духа» (Ин. 3:5). Люди, родившиеся от Духа, не просто исправляют свои прежние пути, как бы это ни было прекрасно, но полностью меняются изнутри (см. Рим. 12:2). «Жизнь христианина — это не частичное изменение или улучшение старого, но преобразование его естества. Пережив смерть собственного «я» и греха, человек обретает совершенно новую жизнь. Такая перемена может произойти только под влиянием Святого Духа»3.

Вы знаете, что родились с греховной природой. Но, пожалуйста, не цепляйтесь за свою греховность, как будто это предмет вашей гордости. Измените свою природу! Родитесь свыше, от Святого Духа, Который есть Сам Бог. Сделайтесь причастником Божественного естества.

Иначе говоря, если мы плохо обращаемся с людьми, есть ли смысл молиться о том, чтобы больше не раздражаться на них и не говорить им неприятных слов? В действительности нам надо по благодати Божьей твердо изменить свое отношение к этим людям. Нам надо родиться свыше, полностью преобразиться.

Если мы понимаем, что эгоистично потакаем себе в чем-то, то вряд ли имеет смысл молиться о самоконтроле. Нам необходимо по благодати Божьей полностью изменить отношение к нашему идолу. Нам надо родиться свыше, преобразиться изнутри. Если суббота стесняет нас и кажется слишком длинной или скучной, давайте молиться Богу и просить Его помочь нам изменить отношение к субботе, родиться свыше и по-новому взглянуть на ее соблюдение.

Таким образом, единственный способ стать торжествующими святыми, соблюдающими «заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12), — это твердо с верой по-новому взглянуть на многие вещи, изменить свое отношение к ним. К счастью, Святой Дух как раз тем и занимается, что помогает людям сделать этот выбор. Святой Дух приходит к нам как главный Божественный Посредник в процессе освящения, процессе уподобления Христу и превращения в добрых, но при этом твердых людей.

«Христос страстно желает увидеть в Церкви Свое отображение». Не говорите, что Ему придется ждать бесконечно! Я уверен в обратном. В 1 Ин. 3 говорится: «Когда Он явится, мы будем подобны Ему»! Это библейское обетование. «Еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда Он явится, будем подобны Ему».

В нашем отрывке из книги «Наглядные уроки Христа» также содержится обетование. «Когда характер Христа будет в совершенстве воспроизведен в Его детях, Он придет, чтобы назвать их Своими».

1844 год и последнее поколение. Несколько раз я использовал термин «последнее поколение». Это словосочетание обычно использовали адвентисты седьмого дня еще во времена моего детства, учебы в старших классах и в колледже. Последнее поколение будет состоять из людей, в которых в совершенстве отобразится характер Христа. В 60-е годы понятием последнего поколения в некоторых кругах перестали пользоваться, хотя в наши дни оно снова возвращается. Насколько я помню, от него отказались в связи с тем, что, по мнению части учителей и исследователей Библии, Бог на протяжении всей истории человечества никогда не предъявлял к одному поколению более высокие требования, чем к другому.

В целом мы можем согласиться с тем, что Бог не потребует от последнего поколения больше, чем от любого другого. В самом общем виде требование Христа к каждому поколению заключалось в том, чтобы люди любили Бога всем сердцем, разумением и крепостью и любили ближних, как самих себя. Не так давно мы приводили эти слова Иисуса. В каком-то смысле у данного требования есть свои ограничения, оно исполнимо только в силу наших эмоциональных, умственных и физических возможностей. Бог не просит, чтобы мы непрестанно славословили Его день и ночь, как это делают четыре живых существа в Книге Откровение (см. Откр. 4:8). Он знает, что нам надо спать, есть и зарабатывать себе на жизнь.

Итак, ясно, что основное требование имеет определенные ограничения. Бог принимает во внимание наши немощи. «Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Пс. 102:14). В действительности Он хочет видеть в каждом поколении неподкупную честность и верность, отсутствие двоедушия и свободу от всякого лицемерия.

Но именно потому, что это главное требование к нашему характеру связано с нашими возможностями и способностями, оно меняется в зависимости от места и времени, в которое мы живем. Бог не просит у нас сегодня того, что Он просил у Ноя: в течение 120 лет строить ковчег. Нам не угрожает всемирный потоп, и сегодня люди не живут 120 лет. Бог просит, чтобы мы на своем месте и в свое время подготовились к тому кризису, к которому приближается наше поколение, когда сатане будет позволено прийти в наш мир с самым великим обольщением.

Вспомните предупреждение Христа: «От всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12:48). Здесь снова упоминается тот же принцип: жить честно в соответствии с имеющимися у нас возможностями. В данном случае это означает жить честно в соответствии с тем светом, который мы имеем.

Однако же как много света мы имеем! Во многих адвентистских семьях имеется несколько Библий, и с 1844 года людям открыто уникальное понимание исполнившихся пророчеств, которым не обладало ни одно минувшее поколение! После 1844 года воссиял такой свет по вопросу о субботе, который не озарял ни одно поколение во времена Нового Завета; после 1844 года появились вдохновенные сочинения Елены Уайт, во много раз превосходящие по объему Библию.

Требует ли Бог от последнего поколения больше, чем от любого другого? Нет, не требует, если иметь в виду честную жизнь сообразно с тем светом, который был открыт. Однако на самом деле Он требует от нас больше, озарив нас более ярким светом, чем любое другое поколение.

Если мы с вами хотим быть причислены к святым последнего времени, соблюдающим заповеди Божьи и держащимся за Иисуса, нам следует сознавать, что от нас ожидается больше, чем от тех, кто жил прежде.

1844 год и Елена Г. Уайт. Только что я назвал вдохновенные произведения Елены Уайт частью нашего света последнего времени. Давайте рассматривать служение Елены Уайт как одно из средств, избранных Иисусом, чтобы помочь нам уподобиться Христу и лучше понять, что значит быть святым, верным и участливым в смысле подобия Христу. Святые в вести третьего ангела, соблюдающие «заповеди Божий и веру в Иисуса», названы в Откр. 12:17 «прочими» (или остатком) от семени жены, «сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа». Откровение 19:10, как хорошо известно любому сведущему адвентисту, определяет «свидетельство Иисусово» как «дух пророчества».

Дух пророчества, проявившийся в эти последние дни через Елену Уайт, является «свидетельством Иисуса Христа». Это целая цепочка откровений от Самого Христа, нашего Первосвященника во Святом святых — Того, Кто изглаживает наши грехи и открывает миру лучезарную славу истинного соблюдения субботы.

То, что первое видение Елена Уайт получила в декабре 1844 года, не является простым совпадением. Оно было дано сразу после великого разочарования и объясняло причину этого разочарования. Как вы помните, в нем было открыто, что «полночный крик» о десятом дне седьмого месяца — истинный свет, зажженный в начале заключительного пути, по которому святые должны отправиться к святому городу4.

В феврале 1845 года Елене Уайт было дано важное видение о «Женихе», которое мы также рассматривали. В нем показано, что Отец и Сын перешли из Святого во Святое святых небесного святилища в 1844 году5. Через два года она получила видение об «ореоле славы», в котором Иисус, находящийся во Святом святых, возвышал Божьи заповеди, обращая особое внимания на субботу6.

Указанные видения были даны в связи с 1844 годом. Произведения Елены Уайт -особый дар последнего времени от Иисуса, призванный показать нам, что означает соблюдение заповедей, основанное на вере в Иисуса, что значит освящаться, а также жить и любить, подобно нашему Господу. Они являются подарком от нашего Друга, Который отправился на суд на облаках небесных и теперь помогает нам уподобиться Ему, дабы мы смогли выдержать последнее испытание на земле, а также полностью исполнить евангельское поручение.

1844 год и глобальная миссия. Уподобление Иисусу совершенно необходимо для исполнения евангельского поручения. Перед тем как Иисус вознесся на небо, Он поручил Своим последователям возвестить Его весть всему миру. В Мф. 28:19,20 записаны слова: «Итак, идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».

Иисус желает, чтобы Его евангельское поручение было выполнено. В Мф. 24:14 Он сказал ученикам: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».

«И тогда придет конец». Конец придет тогда, когда работа закончится, но не раньше. Вот почему первый ангел из Откр. 14 так настаивает, что в час суда «вечное Евангелие» должно быть проповедано «громким голосом» «всякому племени, колену, языку и народу».

Обратим внимание на слова Иисуса о том, что перед наступлением конца во всем мире будет проповедано «Евангелие царствия». Это истинное Евангелие, Евангелие о благости Царя, о Его желании простить и Его обещании воодушевить нас быть верными Его царским законам. Это Евангелие Божьей милости в прощении наших грехов и Божьей благодати, которая вписывает Его закон в наши умы и сердца. Это Евангелие веры в Иисуса и соблюдения заповедей по вере в Иисуса. Это Евангелие трехангельской вести, проповеданной в контексте судного часа для земли.

Разница между Евангелием Царствия в Мф, 24:14 и вечным Евангелием в вести первого ангела состоит только в близости исполнения пророчеств, в наступлении часа суда и скором наступлении времени скорби.

Генеральная конференция адвентистов седьмого дня в 1990 году объявила «Глобальную миссию», предназначенную охватить проповедью до сих пор не затронутые ею народы мира. Генеральная конференция приняла правильное решение, и мы должны всячески способствовать его выполнению.

Если учесть размах и многоплановость глобальной миссии, то следует признать, что рядом с нами живет еще много людей, не знающих Благой вести. Это наши соседи и сослуживцы. На персональном уровне 1844 год ставит перед нами задачу достойно представлять Иисуса, уподобляясь Ему во всем, чтобы завоевывать для Него сердца наших ближних. Продолжим ранее приведенную цитату из книги «Наглядные уроки Христа»:

«Преимущество каждого христианина — не только ожидать пришествие нашего Господа Иисуса Христа, но и всемерно приближать этот торжественный момент (2 Петр. 3:12). Если бы все, исповедующие Его имя, приносили плод во славу Его, как быстро весь мир был бы засеян семенами Евангелия! Как быстро созрел бы последний великий урожай, и Христос пришел бы для драгоценной жатвы»7.

Каждый из нас может лишить себя этого «преимущества каждого христианина». Мы можем принять решение не уподобляться Иисусу или же просто не сделать никакого конкретного выбора. Но если мы решим уподобляться Иисусу, то в приведенном отрывке нам дается обетование, что мы в самом деле можем иметь преимущество ускорить пришествие Христа. «Если бы все, исповедующие Его имя, приносили плод во славу Его, как быстро весь мир [глобальная миссия] был бы засеян семенами Евангелия! Как быстро созрел бы последний великий урожай, и Христос пришел бы для драгоценной жатвы».

Следовательно, 1844 год означает, что нам нужно стремиться к уподоблению Иисусу, и не только потому, что подобие Иисусу — это лучшее, что мы можем иметь, и не только для того, чтобы преодолеть все соблазны последнего времени, но самое главное, чтобы привлечь окружающих нас людей к Иисусу, помочь им полюбить Его и тем самым спасти их души и приблизить Второе пришествие. Уподобление Иисусу за то короткое время, которое осталось до Второго пришествия, — вот одно из самых величественных последствий великого разочарования.

1. Елена Г. Уайт, «Великая борьба», с. 403

2. Елена Г. Уайт, «Наглядные уроки Христа», с. 69.

3. Елена Г. Уайт, «Желание веков», с. 172.

4. Елена Г. Уайт, «Ранние произведения», с. 13-17; обсуждаются в приведенной выше 6-й главе.

5. Там же, с. 54-56; обсуждаются в 6-й главе.

6. Елена Г. Уайт, «Жизненные очерки», с. 95, 96,100-103; обсуждаются в приведенной выше 8-й главе.

7. Елена Г. Уайт, «Наглядные уроки Христа», с. 69.