1844 год и образ жизни

Мы убедились, что 1844 год должен оказать глубокое влияние на образ наших мыслей и действий, поскольку он является главным знамением Второго пришествия и связан с судом, Днем очищения и вестями трех ангелов. Нам предстоит понять, какую еще весть несет людям 1844 год.

1844 год и членство в церкви. В главах 7 и 8 мы изучали связь между 1844 годом и названием «адвентист седьмого дня». Но поскольку 1844 год является началом возвещения вестей трех ангелов, давайте рассмотрим, что говорится о членстве в Церкви в вести второго ангела.

За первым ангелом, который объявил в 1844 году о наступлении часа суда, быстро последовал второй с вестью о падении Вавилона. Весть этого второго ангела: «Пал, пал Вавилон, город великий» (Откр. 14:8), связана с безотлагательным призывом Иисуса в Откр. 18:4. Услышав, как ангел (Откр. 18:2) повторяет. «Пал, пал Вавилон, великая блудница», Иисус говорит: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр. 18:4).

Мы знаем, что Вавилон символизирует все церкви, отвергающие вести трех ангелов1. В Книге Откровение говорится, что есть много ложных церквей, но только одна истинная; и эта истинная Церковь последнего времени состоит из соблюдающих «заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). Они имеют «свидетельство Иисуса Христа», которое есть «дух пророчества» (Откр. 12:17; 19:10).

Но если пришло время — а это действительно так — возвещать о падении Вавилона, то наступило и время, когда истинные дети Божьи должны «выйти из нее». Настал час, когда каждому, кто любит Иисуса, надо присоединиться к единой истинной Церкви, покинув какие бы то ни было другие религиозные объединения. Тот, кто серьезно намерен уподобиться Иисусу, захочет принадлежать к единственной Церкви, соблюдающей Его заповеди и имеющей Его благословенное «свидетельство».

«Они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь», — сказал Иисус в Ин. 10:16 о Своих истинных овцах. В данный момент овцам Христа предоставляется последняя возможность услышать голос Пастыря и перейти из других стад в единое стадо, и такая возможность сохранится у них еще очень недолго. Для каждого, кто в настоящее время не является адвентистом седьмого дня, 1844 год означает необходимость изменить свою церковную принадлежность, какой бы трудной ни была эта перемена и как бы сильно она не изменила его образ жизни.

Для каждого, кто в настоящее время является адвентистом седьмого дня, 1844 год означает призыв к верности, даже несмотря на «плевелы» (сорняки), которые могут встретиться среди «пшеницы» (см. Мф. 13). Разве Иисус не предупреждал, что плевелы будут расти? Как у Христа до сих пор есть Свои люди в Вавилоне, так и в

Остатке все еще есть сорняки. Не позволяйте лицемерам разочаровывать вас! Никто да не восхитит ваш венец! (См. Откр. 3:11). Напротив, пусть «плевелы» удвоят вашу решимость не быть похожими на них, потому что «все, кто будет пламенеть, видя холодность окружающих, кто будет мужественным, видя их отступничество, кто будет верным, видя их измену, восторжествуют вместе с вестью третьего ангела»2.

Если в последнее время все должны связать свою судьбу с адвентистами седьмого дня, то как важно, чтобы люди видели в нас Иисуса! Как важно, чтобы мы любили и верили, подобно Иисусу, тем самым привлекая людей к субботе и Иисусу.

1844 год и ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ жизни. В наши дни мало кто осознает связь между здоровым образом жизни и 1844 годом. Но адвентисты седьмого дня, жившие в 60-х годах прошлого столетия, когда сестра Уайт получила основные свои видения о санитарной реформе, отчетливо прослеживали эту связь. В журнале «Ревыо энд Геральд» от 7 августа 1866 года пастор Дж.Н. Ваггонер писал, что в этих видениях здоровый образ жизни был поставлен «на один уровень с великими истинами вести третьего ангела».

В начале 60-х годов прошлого столетия пионеры адвентистов седьмого дня считали проповедь трехангельской вести настолько важной, что едва ли обращали внимание на что-либо другое. Они трудились так много, что к середине 60-х годов большинство из них имели хронические заболевания большей или меньшей тяжести. К их искреннему удивлению, в видениях Е. Уайт им было показано, что поддерживать свое здоровье не менее важно, чем соблюдать субботу. Здоровый образ жизни был поставлен в этих видениях на один уровень с вестью третьего ангела.

Далее пастор Ваггонер разъяснил свои слова о том, что новая информация о здоровье поставлена на один уровень с великими истинами вести третьего ангела. Реформа в области здоровья не менее важна, чем весть третьего ангела, потому что она является «средством, благодаря которому слабые люди смогут укрепить свои силы, одержать победу и… приготовиться к переселению в лучший мир».

Наши пионеры уделяли такое большое внимание здоровому образу жизни вовсе не для того, чтобы поставить рекорд долгожительства для «Книги Гинесса». Свежий воздух, солнечный свет, вегетарианство и прочие благословения даны людям для здоровья. Но это здоровье нужно им не для того, чтобы быть долгожителями на этой земле, а чтобы стать победителями, приготовиться к переселению на небо и в то же время иметь достаточно сил для приобретения душ.

«Любой вред, причиняемый здоровью, — писала Елена Уайт, — не только уменьшает физическую силу, но и ведет к ослаблению умственных и нравственных сил. Потакание любой нездоровой привычке затрудняет понимание различий между тем, что верно, а что нет, и поэтому становится все труднее противостоять злу». «Наше тело является единственным посредником, с помощью которого и ум, и душа развиваются для выработки характера»4.

О тех, кто изменил отношение к здоровью, она писала: «Они стремятся сохранить свои силы в лучшем состоянии для самого высокого служения Богу и людям»5.

Совершенно не состоятелен странный аргумент современных врачей, утверждающих пользу употребления вина, поскольку, согласно статистике, это немного продлевает жизнь людей. Целью санитарной реформы никогда не было простое продление человеческой жизни на какие-нибудь два года. Цель санитарной реформы — ясный ум, совершенный характер и способность, приобретать души для Христа. Алкоголь же дает прямо противоположные результаты. «Невоздержанность [которая подразумевает даже умеренное употребление вина] — вот средство, которым сатана разрушает умственные и нравственные силы, данные Господом человеку как бесценный дар. Таким образом, человек становится неспособным понять вечные ценности»6.

Все, желающие походить на Христа, будут поддерживать свое здоровье в наилучшем состоянии и стараться сохранять ясность ума. Честность, духовное целомудрие, стремление любить Бога всей душой, всем помышлением и всей крепостью, будут, вне всякого сомнения, побуждать христианина избегать любых алкогольных напитков!

1844 год и образ жизни. Во Втором послании к Коринфянам 3:18 сказано, что мы преображаемся посредством созерцания. В этом стихе речь идет об уподоблении Христу посредством размышления о Его благости. С одной стороны, многочисленные исследования свидетельствуют, что люди, которые смотрят жестокие и безнравственные фильмы и телепередачи, меняются в противоположном направлении7. С другой стороны, 1844 год говорит нам, что в этот самый момент Иисус изглаживает грехи людей, которые хотят, чтобы они были изглажены, изливает на мир сияние святости истинной субботы и судит крайне греховное поведение, изображенное в фильмах для всеобщего развлечения. Как могут адвентисты седьмого дня, знающие, что Иисус жаждет увидеть в них Свое прекрасное отражение, сидеть перед телевизором и наслаждаться этими мерзостями? Вот вам христоцентричное объяснение того, почему в последнее время адвентистам седьмого дня не следует смотреть фильмы ни в кинотеатре, ни по телевизору. Вот почему им также не следует покупать безнравственные видеофильмы, чтобы потом смотреть их у себя в гостиной. Это правило приобретает особенно большое значение в свете 1844 года.

В свете 1844 года также становится понятно, почему адвентисты седьмого дня в последнее время настаивают на скромности в одежде, на отказе от ювелирных украшений. Это делается опять-таки из любви ко Христу. И хотя раньше такая норма поведения считалась почти общепринятой, сегодня отдельным верующим в некоторых странах она кажется неприемлемой. Однако 1844, год делает ее нужной и уместной. С 1844 года мы живем в реальный День очищения, время серьезных духовных размышлений, когда Бог повелевает нам «смирять свои души» с целью осуществления истинного возрождения и преобразования.

Да, в библейские времена многие женщины носили ювелирные украшения. Однако в периоды духовного возрождения и особого духовного роста они снимали их с себя. Когда Иаков уже в преклонные годы, повинуясь личному повелению Бога, вернулся в Вефиль, чтобы воздать благодарность и обновить свои обеты, он попросил женщин своего дома снять с себя украшения. «И отдали Иакову… серьги, бывшие в ушах у них; и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема» (см. Быт. 35:1-4).

Когда израильтяне, расположившиеся станом у горы

Синай, по-новому осознали свою греховность, Моисей велел им доказать свое покаяние отказом от украшений. «Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива» (Исх. 33:5, 6). Самое интересное, что в День искупления даже Первосвященник снимал с себя свои многочисленные красивые одеяния и облачался в простую белую одежду (см. Лев. 16:4).

«Мы живем сегодня в великий день искупления. В прообразном служении, в то время как первосвященник совершал искупление за весь Израиль, все должны были смирять свои души в покаянии и исповедании грехов перед Богом, чтобы не быть отлученным от общества. Подобным же образом каждый, кто хочет, чтобы его имя было сохранено в книге жизни, должен теперь, в эти немногие оставшиеся дни испытания смирить свою душу пред Богом, сожалея о своих грехах и искренно раскаиваясь в них»8.

«Если вы снижаете критерии, чтобы добиться популярности и численного роста Церкви, а затем радуетесь этому росту, то тем самым доказываете свою крайнюю слепоту», — сказала однажды Елена Уайт по поводу снижения требований к образу жизни учащихся в одном из учебных заведений адвентистов седьмого дня.

«Если бы численность была показателем успеха, то сатана мог бы претендовать на победу, поскольку в этом мире его последователей — подавляющее большинство. Нравственная устойчивость и сила учащихся колледжа — вот что является признаком его благополучия. Нас должна радовать не численность наших церквей, а добродетельность, разумность и благочестие их членов»9.

1844 год и время скорби. Мы говорили о 1844 годе как о самом ясном признаке Второго пришествия. Наряду с 1260 днями и 1798 годом, 1844 год является самым убедительным доказательством того, что пророчества Откр. 13:11-18 вот-вот исполнятся. Эта пророчества о звере (Соединенных Штатах) с агнчими рогами из 13-й главы Книги Откровение и об указах, запрещающих покупать и продавать тем, кто не поклонится зверю и его образу.

Теперь самая пора готовиться к этому времени. Пора начать сотрудничать с Богом и принять Его печать на чело (см. Откр. 7:1-3). Печать — это соблюдение истинной субботы как выражение полного освящения и подобия Христу. Это одновременно и духовная, и зримая печать. Она символизирует «утверждение в истине и умом, и духом, благодаря чему человек становится непоколебимым»10.

Мы желаем получить эту печать, потому что она символизирует зрелость в подобии Христу. И нам нужна эта печать, потому что грядущее «время скорби и страданий потребует ревностных усилий и решительной веры, которая способна перенести промедление и голод и не ослабеть в час суровых испытаний… Упорная и отчаянная борьба Иакова с ангелом должна служить примером для христиан. Иаков превозмог, потому что был неотступен и решителен». Мужайтесь! «Все, кто, подобно Иакову, желают получить Божье благословение, и, подобно ему, готовы полагаться на обетования и проявлять такое же упорство и настойчивость, достигнут такого же успеха, как он»11.

1844 год и изучение Библии. Чтобы утвердиться в истине и умом и духом, соблюдающим субботу надо в последнее время жадно исследовать Библию. «Подделка

будет так похожа на проявление силы Божьей, что только с помощью Священного Писания можно будет отличить истину от лжи»12. Задумайтесь над этими словами! Подделку будет почти невозможно отличить от истины.

Верите ли вы этому? Верите ли вы, что ваша Библия — это Слово Божье? Верите ли вы, что ваша Библия, книга, которую вы время от времени держите в руках, фактически является абсолютно необходимым оружием для последних дней?.

Если постижение такой книги представляется вам нелегким делом, развивайте у себя привычку регулярно изучать ее. Если вам понадобится чья-то помощь, вы можете обратиться к вашему пастору или учителю субботней школы. Но если вам надо коренным образом изменить отношение к Библии, то помните, что такое преобразование может совершить Святой Дух. Примите решение просить о «рождении свыше» в этом конкретном вопросе, как вы поступали в других ситуациях.

Мы знаем, что Иисус, Человек, на Которого мы хотим быть похожими, знал Библию и успешно пользовался ею в борьбе против сатаны. Он верил, что это Слово Божье. «Написано», — говорил Он. Задолго до пустыни искушения Он приучил Себя верить Библии и повиноваться ей.

Самый страшный ураган обольщения еще впереди, но ветры соблазнов уже дуют. Тысячи адвентистов седьмого дня уже прельстились мыслью о том, что можно регулярно пропускать богослужения в церкви и тем не менее соблюдать субботу. Еще тысячи людей, посещающих церковь, прельстились мыслью о том, что им не надо святить вечер пятницы и субботу после полудня. Многие тысячи христиан прельстились грязными телефильмами. Им кажется, что они могут смотреть всю эту мерзость и оставаться последователями Иисуса. Тысячи людей в наши дни прельщены мыслью о том, что поклонение — это пение мелодичных песен, а не послушание Слову Господа.

Будучи главной эпохальной вехой последнего времени, 1844 год предупреждает нас, что «вскоре мы столкнемся с последним великим обманом»13 и что нам следует готовиться к этому испытанию.

1844 год и христианское образование. Если вскоре мы столкнемся с последним великим обманом и если изучение Библии является необходимой подготовкой к этому событию, то какую ответственность несут взрослые адвентисты седьмого дня за становление характера молодых людей?

Демография свидетельствует, что когда время испытания закончится, половину населения земного шара будут составлять люди моложе 25 лет, а большинству из этой половины не исполнится и 20. Мысль о том, что адвентистских подростков и юношей надо готовить к последнему противостоянию, когда в ряды врага становятся примерно три миллиарда их сверстников, действует отрезвляюще. Такое же действие производит мысль о том, что надо подготовить огромное количество молодых людей, которые еще не начали соблюдать субботу.

Кино- и видеофильмы, насыщенные безнравственностью и жестокостью; затуманивающие рассудок наркотики, которые можно купить чуть ли не на каждом углу, и так называемый секулярный гуманизм, проникший во все государственные учебные заведения и разлагающий даже многие частные учебные заведения, — все это, вместе взятое, препятствует молодым людям готовиться к будущим испытаниям.

На молодых людей ежедневно обрушивается лавина аргументов, которые не являются нравственными абсолютами и высшим авторитетом.

Молодым людям, которых Христос призывает к самопожертвованию, внушают, что нет более высокой цели, чем реализация своих возможностей.

Молодых людей, которые нужны Христу для завоевания душ, призывают заниматься накопительством.

Молодых людей, которым необходимо развивать непревзойденную выносливость, постоянно искушают возможностью мгновенно удовлетворить свои запросы14.

В наш век цинизма, вещизма и капитуляции перед давлением сверстников 1844 год призывает молодых людей черпать у Иисуса силу для принятия правильных решений, чтобы творить правду любой ценой, не возлюбив «души своей даже до смерти» (Откр. 12:11), и воспротивиться давлению со стороны сверстников, когда весь мир будет дивиться, следя за зверем (см. Откр. 13^:3).

И 1844 год призывает молодых людей учиться у Христа такому постижению истинных ценностей, которое поможет им считать служение другим людям важнее возможности «покупать и продавать» для себя (см. Откр. 13:17).

Предупреждая о близости конца, 1844 год призывает молодых людей к глубоко осознанной вере и умению выражать свою веру словами. Им необходимо учиться рассказывать о своей вере, потому что дети Божьи, в том числе и молодежь, должны стать проводниками истины для окружающих (см. Откр. 22:17) и победить сатану «словом свидетельства своего» (Откр. 12:11).

Но если 1844 год так много значит для молодых людей, то взрослые верующие, укорененные в истине, призваны воспитывать у молодежи высшую преданность Божьим идеалам, заботиться о том, чтобы подготовить ее к будущим испытаниям, и показать ей, как надо трудиться друг для друга и для ближних.

Таким образом, 1844 год предполагает создание уникальной системы адвентистского образования.

Поскольку молодых людей часто ругают и пренебрежительно к ним относятся, им необходима уверенность в себе, то есть, говоря богословским языком, «оправдание по вере». Мы должны постоянно напоминать им, что они возрастают во Христе, а не ко Христу. Многие молодые люди, прилюдно ведущие себя легкомысленно или вызывающе, оказываются искренними и серьезными, стоит только поговорить с ними наедине. Молодежь надо воодушевлять, чтобы она всегда опиралась на великое обетование: «Если вы отдаете себя Ему и принимаете Его как своего Спасителя, тогда, несмотря на все свои грехи, считаетесь праведными благодаря Его заслугам и приобретаете характер Христа. Бог принимает вас так, как будто вы никогда не грешили»15.

Соблюдение субботы. В трехангельской вести Бог объединяет Евангелие, суд и соблюдение заповедей. Что Бог соединил, того человек да не разлучает.

В этот судный час Дня очищения четвертая заповедь выделяется среди прочих своим великолепием. Она окружена ореолом славы во Святом святых. Недостаточно знать о ее святости — необходимо еще и святить ее. Божья заповедь о субботе требует, чтобы мы «помнили день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). Именно в этом заключается воздействие 1844 года на наш образ жизни.

Мы должны помнить день субботний, чтобы готовиться к нему. «В пятницу следует завершать все приготовления к субботе… Еще до начала субботы надо освободить и ум и тело от всех мирских дел»16. Мы должны помнить о субботе, чтобы вовремя приготовиться к ней. «Нам надо ревностно оберегать границы субботы. Помните, что каждая ее минута свята и неприкосновенна». Нам надлежит помнить день субботний, чтобы начинать и заканчивать его простым и радостным богослужением, семейным богослужением, если у нас есть семья. «Перед заходом солнца пусть все члены семьи соберутся для чтения Слова Божьего, пения и молитвы».

Мы должны помнить субботу, потому что в определенном отношении соблюдение субботы является самоцелью. Это послушание нашему Богу. Это семейное время (в заповеди упоминаются «ты, сын твой и дочь твоя») и время отдыха («не делай в оный никакого дела»). Но прежде всего и превыше всего суббота — это святое время, наполненное присутствием Святого Господа, Спасителя нашего. Это средство достижения цели, а целью является освящение, развитие доброго, христоподобного характера через осмысленное, духовное общение с Тем, Кто наполняет этот день Своим присутствием.

«Дал им также субботы Мои… чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (Иез. 20:12). «Чтобы святить субботу, люди должны быть сами святы. Через веру они должны стать причастниками праведности Христа»17. «Последователи Христа должны уподобиться Ему; через благодать Бога они должны формировать свой характер в гармонии с принципами Его святого Закона. Это и есть библейское освящение»18.

1844 год и подобие Христу. И наконец, 1844 год и суббота напоминают нам, что самая важная подготовка к грядущим испытаниям — это уподобление Иисусу в образе жизни.

«Христос страстно желает увидеть в Церкви Свое отображение. Когда характер Христа будет в совершенстве воспроизведен в Его детях, тогда Он придет, чтобы назвать их Своими»19.

Святые последнего времени будут соблюдать заповеди, написанные на обеих скрижалях закона: любовь к Богу любой ценой, включая соблюдение субботы даже в трудные времена, и любовь к ближнему также любой ценой. Соблюдение заповедей, которое продемонстрировал Иисус, является необычайно привлекательным сочетанием доброты и участливости. Он был замечательным человеком «двух скрижалей» — любил Бога и людей.

Адвентисты седьмого дня, хорошо понимающие смысл 1844 года, исполняют свои обязанности, потому что хотят, чтобы Христос и Его движение последнего времени выглядели достойно в глазах других овец Христа. На них можно положиться. Они милостиво обращаются с людьми. Они не жалуются без надобности, а если даже и сетуют, то делают это так же просто и искренне, как Христос, когда Он сказал о Своих учениках в Гефсимании: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). Когда их обижают, они дают людям возможность исправиться и подставляют им «другую щеку».

Подумайте о том, что означает подобие Христу в семье. Истинно христианские супруги взаимно почитают один другого и заботятся друг о друге в минуту радости и в час испытаний, как они и обещали друг другу при заключении брака. Истинно христианские мужья не ворчат на своих жен, сколько бы те их ни пилили. Истинно христианские жены не пилят своих мужей, сколько бы те ни ворчали. Истинно христианские отцы и матери не рявкают на своих детей. Настоящие христиане всегда разговаривают спокойно. О, кто бы не хотел быть похожим на Иисуса, если бы это было возможно? Не забывайте, 1844 год напоминает нам в Откр. 14:12 и в произведениях Духа пророчества, что это в самом деле возможно.

Говоря в общем, 1844 год предполагает кардинальное изменение нашего образа жизни и самой нашей жизни посредством решительного преобразования наших сердец.

1. Вавилон в Книге Откровение — это одновременно имя распутной женщины и название города. В Библии нравственно чистая женщина символизирует истинную Божью Церковь, а нравственно нечистая женщина символизирует ложную церковь. Точно так же город Новый Иерусалим — это собирательный образ всех людей, составляющих Царство Христа, а город Вавилон символизирует «царство» всех противников Иисуса. В 17-й главе Книги Откровение Вавилон назван «матерью блудницам», то есть матерью других символов нравственной нечистоты, изображающих все ложные церкви, которых породила ложная церковь-мать.

2. Елена Г. Уайт, «Ревью энд Геральд», 8 июня 1897 г.

3. «Ревью энд Геральд» от 7 августа 1866 года, с. 76,77. Непосредственный контекст этого высказывания таков: «Мы не претендуем, — писал пастор Ваггонер, — на роль пионеров в общих принципах санитарной реформы… Но мы утверждаем, что Бог, избранным Им методом (то есть через видения Елены Уайт) яснее и убедительнее раскрыл суть санитарной реформы, и теперь она приносит плоды (общее согласие адвентистов седьмого дня с ее принципами), чего мы не могли бы ожидать от какого бы то ни было другого средства». Видения, продолжал пастор Ваггонер, поставили здоровый образ жизни «на один уровень с великими истинами вести третьего ангела как средство, которое может укрепить слабых и сделать их победителями… готовыми к переселению на небо».

4. Елена Г. Уайт, «Служение исцеления», с. 128,130.

5. Там же, с. 319.

6. Елена Г. Уайт, «Желание веков», с. 122.

7. Информацию о влиянии коммерческого развлекательного телевидения вы сможете найти в исследовании Джона Гласса, «Что видите, то и получаете» (John Glass «What you see is what you get», Andrews University, 1992 год).

8. Елена Г. Уайт, «Великая борьба», с. 489,490.

9. Елена Г. Уайт, «Советы родителям, учителям и учащимся», с. 94.

10. Комментарии Елены Г. Уайт, «Библейский комментарий адвентистов седьмого дня», т. 4, с. 1161.

11. Елена Г. Уайт, «Дух пророчества», 1:124.

12. Елена Г. Уайт, «Великая борьба», с. 593.

13. Там же.

14. См. Beatrice S. Neall, The Concept of Character in the Apocalypse with Implications for Character Education (Washington, D.C.: University Press of America, 1983), c. 166,167, 198-207.

15. Елена Г. Уайт, «Путь ко Христу», с. 62.

16. Елена Г. Уайт, «Свидетельства», т. 6, с. 355, 356.

17. Елена Г. Уайт, «Желание веков», с. 283.

18. Елена Г. Уайт, «Великая борьба», с. 469.

19. Елена Г. Уайт, «Наглядные уроки Христа», с. 69.