Часть I. Установление даты

Самый подходящий человек

Он бы вам понравился.

Я хочу сказать, что если бы вы познакомились с Уильямом Миллером и получше его узнали, то сочли бы его привлекательным человеком, на которого можно положиться.

Соседи любили Миллера и доверяли ему. Из года в год они выбирали его мировым судьей своих небольших городков и фермерских центров. В мансарде его старого дома, в бочке, была найдена тысяча подписанных им документов.

Солдаты любили Миллера и верили ему. Когда война 1812 года приблизилась к тому месту, где он жил, 47 мужчин, имена которых сохранились по сей день, вызвались пойти добровольцами в армию с тем условием, что Миллер будет их командиром. (Он в самом деле стал командиром и участвовал в решающем сражении при Платсберге в 1814 году). Спустя некоторое время после окончания войны два солдата, служившие под его началом, но переехавшие затем поближе к канадской границе и поссорившиеся друг с другом, прошли пешком весь путь до фермы Миллера, чтобы попросить его уладить их разногласия. Они добирались до его дома порознь, но обратно возвращались вместе, снова став добрыми друзьями1.

Местные политики любили Уильяма Миллера и доверяли ему. В эпоху резкого размежевания между разными политическими силами приверженцы обеих основных партий считали его своим другом. Когда местный совет одной из политических партий попросил у Миллера разрешения провести в его частных владениях пикник в честь Дня независимости США (4 июля), он уговорил совет пригласить соперничащую партию принять участие в этом торжестве2.

Его любила девочка-подросток Елена Гармон. В течение всей последующей жизни она вспоминала испытанную ею в 1842 году радость, когда она увидела, как «отец» Миллер во время многочисленного собрания в городе Портленд, штат Мэн, прервал свою проповедь и сошел вниз в переполненный зал, чтобы помочь опоздавшим пожилым людям занять свободные места в переднем ряду. «Его справедливо называли отец Миллер, — вспоминала Елена, — так как он очень заботливо относился к тем, для кого служил, обладал приятными манерами, был человеком добрым и милосердным»3.

Нам приятно сознавать, что члены семьи Миллера также любили его и доверяли ему. В 1843 году, когда ожидалось, что вскоре произойдет Второе пришествие, Миллер, говоря о своей «жене и восьмерых детях», радостно утверждал: «У меня есть все основания считать всех их детьми Божьими, которые верят в то же учение, что и я сам»4.

Конечно, приходится признать, что, когда миллеритское движение было в самом разгаре, т. е. с 1840 по 1844 г., редакторы разных газет демонстрировали ему свою неприязнь и недоверие, но эти редакторы не были знакомы с ним лично. Редактор газеты «Сэнди Хилл Геральд», который, в отличие от своих коллег лично знал Миллера (но не был согласен с его специфическими богословскими воззрениями), писал в его защиту, что «г-н Миллер много лет является жителем этого округа (округ Вашингтон, штат Нью-Йорк) и как гражданин, человек и христианин пользуется большим уважением среди всех, знающих его»5.

Самый подходящий человек. Первая глава нашей книги озаглавлена «Самый подходящий человек». Именно таким человеком и был Уильям Миллер — самым подходящим из людей того времени, чтобы обратить внимание Америки на значение 1844 года как часа суда. Мы с радостью напоминаем о его честности и любезности, но также надеемся, что У. Миллер обладал чем-то большим, чем только благорасположенность и надежность, какими бы редкими ни были эти качества, — в противном случае вряд ли его можно было признать самым подходящим из людей для провозглашения 1844 года как часа суда.

В Миллере было нечто гораздо более важное.

Мы уже говорили, что он был хорошим армейским командиром и способным общественным деятелем. Он был также умелым фермером и-бизнесменом. Когда большинство молодых фермеров в той области все еще полагались на волов, он одним из первых купил лошадей. После смерти своего отца он сделал то, что не мог позволить себе отец, — вернуть весь кредит за отцовскую ферму и таким образом освободить овдовевшую мать от долговых обязательств. Кроме того, Уильям купил поблизости около 200 акров земли и построил собственный дом и амбары (этот дом и амбары сохранились по сей день, и их можно посетить в любой день с июня по сентябрь).

Итак, мы рады узнать о том, что Миллер был справедливым, добропорядочным и бережливым. Но умел ли он логически мыслить и осуществлять исследовательскую работу?

Вот еще одна выдержка из газеты «Сэнди Хилл»:

Все, когда-либо слышавшие его лекции или читавшие его сочинения, должны признать, что он [Уильям Миллер] — глубоко мыслящий человек, достойный справедливой похвалы со стороны тех, кто расходится с ним во мнении… Кто из очевидцев его искренности на кафедре, его природного, хотя и не отточенного красноречия, которое так и лилось из его уст, осмелится назвать его мошенником? Мы смело говорим: никто, не боясь при этом возражений со стороны беспристрастных умов.

Далее в той передовице были слова, которые мы считаем самыми важными, принимая во внимание цели данной книги: «Г-н Миллер, конечно же, черпает свои доказательства из источника всякого знания — откровения и истории»6.

Факты полностью подтверждают это высказывание. Миллер в самом деле обращался к «откровению» (то есть к Библии) и к «истории», беря оттуда свои доводы, и поступал он так потому, что от природы был исследователем и искренне обращенным христианином.

Он обратился в христианство в 1816 году. Через два года после битвы при Платсберге он поймал себя на том, что употребляет имя Божье всуе, и почувствовал себя униженным. В армии ему горько было слышать богохульство солдат, и он твердо решил не подражать им. Но в 1816 году, через два года после окончания войны, У. Миллер неожиданно для себя самого обнаружил, что является обычным грешником. На протяжении многих лет мать уговаривала его изучать Библию и принять Иисуса, но он не испытывал в этом нужды. Теперь же, возжаждав спасения, он наконец-то углубился в Библию в надежде, что она ему поможет, и сразу же обнаружил, что «в Библии явлен именно такой Спаситель, в Котором я нуждаюсь». Впоследствии он писал: «Писание… стало вызывать у меня восторг, и в Иисусе я нашел друга»7.

Остановитесь, пожалуйста, на минуту. Говоря о 1844 годе сегодня, мы часто в первую очередь думаем о Миллере. Но когда Миллер размышлял о 1844 годе, он прежде всего думал об Иисусе. В 1818 году, спустя два года после своего обращения, впервые обнаружив период 2300 дней, У. Миллер убедился в важности этого пророческого периода потому, что он открывал ему нечто очень важное о его новом друге Иисусе.

Уильям Миллер всю жизнь оставался искренним и пытливым христианином. Он был любознателен от природы.

Поскольку школы в Лоу Гемптоне, штат Нью-Йорк, где Уильям жил в детстве, не работали большую часть года, он одалживал серьезные книги, многие из которых касались истории, у соседей — достаточно состоятельных, чтобы позволить себе покупать такие книги, и достаточно щедрых, чтобы давать их почитать. Он читал их по ночам при горящих свечах, подобно Линкольну, после того как отец, который не был особо любознательным, крепко засыпал.

Женившись, Уильям перебрался в родной город своей жены Пултни, штат Вермонт, по другую сторону границы между штатами. Пултни нравился ему тем, что его гордостью была общественная библиотека, в которой имелось много серьезных книг. В библиотеке (старое здание сохранилось по сей день благодаря реставрации) в скромном зале на втором этаже собирались подискутировать местные интеллектуалы, известные как деисты8. Миллер часто присоединялся к ним, охотно включался в дебаты, обсуждая текущие вопросы и отпуская колкости по поводу Писаний.

Когда Миллер стал христианином, его друзья-деисты были в шоке. Они принялись напоминать ему, что в Библии много противоречий и неразрешимых загадок. Миллер, который до этого соглашался с ними, теперь твердо решил начать с первой главы Бытия и предоставить Библии самой объяснить себя, если это возможно. Он рассудил логически: если Библия в самом деле весть к людям от Бога, то Бог должен был сделать ее достаточно простой для понимания. Но если Библию понять невозможно, это будет для него знаком, что она не от Бога, и в этом случае, как Уильям пообещал своим друзьям, он «останется деистом»9.

Всякий раз, находя непонятный для себя стих, Миллер пользовался столбцом с параллельными текстами на полях, где указывались другие места в Библии по той же самой теме. С помощью Симфонии Крудена он отыскивал стихи, в которых использовались те же слова, что и в стихе, вызывающем затруднения. В 1818 году, через два года после того, как Уильям начал работать по этой системе, он дошел до Дан. 8:14: «На две тысячи вечеров и утр, и тогда святилище очистится». Подобно многим людям своего времени, он ошибся, полагая, что святилище в данном случае символизирует землю, но правильно дпределил, что дни символически означают годы. Ввиду многочисленных параллелей между 8-й и 9-й главами Книги Даниила он пришел к выводу, что 2300 лет, согласно Дан. 8:14, начались с того же самого события в 457 году до н.э., с которого начинается отсчет семидесяти седьмин, согласно Дан. 9:24-27.

С помощью логических рассуждений, которые станут нам более понятными в следующих главах нашей книги, Миллер пришел к удивительному заключению: «примерно в 1843 году» (впоследствии эта дата была исправлена на 1844 год) Иисус явится на облаках, чтобы очистить землю пылающим огнем и положить начало тысячелетнему царству — то есть «примерно через 25 лет… всем делам земным будет подведен итог»10.

Неужели Иисус в самом деле должен был прийти так скоро? Если да, то об этом должен узнать каждый! Миллер загорелся идеей, которая не давала ему покоя: «Пойди и скажи об этом миру!»11.

Колебания Миллера. Для нашего понимания 1844 года важен факт, что Миллер сопротивлялся этому убеждению тринадцать лет — с 1818 по 1831 г. Уильям Миллер не был фанатиком, возвещающим на каждом углу о конце света. Он никогда не устраивал сенсации в целях саморекламы. Он не хотел говорить миру о 2300 днях.

После пяти лет полного молчания по этому поводу он начал говорить о близком пришествии Христа отдельным людям в разных местах: Но только в 1831 году, после тринадцати лет сопротивления, он наконец-то согласился с верой выйти вперед и проповедовать. Он вышел из тени неохотно, даже сердито, споря с Богом и пытаясь убедить Его послать вместо него кого-нибудь другого.

Нет надобности воспроизводить здесь трогательную историю, которая много раз пересказывалась в книгах. Я сам привел ее в книге «Скажи об этом миру» — как в 1831 году Миллер в отчаянии пообещал Богу, что начнет проповедовать, если кто-нибудь пошлет ему такое приглашение, будучи твердо убежден в том, что едва ли кто-то совершит подобное, и как менее чем через час прибыл его племянник и привез ему именно такое приглашение, и как рассерженный Миллер удалился в кленовую рощу, которая по сей день находится возле его дома, и яростно боролся с Богом, прежде чем окончательно подчиниться Его воле12.

Суть в том, что Уильям Миллер начал проповедовать не по своей воле, но по воле Божьей. Сам Миллер не несет ответственности за великое разочарование. Если бы Бог оставил его в покое, он ни за что не стал бы проповедовать о 2300 днях.

Но Бог знал, что Миллер ошибается. Почему же Он подталкивал его к проповедованию?

По всей видимости, это желание Господа обусловлено тем, что в 1844 году Иисус собирался начать жизненно важное и величественное дело спасения, и мир необходимо было предупредить о нем, а Миллер являлся самым подходящим человеком для выполнения этой задачи.

Но почему Бог не показал Миллеру его ошибку и не предотвратил великого разочарования? Миллер, конечно же, хотел быть свободным от заблуждений.

Один из возможных ответов на этот важный вопрос состоит в том, что ошибка Миллера была исправлена на основании Библии. Это значит, что ответ все время находился в Библии. Бог указал его за тысячи лет до того, как Миллер родился, но Миллер не увидел его в Библии. Почему же Бог не озарил светом эти стихи, чтобы Миллер понял их? Нам в точности неизвестно, почему Бог поступил именно так, однако мы помним, что Иисус однажды сказал Своим ученикам. «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12).

Когда машина, ночью несущаяся нам навстречу, слепит нас яркими фарами, мы часто перестаем видеть, куда идем. От слишком яркого света человек может ослепнуть! Наверное, Бог понимал, что либо самого Миллера, либо его последователей лучи яркого, внезапно вспыхнувшего света скорее ослепят, чем укажут правильный путь.

Крест был могущественным деянием Бога по спасению рода человеческого от греха, но в то время ученикам казалось, что крест — это сокрушительное поражение. Только после креста пророчества Ветхого Завета о смерти Христа обрели смысл. Мы вспоминаем разговор по дороге в Еммаус, описанный в Лк. 24:13-35.

Точно так же суд, начавшийся на небе в 1844 году, был одним из самых величественных событий в истории Вселенной. Но вряд ли оно казалось величественным верующим адвентистам, пережившим это время! Только после разочарования библейские тексты, которые Уильям Миллер и его последователи часто читали, не понимая того, что в них сказано, внезапно обрели смысл. Только после того, как это свершилось, они поняли, что испытанное ими разочарование на самом деле — величественное разочарование.

Но хотя Миллер и не сознавал, какое именно событие должно произойти в 1844 году, тем не менее на всей планете он был чуть ли не самым близким к истине исследователем Библии.

Бог призвал Уильяма Миллера, потому что он был самым подходящим человеком.

Миллер более прав, чем другие. В следующей главе мы приведем краткие документальные подтверждения того факта, что Миллер необычайно серьезно и глубоко исследовал Библию. Однако мы не хотим заканчивать эту главу, не придя к согласию по поводу того, что в своих особенных доктринах Миллер фактически был ближе к истине, чем профессора из духовных академий и пасторы крупных городов его времени.

Некоторым ученым-богословам и пасторам времен Миллера вообще нечего было сказать о Втором пришествии. Конечно же, Миллер оказался проницательнее, чем они! Разве он не был прав, когда описывал Второе пришествие как буквальное, личное, близкое событие, которое наступит до начала 1000-летнего царства (то есть произойдет в начале тысячи лет)? Разве он был не прав, когда призывал людей готовиться к этому событию?

Разве он был не прав, когда говорил также, что в символических пророчествах один день равен году, что 2300 дней из Дан. 8:14 — это 2300 лет и что этот период начался в 457 году до н.э. и, следовательно, закончится «примерно в 1843» (впоследствии дата была исправлена на 1844 год)? Разве он был не прав, когда говорил, что 2300 пророческих дней должны закончиться судом и что таким образом пришло время возвещения вести первого ангела: «Наступил час суда Его»?

Вот основные пункты вероучения, в которых Миллер не ошибался, в отличие от многих богословов своего времени:

1. Иисус вернется в начале тысячелетнего царства.

2. Второе пришествие будет буквальным и личным.

3. Второе пришествие произойдет скоро.

4. Нам следует готовиться к нему верой.

5. В символическом пророчестве день равен году.

6. «2300 вечеров и утр» — это 2300 символических дней.

7. 2300 дней символизируют 2300 лет.

8. Они начались в 457 году до н.э. и закончились в 1844 году.

9. 1844 год ознаменовал наступление часа суда, а потому

10. Пришло время возвещать весть первого ангела: «Наступил час суда Его».

Разделяя все эти взгляды, а не какую-то их часть, Миллер более других своих современников приблизился к истине. Если также принять во внимание остальные его качества, то следует признать, что он был лучшим кандидатом на провозглашение Божьей вести для последнего времени.

Заблуждения современников Миллера. В отличие от Уильяма, верившего в буквальное, личное, близкое Второе пришествие, которое состоится в начале тысячелетнего царства и к которому надо готовиться всем сердцем, его более образованные современники были пост-милленаритами и учили, что буквальное возвращение Христа состоится не раньше, чем в конце тысячелетнего царства. В то же время они говорили, что тысячелетнее царство начинается с духовного пришествия Христа, Который Своей властью приступил к преобразованию мира. Они указывали на многочисленные библейские и миссионерские общества, а также воскресные школы, которые то и дело создавались в течение последних нескольких десятилетий, а также на реформационные движения, которые так много делают для тюрем, психиатрических больниц, рабов, женщин и мира во всем мире.

Такое развитие событий, говорили они, доказывает, что духовное пришествие Христа происходит в настоящее время и будет содействовать обращению всего мира, установлению Божьего царства на земле и началу тысячелетнего мира во всем мире.

В1835 году, вскоре после того, как Миллер начал проповедовать о буквальном Втором пришествии, пользовавшийся всеобщим уважением служитель Эдвард Бичер с энтузиазмом отмечал в своих проповедях, что церкви в Америке «пробудились, как никогда раньше», поверив в то, что «славное пришествие Божьего царства» близко, при дверях. Обращение всего мира больше уже не казалось «отдаленным видением вдохновенных пророков»13.

В 1839 году, когда Миллер впервые получил приглашение проповедовать в крупном городе (Бостоне), Сэмюэл С. Шмукер призвал протестантские вероисповедания объединиться и подготовить 25 тысяч миссионеров на основании того, что «Сын Божий, похоже, грядет во славе, покоряя [то есть обращая] земные царства»14.

Этот ошибочный небиблейский оптимизм даже сопровождал американскую гражданскую войну вскоре после смерти Миллера! В конце 1861 года, когда война была в самом разгаре, Джулия Уорд Хоу стала одной из многих людей, увидевших в армии Севера, с ее возможностями по спасению Союза и освобождению рабов, одно из Божьих средств приближения духовного пришествия Христа, в результате чего весь мир обратится и начнется тысячелетнее царство. Посмотрев однажды впечатляющий военный парад, во время которого маршировали многочисленные шеренги отважных, хорошо обученных солдат, г-жа Хоу написала слова, ставшие классикой: «Глаза мои видели славу пришествия Господня», — писала она, а затем, в другой строфе: «Я видела Его в сигнальных кострах сотен военных лагерей вокруг».

В 1861 году на военном параде г-жа Хоу думала, что она видит духовное пришествие Христа. Однако страшная гражданская война, длившаяся до 1865 года и стоившая Америке сотен тысяч жертв, поколебала уверенность многих американцев в том, что тысячелетнее царство вот-вот наступит.

Уильям Миллер знал в 1818 году, что «нечестивые будут становиться все хуже и хуже», а не лучше и лучше. Он знал это, потому что Библия говорит об этом во 2 Тим. 3:13. У. Миллер начал проповедовать в 1831 году о том, что буквальное Второе пришествие — единственная надежда на воссоздание нашей планеты.

Итак, по такому важному вопросу, как Второе пришествие, Миллер рассуждал гораздо правильнее своих ученых современников. Но как быть с 1844 годом? Был ли он прав в отношении 2300 дней?

Миллер прав в отношении 2300 дней. Как видно из древнееврейского оригинала, в Дан. 8:14 используется выражение, не являющееся точным эквивалентом «2300 дней». Там употреблена необычная идиома «2300 вечеров и утр». Некоторые критики Миллера и в то время, и сегодня говорят, что если бы Миллер знал древнееврейский, то никогда бы не пришел к выводу, что «2300 вечеров и утр» могут означать 2300 дней. И если бы Миллер знал древнееврейский, говорили они тогда и говорят до сих пор, то он почти наверняка не пришел бы к заключению, что этот термин может означать 2300 лет.

Если бы он знал еврейский…

Однако истина говорит об обратном.

В последующих главах мы еще остановимся на этом вопросе, но пока позвольте напомнить вам, что семьдесят или более иудейских раввинов, которые задолго до рождения Христа перевели еврейский Ветхий Завет на греческий язык (их труд впоследствии стал называться «Септуагинтой», или «LXX»), вне всякого сомнения, хорошо знали древнееврейский. Они говорили по-еврейски и были очень образованными людьми. Тем не менее текст Дан. 8:14 они перевели на греческий следующим образом: «вечеров и утр, две тысячи триста дней». Они знали, что в Книге Бытие Бог называл каждый день творческой недели «вечер и утро».

Во II столетии после Рождества Христова выдающийся раввин по имени Феодотион сделал еще один перевод с еврейского на греческий. Он также использовал фразу «вечеров и утр, две тысячи триста дней».

Но истолковывал ли какой-либо знаток древнееврейского языка символическое выражение в Дан. 8:14 как 2300 лет! Представьте себе, да! Уже в IX веке нашей эры, за тысячу лет до того как Миллер пришел к тому же самому выводу, влиятельный раввин по имени Нахавенди убедительно учил, что «2300 вечеров и утр» символизируют 2300 лет. И он был не единственным таким раввином. Нахавенди жил в Персии (современный Иран), однако другие раввины, предлагавшие такое же истолкование, проживали в Палестине, Испании, Португалии,, Италии, Франции и Алжире!15

Во времена Миллера одним из самых энергичных его оппонентов был преподобный Джордж Буш. Будучи еще одним постмилленаритом, считавшим, что Иисус не придет видимым образом до окончания тысячелетнего царства, Буш, подобно Бичеру, Шмукеру, Хоу и многим другим, считал, что духовное пришествие происходит в его дни. Но даже при этом он соглашался с Миллером, что «2300 вечеров и утр» символизируют 2300 лет. Он даже соглашался с тем, что период в 2300 лет завершится в ближайшем будущем16. Профессор Буш великодушно добавлял, что, истолковывая 2300 вечеров и утр как 2300 лет, Миллер вторит сэру Исааку Ньютону, знаменитому ученому, а также таким знаменитым комментаторам Библии, как епископ Томас Ньютон, Джозеф Мид, Александр Кейт и «сонму других, которые давно уже пришли, по существу» (курсив его) к тем же выводам, что и Миллер.

Профессор Джордж Буш был деканом Нью-Йоркского университета.

Он специализировался в древнееврейском языке!

Итак, правда заключается в следующем: среди тех, кто наравне с Миллером признавал, что в Дан. 8:14 речь идет о 2300 днях и даже 2300 годах, были ученые, владевшие древнееврейским языком17.

Миллер был дружелюбным соседом, уважаемым общественным деятелем, преуспевающим фермером и бизнесменом, прирожденным лидером, отважным воином, а после своего обращения — горячим приверженцем Иисуса. Он правильно истолковал 2300 дней и был прав в том, что Второе пришествие Христа будет личным и буквальным и состоится до начала Тысячелетнего царства. У нас есть все основания считать его в высшей степени глубоким исследователем Библии для своей эпохи. Он был самым подходящим для Божьей вести человеком. Но он допустил ошибку.

В следующей главе мы попытаемся понять, каким образом Миллер Допустил свою знаменитую ошибку. Такую ошибку мог совершить только серьезный исследователь Библии.

1. Sylvester Bliss, Memoirs of William Miller (Boston, 1853), 61,62.

2. Там же, с. 64.

3. Елена Г. Уайт, «Свидетельства для Церкви», т. 1, с. 22.

4. Уильям Миллер, 4 февраля 1843 г. для журнала Signs of the Times цит. по книге: Bliss, Memoirs of William Miller, 180,181.

5. Sandy Hill Herald в журнале Signs of the Times от 1 марта 1843 г.; цит. по книге: Bliss, Memoirs of William Miller, 181,182; и в книге Francis D. Nichol, The Midnight Cry (Washigton, D. C.: Review and Herald Publishing Assn., 1944), 132,133.

6. Поясняя, что под «источником знания» редактор имел в виду «откровение и историю», я подставил черточки вместо запятых.

7. William Miller, Apology and Defence (Boston, 1845), 5.

8. Деисты верили в Бога-Творца, создавшего Вселенную по таким совершенным причинно-следственным законам, что ее можно было вполне безопасно оставить для самостоятельного развития, что Бог и сделал. Они отвергали молитву о чудесах, утверждая, что это значило бы просить Бога нарушить Свои совершенные законы. Они считали Иисуса очень добрым человеком, но отрицали такие чудеса, как непорочное зачатие и воскресение. Томас Джефферсон и другие отцы-основатели Соединенных Штатов находились под сильным влиянием деизма.

9. Miller, Apology and Defence, 5,6.

10. Там же, с. 12.

11. Там же, с. 15-17.

12. Смотрите для примера книгу Пола Гордона, «Вестник полночного крика»; Nichol, The Midnight Cry; а также R. W. Schwarz, Light Bearers to theRemnant (Mountain View, Calif.: Pacific Press Publishing Assn., 1979).

13. CM. Timothy L. Smith, Revivalism and Social Reform in Mid-Nineteenth-Century America (New York: Abingdon Press, 1957), 225.

14. Samuel Simon Schmucker, Fraternal Appeal to the American Churches, with a Plan for Catholic Union, on Apostolic Principles (2d.ed., New York, 1839), 139, 140; в книге Timothy L. Smith, Revivalism and Social Reform, 226.

15. Le Roy Edwin Froom, The Prophetic Faith of Our Fathers, 4 vols. (Washington, D. СТ.: Review and Herald Publishing Assn., 1946- 1954), 1:713; 2:194-240.

16. CM. Nichol, The Midnight Cry, 439,440.

17. He все библейские ученые, владевшие древнееврейским языком, приходили к выводу, что «2300 вечеров и утр» символизируют 2300 дней. Мы просто хотели сказать, что хорошее знание древнееврейского не помешало некоторым исследователям прийти к тому же заключению, что и Миллер. Часто знание древнееврейского помогало ученым сделать такой вывод.