Как Миллер допустил ошибку

Если Миллер был для Бога «самым подходящим человеком», как он мог так явно заблуждаться?

Это важный вопрос. Если от нас ожидается, что мы будем доверять учению о 1844 годе в такой мере, чтобы основывать на нем наш образ жизни, то нам надо знать, в какой момент Миллер пошел неверным путем, чтобы самим оценить его промах.

Лично я нахожу для себя утешение в том, что ошибка, совершенная Миллером, могла быть допущена только специалистом в области библейских исследований.

Большинство людей недостаточно хорошо разбираются в субатомной физике, чтобы допустить при обсуждении теории кварков ошибку, которую могут сделать только профессионалы. Точно так же едва ли кто-либо настолько хорошо знаком с Библией, чтобы совершить такую же ошибку, как Миллер, при обсуждении кульминации четырех параллельных пророчеств в Книге Даниила.

Имеет смысл повторить, что Миллер в самом деле был превосходным исследователем Библии. Его уникальное учение о буквальном характере и близости Второго пришествия — о наступлении часа суда, своевременности вести первого ангела («Наступил час суда Его») и истолкование «2300 вечеров и утр» в Дан. 8:14 по принципу «день за год» — было основательнее любой другой доктрины, существовавшей тогда в этой области.

На протяжении многих лет адвентисты седьмого дня время от времени поднимают вопрос о правоте Миллера. Например, не так давно знаменитый исследователь Ветхого Завета д-р Линн Вуд и всемирно известный археолог д-р Зигфрид Хорн еще раз проверили правомерность утверждения, что 457 г. до н.э.-это и есть «седьмой год Артаксеркса, царя Персидского» (см. Езд. 7:7), поскольку именно от этой даты Миллер стал отсчитывать 2300 лет1. Вуд и Хорн исследовали несколько таинственных надписей, часть которых выполнена на персидских глиняных табличках, а часть — на египетских папирусах и т. д., и пришли к выводу, что 457 год до н.э. и в самом деле был седьмым годом царствования Артаксеркса. Уильям Миллер правильно определил эту очень важную дату — точку отсчета для 2300 дней.

В 1980 году Генеральная конференция адвентистов седьмого дня назначила Комитет по изучению Книги Даниила и Откровения, которому предстояло снова проанализировать Книгу Даниила — стих за стихом. Комитет поручил ученым-богословам написать научные работы, затем попросил ученых ознакомить друг друга со своими работами и выслушать взаимные критические вопросы и замечания. Результатом этого мучительного процесса стали семь томов научных монографий.

Первый из семи томов, «Избранные исследования по истолкованию пророчеств», составлен из статей или глав, написанных ученым и хронологом Ветхого Завета Уильямом X. Шеем. В одной из глав рассматривается важнейшая концепция «день за год» в пророчествах о периодах времени. В ней библейские доказательства в поддержку данного принципа занимают не одну и не две, а более 20 строк!

Характерное для Уильяма Миллера учение о том, что 2300 дней символизируют 2300 лет и что этот период начался в 457 г. до н.э. и закончился в 1844 году, выдерживает глубокий современный анализ.

Тем не менее вам следует знать, что современные адвентистские ученые-богословы принимают не все положения учения Миллера. Фактически пионеры адвентистского движения отвергли некоторые его взгляды уже очень давно. Миллер произнес проповедь2 о семикратном наказании (Лев. 26:18-28), в которой высказал предположение, что «всемеро» -г это семь «пророческих лет» или 2520 фактических лет (7×360). Большинство комментаторов и переводчиков, включая адвентистских ученых-богословов, считают, что «всемеро» в данном случае имеет совсем другое значение, как, например, в тех случаях, когда учитель говорит: «Напиши это задание семь раз».

Однако следует отметить, что Миллер упомянул о «семи пророческих годах» лишь в конце своей проповеди. Большая же ее часть носит практический характер. В ней были сказаны разумные вещи и прозвучал очень духовный призыв к покаянию. Главная цель Миллера заключалась в том, чтобы завоевать души для Царства Божьего. В1834 году он поделился со своим другом радостью, сказав, что его «кассиром является Бог», потому что Бог «платит душами»3.

Миллер постоянно размышлял о том, какое значение имеет 1844 год для жизни людей.

Одна из мелких ошибок Миллера была связана с женихом, полночным криком и браком в притче о десяти девах в Мф. 25. (Мы подробнее рассмотрим притчу о десяти девах в 6-й главе.) Исправление этих конкретных ошибок через несколько часов после великого разочарования привело к более правильному Пониманию того, что же действительно Иисус совершил в 1844 году.

Миллер заблуждался, предположив, что «святилище», которое должно было «очиститься» в конце 2300 лет (Дан. 8:14), — это земля, а не небесное святилище. Но в его защиту можно сказать, что никто, в том числе и самые образованные его оппоненты, не указали ему на эту ошибку.

Миллер, конечно же, знал, что на небе есть святилище. Это ясно видно из таких книг, как Послание к Евреям и Откровение. Однако, как и почти все христиане, он не мог себе представить, что небесное святилище может быть осквернено и нуждаться в очищении4. В 16-страничномтрактате Миллер привел шесть понятий, которые в Библии названы «святилищем», или «храмом». Вторым в его списке значилось «небо», но он отверг саму возможность того, что оно могло иметь какое-то отношение к Дан. 8:14, заявив: «Только не небо… потому что там не может быть ничего нечистого».

Но разве в Библии, которой пользовался Миллер, не было текста Евр. 9:22,23?

«Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное — лучшими сих жертвами».

Если при первом чтении вы не постигли всей важности этого текста, позвольте мне повторить его, но уже выделив некоторые слова курсивом и добавив некоторые пояснения в скобках.

«Почти все [в системе земного святилища] по закону [обрядовому закону] очищается кровью [жертвами животных], и без пролития крови не бывает прощения [греха]. Итак, образы небесного [земное святилище как образ небесного] должны очищаться сими [то есть жертвами животных]; самое же небесное [само небесное святилище] лучшими сих жертвами [жертвой Иисуса]».

Пояснения в скобках и выделение курсивом некоторых слов помогают понять смысл отрывка. Если земное святилище очищалось жертвами животных, то небесное святилище требует очищения «лучшими жертвами», то есть жертвой Иисуса.

Вот оказывается в чем дело! В Евр. 9:22, 23 говорится, что небесное святилище на самом деле нуждалось в очищении. И Библия, которой пользовался Миллер, несомненно, имела текст Евр. 9:22, 23.

Как же Уильям пропустил его? Это можно объяснить тем, что в данном тексте несколько расплывчато говорится о «небесном», а не сказано прямо: «небесное святилище». А в английском переводе того же текста используется слово, означающее не только очищение, но и утонченность или совершенствование. Когда Миллер первоначально изучал Дан. 8:14 и по своей Симфонии искал в других частях Библии такие слова, как «святилище» и «очистилось», то его Симфония не привела его к этому отрывку в Послании к Евреям, потому что, в отличие от Дан. 8:14, там используется термин не «святилище», а «небесное».

Не поняв в самом начале своих исследований значение Евр. 9:22, 23, Миллер принял на веру то, во что верили все остальные, а именно: небесное святилище не может оскверниться или нуждаться в очищении. Он даже не увидел этой связи, когда читал Послание к Евреям в последующие годы своей жизни, потому что его мышление в данном аспекте уже сформировалось.

Но такую же ошибку совершили и все остальные. Миллер не столько «допустил» эту ошибку, сколько не сумел распознать и исправить ее. Давайте не забывать, что никто не знал Библию настолько хорошо, чтобы поправить Уильяма. Миллер был превосходным исследователем Библии. Правила истолкования, которые он определил сам для себя, внушают уважение5.

Правила толкования Миллера. Первое правило толкования Миллера состояло в том, что «каждое слово должно вносить определенный вклад в раскрытие излагаемой в Библии темы». Миллер твердо решил не довольствоваться поверхностным прочтением отрывка или случайными догадками по поводу его смысла. Надо было определить значение «каждого слова».

Его четвертое правило распространяло первое на всю Библию. «Чтобы понять ту или иную доктрину, соберите все тексты Писания по изучаемой вами теме, и пусть каждое слово внесет в толкование соответствующую лепту».

Пятое его правило ставило Библию выше всех человеческих комментариев. «Писание должно само пояснять себя, поскольку оно само по себе является правилом». В этом заключается великий протестантский принцип: «Библия и только Библия».

В десятом правиле Миллера признавалось, что Бог наделил нас здравым смыслом и ожидает, что мы будем пользоваться им даже при изучении Библии. Если вывод, к которому мы приходим, не согласуется с Библией в целом и является нелепым, то он, несомненно, неверен. «Правильное построение в отличие от неправильного будет согласовываться с Библией и иметь здравый смысл».

Из тринадцатого правила Миллера видно, как тщательно он искал исполнения пророчества в истории. Это правило сегодня надо взять на вооружение каждому исследователю пророчеств. Когда вы сравниваете историческое событие с библейским пророчеством, которое, как вам кажется, исполнилось в этом конкретном историческом событии, то, как говорил Миллер, «обнаружив, что каждое слово пророчества… исполнилось буквально, вы будете знать, что это как раз и есть то событие, которое вы пытаетесь отыскать; но если хотя бы одно слово осталось неисполненным, тогда необходимо искать другое событие или ожидать его исполнения в будущем; Бог заботится о том, чтобы история и пророчество согласовывались между собой и чтобы тем самым истинно верующие дети Божьи никогда не были постыжены».

Четырнадцатое и заключительное правило Миллера касалось состояния духа исследователя и предполагало желание с верой пойти на любую жертву, которой может потребовать добросовестное изучение Библии. «Самое важное правило заключается в том, что у вас должна быть вера — такая вера, которая, будучи испытанной… отринет все самое дорогое на земле, мир и все его ценности — репутацию, деньги, работу, друзей, дом, удобства и мирские почести. Если что-либо из вышеперечисленного помешает нам принять ту или иную часть слова Божьего, то наша вера окажется тщетной».

Честность и искренность Миллера проявлялись в том, что он неуклонно придерживался им же установленных добрых правил. Он отложил в сторону все комментарии и дал возможность Библии самой говорить за себя. Он использовал ссылки на параллельные тексты в Библии и Симфонию, чтобы предоставить Библии возможность самой объяснять каждый текст, трудный для понимания. Исторические книги помогали ему сравнивать историю с пророчеством, и после 13-летнего сопротивления Богу он наконец отдал всего себя возвещению той вести, которая стала плодом длительного изучения Библии. При этом он не считался ни с денежными затратами, ни со своим здоровьем.

Отрадно, что Миллер в конце концов начал проповедовать, потому что он был одним из лучших Божьих мужей того времени, и провозглашал жизненно важную весть, в которой так нуждался мир. Вот почему на протяжении 13 лет Бог настойчиво убеждал Уильяма начать проповедовать.

Однако Миллер допустил ошибку в ключевом вопросе. Он подчеркивал чрезвычайно важное значение 1844 года, и в этом был прав. Он датировал 1844 годом начало суда и возвещения вести первого ангела и говорил, что сама эта мысль должна вызывать покаяние и изменять жизнь. И здесь он также был прав. Он говорил, что Иисус скоро вернется на землю буквально, как личность, и также не ошибался.

Но далее Миллер объяснял значение 1844 года тем, что именно в данном году Иисус лично и буквально придет на землю, и в этом состояла его трагическая ошибка.

Как мог так явно заблуждаться столь превосходный исследователь Библии, как никто иной, приблизившийся к истине?

По-видимому, отчасти это объясняется тем, что Бог не хотел, чтобы он ослеп от слишком яркого света. (Помните, мы говорили в первой главе о том, что Иисус утаил часть информации от учеников, поскольку они не могли вместить ее — Ин. 16:12). Заблуждение обусловлено также его блестящим знанием Библии — У. Миллер допустил ошибку, на которую способен только знаток.

Как Миллер допустил свою печально знаменитую ошибку. Он совершил ее на основании не одного только текста Дан. 8:14: «На две тысячи триста вечеров и утр, и тогда святилище очистится». Адвентисты седьмого дня, которые не могут обнаружить указания на Второе пришествие в Дан. 8:14, вовсе не слепы, как не был слеп и Миллер!

Мы уже упоминали, что четвертое правило толкования Библии Миллера гласило: «Чтобы понять ту или иную доктрину, соберите все тексты Писания по изучаемой вами теме, и пусть каждое слово внесет в толкование соответствующую лепту».

Серьезные исследователи Библии вот уже на протяжении нескольких веков признают, что в Книге Даниила имеется четыре параллельных пророчества.

Каждому адвентисту седьмого дня хорошо известно, что во 2-й главе Книги Даниила в образе истукана на железно-глиняных ногах предсказана последовательная смена империй — Вавилона, МидоПерсии, Греции и Рима, после чего четвертая империя раскалывается на независимые европейские государства. В параллельном пророчестве 7-й главы Книги Даниила для предсказания той же последовательной смены империй используются образы диких животных и рогов. Десять рогов — это те же «десять царств», на которые предстоит распасться четвертой империи. Точно также, по принципу параллелизма, в 8-й главе Книги Даниила прослеживается будущая история Мидо-Персии, Греции и Рима, а в Дан. 10-12 то же самое достаточно подробно описано в четвертый раз. В таблице на стр. 33 — наглядно иллюстрируется эта мысль.

Миллер, конечно же, не первым заметил, что в Книге Даниила представлены эти четыре параллельных пророчества, но он обратил внимание на нечто другое, многими исследователями Библии не замеченное или проигнорированное, а именно: за каждой последовательностью империй следует кульминация, в центре которой — Христос.

Кульминацией видения из 2-й главы Книги Даниила является камень, разрушающий истукана и превращающийся в большую гору, которая отдается народу Божьему (стихи 44,45).

Кульминацией видения диких зверей из Дан. 7 является суд, который уничтожает земные царства и отдает землю святым Всевышнего (стихи 9-14).

Кульминация Дан. 8 — очищение святилища (стих 14)6.

Кульмшация Дан. 10-12-князь Михаил, который восстает, чтобы избавить народ Божий от времени скорби и воскресить Своих усопших святых. Перечисленные кульминационные моменты выделены в таблице жирным шрифтом.

*

Даниил 2

Даниил 7

Даниил 8, 9

Даниил 10-12

Вавилон

золото

лев

 

 

Персия

серебро

медведь

овен

царь

Греция

медь

барс

козел

сильный царь

Рим

железо

чудовище

рог

грабители

Европа

железо и глина

роги

рог

некто презренный

кульминация

камень ударяет

судьи сели

святилище очищено

восстает Михаил

Иисус как

Камень

Судья

Первосвященник

Князь

Точка зрения Миллера

конец

конец

конец

конец

Поправка

конец последнего
времени

начало последнего
времени

начало последнего времени

конец последнего времени

В описании каждого из этих четырех кульминационных событий содержится весть об Иисусе. В Дан. 2 Иисус — это Камень, или Скала, упраздняющая все правительства земли (см. Лк. 20:18; Рим. 9:23). В Дан. 7 Иисус — это Сын Человеческий, который приходит на суд (см. Ин. 5:22). В Дан. 8 Иисус — «Посланник и Первосвященник исповедания нашего» (Евр. 3:1), очищающий святилище. А в Дан. 12:1, 2 Иисус — это «Михаил, князь великий», стоящий за Свой народ, избавляющий его от скорби и воскрешающий Своихдетей из мертвых (см. Быт. 48:16; 1 Фее. 4:16; Иуд. 9)7.

Поскольку во всех четырех пророчествах говорится о чередовании одних и тех же империй, Уильям Миллер заключил, что и в описании всех четырех кульминаций речь идет об одном и том же событии.

Миллер проявил блестящую проницательность, однако вывод, сделанный им, оказался не столь блестящим. Он был верен отчасти, но не полностью.

Миллер сделал вывод, что если кульминационные события параллельны (а это в самом деле так), тогда датировка одного из неавтоматически будет означать датировку их всех.

А дату одного из них можно рассчитать.

В Дан. 8:14 Бог Сам называет дату очищения святилища. Он говорит, что оно должно очиститься в конце 2300 дней, в 1844 году.

Следуя логике, согласно которой установление даты одной кульминации означает установление даты всех остальных, Миллер пришел к выводу, что камень во 2-й главе Книги Даниила уничтожит истукана в 1844 году, Христос восстанет, избавит и воскресит Своих детей в 1844 году, суд начнется в 1844 году (и здесь он был прав!), и в этом же 1844 году Сын Человеческий придет на землю на облаках небесных.

Всякий раз, излагая эти доводы своим студентам или участникам лагерных собраний, я замечаю, как люди сразу становятся серьезными. Кажется, эти доводы невозможно опровергнуть. Представьте себе, насколько убедительнее они звучали, когда в 30-е — начале 40-х годов прошлого века Миллер проповедовал их с Библией в руках, в своей искренней, дружелюбной манере!

Учтите еще и следующее: эти доводы подкреплялись ошибочным суждением, которое разделяло тогда большинство христиан, считавших, что последний суд ограничивается Вторым пришествием и что «брак» должен состояться на земле, а потому в Дан. 8:14 имеется в виду не небесное, а земное святилище.

Но тут что-то явно было не так.

На что Миллер не обратил внимание. Миллер был специалистом в области изучения Библии. Он пытался проникнуть в то, о чем большинство людей даже не задумывались. Но при этом Уильям недостаточно критически оценил предположения других исследователей. И он не обратил должного внимания на различия в четырех видениях и не принял к сведению точных формулировок в Дан. 7:13.

Миллер не обратил должного внимания на следующую формулировку в Дан. 7:13: «С облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями».

Он подошел к «Ветхому днями»! Миллер, как и почти все другие христиане его времени, полагал, что это ясное указание на Второе пришествие Христа, так как Даниил сказал, что Сын Человеческий шел «с облаками небесными». Но Миллер не обратил внимания на то, что Иисус направляется с этими облаками не на землю. Он подошел к «Ветхому днями». Короткая фраза, такая понятная нам сейчас, но на которую почти никто не обращал внимания на протяжении многих веков, оказалась главным ключом к объяснению великого разочарования.

Взгляните на иллюстрацию на обложке нашей книги. Художник изобразил Иисуса, Который приближается к Отцу с облаком ангелов. Художник сумел лишь слегка обозначить всю величественность события, происходившего в небесном святилище. Если бы верующие адвентисты поняли это, они, конечно же, провозгласили бы 22 октября 1844 года днем не великого, а величественного разочарования.

Но тогда Бог еще не был готов раскрыть им этот вопрос именно в таком свете.

Сравнивая четыре основных видения в Книге Даниила, Миллер заметил, что они параллельны, но не обратил внимания на то, что они не идентичны.

Сегодня каждому адвентисту седьмого дня известно, что 2-ю главу Книги Даниила понять достаточно легко, 7-ю главу понять труднее, а истолкование 11-й главы требует особых знаний. Основная весть всех четырех видений одинакова, но всеобъемлющая весть каждого из них своеобразна. Во 2-й главе империи представлены в виде отполированного истукана, который стоял «в чрезвычайном блеске» (стих 31). В 7-й главе Книги Даниила те же империи представлены свирепыми дикими зверями. В 8-й главе Книги пророка Даниила те же империи представлены домашними животными, которые использовались для служения во святилище, а в Дан. 10-12 они появляются как враждующие между собой люди.

Как неодинаковы, будучи параллельными, четыре видения, так неодинаковы и четыре кульминации, хотя они тоже параллельны.

Камень во 2-й главе подтверждает, что даже в период своего видимого расцвета земные государства не идут ни в какое сравнение с Небесным Царем, Который легко стирает их в порошок.

Из сцены суда в Дан. 7 видно, что когда земные правительства примут решение осудить и подвергнуть гонениям народ Божий, Бог призовет их к ответу в судный день и оправдает тех, кого они преследовали.

Очищение святилища в Дан. 8 можно понять, если изучить обряды в скинии Ветхого Завета, открывающие нам принципы взаимоотношений Бога с людьми.

А появление князя Михаила в Дан. 1-2 учит нас, что какие бы злые деяния ни творили земные цари и князья, у народа Божьего есть свой Князь, за Которым останется последнее слово и Который даже воскресит казненных гонителями святых.

Итак, кульминации определенно параллельны, но не одинаковы в деталях.

Более того, хотя все кульминации относятся к последнему времени, не все они конкретно указывают на самый конец последнего времени. Если Сын Человеческий в 7-й главе Книги Даниила подходит к Ветхому днями в начале суда, а на землю не приходит, значит, суд должен начаться несколько раньше Второго пришествия.

Анализ показывает, что суд (Дан. 7) и очищение (Дан. 8) — это события начала последнего времени, тогда как сокрушение империй (Дан. 2) и воскресение святых (Дан. 12) произойдут в конце последнего времени8.

Мы продолжим обсуждение поставленных вопросов в 6-й главе нашей книги. А пока рассмотрим, каким образом расчеты пророческих периодов приводят к 1844 году (если расчеты пророческих чисел вам понятны, | можете сразу же перейти к главе 7).

1. См. Siegfried H. Horn and Lynn H. Wood, The Chronology of Ezra 7,2d. Ed., rev. (Washington, D.C.Review and Herald Publishing Assn., 1970).

2. В издании проповедей Миллера 1842 года, «Evidence from Scripture and History of the Second Coming of Christ, about the year 1843; Exhibited in a Course of Lectures», перепечатанное издательством Leaves-of-Autumn Books, Box 440, Payson, Ariz., его весть о «семи временах» можно найти в лекции XVII, 250-263.

3. Уильям Миллер — Трумэну Хендриксу, 28 ноября 1834 года, книга Francis D. Nichol, The Midnight Cry (Washington D.C.: Review and Herald Publishing Assn., 1944), c. 56.

4. CM. William Miller, Letter to Joshua V. Himes, on the Cleansing of the Sanctuary (Boston, 1842).

5. Правила толкования Библии, разработанные Миллером, можно найти в книге Isaak С. Weecome, History of the Second Advent Message and Mission, Doctrine and People (Yarmouth, Maine, 1874), c. 45,46.

6. В некоторых современных переводах вместо слова «очистится» можно найти фразу: «будет восстановлено в праведном состоянии» или «оправдано». Внимательный анализ показывает, что необычный еврейский термин в самом деле означает «очищено», но имеет еще несколько значений.

7. В1 Фее. 4:16 речь идет об «архангеле», а не об одном из нескольких архангелов. Очевидно, есть только один архангел, несмотря на все популярные легенды. В 1 Фее. 4:16 архангел воскрешает мертвых, но именно это делает князь Михаил в Дан. 12:1, 2, и именно это Михаил делает с Моисеем в Иуд. 9. Когда в Быт. 48:16 упоминается «ангел», речь идет об Иисусе, Избавителе нашем. Слово «ангел» означает «вестник», а Иисус является главным Вестником Бога, или Ангелом, посланным возвестить нам Евангелие. Но, будучи одновременно Богом и Ангелом, Иисус, по определению, должен быть Князем ангелов, а именно это и означает термин «архангел». Таким образом, изучение Библии приводит нас к выводу, что князь Михаил, воскрешающий мертвых согласно Дан. 12:1,2, есть Иисус, Архангел, воскрешающий мертвых в 1 Фее. 4:16, и Михаил Архангел, воскрешающий Моисея в Иуд. 9.

8. Если современные люди, живущие на Западе, привыкли выстраивать все темы последовательно, как буквы алфавита — АБВГ, то в древности читатели предпочитали располагать темы по принципу зеркала — АББА. Такое построение называется «хиазмом» (В любом человеческом лице можно увидеть принцип хиазма: левое ухо, левый глаз, нос, правый глаз, правое ухо. Супружеские пары зачастую сидят в собрании в хиастическом порядке: муж и жена, рядом другая пара — жена и муж, то есть женщины оказываются друг с другом). Вот как Даниил выстраивает темы: конец последнего времени (глава 2), начало последнего времени (глава 8), конец последнего времени (глава 12). Таким образом, налицо явный хиазм.