Почему именно 1844 год?

Миллер обнаружил 1844 год только после того, как обратился; начал изучать Библию, пока она не стала для него отрадой и пока не обрел в лице Иисуса личного друга. Дата — 1844 год — поразила его своей чрезвычайной важностью, потому что она открывала чрезвычайно важные истины об Иисусе.

Цель нашего совместного изучения — помочь вам понять и по достоинству оценить «чрезвычайно важные» истины, которые открывает об Иисусе 1844 год, чтобы этот год оказал «чрезвычайно важное» влияние и на вашу жизнь и чтобы вы всей душой осознали величественность великого разочарования..

Но, скажете вы, я, пользуясь Библией, не в состоянии объяснить даже своему лучшему другу, откуда взялся 1844 год, не говоря уже о том, чтобы осознать его значение для моей жизни.

В этом вы не одиноки. Многим адвентистам седьмого дня в Северной Америке кажется необъяснимой эта дата — 1844 год. Это тем более удивительно, что первые адвентисты, не имевшие и половины того образования, которое получили многие современные адвентисты, могли легко и изящно объяснить 1844 год.

Если это было им под силу, то мы тем более сумеем справиться с такой задачей!

Стоит того. Прежде всего, давайте-ка напомним себе, что уметь объяснять 1844 год просто необходимо. Он играет первостепенную роль в нашем вероучении. В нем сокрыты огромные резервы для изменения образа жизни. Он сообщает нам сегодняшнее местонахождение Иисуса, нашего Первосвященника, Который очищает небесное святилище, а также очищает от греха верующих в Него людей.

Помощь. Иисус хочет помочь нам понять это библейское пророчество. Во вторник вечером, незадолго до Своего распятия, Он напомнил о пророчествах Даниила и сказал: «Читающий да разумеет» (см. Мф. 24:15). Мы помним, что, «давая повеления, Он дает и силу их исполнить»1. Мы знаем: коль скоро Он хочет, чтобы мы что-либо уразумели, значит, Он готов помочь нам уразуметь.

Иисус хотел помочь Даниилу самому понять пророчество или, по крайней мере, начать понимать его. Верно, что полностью его смысл был сокрыт до наших дней, то есть до времени конца. Небесное существо сказало Даниилу: «Сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» (Дан. 12:4). Однако в непосредственном контексте Дан. 8:14 небесный голос (возможно, голос Христа) сказал ангелу Гавриилу2: «Гавриил! объясни ему [Даниилу] это видение». Гавриил тотчас встал возле Даниила и сказал: «Знай… что видение относится к концу времени» (Дан. 8:16, 18).

ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА. Иисус хочет, чтобы мы уразумели. Это воодушевляет. Давайте же начнем с арифметики.

Наверно, вы уже слышали, что 2300 дней начались осенью 457 года до н.э. Если взять 457 год до н.э. за точку отсчета, то, чтобы получить конечную дату, надо вычесть 457 лет до н.э. из 2300 лет. Остаток автоматически становится искомым годом нашей эры.

2300-457=1843

Сюрприз! Где-то вкралась ошибка. Мы рассчитывали получить 1844, а вместо этого оказалось 1843.

Но вот кто-то напоминает нам, что в начале нашей эры не было нулевого года, а потому необходимо добавить единицу к той цифре, которая обозначает искомую дату нашей эры. Таким образом мы и получим 1844 год.

2300-457=1843+1=1844

Ну вот, подсчеты произведены, и это было не очень сложно, правда?

Сначала Уильям Миллер не подумал о проблеме нулевого года. Вот почему он говорил о 1843 годе и лишь впоследствии исправил дату на 1844-й. (Если вы хотите знать, почему нет нулевого года, читайте Дополнение в конце этой главы).

Почему 457 год? Если данный арифметический расчет- это все, что вам было нужно, чтобы вычислить 1844 год, можете сразу переходить к 4-й главе. Но если вы хотите знать, почему именно 457 год является точкой отсчета, то не торопитесь. Объяснение покажется вам несложным, если вы поймете, что Дан. 9:20-27 — это продолжение Дан. 8.

Прежде всего вернемся к самому началу. 457 год до н.э. — это «седьмой год царя Артаксеркса», упомянутый в Ездр. 7. Именно в этом году Артаксеркс I, царь Персии, во исполнение пророчества Дан. 9:20-27 издал указ, позволявший иудеям «восстановить и отстроить Иерусалим». Но давайте шаг за шагом рассмотрим этот аргумент, потому что любой, кому вы попьггаетесь объяснить его, захочет удостовериться в том, что указ Артаксеркса действительно явился исполнением пророчества и что указ царя в самом деле можно считать точкой отсчета для 2300 дней.

Дан. 9:20-27 и Дан. 8. Как мы уже говорили, секрет заключается в понимании того, что Дан. 9:20-27 — это продолжение Дан. 8. Для начала надо понять построение 8-й главы Книги Даниила.

Восьмую главу Книги Даниила, содержащую пророчество о 2300 днях, можно грубо разделить на две половины. В первой (8:1-14) описываются пророческие символы, а во второй (8:15-27) эти пророческие символы объясняются.

Первая половина также делится на два более мелких подраздела. Первый подраздел (8:2-12) состоит из описания символических животных и рогов, которые Даниил видел. Второй подраздел (8:13, 14) содержит сообщение о 2300 днях, которое Даниил слышал.

Во второй половине 8-й главы Гавриилу поручено (стихи 15, 16) помочь Даниилу уразуметь видение и его символы, и он пытается (стихи 17-26) выполнить это поручение.

Гавриилу не составило большого труда помочь Даниилу уяснить значение символических животных и рогов, поскольку Даниил уже познакомился с будущими царствами мира, узнав об истукане из 2-й главы и о диких животных из 7-й. Но когда Гавриил сказал Даниилу, что один из рогов символизировал великого царя, который «против Владыки владык восстанет» (8:25), Даниил лишился чувств, прежде чем Гавриил закончил. К этому времени Даниилу было уже немало лет. И Гавриил успел втолковать ему по поводу пророчества о 2300 дней лишь то, что «истинно» и исполнится в «отдаленном» будущем. После этого Даниил «изнемог и болел несколько дней» (8:27). Он был «изумлен» тем, что великий царь нападет на Владыку владык, и признался, что не понял пророчество о днях (см. стихи 26, 27).

Болезнь Даниила не дала возможности Гавриилу выполнить до конца свое поручение и помочь Даниилу уразуметь видение. Впоследствии, как мы сейчас увидим, Гавриил предпринял еще одну попытку.

Согласно 9-й главе, «в первый год Дария», то есть в 538 г. до Р. X., примерно через тринадцать лет после видения, описанного в 8-й главе, Даниил стал усердно молиться Богу о том, чтобы Он простил иудеев и позволил им вернуться из Вавилона в Иерусалим и восстановить там храм. Иерусалим лежал в развалинах с тех пор, как Навуходоносор разрушил его еще во времена молодости Даниила. Теперь же, когда Даниил «говорил и молился», Гавриил, которого он «видел прежде в видении» (стихи 20, 21), вернулся, чтобы завершить свою миссию.

Первые слова Гавриила доказывают, что текст 9:20-27 в самом деле является продолжением 8-й главы. Гавриил сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению… Итак, вникни в слово и уразумей видение».

Семьдесят Седьмин. Слова Гавриила из Дан. 9 содержат ключ, с помощью которого Даниил сумел понять видение о 2300 днях. Этот ключ поможет и нам — он представляет собой пророчество о семидесяти седьминах.

В 8-й главе, как мы уже выяснили, Гавриил растолковал значение животных и рогов. Однако ввиду неожиданной болезни Даниила он не смог объяснить ему значение 2300

дней. Вне всякого сомнения, Даниил надеялся, что когда Гавриил однажды вернется, он объяснит ему смысл пророчества о днях: надо ли понимать их буквально или символически, а также когда они начинаются и заканчиваются.

Так все и произошло. В Дан. 9:24 мы видим, что Гавриил сразу же сосредоточил внимание на этом периоде времени, а также указал на точку отсчета. (Пожалуйста, обратите особое внимание на определения в скобках). «Семьдесят седмин, — сказал он, — определены [отрезаны] для народа твоего [иудеев] и святого города твоего [Иерусалима]… Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление [появится указ] о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки» (9:25) пройдет шестьдесят девять седьмин, за которыми последует семидесятая седьмина, в течение которой будет убит Мессия.

Это пророчество об указе восстановить и отстроить Иерусалим, как мы уже говорили, Артаксеркс собирался выполнить в 457 году до н.э. Но давайте позаботимся о том, чтобы ваш друг понял все сказанное Гавриилом.

Определение трудных терминов. Вы заметили, что, цитируя Гавриила, мы заключили в скобки несколько определений. Некоторые из них достаточно очевидны, другие же могут показаться не столь ясными.

Под пришествием «Христа Владыки», очевидно, подразумевается крещение Владыки Иисуса в 27 году н.э. Святой Дух сошел на Иисуса во время Его крещения. Вскоре после этого в Назарете Иисус решил прочитать текст из Книги Исайи 61: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня» (Лк. 4:18; см. также стих 16). Иисус является величайшим «Помазанником». Его имя «Христос» — греческий эквивалент еврейского слова «Мессия» — и означает «помазанник».

Слова в скобках — «появится указ» вместо «выйдет повеление» — это просто уточнение. Еврейское слово «дабар», которое можно перевести как «decree» (указ), употребляется в первую очередь в значении «слово», или «повеление». В библейские времена «слово», или «повеление», дававшее право восстанавливать и отстраивать такой столичный город, как Иерусалим, должно было быть именно указом великого царя.

Самым интересным нашим определением, взятым в скобки, является слово «отрезаны». Это перевод еврейского слова «катхак» — оно употребляется в Библии только один раз и только в данном тексте, однако хорошо известно по другим небиблейским текстам. Всеми уважаемый еврейско-английский словарь Гезениуса говорит, что «катхак» означает «отрезать» или «разделять». Древние еврейские учителя (раввины), использовавшие это слово в связи с приготовлением животных к жертвоприношению, употребляли его в значении «отрезать»3. В 9-й главе Книги Даниила высказывается мысль, что семьдесят седьмин должны быть «отрезаны» от более длительного периода. Более того, эти семьдесят седьмин в особом смысле должны быть посвящены обустройству иудейского народа и включать в себя земную жизнь и смерть Мессии, Иисуса Христа.

Вам следует знать мнение некоторых современных переводчиков Библии, полагающих, что пророчество Дан. 9:24-27 о семидесяти седьминах относится не к Иисусу Христу, а скорее к ничтожному царю Антиоху Эпифану, который запретил жертвоприношения в храме со 167 по 164 г. до н.э. Переводчики, придерживающиеся данного мнения, стремятся подбирать такие значения еврейских слов, чтобы они подходили к Антиоху

Эпифану. Однако если мы позволим этим словам самим говорить за себя, то увидим, что они однозначно указывают на Иисуса Христа.

Дни СИМВОЛИЧЕСКИЕ. Поскольку 490 дней семидесяти седьмин (7×70=490) начинаются с указа о «восстановлении» Иерусалима» и простираются до времени, когда Иисусу Христу предстояло жить и умереть на нашей земле, то очевидно, что в семидесяти седьминах имеются в виду символические дни, означающие годы. 490 буквальных дней составляют менее полутора лет.

Итак, если 490 дней семидесяти седьмин — это символы, обозначающие годы, то 2300 дней также являются символическими и обозначают 2300 лет, поскольку 490 дней были «отрезаны» от 2300. Любой отрезок должен быть меньше того, от чего он отрезан. Палец отрезают от руки, ногу — от тела, а не наоборот.

Во 2-й главе нашей книги мы сослались на труд Уильяма X. Шея, где приведены более двадцати библейских доказательств того, что там, где «день» является пророческим символом, он непременно обозначает год. Чтобы упростить наши нынешние рассуждения, достаточно вспомнить, что когда израильтяне выходили из Египта, Бог, приговорив их к хождению по пустыне на протяжении 40 лет, определил этот срок по принципу «день за год» (Чис. 14:34), Таким образом, понятие «день за год» твердо укоренилось в сознании иудейского народа с самого начала его существования. Затем Бог напомнил иудейскому народу о принципе «день за год» через пророка Иезекииля, который жил в вавилонском плену одновременно с Даниилом и всего лишь в 80 километрах от него. Дав Иезекиилю в высшей степени символическое поручение, Бог ясно сказал ему: «День за год я определил тебе» (Иез. 4:6).

Наш вывод таков: 2300 дней символизируют 2300 лет, и начался этот период с указа царя Артаксеркса, появившегося в 457 году до н.э.

УКАЗ 457 ГОДА. Теперь пришла пора взглянуть на сам указ. Вам придется положиться на мнение таких ученых, как Линн Вуд и Зигфрид Хорн, о которых мы упоминали во 2-й главе нашей книги, а также на мнение множества других неупомянутых нами ученых, и принять их заключение, что «седьмой год царя Артаксеркса» фактически является 457 годом до н.э.4 Однако вы определенно можете показать своему другу, какое именно событие произошло в седьмой год царствования Артаксеркса и почему оно положило начало семидесяти седьминам и 2300 дням.

Помогите своему другу найти 7-ю главу Книги Ездры. Читая ее, обратите внимание на упоминание Артаксеркса и Ездры с 1 -го по 7-йсгих, где говорится о «седьмом годе царя Артаксеркса». В стихах 7-10 рассказывается о том, как Езд-ра отправился из Вавилонии в Иерусалим и как он прибыл туда в «пятом месяце», который, согласно тогдашним календарям, соответствовал нашему августу или сентябрю.

С 12-го стиха 7-й главы Книги Ездры начинается указ Артаксеркса. Подумайте, насколько древним и уникальным является этот документ, и вы найдете его необычайно интересным! Указ позволяет иудеям, живущим в Вавилонии, переселиться в разрушенный город Иерусалим и взять с собой деньги. По этому указу Ездре выделялась солидная сумма денег и необходимые припасы. Но наибольший интерес для нас в данный момент представляют последние два стиха этого указа (25, 26):

«Ты же Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою, — всех знающих законы Бога твоего, а кто не знает, тех учите. Кто же не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя, над тем немедленно пусть производят суд, на смерть ли, или на изгнание, или на денежную пеню, или на заключение в темницу».

Это и есть «повеление», или «указ», о «восстановлении Иерусалима» во исполнение пророчества Гавриила из Дан. 9:24-27.

Гавриил передал это пророчество Даниилу в 538 году до н.э. По истечении года или двух появился указ великого царя Кира о восстановлении Иерусалимского храма (см. Ездр. 1:2-4), а затем другой персидский царь подтвердил этот первый указ о восстановлении храма (см. Езд. 6). Но только в 457 году до н.э. царь Артаксеркс распорядился восстановить разрушенный город Иерусалим. Согласно его указу, иудейский областеначальник должен был «поставить правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою» (Езд. 7:25). Это постановление вернуло Иерусалиму статус столичного города5.

Чтобы указ о восстановлении столичного статуса Иерусалима не был голословным, в нем предусматривалось, что всякого, кто «не будет исполнять закон Бога твоего и закон царя», следует наказывать штрафами, тюремным заключением, изгнанием или смертью (Езд. 7:26).

Для выполнения такого предписания в Иерусалиме должны были поселиться правители и судьи. В столице надлежало также расквартировать стражников и воинов, которые бы выполняли распоряжения судей. А судьям, правителям, воинам и стражникам должны были помогать торговцы и ремесленники, снабжая их едой, одеждой, утварью и так далее. И всем этим людям требовались строители для возведения правительственных учреждений, мощения улиц, возведения городских стен, лавок и жилых домов. Строителями должны были руководить архитекторы и инженеры, их также надо было кормить, защищать, и им надо было где-то жить. Таким образом, указ 457 года, вновь делавший Иерусалим средоточением правителей и судей, имевших все полномочия следить за исполнением религиозных и царских законов, предусматривал возвращение Иерусалиму статуса столичного города и, следовательно, восстановление самого города.

Постановление, предсказанное Гавриилом, т. е. «повеление» или «указ» о «восстановлении Иерусалима», как раз и явилось указом от 457 года до н. э.

Это тот самый указ, который послужил точкой отсчета семидесяти седьмин. И коль скоро упоминание Гавриилом постановления было призвано помочь Даниилу и нам уразуметь 2300 дней, мы знаем, что 2300 дней также начались в 457 году до н. э.

Христос как средоточие всего. Убедитесь в главном: ваш друг понимает, что разговор о хронологии и древней истории — это прежде всего разговор об Иисусе. Ибо, вне всякого сомнения, средоточием и центром пророчеств о семидесяти седьминах и 2300 днях, описанных в 8-й главе Книги пророка Даниила и продолженных в 9-й главе, является наш любящий, живой Господь и Спаситель Иисус Христос.

Он есть тот Князь, Который был «помазан» в конце 69-й седьмины и «предан смерти» в середине семидесятой седьмины и Который «помазал Святое святых», когда вознесся на небо после Своего воскресения (см. Дан. 9:24-27). Иисус есть тот Первосвященник, Которому предстоит очистить небесное святилище в конце 2300 дней.

Христоцентричность 8-й и 9-й глав Книги Даниила видна даже в выборе символов для обозначения Мидо-Персии и Греции. Во 2-й главе эти империи символизируют металлы — серебро и медь. В 7-й главе Книги Даниила они олицетворены дикими животными — медведем и барсом. Однако в 8-й и 9-й главах те же империи представлены образами овна и козла. Во времена Ветхого Завета овны (бараны) и козлы чаще других животных приносились в жертву. Главным ежегодным и особым днем принесения в жертву овнов была Пасха (см. Исх. 12). Иисус, наш Пасхальный Агнец (см. 1 Кор. 5:7), был принесен в жертву на кресте в день Пасхи.

Главным же ежегодным и особым днем принесения в жертву козла был День искупления, когда первосвященник символически очищал земное святилище кровью козла (см. Лев. 16).

Иисус, будучи нашим жертвенным Агнцем, обеспечивает прощение греха. Иисус, будучи нашим Первосвященником, обеспечивает победу над грехом, искоренение греха из нашей души и изглаживание всех записей об исповеданном грехе из Святого святых небесного святилища. Все христиане верят в исторического Христа, умершего на кресте. Многие христиане с нетерпением ожидают Второго пришествия Христа, Который явится на облаках.

Вместе со всеми христианами адвентисты седьмого дня дорожат этими великими истинами об Иисусе. Но существуют и другие, особые истины, которые Бог в 1844 году озарил светом и помог адвентистам седьмого дня уяснить их. Эти истины говорят миру, что Христос в данный момент совершает уникальное служение во Святом святых небесного святилища.

Иисус хочет, чтобы все мы уразумели это в полном объеме.

Дополнение

Предлагаемое дополнение предназначено для тех читателей, которые хотели бы в точности узнать, почему при переходе от старой к новой эре нет нулевого года. Если, прочитав это примечание, вы захотите получить дополнительную информацию по поводу вычисления даты 1844 года, вам окажет добрую помощь книга Клиффорда Гольдштейна «1844 год. Это легко объяснить!». У вас также может возникнуть желание прочитать книгу «Богу небезразлично», том 1 (о Данииле), с. 205-210,237-240,251-253. Чтобы понять причину отсутствия в летоисчислении нулевого года, нам надо понять разницу между счетом «ноль, один, два» и счетом «первый, второй, третий».

Числительные типа «ноль, один, два» называются количественными, а числительные типа «первый, второй, третий» — порядковыми.

Говоря о возрасте человека, мы обычно пользуемся ^количественными числительными. Мы говорим, что человеку шесть лет, 45 лет или 92 года. Но, говоря о возрасте крохотного младенца, мы часто пользуемся порядковыми числительными и говорим, что ребенку идет первый год. Когда младенцу исполняется один год, мы | говорим, что ему пошел второй годик. Когда ему исполняется два годика, мы говорим, что ребенку пошел третий годик и так далее.

Порядковый возраст — первый, второй, третий — всегда на единицу больше количественного — ноль, один, два. Это объясняется тем, что, используя числительные «первый, второй, третий», мы не говорим о нулевом годе. Если младенцу идет первый год (если воспользоваться порядковым числительным), то мы могли бы сказать, что ему или ей «ноль лет» (если воспользоваться количественным числительным), но это звучало бы нелепо, не правда ли?

Обратите особое внимание на то, что когда мы считаем «первый, второй, третий», то у нас нет нулевого года. Не существует нулевого года между рождением младенца и началом его первого года жизни.

Из-за отсутствия этого нулевого года порядковые числительные (первый, второй, третий) всегда на единицу превышают соответствующие им количественные числительные (ноль, один, два).

Пожилые люди иногда совершенно непредумышленно увеличивают свой возраст с помощью порядковых числительных. Когда им, к примеру, 87 лет, они говорят, что им идет 88-й год. Давайте еще раз повторим для закрепления: порядковые числительные (первый, второй, третий) всегда на единицу превышают соответствующие количественные числительные; количественные числительные (ноль, один, два) всегда на единицу меньше соответствующих порядковых числительных.

Большинство древних людей предпочитали порядковые числительные. Датируя события, они, как правило, говорили «первый, второй, третий» вместо «ноль, один, два». Кроме того, они обычно датировали события годами, в которые царствовали отдельные цари. Примеры этого обычая мы находим в Книге Даниила, где, в частности, говорится: «В третий год царствования Иоакима, царя иудейского» (Дан. 1:1), и мы уже упоминали «седьмой год Артаксеркса» (Ездр. 7:7). Даже в наши дни в Великобритании парламентские решения по традиции датируются третьим, десятым, 25-м или любым другим годом царствования королевы Елизаветы П.

Этот древний обычай датировать события порядковым годом царствования того или иного монарха означал, что датировку приходилось начинать заново всякий раз, когда на престоле появлялся новый царь. Представьте себе, как сложно рассчитать годы от третьего года царя А до пятого года царя Ж, если в промежутке между ними цари Б, В, Г, Д и Е царствовали разное число лет!

Но в 532 году по нашему теперешнему летоисчислению умный монах по имени Дионисий Малый выдвинул блестящую идею датировать события одним непрерывным царствованием нашего вечно живого Господа и Царя Иисуса Христа. Согласно этому принципу, о событии можно было бы говорить, что оно произошло, например, «в 21 году нашего Господа», а более позднее событие можно было бы датировать «375-м годом нашего Господа».

Калькуляторы и компьютеры обычно настраиваются на количественные числительные (ноль, один, два), и в школе нас также учат производить расчеты с помощью количественных числительных (ноль, один, два). Поэтому когда мы вычитаем 457 из 2300 — в уме или на калькуляторе, то получаем количественное числительное 1843, которое поначалу вычислил и Миллер.

Но если бы калькуляторы и компьютеры были настроены, как должно, на порядковые числительные (первый, второй, третий) при расчете периодов, начавшихся до нашей эры и закончившихся в нашей эре, они бы автоматически учитывали отсутствие нулевого года. Вычтя 457 год до н.э. из 2300 лет н.э., они бы автоматически выдавали нам: «в 1844 году нашего Господа», или «1844 г. от Р. X.», или «1844 г. н. э.» вместо 1843 года.

Большинство компьютеров недостаточно умны для этого, но теперь я верю, что Бог поможет вам правильно понять столь важный вопрос!

1. Елена Г. Уайт, «Наглядные уроки Христа», с. 333.

2. В Дан. 9:21 Гавриил назван «мужем», но это слово, по-видимому, означает то же самое, что «личность». В Лк. 1:19 Гавриил определенно назван ангелом.

3. Jacques Doukhan, «The Seventy Weeks of Daniel 9: An Exegetical Study», Andrews University Seminary Studies 17 (1979): 1-22.

4. Некоторые комментаторы называют 458 год до н.э. вместо 457 года до н.э. Однако аргументы в пользу 457 года, приведенные в Библейском комментарии АСД и в книге Вуда и Хорна доказывают, что 457 год до н.э. — более обоснованная дата.

5. В 444 году до н.э., через тринадцать лет после 457 года до н.э., появился еще один указ царя Артаксеркса — его-то, по мнению некоторых христиан, и имел в виду Гавриил. Однако более тщательный анализ свидетельствует, что указ 444 года до н.э. уполномочил Неемию исправить некоторые повреждения городских стен, образовавшиеся в результате действий ближних врагов (см. Неем. 2). Это произошло уже после того, как стены были отстроены в результате работ, произведенных согласно указу 457 года.