Часть III. Значение этого события

1844 год и адвентисты

В предисловии мы пообещали, что, проанализировав 1844 год как дату и событие, попробуем определить значение 1844 года для нашего времени. Теперь мы готовы к этому. Для начала попытаемся ответить на вопрос: «Откуда произошло название «адвентист»?»

«Легкий вопрос, — ответите вы. — Адвентист — это человек, верящий в скорое пришествие Христа, а адвентисты седьмого дня как раз и верят, что Христос скоро придет».

Но подождите. Диспенсационалисты, люди, говорящие о «тайном восхищении», тоже верят в скорое пришествие Христа. Фактически многие из них считают, что Он придет раньше, чем на это надеются адвентисты седьмого дня. Многие Диспенсационалисты учат, что Христос может прийти в любую минуту и забрать даже автомобилистов и летчиков из их транспортных средств…1

Мы хотим сказать только одно: хотя Диспенсационалисты верят, что Христос придет скоро, очень скоро, они не являются адвентистами и не хотят, чтобы их называли этим именем.

Поэтому в имени «адвентист» должно быть что-то особенное, несущее глубокий смысл. И здесь вновь надо обратиться к 1844 году.

Первоначальное значение понятий «адвент» и «адвентист». Слово «адвент» на латыни означает прибытие, или пришествие. Большинство адвентистов седьмого дня знают об этом. Но большинство протестантов и католиков под пришествием Христа понимают Его Первое пришествие. Вероисповедания, придерживающиеся церковного календаря, празднуют адвент, или пришествие, в течение четырех недель перед Рождеством. По воскресеньям накануне Рождества они читают пророчества Ветхого Завета, предсказывающие рождение Мессии. В зависимости от взглядов служителей они могут обратиться к пророчествам о Его втором пришествии.

Следовательно, в 30-е годы прошлого столетия Уильям Миллер проповедовал не о пришествии Христа в конце 2300 дней, а о Его втором пришествии. Когда в начале 40-х годов движение миллеритов стало разрастаться и активизировать свою деятельность, их лагерные и другие большие собрания начали воспринимать как собрания ожидающих «Второй адвент» (т. е. Второе пришествие). Само движение получило известность как движение «Второго адвента». А последователей Уильяма Миллера стали называть «вторыми адвентистами». Это сущая правда!

Но «вторые адвентисты» — громоздкое название, и поскольку не было христиан, называвших себя «первыми адвентистами», в употребление вполне естественно вошло слово «адвентисты».

Сегодня адвентисты седьмого дня называют основное периодическое издание своего вероисповедания «Адвентистским обозрением». Впервые оно появилось в октябре 1850 года, и полное его название звучало следующим образом: «Обозрение Второго пришествия и субботний вестник». Первая половина названия — «Обозрение Второго пришествия» указывало на то, что его редактор Джеймс Уайт планировал обобщить все доказательства относительно того, что движение «Второго адвента» 1840-1844 гг. было делом Божьим.

Обратите на данный момент пристальное внимание. Миллер и его «вторые адвентисты» верили, что Второе пришествие состоится скоро, поскольку исполнились 2300 дней. До великого разочарования они верили, что Второе пришествие состоится по окончании 2300 дней в 1844 году. После великого разочарования те, кто по-прежнему верил, что 2300 дней закончились в 1844 году, продолжали верить, что Второе пришествие произойдет скоро, поскольку в 1844 году начался последний суд.

Официально название «адвентист седьмого дня» было принято в 1860 году на общем голосовании в Батл-Крике. Теперь вы, наверно, понимаете, что термин «адвентист» означал не просто веру пионеров в скорое пришествие Христа. Он означал, что они верят в скорое пришествие Христа, поскольку исполнились 2300 дней.

В следующей главе мы убедимся, что и вторая часть названия — «седьмого дня» — основана на 2300 днях. А пока мне хотелось бы немного обсудить то обстоятельство, что 1844 год является самым убедительным признаком скорого пришествия Христа.

1844 год — главный признак второго пришествия. Это объясняется тем, что в 1844 году начался последний суд.

Почти все христиане во все времена и во всех странах фактически связывали последний суд со Вторым пришествием. Если им говорили о близости Второго пришествия, они заключали из этого утверждения, что последний суд также вскоре начнется. Однако наше преимущество и наш долг в рамках вести первого ангела — сообщать людям, что последний суд уже начался.

А если последний суд уже начался, то мы, безусловно, достигли последнего времени!.

1844 год в истинном свете. Вместе с тем мы понимаем, что 1844 год давно уже канул в лету. Как эта дата может убедить людей, живущих на пороге XXI столетия в том, что Второе пришествие близко?

Нам надо посмотреть на ситуацию под другим углом. Вместо того чтобы оглядываться на 1844 год и 150 минувших с той поры лет, давайте вернемся к началу истории человечества и будем рассматривать 1844 год как в будущем отстоящий от нас на шесть тысяч лет.

Давайте встанем рядом с Адамом и Евой на вершине горы за вратами Едема и поможем им сквозь слезы заглянуть в будущее, в то время, когда Иисус умрет за их грех на кресте. Чтобы различить крест из Едема, мы должны были бы пронизать взором четыре тысячи будущих лет! Вместе с ними мы исследуем первые две тысячи лет и только в самом конце этого периода видим Ноев потоп и жизнь Авраама. Проходит еще 500 лет после Авраама — только тогда начинается исход. (Вспомним, что 500 лет — это срок, более чем в два раза превышающий всю историю Соединенных Штатов Америки и более чем в три раза — время, которое прошло между 1844 и 1990 годами).

Вместе с Адамом и Евой мы продолжаем смотреть в будущее. Мы видим, как через 500 лет после исхода Давид сражает камнем, выпущенным из пращи, великана Голиафа, и нас охватывает радостное волнение. Но проходит еще 500 лет, прежде чем на земле рождается Даниил и возникает Вавилонская империя… после этого появляется и уходит в тень Мидо-Персия… затем Греция… затем Рим. Внезапно у нас на глазах появляются слезы, потому что мы видим нашего дорогого Иисуса, висящего на кресте, — и это через четыре тысячи полных лет после того, как Адам и Ева съели запретный плод.

Мы мысленно оставляем наших прародителей размышлять о кресте со смешанными чувствами, продолжая исследовать тему Второго пришествия. Надо изучить еще почти 500 лет, чтобы дойти до события, которое теперь мы называем древней историей: падение Рима в 476 г. н. э. А затем в 538 году начинаются 1260 символических дней. Еще почти 1000 лет остается до открытия Америки европейцами в 1492 году, и примерно еще 300 лет до провозглашения Декларации независимости в 1776 году.

День уже заканчивается, и западный горизонт окрашивается багрянцем, когда наконец-то, после того как почти уже угасла последняя надежда, с наших уст срывается победный возглас. «Вот они, — закричали мы, — три ангела! Они летят на облаках заката!» Тщательно всмотревшись, мы видим под ними столп исполнившихся пророчеств с начертанными на нем золотыми цифрами «1844».

В свете Едема, в начале шести тысячелетий человеческой истории, едва можно различить промежуток времени между 1844 и 1990 годом. Эти 150 лет между 1844 и 1990 годами составляют только одну сороковую, или 2,5 процента истории человечества. Более 97 процентов человеческой истории прошло до 1844 года. Да, мы действительно живем в последнее время. Как таковой последний суд начался только вчера. До Второго пришествия осталось совсем немного.

Не только 1844 год. 1844 год является основным признаком близости Второго пришествия, но далеко не единственным. В десятилетия, предшествовавшие 1844 году, исполнилось несколько других важных пророческих знамений, и все вместе они делают 1844 год главным признаком Второго пришествия.

Отсчет 1260 пророческих дней начался в 538 году, во время крутого поворота в истории Церкви и мира. Этот срок закончился в 1798 году во время еще одного крутого поворота в истории Церкви и мира, когда произошли такие эпохальные события, как Американская и Французская революции, индустриальная революция и становление европейской колониальной системы, глобальные последствия которой ощущаются и сегодня. 1260 дней заслужили семикратного упоминания в книгах Даниила и Откровение (см. Дан. 7:25; 12:4-7; Откр. 11:2, 3; 12:6, 14; 13:5). Об этом пророческом периоде можно писать целые книги, и одну из них я написал несколько лет назад2. В Дан. 12:4-7 ясно говорится, что завершение 1260 дней ознаменует наступление «времени конца». 1260 дней закончились в 1798 году. Таким образом, 1798 год, наряду с 1844 годом, является гигантским памятником, огромными воротами, миновав которые человечество вступило в последнее время.

1844 год и знамения в природе. Другие исполнившиеся пророчества, усиливающие значимость 1844 года, — это классические знамения «в природе»: Лиссабонское землетрясение 1755 года, затмение и кровавая луна 19 мая 1780 года, звездопад 13 ноября 1833 года. Все перечисленные знамения были предсказаны в Мф. 24:29, 30 и в Откр. 6:13.

Хотя сегодня таким природным знамениям иногда не придают должного значения, они заслуживают самого пристального внимания. Каждое из них было по-своему выдающимся явлением, а в совокупности они произошли в нужное время и в нужном месте во исполнение библейского пророчества.

Подумайте об огромных масштабах Лиссабонского землетрясения. Оно затронуло территорию в несколько миллионов квадратных километров: от Северной Африки, сравняв с землей несколько городов, расположенных в 800 километрах севернее Лиссабона, до Скандинавии, где оно изменило уровень воды в озерах, и городов Восточной Европы, в которых церковные колокола звонили сами по себе. Если бы на месте Лиссабона был Сан-Франциско, то землетрясение такой силы разрушило бы не только его, но и Лос-Анджелес, а толчки ощущались бы в заливе Гудзон на северо-востоке Канады!

В 1980 году всеми уважаемый сейсмолог ГА. Эйби назвал Лиссабонское землетрясение «самым сильным толчком за всю историю» и оценил его невероятную силу в 9,0 баллов по шкале Рихтера. Это значит, что оно было в семь раз сильнее землетрясения 1906 года в Сан-Франциско. В 1955 году, в 200-летнюю годовщину лиссабонского толчка, сэр Томас Кендрик, директор знаменитого Британского музея, издал книгу4, в которой доказал, что устрашающее Лиссабонское землетрясение положило конец длительной эпохе всеобщего оптимизма и ознаменовало начало мрачного периода, закончившегося Французской революцией. В свою очередь, эта революция стала началом новой эры в судьбах человечества.

Затмение 19 мая 1780 года не имело себе равных в Северной Америке на протяжении последующих 200 лет.’ «Леонидов дождь» 13 ноября 1833 года положил начало новой отрасли в астрономии. От середины Атлантики до Калифорнии каждый час падало до 60 тысяч метеоров. Многие из них бесшумно рассыпались на множество более мелких частиц по мере того, как этот гигантский мерцающий поток бесшумно двигался на запад. Подобно Лиссабонскому землетрясению и знаменитому затмению, это явление также не имело себе равных, вопреки расчетам ученых. Метеорный дождь 1966 года, хотя и не уступал но яркости, длился намного меньше, и его можно было наблюдать на значительно меньшей территории — исключительно на юго-западе Америки.

Местоположение классических знамений чрезвычайно важно. Они совершались в первую очередь в Европе и Америке, где люди изучали Библию и размышляли над пророчествами. Затмение в пустыне Сахара или звездопад над Новой Гвинеей вряд ли в те дни были бы восприняты мусульманами-кочевниками или охотящимися за черепами аборигенами как знамение Второго пришествия Христа. Не только всемирные события несут весть глобального значения. Нескольких десятков квадратных километров, на которых расположены города Хиросима и Нагасаки, вполне хватило для того, чтобы возвестить о наступлении атомного века. Вифлеемский хлев ознаменовал начало христианской эры. Всего несколько сот человек видели Иисуса после Его воскресения, но они рассказали об этом многим тысячам.

Знамения в природе свершились в нужный момент. Иисус сказал, что солнце и луна померкнут, и звезды спадут с неба сразу «после скорби дней тех (1260 дней)» (Мф. 24:29). Так оно и случилось. Говорят, что последнее явное гонение на протестантов в Европе происходило в 1762 году. Затмение наступило в 1780 году, а звездопад произошел еще через 53 года — в 1833 году. Почти сразу после этого Иисус отправился как Сын Человеческий на облаках небесных к Ветхому днями, чтобы начать последний суд.

1844 год и современные знамения. Мы еще ничего не говорили о более современных знамениях пришествия Христа, таких, как поразительное выдвижение папы Иоанна Павла II, превращение Соединенных Штатов в единственную сверхдержаву после войны в Персидском заливе, успех евангелизации в России и небывалый рост преступности в Америке. Мы не можем определенно сказать, означают ли волнующие заголовки в современных газетах, что Христос придет в ближайшее время. В отличие от других знамений, о которых мы говорили, эти конкретные события не являются точным исполнением конкретных пророчеств. Мы предупреждены о том, что «нам не следует поддаваться .всеобщему ажиотажу, который время от времени возникает…. Вы не можете уверенно заявлять, что Он придет через один, два или пять лет, но не следует и отодвигать Его пришествие, говоря, что оно состоится не ранее, чем через десять или двадцать лет»5.

Но когда эти текущие события оцениваются в свете 1844 года, они настойчиво и убедительно напоминают нам, что мы в самом деле живем в последнее время и что заключительные события будут быстро следовать одно за другим.

1844 год и другие пророчества. Очень важно, чтобы мы ясно понимали связь между 1844 годом и верой адвентистов седьмого дня в близость Второго пришествия. 1844 год — это стержень в системе толкования пророчеств, они же в совокупности должны влиять на самые важные решения, принимаемые нами в жизни. В следующих нескольких главах мы рассмотрим связь между некоторыми из этих пророчеств и их значением. А пока давайте вспомним о том, что 1844 год ознаменовал начало возвещения вести первого ангела («наступил час суда Его»). Тем самым стало исполняться поручение о возвещении Евангелия в контексте часа суда всему миру, «всякому племени, и колену, и языку, и народу». Это глобальное поручение еще не выполнено до конца.

«И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод».

1844 год положил начало проповеди не только вести первого ангела, но также и вести второго ангела о падении Вавилона и вести третьего ангела о начертании зверя и верном соблюдении заповедей.

Открыв нам, что мы живем в последнее время, 1844 год (наряду с 1798 годом), свидетельствует о приближении последней проверки по вопросу о субботе, предсказанной в Откр. 13. Адвентисты седьмого дня настолько привыкли видеть в Соединенных Штатах зверя из пророчества Откр. 13, что легко упускают из виду один важный момент. Библейский фундамент нашей уверенности заключается в том, что Откр. 13 исполнится в ближайшем будущем, — это исполнение 2300 дней в 1844 году, а также исполнение 1260 дней в 1798 году.

Именно благодаря 1844 году, положившему начало проповеди трехангельской вести, мы знаем, что суббота и воскресенье, по сути, будут главным вопросом последнего времени, что во время заключительного кризиса людям предстоит выбирать между начертанием зверя и печатью Божьей и что печать Божья — это соблюдение субботы людьми, которые уподобились Христу.

Открывая нам значение многих взаимосвязанных пророчеств, 1844 год предостерегает, чтобы мы не утверждали, подобно диспенсационалистам, что Иисус может явиться в любую минуту. Вместе с тем он учит нас не отодвигать Второе пришествие в далекое будущее, как это делают люди, считающие, что Христос придет после тысячелетнего царства. Мы знаем, что Иисус придет скоро, поскольку последний суд уже начался. Но мы также знаем, что Иисус не придет вот-вот, в любую минуту, так как несколько важных пророчеств еще не исполнились. Евангелие Царства еще не проповедано всякому племени, колену, языку и народу. Вопрос о субботе еще не стоит перед всем миром. Соединенные Штаты еще не повели мировой протестантизм в единодушное наступление на соблюдающих субботу. Все эти события еще впереди, и мы искренне надеемся на то, что они произойдут в течение сравнительно небольшого отрезка времени, но все же они должны произойти до того, как явится Иисус. Таким образом, 1844 год одновременно дает нам надежду на скорое пришествие Иисуса и предупреждает о том, что это случится не сегодня и не завтра.

«Нам не следует поддаваться всеобщему ажиотажу, который время от времени возникает…. Вы не сможете с уверенностью сказать, что Он придет через один, два или пять лет, но вам не следует также и отодвигать Его пришествие, говоря, что оно произойдет не раньше, чем через десять или двадцать лет»6.

1844 год и личные решения. Подумайте, насколько разумнее считать, что Второе пришествие произойдет не раньше, чем через пять лет, но и не позже, чем через десять. Такая точка зрения исключает фанатизм и помогает избежать многочисленных разочарований. Конечно, если считать, что Второе пришествие произойдет не через несколько месяцев, а через несколько лет, можно впасть в благодушие и беспечность, но в то же время такая позиция способна развить у человека целеустремленность и чувство ответственности.

Если Христос придет скоро, но не сей же час, значит, молодым людям необходимо получить хорошее образование, поскольку у них есть на это время. К тому же их образование понадобится для евангелизации всего мира и пригодится во время последнего кризиса. Влюбленным надо жениться и осознавать при этом, что их супружеские отношения будут продолжаться и после медового месяца. Общинам надо составлять долгосрочные планы возвещения трехангельской вести в больших городах, а не осуществлять один задругам «заключительные» проекты. Пожилым верующим следует сознавать, насколько неразумно рассчитывать на то, что Второе пришествие произойдет еще при их жизни, и нет ничего предосудительного в планировании своих финансовых дел на пять-десять лет вперед.

С другой стороны, если Иисус действительно может прийти через пять-десять лет, то как нам определять свои приоритеты? Если через пять-десять лет нас будет окружать непостижимая роскошь неба, разве мы не можем радостно жертвовать чем-то уже сегодня? Не следует ли нам возродить старый обычай адвентистов седьмого дня, которые, составляя планы на будущее, присовокупляли слова: «Если время продлится так долго»? Если последний суд уже начался, значит, можно предоставить Иисусу разбираться с той несправедливостью, от которой мы страдаем, зная, что Он вскоре позаботится обо всем, и спокойно делать добро даже своим врагам? (См. Рим. 12:14-21).

Как-то несколько лет назад я долго ехал в одиночестве на своей машине и размышлял о различных вопросах. Я просил Бога помочь мне понять, что может означать Второе пришествие для некоторых моих знакомых. Я живо представил, как будет бегать и прыгать мой парализованный друг. Нарисовал в своем воображении знакомую одинокую вдову в окружении веселого семейства. Представил себе, какой молодой и симпатичной будет моя старшая сестра, страдавшая тогда от неизлечимой болезни. Мысли мои скользили от одного родственника или знакомого к другому. Это было радостное переживание, я снова и снова вспоминаю его, когда думаю о том, что будет означать Второе пришествие для разных людей.

Если радость Второго пришествия откладывается до тех пор, пока вести трех ангелов будут проповеданы всем жителям нашего мира, то не следует ли адвентистам седьмого дня более активно проповедовать эти вести? Если Иисус с нетерпением ждет, когда Ему уподобятся Его дети, то не следует ли каждому адвентисту седьмого дня глубже утвердиться в Иисусе, чтобы приобщиться к Его Божественной сущности?

У адвентистов седьмого дня особая надежда на Второе пришествие, потому что она выдержала испытание великим разочарованием 1844 года. По этой же причине адвентисты седьмого дня по-особому соблюдают субботу, о чем мы поговорим в следующей главе.

1. Восхищение-само по себе неплохое слово. В прежние времена, когда армия спасала из вражеского плена своих солдат, говорили, что она «восхищает» их. Точно так же Иисус спасет и заберет Своих детей с земли во время Второго пришествия.

2. С. Mervyn Maxwell, «An Exegetical and Historical Examination of the Beginning and Ending of the 1260 Years» (M. A. Thesis, Seventh-day Adventist Theological Seminary, 1951).

3. New York: Van Nostrand Reinhold Company, 1980.

4. T. D. Kendrick, The Lisbon Earthquake (Philadelphia: J. B. Lippincott Company [1955]. Д-р Дэниэл Аугсбургер из университета Андрюса приходит к тем же выводам, что и Кендрик, благодаря собственному всеобъемлющему изучению европейской литературы в период между этим землетрясением и Французской революцией.

5. Елена Г. Уайт, «Избранные вести», т. 1, с. 189.

6. Там же.