Глава 10. Весть разносится повсюду

Весть о пришествии распространялась по мере того, как Миллер проповедовал, повсюду распространяя свои издания. Сотни других служителей и лекторов также принимали в этом активное участие. Но они делились своей верой с другими людьми, используя при этом другие методы.

Миллер был не в состоянии посетить все места, в которых его хотели слышать. По этой причине в 1832 году им была написана серия статей, в которых излагались основные пункты его веры. Вся эта серия была опубликована в «Telegraph»; первая статья появилась 15 мая 1832 года. На следующий год все статьи были собраны вместе и изданы 64-страничной брошюрой с длинным названием «Свидетельства из Священного Писания и мировой истории о Втором пришествии Христа в 1843 от Р. Хр. и Его личном царствовании в течение 1000 лет». Было отпечатано и роздано несколько сотен экземпляров. В 1835 году вышло второе издание в количестве 1500 экземпляров.

В 1836 году появилось более объемное, 223-страничное издание этих лекций, а 1842 году — еще одно, 300-страничное. Брошюры всегда раздавали для прочтения тем, кто посещал лекции Миллера. После их издания автору стало поступать еще большее количество приглашений на выступления. В течение тех лет, что Миллер проповедовал, в местах, где проходили встречи, было роздано по крайней мере восемь миллионов экземпляров книг и периодических изданий, издаваемых его единомышленниками.

С 1840 года принявшие весть о пришествии начали проводить конференции. Первая состоялась 13 октября 1840 года в Бостоне. Прозвучал призыв к генеральной конференции верующих во Второе пришествие Господа Иисуса Христа. Объявление гласило:

«Целью конференции будет не формирование, новой христианской организации и не нападки на тех из наших братьев, которые отличаются от нас во взглядах на сроки и способы пришествия, но обсуждение всех проблем искренне и беспристрастно, в духе Христовом, в котором мы уверенно ожидаем Его немедленного прихода и суда» (1).

Уильям Миллер отправился было на эту встречу, но в пути заболел и вернулся домой в Лоу Хэмптон. В 1841 году прошло еще пять таких конференций. Вторая, проходившая 15 июня 1841 года в Лоуэлле, штат Массачусетс, проголосовала за план работы по распространению проповеди о пришествии. Вкратце предполагались примерно следующие действия:

1. Личное посвящение.

2. Беседы с окружающими на религиозные темы, особенно о близком Втором пришествии Христа.

3. Формирование классов по изучению Библии.

4. Проведение публичных встреч для молитв и убеждения других.

5. Беседы со служителями о Втором пришествии, имеющие целью вовлечь их в изучение этой темы.

6. Распространение книг.

7. Пребывание в своих конфессиях для свидетельства, хотя бы эти конфессии и не соглашались с чуждой им трактовкой темы пришествия.

8. Терпение в ответ на насмешки и упреки и воздержание от сплетен или жалоб на противников.

9. Организация адвентистских библиотек в каждом городе с целью бесплатного распространения литературы (2).

Третья конференция проходила с 12 по 14 октября в Портланде, штат Мэн. Хотя Миллер и не смог присутствовать на ней, но послал письмо, предлагая создать комитет, который должен был экзаменировать возможных лекторов. Несмотря на то, что новообращенные приходили в движение миллеритов из различных конфессий, они, на удивление всем, пребывали в относительном единстве.

Миллериты, или адвентисты (от латинского слова adventus, пришествие. — Прим. переводчика), как они часто называли себя, находили и иные способы свидетельствования. Они распространяли весть о пришествии различными путями, в том числе во время путешествий и даже в текстах писем. Иногда на обратной стороне письма, посылаемого друзьям или семье, они прикрепляли схему, поясняющую пророчество о 2300 днях из Книги Даниила, 8:14.

Конференцией, которая состоялась в мае 1842 года в Бостоне и где было принято два очень важных постановления, руководил капитан Джозеф Бэйтс. Первое постановление касалось проведения лагерных собраний. Методисты считали, что этот метод работы эффективен, особенно на западной границе, проходившей в то время через штаты Огайо и Кентукки.

Вторым важным решением было решение об использовании схем. Один из служителей, Чарльз Фитч, нарисовал на ткани схему, иллюстрировавшую детали пророчеств из книг Даниила и Откровения. Схема была немедленно принята в качестве эффективного метода рассказа о пришествии. Первые схемы рисовались от руки, и надписи на них делались тоже вручную. Затем пособия начали дублироваться и использоваться адвентистскими лекторами. По размерам схемы были три фута и четыре дюйма (105,6 сантиметра) в ширину и четыре фута и семь дюймов (143,7 сантиметра) в высоту. Их рекламировали в газете «Знамения времени». Их стоимость равнялась двум долларам пятидесяти центам за экземпляр.

Первое лагерное собрание в Северной Америке было созвано в Хатли, провинция Квебек, Канада, которое началось 21 июня 1842 года. Буквально неделю спустя, с 28 июня по 5 июля в Ист-Кингстоне, штат Нью-Гемпшир, было проведено первое в Соединенных Штатах лагерное собрание. От приезжающих на это лагерное собрание требовалось привезти собственные спальные принадлежности. Стоимость питания и проживания в палатках составляла 2 доллара в неделю. Были предусмотрены специальные выплаты в размере девяноста центов (в те времена дневная зарплата) на покупку железнодорожных билетов для проезда из Бостона или Лоуэлла.

Планировавшие эту встречу едва ли могли представить себе, каким будет результат. Люди добирались до места тысячами — кто на поездах, а кто на лошадях и повозках; по некоторым оценкам, их было то 7000 до 15000 человек. Хотя методисты, и не только они, проводили лагерные собрания на протяжении уже сорока лет, но такого отклика на приглашение планировавшие даже не могли себе представить. Большинство людей каждый вечер возвращались домой, но обитатели двадцати шести больших семейных палаток оставались. Встречи проводились на открытом воздухе. Уильям Миллер был основным выступающим, хотя здесь присутствовали другие адвентистские проповедники.

Во время этих встреч многие пережили возрождение веры. Хотя народ стекался из многих церквей, тем не менее в результате люди начинали исповедовать единый взгляд на великую и центральную тему — Второе пришествие Христа. Это было потрясающее и важное время, проведенное вместе.

Наглядное описание этого лагерного собрания дано посетившим его известным американским поэтом Джоном Гринлифом Уитьером:

«Три или четыре года назад, по пути на восток, я провел час или два в лагере Ист-Кингстона на встрече адвентистов. Место было выбрано тщательно. Рослые сосны бросали свои меланхолические тени на множество народа, сидевшего на грубо сработанных досках и бревнах. Несколько сотен, а может быть, и тысяча людей уже сидели, и многие еще только прибывали. Темная масса людей и листвы выделялась на фоне белоснежных палаток, а за палатками находились склад провизии и кухня. Когда я добрался до места, сквозь дымку лесной чащи зазвучал гимн, слов которого я не мог разобрать. Я тотчас почувствовал, что он производит должное действие на собравшееся передо мной множество народа, разжигая до невероятности их и так уже пламенеющий энтузиазм. Проповедники стояли за грубой кафедрой, сколоченной из необструганных досок, украшенной лишь опавшей листвой, цветами и гирляндами, — гирляндами не из шелка и бархата, но из темно-зеленых ветвей росшего вокруг дерева тсуги*. Один из проповедников в искреннем порыве приготовления к великому событию вторил музыке словами…

По обеим сторонам грубой кафедры были прикреплены два больших куска холста, на одном из которых была нарисована фигура человека с головой из золота, грудью и руками из серебра, животом из меди, ногами из железа, а ступнями из глины — иллюстрация сна Навуходоносора. На другом были изображены чудеса апокалиптических видений: звери, драконы, женщина в алом, которую видел пророк на Патмосе, восточные символы, фигуры и мистические знаки, переведенные для изумленных янки на язык реальности и представленные как звери из передвижного зверинца… Сцена давала новую пищу для игры богатого воображения. Белый круг палаток, дымка лесной чащи, сосредоточенные искренние лица, громкие голоса выступающих, напряженные из-за вызывающего благоговение символического языка Библии, дым от костров, восходящий к небу, как фимиам, — все это перенесло меня в те далекие дни простого поклонения, о которых едва упоминает предание, когда навершинах гор и в тени старых дубрав религия впервые возводила свои алтари, где каждый был ее священником и вся вселенная была ее храмом» (3).

Пожертвования, собранные на этой лагерной встрече 1842 года в Ист-Кингстоне, составили 1000 долларов, и на них была куплена палатка для проведения последующих лагерных собраний. С На сборе в последнее утро лагерного собрания люди выстроились в огромный круг, взявшись за руки. Служитель встал в центре и прочитал исповедание веры людей в пришествие Господа в 1843 году.

После лагерного собрания в Ист-Кингстоне Миллер написал Джошуа Хаймсу письмо из своего дома в Лоу Хэмптоне, выражая непреходящую уверенность в пришествии Христа:

«Я все более и более уверен в ожидании лицезрения моего Спасителя лицом к лицу, если я принадлежу Ему, в 1843 году… Веруя, вижу улыбающегося Сына Божьего, в Котором я обрел искупление Его драгоценнейшей кровью и освобождение от прошлого через благодать. Как могу я страшиться? Я люблю. Это ли наши дорогие друзья называют совершенствованием? Тогда это есть у меня, но не достаточно. Я жажду, я желаю этого еще и еще» (4).

Тем же летом 1842 года был издан первый миллеровский сборник гимнов. «The Signs of the Times» описывает это таким образом: «Наконец-то сборник «The Millennial Harp» («Тысячелетняя арфа») готов и через несколько дней будет издан. 72 страницы нот и еще 144 страницы «The Millenial Musings» («Раздумья веков». Так назывались тексты гимнов. — Прим. российских издателей) всего составляют 216 страниц» (5).

Музыке с самого начала отводилось важное место на собраниях миллеритов. Верующие в пришествие широко использовали сборник «Тысячелетняя арфа», песенно выражая свою веру в скорое возвращение Христа. Обладая поэтическим даром, Миллер сам, должно быть, с великим энтузиазмом присоединялся к хоровому пению.

Новая палатка, которую удалось приобрести благодаря щедрым пожертвованиям на лагерном собрании в Ист-Кингстоне, была впервые установлена в начале августа в Кондоре, штат Нью-Гемпшир. Она была крупнейшей палаткой, возведенной в то время: сорок метров в диаметре и пятнадцать метров в высоту по центру. Она могла вместить три-четыре тысячи человек. За первые четыре месяца палатку устанавливали восемь раз. Она доказала свою эффективность в распространении вести о Втором пришествии во многих местах. Каждый раз, когда ее устанавливали, она была битком набита людьми, жаждущими послушать. Эту палатку продолжали использовать на протяжении всего существования миллеровскога движения, вплоть до 1844 года.

Но большая палатка была не единственным местом проведения лагерных собраний. Иногда собрания проводились и на открытом воздухе. В 1842 году было проведено тридцать одно лагерное собрание; в 1843 году — еще сорок, а в 1844 году — сорок четыре. Было подсчитано, что эти миллеровские лагерные собрания посетило в общей сложности более полумиллиона человек.

Каждое лагерное собрание завершалось специальной церемонией. Формировался большой круг, читались молитвы, исполнялся гимн, часто «Никогда не расстанемся вновь». Затем круг делился на два, образовывая внешний и внутренний, в которых люди стояли лицом друг к другу. Внешний круг оставался неподвижным, а внутренний двигался до тех пор, пока каждый в нем не пожмет руку каждого стоящего во внешнем кругу.

Это было нечто потрясающее. Новые и старые друзья по лагерному собранию ободряли друг друга, призывая быть готовыми к тому, что Христос может прийти раньше, чем они снова увидят друг друга. Затем они расходились и возвращались по домам (6).

* Тсуга — американское хвойное дерево. — Прим. прреводчика

(1) The Signs of the Times, September 1, 1840. Цит. по: Francis D. Nichol, The Midnight Cry: (Washington: Review and Herald Publishing Association, 1844), p. 86.

(2) The Sings of the Times, August 2, 1841; Цит. по: Nichol, pp. 92, 93.

(3) John Greenleaf Whittier. Prose Works; Цит. по: LeRoy Edwin Froom, The Prophetic Faith of Our Fathers (Washington, Review and Herald Publishing Association, 1954), vol. 4, pp. 648, 649.

(4) Manuscript letter. Jnly 19, 1842; The Signs of the Times, August 3. 1842. Цит. по: Nichol, p. 120.

(5) The Signs of the Times. July 27, 1842.

(6) Froom, pp. 651, 652.