Глава 14. «22 октября 1844 года»

Что бы вы стали делать, ожидая, что Христос придет еще до того, как закончатся сутки? Стали бы паковать свой чемодан? Собирать те вещи, которые хочется взять с собой? Как провели бы последующие двадцать четыре часа? Может быть, попросили бы кого-нибудь примкнуть к вам в намерении отправиться на небеса?

22 октября 1844 года многим пришлось принимать именно такие решения, ибо они верили, что Христос должен очень скоро вернуться на землю.

Уильяму Миллеру было уже шестьдесят два года, а потому он использовал этот день, чтобы отдохнуть от напряженного графика проповедей, который в течение тринадцати лет заставлял его постоянно разъезжать по городам и селениям восточной части Соединенных Штатов. В одном из отчетов о своей работе Миллер писал: «За двенадцать лет я прочитал около 4500 лекций, которые слушали почти 500000 человек» (1).

Миллер вместе со своей семьей остался дома в Лоу Хэмптоне, штат Нью-Йорк. Другие его последователи из этих мест присоединились к нему и на протяжении всего дня непрестанно направлялись к огромной скале, возвышавшейся на территории его фермы и ныне известной как скала вознесения. С нее открывался прекрасный вид во все стороны — так что свободно можно было видеть Иисуса, приближающегося на облаках небесных.

Сорокалетний Джошуа Хаймс, главный помощник и организатор Миллера, ожидал Христа вместе с ним.

Но и другие ждали тоже. Имена некоторых из них нам сегодня хороню известны, иные остаются лишь безымянной частью тех 50 тысяч человек, которые надеялись на возвращение Христа. Джеймсу Уайту, проповедовавшему в течение двух лет и благодаря проповеди которого к движению присоединилось более 1000 душ, было тогда двадцать три года. Он ждал возвращения Христа в доме своих родителей в Пальмире, штат Мэн. Его будущая жена, Елена Гармон, ожидала возвращения Христа у себя дома, в Портланде, штат Мэн. Ей и ее сестре-близнецу, Элизабет, было по шестнадцать лет.

Еще одной шестнадцатилетней была Анни Смит. Позже она работала в издательстве Рочестера, штат Нью-Йорк. Многие из ее стихотворений остаются в адвентистских книгах гимнов и сегодня. Ее младшему брату, Урии, было двенадцать лет. Он будет служить церкви адвентистов седьмого дня на протяжении почти пятидесяти лет в качестве редактора церковного издания. Анна и Урия находились у себя дома в Уэст-Уилтоне, штат Нью-Гемпшир.

Пятидесятидвухлетний Джозеф Бэйтс, известный руководитель миллеровского движения, вместе со своей женой Пруденс ожидали Христа в Фэйрхэвене, штат Массачусетс.

Пятнадцатилетний Джон Эндрюс, позже ставший первым официальным миссионером церкви адвентистов седьмого дня, ожидал пришествия вместе со своими родителями в Парисе, штат Мэн. Мэрион Стоуэлл, которому также было пятнадцать, жил неподалеку от дома Эндрюсов в Парисе. Позже он поделится с Джоном Эндрюсом первой брошюрой о Субботе, что побудит Эндрюса принять ее и позже, в качестве одного из самых способных писателей церкви, защищать как библейское учение.

Были и многие другие, такие, как тридцатисемилетний Хирам Эдсон, ожидавший возвращения Христа в Порт-Гибсоне, штат Нью-Йорк, и позже рассказавший о пережитом опыте.

Некоторые в качестве акта веры отказывались собирать свой урожай. Леонард Хастингс из Нью-Ипсвича, штат Нью-Гемпшир, оставил в земле картофель. Хирам Эдсон не собрал кукурузу. Другие прекратили свою предпринимательскую деятельность.

Но некоторых там не было — тех, кто отдал себя проповедованию вести целиком, без остатка. Одним из них был тридцатидвухлетний Левий Стокман, умерший в начале 1844 года. Он был наставником молодой Елены Гармон, когда, еще в Портланде, у нее возник интерес к духовным вопросам (2).

Не было там и Чарльза Фитча. Он изобрел плакат 1843 года, которым пользовались большинство миллеритских проповедников. За несколько недель до ожидаемого возвращения Христа он крестил три группы людей в холодном озере, после чего заболел и за восемь недель до 22 октября умер. Ему было тридцать девять лет. Можно себе представить его плачущую жену и детей, которые утешались мыслью, что всего через несколько дней увидят его опять. И затем представьте себе их разочарование, когда Иисус не вернулся. К счастью, на этом их история не заканчивается.

Эти люди ожидали возвращения Христа в разных местах и не в одеждах вознесения, как в том их обвиняли враги, но в своих обычных одеждах. Некоторые собрались в местах встреч миллеритов, другие остались дома. Но никто не ждал, что на земле наступит следующий день. Вторник 22 октября в Новой Англии выдался довольно облачным и пасмурным днем. Большинство миллеритов находились в северо-восточной части Соединенных Штатов, а погода там располагала к ношению пальто или теплого свитера. Несмотря на то, что на дворе стояла холодная погода, в их сердцах грело ожидание: сегодня должен прийти Христос!

Вернувшись из очередной поездки, Уильям Миллер обнаружил, что его последователи выдворены из баптистской церкви Лоу Хэмптона теми, кто не принял его проповеди. Он писал:

«По прибытии на место я обнаружил, что мои братья оставили молитвенный дом подавляющему меньшинству нашей церкви, которое отделилось от нас прошлой весной из-за того, что нами было проповедано о Втором пришествии Христа, хотя это меньшинство и заявляет, что тоже ожидает Его. Не желая быть с ними, наши братья мирно оставили им часовню, решив, если время позволит, построить свою церковь» (3).

Когда наконец Миллер признал 22 октября ожидаемым днем возвращения Христа, он написал:

«В седьмом месяце я вижу такую славу, какой не видел никогда прежде. Хотя Господь полтора года назад и указал мне на истинный смысл седьмого месяца, тем не менее я не осознал значения таких указаний. Ныне же, да будет благословенно имя Господне, я вижу в Писаниях прелесть, гармонию и согласие, о которых так долго молился, но которых до сего дня не видел. Благодарность Господу… Я уже почти дома. Слава! Слава!! Слава!!!» (4).

Одно из двух основных миллеровских Изданий, «The Midnight Cry», содержало некоторые очень интересные статьи в так называемом последнем выпуске за 19 октября. В одной статье миллеритам предлагалось для приготовления к вознесению подражать Даниилу, который не осквернил себя царской пищей. Адвентистов призывали отказаться от свиного мяса. Взамен предлагалось питаться, как в Едемском саду: «Давайте каждый день будем употреблять самую простую, самую натуральную, наименее возбуждающую и как можно более просто готовящуюся еду, и будем очень воздержанными» (5).

Едва ли не особое внимание обращалось еще на две вещи. Они были упомянуты в том же последнее выпуске:

1. Должно ли отказываться от обычных дел?

2. Должно ли иметь какую-либо собственность?

Этим двум вопросам была посвящена передовица, озаглавленная «Трудись, доколе приду»:

«Помышляйте о вечности! Ваши деяния могут убаюкать многих, ибо гласят: «Этот мир стоит того чтобы отдать ему все мои силы. Грядущий же мир суть тщетная тень». О неразумные, немедленно оставьте эти мысли. Освободите себя от уз мира, насколько это еще возможно. Если непременный долг на мгновение зовет вас в мир, пойдите, как человек, торопящийся исполнить свою работу под дождем. Бегите и поспешайте в этом, и да будет известно, что вы оставляете работу с готовностью к чему-то лучшему. Да будут ваши дела лучшей проповедью за вас:

— Господь грядет.

— Время близко.

— Сей мир преходящ.

— Готовься к встрече с Богом» (6).

Этот же финальный выпуск напомнил обвинявшим миллеритов в фанатизме, что те же обвинения можно было бы выдвинуть и против учеников Христа:

«Газеты пестрят статьями, подробно описывающими влияние миллеризма. Большинство из них говорит о том, что мы пренебрегаем мирскими делами. И что те, у кого есть мирское добро, раздают его бесплатно нищим.

Материала для подобных статей было в избытке и во времена Христа и Его апостолов. Матфей бросил выгодное дело, чтобы последовать за Тем, у Кого даже не было места, где преклонить голову. Петр оставил занятие, которым зарабатывал на хлеб насущный; так же поступили Иаков и Иоанн, оставив и отца своего чтобы следовать за Иисусом. Многие богатые продавали свои владения, а в одном месте под влиянием того, что мир называл заблуждением, было сожжено владение стоимостью в 50000 сребреников» (7).

Некоторые места собраний миллеритов по независящим от них причинам были закрыты, и люди в тот памятный день собирались по домам. Кое-где в городах собрания продолжались весь день. Повсюду люди были внутренне спокойны, тогда как атмосфера вокруг них была наэлектризована возмущением и ругательствами. Газета, выходящая в Цинциннати, штат Огайо, привела свидетельство одного из очевидцев адвентистского собрания. Он писал:

«Поскольку вчера вечером ожидалась кульминация всего земного, желая видеть эффект подобной веры… я набрался смелости… поприсутствовать там. Собрание, внутри и вне, насчитывало около 1500 человек… Возбуждение было меньшим, чем я ожидал, но доброты, отраженной на лицах верующих, — гораздо больше, чем можно было бы предположить в час такого серьезного кризиса…

Что касается поведения людей, то собрание было очень хорошо организовано. Хулиганы извне предприняли две или три попытки шумом и криками вызвать волнения, но сообщение пастора о том, что собрание охраняется полицейскими, успокоило собравшихся, и пастору позволили продолжать речь, которая, как он сказал в заключение, была, по его мнению, последним предупреждением грешному миру… Перед девятью часами было произнесено благословение и народу посоветовали тихо разойтись по домам и ожидать величественного пришествия, которое, вполне вероятно, могло произойти в полночь, когда большинство из нас будет уже спать крепким сном» (8).

Но великий день ожидаемого возвращения Христа наступил и прошел. Иисус не пришел, и люди вновь были разочарованы.

1 The Signs of the Times. January 31, 1844. Цит. по: Francis D. Nichol, The Midnight Cry (Washington: Review and Herald Publishing Association, 1944), p. 172.

2 Ellen G. White, Life Sketches of Ellen G. White (Mountain View: Pacific Press Publishing Association, 1915), pp. 36, 37.

3 Manuscript letter. September 30, 1844. Цит. по: Sylvester Bliss, Memoirs of William Miller (Boston, Joshua V. I Himes, 1853), p. 269.

4 The Midnight Cry, October 12, 1844. Цит. по: Nichol, p. 243.

5 Ibid, October 19, 1844; Цит по: Nichol, p. 248.

6 Ibid, p.251.

7 The Midnight Cry, p. 252.

8 Cincinnati Chronicle. Цит. с сокр. по: United States Saturday Post, November 9, 1844; Цит. по: Nichol, р. 261.