Пролог

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1,2). Эта библейская фраза вводит нас в удивительный мир Божественных средств общения: простых и сложных, понятных и таинственных, сверхъестественных и обычных. Цель данной книги — проанализировать и попытаться понять ограниченным человеческим разумом, как Бог говорит с людьми.

Отправная точка в наших исследованиях — твердая вера в существование Бога, Который говорит и общается с людьми и Который заинтересован в том, чтобы это общение было постоянным — «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр. 11:6). Эта простая мысль, вытекающая из контекста определения веры, показывает, как верующий подходит к Божественным средствам общения: «Бог существует; Он является Личностью и желает общаться со мной». Эта предпосылка может показаться слишком простой, даже наивной. Секулярная точка зрения, которой придерживается сегодня весь мир, может также влиять на христианина, который стремится сохранить и отстоять свою веру в этом пораженном неверием мире.

Иисус Христос — воплощение Божественного откровения

Мы начнем наш анализ с Иисуса, нашего Спасителя, потому что Он есть воплощение Божественного откровения. Еще до Своего явления в мир «Слово» передавало Божественную истину пророкам Ветхого Завета. Когда Христос пришел, Его личность, Его весть и Его служение продемонстрировали всем, что Бог хочет общаться с человеком. Однако взаимоотношения Христа с людьми не закончились после того, как Он вознесся и воссел одесную Отца. Его план включал в себя дальнейшее, непрерывное общение со Своим народом, вновь и вновь являющее ему любовь Спасителя. И «свидетельство Иисуса» способствует осуществлению этой цели. Работу и весть пророков нельзя отделить от Христа и плана спасения; это неотъемлемая часть Божественного плана для человечества.

Сам Христос сообщил Своим последователям, что Святой Дух будет отвечать за передачу Божественной вести роду человеческому. Утешитель, Святой Дух, как сказал Иисус, «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Он «наставит вас на всякую истину» (Ин. 14:26; 16:13). Церковь Христа будет уверенно развиваться, получая бесценную помощь от Духа.

Одна из наших исходных предпосылок гласит, что Святой Дух осуществляет Свое наставническое служение и руководство Церковью в основном через дар пророчества. Мы не можем ограничивать работу Святого Духа какими бы то ни было рамками, потому что Он наделяет духовными дарами и использует их, «как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). Тем не менее история народа Божьего в библейские времена и в наши дни показывает, что Дух руководит Церковью через служение и вести пророков.

Человеческое орудие

Бог не передавал Свою весть через сверхъестественных существ и не использовал «величественный сверхчеловеческий язык». Он избирал вестников из числа людей, которые передавали Божественную весть на человеческом языке. Эта связь между Божественной вестью и смертными вестниками, которые ее передают, делает Божественную весть совершенно уникальной. Более того, общение Бога с людьми не только уникально, но и таинственно, а порой и неподвластно нашему ограниченному разуму. Попытка понять эту связь между Божественной вестью, совершенной и непогрешимой, и смертным вестником, несовершенным и заблуждающимся, является целью данной книги.

Орудие вести — не только человек, через которого Бог передает ее, то есть пророк, но и ее получатели. Как следует из самого выражения «Божественная весть», это весть, которую передает Бог. Она есть не что иное, как свидетельство Иисуса и голос Духа. Однако она предназначена для людей, которые со времени возникновения греха имеют ограниченные и зачастую совершенно неправильные представления о великих фактах бытия. То, как мы воспринимаем, истолковываем и, в конечном итоге, относимся к Божьей вести, чрезвычайно важно для реализации Божественных намерений. В конечном счете, это важнейшая составляющая, посредством которой связь Бога и человека может быть эффективной. Если человек не желает принимать Божественную весть, неправильно ее понимает или вовсе отвергает, потому что она не соответствует его ожиданиям или требует от него изменения устоявшегося образа жизни и привычного поведения, в этом случае намерения Бога не осуществляются. Такой человек оказывается предоставленным самому себе, что, безусловно, оборачивается для него трагедией.

Вот почему главная цель данной книги — убедить верующего в том, что Бог действительно говорит с нами и делает это исключительно для того, чтобы каждый из нас был умудрен «во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

Хуан Карлос Виера.