Глава 1. Божественное орудие

Иисус Христос — это высшее откровение Бога роду человеческому. Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:15-18).

В этом хвалебном гимне апостол, вдохновленный Духом, описывает возвышенное положение нашего Спасителя. Иисус Христос — не только видимое откровение невидимого Бога. Он также Господин Вселенной и Церкви. Как Творец Он правит всей Вселенной. Как Глава Церкви Он управляет Своими представителями на земле.

Христос, Глава Церкви

Это описание Христа как Главы Церкви (1) очень точно характеризует Его взаимоотношения с Церковью. Церковь иногда называют «таинственным телом Христа». По аналогии Христа также можно назвать «таинственным Главой Церкви». Однако идея «таинственных» взаимоотношений между Христом и Его Церковью может внести путаницу. Даже если слово «таинственный» используется в значении «символический», взаимоотношения Христа с Его Церковью в действительности более многогранны, реальны и практичны. Как Глава Христос созидает, «определяет повестку дня», «планирует» цели и задачи Церкви. Он видит ее нужды и слышит ее молитвы. Победы и поражения Церкви не оставляют Его равнодушным. Однако прежде всего Он заинтересован в регулярном общении с ней, чтобы направлять и вести ее.

Принять Христа как Главу Церкви — значит принять Его планы и цели, методы Его руководства. Как руководитель и Глава Церкви Иисус Христос управляет всей ее жизнью. Эта Его верховная власть проявляется в выборе и человеческих орудий, которые Он использует для общения со Своим народом, и форм этого общения. Иногда мы можем впадать в искушение и сомневаться в правомерности выбора того или иного вестника. В конце концов, они слишком похожи на нас — такие же несовершенные, слабые и даже грешные люди. Если бы выбор предстояло сделать нам, то мы бы, наверно, избрали ангелов для передачи Божьей вести. Вне всякого сомнения, мы бы считали, что их авторитет выше авторитета тех людей, которые говорят с нами во имя Бога как Его представители. Тем не менее, выбор человеческих орудий для передачи Божественной вести принадлежит Богу. «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:27-29).

Божественная власть проявляется также в выборе способа передачи вести. Бог избрал не «величественный, сверхчеловеческий язык» (2) , а простые слова, с помощью которых люди могут общаться и понимать друг друга. Читая и анализируя текст Божественной вести, мы можем снова впасть в искушение и усомниться в правомерности выбора такого заурядного средства общения, как человеческий язык. Разве не мог Господь обратиться к нашему разуму громоподобным голосом с небес или посредством какого-нибудь чуда? Скептически настроенный человек может решить, что Божественная весть настолько похожа на человеческие средства общения, что не может быть вдохновленной свыше. Однако выбор остается за Богом с Его безграничной властью. Людям же остается либо принять, либо отвергнуть этот метод. Они не имеют права менять его или пытаться усовершенствовать. Священное Писание снова напоминает нам: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7).

Святой Дух: Божественная Личность, отвечающая за сообщение

Выбор Святого Духа в качестве Божественной Личности, отвечающей за передачу Божественной вести людям, — это также прерогатива Бога. Уже в Ветхом Завете можно увидеть роль Духа в передаче Божественной истины. Давид, царь, пророк и автор большинства псалмов, говорит: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). Иезекииль говорит: «И нисшел на меня Дух Господень» (Иез. 11:5).

Но именно в Новом Завете яснее всего видна работа Святого Духа, передающего Божественную весть. Сам Иисус говорил о важной работе Духа и Его взаимоотношениях с Церковью. Его служение, утверждал Иисус, будет исполнено следующим образом: 1) Дух будет действовать как «свидетель» Христа, будет свидетельствовать о Нем; 2) Дух будет «учителем» Церкви; Он научит последователей Христа «всему»; 3) Дух будет руководить Церковью и наставлять ее «на всякую истину». Мы вкратце проанализируем каждую из этих трех функций Святого Духа в Церкви.

«Он будет свидетельствовать о Мне»

Выражение «свидетельство Иисусово» употребляется в Книге Откровение в отношении дара пророчества и служения пророков (см. Откр. 1г2,9; 12:17; 19:10). Однако эта и другие подобные фразы, такие, как «свидетельство Бога» или «откровение Иисуса Христа», достаточно часто использовались для описания вестей Святого Духа, переданных через пророков Нового Завета (3). Христос употребил это выражение, говоря о работе Святого Духа.«Он, — сказал Господь, — будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Здесь Иисус конкретно называет работу Духа «свидетельством». Его задача — свидетельствовать о великих Божьих делах в лице Иисуса Христа. Он призван передавать Божественные вести — открывать тайны спасения, центральной фигурой которых является Голгофе кий Муж.

Говоря о работе Святого Духа, многие верующие дают Ему субъективные характеристики: сила, влияние или особый дар, используемый для выполнения определенной задачи. Однако Христос описывает работу Духа как объективную деятельность. Дух говорит, передает информацию и вступает в контакт с людьми, чтобы засвидетельствовать им об Иисусе. Ясно, что в результате этой деятельности голос Духа становится слышимым. Как Он это делает? С кем Он общается? Это основополагающие вопросы, на которые мы попытаемся ответить в данной книге.

«Свидетельство Иисуса Христа» в последние дни

Для нас, живущих в последние дни, большим утешением является то, что свидетельство Духа не прекратилось после того, как был сформирован канон Священного Писания. Тот же Господь, Который обещал Своим ученикам, что Святой Дух будет свидетельствовать о Нем, также открыл рабу Своему Иоанну (см. Откр. 1:1, 2), что «свидетельство Иисуса Христа», или голос Духа (см. Откр. 12:17), снова проявится в Церкви остатка в последнее время. К счастью, Господь не оставил Свою Церковь в эти трудные дни без вестей. Если кто-либо сомневается в том, что является частью Божьей Церкви, ему необходимо вспомнить характеристику истинной Церкви, которую Господь открыл рабу Своему Иоанну в Книге Откровение. Эти слова укрепляют в нас уверенность, что Божья Церковь последних дней сохраняет веру Иисуса (см. Откр. 14:12), соблюдает заповеди Божьи и имеет свидетельство Иисуса Христа. В результате она испытывает на себе ненависть сил зла (12:17). Это несовершенная организация со многими погрешностями. Однако Свидетель Верный и Истинный предлагает ей целебное средство (3:14-19). Свидетельство Христа — голос Духа неизменно преследует цель исправить недостатки Его Церкви.

«Он научит вас всему»

Святой Дух назначен служить Божественным орудием обучения Церкви; Его задача — наставлять и исправлять Церковь. «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам», — обещал Иисус (Ин. 14:26). Обучающее служение Духа совершенно незаменимо для наставления Церкви, потому что она состоит из людей, подверженных всяческим слабостям. Как члены Божьей Церкви мы можем искренне и честно искать ответы на великие вопросы, касающиеся устройства Вселенной, смысла жизни и пути к спасению. Но как мы можем быть уверены в том, что нашли истину? Следует признать, что в этих вечных вопросах нам необходим сверхъестественный источник знаний. Святой Дух был обещан Церкви как особый источник наставлений.

Кого учит Дух?

Поскольку Святой Дух играет важную роль в наставлении Церкви, мы рассмотрим несколько главных аспектов, касающихся этого вопроса. В первую очередь, надо определить, кто является получателем этих наставлений. Во-вторых, насколько авторитетны и истинны эти наставления или поучения. Некоторые христиане, имея самые добрые намерения, молятся о просвещении от Духа во время исследования Писаний, а затем учат и проповедуют с полной уверенностью, что каждая мысль, которая приходит к ним на ум, любое толкование или учение — истинны, поскольку они просили о просвещении Святого Духа. Хорошо бы спросить себя на этом этапе: что Господь изначально имел в виду, когда обещал, что Дух будет наставлять нас.

Один из главных принципов толкования Библии состоит в изучении исторического контекста, в котором было сделано то или иное высказывание. Рассмотрим случай, когда Господь сказал: «Дух Святой… научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Его слушателями в тот исторический момент были всего несколько человек. Эта весть была возвещена в верхней горнице, и Иисус дал эти обетования после того, как принял участие в последней Вечере со Своими учениками. Апостол Иоанн очень подробно передает речь Христа (см. Ин. 13-17). Его слова были предназначены главным образом для Его учеников, будущих апостолов и пророков Его Церкви. Господь воспользовался этой возможностью, чтобы дать наставления и конкретные обетования будущим руководителям Церкви. Конечно, верно и то, что в значительной степени Его дивные слова и обетования, данные по этому случаю, могут быть применимы ко всем последователям Господа. Например, как члены Божьей Церкви мы принимаем и выполняем наставления Господа относительно служения смирения(см. Ин. 13:3-16). Мы радуемся Его обещанию вернуться и взять нас к Себе (см. Ин. 14:3); мы все знаем, что общение с Ним так же важно для нашей духовной жизни, как важно ветви пребывать на лозе (см. Ин. 15:15). Вместе с тем мы должны остерегаться непродуманных обобщений. Среди удивительных обетовании, предназначенных для всех последователей Христа, есть и такие, которые были даны исключительно ученикам как будущим руководителям и пророкам Его Церкви. Например, Христос обещал Своим ученикам, что Дух возвестит им будущее (см. Ин. 16:13). Это конкретное указание на пророческий дар и способность Святого Духа предсказывать события до того, как они произошли, а затем делиться этими предсказаниями с последователями Христа. Нетрудно понять, что эти слова имеют отношение к будущему служению апостолов в качестве пророков, а не ко всей Церкви в целом.

Высказывание, которое мы анализируем: «Он научит вас всему», может быть отнесено к той же категории, что и предыдущее: «И будущее возвестит вам». По крайней мере, апостолы понимали его именно так, особенно Павел, который относит учительское служение Духа к пророческому служению и богодухновенным сочинениям (4).

Кого просвещает Дух?

Конечно, Библия обещает также просвещение, или озарение от Духа, всем, кто желает постичь Божьи тайны (см. Еф. 1:17-19). Но это просвещение не может противоречить пророческому слову, которым оно должно измеряться (см. 2 Петр. 1:19-21). Другими словами, наш разум получает просвещение от Духа, когда мы вникаем в Писание, а не противопоставляем себя ему. В целом Дух руководит верующими через Слово, открывая им его смысл. Но пророков Дух учит и наставляет особым образом, чтобы они, в свою очередь, могли передавать полученные наставления всей Церкви в целом. Следующие вдохновенные слова помогают нам понять связь между Божественным Учителем, пророком и членами Церкви:

«Тот факт, что Бог открыл Свою волю людям, вовсе не означает, что они больше не нуждаются в указаниях Святого Духа и не имеют потребности в Его постоянном присутствии. Напротив, Спаситель обещал, что Дух откроет Слово Его рабам, освятит и изъяснит его смысл и поможет использовать его в жизни…

Служение Божественного Духа, просвещающего разум и открывающего глубины Святого Слова Божьего, и было тем благословением, о получении которого для Ефесской церкви Павел молил Бога» (5).

«Святой Дух всегда ведет к письменному Слову и привлекает внимание к великому нравственному мерилу праведности… Некоторые, считая себя верующими, недооценивают Слово Божье и отворачиваются от него. Они пренебрегают Библией — чудесным путеводителем и истинным мерилом всех идей, утверждая, что их учит Дух, считая, что им необязательно исследовать Писания. Такие люди внимают измышлениям сатаны, так как Дух и Слово не могут противоречить друг другу» (6). «Действие Святого Духа принижают те люди, которые, вообразив, что просвещены Им, уже не испытывают постоянной нужды в руководстве Слова Божьего. Собственную впечатлительность они принимают за голос Божий. Приверженность своим впечатлениям и эмоциям и пренебрежение Священным Писанием могут привести только к замешательству, ошибкам и гибели. Человек в таком состоянии может только содействовать злым умыслам сатаны» (7).

Таким образом, методы, которые избирает Господь, чтобы обучать и наставлять, а в некоторых случаях и исправлять нас, ясны и последовательны: Святой Дух общается с пророками, которых Он наставляет и обучает. Пророки передают устную или письменную весть Церкви. Когда дети Божьи слушают или читают пророческую весть, Дух открывает им ее смысл. Любое намерение «воспринять» Божественную весть с помощью умственных впечатлений или иных внутренних, то есть «имманентных» (8) , ощущений, помимо пророческого слова, может привести лишь к замешательству и уклонению от Божественной истины.

Авторитет Духа

Понятие авторитета или власти, несомненно, одно из самых важных при изучении темы общения между Богом и человеком. Одно дело руководствоваться тем, что могут сказать о каком-то важном вопросе другие люди, и совсем другое — иметь уверенность в том, что Бог уже выразил свое отношение к этому вопросу посредством пророчес-кого слова. Принятие Святого Духа как автора пророческой вести — необходимый начальный шаг к признанию за этими вестями Божественного авторитета и, как следствие, к принятию их как превосходящих любое человеческое мнение, в том числе и наше собственное.

Из всех новозаветных авторов апостол Павел яснее других говорит о превосходстве учения Духа над человеческими мнениями. В Послании к Коринфянам Павел пишет, что авторитет его вести основан на том факте, что она является результатом научения от Духа: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости… И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией… что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:1,4, 5,13).

Этот авторитет и превосходство Духа над человеческими мнениями и традициями особенно очевидны в спорных вопросах. Одним из самых спорных вопросов во времена апостолов был вопрос об участии неиудеев, или «язычников», в жизни Церкви и их принятие как части народа Божьего. Апостол Павел ссылается на откровение Духа как на главный авторитет, которым он руководствуется в разрешении этого вопроса: «Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне чрез откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф. 3:2-6).

Апостол Петр, еще один новозаветный автор, утверждает авторитет Духа как источника научения и руководства Церковью. До этого Петр пережил нечто подобное тому, что довелось пережить Павлу, и это изменило его отношение к чужестранцам, или «язычникам». Откровение от Бога в форме видения подготовило его к тому, чтобы впервые в жизни войти в неиудейский дом (см. Деян. 10). Когда некоторые члены церкви из числа иудеев стали осуждать его за то, что он вошел в дом к необрезанному язычнику, Петр сослался на посланное ему видение как на авторитетное объяснение своего поступка (см. Деян. 11:1-18). Он привел тот же самый аргумент во время Первого Иерусалимского Собора, на котором обсуждались эти вопросы (см. Деян. 15:7-11).

Подобные обстоятельства научили апостола Петра все больше и больше доверяться вестям Духа и меньше думать о собственном мнении. Мы слышим голос опытного, многое изведавшего мужа, когда читаем его слова: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте… Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:19, 21).

«Он наставит вас на всякую истину»

Вне всякого сомнения, апостолы знали об обетовании Христа: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Именно деятельность Святого Духа через пророков и апостолов дала апостольской Церкви более ясное и твердое понимание вероучения и миссии Церкви. И именно Дух, посредством научения и руководства, не допустил, чтобы ереси пустили корни и процветали в Церкви в эпоху апостолов, несмотря на желание многих «учителей» воспитать собственных учеников (см. Еф. 3:11-14; 2 Петр. 2:1, 2).

История народа Божьего в эти последние дни немногим отличается от истории первоапостольской Церкви. Как и в те времена, именно Святой Дух ведет Церковь к более ясному пониманию Божественной истины для нашего времени. Нашим пионерам также грозила опасность впасть в ересь и доктринальные заблуждения. Тем не менее всякий раз, когда Церковь сворачивала с истинного пути, Святой Дух через пророческую весть направлял верующих к истине. Вот некоторые свидетельства, подтверждающие этот факт.

«На этот раз фанатизм проявился в рядах тех, кто уверовал в первую весть. Они впали в серьезные заблуждения в области вероучения и практической жизни, и некоторые были готовы осуждать всех, кто не принимает их взглядов. Бог открыл мне в видении эти заблуждения и послал меня к Его заблудшим детям, чтобы предупредить их» (9).

«В свете истины, которую мы получили в первые годы существования нашего движения, мы должны утвердиться в вере. В то время нам приходилось преодолевать одно заблуждение за другим, со всех сторон наваливавшиеся на нас. Служители Церкви и доктора привносили новые учения. Мы исследовали Священное Писание со многими молитвами, и Дух Святой приносил истину в наши умы. Иногда мы посвящали целые ночи напролет исследованию Священного Писания, горячо прося руководства у Бога. Ради этой цели собирались целые группы посвященных людей. Сила Божья сходила на меня, и я могла дать ясное определение того, что есть истина, а что — заблуждение.

Когда таким путем были утверждены пункты нашего вероучения, наши стопы оказались на прочном основании. Мы принимали истину шаг за шагом, при проявлении силы Святого Духа» (10).

«В начале возвещения вести, когда наши ряды были немногочисленны, мы усердно изучали многие тексты Священного Писания, чтобы правильно понять их значение. Иногда казалось, что им нельзя дать никакого объяснения. Казалось, мой ум закрыт для понимания Слова; но когда наши братья, собиравшиеся для совместного исследования, доходили до того момента, когда дальше двигаться было невозможно, они прибегали к искренней и усиленной молитве. Тогда на меня сходил Дух Божий. Он давал мне видение и объяснял, каким образом связаны друг с другом разные тексты Священного Писания. Этот опыт повторялся многократно. Так шаг за шагом были утверждены многие истины вести третьего ангела» (11). Из этих исторических свидетельств становится ясно, что Святой Дух продолжал выполнять Свое священное предназначение Божественного орудия, наставляющего Церковь на всякую истину посредством пророческого дара. Развитие доктрин Церкви базировалось на прилежном исследовании Писаний, а когда возникала опасность впасть в ересь или неправильно истолковать Слово, Дух использовал пророческий дар, чтобы просвещать и направлять «младенцев в истине».

Выводы

В заключение мы можем еще раз подтвердить нашу уверенность в том, что Господь общается со Своей Церковью, которую любит и желает спасти. В Своей премудрости и неограниченной власти Божество избрало Святой Дух тем Божественным Существом, Которое осуществляет связь с Его народом. Это делает пророческое слово более авторитетной и достоверной вестью, чем любые человеческие мнения, основывающиеся только на слове. Бог Своей властью пожелал также использовать людей, подобных нам, в качестве пророков или носителей Божественной вести. В следующей главе мы проанализируем связь между совершенной и спасительной вестью Бога и вестником из числа людей, слабым, несовершенным, подчас заблуждающимся.

1. Павел называет Христа Главой Церкви не только в Послании к Колоссянам, но также и в других своих посланиях. См., например, Еф. 1:20-23; 4:13-16.

2. Елена Уайт говорит здесь о том, что при передаче Своей вести Бог использует человеческий язык со всей его ограниченностью и несовершенством. См. «Избранные вести», т. 1, с. 20.3. Апостол Павел употребляет выражение «Божье свидетельство» в отношении вестей, которые он получил от Духа и которыми делился с верующими и руководителями Церкви. См. Деян. 20:20-27; 1 Кор. 2:1-5. Апостол Иоанн использует выражение «откровение Иисуса» в начале Книги Откровение (1:1).

4. См. 1 Кор. 2:10-13; Еф. 3:3-6; 2 Тим. 3:16, 17.

5. Великая борьба, vii, ix.

6. Изданные рукописи, т. 14, с. 71.

7. Великая борьба, vii, viii.

8. Идея «имманентности» весьма популярна у христиан харизматической направленности, которые считают, что Бог обращается непосредственно к их разуму или сердцу и при этом не использует «трансцендентных», или внешних, источников, таких, как письменное откровение.

9. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 655, 656.

10. Служители Евангелия, с. 302.

11. Избранные вести, т. 3, с. 38.