Глава 3. Божественное присутствие

«Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Мы подходим к теме данной главы с должным благоговением, которого она заслуживает. Божественное присутствие, будь то в действительности или в видении, всегда вызывает одну и ту же реакцию — ощущение собственной ничтожности и духовной несостоятельности при соприкосновении с таким возвышенным явлением. Вот как Исайя описывал свои ощущения: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:1, 5).

Божественное присутствие проявляется по-разному. В этой главе мы остановимся на трех проявлениях:

1) теофания, или реальное и видимое присутствие Божественного Существа;

2) видения и пророческие сны, которые, в силу своего сверхъестественного характера, указывают на сверхчеловеческое присутствие — реальное или существующее только в воображении пророка;

3) Божественное присутствие в вести, которую пророк возвещает народу.

Теофания, реальное и видимое присутствие Божественного Существа

Иногда Бог решает лично передать весть. Тогда Он непосредственно является человеку. По-видимому, в этих случаях весть чрезвычайно важна, обстоятельства не терпят отлагательств или человеческий вестник нуждается в прямом Божественном подтверждении своего призвания или поставленной перед ним задачи. В этих случаях Бог снисходит до того, чтобы лично открыть Себя людям видимым образом. Он сделал это для Адама и Евы до и после их грехопадения (1). Он лично явился Аврааму, чтобы сообщить ему о скором уничтожении Содома и Гоморры (2). Он Сам открыл Моисею план освобождения избранного народа и передал ему святой закон (3). Бог обратился непосредственно к Иисусу Навину, чтобы подтвердить, что Израиль должен войти в обетованную землю (4). Также Он поступил и с Павлом, когда призвал его на особое служение (5). Являясь лично пророку или руководителю Своего народа, Бог тем самым подтверждает небесное происхождение вести, принятой пророком и передаваемой тем, кому она предназначена. Никто не осмелится усомниться в подлинности вести, переданной лично Самим Богом. В этих случаях реальное присутствие выходит за пределы снов и видений.

Хотя Елена Уайт не говорит конкретно о прямом и видимом соприкосновении с Божественным Существом, в нескольких случаях она ощущала Божественное присутствие в своей комнате. Вот некоторые ее личные свидетельства:

«В пятницу 20 марта я встала рано, примерно в половине четвертого утра. Когда я писала о пятнадцатой главе Евангелия от Иоанна, внезапно на меня сошел дивный мир. Казалось, вся комната дышала небесной атмосферой, и ее наполняло святое присутствие. Я положила перо и стала ждать, что Дух скажет мне. Я никого не видела, не слышала голоса, но мне казалось, что небесный Страж рядом со мной. Я чувствовала, что нахожусь в присутствии Иисуса» (6).

«Бог явно благословлял меня на протяжении всех моих продолжительных страданий. Во время самых жестоких сражений с невыносимой болью я вспоминала заверение: «Довольно для тебя благодати Моей». Временами, когда боль становилась нестерпимой и сон бежал от меня, я верой взирала на Иисуса и чувствовала Его присутствие. Тогда рассеивались мрачные тени, благословенный свет окружал меня, и вся комната наполнялась светом Его Божественного присутствия» (7).

«Комната наполнилась светом, совершенно изумительным, мягким, лазурным светом, и казалось, что меня поддерживают руки небесных существ. Этот особый свет я ощущала в прошлом, во время излития особых благословений. Но на этот раз это был ни на что непохожий, наиболее впечатляющий свет, и я испытала такое глубокое умиротворение, которое невозможно выразить никакими словами. Я приподнялась на кровати и увидела, что меня окружает сияющее облако, белое, как снег. Края его были окрашены в темно-розовый цвет. Нежнейшая и приятнейшая музыка заполнила все вокруг, и в этой музыке я узнала пение ангелов. Затем голос сказал мне: «Не бойся; Я твой Спаситель. Тебя окружают святые ангелы» (8).

Слова, которыми пророки описывают подобные встречи, приводят нас к выводу, что пророк не всегда может знать, имеет ли он дело с реальным присутствием или с видением. Такой же опыт имел и апостол Павел: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2-4). Независимо от того, ощущал пророк реальное присутствие или оно было частью видения, важно, что в любом случае Божественное присутствие оставляет неизгладимый след в жизни пророка.

Ангелы как представители Божества

Хотя ангелы не являются Божественными существами, во многих случаях они посылаются Богом с вестями для людей. Люди, соприкасающиеся с этими святыми величественными существами, испытывают те же чувства изумления и благоговения, ощущая свое недостоинство.

Библия описывает многочисленные случаи прихода ангелов на землю. Однако в данный момент нам особенно интересно проанализировать присутствие ангелов, которых Бог посылал с вестью к рабам Своим — пророкам.

Особенно показателен опыт Даниила в Ветхом Завете и опыт апостола Иоанна в Новом Завете. Даниил так и не избавился от изумления при виде архангела Гавриила в непосредственной близости от себя. Из слов пророка следует, что это было реальное присутствие, а не часть видения: «И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лицо мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени!» И когда он говорил со мною, я без чувств лежал лицом моим на земле; но он прикоснулся ко мне и поставил меня на место мое… Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению»» (Дан. 8:16-18; 9:21, 22).

Легко понять изумление и последующую реакцию пророка Даниила, Присутствие небесного существа — нечастое явление. Прибытие ангельского существа, летящего по небу и материализующегося возле раба Божьего, пусть даже в человеческом облике, вызывает у человека настолько сильные эмоции, что и сам пророк затрудняется объяснить их. По-видимому, Даниил потерял сознание, когда увидел перед собой ангела (см. Дан. 8:18; 10:8-20).

Аналогичный случай произошел и с апостолом Иоанном. Описывая свои видения, апостол внешне ведет себя спокойно, рассказывая нам о том, что они суть «откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог… И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр. 1:1). Однако в действительности, встретившись с ангелом, раб Божий испытал такое эмоциональное потрясение, что пал ниц на землю и поклонился небесному вестнику, стоявшему рядом (см. Откр. 19:10; 22:8, 9).

Елена Уайт также удостаивалась присутствия ангелов на протяжении своего пророческого служения. В нескольких случаях она говорила о том, что ее посетил небесный посланник, которого она называла «мой Наставник». Вот некоторые из ее свидетельств:

«Я получила ваше письмо, в котором вы спрашиваете, что имеется в виду под словами «я», «мы» и так далее в моих свидетельствах. В своей работе я поддерживаю связь с помощниками. Я также нахожусь в тесном контакте с моим Наставником и другими небесными существами. Призванные Богом должны поддерживать контакт с Ним посредством Его Святого Духа, чтобы учиться у Него» (9).

«Когда я плыла на корабле из Австралии в Соединенные Штаты, меня посетил ангел Господень. Он дал мне наставления, о которых я пока не решаюсь говорить. Когда-нибудь я расскажу обо всем, что произошло со мной на корабле. Это настолько торжественная и священная тема, что я пока не решаюсь ее затрагивать» (10).

«Хотя прошедшая передо мной картина внушала мне благоговейный страх, наибольшее впечатление на меня произвело наставление, которое было дано мне в этой связи. Ангел, стоявший рядом со мной, сказал, что тем, кто упорно отказывается повиноваться Царю царей, необходимо открывать высшую власть Бога и святость Его закона. Бог по Своей милости пошлет Свои суды тем, кто предпочитает оставаться непокорным, чтобы они по возможности осознали греховность своего поведения» (11).

Присутствие ангельского существа с важной, торжественной или безотлагательной вестью укрепляет веру рабов Божьих в небесное происхождение этой вести, а люди, к которым она обращена, получают дополнительное доказательство ее значимости.

Божественное присутствие в видениях и пророческих снах

Хотя и не так ярко, как в случае реального и видимого явления Бога или ангельского существа, Божественное присутствие проявляется также в видениях пророка. И пусть мы в полной мере не понимаем тот процесс, посредством которого Дух передает весть, опыт пророков помогает нам хотя бы частично понять его. По-видимому, пять органов чувств, с помощью которых люди воспринимают образы, звуки, запахи, вкус или ощущения в реальной жизни, также используются пророком для восприятия различных аспектов Божественной вести. Главными органами, похоже, являются слух и зрение. Пророк видит образы и слышит звуки. Однако сравнение его восприятий с нашими дает нам ощущение того, что видения больше похожи на мечту, чем на реальность. Во сне мы видим и слышим не реальным зрением или слухом, а воспринимаем все на уровне подсознания. Хотя пророк может бодрствовать и пребывать в своем обычном состоянии в момент получения видения, он сразу же теряет связь с реальным окружением. Он получает доступ к таким системам информации и восприятия, которые незнакомы подавляющему большинству людей. Мы не знаем, общается ли Бог с пророком на уровне сознательного, подсознательного или бессознательного восприятия. Однако нам доподлинно известно: когда пророк возвращается в реальный мир, он абсолютно уверен в том, что находился в присутствии Бога.

С нашей стороны было бы глупо отрицать реальность такого общения только на том основании, что мы до конца не понимаем его. Я пишу эти строки в самолете, который летит на другой континент. Чтобы не терять в полете драгоценное время, я взял с собой переносной компьютер, или ноутбук. Тот же самый компьютер, если его правильно подсоединить в соответствующем месте, даст мне доступ к системам всемирной связи, таким, как Интернет. Благодаря этому я могу за считанные секунды отправить сообщение на другой конец земного шара. Я готов признать, что до конца не понимаю, как это происходит. Однако когда через несколько минут я получаю ответ на свое сообщение, мне приходится признать, что, хотя я не до конца понимаю этот процесс, система связи действует удивительно и безотказно. Поскольку я не специалист в электронных системах, для меня это почти волшебство.

В настоящий момент меня также окружают системы связи, которые я не могу объяснить. Прямо передо мной, в спинке переднего кресла, расположен спутниковый телефон. Если я просто вставлю в щель магнитную карточку, то этот маленький аппарат даст мне возможность услышать знакомый голос. Я не понимаю, как голос моей жены, которая находится очень далеко от меня, может быть слышен в самолете, но счастлив тому, что спутниковый телефон предоставляет мне такую уникальную возможность. Я могу смотреть новости по телевизору, установленному в самолете, и слышать в наушниках голоса тех, кто появляется на экране. Я даже могу слышать голос летчика, который ведет переговоры с диспетчерами на земле. Все эти системы информации и связи хорошо иллюстрируют системы Божественной связи. Я до конца не понимаю их, но это не мешает мне принимать их и признавать те блага, которые они мне предлагают.

Нечто подобное происходит и во время Божественного контакта с пророком. Хотя сам раб Божий не может до конца объяснить свой опыт, а мы тем более не в состоянии понять его, пророк внутренне убежден в том, что находится в присутствии Бога и слышит Его голос.

Сверхъестественные явления, сопровождающие видение

Иногда Господу угодно проявлять Свое присутствие в событиях сверхъестественного характера, которые сопровождают пророка во время видения. Наверное, самым выдающимся из этих явлений следует признать отсутствие дыхания у пророка во время физической активности. Всем нам известно, что без кислорода человек может прожить только несколько минут. Без кислорода в мозге за короткое время происходят необратимые изменения. Тем не менее верующие, как впрочем и неверующие, неоднократно имели возможность наблюдать, что во время пророческих видений Елена Уайт не дышала. Признаки дыхания отсутствовали: она не вдыхала и не выдыхала воздух; ее грудь не вздымалась. Когда к ее губам подносили зеркальце, оно не запотевало, а пламя горящей свечи не колебалось.

Пионер адвентистского движения Дж.Н. Лафборо собрал много доказательств, в том числе и подтверждение нескольких врачей, которые установили отсутствие дыхания у Елены Уайт в момент видения (12). Другой пионер Д. Т. Бордье, который поначалу сомневался в Божественном происхождении видений, став очевидцем этого необычного явления и удостоверившись в полном отсутствии дыхания, заявил, что он получил достаточно веское доказательство Божественного происхождения вестей. Вот его личное свидетельство:«28 июня 1857 года я впервые увидел сестру Елену Уайт во время видения. Я не верил в видения, но одно обстоятельство в числе прочих убедило меня, что она имеет видения от Бога. Чтобы получить ответ на вопрос, дышит она или нет во время видения, я сначала положил руку ей на грудь и держал ее достаточно долго, пока не убедился, что легкие ее находятся в таком же состоянии, как если бы она была мертвой. Затем я одной рукой зажал ей рот, а другой — нос, чтобы она не смогла вдыхать или выдыхать воздух, даже если бы захотела. Я держал руки в таком положении в течение десяти минут. При обычных обстоятельствах этого было бы вполне достаточно для того, чтобы она задохнулась. Однако на ее состоянии это абсолютно не отразилось. Став очевидцем этого удивительного явления, я больше ни разу не усомнился в Божественном происхождении ее видений» (13).

Сверхъестественные явления, подобные вышеописанному, а также другие, как, например, полная утрата физических сил или мгновенное обретение необычайной силы, не являются самыми важными элементами пророческого опыта. Однако они убедительно свидетельствуют, что за всеми этими явлениями стоит Высшее Существо. Елена Уайт в своем личном свидетельстве объясняет причины подобного проявления Божественного присутствия:«Некоторые наставления, которые вы найдете на этих страницах, были даны при удивительных обстоятельствах для того, чтобы люди убедились в чудодейственной силе Бога, подтверждающей Его истину. В некоторых случаях, когда у меня было видение, друзья подходили ко мне и восклицали: «Но она же не дышит!» Они подносили к моим губам зеркальце и обнаруживали, что оно не запотевает. Как раз в то время, когда у меня не было признаков дыхания, я говорила о вещах, которые представали предо мной. Эти вести были даны подобным образом для того, чтобы укрепить веру всех в то, что в эти последние дни мы можем доверять Духу пророчества» (14).

Некоторые верующие не нуждаются в подобных подтверждениях, чтобы принять весть от Бога. Другим, напротив, может понадобиться гораздо больше сверхъестественных явлений, чтобы уверовать. В данном случае, уникальном для адвентистского движения, Бог счел необходимым окружить жизнь пророчицы особыми чудесами, чтобы укрепить веру окружавших ее людей. Наши современники, живущие спустя несколько десятилетий после тех славных событий, могут положиться наличное свидетельство современников Елены Уайт. Вне всякого сомнения, они были не менее искренними и честными, чем мы с вами, когда шаг за шагом развивали и укрепляли свою веру в пророческий дар и принимали эти знамения как свидетельство того, что Бог присутствует со Своим народом.

Божественное присутствие в пророческой вести

Однако во многих случаях пророческие видениями сны не сопровождаются видимыми или слышимыми знамениями Божественного присутствия. В этих случаях единственным знамением или доказательством Божественного происхождения вести является сама весть. Другими словами, Божественное присутствие проявляется в особенностях той вести, которую передает пророк.

Как бы оказавшись в «машине времени», пророки переносятся в далекое прошлое или будущее. Что касается прошлого, то они получают информацию, недоступную археологам, геологам или палеонтологам. Что касается будущего, они сообщают информацию, достоверность которой будет в конце концов доказана в грядущих столетиях. Они получают доступ к таким местам и существам во Вселенной, которые совершенно неизвестны даже современным исследователям космоса. Что касается человеческой истории, то они становятся очевидцами событий, которые не зафиксированы в анналах истории. Относительно личной жизни людей пророки становятся свидетелями ситуаций и обстоятельств, известных только тем людям, которые в них оказались.

Эта способность пророка узнавать о событиях и обстоятельствах, которые люди держат в тайне, доказывает факт Божественного присутствия в его вести и делает ее подчас сверхъестественной или сверхчеловеческой. Сотни писем, посланных Еленой Уайт на протяжении семидесяти лет ее пророческого служения, отличались этой особенностью, которая неизменно вызывала изумление у тех, кого касалась данная весть. Именно эта составляющая пророческих видений производила изменения в сердцах честных и искренних людей, и даже самые непокорные вынуждены были соглашаться с Божественным происхождением ее вестей, поскольку в них точно и правдиво описывались самые сокровенные и тайные эпизоды из их жизни.

Представьте себе на минуту, какие сильные чувства и, по-видимому, беспокойство испытывал человек, получавший от пророка письмо, начинавшееся следующим образом:

«В последнем видении мне была показана твоя жизнь. Я все ждала, надеясь на то, что совесть твоя осталась восприимчивой и не была сожжена. Я уже давно написала тебе это письмо, но решила дождаться каких-то конкретных действий с твоей стороны. Мне было показано, что ты не живешь согласно полученному свету. Ты далеко ушел от света. Господь обличает и наставляет тебя, чтобы ты не губил свою душу и не навлекал поношение на Его дело. Мне было показано, что ты не возрастаешь в благодати и познании истины, а, напротив, все дальше и дальше уходишь от нее» (15).

Во многих случаях вести были более конкретными. Бог открывал тайные грехи и сообщал о них виновным людям через Своего пророка. Вне всякого сомнения, Господь разоблачал эти тайные грехи для того, чтобы дать людям возможность покаяться, стать на путь обновления и, по благодати Божьей, начать новую духовную жизнь. Но существовала еще одна причина разоблачения тайных человеческих пороков. Эти вести должны были послужить советом и назиданием тем, кто был виновен в подобных прегрешениях. Апостол Павел говорит, что многие откровения даны «в наставление нам» (1 Кор. 10:11). Елена Уайт подтверждает это библейское учение в следующем высказывании:

«Если кто-то получает обличение в конкретном грехе, братьям и сестрам нужно внимательно исследовать себя: не виновны ли они в том же пороке… Многие неправильно обращаются с собственной душой и обманываются относительно своего истинного положения перед Богом. Господь использует пути и средства, которые лучше всего служат Его целям, и испытывает сердца тех, кто называет себя Его последователем. Он открывает пороки некоторых людей, чтобы другие получили предупреждение, убоялись и оставили свои заблуждения…

В видении, которое было дано мне около двадцати лет тому назад, мне было велено освещать общие принципы устно и письменно и в то же время указывать на опасности, подстерегающие некоторых людей, на их заблуждения и грехи, чтобы все получали предостережение, обличение и наставление. Я видела, что всем нужно внимательно исследовать свое сердце и жизнь: не допускают ли они тех же ошибок, которые совершали другие люди, и не относятся ли к ним самим предупреждения, данные другим. Если это так, им надо считать, что данный совет и обличения относятся также и к ним, и извлекать из них практические уроки, как если бы они были адресованы им лично» (16).

Как говорит апостол, вести Божественного происхождения даются «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Хотя принимать «исправление» не так уж легко, те, кто поступают так, испытывают благословения непосредственного руководства Божьего посредством Его пророческого слова. Какой прекрасный повод для благодарности! Только подумайте: Господь так переживает за одну-единственную душу, что посылает особые откровения Своим рабам, чтобы остановить ее опасное движение вниз по наклонной к погибели! Подумать только — Он делает это для того, чтобы я не шел по опасному пути и чтобы наставить лично меня!

Выводы

Божественное присутствие проявляется не только в те моменты, когда видения сопровождаются сверхъестественными явлениями, так как небесное происхождение этих вестей не всегда подтверждается присутствием ангелов или Божественных Существ. Искренние и смиренные христиане будут принимать сами эти вести как сильнейшее доказательство любви Бога к человечеству и огромных усилий, предпринимаемых Им для того, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).1. См. Быт., гл. 1-3.

2. См. Быт. 18:1-3.

3. См. Исх., гл. 3, 4, 24, 34.

4. См. Ис.Нав. 5:13-15

5. См. Деян. 9:1-7.

6. Избранные вести, т. 3, с. 35.

7. Очерки жизни Е. Уайт, с. 338.

8. Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 66.

9. Коллекция Сполдинга и Мэгана, с. 462

10. Изданные рукописи, т. 1, с. 306.

11. Очерки жизни Е. Уайт, с. 408.

12. Дж.Н. Лафборо, Великое движение Второго пришествия (издание 1992 г.), с. 204-211.

13. Цит. по кн. Дж.Н. Лафборо «Великое движение Второго пришествия» (издание 1992 г.), с. 210.

14. Избранные вести, т. 3, с. 38, 39.

15. Свидетельства по вопросам полового воспитания, прелюбодеяния и разводов, с. 168.

16. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 659, 660.