Глава 4. Человеческая история

В предыдущей главе мы проанализировали особые обстоятельства, в которых оказывается пророк, когда его посещает Бог или ангел. Видения, пророческие сны или реальное присутствие небесного существа, как это происходит во время теофаний, окружают пророка почти сверхъестественным ореолом. Для искренне верующего человека видения являются достаточно веским доказательством, особенно если они сопровождаются необъяснимыми явлениями, такими, как предвидение будущего или разоблачение тайных дел. Он без колебаний готов поверить в то, что эти вести даны Богом.

Но в богодухновенных сочинениях имеются также повествования, биографии и литературные отрывки, которые не являются непосредственным изложением видения или пророческого сна. Даже классические образцы пророческих видений, присутствующие в книгах Иезекииля или Даниила, содержат исторические или повествовательные отрывки, при написании которых пророк не опирался на информацию, полученную в видении или непосредственно от ангела. Являются ли эти летописи менее вдохновенными, чем видения? Можно ли говорить о разных степенях вдохновения в Писаниях? Мы отвечаем на этот вопрос категорическим «нет», основываясь при этом на самой библейской летописи. «Все Писание богодухновенно» — говорит Павел о Библии (2 Тим. 3:16). Петр утверждает,, что пророчество изрекали «святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Никто из этих рабов Божьих никогда не высказывал мнения, что одни части священных трудов менее вдохновенны, чем другие, или что пророк, говорящий от имени Бога, в некоторых случаях может сделать свою весть менее вдохновенной, чем в других. Оба апостола утверждают, что все слова пророков, которые они говорили от имени Бога, богодухновенны. Не может быть и речи о степенях или уровнях вдохновения или откровения в пророческих трудах. Изучая пророческие сочинения, мы, скорее, видим разные «модели» или способы, используемые Богом для того, чтобы вдохновлять пророка. Апостол Павел хорошо выразил эту мысль: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1, 2). Чтобы понять динамику вдохновения и Божественного откровения, мы должны попытаться обнаружить эти «многие образы», посредством которых Бог говорил в пророках. В этой главе мы исследуем два способа, или две системы, вдохновения и откровения, которые встречаются в Писаниях и в сочинениях Елены Уайт: модель очевидца, когда пророк выступает очевидцем тех событий, о которых рассказывает, и историческая модель, когда пророк выступает в роли историка.

Рассказ очевидца

Иногда Бог вдохновляет пророков на описание событий или обстоятельств, очевидцами которых они являлись. Классическим примером в Священном Писании можно считать опыт апостола Иоанна. Его первое послание к церквам начинается со следующих слов: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни… о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1 Ин. 1:1-3).

Иоанн, наряду с другими учениками, участвовал в событиях, связанных со служением Христа, был очевидцем Его смерти на кресте, Его воскресения и вознесения. Он имел возможность созерцать лучи славы на горе Преображения и удивляться чудесам, исцелениям и воскрешению из мертвых. Он видел, как ангелы поддерживают его возлюбленного Господа в Гефсиманском саду и охраняют пустой гроб. Что касается этих событий, то апостол не нуждался в видении, чтобы узнать их историю, так как сам был непосредственным их участником.

Однако и апостол Иоанн, и Матфей, — ученики Господа, написавшие Евангелия, — нуждались в Божественном откровении, чтобы правильно истолковывать события, очевидцами которых они были. Если бы не Божественное откровение, апостол Иоанн не смог бы распознать вУчителе, за Которым они следовали, Вечного Сына Божьего, через Которого все «начало быть» (Ин. 1:3). То же самое можно сказать и о Петре. Он не признал бы в Иисусе «Христа, Сына Бога Живого», если бы не обстоятельство, о котором сказал ему Иисус: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:16,17). Личное свидетельство пророка или апостола в Священном Писании направляется Божественным присутствием в его разуме, которое не только помогает ему точно восстановить в памяти все то, что он видел сам, но и правильно истолковать эти события.

Очевидец великих Божьих дел

Писания — это своего рода героический эпос, в котором великие дела Бога, связанные с планом спасения, перемешаны с человеческой историей. В описании этих событий объединяются Божественные и человеческие орудия. Бог вдохновляет пророка участвовать в истории плана искупления, а затем в видениях и снах снабжает его информацией, которой пророку недостает. Когда избранный вестник участвует в исторических событиях, Дух вдохновляет и воодушевляет его рассказывать о событиях, очевидцем которых ему довелось стать.

Моисей — классический пример из Ветхого Завета. В первых пяти книгах Библии — Пятикнижии — в основном описывается история человечества. Вместе с тем эта история связана с великими Божьими делами. Конечно, Моисею понадобилось специальное откровение, чтобы написать первые главы Книги Бытие, которые рассказывают о сотворении земли и людей. Те, кто пытается найти человеческое объяснение Божественного вдохновения, утверждают, что библейские писатели опирались на другие источники, такие, как изустные предания, легенды или теории, популярные в их времена. Однако если бы Моисей опирался на распространенные в его дни предания или теории относительно «происхождения видов», то история творения была бы написана им по-другому. Верно то, что вождь Израиля мог воспринять определенные устные традиции, передаваемые евреями из поколения в поколение, начиная с самого Адама. С другой стороны, подробнейшее описание строительства скинии или законов гигиены и питания, которое Бог потребовал от Своего раба, свидетельствует о том, что Бог, по-видимому, хотел, чтобы так же тщательно и подробно была описана и история творения. Вполне возможно, что однажды наука подтвердит и примет библейское повествование и отвергнет эволюционные теории. Но даже если этого не произойдет, мы можем быть уверены в том, что искупленные смогут подтвердить достоверность первых глав Книги Бытие. Эта история является пророческим откровением, а пророческое слово вернее (см. 2 Петр. 1:19) любого другого источника человеческого знания просто потому, что оно отражает знание Бога.

Книга Исход являет собой совершенно другую «модель» вдохновения. Моисею не нужны были видения и сны, чтобы рассказать историю исхода, потому что он сам был непосредственным участником этого события. В данном случае Бог вдохновлял пророка и вождя Израиля на то, чтобы описать события, очевидцем которых он являлся. Тем не менее это личное свидетельство тоже уникально, поскольку описание исторических событий последовательно переплетается здесь с Божественным вмешательством. Это вмешательство иногда осуществляется в виде непосредственного присутствия, иногда в виде руководящего и повелевающего голоса, а подчас в символическом виде, как, например, столп облачный днем или столп огненный ночью. Свидетельство очевидца Моисея переплетается с Божественным вмешательством, и таким образом пишется уникальная история спасительных дел Бога.

Книги Моисея — не исключение в Ветхом Завете. Некоторые книги, к примеру, Иисуса Навина, Ездры и Неемии дошли до нас благодаря личному свидетельству их авторов. Такие пророки, как Исайя, Иеремия или Даниил, сочетали свои личные опыты с видениями, которые Дух явил им.

Очевидец рождения последней Церкви

Модель очевидца использовалась также Еленой Уайт при описании исторических событий, связанных с адвентистским движением. В некоторых биографических трудах (1) ясно видны ее эмоции, связанные с личным участием в событиях и обстоятельствах, составляющих историю адвентизма. В ее словах сквозит восторженное ожидание долгожданного пришествия Господа, сильное уныние и подавленность после Великого разочарования, страстное желание обнаружить истину в Слове Божьем и радость от получения ответов на свои вопросы во время видений. Как и история народа Божьего в прошлом, эта эпическая поэма сочетает в себе человеческий и Божественный элементы. Свидетельство пророка переплетается с вмешательством Духа. Это человеческая история в контексте великих Божьих дел.

Конечно, именно по этой причине Господь вдохновил Свою вестницу возвестить личное свидетельство. Подобно тому, как библейская история укрепляет нас в вере и убеждает в Божественном руководстве, история адвентистского движения, пересказанная очевидцем этих событий, укрепляет в нас убежденность, что Бог руководил этой группой верующих. Его намерением было — превратить их в могучее, всемирное движение, которое возвещало бы истины вести третьего ангела всякому племени, колену, языку и народу. Уверенность в том, что Бог руководил событиями нашей истории, настолько велика, что Е. Уайт утверждает:

«Размышляя над нашей историей, последовательно перебирая в памяти все события, которые шаг за шагом вели нас к нынешнему положению, я могу сказать: слава Богу! Когда я вижу, что сотворил Господь, во мне растет уверенность, что Христос — наш Вождь. Нам не надо опасаться за будущее, если только мы не забудем того пути, которым Господь вел нас, а также Его исторических уроков» (2).

Пророки как историки

Второй способ, или модель откровения и вдохновения, которую мы проанализируем в данной главе, называется исторической моделью. В данном случае Бог вдохновляет пророков исследовать устные и письменные исторические летописи и руководит ими в выборе верных исторических сведений. Яркий пример такой модели в Священном Писании — Евангелие от Луки, которое часто называют «моделью вдохновения от Луки».

Лука ясно говорит о том, что его сочинения являются не продуктом видений или пророческих снов, но плодом исследований: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк. 1:1-4).

Евангелие от Луки — не единственный пример исторической модели вдохновения в Библии. В Ветхом Завете есть несколько исторических книг, например, книги Царств и Паралипоменон, в которых также говорится, что сведения для них были взяты из исторических документов и летописей. В Новом Завете Книга Деяния Апостолов являет собой пример сочетания исторической модели с моделью личного свидетельства очевидца. Первая часть книги — это краткая историческая справка Луки о зарождении апостольской Церкви. Вторая часть книги — свидетельство того же Луки, но уже как очевидца событий и сотрудника апостола Павла.

Святой Дух также вдохновлял и Елену Уайт использовать историческую модель в некоторых книгах. Она использовала различные выдержки из исторических сочинений светских авторов, особенно в тех своих произведениях, которые были предназначены для широкой общественности. Как нам следует понимать эти ссылки на не вдохновленных свыше историков, если они образуют часть текста богодухновенной книги?

Небогодухновенные выдержки в богодухновенных трудах

Некоторым верующим подчас трудно понять, зачем пророку, получающему весть от Бога, цитировать других авторов для передачи этой вести. В конце 2-й главы мы упоминали тот факт, что пророки пользуются человеческим языком для передачи Божественной вести. «Вдохновенными в Библии являются не слова, а люди» (3). Пророк обращается ко всевозможным изречениям, документам, указателям и даже воспоминаниям других очевидцев, чтобы передать полученную весть. В одних случаях рабы Божьи ищут исторические цитаты, подтверждающие те факты, которые были показаны им в видении. В других случаях они делают это для того, чтобы документально подтвердить даты или обстоятельства, имеющие отношение к описываемой ими истории. Однако в любом случае вестник находится под впечатлением Духа и вдохновляется на поиск достоверной информации. Разница между светским и религиозным историком состоит в том, что Святой Дух руководит изысканиями пророков и помогает им отбирать материал, позволяющий точно описать то, что Бог хочет сообщить людям.

Давайте обратимся к личному свидетельству пророчицы, которая оказалась в подобных обстоятельствах и должна была подыскивать подходящие слова и исторические цитаты, чтобы в точности передать все, что она видела, и ту весть, которую Бог хотел возвестить через нее:

«Когда Дух Божий открыл мне великие истины Своего Слова и картины прошлого и будущего прошли передо мной, мне было сказано сообщить другим то, что я узнала, т.е. написать историю борьбы прошлых веков так, чтобы яркие лучи света осветили во всей полноте предстоящую борьбу, беспрецедентную по своему накалу. Исполняя это повеление, я попыталась отобрать и сгруппировать события, касающиеся истории Церкви, таким образом, чтобы проследить, как раскрывались великие испытывающие истины, данные миру в разные периоды времени…

Великие события, связанные с развитием Реформации в прошлые века, — это исторические факты, которые признаны всем протестантским миром; эти факты бесспорны и не вызывают никакого сомнения… Когда историк кратко описывал те или иные события или же удачно обобщал исторические факты, я прямо цитирую его слова. В некоторых случаях источник не указан, поскольку цитаты даны не с целью ссылки на авторитетного историка, а потому, что его слова позволяют ярко раскрыть суть того или иного вопроса» (4).

Однако, несмотря на то, что сама пророчица объясняет причины, по которым она использует исторические выдержки, некоторые верующие до сих пор задают вопрос: «Значит ли это, что цитаты из трудов светских историков становятся богодухновенными, когда они используются пророком?» Все дело в том, что высказывания светского историка не подвергаются какой-то алхимии, а фразы небогодухновенных авторов не становятся вдохновенными как бы по мановению волшебной палочки. Помните, что и слова самих пророков не проходят через такой процесс преобразования. Повторяем еще раз: «Вдохновенными в Библии являются не слова, а люди». Слова остаются человеческими. На самом деле Бог вдохновляет пророка на то, чтобы найти и отобрать определенные исторические высказывания. В результате эти высказывания вместе со словами самого пророка несут вдохновенную весть, которую Бог передает через Своего раба. Вместе с тем эта весть передается человеческими словами, образами и фразеологией.

Фактически это один из самых важных моментов в понимании всего процесса общения между Богом и человеком, наиболее трудный для осознания и принятия. Похоже, что это сочетание Божественных и человеческих элементов превосходит возможности нашего разума. Однако если мы не будем помнить о том, что имеем дело с Божественной вестью, передаваемой человеческим языком, нам всегда будет трудно понять и принять тот факт, что пророк может использовать разные источники или историко-литературные материалы, чтобы придать законченный вид вести, полученной от Бога.

Выводы

В конечном итоге принятие Божественной вести — это вопрос веры и доверия. Необходимо верить в то, что Бог говорил через пророков, что Дух руководил Своими рабами в правильном выборе используемых слов и цитат, руководил их памятью или памятью других очевидцев, которые изложили исторические факты без искажений, что эти сочинения с их человеческим языком и особенностями являются вестью Бога для нас.

1. В качестве примера смотрите «Ранние произведения» и «Очерки жизни Е. Уайт».

2. Очерки жизни Е. Уайт, с. 196.

3. Избранные вести, т. 1, с. 21.

4. Великая борьба, с. xi, xii.