Глава 5. Божественное наставление

Писания ясно указывают на цель, которую преследовал Бог, давая пророческие вести: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16, 17). Похоже, из всех этих достойных Божественных целей людям труднее всего принять исправление. Тем не менее, это крайне необходимо. Со времени вторжения греха человеческий разум потерял способность четко отличать добро от зла, истину от заблуждения, правду от лжи. Даже после рождения свыше верующие нуждаются в Божественном Исправителе на каждом шагу к вечной жизни.

Исправление и наставление в Ветхом Завете

В ветхозаветные времена пророки, как правило, прямо передавали Божественную весть. Рабам Божьим было велено противодействовать заблуждавшимся людям, будь то цари или простые граждане, первосвященники или члены общины. Иногда исправлению подвергались все дети Божьи или, по крайней мере, большинство тех, кто склонялся к отступлению. В других случаях получателем Божьей вести был языческий народ или нераскаявшийся город. Весть к Ниневии, переданная пророком Ионой, который поначалу стремился уклониться от этого служения, хорошо иллюстрирует милость Бога по отношению к грешникам. Иона пешком обошел весь город, возвещая весть предостережения. Когда жители города прислушались к ней и приняли ее, город был спасен от верной гибели.

Устные и письменные вести

Хотя мы можем до конца не понимать процесс и обстоятельства, оказывавшие влияние на подготовку пророческих сочинений Ветхого Завета, похоже, что в большинстве случаев устная передача предшествовала письменной. Пример с Ионой подтверждает эту мысль. Иона устно передал Божественную весть жителям Ниневии, а позднее она была записана и включена в раздел пророческих писаний. То же произошло и в случае с Моисеем. Когда этот великий пророк и вождь был призван действовать в качестве Божьего вестника, он лично передавал фараону Божьи приказы освободить Его народ, и делал это не где-нибудь, а прямо во дворце египетского правителя. Впоследствии эти повеления были описаны в повествовании об исходе. Когда Иегова повелел Своему рабу взойти на гору Синай, чтобы получить законы и наставления для народа, то все повеления, за исключением Десяти Заповедей, сначала возвещались народу устно, а затем записывались на свитках. Библейская летопись гласит, что когда Моисей «пересказал народу все слова Господни и все законы», то «написал Моисей все слова Господни… и взял книгу завета и прочитал вслух народу» (Исх. 24:3, 4, 7).

В пророческих книгах также объясняется, по какой причине Бог требовал от Своих рабов записывать вести:

«И написал Моисей закон сей, и отдал его священникам, сынам Левииным, носящим ковчег завета Господня, и всем старейшинам сынов Израилевых. И завещал им Моисей и сказал: по прошествии семи лет, в год отпущения, в праздник кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лицо Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Господь, читай сей закон пред всем Израилем вслух его… чтобы боялись Господа, Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего; и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа, Бога вашего» (Втор. 31:9-13).

Будущие поколения должны услышать Божественные наставления, не дожидаясь повторения могущественных, сверхъестественных проявлений, сопровождавших начальную их передачу на горе Синай. С помощью письменного наставления воля Божья передавалась как народу в целом, так и отдельным людям. Письменная весть была такой же вестью от Бога, как и Его первоначальное устное сообщение.

Однако людям свойственно придавать меньше значения письменной вести, нежели динамичному проявлению Божественного присутствия. Со временем вожди народа и их последователи перестали считаться с письменной вестью — книгой закона. В конце концов она и вовсе была утеряна, и никто не знал, где она. Когда во времена царя Иосии книга закона была найдена, это способствовало возрождению и реформации (1). Это событие продемонстрировало, что письменное сообщение — когда верные Богу вожди народа отводят ему надлежащее место и когда его принимают те, кто готов признать свои заблуждения, — дает те же результаты, что и прямое проявление Божественного присутствия или личное вмешательство пророка.

Однако если вожди или народ не хотят прислушиваться к Божественному обличению, Божья весть отвергается независимо от того, как она передается: лично пророком или через письменное сообщение. Во времена Иоакима, нечестивого сына верного Богу царя Иосии, начавшего великое возрождение, пророк Иеремия передавал Божьи вести до тех пор, пока ему не запретили говорить. Когда это произошло, Бог приказал ему написать упреки на свитке и прочитать его народу. Прибегнув к помощи писаря, Иеремия выполнил это повеление, однако нечестивый царь сжег книгу. Второй свиток с Божественными наставлениями был также отвергнут (2).

Божественное наставление в Новом Завете

Первым пророком времен Нового Завета является Иоанн Креститель — вестник, избранный Небом, чтобы приготовить путь Господу. Иоанн пришел с вестью покаяния и передал ее народу в устном виде. Нет никаких доказательств того, что он когда-либо записывал свои вести. Затем, когда «исполнилось время», пришел Иисус, высшее Откровение Бога. Его весть удивила и потрясла всех. Тысячи людей собирались, чтобы послушать Его проповеди, сотни последователей всюду ходили за Ним. Подобно Иоанну Крестителю, Иисус не оставил письменных записей о Своих чудесах, проповедях или наставлениях. Однако Божественная мудрость вдохновила евангелистов записать историю рождения Иисуса и события Голгофы, описать Его совершенную жизнь и незаслуженную смерть, Его учение и деяния. Каждое новое поколение должно знать историю искупления, чтобы посвятить свою жизнь Спасителю и получить Его прощающую благодать.

Небо использует оба способа передачи вести: устно — для того поколения, которому посчастливилось жить вместе с Божьим вестником, и в письменном виде — для тех, кто будет жить после. Оба способа богодухновенны; оба выполняют Божественную цель научения, обличения, исправления, наставления в праведности (см. 2 Тим. 3:16).

Апостольские письма

С ростом Церкви и ее распространением в областях и территориях за пределами Палестины апостолам понадобилось выбрать такое средство общения, которое позволило бы им помогать советами, наставлениями, а подчас обращаться с обличениями к церквам и их руководителям. Эту функцию выполняли апостольские письма. Как и любые другие письма, эти послания содержат имена, обращения, приветствия, прощальные слова и даже бытовые детали и просьбы, которые, конечно, не требуют Божественного вдохновения (3). Вместе с тем эти официальные письма отличаются от обычных тем, что содержат Божественное наставление, поскольку их писали люди, вдохновленные Духом Божьим.

Апостольские письма дают нам возможность проанализировать еще один способ или модель, которую Святой Дух использует для передачи Божественного наставления. Мы могли бы назвать ее «эпистолярной» моделью вдохновения. Апостолы, будучи Божьими вестниками и руководителями Церкви, вдохновлялись Святым Духом на то, чтобы написать послания, в которых, помимо приветствий и просьб, можно было найти Божественные наставления как в целом для Церкви, так и для отдельных общин и людей.

Этот анализ апостольских писем поможет нам также понять назначение и место тысяч писем, написанных современным пророком. Письма Елены Уайт попадали в руки сотен верующих, а также руководителей Церкви, которые в конкретных ситуациях нуждались в советах и наставлениях. Могут ли эти письма наставлять и исправлять нас, не являющихся их непосредственными получателями? Являются ли письма пророка столь же вдохновенными, как и его видения?

Пример Первого послания к Коринфянам

Первое письмо к коринфянам, написанное апостолом Павлом, содержит почти все необходимые элементы для того, чтобы понять, как действует эпистолярная модель вдохновения. Прежде всего в этом письме отражены чувства пастыря, беспокоящегося за свое стадо. Созданная Павлом церковь в Коринфе переживала трудные времена. Среди верующих существовали разногласия и разделения. Церковь не обращала внимания на тяжкие грехи. Ее члены были неразборчивы в использовании духовных даров и часто злоупотребляли ими. По сути, это были те же проблемы, с которыми различные религиозные общества сталкивались во все времена, включая и нынешние. Хотя апостол мог получить специальные откровения, в которых ему сообщалось бы о проблемах в Коринфе, в данном случае его проинформировала семья верующих людей, членов церкви: «От домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры» (1 Кор. 1:11). На этот раз информация поступила по естественным, а не по сверхъестественным каналам. Как уже говорилось в предыдущей главе, когда тайные обстоятельства, ведомые только тем, кто в них оказался, становятся известными пророку, его весть сразу же приобретает «ореол» таинственности и сверхъестественности. Однако так бывает не всегда. Пророк может получать информацию из разных источников, но этот факт не делает менее важной ту весть, которую он возвещает на основе полученной информации. Во времена Елены Уайт некоторые получатели ее наставлений обвиняли вестницу в том, что она получала информацию от своего мужа, сына или одного из руководителей Церкви, но только не с небес. По-видимому, они считали: если весть пророка не окружена этим ореолом сверхъестественности, значит, его вдохновенная весть не дана ему непосредственно Богом. Таковые путают источник информации с источником вести (4). Первое послание к Коринфянам ясно показывает нам, что информация не становится менее важной оттого, что пророк не получает ее сверхъестественным образом. Что действительно важно, так это весть, являющаяся следствием полученной информации, и способность получателей принимать и оценивать данное им наставление.

Авторитет письма

Второй вопрос, который необходимо рассмотреть при изучении Послания к Коринфянам, — это авторитет пророческого письма. Апостол вполне определенно говорит о том, что наставления, содержащиеся в письме, являются не плодом его человеческой мудрости, а следствием научения и руководства Духа. Фактически апостол анализирует все аргументы, которые могли бы ослабить влияние его письма или умалить его значение, и отвергает их как анафему. Если кто-либо сомневался в способности Павла давать совет, то раб Господень отвечал таковым: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:27-29). Таким образом, нет сомнений в том, что это письмо важно не потому, что его написал апостол Павел, а потому, что оно содержит богодухновенную весть.

Если кто-то из верующих все же сомневался в авторитетности советов Павла, то он отвечал им: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией… что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (2:4, 5, 13). Ясно, что поучения, высказанные в этом письме, хотя и написаны характерным для Павла языком, не могут считаться его мнением, ибо это голос Духа.

«Всего лишь письмо»

В наши дни верующие высказывают похожие возражения относительно современного пророка. «Может ли Елена Уайт учить богословию, если у нее нет богословского образования?» — спрашивают одни. «Ее мнение относительно здорового образа жизни должно было опираться на мнение специалистов, ее современников, поскольку у нее не было медицинского образования», — говорят другие. Эти возражения можно отвергнуть сходу, если верующий принимает постулат о том, что у пророка есть другой источник информации — Святой Дух. На самом деле Елене Уайт не надо было быть теологом, чтобы передавать истинную теологическую информацию. Ей не надо было быть врачом, чтобы передавать правильные наставления в области медицины и здорового образа жизни, или иметь педагогическое образование, чтобы давать правильные советы относительно методов преподавания и профессиональной ориентации. Пророк имеет доступ к другому источнику информации, который мы называем «свидетельством Иисуса» или даром пророчества, а потому не нуждается в специальном образовании.

Елена Уайт выслушивала возражения людей по поводу авторитета ее сочинений, особенно писем. Часто можно было услышать слова: «Это всего лишь письмо». Ответ, как правило, следовал незамедлительно:«Отправившись в Колорадо, я так сильно переживала за вас, что, невзирая на недуг, написала много страниц, дабы они были прочитаны на вашем лагерном собрании. Несмотря на слабость и дрожь в ногах, я встала в три часа утра, чтобы написать вам письмо. Бог говорил через глиняный сосуд. Вы можете сказать, что это всего лишь письмо. Да, это было письмо, но написать его меня побудил Дух Божий, чтобы я донесла до вашего сознания то, что мне было показано. В письмах, которые я пишу, в свидетельствах, которые я возвещаю, я излагаю вам то, что Господь открывает мне» (5).

Эта эпистолярная модель вдохновения и откровения может напоминать нам письма, которые мы сами регулярно пишем. Однако это нечто совершенно иное. Существенная разница заключается в том, что письма, написанные пророком, — это продукт разума, вдохновленного Духом Божьим. Наставления и советы могут перемежаться в них с приветствиями, просьбами и даже бытовыми проблемами, о которых люди часто пишут друг другу. Однако наставления, содержащиеся в пророческом письме, отнюдь не обыденные. Это Божественные наставления, переданные через уникальную модель вдохновения — эпистолярную модель.

Божественное наставление

Первое послание к Коринфянам также дает нам возможность проанализировать форму, в которой мы получаем Божественный совет. Отличным примером служит7-я глава. Апостол анализирует различные аспекты семейных взаимоотношений и отвечает на некоторые письменные вопросы, которые были ему переданы (ст. 1). Бросается в глаза то, что раб Божий применяет два метода, или способа, передачи Божественного наставления церквам. Первый способ — это когда апостол имеет определенное откровение или повеление от Господа. Второй способ — это когда Дух вдохновляет его поделиться личным советом. При раскрытии разных тем чередуются оба способа. В начале главы, говоря о взаимоотношениях между супругами, Павел утверждает, что его совет не является следствием прямого откровения: «Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (ст. 6).

Затем апостол говорит о разводе и разлуке супругов. В данном случае Павел разъясняет, что не он, а Господь велит супругам не разлучаться и оставаться вместе (ст. 10). Однако затем он снова дает личный совет мужьям, имеющим неверующих жен (ст. 12). Такое чередование личных советов с Божественными наставлениями, полученными в результате специального откровения, продолжается до самого конца главы. Имеют ли оба вида наставлений одинаковое значение? Могут ли они оба рассматриваться как богодухновенные советы?

Сам апостол отдавал себе отчет в том, что верующие могут делать различие между прямыми откровениями от Бога и его личными советами. Павел решительно указывает, что и то, и другое является следствием работы Духа. Первое — это плод откровения или видения. Вторая разновидность Божественного откровения имеет место тогда, когда Дух воздействует на Своего раба и вдохновляет его дать личный совет, который в этом случае является плодом разума, вдохновленного Духом Божьим. Как минимум дважды апостол указывает, что хотя его наставление не было получено через видение или Божественное повеление, оно тем не менее исходит от человека, которого Дух использует для сообщения Церкви Своей воли. Говоря о молодых неженатых членах Церкви, Павел пишет: «Я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным» (ст. 25). Говоря о вдовах, раб Божий снова высказывает свою точку зрения и убеждение: «А думаю, и я имею Духа Божия» (ст. 40).

Советы, исходящие от самого апостола, в такой же степени являются Божественными наставлениями, как и те, что были получены через видение или пророческий сон. Единственная разница в том, что Дух использует разные формы откровения и вдохновения. В данном случае пророк вдохновлен на то, чтобы быть советником народа Божьего, и Дух касается его разума и побуждает его дать подходящий своевременный совет.

«Мне было показано»

Выражение «мне было показано» или аналогичные фразы типа «я видела» или «мне было представлено» использовались Еленой Уайт в отношении высказываний или советов, переданных через видение или пророческий сон. Мы находим в ее трудах множество подобных заявлений. Однако подавляющее большинство ее писем, рукописей и даже целые главы в ее книгах не содержат таких выражений. Следует ли нам считать эти части ее произведений менее вдохновенными, чем те, которые предваряются выражением «мне было показано»? Конечно, нет. Это было бы равнозначно попытке ограничить Святой Дух рамками только одной модели вдохновения. Несомненно, когда пророк получает видение, особенно в общественном месте, на людей это производит особо яркое, незабываемое впечатление. Но Дух может также вдохновить пророка прибегнуть к собственному суждению, просвещенному и направляемому тем же Духом, который контролирует разум раба Божьего.

В этой инспирационной модели руководства пророк действует как орудие Духа. Он дает Церкви указания и ориентиры по различным вопросам, относящимся к поведению, взаимоотношениям между людьми, правилам жизни, церковной дисциплине и ко всему тому, что Господь считает важным для благополучия членов Церкви и окончательной победы над злом.

Выводы

Верующие получают наставления от Бога разными способами. Иногда в сверхъестественном откровении пророку открываются сокровенные тайны чьей-то жизни. Бог делает это для того, чтобы дать еще один шанс человеку, идущему неверным путем. В других случаях в простом письме излагаются необходимые наставления с целью предотвратить ошибку или исправить совершенный промах. Письмо вовсе необязательно должно быть адресовано лично нам, чтобы оказать благотворное влияние на наше поведение. Вот как это объясняла Елена Уайт: «Мне было велено осветить общие принципы, как устно, так и письменно, и одновременно указать на ошибки и грехи некоторых людей и на опасности, им угрожающие, чтобы все получили обличение, предостережение и совет» (6). Чтение вдохновенной книги, а иногда одного только библейского стиха в тихие часы размышлений может пробудить в нас желание прислушаться к советам, наставлениям и обличениям, которые Небо дает нам через пророческое слово.

1. См. 4 Цар. 22, 23; 2 Пар. 34.

2. См. Иер. 36.

3. В качестве примера см. просьбы Павла к Тимофею относительно одежды и книг (2 Тим. 4:13).

4. См. «Избранные вести», т. 1, с. 26, 27.

5. Избранные вести, т. 1, с. 27.

6. Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 687.