Глава 7. Человеческое истолкование

Последний шаг в процессе общения Бога с человеком очень важен. Он касается принятия вести человеком или людьми, которым она адресована. Как сказано в предисловии, большое значение для исполнения Божественных намерений имеет то, как люди воспринимают, истолковывают Божью весть и обращаются с ней.

Ученые называют процедуру истолкования сочинений прошлых лет «герменевтикой». Это слово образовано от глагола, означающего «переводить» или «толковать». Всякий раз, когда человек проповедует с кафедры студентам богословского факультета или группе людей, изучающих Библию в субботней школе, он становится истолкователем богодухновенных сочинений со всеми вытекающими отсюда последствиями и ответственностью. Поэтому то, как люди воспринимают, истолковывают пророческие труды и обращаются с ними, важно не только для отдельной личности, но и для всего христианского сообщества. От правильного отношения к этим трудам зависит единство веры в Божьей Церкви.

Иисус Христос: образец истолкования

Иисус — наш Пример во всем. Идя по Его следам, мы не боимся допустить ошибку. Данная тема не является исключением. В вопросе истолкования вдохновенных сочинений Господь Своими словами и действиями сформулировал несколько фундаментальных принципов. Мы проанализируем один из них — Его поведение и наставления в вопросе о вероучении.

В конце Своего общественного служения Иисус изумил Своих слушателей. Евангелист Матфей сообщает нам, что люди были удивлены учением Христа: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его» (Мф. 7:28). Апостол Иоанн говорит, что иудеи «дивились» (Ин. 7:15). Ответ Христа на такое отношение, которое могло бы польстить многим современным проповедникам, внушает благоговение: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин. 7:16-18).Первый принцип истолкования, который применял Христос, заключался в том, что Он не позволял Себе стать единоличным «собственником» учения. Он мог бы это сделать, поскольку был Автором Священного Писания. Тем не менее в земной жизни Он решил этого не делать, чтобы оставить нам пример послушания Отцу. В самом деле, вероучение не принадлежит пасторам, богословам, церковным руководителям или членам Церкви. Оно принадлежит Богу, и в Своей верховной власти Он открывает, преподает его и надзирает за ним через голос Духа.

Второе, что становится ясно из приведенных выше слов Христа, это то, насколько рискованно говорить «от себя». В мышлении Христа нет места личному или независимому истолкованию. Довольно часто верующие выдвигают собственные истолкования Писаний или Свидетельств. В частности, некоторым кажется, что пророчества о конце времени окружены неким ореолом таинственности, вследствие чего у них появляется искушение выдвигать новые истолкования. В этих обстоятельствах нам надо принять во внимание слова Христа, подтвержденные другими вестниками Божьими. Апостол Петр отстаивает этот фундаментальный принцип истолкования учений Священного Писания, говоря: «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:20, 21). Аргумент Петра понятен: ни одно пророчество не может быть истолковано верующим человеком независимо, потому что приоритет в истолковании принадлежит Святому Духу.

Место Церкви как тела Христова в истолковании

Елена Уайт также подтверждает принцип, сформулированный Христом. Никто не вправе считать себя «собственником» истины или становиться независимым истолкователем пророчеств:

«Бог не избирает отдельных людей то тут, то там как единственно достойных распоряжаться Его истиной, но доверяет ее всему Своему народу. Он не дает одному человеку новый свет, противоречащий устоявшейся вере Церкви — тела Христова… Никто не вправе самоуверенно считать, что Бог дал ему особый свет, который не дал его братьям» (1).

В этом заявлении добавляется еще одна важная составляющая: народ Божий, или тело Христово. В этом высказывании выражена мысль, что приоритет коллективного истолкования имеет народ Божий, а не отдельные его представители, разбросанные по разным местам, которые выдвигают свои оригинальные истолкования. Какую роль играет Церковь как тело Христово в истолковании учения?

С самой первой главы данной книги мы называли Церковь телом Христа. Принятие этого библейского учения делает необходимым принятие родственного учения о том, что Христос — глава Церкви. Благодаря таким взаимоотношениям между Богом и людьми Церковь становится бастионом истины и оплотом против заблуждений, несмотря на то, что состоит из несовершенных и слабых людей. Церковь не сама делает себя крепостью. Она становится достойной благодаря Главе.

В Священном Писании Церковь Божья описывается возвышенными словами. «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Говоря о Церкви как о теле Христовом, апостол употребляет еще более возвышенные слова: «И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:19-23).

Те из нас, кто является членом Божьей Церкви, очень хорошо знают самих себя. Мы признаем свои слабости и несовершенства. Вот почему мы склонны говорить о Церкви в менее возвышенных тонах. Некоторые даже позволяют себе критиковать и поносить ее. Возможно, они не понимают, что тем самым они поносят и критикуют самих себя, поскольку являются ее частью. Вместе с тем Библия достаточно ясно учит, что Церковь — это тело Христово. Она является человеческим выражением «полноты Наполняющего все во всем» и объектом самой трогательной заботы Бога.

«Я свидетельствую моим братьям и сестрам, что Церковь Христова, какой бы немощной и несовершенной она ни была, является единственным объектом на земле, который удостаивается Его наивысшего внимания. Хотя Он обращается ко всему миру с приглашением прийти к Нему и обрести спасение, Его ангелам поручено оказывать Божественную помощь каждой душе, которая приходит к Нему в покаянии и смирении, и Он лично приходит к Своей Церкви посредством Святого Духа» (2).

К единству веры

Церковь, в силу того что она объединяет все общество верующих, отличается большим культурным, расовым и социальным разнообразием. Ее члены имеют разный уровень богословских познаний. Несмотря на все эти различия, способствующие, казалось бы, скорее разделению, чем единству, богодухновенное Слово свидетельствует о том, что верующие могут достичь единства в двух его разновидностях: «единства духа в союзе мира» и «единства веры и познания Сына Божия» (Еф. 4:3, 13). Для достижения последнего каждый верующий должен подчинить свое личное суждение и истолкование мнению верующих в целом. Вот почему Церковь пересматривает свои верования или истолкование того или иного пункта вероучения только на общем съезде, где присутствуют представители всех регионов, культур и уровней богословских знаний. На этот представительный форум съезжаются делегаты со всего мира.

Именно так апостольская Церковь разрешала спорные вопросы в истолковании своего вероучения. Когда глубокие разногласия относительно некоторых обрядов, пришедших из иудаизма, грозили разрушить единство веры, а значит, и единство верующих, апостолы созвали собор в Иерусалиме. Похоже, Святой Дух согласился с этим методом разрешения трудностей и противоречий, поскольку именно Дух принимал участие в выработке окончательного решения: «Ибо угодно Духу Святому и нам», — сказали апостолы в конце этого собрания (Деян. 15:28).

Единство веры под угрозой

Именно в контексте совета относительно единства веры апостол Павел обсуждает негативную сторону этого вопроса, касающуюся людей, которые пытаются навязывать новые «ветры учения» (Еф. 4:13-15). Апостол не советует верующим становиться «доктринальными жандармами», с недоверием относящимися к любой проповеди или скептически оценивающими каждую новую книгу. Однако он призывает их быть бдительными, сохранять единство в своих рядах и противостоять тем, кто пытается нарушить это единство или препятствовать росту Церкви в ее стремлении уподобиться Христу.

Другие новозаветные писатели поддерживают желание Павла предупредить верующих об этих происках. Апостол Иуда призывает нас подвизаться за веру (см. Иуд. 3,4). Петр напоминает нам печальную истину о том, что во всякое время появляются учителя, которые, независимо от того, насколько искренни их мотивы, хотят увести Церковь с прямого пути (см. 2 Петр. 2:1, 2). Наша безопасность зиждется на стремлении постоянно прислушиваться к голосу Духа и сохранять единство в теле. Это дает обществу верующих — Церкви — приоритет и преимущество над любыми независимыми истолкователями.

Главные принципы истолкования

Чтобы содействовать единству веры, членам Церкви необходимо принимать во внимание некоторые основополагающие принципы истолкования. Все честные истолкователи отвечают как минимум на три вопроса и только после этого составляют свое мнение по поводу данного текста: 1) каково было первоначальное намерение автора, когда он делал то или иное заявление? 2) В каком контексте и при каких обстоятельствах он сделал это заявление? 3) Как высказывания давно минувших лет можно применить к нынешней ситуации, не искажая первоначального намерения автора?

Прежде чем анализировать и иллюстрировать эти принципы герменевтики, мы должны признать, что подавляющее большинство пророческих Писаний не требует специального истолкования. Их можно прямо понимать и применять. Однако если какое-то высказывание озадачивает нас, если какой-то совет кажется нам устаревшим или мы находим некую мысль, которую можно понять по-разному; тогда нам надо применить те принципы истолкования, которые мы анализируем. Апостол Петр был прав, когда сказал, что некоторые верующие искажают трудные для понимания высказывания Павла, вследствие чего движутся не к спасению, а к погибели (см. 2 Петр. 3:15-18). Будет трагично, если кто-либо погибнет из-за ошибочного истолкования вестей, призванных просвещать и спасать от гибели!

Первоначальное значение и намерения автора

Это основополагающий принцип не только истолкования, но и литературной этики. С нравственных позиций единственным значением того или иного высказывания может быть только то, которое имел в виду автор. Одним из лучших примеров в Священном Писании являются притчи Христа. Господь использовал их, чтобы ярче проиллюстрировать те истины, которые «Он хотел преподать людям. В этом их цель и предназначение. Пытаться выработать доктрину на основании притчи или основывать свое истолкование на деталях какого-нибудь рассказа — значит выходить за рамки первоначальных намерений Господа в отношении данной притчи. Возьмем, например, притчу о десяти девах. С ее помощью Христос, вне всякого сомнения, хотел подчеркнуть необходимость быть готовым к Его пришествию. Нелепо и смешно пытаться прийти к другим выводам на основании второстепенных деталей этой притчи, таких, как количество действующих лиц, их социальное положение или пол. Верить или учить, что только десять человек будут ожидать Господа (десять дев), или сделать вывод, будто Господа будут ожидать только незамужние женщины (девы), — значит совершенно не обращать внимания на предназначение данной притчи и искажать ее смысл. Конечно, мы используем простую и очевидную иллюстрацию, которая может даже вызвать улыбку у читателя. Однако в связи с этой притчей высказывались и другие мнения, которые не кажутся такими уж нелепыми. Неоднократно выдвигалась идея о том, что половина членов Церкви не готова к пришествию Господа, поскольку половина дев не была готова к приходу жениха.

На заре адвентистского движения данную притчу истолковывали неверно, и Святому Духу пришлось вмешаться и с помощью видений исправить эти заблуждения. В предыдущей главе мы уже упоминали эту историю. После того как Господь не явился осенью 1844 года, некоторые наши пионеры взяли слова, записанные в Мф. 25:10: «И двери затворились», которые входят в притчу о десяти девах, и на их основе разработали важную доктрину о времени прекращения действия Божьей благодати для спасения грешников. Этому тексту стали придавать столь большое значение, что большинство тех, кто остался после великого разочарования 1844 года, поверили в то, что для человечества нет уже никакой возможности спастись. Поначалу и сама Елена Уайт верила в это учение (3). Святому Духу пришлось исправить ошибочные взгляды Своей вестницы, чтобы она затем смогла поправить собратьев.

«6000 лет» земле и намерение автора

Еще одним ярким примером того, как первоначальный смысл высказывания может быть превратно истолкован, или «превращен», выражаясь языком апостола Петра, служат слова Елены Уайт, которые она использовала в ряде случаев, говоря об истории нашей земли (4). Если тщательно проанализировать все ее высказывания, содержащие выражение «6000 лет», становится совершенно очевидно, что она использовала это число как образный оборот речи, подобно тому как мы сегодня говорим, что Христос умер 2000 лет тому назад, хотя понимаем, что это округленная цифра. Ее намерением было объяснить свою веру в возможную скоротечность событий — что творение земли произошло примерно 6000 лет тому назад и вскоре Бог вмешается, чтобы изменить существующий порядок вещей. Однако некоторые верующие присвоили себе право по-новому истолковывать эти слова и стали утверждать, будто вестница Господня установила точный год пришествия Иисуса. На основании простых математических расчетов они определили «точные даты» пришествия Христа. Одна из этих дат — 1996 год — уже канула в лету и, как видим, ничего особенного не принесла (5). Другой та-кой датой является 2000 год. Конец текущего тысячелетия окружен определенной «аурой», и некоторые верующие впадают в искушение придавать этому событию особое значение.

Однако такое истолкование искажает первоначальный смысл, который писательница вкладывала в свои слова. Откуда нам это известно? Дело в том, что она несколько раз подчеркивала: те, кто устанавливает точную дату пришествия Христа, не имеют истинной вести (6). Как мы уже убедились ранее, Елена Уайт ожидала Второго пришествия в любое время. Вместе с тем она не одобряла попытки устанавливать точные даты. Хотя мы с таким же нетерпением ждем пришествия Господа в наши дни, нам следует очень серьезно отнестись к словам Христа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Мф. 24:36; Деян. 1:7).

Исторический контекст и обстоятельства

Другим важным условием правильного истолкования является учет времени и обстоятельств, при которых было сделано данное заявление. В некоторых случаях людям неоправданно навязывались определенные нормы или стереотипы поведения на основании ошибочного истолкования — без учета исторического контекста.

Например, в библейской летописи мы находим такие слова: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие» (Втор. 22:5). Некоторые верующие считают, что это достаточно веское основание для того, чтобы запретить христианкам ношение брюк. Однако из исторического контекста данного заявления следует, что ни мужчины, ни женщины того времени в той части мира не носили брюк. Что Бог изначально имел в виду, давая это повеление? Оно было намного шире и серьезнее, чем ношение брюк. Ключ к его пониманию в том, что когда мужчина и женщина меняются одеждой, это «омерзительно», ибо речь здесь идет о нравственности.

В Комментариях к Библии, изданных адвентистами седьмого дня, по поводу этого текста сказано следующее: «Возможно, речь здесь идет о языческом обычае, который и сегодня весьма распространен в ряде стран, когда люди одеваются в одежду противоположного пола и имитируют его поведение в безнравственных целях, предлагая свои тела для развратных действий» (7). Сегодня мы называем таких людей «трансвеститами». Если истолковывать данный текст узко и на его основании делать вывод, что христианки не должны носить брюк, теряются из виду более важные принципы, о которых говорится в этом тексте: необходимость четкого разграничения между полами и отказа от безнравственных действий, таких, как трансвестизм. Знание исторического контекста, из которого следует, что никто в то время не носил брюк, ограждает нас от узкого или неверного истолкования.

Время и обстоятельства в эпоху Елены Уайт

Целый век — значительный отрезок времени, несущий определенные изменения! Значит ли это, что советы, данные сто лет назад, не имеют ценности в наше время? Если бы это было так, нам было бы еще труднее принимать библейские советы, которые были даны около девятнадцати веков тому назад! Как уже говорилось ранее, подавляющее большинство пророческих Писаний не требует никакого специального разъяснения, несмотря на то, что они были написаны в другую эпоху. Вместе с тем при истолковании нескольких пророческих текстов Библии необходимо учитывать время и обстоятельства. Вот почему современный пророк советует нам: «Что касается свидетельств, то необходимо учитывать все факторы; ничто нельзя упускать из виду; нужно принимать во внимание время и место. Нельзя цитировать их несвоевременно» (8).

Несколько примеров помогут нам уяснить этот принцип. В 1903 году Елена Уайт дала родителям такой совет относительно подготовки детей к самостоятельной жизни: «И мальчикам, и девочкам нужно учиться выполнять обязанности по дому… И если девочки, в свою очередь, научатся седлать лошадь и ездить на ней, а также работать не только тяпкой и граблями, но и пилой и молотком, они будут лучше подготовлены ко всякого рода непредвиденным обстоятельствам в жизни» (9). Очевидно, что для правильного понимания этого совета необходимо учитывать время и обстоятельства. Умение седлать лошадь и ездить на ней сегодня не столь актуально, как в то время, когда был дан этот совет. Тем не менее принципы, на которых он основан, имеют непреходящее значение — родителям надо готовить своих детей к выполнению житейских обязанностей.

Когда в 1902 году директор санатория обратился к Е. Уайт за советом, стоит ли ему покупать автомобиль, она ответила следующее: «Управляя санаторием, всегда думай об экономии. Я получила твое письмо относительно покупки автомобиля, на котором можно было бы перевозить больных от вокзала и обратно. Брат мой, не делай этого. Если ты приобретешь автомобиль, это будет искушением для других сделать то же самое» (10).

Через несколько лет автомобиль перестал считаться роскошью; однако в тот момент, когда был дан вышеупомянутый совет, позволить себе приобрести его могли лишь единицы, и христианское учреждение могло навлечь на себя критику в случае подобной покупки. Но мы снова повторяем: главные принципы остаются неизменными. В церковных учреждениях следует руководствоваться принципом бережливости и не покупать ничего экстравагантного, чтобы не подавать другим плохого примера.

Еще более интригующим является совет, данный в 1894 году относительно покупки велосипедов — только что изобретенного средства передвижения. Этот совет считался настолько важным, что он был даже опубликован в официальном журнале Церкви. Вот как он звучал: «Не нужно покупать велосипеды… Вместо того чтобы вкладывать сто долларов в велосипед, лучше подумайте о том, не будет ли это ценой потери душ, за которые умер Христос» (11). Сегодня велосипеды стали таким обыденным явлением, что кажется просто невероятным, чтобы вестница Господня была их противницей. Тем не менее, если принять во внимание «время и место», сразу становится понятно, насколько уместным тогда был этот совет. Сто долларов в те дни рабочий зарабатывал за несколько месяцев. Велосипед тогда был роскошью, которую верующие не могли себе позволить, петому что это неизбежно отразилось бы на щедрости их пожертвований в церковную казну и на миссионерскую работу. Хотя обстоятельства изменились, главные принципы этого совета остаются в силе: не увлекайтесь роскошью, чтобы удивить соседей; не возжелайте никаких «новинок» по заоблачным ценам; не снижайте уровня своих пожертвований на дело Божье ради того, чтобы приобрести сверхмодную вещь, которая появляется на рынке.

Как в наши дни пользоваться сочинениями прошлых лет

Три вышеприведенные иллюстрации имеют между собой нечто общее. Даже если конкретный совет больше не имеет того значения, какое он имел в момент написания, фундаментальные принципы остаются незыблемыми и неизменными. Отсюда становится ясно: самое главное — выявить принципы, лежащие в основе того или иного события, чтобы затем применить их к сегодняшней жизни. Общие принципы, в отличие от конкретных ситуаций, которые могут ограничиваться местностью или обстоятельствами, не изменяются с течением времени. Каждое наставление в Священном Писании или в Свидетельствах, хотя и было дано для конкретной исторической ситуации, основано на общем принципе, который необходимо выявить, чтобы данную историю, поучение или совет можно было применить к нашим сегодняшним условиям. Вот какое наставление было нам дано:

«Слово Божье изобилует общими принципами формирования правильных жизненных привычек, и свидетельства, общие и личные, были рассчитаны на то, чтобы в первую очередь обратить внимание на библейские принципы» (12). Эти общие принципы, на которые ссылается Елена Уайт, можно охарактеризовать как незыблемые ценности, имеющие широкую сферу применения. Иными словами, это советы или поучения, которые с течением времени не стареют и не теряют своей ценности. Данные принципы лежат в основе каждой библейской истории, каждого поучения и притчи Христа и в конечном итоге каждой богодухновенной вести.

Предупреждения на будущее

Мы могли бы завершить наше исследование принципов и правил истолкования предыдущим разделом, однако анализ не был бы полным. Существуют некоторые элементы истолкования и применения основ веры, которые будут особенно важны в ближайшем будущем. Единство Церкви окажется под угрозой, и нам дан совет быть бдительными. Вот чем обеспокоена вестница Господня:

«Некоторые из тех, кто некогда был един с нами в вере, станут искать новые, странные учения. Они будут стремиться проповедовать людям нечто необычное и сенсационное…

Любой может превратно истолковывать и применять Слово Божье, осуждая разных людей или явления, а затем считать, что отказавшиеся принять его весть тем самым отвергли весть от Бога…

Я знаю, что многие берут свидетельства, данные Господом, и применяют их так, как считают нужным, вырывая предложения то из одного места, то из другого, нарушая их связь с другими предложениями и используя их по собственному усмотрению…Самое последнее обольщение сатаны будет заключаться в том, чтобы свести на нет свидетельство Духа Божьего… Сатана будет действовать изобретательно, разными способами и средствами, чтобы поколебать уверенность Божьего остатка в истинном свидетельстве» (13).

«Когда ложные учения произведут потрясение, эти поверхностные читатели, не имеющие якоря, просеются, как песок. В угоду своей ожесточенной совести они готовы будут примкнуть к любому течению.

Враг будет навязывать лжеучения — например, ересь о том, что святилища как такового не существует. Это один из вопросов, по которому будет отступление от веры» (14).

Нет сомнений в том, что во время грядущего кризиса важную роль будет играть истолкование и применение доктрин — «новые странные учения», «нечто необычное и сенсационное», «ложные учения». Внутрицерковный кризис, о котором идет речь в этих высказываниях, будет вращаться вокруг вероучения. Готовы ли вы, дорогой читатель, к этим событиям? Как вы можете противостоять влиянию злых сил как внутри Церкви, так и со стороны мира?

Совет Христа

Мы начали нашу книгу с совета Христа и хотим закончить ее Христом. Иисус конкретно говорит о том, как подготовиться к кризису, связанному со Словом и учением. Некоторые Его притчи и иллюстрации запомнились нам с детских лет. Кто не помнит песню о мудром и неразумном человеке, которую разучивали с нами учителя субботней школы? Цель этой притчи — напомнить нам: только те, кто строит на Скале, могут иметь уверенность (см. Мф. 7:24-27). Скала, как в Ветхом, так и в Новом Завете, конечно же, символизирует Христа (15). Конкретно в этой притче она также символизирует слова Христа (ст. 24). Слова Христа, свидетельство Иисусово — это твердая скала, на которой мы можем безопасно закрепить свой якорь..

Другая притча, в которой Иисус конкретно говорит о приготовлении к кризису, связанному с отношением к Библии и ее учению, — это притча о сеятеле (см. Мф. 13:1 -9). Сам Господь истолковал эту притчу ученикам, чтобы у нас не возникало сомнений по поводу ее истинного смысла и намерений Иисуса (см. Мф. 13:18-23). Безопасность «ростка» в критическое время зависит от глубины его корней. Если верующий человек не понимает Слово, говорит Господь, то он скорее всего станет жертвой обольщений и козней сатаны и его орудий (ст. 19). Если он не углубляется в Слово достаточно глубоко, то скорее всего исторгнется с корнем во время скорби (ст. 20,21). Если человек настолько занят «заботами житейскими», что у него нет времени на Слово, он находится в крайне опасном положении (ст. 21). Единственная безопасность в том, чтобы правильно понимать Слово и дать ему возможность произвести плод (ст. 23).

Важно отметить, что Господь придает большое значение тому, понимает ли человек Слово или нет. Те, кто с радостью слушает его, но не вникает в него и не стремиться понять, становятся легкой добычей проповедников «новых странных учений» или лжеучителей, привлекающих внимание к чему-то необычному и сенсационному. Вот почему чрезвычайно важно быть уверенным в правильном понимании вероучения Церкви, которое зиждется на библейском учении, основанном на свидетельстве Иисуса.

Хотя верно то, что впереди нас ожидает кризис, имеющий отношение к истолкованию учения, нам не стоит бояться. Христос гарантирует нам победу, если мы держимся за Его руку и принимаем Его наставления. Единственная цель, которую преследует Святой Дух, — сделать нас победителями во Христе. Давайте же прислушаемся к тому, что «Дух говорит церквам». Давайте примем глас «Свидетеля верного и истинного», а также Его обетование победы. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:13, 14, 21).

Заключение

Мы назвали эту главу «Человеческое истолкование», потому что получатель Божественной вести, безусловно, должен пытаться истолковать ее. В общении между Богом и людьми важную роль играет то, как человек принимает, истолковывает и в конечном итоге применяет весть. Однако при истолковании Божественных наставлений нас подстерегают некоторые опасности. Чтобы избежать их, мы должны доверять пророческому слову, которое может дать нам достаточно свидетельств для правильного понимания его смысла. Следует также доверять и телу Христа, Его Церкви. Сам Глава Церкви дает ей сверхчеловеческую мудрость и разумение, которые заслуживают большего доверия, нежели личные или независимые толкования.1. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 291.

2. Свидетельства для проповедников, с. 15.

3. См. ссылки во 2-й главе; см. также «Избранные вести», т. 1, с. 63.

4. Елена Уайт более тридцати раз употребляет выражение «6000 лет». Однако ни одно из них не дает повода устанавливать конкретную дату Второго пришествия.

5. 1996 год был выведен теми людьми, которые в своих расчетах основывались на общепринятой в христианском мире хронологии, согласно которой творение имело место в 4004 году до Р. X. В этом случае 6000 лет действительно истекли в 1996 году по Р. X.

6. В качестве примера см. следующее высказывание: «Никому не дано знать точное время пришествия Христа, или время, в течение которого Он не должен прийти. Не сомневайтесь: Бог никому не дает права говорить, что пришествие Христа откладывается на пять, десять или двадцать лет» (Избранные вести, т. 2, с. 113, 114).

7. Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1030.

8. Избранные вести, т. 1, с. 57.

9. Воспитание детей, с. 351.

10. Изданные рукописи, т. 1, с. 394.

11. Ревью энд Геральд, 21 авг. 1894 г.

12. Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 323.

13. Высказывания из главы «Отношение к Свидетельствам». «Избранные вести», т. 1, с. 40;-48.

14. События последних дней, с. 177.

15. См. 1 Кор. 10:4; 1 Петр. 2:4-8.