Глава 3 « Стены имеют уши»: проблема истинности пророка

В начале 1870-х годов Джеймс и Елена Уайт посещали летние собрания на природе в Висконсине и Миннесоте. Они прибыли на площадку одного импровизированного лагеря, когда собрание уже началось, люди уже удобно устроились под тентом большой, похожей на цирк палатки, а выступающий был поглощен своей речью.

Чета Уайт на секунду задержалась на пороге собрания. Затем Елена взяла Джеймса под руку и вместе они прошли мимо центральных рядов и спустились к первому ряду. Джеймс сел, а Елена осталась стоять. Глядя снизу вверх на служителя и указывая на него пальцем так, как могут указывать только пророки, она прервала проповедь, сказав перекрывающим все громким голосом: «Вам нечего делать за этой кафедрой. Вы не тот человек, который может нести весть людям».

Оратор замолчал. На лицах собравшихся было удивление. Если бы эти люди уже тогда знали то, что они узнают о Елене Уайт позже, то благоговение перед ней было бы еще больше. Ведь она никогда не была знакома с выступавшим и даже не встречала его раньше, не знала о нем ничего, кроме того, что Господь открыл ей в видении.

Ранее в видении миссис Уайт слышала только голос этого человека. И Господь дал ей указание, что когда она услышит этот голос, то должна сообщить следующее: «Скажи ему, что он не может проповедовать людям. В другом штате есть женщина, которая называет его мужем, и ребенок, который называет его отцом. И в этом лагере есть женщина, которая называет его мужем, и ребенок, который называет его отцом».

После того, как Елена Уайт передала эту весть, проповедник пулей слетел с возвышения и исчез. Его проповедь, как Восьмая симфония Шуберта, осталась навсегда незаконченной.

В то утро среди собравшихся был родной брат проповедовавшего. Теперь он вышел и признал, что все, сказанное Еленой Уайт, истина. Выступавший действительно некоторое время вел двойную жизнь и, конечно, заслужил это необычное возмездие. Дух Божий благословил это собрание. Великое возрождение духовности и святости в жизни многих последовало за этим событием.

Кто сообщил миссис Уайт эти интимные подробности личной жизни другого человека? Может быть, были «уши» у стен спальни? Ясно, что президенты Р. Рейган. Дж. Картер и Р. Никсон — не единственные государственные лидеры, у которых были проблемы с «утечкой» подобной «секретной» информации. Это только наиболее современные нам примеры. Такая утечка в лучшем случае может раздражать и нервировать, а в худшем — разрушает профессиональную карьеру и репутацию. Попытка «замазать» подобную течь в деле о Уотергейте стоила Никсону президентского кресла.

Один из первых известных случаев утечки государственных секретов произошел 2800 лет назад, около 850 г. до Р. Хр. Венадад II — правитель Арамейского (Сирийского) царства в Дамаске — собрал своих главных советников, чтобы обсудить самую неразрешимую и досадную проблему. Он вел войну с Израилем. И каждый раз, когда царь отправлял своих солдат в засаду, чтобы подавить силы противника, тот избегал столкновений. Казалось, Израильтяне узнавали о его стратегических планах заранее. Сирийский царь пришел к достаточно разумному заключению: в Дамаске должен быть предатель, и он решил вычислить его.

После того как царь рассказал о своих планах, один из его советников предположил другой вариант происходящего. «В лагере сирийцев предательства нет», -заверил он царя, -но «Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей»» (4 Цар. 6: 12).

Царский советник сказал правду, которая удивляла, выводила из равновесия и даже злила людей в разные века. У пророков, кажется, есть невидимые каналы, через которые к ним поступает секретная информация. Открывая эту информацию, они могут создать различные «проблемы», заключающиеся в неприятных последствиях и даже утратах. Как и произошло в случае с Еленой Уайт и незадачливым проповедником.

Другое интересное событие произошло в утренние часы 11 июня 1887 года. Елена Уайт, которая только что прибыла в Мосс (Норвегия) из Копенгагена (Дания), проснулась, чтобы написать письмо управляющему адвентистким санаторием в Калифорнии, который находился на расстоянии 8 тыс. миль. Она писала ему:

«Ночью я видела Вас в компании с сестрой-хозяйкой учреждения. Что касается вашего внимания, проявленного друг ко другу, то вы могли бы быть мужем и женой… Сестра

— никогда не станет той, какой она была. Вы оба виновны перед Богом (1).

Елена Уайт не обвиняла этих двух женатых служащих в прелюбодеянии, хотя и подразумевала это. Это было сказано так, словно Бог давал провинившейся паре возможность исповедаться и покаяться. Управляющий, однако, отрицал свою вину. В ответ он выдвинул обвинение в том, что Елена Уайт подрывает его авторитет в учреждении. Тогда Елены Уайт не осталось иного выбора, и несколько месяцев спустя она писала:

«Когда я была в Европе, мне было открыто то, что произошло. Голос сказал: «Следуй за мной, и я покажу тебе грехи, которые творятся теми, кто занимает ответственные должности». Я прошла через комнаты и увидела, что Вы, страж на стенах Сиона, находились в очень близких отношениях с чужой женой, предавая священные истины и распиная Вашего Господа вновь… Она сидела у Вас на коленях; Вы целовали ее, она целовала Вас. Мне были представлены и другие сцены ласк, чувственных взглядов и действий. Это заставило меня содрогнуться от ужаса в душе. Ваша рука обнимала ее талию, а выражаемая Вами нежность действовала на нее завораживающе. Затем открылся занавес и мне было показано, что Вы находитесь в постели… Мой спутник сказал: «Беззаконие, прелюбодеяние…» Вы никогда не были в одиночестве. Та же рука, которая выводила буквы на стене дворца Валтасара, заносила в Небесные книги дела и слова, которые заставляли Христа стыдиться за Вас (3).

Даже и тогда пророк Господа не обличил эту пару публично. В результате второго письма было созвано закрытое собрание, на котором состоялось смиренное покаяние брата А, и сестры Б (4).

Это был далеко не единственный случай супружеской неверности, которые пророчица, согласно явленному ей видению, была призвана обличить. Два потрясающих примера были доверены мне людьми, лично пережившим и достаточно драматичный опыт общения с Еленой Уайт.

В 1950 году я, молодой пастор, встретил в Лос-Анджелесе Элба Сэма Гамельтона, которому было тогда уже около 65 лет. На пороге нового столетия Сэму исполнилось 16 лет и он жил в городке Св. Елена, штат Калифорния. В то время Елена Уайт вернулась из Австралии и приобрела дом «Элмсхавен» в той же общине. Сэм был нездоров и обращался ко многим докторам, но ни один из них не мог поставить правильный диагноз.

Сэм услышал о живущей у подножия горы Хоуэл маленькой семидесятилетней старушке, которую некоторые называли пророком. Кроме того, он узнал, что если она молилась за людей, они со временем выздоравливали. И решил обратиться к ней за помощью. И вот однажды Сэм пришел в «Элмсхавен» и увидел 73-летнюю Елену Уайт, которая стояла на коленях, пропалывая огород. Она увидела приближающиеся к ней ноги, посмотрела вверх и поднялась, отряхивая руки.

Выслушав молодого человека, миссис Уайт внимательно посмотрела на него и сказала: «Сэм, ты болен. По правде говоря, ты умираешь. Но тебе совсем не обязательно умирать. И если ты сделаешь то, что я сейчас скажу, ты проживешь до старости». Она объяснила, что у него ограниченный трихинеллез. Ему следовало немедленно прекратить употребление в пищу свинины. В связи с болезнью ему было бы хорошо прекратить есть мясо вообще. Но его рацион должен быть сбалансирован и он должен получать соответствующие по питательности заменители мяса. Рассказав ему, как изменить привычки в еде, она заметила его растерянный взгляд. Он был в недоумении: как убедить мать сделать такой радикальный поворот в их привычном

семейном рационе. И даже если он сможет это сделать, как запомнить все эти рецепты миссис Уайт, которыми она делилась с ним сейчас?

Немедленно поняв ситуацию, Елена Уайт коротко спросила: «Сэм, не хотел бы ты пройти ко мне на кухню, чтобы я показала тебе, как готовить эти блюда?»

«О, да!» — с благодарностью ответил он.

«Тогда приходи завтра в два часа дня».

Он так и сделал. Он продолжал приходить и на следующий день, и на следующий, и на следующий. Затем, когда уроки были закончены, Елена Уайт спросила его, не согласится ли он помогать ей в приготовлении пищи для ее достаточно большой патриархальной семьи. Ей нужен был один помощник, и он мог бы прекрасно справиться. Сэм не упустил представившейся ему возможности.

Однажды Елена Уайт вошла на кухню и сказала Сэму:

«Пакуй чемоданы». Думая, что это означает увольнение его со службы, Сэм спросил: «Почему?»

«Ты поедешь со мной в Парадиз Валлей, около Сан-Диего. Я приобрела там разорившуюся медицинскую здравницу площадью 20 акров, с источником минеральных вод, где собираюсь открыть еще один санаторий в Южной Калифорнии. Сейчас я собираюсь поехать туда, чтобы наблюдать, как рабочие ведут восстановительный ремонт».

Парадиз Валлей (в пер. с англ.: «Райская Долина») — когда-то цветущая тропическая местность, достойная своего названия. Но в конце столетия засухи, продолжавшейся там 8 или 9 лет, сделали свое дело. Лужайки увяли, деревья засохли, источники воды иссякли, а плодородная почва превратилась в песок. Далеко не «рай». Пейзаж вокруг был похож на «совсем противоположное место»! Самые удачливые из местных жителей продавали свои имения с большим убытком для себя, другие просто бросали их. Расположить здесь санаторий (который больше всего нуждался в полноценном снабжении водой) казалось вершиной неблагоразумия.

Только ремонт опустевшего теперь здания здравницы на 50 комнат обошелся в 25 тысяч долларов, но само здание и 20 акров земли было куплено всего за 4 тысячи долларов. Миссис Уайт часть суммы заняла у состоятельной вдовы, адвентистки Жозефины Годзайн, а другую часть — в банке). Итак, Елена, взяв с собой Сэма, отправилась в Сан-Диего.

Рабочие были уже наняты. На земле были разбиты две большие палатки: одна — для кухни, а другая — для столовой. Кроме того, для поисков воды был приглашен адвентисткий бурильщик скважин из Небраски, Салем Гамельтон, с которым миссис Уайт подписала контракт на сооружение колодца глубиной в 100 футов. (На территории владения уже был колодец, но воды в нем было мало, да и та была испорченная.)

Однажды утром Салем Гамельтон зашел в кухонную палатку, где под руководством Елены Уайт готовился обед для тружеников. Он был обескуражен. Пробурив 98 футов, он не достал ничего, кроме сухой земли и песка. «Я хочу задать Вам вопрос. Господь велел Вам купить это владение?» — спросил он.

«Да! Да!» — с энтузиазмом ответила миссис Уайт. «Три раза мне было показано, что нам следует получить именно это владение».

«Хорошо, — сказал Салем, — я получил ответ. Господь не дал бы нам слона, не снабдив нас водой, чтобы его напоить».

Меньше чем через час бурильщик вновь возвратился в кухонную палатку. Он услышал журчание воды, — казалось, было очень много воды, как будто рядом протекает подземная река! Сэм, случайно услышавший новость, умолял разрешить ему пойти и спуститься в колодезную яму, чтобы тоже услышать «реку». «Хорошо Сэм, хорошо, только сначала сними свой фартук», — улыбнулась миссис Уайт.

Рабочие, копающие колодец, обвязали юного Сэма веревкой и опустили в яму. Он испугался, когда услышал звук быстро текущей воды. Ему казалось, что она вот-вот пробьется и он будет затоплен здесь, внизу. Он подал сигнал, несколько раз дернув за веревку, и был поднят на поверхность. Затем снова опустили вниз Салема, который вскоре пробил отверстие, через которое начала поступать вода. Скоро она стала прибывать так быстро, что Салема пришлось быстро вытянуть наверх, оставив его инструменты на дне колодца.

В ту ночь вода поднялась на 18 футов. Утром воду откачали и прорыли отводной канал. Таким образом водоснабжение было обеспечено.

Полстолетия спустя Сэм Гамельтон рассказал мне эту историю. Он заметил, что многие, даже церковные руководители, сомневались в мудрости вестницы Божией при покупке этого владения. Ни на одной геодезической карте США в той местности не была указана подземная река. Но Бог знал, что там была вода и «Он открыл Свою тайну рабам Своим, пророкам» (Ам. 3: 7).

«Когда я был мальчиком, я никогда не сомневался в пророческом даре, — говорил Сэм Гамильтон, — и я никогда не сомневался в этом, став взрослым. Она была тем, за кого себя выдавала и кем ее провозглашала вся церковь. Я знаю. Я был там. Я очевидец» (5).

Гарольду М. Бландену было 12 или 13 лет и он жил в Северном Фитсрое, когда до него дошли слухи, что американская пророчица будет говорить в следующую субботу днем. Гарольд скептически относился к современным пророкам, тем более к американским, и особенно к пророкам женщинам!

Однако Гарольд чувствовал, что ему необходимо прояснить этот вопрос для себя, и он решил пойти на следующей неделе пораньше и занять место во втором ряду, как раз около прохода. Он хотел слышать и видеть все, что будет происходить.

В тот день все места были заняты. На платформе находились церковные руководители, и только два места в середине были пусты. Поезд, на котором должна была приехать Елена Уайт, задержался на два часа. Присутствующие служители песнями, молитвами, свидетельствами и краткими замечаниями удерживали внимание собрания. Наконец дверь открылась и миниатюрная женщина-пророк вошла, держа под руку уважаемого американского миссионера А. Г. Даниэльса. Даниэльс представил ее с кафедры и, отойдя, занял одно из свободных мест сзади. Елена Уайт встала, положила свои записи перед собой, поправила шаль, затем поправила лежавшие перед ней бумаги, посмотрела на людей, улыбнулась и открыла рот, чтобы говорить. Но ни одно слово не вышло из ее уст.

Она выглядела немного удивленной, так же, как и ее слушатели. Медленно она обвела взглядом аудиторию, посмотрела на кафедру, в конспект, подняла голову, улыбнулась и открыла рот, чтобы говорить. Опять ни одного слова. Сосредоточенный взгляд появился на лице пророка и зыбь волнения прокатилась по собранию. Опять она оглядела аудиторию, на этот раз более медленно и внимательно, так, как будто бы искала кого-то определенного. На этот раз она не остановилась, достигнув взглядом последнего ряда, а обернулась и посмотрела на лица служителей, сидящих у нее за спиной. В самом конце сидел высокий худой человек по имени Натаниэль Давис. Она повернулась к Даниэльсу и как бы не веря своим глазам спросила: «Что делает этот человек здесь рядом со мной?»

Так как Елена Уайт повернулась спиной к собранию, лишь немногие услышали это странное замечание. Но Гарольд Бланден, на втором ряду, услышал вопрос и был ошеломлен: «Почему это Натаниэль Давис не должен быть рядом с ней?» — подумал он. Давис, хотя и относительно недавно пришел в адвентизм, был лидером. Он занимал пост редактора австралийского адвентисткого журнала «Знамение времени». У него были все права находиться на этом возвышении.

Внезапно Натаниэль Давис во весь рост поднялся над миниатюрной женщиной. Он нахмурился и бросил взгляд, исполненный такой ненависти, какая только может быть у одного человека к другому. Затем он развернулся на каблуках и прошествовал с платформы вдоль по проходу, скрывшись за дверью храма.

Елена Уайт невозмутимо повернулась к залу, подняла голову, улыбнулась и начала говорить. Люди сидели, словно завороженные, в течение часа с четвертью, пока она говорила. После завершения, желая познакомиться с ней лично, они толпились вокруг нее около двери.

Юного Гарольда среди них не было, он направился вместо этого к платформе, решив, что просто обязан узнать значение странного развития событий, свидетелем которых он стал. Он не слышал ни слова из всей проповеди, мысли в его голове совершенно перепутались. И вот что он узнал.

Натаниэль Давис имел массу серьезных проблем — и Елена Уайт 16 августа 1897 года написала ему письмо на пяти страницах. Она начала писать в три часа ночи; первый абзац, на второй странице был начат в 2. 30 ночи на следующий день; два дня спустя она продолжила письмо. Миссис Уайт описала проблемы брата Дависа, касающиеся денег, спиритизма и шаткой морали («Ваше поведение аморально. Вы позорите дело истины… Вы опасный человек, чтобы предоставить Вас самому себе где бы то ни было») (6). Как мать может уговаривать заблудшего сына, так Елена Уайт побуждала этого вновь обращенного человека исправить свои неверные пути. Но он не внял ее совету. В тот субботний день он был живым представителем царства тьмы. Бог не позволял Своему посланнику из царства света говорить до тех пор, пока Натаниэль Давис не был изгнан! (7)

« После этого у меня никогда не возникало проблем или вопросов относительно Елены Уайт!» — воскликнул Гарольд Бланден, рассказав мне эту историю. «Некоторые в Австралии сомневались и не верили, но мое мнение было определенно. И у меня не было случая изменить его! Я знаю. Я был там. Я — очевидец».

В возрасте 89 лет Бланден скончался, так и не узнав, что случилось с Натаниэлем Дависом. И я узнал об этом лишь спустя несколько лет. Однажды один из моих коллег, знавший о том, что я интересуюсь окончанием этой истории, вошел в мой кабинет. Он взволнованно помахал зажатыми в руке документами.

Когда в 1900 году Елена Уайт уезжала из Австралии, в церкви ей подарили большой альбом с отрывными листами, рассказывающими о жизни братьев и сестер. Каждая страница была написана человеком, которому девятилетнее служение миссис Уайт на том континенте принесло благословения. И на одной из них был почерк Натаниэля Дависа!

«У меня сегодня приятная возможность и благословение — я могу засвидетельствовать мое почтение перед тем, что совершила сестра Е. Г. Уайт, а также благодарить Небесного Отца за вести, посланные через нее Его народу.

Верная свидетельница в конце концов открыла мне средство, с помощью которого можно было разрушить узы сатаны, когда под влиянием спиритизма я духовно умер.

У меня есть все основания быть глубоко убежденным в том, что сестра Е. Г. Уайт является истинным пророком.

Пусть Господь любви, милосердия, благодати и истины руководит ею и хранит ее в безопасности до конца и продлит дни ее, чтобы она могла продолжать предостерегать, увещевать народ остатка Божия.

Давис

гилонг, виктория, австралия. 6 августа 1900 (8).

Слова, произнесенные царем Иосафатом в 850 г. до Р. Хр., и сегодня также верны, как и тогда: «Верьте Господу, Богу вашему, и будете тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам» (2 Пар. 20: 20).