Глава 5. Заблуждения и личная жизнь пророков

Из истории и Писания мы знаем, что, хотя Святой Дух и водительствовал пророками, это не лишало их свободы грешить. Если «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23), то можно сказать, что в число этих «всех» входят и пророки. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на их жизнь, как она предстает перед нами со страниц Писания.

Как известно, одним из самын ранних пророков, упомянутых в Писании, является Авраам (Быт.20:7). Библейские писатели не раз называют его отцом верных, и действительно как евреи (через Исаака), так и арабы (через Измаила) считают его своим предком.

Авраам не только стал прародителем бесчисленного народа, не только, будучи пророком, имел с Богом особую связь, но и Самим Господом был назван «другом». (В коране, написанном Мохаммедом в Аравии, наименование, данное Богом Аврааму, переводится как El Khalil; исламские филологи утверждают, что (ввиду богатства смысловых оттенков и различий, характерных для арабскаго языка, это слово надо переводить не просто как «друг», но как «очень сокровенный друг»).

Каким человеком был «сокровенный друг» Бога? В 12-й главе Книги Бытия рассказывается о пребывании Авраама и его жены Сарры в Египте. Так как Сарра была очень красива, Авраам боялся, что фараон, пожелав взять ее в свой гарем, уничтожит его. Поэтому он убедил Сарру сказать, что она сестра Аврааму, а не жена.

Сарра действительно приходилась Аврааму единокровной сестрой, и поэтому то, что она сказала, было правдой, однако в то же время она была его женой. Полуправда — это полная ложь, потому что ею пытаются обмануть. Чтобы спасти жизнь Своего друга, Бог чудесным образом вмешался в сложившуюся ситуацию и Авраам вместе с Саррой получили возможность целыми и невредимыми покинуть Египет, захватив с собой все свое имущество.

Однако в 20-й главе история повторяется с тем же результатом. Бог терпеливо относился к проступкам Своего сокровенного друга — так же, как Он это делает и по отношению к нам — однако нельзя не признать, что от пророка все-таки ждешь не такого поведения. Ясно, что Авраам должен был с первого раза усвоить этот урок, но он этого не сделал, как то нередко случается и с нами.

Авраам не только два раза солгал (или более того), но и молча согласился с Саррой, когда она предложила ему взять Агарь как вторую жену, чтобы тем самым «помочь» Богу в исполнении Его замысла, согласно которому потомство Авраама будет так несметно, как морской песок и звезды на небе. Сарра уже не могла рожать (Быт.18:11) и, не веря, что Бог сотворит чудо, предпочла решить эту задачу по-земному. Однако, взяв Агарь — одну из служанок Сарры — себе в жены, Авррам показал, сколь он маловерен. Бог замыслил родить Исаака чудесным образом, так как он в определенном отношении должен был стать прообразом Христа, и даже если решение, к которому пришли Авраам и Сарра, с общепринятой в ту пору точки зрения было вполне приемлемым, оно все-таки противоречило Божьему замыслу. Аллегорически истолковывая образ Агари как спасение делами, а образ Сарры — как спасение по вере, Павел обращается к этой истории в своем Послании к галатам (Гал. 4). На маловерие Авраама, проявленное им в этой ситуации, обратил внимание другой пророк, живший позднее. Так как Авраам (не поверив, что Бог может чудесным образом содействовать рождению его ребенка) взял в жены Агарь, через несколько лет Господь повелел ему принести Исаака в жертву на горе Мориа. «Если бы он выдержал первое испытание, — пишет Елена Уайт, — и терпеливо ждал исполнения этого обетования в Сарре… ему не пришлось бы подвергнуться второму, столь тяжкому и небывалому».

Так обстояли дела с другом Бога, которого, как мы знаем, звали El Khalil и которого мы теперь оставим.

Грешником был и Иаков, пророк и внук Авраама. После обращения его первое имя должно было измениться на «Израиль», так как прежнее означало «вытесняющий», «выживающий», «обманывающий», и Бог не мог позволить, чтобы он пророк носил такое имя, особенно если учесть, что в ту пору наименование означало нечто гораздо большее, чем это значит сегодня.

А потом был Давид. Дважды в Писании — один раз в Ветхом Завете и один в Новом — Давид назван «мужем по сердцу » (1 Цар.13:14; см. также Деян.13:22). Каким был этот человек? Сначала он совершил прелюбодеяние с Вирсавией, а потом окольным путем содействовал смерти ее мужа Урии

(2 Цар.). Разве так надо вести себя пророку, особенно такому, который столь близок сердцу Господа?

Не так давно заблудшие христиане использовали упомянутые события из жизни Авраама и Давида, чтобы — наряду с прочими грехами — оправдать многоженство. Однако вопрос остается в силе: из-за собственных грехов или все-таки вопреки им Авраам был «другом» Бога, а Давид — «мужем по сердцу» Господнему?

Хотя все пророки были грешниками (и некоторые из них весьма в этом преуспели), их грехи не лишали силы тот пророческий дар, которым они обладали! Иеремия несправедливо обвинял Бога (Иер.12:1; 15:15-18), Иона и Илия бежали от исполнения возложенного на них долга (Иона 1:3; 3 Цар.19), а потом был и Петр. Три раза он отрекся от Господа, клянясь в своей непричастности бранными словами рыбака, которые в течение трех лет общения с Иисусом ни разу не запятнали его уст. И все-таки Иисус простил его, призвал к евангельскому служению и даже наделил даром пророческого вдохновения. Но разве потом Петр раз и навсегда начал жить нравственно безупречной жизнью? Нет, этого не случилось.

Прошло время и Петр впал в тяжкое лицемерие. Общаясь с христианами из язычников, об был образцом настоящего друга, но когда приходили евреи, Петр, стараясь угодить их шовинистическим предрассудкам, держался с обращенными язычниками не так дружественно, как он это делал, когда евреи уходили. Все это превратилось в столь важную нравственную проблему, что Павел просто был вынужден довольно прямо и публично высказать Петру свой упрек (Гал.2:11-14). Но Петр оставался пророком.

Ну а как же нам быть с Еленой Уайт? «Только Бог и небо непогрешимы», — написала она однажды и затем добавила: «Я никогда не заявляла о собственной непогрешимости; только Бог непогрешим».

Недавний критик не раз обвинял Елену Уайт в трех грехах (если не пруступлениях). Во-первых, она, оказывается, практиковала литературное воровство (он обвинил ее в том, что она присваивала себе сочинения других писателей); во-вторых, она лгала, так как утверждала, что эти сочинения были написаны ею, когда в действительности это было не так; и в-третьих, вместе с мужем Джеймсом Уайтом она, как утверждает упомянутый критик, беззастенчиво пользуясь случаем, писала свои работы для личного обогащения, распродавая их там, где у нее, как говорится, все было «схвачено».

Ну а теперь на мгновение представим, что самые худшие обвинения верны. Несмотря на то что на них был получен обстоятельный ответ, хотя бы на миг допустим самое плохое (ради того, чтобы разобраться в логике приведенных доводов). Ответим на вопрос: если бы Елена Уайт действительно была виновата во всем, в чем ее обвиняют, лишился бы ее пророческий дар силы? Ответ приходит сразу: нет, не лишился бы (если, конечно, мы не собираемся признать недействительным такой же дар Петра, Ионы, Илии, Иеремии, Давида, Авраама и других).

Надо быть последовательным: к Елене Уайт мы должны относиться как к любому другому пророку библейсих времен. Если мы не хотим вырвать из Библии псалмы, написанные Давидом, пророчества Иеремии и Ионы или послания Петра, мы не имеем права отбрасывать и сочинения Елены Уайт.

Из истории и Писания известно, что, несмотря на водительство Святого Духа, осуществляемое Им над пророками в их жизни, пророки оставались свободными и при желании могли совершить грех, однако их прегрешения не делали недействительным их пророческий дар! Быть может здесь кто-нибудь скажет, что Петр говорил не о «вернейшей пророческий жизни», а о «вернейшем пророческом слове».

Итак, что же это такое — пророческие слова?