Глава 6. Непогрешимость и пророческие слова

Приступая к исследованию пророческих речений библейский и современных пророков, мы сталкиваемся с тремя категориями «проблем», а именно:

1) с проблемой неисполнившихся пророчеств;

2) с проблемой непоследовательности в том, что касается второстепенных деталей;

3) с проблемой ошибок по существу.

Рассмотрим каждую из них подробно.

А. НЕИСПОЛНИВШИЕСЯ ПРОРОЧЕСТВА

Несколько месяцев назад я читал лекции и проводил собрания в одном из наших институтов, расположенных на побережье Атлантического океана. Однажды в четверг вечером, когда собрание закончилось, ко мне подошел один из преподавателей и сказал, что хочет поговорить со мной наедине. Я пригласил его в свой номер, где мы и проговорили более часа. Усевшись, от тотчас начал: «Я на самом деле хочу верить Елене Уайт как подлинному пророку Господа». По тону голоса было ясно, что он не только предельно искренен, но и весьма озабочен.

«Что ж, прекрасно, — сказал я, — но, по-видимому,что-то этому мешает?»

Не ответив на мой вопрос, он продолжал: «Скажите, разве исполнение предсказаний не является одним из библейских проверок, которые определяют, настоящий это пророк или нет?»

«Да, конечно, — улыбнулся я в ответ. — Когда я преподавал в Калифорнии, мы рассматривали четыре таких критерия». Я перечислил ему их в следующем порядке:

1) слова пророка, которые мы в данный момент исследуем, должны согласовываться с более ранним боговдохновенным откровением, о котором известно, что оно получено от Господа;

2) о личной жизни пророка и тех, кто последовал за ним, надо судить «по плодам» (Мф.7:16, 20);

3) пророк должен свидетельствовать о том, что Иисус был Богочеловеком и воплотившимся Сыном Божиим (1 Ин.4:1-3);

4) предсказания пророка должны сбываться.

«Последний критерий, — сказал я своему собеседнику, — дважды упоминается в Ветхом Завете. Иеремия говорит о нем в положительном аспекте («Если какой пророк предсказывал мир, то тогда он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» (Иер.29:9), тогда как Моисей — в отрицательном («Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор.18:22).

«Я тоже так думаю», — задумчиво сказал мой собеседник и продолжал: Но что вы скажете о предсказаниях Елены Уайт, которые не сбылись? Вот, например, в 1856-м году она говорила, что ей было показано, как несколько наших членов где-то проводили собрание. Она сказала, что некоторые из них «пойдут на корм червям», на других обрушатся семь последних язв, а третьи останутся живы и будут перенесены на небо во время второго пришествия Христа. Но разве кто-то из присутствовавших на этом собрании еще жив?»

«Нет, насколько я знаю, — ответил я. — Последний из них умер в 1937-м году в возрасте восьмидесяти трех лет. Его звали Уильям Уайт и в ту пору он был грудным ребенком, а его матерью была Елена Уайт, которая и сделала это предсказание».

«Я слышал об этом, — ответил он. — Но если пророчество должно сбыться, а оно не сбылось, значит на самом деле Господь не говорил через этого пророка? Что вы делаете в таком случае?»

«Я отношусь к такому пророчеству как к любому другому в Библии, которое не сбылось, — ответил я. — Для меня здесь нет никаких проблем, но если встает вопрос о пророческой роли Елены Уайт, я сначала отсылаю людей к Библии, чтобы, прежде чем перейти к нашей пророчице, они увидели, как такая ситуация решается там. Дело в том, что я хочу смотреть на нее в свете Библии, а не как-то по другому».

И мы приступили к интереснейшему исследованию неисполнившихся пророчеств, которые в свое время были сделаны подлинными библейскими пророками. Лучшим примером был, наверное, Иона.

Возвестив то, что ему надлежало возвестить, он вышел из Ниневии и, найдя удобное место, приготовился (наверняка с наслаждением) смотреть, как начнут гибнуть злейшие враги его народа. Иона ненавидел их от всей души, потому что ассирийцы были самыми воинственными и страшными из всех язычников, враждовавших с Израилем.

Однако хотя в вести Ионы не было никакой надежды на спасение, жители Ниневии (которые, кстати, уже могли кое-что знать о Яхве от предыдущих пророков или из их сочинений) решили исправиться и выразили свое покаяние так, как это было принято в те времена: оделись во вретище и осыпали себя пеплом. Увидев все это, Господь по любви и милосердию даровал им отсрочку наказания.

Иона в своем раздражении, наверное, больше заботился, так сказать, о своей профессиональной репутации, а не о тех ста двадцати тысячах «обратившихся». Вместо того, чтобы крестить их в воде, он хотел, чтобы они сгорели в огне! Наверное, он боялся, что, вернувшись в Иерусалим, услышит, как дети, играя на улице, станут дразнить его, крича:

«Иона-лжепророк! Иона-лжепророк!» Почему? Да потому, что его пророчество не сбылось.

Из истории мы знаем, что несколько веков спустя жители Ниневии, так сказать, «раскаялись» в своем прежнем покаянии (см. 2 Кор.7:10) и принялись за старое. Тогда Бог, в свою очередь, «раскаялся», что отсрочил наказание, и наслал то разрушение, которое предскзал Иона.

Можем ли мы сказать, что Иона оказался истинным пророком только двести лет спустя, когда произошло это разрушение? Конечно, нет. Если бы жители Ниневии никогда не погибли, Иона все равно был бы истинным пророком, даже если бы его предсказание не сбылось.

Почему? Потому что в некоторых пророчествах явно или скрыто присутстует условие. Вспомним слова пророка Азарии, сказанные царю Асе и всем остальным: «Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» (2 Пар.15:2).

Интересно, что в обеих библейских книгах, где говорится, что критерием истинного предсказания является его совершение, элемент условия не остается без внимания. За десять глав до того, как речь заходит о критерии исполнения, Иеремия упоминает о моменте условия:

«Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться глава Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер. 18:7-10).

Об элементе условности не раз упоминает и Моисей (см. Втор).

Одни предсказания исполнились в «духовном Израиле» (христианской церкви), другие исполнятся тогда, когда грех и грешники будут уничтожены во время последнего суда, однако большинство из неисполнившихся пророчеств (относительно национального вызвышения Израиля, его всемирной миссии, о собрании всех язычников, вечном отдохновении в Ханаане, освобождении от политических врагов) не исполнились в библейские времена, не исполняются сейчас и не исполнятся никогда.

Можем ли мы в таком случае сказать, что пророки, сделавшие такие предсказания (и особенно Моисей, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Иоиль, Софония и Захария) были лжепророками? Нет, не можем, равно как не можем (вслед за сторонниками теории тайного вознесения) согласиться, что эти пророчества сбудутся в наше время. Сторонники упомянутой теории в основу всей своей теологии кладут превратное понимание условности и, стремясь по-своему доказать, что названные библейские писатели действительно были подлинными пророками, говорят о том, что их пророчества сбудутся в последний день.