Пророческое руководство с 1915 года

Елена Уайт умерла в 1915 году, но ее труды продолжали вести Церковь христиан адвентистов седьмого дня и служить ее членам. Члены Церкви в настоящее время располагают не только 24 книгами Елены Уайт, изданными при се жизни, но и богатым дополнительным материалом, ставшим доступным Церкви благодаря попечителям и сотрудникам Комитета по литературному наследию Елены Уайт, который трудился со времени ее кончины.

Комитет по литературному наследию Елены Уайт

Комитет по литературному наследию Елены Уайт является организацией, фактически созданной Еленой Уайт в соответствии с ее завещанием. Хотя она была чрезвычайно духовной личностью и ежедневно жила в ожидании скорого возвращения Господа, она являлась также вполне практичным человеком в том, что касалось земных дел, и сознавала необходимость ответственного к ним отношения до конца земной истории. Именно это чувство постоянной ответственности за весть, дарованную ей Богом, побуждала г-жу Уайт предусмотреть продолжение ее работы после смерти. 9 февраля 1912 года она подписала свое завещание.

Этот документ оговаривал в качестве особого условия, что пять заслуживающих доверия руководителей адвентистской Церкви, имена которых названы в самом завещании, будут выполнять роль попечителей ее трудов до конца их жизни. Со смертью одного попечителя оставшиеся были уполномочены назначать замену.

Обязанность, которую унаследовали попечители, была не малой. На момент смерти Елены Уайт ее литературное наследие состояло более чем из ста тысяч страниц, включая 24 книги, находившиеся в обращении, две рукописи, готовые к публикации, более 5 тысяч периодических статей, более 200 не переиздававшихся трактатов и брошюр, около 6 тысяч напечатанных рукописей (около 40 тысяч страниц), включавших переписку и основные рукописи, приблизительно 2 тысячи рукописных писем, отрывки из дневников и другие документы, которые составляют приблизительно 20 тысяч печатных страниц.

В последние годы Елена Уайт признавала, что в одиночку она не в состоянии контролировать составление компиляций и издание тех частей ее произведений, которые будут полезны для Церкви. В результате она оговорила в завещании в качестве особого условия свое пожелание, чтобы попечители не только осуществляли надзор за продолжавшейся публикацией ее существующих работ> но также готовили их к переводу на разные языки и печатали «компиляции» из ее «рукописей».

Как мы видели в предыдущей главе, Елена Уайт перед смертью предпринимала все усилия, чтобы направить энергию своих работников на издание ее книг. Завещание предусмотрело продолжение этого процесса после ее смерти.

Елена Уайт выразила желание, чтобы те части неопубликованных трудов, которые в общем смысле будут полезны для Церкви и ее членов, стали доступны им. Это желание явилось логическим обоснованием публикации ее «Свидетельств», начатой в 1855 году. Издание очередных Свидетельств вдохновляло ее саму и давало направление ее работе.

В 1905 г. г-жа Уайт написала: «Я стараюсь с помощью Божьей писать письма, которые помогут не только тем, кому они адресованы, но и многим братьям и сестрам, нуждающимся в них» (Избранные вести, т. 3, с. 98). И вновь мы читаем слова, написанные в 1910 г.: «Я многое заносила в дневник, который брала во все свои путешествия, и написанное мною, если это необходимо, должно быть доведено до Людей, даже если раньше я не писала ничего похожего. Я хочу, чтобы все, достойное внимания, появилось, ибо Господь дал мне много света, и я хочу, чтобы люди имели его, так как Господь дал мне наставление для Своего народа. Этот свет должен открываться Божьему народу, строка за строкой, принцип за принципом» (Избранные вести, г. 3, с. 32).

Вестница Божья не сомневалась, что ее произведения будут иметь ценность до конца земной истории. В октябре 1907 года она ясно изложила основную идею, которую впоследствии уточнила в своем завещании, относительно того, что ее произведения должны и впредь направлять Церковь. «Нашему народу, — писала она, — в последние дни был дан обильный свет. Независимо от того, буду я жить или нет, мои труды станут постоянным свидетельством, и их влияние не прекратится до самого конца. Мои труды хранятся в архивах, и даже если я умру, слова, данные мне Господом, еще будут жить и взывать к людям» (Избранные вести, т. 1, с. 55).

Елена Уайт была заинтересована не только в том, чтобы до людей дошли ее опубликованные книги и компиляции ее рукописей. Она считала, что ее статьи, опубликованные в разных периодических изданиях, также имеют непреходящую ценность. В 1903 году г-жа Уайт написала, что «статьи, которые неделю за неделей печатаются в наших газетах, вскоре забываются… Эти статьи следует собрать вместе, перепечатать в форме книги и предложить верующим и неверующим» (Письмо 73, 1993).

Комитет по литературному наследию Елены Уайт серьезно принялся за дело. После смерти автора он осуществлял руководство публикацией 50 книг, собранных из произведений вестницы Божьей. В этих трудах часто освещались темы, важные для Церкви и ее членов. Сами названия книг: «Евангелизм», «Христианский дом», «Советы по работе субботней школы» точно отвечают их содержанию. Такие книги в основном состоят из подобранных коротких советов или утверждений на определенную тему, написанных Еленой Уайт во время ее служения.

Вдобавок к тематическим компиляциям Комитет по литературному наследию Елены Уайт систематизировал ее статьи для публикации в периодических изданиях, разработал «Полный указатель трудов Елены Г. Уайт», финансировал написание шеститомной биографии Елены Уайт ее внуком Артуром Л. Уайт и выпустил компакт-диск с ее опубликованными трудами. Комитет также готовит полное издание ее неопубликованных рукописей в электронном виде. Более того, он поддерживает проекты перевода ее трудов на иностранные языки, что поставило Елену Уайт в один ряд с наиболее переводимыми писателями за всю историю. Говоря без преувеличений, комитет с энтузиазмом выполняет свою задачу, давая возможность Елене Уайт обращаться к людям.

Центр Комитета по литературному наследию Елены Уайт расположен в офисе Генеральной конференции адвентистов седьмого дня, построенном в Сильвер Спрингс, штат Мэриленд. Кроме того, Комитет поддерживает два дополнительных центра исследования, — один в университете Андрюса в Берриен Спрингс, штат Мичиган, а другой в университете Лома Линда, штат Калифорния. Начиная с 1974 г., Комитет по литературному наследию Елены Уайт учреждал также адвентистские центры исследований трудов Елены Уайт на территории основных адвентистских колледжей и университетов вне Северной Америки, включая институты в Аргентине, Бразилии, Великобритании, Австралии, Индии, Корее, Мексике, Нигерии, на Филиппинах, в России и в Южной Африке. В каждом центре содержатся копии документов и других исторических материалов, имеющих отношение к служению Елены Уайт.

Штат Комитета по литературному наследию Е. Г. Уайт состоит из людей, посвященных Церкви адвентистов седьмого дня и хорошо осведомленных о жизни и служении Елены Уайт. Помимо работы по распространению ее произведений и повседневной работы в офисе комитета, они активно проповедуют и проводят семинары по всему миру на темы, относящиеся к жизни и деятельности Елены Уайт.

Официальная позиция Церкви АСД относительно служения Елены Уайт

В основах вероучения христиан адвентистов седьмого дня, официально признанных Церковью, содержится три (из 27) пункта, которые непосредственно относятся к дару пророчества. Пятый пункт говорит о роли Святого Духа в Церкви и отмечает, что «Он наделяет Церковь духовными дарами».

Пункт 16, основываясь на 5-м, обсуждает духовные дары и виды служения. Он указывает, что «во все века

Бог наделял всех членов Своей Церкви духовными дарами, которые каждый член должен использовать на благо Церкви и человечества». Среди даров Святого Духа перечислены такие, как дар веры, дар исцеления и дар пророчества.

Пункт 17 раскрывает пункт 16 и целиком посвящен дару пророчества. Мы полностью процитируем пункт 17, так как это официальная позиция Церкви относительно пророческого дара и служения Елены Уайт. «Пророчество -один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка. Он проявился в служении Елены Г. Уайт, вестницы Господа. Ее труды остаются авторитетным свидетельством истины, служа к утешению, руководству, наставлению и исправлению. Эти труды со всей определенностью утверждают, что Библия есть единственное мерило, которым следует проверять каждое учение и каждый опыт (см. см. Иоил. 2:28, 29; Деян. 2:14-21; Евр. 1:1-3; Откр. 12:17; 19:10)».

Это утверждение, выражающее позицию Церкви, проясняет по крайней мере два вопроса, относящихся к нашему обсуждению. Во-первых, Церковь христиан адвентистов седьмого дня верит в постоянство дара пророчества, и, во-вторых, она принимает служение Елены Уайт как проявление этого дара в настоящее время.

Но утверждение, взятое из основ вероучения, не отвечает на вопрос об индивидуальном принятии верующим особого служения Елены Уайт. Для уточнения нам следует обратиться к формулировке исповедания веры при крещении, записанной в «Церковном руководстве». Восьмой пункт этого использования представляет собой вопрос, обращенный к каждому кандидату на крещение: «Принимаете ли вы библейское учение о духовных дарах и верите ли, что дар пророчества является одним из отличительных признаков Церкви Остатка?»

Из этого утверждения вытекает, что Церковь христиан адвентистов седьмого дня не требует, чтобы ее члены принимали Елену Уайт в качестве пророка. С другой стороны, она требует веры в постоянство духовных даров, делая акцент на даре пророчества. Кроме того, она призывает своих членов верить, что дар пророчества будет характеризовать Божью Церковь последних дней. Следовательно, с прошлого столетия позиция Церкви в сущности не изменилась.

Появится ли другой пророк?

Этот вопрос вызывал глубокий интерес у христиан адвентистов даже перед смертью Елены Уайт. И с тех пор вплоть до нашего времени интерес к нему не пропал.

Ответ довольно прост. Мы не знаем! Призыв к пророческому служению сегодня, как и всегда, находится в Божьих руках и не зависит от человека.

Но если бросить взгляд на доводы, которыми Церковь христиан адвентистов седьмого дня обосновывает пророческую роль Елены Уайт, становится очевидным, что призвание другого пророка и других пророческих даров более, чем вероятно. Из некоторых библейских текстов, используемых в подтверждение дара Елены Уайт и излития духовных даров в последнее время, явствует, что это возможно.

Следовательно, согласно Иоил. 2:28, перед Вторым пришествием Христа произойдет мощное излитие духовных даров. В это время, говорит пророк, «будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения». Стихи 30 и 31, видимо, указывают, что излитие, предсказанное Иисусом, будет иметь место в конце времени.

Подобным образом, такие тексты, как Еф. 4:8,11-13 и 1 Кор. 12:28-30, показывают, что дар пророчества (и другие духовные дары) будут иметь место на протяжении всей христианской эпохи. Эра Духа, начавшаяся в Пятидесятницу, продолжится до Второго пришествия Иисуса Христа. Создается впечатление, что Бог оставил призвание к пророческому служению на Свое усмотрение и использует его тогда, когда считает наилучшим. Чтение Откровения Иоанна Богослова дает основание предположить, что христианская эра завершится с неменьшим проявлением Святого Духа, чем она началась.

Наделение духовной силой и возможность призвания пророка или пророков в будущем остаются во власти Божьей. Такова логика Библии и суть адвентистской богословской мысли относительно духовных даров. Однако любые последующие дары должны быть «проверены» духовными критериями истинности пророческого дарования, которым соответствовало служение и жизнь Елены Уайт в ее дни (см. также 1 Фес. 5:19-21; Ис. 8:20; Мф. 7:15-20; 1Ин.4:1,2).

Для тех, кто хочет прочитать больше

«Ellen G. White Estate, Incorporated,» в Seventh-day Adventist Encyclopedia.

Эта статья освещает работу Комитета по литературному наследию Елены Уайт.